Страницы

воскресенье, 27 января 2013 г.

Чтоб стать МУЖЧИНОЙ – мало им родиться...


Обращение к некоторым именам и их славным носителям уже предпринималось мной ранее. Как выяснилось, эти материалы пользуются определённым успехом. Потому решила продолжить подобный опыт. Сегодня познакомимся с ещё одним именем, которое всегда входило, если не в пятёрку, то в десятку самых популярных в России. Как утверждают некоторые источники, его носит около пяти процентов наших мужчин.
Оно имеет греческое происхождение и, как и положено имени, предназначенному для представителя сильного пола, переводится как «мужчина, мужественный». Вы, наверное, уж догадываетесь, что речь идёт об имени…
  

Андрей.

Михаил Львов написал когда-то:
Чтоб стать мужчиной   мало им родиться,
чтоб стать железом  мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле,
но ты   солдат, и всё сумей принять:
от поцелуя женского до пули,
и научись в бою не отступать.
Готовность к смерти   тоже ведь оружье,
и ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
и потому живут в веках они.

Пусть это стихотворение послужит нам чем-то вроде эпиграфа...

Именин у Андреев в течение года довольно много, но самые первые – 27 января (по другим источникам – 26 января), а ближайшие зимние 17 и 21 февраля.
Почитала про характер Андреев. Хотите верьте, хотите не верьте, но в книге Б. Ю. Хигира  «Полная энциклопедия имён : Мужские имена» (она есть в нашем отделе, между прочим:)) написано так (привожу фрагменты):  «Мечтателен и изобретателен (...) В школьном возрасте становится более уравновешенным, сдержанным, умеет себя контролировать, однако он борец за справедливость, очень независим, горд. (...) По натуре он философ (...)»
Это в целом, а дальше описываются особенности характера Андрея в зависимости от времени года, в которое он родился.
Например,  «весенний»  – обладает литературным даром и владеет ораторским искусством, целеустремлённый и настырный в достижении цели. 
«Летний»  – весельчак, любимец компании. 
«Зимний»  – серьёзен, собран. Считает себя человеком разума, а не эмоций. 
Ну и «осенний»  – обладает острым умом, высоким интеллектом, хорошей памятью. Очень осторожен, разборчив в знакомствах.
Повторю, что привела я лишь самые первые фразы, а их там ещё довольно много наберётся.
Но пора переходить к тем конкретным Андреям, о которых решила вам сегодня рассказать. Конечно ни в коей мере не претендую на полноту биографий, но хочу, чтобы эти люди стали для вас чуть более близкими и живыми, несмотря на то, что никого из них уже нет на свете.

