Страницы

суббота, 25 января 2014 г.

Ужель та самая Татьяна?..

25 января нет причин, чтобы не вспомнить о вызывающем радостные чувства российских студентов женском имени.
Это самый «раскрученный» в народе день, когда принято поздравлять всех Татьян, хотя в календаре есть и другие даты их именин: 18 января, 25 января, 17 июля, 14 сентября, 23 сентября, 3 октября, 11 октября, 21 октября, 3 декабря, 23 декабря.

Доронина Татьяна. Первый снег
В переводе с греческого это имя означает «устроительница». (По крайней мере вы теперь знаете, к кому обращаться за помощью для организации каких-нибудь мероприятий, но – чур! – меня не выдавать!))).
Те же Татьяны, которые не захотят ничего «устраивать», легко могут объяснить это тем, что придерживаются другой версии происхождения своего имени – римской. Предполагают, что в этом случае имя означает «принадлежащая Татию», а Татий Тит – это (ни много ни мало!) царь сабинян (племя такое было когда-то). Справедливости ради отметим, что бесспорных доказательств реального существования такого царя нет, а разнообразные легенды пока остаются легендами.
Немногие знают, что у существующей церковной формы – Татиана – существует и мужской аналог – Татиан. Но мальчиков с этим именем в нашей стране, скорее всего, не найти. (Хотя…)

Утверждают, что Татьяны – самостоятельные, сильные, умные и самодостаточные личности. Они эмоциональны, имеют разносторонние интересы, но бывают упрямы и даже властны. Активные, целеустремленные и вместе с тем отзывчивые. Умеют постоять за себя. Талантливы, артистичны, обаятельны. Обладают прекрасной памятью, отличным чувством юмора и чувством прекрасного. Любят природу и путешествия.
В этом что-то определенно есть!

Мы сегодня поговорим о двух замечательных Татьянах, но знаете, что я вдруг обнаружила, готовя этот пост?..


Обнаружила, что имя Татьяна носят огромное количество (в приведенном списке не претендую на исчерпывающую полноту):
спортсменок:
фигуристки (и здесь же тренеры по фигурному катанию): Волосожар, Жук, Навка, Тарасова, Тотьмянина;
легкоатлетки: Андрианова, Вешрукова, Казанкина, Лебедева, Самоленко, Севрюкова, Сибилева, Фирова, Чернова, Щелканова;
гимнастка Курбакова;
баскетболистки: Овечкина, Щеголева;

балерин (танцовщиц): Вечеслова, Голикова, Лейбель, Таякина, Терехова, Чернобровкина;

телеведущих (корреспондентов): Арно, Веденеева, Геворкян, Лазарева, Миткова, Судец, Худобина;

певиц (музыкантов): Абрамова, Анциферова, Буланова, Лихачева, Никитина, Овсиенко, Петрова, Шмыга;

писательниц и поэтесс: Бек, Кузминская (сестра жены Л. Толстого, оставившая великолепные воспоминания о нём), Полякова, Поляченко (более известная, как Полина Дашкова), Смертина, Снежина, Толстая, Устинова, Щепкина-Куперник.

А уж актрис!!!
(Если что, список построен на принципе алфавита персоналий, а не по предпочтениям).
Агафонова, Аксюта, Арнтгольц, Божок, Васильева, Догилева, Доронина, Друбич, Еремеева, Казючиц, Колганова, Конюхова, Кравченко, Лаврова, Лиознова (кинорежиссер), Лютаева, Окуневская, Орлова, Панкова, Пельтцер, Пилецкая, Самойлова, Ташкова, Ткач
Упомянем и некоторых юных актрис: Проценко – Мальвина в «Приключениях Буратино», Юкина – одна из сестер-близнецов, сыгравших Олю и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал».

Великая княжна Татьяна Романова -
дочь императора Николая II
и императрицы Александры Федоровны
Вместе с тем среди Татьян оказалось маловато (здесь тоже не все названы, конечно):
царственных особ (например за всю трёхсотлетнюю историю династии Романовых дочерей называли Татьянами всего два раза),

художниц (Доронина, Маврина, Назаренко, Яблонская)

и ученых (Алексеева, Мастрюкова).










