Страницы

пятница, 27 сентября 2013 г.

Грустные размышления в праздничный день


Поскольку по роду службы сотрудники отдела общественных и педагогических наук имеют дело с настоящими и будущими педагогами, не могла обойти вниманием 27 сентября – день, когда воспитатели и все дошкольные работники празднуют свой профессиональный праздник. В прошлом году тоже посвящала этой дате пост.
А в этом, обдумывая очередной материал, даже представить не могла, что судьба-насмешница услужливо подкинет тему для размышления и разговора, с воспитанием связанную крепко-накрепко. Вполне возможно, что с подобной ситуацией доводилось сталкиваться и вам.
Итак, представьте.
Утро. Автобус. В салоне не совсем давка, но плотность пассажиров на квадратный метр приличная. Люди, как водится в это время, немножко сонные, потому довольно тихо. И в этой тишине звучит голос парня…



Говорит он по телефону. Достаточно громко. По крайней мере, его отчетливо слышно не только тем, кто рядом. Напрягать слух не нужно и находящимся поодаль. Мне не повезло, т. к. я была совсем близко и уйти возможности не имела. Дальнейшие сведения изложу вкратце, и, поймите меня правильно, я их не подслушивала! И вообще, все, кто там находился, оказались вынуждены (независимо от их желания) узнать множество подробностей из жизни постороннего парня.
Итак, молодому человеку на вид было от 17 до 20 лет (не школьник и не студент, т. к. в разговоре упоминал, что едет на работу). Беседовал он с девушкой, живущей не в Саратове, а в какой-то деревне… Да, кстати, я ехала минут 50, разговор начался до того, как я вошла в автобус, а когда закончился не знаю, потому как вышла на своей остановке. И это еще не самое страшное!
Не буду подробно останавливаться на том, что своими большими фрагментами болтовня живо напоминала ситуацию «что вижу, о том и пою». Парню было скучно ехать просто так, молча (он об этом тоже сообщил). Но и это еще полбеды!
Самым ужасным в описанной истории являлось то, что в голове у молодого человека ни в каком виде (ни в мало-мальски развитом, ни в зачаточном) не было заложено понятия о том, какие темы можно обсуждать прилюдно, а какие нет.
Окружающие выслушали множество животрепещущих вопросов. Любит ли она его? Не приехать ли к ней в гости? Где при этом можно будет встретиться наедине?… (Тут стыдливо умолкаю, хотя это еще не все вопросы и желания, которые были оглашены). 
В речи парня озвучивались некоторые жизненные установки, беззастенчиво выдающие абсолютную инфантильность, лень и эгоизм говорящего.
Некоторые пассажиры в особо шедевральные моменты старались отворачиваться и сдерживать мимические мышцы…
Потом веселенькие «цветочки» закончились, и стало не до смеха, потому что начались страшноватые «ягодки». С потрясающей легкостью рассказанная душераздирающая история о том, как парень после девятого класса чуть не стал отцом и каким образом избежал этого, надолго останется в памяти тех, кто ее слышал. Напомню, что беседа велась по телефону, в автобусе, и к тому же с девушкой, которая в некотором роде была дорога рассказчику…
Можно сделать разные выводы.
Кто-то скажет, что нельзя терпеливо слушать, нужно делать замечания в таких ситуациях. Наверное, так. Но мы как-то уже привыкли надевать непроницаемые маски и не вмешиваться в частную жизнь другого. Раз социальной опасности не представляет, то и пусть "несёт", чего хочет! (А вот в Варшаве, например, как я прочитала, водители автобусов имеют в таких случаях право потребовать покинуть салон).
Кто-то решит, что это был просто какой-то, мягко говоря, недалекий по умственному развитию субъект, а нормальный человек не будет вести себя подобным образом. Наверное, тоже правда. Но ведь я привела только из ряда вон выходящий, вызывающий случай. А сколько раз мы слышали ор по телефону в общественном транспорте, глушащий все живое вокруг? Сколько раз становились свидетелями, может быть, и не таких глубоко интимных, но все-таки не предназначенных для посторонних ушей обсуждений, откровений и выяснений?
Списывать каждый такой случай на ненормальность «клиента» не получается. Приходится задумываться о воспитании, утерянных чувстве такта, чувстве меры, чувстве уважения к окружающим.
Конечно, мы имеем право жить, как считаем нужным, но свободой ли зовется такое поведение или хамством?
Доносим ли мы эти мысли до сведения своих детей, чтобы они росли с пониманием «что такое хорошо и что такое плохо»?
Не подаём ли дурные примеры сами?
Да, не совсем праздничный получился разговор. Но совершенно очевидно, что всё важнее и важнее становятся вопросы воспитания, потому что от этого слишком многое зависит и сейчас, и в будущем. И надежда на то, что замечательные, добрые и умные воспитатели в детском саду (кто еще там остался) смогут привить нашим малышам важные навыки поведения (нам же, занятым родителям, некогда!) выглядела бы наивно.
Все мы – воспитатели, и 27 сентября – общий праздник.
Сегодня мы затронули лишь вопрос культуры поведения в общественном транспорте, но сколько еще разнообразных "культур" поведения должны войти в плоть и кровь каждому из нас!
Потому искренне и горячо желаю всем нам воспитать тех, кто не ударит лежачего; кто уступит место ребенку, пожилому человеку и беременной женщине в транспорте; кто не сможет бросить мусор на землю; кто не сломает скамейку в парке и не изуродует остановочный павильон; кто будет решать свои личные дела без зрителей; кто… 
Да много чего еще можно перечислять. Но не буду, мы и так догадываемся, какая ответственность лежит на родителях и профессионалах.
  