Много достойнейших людей звались именно так. Начнём «по старшинству».
Самым загадочным Андреем изо всех сегодняшних тёзок, бесспорно, является Андрей Рублёв.
Кто не слышал имя величайшего русского иконописца, не видел его творения? Но и не более того. А что это был за человек, каковы подробности его биографии и творческой жизни?
К сожалению, на эти вопросы не сможет с полной уверенностью ответить ни один человек, живущий на планете. Слишком уж давно закончен земной путь Рублёва, а, кроме того, будучи монахом, он не имел права подписывать и датировать свои работы. Ведь это было выполнением его священного долга.
Даже год и место рождения Андрея Рублёва называют приблизительно. Большинство исследователей считают таковым 1360 год и Центральную Россию, скорее всего, Московское княжество.
Настоящее имя, кстати, тоже неизвестно. Да-да! При рождении его звали совершенно по-другому, ведь, принимая монашеский постриг, человек «умирает» для мирской жизни, но «рождается» вновь для жизни духовной, и в связи с этим выбирает новое имя. Таким образом, Андрей – имя, принятое Рублёвым при постриге. 
Еще одна икона с изображением Андрея Рублёва
С фамилией тоже сложности. На первый взгляд она от слова «рубль», но – не факт. Впервые это слово встречается в новгородской берестяной грамоте конца XIII века и означает новгородский слиток, по весу совпадавший с гривной серебра. Постепенно в течение XIV-XV вв. рубль становится счётно-денежной единицей. Первые рублевые монеты появились в 1654 г., т.е. случилось это гораздо позже того времени, когда жил наш герой. 
Короче говоря, большинство учёных не считает рубль, каким-то образом «виновным» в происхождении этой фамилии.
Но не будем унывать, нашлось ещё одно очень похожее слово, существующее с незапамятных времён и ставшее прозвищем некоторых наших предков – «рубель». Оно имеет следующие значения: «деревянная доска с поперечными желобками, валёк для глажения белья» (южн., тамб.), «жердь с зарубками на конце, которой прижимают сено к телеге» (курск.). Как видите, эти слова появились в местностях, удалённых от места рождения Андрея. 
А в этимологическом словаре Ю. Федосюка  «Русские фамилии» (кстати, он тоже есть в нашем фонде) написана ещё и такая любопытная фраза:  «...Если так [т.е. фамилия от названия жерди  прим. моё], то родоначальник его был человеком высокого роста». Почему бы и нет!
Вот и по мнению российского историка С. Б. Веселовского, в основе фамилии знаменитого иконописца лежит как раз слово «рубель», (хотя и имеющим другое значение) и, скорее всего, указывает на его происхождение из ремесленной среды, потому что «рубель» – ещё и инструмент для накатки кож (как говорится в словаре В. И. Даля, «кожи, при выделке, накатывают накаткою, рубчатым катком»). 
Но довольно о фамилии! Вернёмся к личности.
В период Куликовской битвы  в 1380 году Рублёв, будучи совсем молодым человеком, уже входил в княжескую артель мастеров, которая шла из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В те времена подобные люди ценились очень высоко, потому Андрей и не принимал, скорее всего, участие в этой невероятной по значению исторической битве, хотя, конечно, её след не мог пролечь, минуя его человеческое и творческое сознание.
По преданию, Андрей Рублёв был спокойным и кротким человеком, а его главными занятиями в жизни стали монастырская служба, искусство и размышления.
Первое летописное упоминание о нём относится к 1405 году, в котором говорится, что исполнение росписей Благовещенского собора в Московском Кремле было поручено знаменитому Феофану Греку, мастеру Прохору («старцу с Городца») и чернецу Андрею Рублёву. Из записи и следует, что к этому времени он уже успел стать монахом и получить известное нам имя.
Андрей Рублёв. Благовещенье
Андрей Рублёв. Вознесение Господне
В 1408 году появляется второе летописное упоминание – о том, что Рублёв с «иконником Данилой» (Даниилом Чёрным) 25 мая начал расписывать Успенский собор во Владимире.
Этот собор считался кафедральным собором Русской Церкви, потому работа была не только почётной, но и ответственной. Построенный в XII веке (при Андрее Боголюбском) он пережил татаро-монгольское нашествие и сильно пострадал, а его росписи погибли. Потому великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, и повелел заменить утраченное.
Эти росписи и сейчас можно увидеть там. В частности, фрески «Страшный суд».

К сожалению, от них сохранились лишь фрагменты, да и те находятся под реальной угрозой гибели в связи с несоблюдением температурно-влажностного режима (из-за несовершенных систем вентиляции и отопления храма, а также от копоти свечей). 
Такие факты не могут не тревожить душу! Ведь гениальные творения Андрея Рублёва являются достоянием не только русского, но мирового искусства. Именно в тех росписях иконописец отошёл от византийских традиций (не выходя при этом за рамки иконографии) и явил русский стиль. Здесь вы почувствуете не ужас перед Страшным Судом, а надежду на переход в светлую и вечную загробную жизнь, упование на милосердие Иисуса Христа, сострадающего и прощающего. 
Работы проникнуты невероятно глубокими и тонкими чувствами, полны жизненности, человечности. Например, рассматривая те самые фрески «Страшный суд», можно увидеть, что у апостолов, праведников, запечатлённых на них, простые русские лица... 
Страшный Суд. Фрагмент
Пока шла работа во Владимире, под Москвой войско татарского хана Едигея сожгло множество городов. В эту лихую пору пострадал и Троицкий монастырь. Его настоятелем был игумен Никон. В середине 20-х годов XV века он пригласил Даниила Черного и Андрея Рублёва расписать новый каменный собор Святой Троицы.
Именно там и была создана работа, обессмертившая имя иконописца, – «Троица», на которой изображены три прекрасных ангела – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Всё в ней, включая композицию, изображённые фигуры, необыкновенное цветовое решение, представляет собой уникальное в своей гармоничности произведение, не имеющее аналогов в мировом искусстве.
Андрей Рублёв. Троица
Не могу умолчать и о том, что Андрей Рублёв занимался оформлением книг. Например, он работал над Напрестольным Евангелием («Евангелие Хитрово» по фамилии владельца) и сделал четыре миниатюры евангелистов. Одна из них изображала ангела с книгой в руках (традиционный символ Матфея).
Самой, пожалуй, доказанной в хронологии является лишь дата смерти иконописца: 29 января 1430 года. Её установил реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII века с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря, с которым были связаны последние годы чернеца Андрея. Плита, к сожалению, утрачена в 30-е гг. XX века, когда монастырское кладбище уничтожили.
Андрей Рублёв расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре.
Миниатюра из лицевого жития преп. Сергия Радонежского
Таким образом, Рублёву было отпущено примерно 70 земных лет, но он пережил своё время и остался в истории, как автор гениальных творений, наполненных мудростью и гармонией, мечтой об идеале и красоте.
Современники были уверены в его святости, но причислен к лику святых преподобный Андрей Рублёв только в 1988 г.
Памятник Андрею Рублёву во Владимире.
Скульптор О. Комов
Памятник Андрею Рублёву у Московского Спасо-Андроникова монастыря.
Скульптор О.Комов

