понедельник, 18 сентября 2017 г.

Маленькая планета с веселым именем АРБУЗ



Дорогие любители арбузов, этот пост для вас. Давайте вместе получим неподдельное арбузное удовольствие, способное чуточку скрасить грусть по уходящему лету.







Мы ели арбуз, оглядывая друг друга счастливыми глазами: а как ещё можно есть арбуз?
(Захар Прилепин. Бабушка, осы, арбуз)


Арбуз, по моему глубокому убеждению, воплощает собой какое-то поистине феерическое прославление радости жизни. «Всё в нём гармония, всё диво», да простят меня эстеты, привыкшие к другому объекту этих возвышенных пушкинских строк. Его роскошная круглота достойна полотен Рубенса, а упоительное содержание – беззастенчивого пера Рабле. (Кстати, мысль про Рабле, как выяснилось, не мне первой пришла в голову, а я-то надеялась… Вполне допускаю, что если поискать, то Рубенса с арбузом тоже уже кто-то мог сравнивать.)
Наверно, вы догадались, что я очень люблю арбузы. Вдвойне приятно, что арбузы любят… нет, не меня, а расти на саратовской земле. Для справки: наиболее известным местом, где они у нас растут, является поселок Ровное. Несколько лет назад там даже открыли Музей арбуза, стали организовывать Фестиваль арбуза, включающий костюмированные шествия, конкурсы (например, конкурс на самую увесистую полосатую ягодку), различные выставки, турниры, ярмарки. Праздник приурочен к Дню рождения этого райцентра, проводится в сентябре (в этом году пришелся на 16 сентября).
Мы с вами, не имевшие счастья погулять на фестивале в Ровном, просто обязаны сами себе устроить праздник.

Начнем с детства. Кто из малышни не любит отгадывать загадки?
Про арбуз придуманы такие.

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

Среди бахчи
Зеленые мячи.
Налетела детвора –
От мячей одна кора.

Берега зеленые, а вода красная.

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

Зеленый теленочек на привязи толстеет.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

Рябая курица под плетнём дуется.

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.

Что касается стихотворений про арбуз для детей, то должна сказать, что таких существует превеликое множество, но большую их часть приводить не стану. И дело даже не в том, что их авторы массово и беспощадно эксплуатируют рифму «арбуз – на вкус». Талантливые поэты, кстати, это созвучие тоже использовали (в чем вы чуть позже убедитесь). Плохо, что некоторые стихи в целом напоминают аляповатые, на скорую руку вытесанные поделки из Поднебесной.
Нам халтуры не надо! Почитаем авторов хороших.

Самый короткий стих про арбуз принадлежит, видимо, Владимиру Орлову

У арбуза
всюду пузо.

…сказал он, и улыбка, без сомненья, уже коснулась ваших глаз.

Теперь передадим слово поэтам, более «разговорчивым». И начнем мы как раз с тех, кто не побоялся использовать «ту самую» рифму, но ни один читатель при этом никак не пострадал.

Зинаида Александрова
Арбуз

Вот какой у нас арбуз –
Замечательный на вкус!
Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.

Сейчас чаще всего это стихотворение цитируют именно так, но у него есть, оказывается, продолжение, которое и слегка устарело, и слегка нарушает универсальность первой строфы.

Где ж поспел арбуз такой,
Как варенье сладкий?
Неужели под Москвой,
На колхозной грядке?

Угадали! Наш арбуз
Вырос в Подмосковье.
Сочен, сладок он на вкус –
Ешьте на здоровье!

Ну да ничего! Кому это не нравится  см. первую строфу. И двигаемся дальше по поэтической бахче.

Сильва Капутикян
***
Вот полоска – раз, два, три,
Мякоть спелая внутри.
Это, мамочка, арбуз,
Прямо сахарный на вкус!
Рисовала целый час.
И теперь арбуз у нас!
Только вот что, знаешь, мам,
Я его тебе не дам.
Ты сначала суп доешь,
А потом арбуз нарежь!


Анастасия Орлова
Весёлый арбуз

Был с виду надутый
и важный арбуз,
Но до чего же
весёлый на вкус!
«Ах, как хорошо,
что мы здесь оказались!» –
На блюде арбузные
дольки смеялись.
Арбуз мы весь съели
от корки до корки,
И высятся горкой
смешливые корки,
И я улыбаюсь
арбузной улыбкой,
Широкой и сладкой,
и сахарно-липкой.


Но в поэтической арбузиаде встречаются и те счастливцы, кому удалось вовсе избежать избитой рифмы.