Внесу свой маленький вклад ))) и приведу списки литературы по воспитанию культуры поведения дошкольников и младших школьников. Надеюсь, что пригодится.

Спасибо всем настоящим воспитателям, которые любят свою работу и дарят себя детям! Ваш труд можно измерить лишь чистотой распахнутых глаз, теплом добрых рук и вечно неуспокоенных сердец!
Низкий поклон с любовью и уважением! Пусть всегда будет в ваших домах радость и покой!

И спасибо тем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния

Плакат взят с сайта: http://slavna.ucoz.ru/


Воспитание культуры поведения у дошкольников
Список литературы

Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников / Т. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13-19.
Социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Белокурова, Г. В царстве вежливых наук / Г. Белокурова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 71-78. – Окончание следует.
Организация и планирование работы по этикету. Работа с педагогическим коллективом, с родителями. Организация работы по обучению детей правилам этикета. Требования к занятиям, основные методы и приемы.

Белокурова, Г. В. В царстве вежливых наук / Г. В. Белокурова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3. – С. 74-80. – Окончание. Начало в № 2. – Прил.: с. 80.
Приводятся дидактические игры по правилам поведения за столом; примерные конспекты занятий для разных возрастных групп дошкольников.

Белокурова, Г. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью / Г. Белокурова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 40-47.
Обучение дошкольников правилам столового этикета.

Давыдова, О. Общество рыцарей и принцесс / Ольга Давыдова, Светлана Вялкова, Елена Тюменева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 1. – С. 12-13.
Педагоги одного из детских садов города Новоалтайска прививают детям нормы общения и правила поведения в форме игры.

Денисова, Г. В. Социальное взаимодействие детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Денисова // Логопед в детском саду. – 2011. – № 4. – С. 67-70.
В статье описан эксперимент по изучению социального взаимодействия детей с общим недоразвитием речи. По результатам эксперимента автор пришел к выводу о необходимости использования системы игр на активизацию речи и расширение представлений о правилах поведения.

Заболтина, В. В. Изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха / В. В. Заболтина // Дефектология. – 2008. – № 3. – С. 48-53. – Библиогр.: с. 53 (5 назв.).
Материалы исследования свидетельствуют о необходимости специальной поддержки процесса эмоционально-нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха.

Зайцева, Ю. В. Обучение детей правилам поведения за столом : родительское собрание / Ю. В. Зайцева // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 2. – С. 67-71.
Сценарий проведения родительского собрания по формированию норм культуры поведения ребенка во время еды.

Зыкова, О. А. Идем в турпоход с малышами / Ольга Александровна Зыкова // Народное образование. – 2011. – № 3. – С. 172-177.
Об оригинальной организации туристического похода на природу, основах безопасности поведения на природе и экологической культуре.

Иванова, Н. Воспитание добрых чувств / Н. Иванова, Н. Касухина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 54-59.
Конспекты театрализованных занятий со старшими дошкольниками.

«Копилка правильных поступков» / Е. С. Горбачевская [и др.] // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 2. – С. 49-56. – Окончание. Начало в № 1.
Приводятся материалы занятий с родителями и детьми, посвященные вежливости.

Кудрявцев, В. Ребенок в контексте культуры / В. Кудрявцев, А. В. Брушлинский // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2008. – № 5. – С. 3-6. – Библиогр. в тексте.
Автор объясняет важность открытия и осознания ребенком общественного опыта людей и предметов культуры.

Курочкина, И. О культуре поведения и этикете / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 10. – С. 96-101.
Культура поведения для педагога является необходимым профессиональным качеством: без этого формировать культуру у детей невозможно.