В нашем отделе вы сможете познакомиться со следующими изданиями (часть из которых была использована при подготовке поста)

Книги
Даниэль, С. От иконы до авангарда: шедевры русской живописи / С. Даниэль. – СПб., 2000. – 368 с.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека : Искусство России / под ред. В. Бутромеева. – М., 1997. – 400 с.
Кто есть кто : новейш. справ. школьника. – М., 2007. – 1120 с.
Русские художники : энцикл. словарь. – СПб., 864 с.
100 великих картин / сост. Н. А. Ионина. – М., 2000. – 512 с.
Федосюк, Ю. Русские фамилии : попул. этимол. словарь / Ю. Федосюк.  – Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2002. – 240 с.

Статьи из периодических изданий,
посвященные жизни и творчеству Андрея Рублёва
Аристов, А. Апостол Павел / А. Аристов // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». - 2005. - N 5. - С. 12-14.

Глебкина, Н. Андрей Рублев / Н. Глебкина // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». - 2005. - N 5. - С. 9.

Голубева, Т. С. Об истории в начальной школе / Т. С. Голубева // Начальная школа. - 2005. - N 1. - С. 36-42.

Дробот, Г. Ветхозаветная Троица / Г. Дробот // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». - 2005. - N 5. - С. 12-15.

Лосева, А. «Троица» Феофана Грека и «Троица» Андрея Рублева / А. Лосева // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». - 2006. - N 6. - С. 16-17.

Перхавко, В. Б. Андрей Рублев на фоне эпохи / В. Б. Перхавко // Преподавание истории в школе. - 2011. - N 3. - С. 29-30. - Историко-обществоведческий материал о жизни и творчестве А. Рублева.

Смородинова, П. Л. Древнерусская живопись конца XIV – начала XV веков: Андрей Рублев : (конспект урока МХК в 10 классе) / П. Л. Смородинова // Русская словесность. - 2010. - N 4. - (Мировая художественная культура. - 2010. - N 4. - С. 2-7). - Конспект урока по творчеству Андрея Рублева.

Тезисы к уроку МХК // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». - 2005. - N 5. - С. 14, 16.

Щербакова, А. А. Художник милостью божьей / А. А. Щербакова // Читаем, учимся, играем. - 2010. - N 9. - С.81-84.

А также интересные ресурсы сети интернет:
Андрей Рублёв: http://andrey-rublev.ru/
Биографии знаменитых людей:
 http://biopeoples.ru/hudozhnik/997-andrejj-rubljov.html


Теперь, друзья, перемахнём через столетия и очутимся в совсем недавнем прошлом. На этот раз мы встречаемся с человеком, служившем музыке, – не менее огромной стихии, чем изобразительное искусство.
Тут с датами и именами всё в порядке. Они хорошо известны. Правда, фамилия его – не самый яркий в России опознавательный знак, но наш герой сумел её прославить.
Итак, композитор Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года, в интеллигентной ленинградской семье. Отец – военный хирург (в годы Великой Отечественной служил в полевых госпиталях). Мама – художница О. П. Ваулина. 
Ваулина О.П. Игра в шахматы
(приглядывалась я, приглядывалась, но так и не поняла,
похож ли Андрей Петров на кого-то из игроков :)))