Прежде чем поговорить о сегодняшних замечательных героинях, вспомним, что первое «знакомство» с Таней (если, конечно, так не зовут кого-то из родных и близких) чаще всего начинается со знаменитого стихотворения Агнии Львовны Барто.

Рис. В. Чижикова
Мячик
А. Барто
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

А, между прочим, в произведениях той же Барто это имя упоминается неоднократно. Видно, в те времена оно имело гораздо большую распространенность, чем сейчас.
Например, в стихотворении, в котором на слуху персонаж по имени Тамара, вторая героиня зовётся Таней.

Мы с Тамарой
А. Барто

Целый день
Трезвонит Таня:
- Мы заведуем
Бинтами,

Рис. К. Ротова
Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.

Если что-нибудь
Случится,
Приходите к нам
Лечиться.

Мы умеем
Класть компресс:
Мы с Тамарой
Красный Крест.

Можем сделать
Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой
Санитарки,
Я недаром вас зову.

Санитарам
Не везёт:
Есть и марля,
Есть и йод,
Не хватает
Пустяков –
Нет ни ран,
Ни синяков...

Наконец
Нашлась работа
И для Красного Креста.
Наконец
Ушибся кто-то.
Санитары!
На места!

Почему у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?

Руки Танины
Ослабли:
- Ой, у Вовочки
Порез!
И, увидев
Крови капли,
Разревелся
Красный Крест.

- Вот, ребята,
Йод и вата,
Вот и марля
И бинты...
Только я
Не виновата,
Забинтуй, Тамара, ты! –

Рис. К. Ротова
Целый день
Трезвонит Таня:
- Мы заведуем
Бинтами.
Мы с Тамарой
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.

Может, сделать
Вам припарки?
Дать целебную траву?

Мы с Тамарой
Санитарки:
Тамара лечит,
Я – реву...

Судя по всему, Агния Львовна назвала как свою первую (плакса), так и вторую (плакса-2) героинь не тем именем. Мы-то теперь знаем, какой у Тань должен быть нордический твердый характер)). Но это всё совершенно неважно, а важно то, что талантливые стихи читатели помнят и любят уже многие десятилетия.

Клодт М. П. Татьяна Ларина.
1886

Становясь старше, мы знакомимся с Татьяной Лариной, рожденной гением Александра Сергеевича Пушкина. Эта необычная девушка тоже типичные черты Татьян в себе воплощает. Как уж это поэту удалось угадать?.. Гений!




Но это всё была присказка, а сказка впереди.
Дело в том, что всё-таки главными «персонажами» сегодняшнего дня я выбрала двух глубоко уважаемых и любимых мной (и не только мной, надеюсь!) Татьян.







Как ни печально признать, многие молодые зрители теперь с трудом воспринимают советское кино. Слишком долго их приучали к блокбастерам, их масштабу и размаху. Чуть чего попроще, покамернее, менее динамичное, уж не говорю, если вообще черно-белое, и всё – интерес отсутствует напрочь. Потому множество достойнейших актеров и актрис автоматически перешли в разряд забытых. А жаль!..
Но всё же есть каким-то невероятным образом сумевшие «пробраться» из прошлого да прямиком в век высоких технологий, умудрившиеся остаться в памяти зрителей (причём любых возрастов) мастера. Настоящая тайна, почему глядя на их обычные, даже не всегда красивые лица, мы переполняемся восхищением и радостью, понимая, что это чудесная встреча с талантом, с неповторимым искусством.