Леонид Сорока
Арбуз

Что за ягода, взгляни-ка,
Нарисованная тут?
Не малиной, не клубникой
Эту ягоду зовут.

Это дедушка всех ягод
По фамилии Арбуз.
Съесть его я даже за год
В одиночку не берусь.

Говорят, арбуз полезный.
Только весит как железный.
А бабуля без труда
Подняла. Вот это да!


Эмма Мошковская
Арбузное солнце

Солнце –
оно полосатое.
Солнце –
оно в кожуре.
Внутри оно очень сладкое!
Солнце у нас на столе!
Солнце
внесли на подносе
У солнца –
маленький хвостик!


Бэла Белова
Про дыню и арбуз

Разрежь-ка дыню, посмотри,
Какие семечки внутри!

И всегда они вот так:
Друг от друга –
Ни на шаг!

Ну а что в арбузе сладком?
Он краснеет от стыда:

Нет
у семечек
порядка,
Разбежались кто куда…

А Григорий Остер попроказничал немножко.

Григорий Остер
(из «Вредных советов»)

Чаще вечером на ужин
Ешьте сочные арбузы,
Запивая их шипучей
Газированной водой,
И тогда вам постоянно,
Ну почти что каждой ночью,
Будет сон приятный сниться
Про журчащий ручеёк.

Однако арбуз – герой не только детских стихотворений. Он иногда вдохновлял и «взрослых» авторов, сумевших наполнить этот, казалось бы, простой образ новым содержанием и важными мыслями.

Замечательный актер и большой поэт Леонид Филатов создал в честь арбуза блистательную оду.

Леонид Филатов
Арбуз

Он возвышался мастодонтом
В горе тугих арбузных тел,
И тот, кто нес его в ладонях,
С натужной радостью кряхтел.
Его раскалывают надвое,
И вот дымится сочный кус,
Горячий, ласковый... Ах, надо ли
Мне вам расписывать арбуз!
О благородный зов утробы,
Святая радость бытия!
Рабле, по меньшей мере, скромно
Живописал Гаргантюа.
Брюзги и снобы, не пытайтесь
Понять, что есть сия еда,
Вам не постичь подобных таинств,
Как ни прискорбно, никогда!
Лишь жизнелюбы и поэты
Поймут, какой чудесный вкус
У этой маленькой планеты
С веселым именем АРБУЗ!

Ежели вы думаете, что арбуз может вызывать исключительно веселые ассоциации, то ошибаетесь.
Есть, к примеру, стихотворение «Арбуз», с которым поэт Эдуард Багрицкий вошел в большую литературу. В нём столько всего переплелось: и жестокая буря, и светлая печаль, и всё (даже смерть!) побеждающая любовь. Некоторые критики видят в его строках и отклик на исторические реалии молодой страны Советов начала 20-х годов XX века. Впрочем, прочитайте и сами составьте собственное мнение.


Эдуард Багрицкий
Арбуз

Свежак надрывается. Прет на рожон
Азовского моря корыто.
Арбуз на арбузе – и трюм нагружен,
Арбузами пристань покрыта.

Не пить первача в дорассветную стыдь,
На скучном зевать карауле,
Три дня и три ночи придется проплыть –
И мы паруса развернули...

В густой бородач ударяет бурун,
Чтоб брызгами вдрызг разлететься;
Я выберу звонкий, как бубен, кавун –
И ножиком вырежу сердце...

Пустынное солнце садится в рассол,
И выпихнут месяц волнами...
Свежак задувает!
Наотмашь!
Пошел!
Дубок, шевели парусами!

Густыми барашками море полно,
И трутся арбузы, и в трюме темно...
В два пальца, по-боцмански, ветер свистит,
И тучи сколочены плотно.
И ерзает руль, и обшивка трещит,
И забраны в рифы полотна.

Сквозь волны – навылет!
Сквозь дождь – наугад!
В свистящем гонимые мыле,
Мы рыщем на ощупь...
Навзрыд и не в лад
Храпят полотняные крылья.

Мы втянуты в дикую карусель.
И море топочет как рынок,
На мель нас кидает,
Нас гонит на мель
Последняя наша путина!

Козлами кудлатыми море полно,
И трутся арбузы, и в трюме темно...

Я песни последней еще не сложил,
А смертную чую прохладу...
Я в карты играл, я бродягою жил,
И море приносит награду, –
Мне жизни веселой теперь не сберечь –
И руль оторвало, и в кузове течь!..

Пустынное солнце над морем встает,
Чтоб воздуху таять и греться;
Не видно дубка, и по волнам плывет
Кавун с нарисованным сердцем...