Заниматься музыкой Андрей начал в 1939 году (сначала на рояле, а позже и на скрипке). Война вынудила семью эвакуироваться в Ленинск-Кузнецкий (это недалеко от Кемерово).
В этот период у мальчика появляется интерес к сочинительству. И, кстати, не только мелодий. Он писал рассказы, пытался даже роман создать. Но всё-таки любовь к музыке оказалась сильнее. 
В 1945 году, по возвращении в Ленинград, юноша, «обдумавший житьё», решил поступать в музыкальное училище при консерватории. На экзамене он представил свои фортепианные пьесы. Как признавался потом сам Андрей Павлович, пьесы были не слишком удачные, но в этом году поступающих оказалось мало и его приняли. Зато к поступлению в консерваторию через несколько лет он подготовился блестяще!
Во время учебы Андрей Петров познакомился со своей будущей супругой Натальей.
Он рассказывал: «Любовь ведь бывает разная. Бывает, ты влюбляешься с первого взгляда. А у нас всё началось с дружбы. Я ещё какое-то время расстраивался по поводу предыдущей девушки, тем более что мы все вместе учились. Я постепенно отходил от той любви. Но сейчас думаю, что любовь, основанная на дружбе, — это надежней, чем любовь-вспышка. Поженились мы за несколько месяцев до окончания учёбы. Раньше было никак — нам обоим нужно было учиться. Кроме того, я жил в одной комнате в коммуналке с родителями и сестрой, у Наташи с её мамой была та же история. А тут как раз начались разговоры про распределение — раньше образование было бесплатным, но молодые специалисты были обязаны отработать 4–5 лет в том месте, куда тебя пошлют. Поскольку я оставался учиться в аспирантуре, мы решили не рисковать, чтобы не разлучаться. Обратились в загс, нам предложили 23 февраля. Мы согласились с удовольствием: во-первых, никто не забудет день свадьбы. Во-вторых, в этот день всегда салют — словно бы в нашу честь! Но до окончания учёбы мы так и продолжали жить каждый у своих родителей. А потом переехали в дом в Ольгино, который купили мои родители. Там мы прожили два года: Наташа работала преподавателем в музыкальной школе, а я редактором в издательстве. Каждый день ездили в город на электричке».
Довольно быстро юный композитор почувствовал, что всё более и более его привлекает современная тематика. Эта тяга и определила во многом творческий путь нашего героя.
Совершенно необходимой для дальнейшего становления стала для него работа в Ленинградском академическом театре драмы, где он писал музыку к спектаклям. Это явилось для Андрея Петрова настоящей школой, опыт которой пригодился ему затем в создании киномузыки, ставшей его «визитной карточкой». 
В начале  60-х гг. XX века во всех смыслах зазвучали музыкальные сочинения к кинофильмам «Человек-амфибия» (по мотивам ром А. Беляева, 1961), «Путь к причалу» (1962) и «Я шагаю по Москве» (1963). И тогда, и до сих пор песни Петрова из этих фильмов любимы слушателями всех возрастов.
Кадр из фильма "Человек-амфибия"
Успех композитора складывался и в процессе сотрудничества с замечательными режиссёрами. Наиболее плодотворным оно стало с Эльдаром Рязановым и Георгием Данелией.
С режиссёром Георгием Данелией
Работа с первым из них подарила нам блистательную музыку к таким фильмам, как «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные». Со вторым – к фильмам «Осенний марафон», «Тридцать три» и ряду других картин.
Кадр из фильма "Служебный роман"

Помню, как Эльдар Рязанов, с присущим ему юмором, рассказывал в какой-то телепередаче о настоящих «войнах», развёртывавшихся между ним и Данелией за привлечение к совместной работе «особо ценного» Андрея Павловича :)) 
Но Петров не хотел превращаться только лишь в кинокомпозитора. Ему всегда была интересна широкая жанровая палитра. На протяжении всей своей творческой жизни он создавал ещё и музыку к балетам, симфонии, сюиты, оперы. 
Например, в 1968-1970 гг. композитор пишет балет «Сотворение мира».