Думаю, что одной из таких личностей является Татьяна Ивановна Пельтцер (6.06.1904–16.07.1992) – главная «бабушка» советского кино.
В июне 2014 года ей исполнится 110 лет. Уму непостижимо! А покажи её фотографию в любой аудитории – и подавляющее большинство, узнав это морщинистое добродушное лицо, улыбнётся.
С А. Абдуловым
Похвастать тем, что видел ее на экране молодой, никому не удастся. «Киношная» фортуна повернулась к ней нужной стороной лишь во второй половине жизни, хотя казалось бы, дочь актера, да еще и талантливая, вполне могла рассчитывать на раннюю славу. Но всё оказалось сложнее.
1920-е годы
Правда, поиграть на сценах разных театров в юном и молодом возрасте Пельтцер довелось, но потом судьба распорядилась так, что выйдя замуж (в 1927 году), через три года уехала с мужем-немцем в Германию и сменила театральные подмостки на карьеру машинистки (были в докомпьютерную эпоху такие дамы, отстукивавшие тексты на громоздких и шумных пишущих машинках).
Только вот не смогла кипучая, активная Татьяна (не иначе не только генетика, но и имя «потрудилось» над её характером тоже) самозабвенно и бесповоротно отдаться этому занятию. (Да честно сказать, плохой она была машинисткой. Вот что значит делать не своё дело!).
Семейная жизнь, к сожалению, вскоре расстроилась, и после развода свободолюбивая Татьяна вернула себе девичью фамилию, Родину, а позже и работу в театре.
Отец - И. Р. Пельтцер
«Отец мой, Иван Романович Пельтцер, – обрусевший немец, человек бешеного темперамента, неугасимой творческой активности, деятельной фантазии»
Она была истинной дочерью своего отца, всё сказанное совершенно относилось и к ней самой. Не имея актерского образования, шагая тернистым и извилистым путём к своей мечте, будущая звезда советского театра и кино смогла достичь успеха тогда, когда многие на её месте давно сложили бы руки.
Первые ее кинороли приходятся на 1943-1944 годы (т. е. актрисе было 39-40 лет). Однако известной, как иногда говорят, «широким зрительским массам» Татьяна Ивановна стала только после того, как сыграла «неправильную» Лукерью в фильме «Свадьба с приданым» (1953). Правильная или неправильная, а, уж коли роль наполнена жизнью и правдой, она не может не полюбиться людям. Вскоре слава актрисы еще больше укрепилась благодаря (теперь уже положительному) образу матери главного героя в фильме «Солдат Иван Бровкин». Детей и внуков у Пельтцер никогда не было, но ее удивительная актерская природа всегда позволяла играть матерей и бабушек так, что многие зрители воспринимали ее как воплощение доброты и ласки.

В роли Лукерьи ("Свадьба с приданым"). 1953
Конечно в реальности Татьяна Ивановна была другой (вновь почитайте характеристику имени и поймёте, что я имею в виду)). За словом в карман не лезла, не всегда вела благостный образ жизни и вообще «подарком» назвать её нельзя. Но бесспорно то, что за фасадом дурного (на чей-то взгляд) характера не было ни грамма грязи и подлости, не было ни грамма лжи и двуличия, не было равнодушия. Она умела дружить, любить, отдавать, отстаивать правду, она была наполнена жизнью, юмором и талантом, который щедро дарила зрителям. А они это всегда чувствовали и обожали её.
В 1970 году в театре Сатиры, где Пельтцер тогда работала, был поставлен спектакль по пьесе венгерского драматурга М. Дярфаша "Проснись и пой!" (режиссеры Марк Захаров и Александр Ширвиндт). Актриса, уже приближающаяся к своему 70-летию, сыграла в нём роль соседки, в гости к которой приехала юная родственница. Спектакль получился феерическим: талантливые актеры, замечательные песни, добрый юмор. Татьяна Ивановна предстала во всём блеске своего таланта! Её тётя Тони была стремительной, вольной, мудрой, ироничной, очаровательной, настоящей женщиной-праздником. Скорее всего, именно этот образ более точно отразил и личность самой актрисы.
Спектакль пользовался (и пользуется до сих пор у тех, кто его видел) колоссальным успехом во многом благодаря работе Татьяны Пельтцер.
В роли тёти Тони в спектакле "Проснись и пой" (1974),
слева - Н. Корниенко в роли Кароллы
Поэт Борис Брайнин тогда посвятил ей эпиграмму:
Она была звездой экрана,
Когда ходили мы под стол,
Но кто так весело и рьяно
На сцене пляшет рок-н-ролл?
Ужель та самая Татьяна?