Курочкина, И. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 11. – С. 113-117.
Советы мамам и папам, как обучать детей дошкольного возраста правилам этикета.

Лазуренко, С. Как формировать у ребенка раннего возраста культуру поведения / С. Лазуренко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 78-84. – Библиогр.: с. 84 (13 назв.).

Ломакина, Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет / Т. Ломакина // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 8. – С. 104-106.
Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой. Усвоение этого принципа особенно важно для тех молодых людей, которые выбрали профессию педагога. Ведь именно им придется обучать дошкольников культуре речи и правилам этикета.

Миронова, Н. Учимся у книг : как помочь ребенку выбрать правильную линию поведения / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 41-46.

Погребняк, Е. Детский сад идет в кафе / Елена Погребняк // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2012. – № 2. – С. 22-23.
Игры и беседы об этикете с дошкольниками в кафе.

Сковорода, Е. Играя, учимся вести себя за столом / Е. Сковорода // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 11. – С. 120-122.

Тюттерин, Д. Пять картинок-подсказок для детей / Дмитрий Тюттерин // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 9. – С. 13.
Иногда одна простая, в нужном месте повешенная картинка может заменить тысячи устных напоминаний и замечаний. Простые и понятные пиктограммы особенно уместны там, где основные посетители сада еще не умеют читать или читают плохо. В статье предлагается несколько вариантов пиктограмм для детского сада.

Усачева, Т. Учим детей вежливости / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 5. – С. 19-22.
Конспекты занятий для детей 5 лет, основная цель которых – научить правилам вежливости и приучить к большей самостоятельности.

Юдина, О. Формируем нормы поведения : для детей средней группы / О. Юдина, Н. Христенко // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 38-41. – Библиогр.: с. 41 (4 назв.).
Специально организованная игровая деятельность помогает формировать нормы поведения у дошкольников. Предлагается цикл комплексной совместной деятельности музыкального руководителя и психолога ДОУ (один раз в два месяца), который предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Этому способствуют музыка, подвижные игры, танцы, песни, разыгрывание сказочных сюжетов. Беседа и анализ поступков героев помогают находить решения нравственных ситуаций.

Воспитание культуры поведения 
у младших школьников
Список литературы


Венецкая, А. Б. Формирование культуры общения младших школьников : (на материале курса «Этическая грамматика, или Веселый этикет») / А. Б. Венецкая // Начальная школа. – 2009. – N 2. – С. 73-77.

Гафаров, Р. М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р. М. Гафаров // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 3-7.
О проблеме воспитания у современных детей культурно-нравственных ориентиров и привитии им навыков социального поведения.

Запащикова, Л. В. Этикету все верны – и крестьяне, и цари / Л. В. Запащикова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 66-75. – Библиогр.: с. 75.
Классный час с элементами игровой программы, посвященный правилам поведения.

Лапшина, Т. Л. Воспитание культуры поведения / Т. Л. Лапшина // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 31-35.
Предлагается описание игры для учеников I класса "Путешествие по стране Вежливости" и дидактические материалы к занятиям. В ходе игры дети осваивают навыки культурного общения. (Из опыта работы учителя начальных классов).

Новикова, Е. Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых / Е. Б. Новикова // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 34-38. – Библиогр.: с. 38.
В качестве примера предлагается проект "Позвольте пригласить на бал". В реализации проекта участвуют педагоги школы, ученики IV класса, родители, музейный работник. Цель проекта – формирование культуры поведения, эстетического вкуса у младших школьников на примере литературных произведений Л. Н. Толстого; создание творческого союза дети – родители – педагоги. Задачи: познакомить с культурой поведения, общения и бытом XIX в.; провести исследование на тему родословной семьи. (Из опыта работы учителя начальных классов).

Сиваков, В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников / В. И. Сиваков // Физическая культура в школе. – 2004. – № 2. – С. 74-76.
О нарушении психоэмоционального равновесия в поведении детей. Предложен комплекс несложных физических упражнений для снижения агрессивности у школьников.

Синяева, А. А. Предрасположенность к нарушениям поведения / А. А. Синяева // Физическая культура в школе. – 2005. – № 2. – С. 71-75.
Предложены игры и физические упражнения для устранения и профилактики нарушений поведения у детей младшего школьного возраста.

Строй, С. Н. Родительское собрание на тему "О воспитанности" / С. Н. Строй // Начальная школа. – 2010. – № 2. – С. 57-60.
Описание родительского собрания, в котором участвуют ученики 4-го класса и их родители. Форма проведения: семейная гостиная. Цели: воспитание культуры поведения, знакомство с педагогическими идеями Дмитрия Сергеевича Лихачева. (Из опыта работы учителя начальных классов).

Комментариев нет:

Отправить комментарий