Если вы спросите, что он из себя представляет, то сам Андрей Павлович говорил так: «…Я думал о том, что музыкальный мир современного человека включает в себя и Баха, и шансоны, и Шостаковича, и джаз. А если всё это может гармонично жить в одном человеке, то почему оно не может существовать в одном произведении».
Балет, видимо, кроме «скользкой темы», и за это тоже был нещадно раскритикован властями и некоторое время даже запрещён. Позже его много раз ставили в отечественных и зарубежных театрах, и он имел несомненный зрительский успех.
В 1973-1975 гг. рождается монументальная опера в десяти фресках «Пётр Первый». Можно назвать ещё и такие произведения, как балет (вокально-хореографическая симфония) «Пушкин. Размышления о поэте» (1979), опера-феерия «Маяковский начинается» (1983), мюзикл «Капитанская дочка» (2001), одночастная симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1986) и др.
Чем же всегда так нравился (отмечу, что абсолютно заслуженно!) композитор Андрей Петров большинству меломанов? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно послушать любое его произведение, и вы сами скажете, что замечательной чертой стиля композитора являются прекрасные мелодии и берущая за душу лирика. Ведь «каждый пишет, как он дышит», по выражению Булата Окуджавы. Судя по музыке А. П. Петрова, дышал он добрым и чистым воздухом истинного романтика.
Это подтвердил в одном интервью и сам мастер.
– Ваша музыка, чаще всего, грустная. Это свойство вашего характера?
– Когда я ещё не думал о профессии музыканта, моими любимыми писателями были такие романтики, как Грин, Паустовский. Мне до сих пор нравится такая светлая романтическая литература. Если в моей музыке бывает минорная тональность, то это, скорее всего, светлая печаль, но не печаль, оставшаяся на всю жизнь.

Андрей Павлович был удивительно отзывчивым человеком. Он много лет занимался общественной деятельностью, помогал людям словом и делом.
К сожалению, композитора не стало 15 февраля 2006 года, но музыка более чем к 80 фильмам, его произведения для музыкального театра, оркестровые и другие произведения продолжают жить и радовать слушателей.
Георгий Данелия в интервью рассказывал: «Это был мой лучший друг. Он был удивительно светлый человек. Есть такое понятие – «светлый ангел», к нему бы оно очень подошло. Чтобы понять, какой он был, достаточно послушать его музыку. Такую открытую, такую оптимистичную, всегда добрую, всегда человечную. Я с ним работал сорок пять лет. И я ни разу не видел его угрюмым, сердитым, раздраженным. Это всегда был очень внимательный, благонастроенный к людям человек. Конечно, его музыка во многом сделала те фильмы, над которыми мы работали вместе. И конечно, прежде всего – «Я шагаю по Москве». Этот фильм жив и известен сегодня в основном благодаря прекрасной музыке Андрея. А сделали мы с ним фильмов много...».

В нашем отделе вы сможете познакомиться
со следующими изданиями,
посвященными жизни и творчеству Андрея Петрова
 (часть из которых была использована при подготовке поста)

Андрей Павлович Петров // Русские композиторы : История отечественной музыки в биографиях её творцов : [справ.-биогр. издание]. – Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001. – С. 401-404.
Андрей Петров // Композиторы. Век XX : краткие биогр. сведения о композиторах и их высказывания о музыке / сост. Н. Хотунцов. – СПб., 2001. – С. 89-90.
Андрей Петров : сотворение музыки  // Балет. 2004. N 2. С. 24-25.
Гуревич, В. ...Большое видится на расстояньи / В. Гуревич // Музыкальная академия. 2010. N 4. С. 102-104.
О творчестве российского композитора Андрея Павловича Петрова.
Тараканова, О. Я никогда не задумывался, кто будет слушать мою музыку / О. Тараканова // Учительская газета. 2004. N 18. С. 24.

Использован также ресурс:
Фонд Андрея Петрова: http://www.fondpetrov.ru/


В те же годы, что и Андрей Петров, родился и работал третий наш герой один из самых необычных и талантливых режиссёров мира – Андрей Тарковский (4.04.1932-29.12.1986). 