По словам театрального критика Р. Должанского, «Пельтцер владеет тайной, позволяющей ей всего лишь несколькими шагами по сцене и двумя репликами подвести заблудившийся спектакль, словно взяв его за руку, к искомому источнику гармонии…»
От себя добавим, что так же волшебно существовала актриса и на кино- и телеэкране. А привести хоть что-нибудь и хоть к какой-нибудь гармонии человек, внутри себя имеющий черноту и хаос, не смог бы никогда…

Татьяна Ивановна Пельтцер запомнилась многим в том числе и по её ролям в сказках, по виртуозному озвучиванию мультфильмов.
В роли Бабы-Яги ("Там, на неведомых дорожках"). 1982














Озвученная Т. Пельтцер роль Бабы-Яги
(цикл мультфильмов  про домовенка Кузю). 1984-1987



Фото актрисы с сайта: http://www.kino-teatr.ru
При создании поста использованы некоторые материалы книги С. Капкова "Королевы смеха".


Вот и следующая наша героиня тоже тесно связана с миром детства, с миром сказки.
Знакомо ли вам имя Татьяны Мавриной?
А эти иллюстрации видели раньше?


Татьяна Алексеевна Маврина (20.12.1900 – 19.08.1996) – замечательный художник, чудесный иллюстратор.
Не могу не сказать, что и эта великолепная Татьяна, как и Татьяна Ивановна Пельтцер, навсегда сохранила в себе детство, озорство, жизнелюбие, активность.
Родилась в Нижнем Новгороде, в семье педагогов, но выбрала делом своей жизни художественное творчество.

Целеустремленность всех Татьян не обошла и Татьяну Алексеевну: покинув родной дом, она уехала в Москву и получила образование в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин), где среди ее преподавателей был, например, русский авангардист Роберт Фальк.
Поначалу большой интерес Мавриной вызывали французские постимпрессионические течения. Но после Великой Отечественной войны художница серьезно увлеклась изучением народного творчества, путешествовала по старинным русским городам, с наслаждением «окунулась» в эти неисчерпаемые кладези красоты и гармонии, запечатлевала их на своих картинах, собирала иконы, игрушки, предметы быта. Постепенно вырабатывался и отшлифовывался её собственный, ни на кого не похожий стиль. Неудивительно, что Татьяна Алексеевна пришла и к иллюстрированию русских сказок, в чём достигла невероятных вершин мастерства.
Более двухсот книг проиллюстрировала она за свою долгую жизнь. (Чем не пример типичного трудолюбия Татьян?) Среди них не только народные сказки, но и сказки А. С. Пушкина, произведения Юрия Коваля, некоторых других писателей. Её вклад в искусство был неоднократно оценен престижными наградами (1975 – Государственная премия СССР, 1976 – премия Г.-Х. Андерсена, 1981 – звание Заслуженного художника РСФСР, 1987 – золотая медаль Академии художеств за иллюстрации к книгам для детей).
До самого конца, даже будучи уже не очень здоровым человеком, Маврина не расставалась с кистями и красками, создавая свой пробуждающий детскую фантазию художественный радостный мир, характеризуемый многими как «праздник жизни», как «весёлая мудрость».




Ниже опубликованы два списка литературы.
В первый из них включены статьи, рассказывающие о жизни и творчестве Татьяны Мавриной.
Второй – поможет провести с детьми занятия по иллюстрированию сказок и других литературных произведений.
Все эти издания есть в фонде отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ.





































Таковы они, Татьяны – удивительные, сложные и восхитительные женщины!
Поздравляю вас, дорогие, с праздником и желаю радовать и радоваться, быть неповторимыми и прекрасными! Одним словом, такими, какие вы и есть!

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния
Татьяна Маврина
Список литературы

Максименкова, И. Путешествие на планету Юрия Коваля / И. Максименкова, Г. Уварова, Н. Прохорова // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 1. – С. 36-38 : фот.
О серии из шести книг, созданных в содружестве писателя Юрия Коваля и художницы Татьяны Мавриной (издательство "Детская литература") и отмеченных Большой золотой медалью им. Андерсена. Как использовать эти книги в работе с дошкольниками.