В густой бородач ударяет бурун,
Скумбрийная стая играет,
Низовый на зыби качает кавун –
И к берегу он подплывает...
Конец путешествию здесь он найдет,
Окончены ветер и качка, –
Кавун с нарисованным сердцем берет
Любимая мною казачка...

И некому здесь надоумить ее,
Что в руки взяла она сердце мое!..
1924

Через годы, во времена не менее знаковые и революционные, не менее знаменитый в своем поколении бунтарей-«шестидесятников» поэт Андрей Вознесенский тоже написал стихотворение об арбузах.

Андрей Вознесенский
Торгуют арбузами

Москва завалена арбузами.
Пахнуло волей без границ.
И веет силой необузданной
От возбужденных продавщиц.

Палатки. Гвалт. Платки девчат.
Хохочут. Сдачею стучат.
Ножи и вырезок тузы.
«Держи, хозяин, не тужи!»

Кому кавун? Сейчас расколется!
И так же сочны и вкусны
Милиционерские околыши
И мотороллер у стены.

И так же весело и свойски,
как те арбузы у ворот –
земля
     мотается
               в авоське
меридианов и широт!


Как видите, у Вознесенского прозвучала мысль про сходство арбуза с земным шаром. Но пока еще как-то бесшабашно и молодо.

Совсем иное настроение царит в стихотворении поэта Расула Гамзатова.

Расул Гамзатов
***
Шар земной, для одних ты арбуз. На куски
Разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.

Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты – лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю – не плачь,
Кровь смываю твою и пою над тобою.

Пожалуй, именно гамзатовское тревожное восприятие сегодня для нас как никогда близко и ясно.

Но не хочется заканчивать пост про арбуз на такой грустной ноте. Пора вернуть душе радость и оптимизм. Столь же планетарного масштаба.


Для этого очень подойдет стихотворение Евгения Евтушенко «Пролог (Я разный...)». Кто-то может сказать, что оно не совсем про арбуз. Вернее, совсем не про арбуз. Но, по-моему, главное не в том. Он ведь здесь, пусть и в качестве мимолётного штриха, включён в картину цельного, яркого, полноценного и сложного бытия человека, его жажды и интереса к жизни, желания всё увидеть и узнать, и наслаждаться этой возможностью.

Евгений Евтушенко
Пролог (Я разный...)

Я разный –
      я натруженный и праздный.
Я целе-
     и нецелесообразный.
Я весь несовместимый,
                неудобный,
застенчивый и наглый,
               злой и добрый.
Я так люблю,
          чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось
от запада
     и до востока,
от зависти
     и до восторга!
Я знаю – вы мне скажете:
          «Где цельность?»
О, в этом всем огромная есть ценность!
Я вам необходим.
Я доверху завален,
как сеном молодым
машина грузовая.
Лечу сквозь голоса,
сквозь ветки, свет и щебет,
и –
  бабочки
       в глаза,
и –
   сено
     прёт
        сквозь щели!
Да здравствуют движение и жаркость,
и жадность,
     торжествующая жадность!
Границы мне мешают...
               Мне неловко
не знать Буэнос-Айреса,
               Нью-Йорка.
Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,
со всеми говорить –
          пускай на ломаном.
Мальчишкой,
          на автобусе повисшим,
Хочу проехать утренним Парижем!
Хочу искусства разного,
                    как я!
Пусть мне искусство не дает житья
и обступает пусть со всех сторон...
Да я и так искусством осаждён.
Я в самом разном сам собой увиден.
Мне близки
     и Есенин,
          и Уитмен,
и Мусоргским охваченная сцена,
и девственные линии Гогена.
Мне нравится
         и на коньках кататься,
и, черкая пером,
          не спать ночей.
Мне нравится
     в лицо врагу смеяться
и женщину нести через ручей.
Вгрызаюсь в книги
          и дрова таскаю,
грущу,
     чего-то смутного ищу,
и алыми морозными кусками
арбуза августовского хрущу.
Пою и пью,
     не думая о смерти,
раскинув руки,
          падаю в траву,
и если я умру
          на белом свете,
то я умру от счастья,
               что живу.
1955

Желаю вам, дорогие мои друзья, такого же полного ощущения счастья! А арбуз – это тоже его частица. Пусть маленькая, но такая сочная!