Не все воспринимают его кино лояльно. Кто-то нещадно ругает за сложность, кто-то – за неспешность повествования, кто-то упрекает многозначительностью, по их мнению, нарочитой. Есть и другие претензии... 
Спорить не буду! «Каждый выбирает по себе» (на этот раз цитирую Ю. Левитанского).
И не только зрители, но и власти практически всегда запрещали и «не пущали». Всегда – через запреты, через препоны, через непонимание и даже враждебность.
Наиболее яркими стали в судьбе кинорежиссёра семидесятые годы XX века. К этому времени он вполне мог бы считаться успешным профессионалом. В его «копилке» – главный приз Международного кинофестиваля в Венеции за фильм «Иваново детство» (1962 г.; история о судьбе мальчика, который страстно желает отомстить фашистам за счастье, отнятое войной).
Получен приз Международной федерации кинопрессы – ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1969 г. за картину «Андрей Рублёв» (1966) (слышите перекличку двух наших Андреев?), в которой Тарковский показал художника-праведника, человека с чистейшей душой среди страшной вакханалии междуусобных войн, безжалостных иноземных набегов начала XV века.
Анатолий Солоницын.
Главная роль в фильме "Андрей Рублёв"

Не могу не привести здесь отрывки из воспоминаний, показывающие, как этот фильм «пробивал» себе дорогу, какие баталии приходилось переживать режиссёру.
«В середине 1966 года на заседании коллегии Госкино СССР состоялся показ только что смонтированного фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». Картину просмотрели на одном дыхании, несмотря на то, что она шла три часа пятнадцать минут. Чуть меньше времени ушло на её обсуждение. Фильм произвёл огромное впечатление. Многие из выступавших говорили о нём как о выдающемся произведении искусства.
«Все они очень-очень хвалили картину, — вспоминал Тарковский, — и это было весьма неожиданно для меня, потому что я еще сам не понимал, что получилось. И это меня очень поддержало. Я был очень благодарен коллегам, и для меня было много неожиданностей в тех комплементах, которые они мне расточали. И эта коллегия как-то очень-очень хорошо на меня подействовала». (…)

Сначала прямо на заседании коллегии фильм решено было отправить на Каннский фестиваль. «Коробки с пленкой уже ждали своего рейса в Шереметьево, — рассказывал Андрей Арсеньевич, — когда в приёмную секретаря ЦК КПСС Демичева прозвонился один известный советский режиссер и сказал: «Что же вы, товарищи, делаете? Вы посылаете на западный фестиваль картину антирусскую, антипатриотическую и антиисторическую, да и вообще организованную «вокруг Рублёва» в каком-то западном духе конструирования рассказа о личности».
«Страсти по Андрею» вернули из Шереметьева. (…)
К концу года появилась новая, сокращенная, версия ленты под новым «менее религиозным» названием «Андрей Рублёв», но аппаратный механизм было уже не остановить. Начались публикации. Один кинокритик договорился до того, что назвал фильм Тарковского «неправославным», поскольку его главный герой явно страдает индивидуализмом. По тем временам это звучало более, чем оригинально. «Вечерняя Москва», всхлипывая, сообщала читателям о том, что на съемках «Рублёва» режиссер покалечил лошадь и сжёг живьём корову. Хотя на самом деле, пылающая корова, как и всякий каскадёр, была тщательно укрыта асбестом, а лошадь взяли с живодёрни уже больной.
«Вся эта кампания со злобными и беспринципными выпадами, — писал Тарковский председателю Госкино Романову, — воспринимается мной не более и не менее как травля». (…)
В таком же духе он написал письмо генеральному директору «Мосфильма» Сурину. «Сейчас я остался в одиночестве, ибо струсили и продали свою точку зрения все, кто ранее рукоплескал фильму. И Вы, Владимир Николаевич, в том числе. Вы-то, будучи опытным руководителем, не рукоплескали, правда… И теперь Вы толкаете меня на свидание с начальством в ЦК одного (!). Как будто сценарий не был утвержден, как будто фильм не был принят и не присуждена ему 1-я категория… Вы говорите, что существуют и отрицательные мнения начальства о «Рублёве». Ну и что же? В свое время Толстой ругал Шекспира и Вагнера. Но ни тот не другой не стал от этого бездарнее, чем хотелось Льву Николаевичу. Можно жить и так, чтобы выклянчить себе право на работу. Я так жить не могу, не хочу и не буду. Пополам жить нельзя. Примите уверения в совершенном уважении. Андрей Тарковский». (…)

Представьте себе, друзья мои, какое мужество надо было иметь, как верить в то, что делаешь, чтобы написать такое письмо в то время!