Медкова, Е. Кот Баюн как образ русского национального космоса / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2006. – № 10. – С. 24.
- художники-иллюстраторы - книжная графика - Маврина Т. А.

Осипова, Л. Погружение в сказку / Л. Осипова // Семья и школа. – 2012. – № 1. – С. 38-40.
Основные этапы творческой биографии художницы Татьяны Мавриной. Место сказочных сюжетов в творчестве художницы.

Федосова, Т. «Импровизатор своих восторгов» : 110 лет со дня рождения Т. А. Мавриной / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2012. № 12. – С. 40-47 : фот., рис.
О творческой судьбе советского художника-живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной.
  
Иллюстрирование детьми
фольклорных и литературных произведений
Список литературы

Баженова, Е. А. Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов : методические рекомендации / Е. А. Баженова // Начальная школа. – 2008. – № 11. – С. 50-52 : 4 ч/б рис.
Предлагаются методические рекомендации, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства по иллюстрированию народных сказок.

Баженова, Е. А. Народное декоративное искусство и создание художественных образов в процессе иллюстрирования сказок / Е. А. Баженова // Искусство и образование. – 2009. – № 4 (60). – С. 116-120. – Библиогр.: с. 120 (4 назв.).
Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

Баженова, Е. Иллюстрирование русских сказок на уроках в начальной школе : методические рекомендации / Е. Баженова // Искусство в школе. – 2008. – № 6. – С. 25-28 : 3 фот.
В статье приводятся подробные методические рекомендации по иллюстрированию русских народных сказок на уроках изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста.

Баженова, Е. Иллюстрируем народные сказки... / Е. Баженова // Учитель. – 2008. – № 4. – С. 14-16.
Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства.

Баженова, Е. Рисуем сказку : занятие с учащимися младшего школьного возраста / Е. Баженова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 19. – С. 6-7.

Бывальцева, М. В. Иллюстрируем сказки с радостью / М. В. Бывальцева // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 59-62.

Вильде, Т. Н. Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования / Т. Н. Вильде // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 57-59.

Ефимцова, Г. П. Баба-яга – тоже бабушка : занятие / Г. П. Ефимцова // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 1. – С. 61-62 : рис.
Об изобразительных средствах, позволяющих раскрыть характер сказочных персонажей. Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Казакова, Т. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку» : [старший дошкольный возраст] / Т. Казакова, И. Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 87-91.

Курбатова, Н. В. Развитие творческого воображения при иллюстрировании литературных произведений / Н. В. Курбатова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 3. – С. 84-86.

Лельчицкая, И. Сюжетно-тематическая картина в творчестве младших школьников / И. Лельчицкая // Искусство в школе. – 2005 – № 3. – С. 31-36.

Мироседина, Н. «В мире сказок» : методические рекомендации к организации выставки книжной иллюстрации / Н. Мироседина, С. Подольная // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 4. – С. 2-3.

Носкова, Н. И. Сказочная птица / Н. И. Носкова // Начальная школа. – 2008. – № 2. – С. 42-43.

Павловицкая, С. В. Математическое путешествие (по сказке «Золушка») : открытое занятие / С. В. Павловицкая // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4. – С. 34-36.
- старшие дошкольники -- подготовительные группы -- открытые занятия - картинки с иллюстрациями к сказке - игровые занятия

Сапожников, М. Сочиняем сказку : [3 класс] / М. Сапожников, Т. Сапожникова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 18. – С. 32-34.

Тимофеева, Г. А. Использование детских иллюстраций («цветослово») в работе со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина / Г. А. Тимофеева // Изучение поэзии в начальной школе : Пушкинский выпуск : сборник научных трудов. – Саратов, 1999. – С. 48-51. – Библиогр. в сносках.
- 2 класс -- литературное чтение - иллюстрирование сказок - анализ рисунков - анализ произведения

Филиппова, С. А. Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3-м классе / С. А. Филиппова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 4. – С. 61-64.

2 комментария:

  1. Забыли балерин(народных артисток России)Татьяну Терехову и Татьяну Голикову.

    ОтветитьУдалить