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

Художественные произведения,
в сюжете которых присутствует арбуз

Сказки народов мира

Арбуз (индийская сказка)                      
Бай и казий (узбекская сказка)
Отчего лук стал горьким (армянская сказка)
Секрет молодости (аварская сказка)
Сура Менггала (индонезийская сказка)
Три арбузных семечка (узбекская сказка)

Авторские литературные произведения

Для детей
Александрова Зинаида. Арбуз (стихотворение)
Аткай. Белый голубь (дагестанская сказка). Перевод С. Я. Маршака
Белова Бэла. Про дыню и арбуз (стихотворение)
Гиневский Александр. Арбузы без очереди (рассказ)
Горбачев Валерий. Кому достался арбуз? (сказка)
Гребан Квентин. Арбузный путь (сказка)
Драгунский Виктор. Англичанин Павля. Арбузный переулок (рассказы)
Иванов Альберт. Как Суслик арбуз съел (сказка)
Иванов Федор. Арбуз (сказка)
Ильина Елена. Хан и арбуз (стихотворение)
Капустюк Наталья. Арбуз-генералиссимус. Ленивый арбуз. Не верю! (стихотворения)
Капутикян Сильва. Вот полоска – раз, два, три (стихотворение)
Кравченко Елена. Арбузное плавание (стихотворение)
Кургузов Олег. Сколько весит голова? (рассказ)
Лисаченко Алексей. Алфавитные сказки
Лукашкина Маша. Арбуз (стихотворение)
Мамонтова Елена. Ценный груз (стихотворение)
Мошковская Эмма. Арбузное солнце (стихотворение)
Нестеренко Владимир. Как арбуз стал полосатым (сказка)
Носов Николай. Приключения Незнайки и его друзей (глава «Путешествие по городу»)
Огурцова Лидия. Арбуз (стихотворение)
Орлова Анастасия. Веселый арбуз (стихотворение)
Остер Григорий. Чаще вечером на ужин (из «Вредных советов»)
Соломко Наталия. Волга. От арбуза до мамонта (книга)
Сорока Леонид. Арбуз (стихотворение)
Успенский Эдуард. Рассказ о том, как моя соседка Наталья Ивановна покупала арбуз (рассказ)
Успенский Эдуард. Рассказ о том, как моя соседка Наталья Ивановна покупала арбуз
Фархади Раим. Сахарный арбуз (стихотворение)
Хуснутдинова Роза. Арбуз (сказка)
Шмидт Анни. Арбуз (рассказ)
Шульжик Валерий. Два арбуза (стихотворение)

Для взрослых читателей
Агашина Маргарита. Арбуз (стихотворение)
Багрицкий Эдуард. Арбуз (стихотворение)
Бротиган Ричард. В арбузном сахаре (роман)
Вознесенский Андрей. Торгуют арбузами (стихотворение)
Гамзатов Расул. Шар земной, для одних ты арбуз (стихотворение)
Зощенко Михаил. Стакан (рассказ)
Клещин Константин. Арбуз (рассказ)
Лапин Борис. Арбузная корочка (Коэффициент Маггера) (фантастический рассказ)
Левитанский Юрий. Арбуз (стихотворение)
Ленч Леонид. Арбуз (рассказ)
Михалков Сергей. Арбуз (басня)
Прилепин Захар. Бабушка, осы, арбуз (рассказ)
Тэффи Надежда. «Де» (рассказ)
Уоллес Дениел. Арбузный король (роман)
Филатов Леонид. Арбуз (стихотворение)
Черкас Наталья. Арбуз (сказка для взрослых)
Шелкова Елена. Побег арбузов (стихотворение)

6 комментариев :

  1. Агния, замечательный арбузный пост! Я сразу арбуз захотела!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, от всей души приветствую единомышленника!)) Представляете, что я испытала, когда готовила этот пост и прочитала об арбузах раза в три больше, чем опубликовала? Хорошо, что еще можно пойти да и купить арбузик. Надо только, чтобы зимой этот пост на глаза не попадался.

      Удалить
  2. Хочу арбуз!!! Съем и обязательно дочитаю пост. Честное слово!

    ОтветитьУдалить
  3. 19 сентября провели мероприятие по Сталинграду. Результат был превосходный. Студенты - неравнодушные, хорошие. С радостью наелась арбуза... Пост - интересный! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо, что поделились замечательной новостью! От души поздравляю Вас с успехом! Это невероятно здорово, когда студенты не "для галочки" присутствуют на мероприятии (особенно такого рода), а по-настоящему, сердцем откликаются. Мы, когда это у себя наблюдаем, тоже всегда очень вдохновляемся и испытываем оптимизм в отношении молодого поколения.
      Ну и рада, что поспособствовала арбузному удовольствию!))

      Удалить