Тарковский, крещеный при рождении, но не знавший толком православия, теперь открывал для себя библейские истины вместе со своим «Рублёвым». В конце работы над фильмом Андрей Арсеньевич был уже глубоко верующим христианином.
И перемонтировал он картину так, чтобы было понятно: во все, даже в самые тяжелые времена, при всех режимах и правительствах, человек должен быть милосердным, должен хоть немного любить не себя одного, а ближнего, должен быть Человеком. Именно по этому признаку одни после Страшного суда пойдут «в муку вечную, а другие – в жизнь вечную». (…)
Когда «Рублева» вернули из Шереметьева, организаторы во Франции решили, что церемониться с «Совэкспортфильмом» больше не стоит. В Москву пошли письма из Парижа. Директор Каннского фестиваля Фавр Лебре и министр культуры, известный писатель Андре Мальро просили прислать на конкурс фильм Тарковского. Наши, разумеется, отвечали, что фильм «еще не совсем готов». Однако, словно не замечая этих ответов, мсье Монро регулярно напоминал о своей скромной просьбе, сопровождаемой ссылками на соответствующие публикации в западной прессе. Наконец, Романов не выдержал и предложил Демичеву продать фильм какой-нибудь французской фирме.
В начале апреля 1969 года Романов приехал в Париж. В советском посольстве был устроен прием, на который были приглашены Левре и Монро. Когда разговор зашел о грядущем фестивале, министр французской культуры в очередной раз напомнил о Тарковском.
 — Тарковский? Ах, да-да. А вы знаете, мы ведь продали его фильм о Рублеве французской фирме «ДИС», так что выставить на фестиваль его теперь никак нельзя.
 — Ну что ж, — немного подумав, ответил Монро, — тогда давайте попросим фирму «ДИС» предоставить «Андрея Рублева» на внеконкурсный показ…
Романов был в ужасе. Побежал звонить в Москву. Москва велела не пускать любой ценой. Но на выплату неустойки в несколько миллионов долларов денег все-таки не нашлось. Началось триумфальное шествие картины по миру. В Канне, после троекратного показа на «бис» фильму Тарковского единодушно присудили престижнейшую премию журналистских симпатий. Вся французская пресса, и левая и правая, называла его шедевром, и не просто шедевром, а фильмом фильмов, чудом киноискусства.
Бергман назвал «Андрея Рублёва» лучшим фильмом из всех, которые он когда-либо видел. «Вдруг, — писал он, — я обнаружил себя стоящим перед дверью комнаты, ключи от которой – и до сих пор – мне не даны. Это комната, куда я всегда хотел войти и где дышится так свободно и легко. Всю жизнь я стучал в эти двери, и мне очень редко удавалось проникнуть туда, где Тарковский пребывает так естественно».
Скрывать ленту от нашего зрителя было уже неприлично. В 1972 году она попала на советский экран.

Извините за длинные цитаты, но уж больно показательная история!
Это была не последняя награда режиссёра. Фильм «Солярис» (по мотивам романа польского писателя-фантаста Станислава Лема) участвует в Каннском фестивале 1972 г. и завоёвывает «Серебряную пальмовую ветвь», а также специальный приз Экуменического жюри (христианское жюри, которое награждает за высокие моральные ценности в фильме). 
Андрей Арсеньевич снимает картину «Зеркало» (1974),  затем появляется «Сталкер» (1979) (по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»). 
В 1983 г. Тарковский работает в Италии над фильмом «Ностальгия», и решает остаться на Западе. Там он ставит оперные спектакли, снимает свой последний фильм  «Жертвоприношение» (1986).
29 декабря 1986 года Андрея Тарковского не стало.

В нашем отделе вы сможете познакомиться со следующими изданиями,
посвященными жизни и творчеству Андрея Тарковского
 (часть из которых была использована при подготовке поста)

Басинский, Павел. Рожденный в СССР / П. Басинский // Москва. - 2008. - N 4. - С. 218-220. - О книге дневников «Мартиролог» Андрея Тарковского, впервые вышедших на русском языке.
Болдырев-Северский, Н. Многострадальный «Мартиролог» / Н. Болдырев-Северский // Октябрь. - 2009. - N 5. - С. 180-184. - О жизни и творчестве кинорежиссера, киносценариста Андрея Тарковского.
Вишневская, С. Человек в обществе и вне общества : О творчестве Андрея Тарковского и Анджея Вайды / С. Вишневская // Искусство в школе : Разное кино : тем. выпуск. - 2009. - N 6. - С. 40-47.
Замятин, Д. Н. Неуверенность бытия: образы дома и дороги в фильме А. Тарковского «Зеркало» / Д. Н. Замятин // Человек. - 2007. - N 4. - С.77-83.
Латынина, А. «Достичь абсолюта...» : дневники Андрея Тарковского / А. Алтынина // Новый мир. - 2008. - N 8. - С. 157-164. - Комментарии к книге дневников Тарковского, изданной в России.
Левинг, Ю. Иосиф Бродский и Андрей Тарковский : (опыт параллельного просмотра) / Ю. Левинг // Новое литературное обозрение. - 2011. - N 6. - С. 273-287 : ил.
Перепелкин, М. А. Образ библиотеки в фильме А. Тарковского «Солярис» / М. А. Перепелкин // Библиотековедение. - 2008. - N 4. - С. 126-130 : 3 фот. - Библиогр.: с. 130 (4 назв.).
Саркисян, С.  С Андреем Тарковским / С. Саркисян // Дружба народов. - 2007. - N 4. - С. 209-216.
Энциклопедия для детей / гл. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001. – Т. 7 : Искусство. Ч. 3 : Музыка. Театр. Кино. – 624 с. : ил.

Если вы студент, преподаватель или сотрудник СГУ, после регистрации в полнотекстовой базе «Университетская библиотека online» вам будет доступна книга:
Педиконе, П. Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы [Электронный ресурс] / П. Педиконе, А. П. Лаврин. - М. : ЭНАС, 2008.

Таковы они – три богатыря нашей культуры. Если уж не габаритами мощны, то духом непобедимы! Их судьбы очень разные, и они были, конечно, людьми со своими недостатками, но при этом каждый обладал такой художественной чистотой, которая отразилась в созданных ими произведениях и позволяет нам заряжаться её живительной силой.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!
С неизменным уважением
ваша Агния

P.S. Буду очень рада, если вы поделитесь, какие ещё Андреи ходят в  ваших «любимчиках». 

7 комментариев:

  1. Дорогая Агния, спасибо большое за новый интересный пост! Я очень неравнодушна ко всем трём Андреям, о которых Вы сегодня рассказали. Это были люди сильные духом, светлые, всеми силами стремившиеся сохранять в душе мир. Всю свою жизнь они непрестанно учились любить ближних своих и Бога! В моих планах ознакомиться с некоторыми статьями в журналах, которые Вы указали в списке литературы...Благодарю Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо!
      Признаюсь, что планировала написать ещё несколько историй о замечательных людях с этим именем, но "наступила на горло собственной песне", чтобы не перегружать пост. Так что остановилась на тех, о ком не могла не рассказать.
      Очень рада и тому, что списки оказались востребованы.

      Удалить
  2. Интересный у Вас материал, может потому что и у меня такое же имя. О Тарковском почти ничего не знал, постараюсь теперь посмотреть его фильмы. А из известных Андреев первым на ум приходит конечно Андрей Миронов. А еще из артистов Мягков и Краско. Поэт Вознесенский, писатель Платонов, певец Макаревич, а из политических деятелей конечно Сахаров и "серый кардинал" Суслов. Ну и теперь то же знаменитьсть Аршавин. Может и другие есть, даже интересно стало узнать о своих знаменитых тезках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо за комментарий! Рада, что понравилось!
      Хотела было я написать ещё кое о ком из названных Вами, но не стала. Слишком уж длинно получилось бы. Может быть, на "вторую серию" как-нибудь решусь.
      А это, случайно, не Вы "заказали" мне пост про Андреев? :))

      Удалить
  3. Мне понравились ваши рассказы об известных людях, которые имеют то или иное имя. Не очень понятно, так вы вправду заказы на имена принимаете? Может что-нибудь про знаменитых Анн напишите, были же такие, например артистка Анна Самохина? А то у вас почему-то все имена мужские.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, изначально я и не планировала "принимать заказы" :) Но мой читатель выдвинул предложение написать про знаменитых Андреев. Поскольку против я ничего не имела, предложение было принято. Мы же в какой-то мере все вместе создаём блог. Если идея хороша, почему не воплотить?
      Ну, а Вам, Аня, большое спасибо за правильное замечание! Действительно так сложилось, что имена пока только мужские были. Я уже и сама заметила этот "перекос". Потому обязательно напишу и про женские имена. А начну с Анн :)

      Удалить
    2. Спасибо, буду ждать!

      Удалить