Напомню, что Патриаршая литературная премия
учреждена Священным Синодом в декабре 2009 года, а имя ее первого лауреата
названо в 2011 году (им стал писатель Владимир Крупин). По традиции это событие
приурочено к Дню славянской письменности и культуры (28 мая) и не имеет
аналогов в мире. Определяя лауреата, оценивают не какое-то конкретное его произведение,
но всю совокупность заслуг, весь творческий путь. Вручается награда с «целью поощрения писателей, внесших
существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни
современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные
произведения, обогатившие русскую литературу» (цит. взята на сайте Православие.ру:
http://www.pravoslavie.ru/news/79625.htm. Там же, кстати, можно прочитать, как
проходила церемония).
В 2015 году
вручение состоялось в пятый раз. Лауреатами премии этого года стали писатель Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановский и прозаик Александр Сегень.
Если имена первых
двух названных лауреатов читающей публике знакомы, то, думается, о третьем многие
не так осведомлены.
Но всё-таки по
порядку.
Юрий Васильевич Бондарев (1924) – писатель, фронтовик, лауреат Ленинской и Государственных премий. Литературный дебют Бондарева состоялся в далеком 1949 году. Тема войны стала одной из центральных в творчестве писателя. Перу Юрия Васильевича принадлежит множество широко известных произведений («Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и мн. др.), к тому же неоднократно экранизированных.
Из статьи «Моим
читателям»: «Со многими фронтовиками, кто
остался в живых, я не смог встретиться после войны: судьба разбросала нас в
разные стороны. Но эти люди как бы всё время жили рядом со мной: я и сейчас
хорошо помню их лица, их манеру говорить, их смех или выражение гнева, их жесты
и привычки.
В состоянии некой одержимости я писал эти
повести [Батальоны
просят огня» и «Последние залпы». –
А. К.], и меня всё время не покидало
чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых
знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё. (…)
Почему мы снова пишем о второй мировой
войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не
потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о
войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и
свобода его – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей».
На церемонии вручения
премии патриарх литературы сказал: «Без
искусства нет технологий, без искусства нет добра, нет справедливости, нет
великого почитания человека и его способности. Ради чего существует государство
на земле? Ради того, чтобы живое существо, наделенное разумом, доказало, что
оно способно творить».
Юрий Михайлович Кублановский (1947) – поэт, но не только. Он еще и публицист,
критик, искусствовед.
В 1960-80-ее гг.
в советских официальных изданиях не печатался, зато активно публиковал свои
произведения в «самиздате». Это, разумеется, сильно повлияло на его судьбу. Последней
каплей стало открытое письмо 1976 года, посвященное второй годовщине высылки из
страны А. И. Солженицына. В СССР такое поведение «вразрез с генеральной линией»
категорически не приветствовалось. Кублановский моментально потерял работу и в 1982
г. вынужден был эмигрировать на Запад. Но в 1990 году вернулся на Родину.
Из интервью: «Я вообще эволюционист, я за неспешное
поступательное развитие. Вот почему я убежденный противник митингов и всяких
революционных буч… Я сам прошёл через диссидентство, через активное инакомыслие
и теперь убежден, что любая активная оппозиционность чревата срывом в
революционное беснование».
Являлся лауреатом
таких премий, как Премия Александра Солженицына (2003 – «за языковое и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью
русской судьбы; за нравственную точность публицистического слова»), Новая
Пушкинская премия (2006 – «за совокупный
творческий вклад в отечественную культуру»).
Из интервью: «Если по молодости лет я пел как птичка
Божия, то с годами я стал понимать, что поэзия – это дар, который даётся не
случайно. Поэзия – это большая ответственность. Когда приходит к тебе
вдохновение – иногда редко, два, три раза в году – его надо уметь встретить во
всеоружии какого-то нового человеческого качества: чтобы стихи не повторялись и
чтобы ты не буксовал всю жизнь на одной ноте.
Ты должен сам постоянно внутренне расти,
меняться, обогащаться культурно, мировоззренчески, уточнять своё отношение к
жизни, к бытию, к тем или иным проблемам, чтобы всё время обновляться. И когда
приходит вдохновение, ты его встречаешь уже новым человеком. Хоть чуть-чуть, но
новым».
Из интервью: «Есть ли будущее у нашей поэзии и культуры –
это напрямую связано с тем, есть ли достойное будущее у нашей России. В начале
90-х мы вместе с коммунистической «водой» выплеснули и «ребенка»: бескорыстное
и жертвенное служение слову, которое живительно теплилось под корой советской
системы. Тогдашние новые идеологи, обслуживавшие народившуюся олигархию, с
множества трибун требовали поскорее освободить нашу литературу от «бациллы
учительства». А взамен предлагали свои постмодернистские суррогаты. И сегодня
мы живем в культурных обстоятельствах, напрямую связанных с тогдашним распадом.
Но разве Россия без поэзии, без прозы – не ернических, а глубоких и энергичных
– это Россия?»
(Полный текст процитированного
интервью и его видеозапись опубликованы на сайте «Православие и мир»: http://www.pravmir.ru/yuriy-kublanovskiy-kogda-ya-zhil-kak-zagnannyiy-zayats-stihi-voznikali-chrezvyichayno-svetlyie/)
Александр Юрьевич Сегень родился в Москве (1959). Писательство
захватило его рано, но свое профессиональное образование он начинал в Автодорожном
институте. Правда, тяга к литературному труду победила, и он, не закончив курс
инженерных наук, отправился постигать премудрость профессии «инженера человеческих
душ» в Литературный институт.
По словам Александра
Сегеня, его «основное литературное
устремление — сохранять и восстанавливать традиционную русскую литературу».
Часто пишет на исторические темы. Не последнюю роль в этом сыграло знакомство Александра
Юрьевича с писателем, историком Львом Николаевичем Гумилёвым. Среди созданных Сегенем
произведений, например, романы «Государь Иван III» («Державный»), «Тамерлан» (оба 1997), «Александр
Невский» (2003) и др. Писал биографии для серии «Жизнь замечательных людей» («Филарет
Московский», «Алексий II»).
Неоднократно награждался
различными премиями, в том числе не только за романы и статьи, но и за сценарий
к художественному фильму «Поп» (реж. В. Хотиненко), к слову, созданный на
основе его же романа. Однако Александру Юрьевичу довелось побывать на съемках не только сценаристом...
«Мне страшно интересно было понаблюдать, как
герои моей книги будут превращаться в зримые персонажи фильма. Честно скажу,
поначалу даже брала некая оторопь, испуг, смешанный с блаженством». (…)
Неожиданно и мне досталась эпизодическая
роль. Снимали эпизод немецкого Рождества. Перепившиеся фрицы жгут ель, тарахтят
вокруг неё на мотоциклах, распевают самое распространённое в Европе
рождественское песнопение «Тихая ночь, святая ночь». Ребята из белорусской
студии исторической реконструкции, игравшие немцев, знали только военные марши
и попросили меня научить их петь это самое «Stille Nacht, heilige Nacht». Я
стал им напевать, и один из них предложил:
- Так это, давайте нарядим нашего автора
фрицем, посадим среди нас, и пусть он поёт, а мы ему будем подпевать.
Так я стал «фашистом».
(Источник фото и
цитаты из интернет-журнала «Православие»: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61634.htm)
Александр Сегень
уже несколько раз входил в короткий список номинантов Патриаршей литературной премии, но получил ее лишь в этом мае.
Таковы лауреаты
2015 года. Такие разные, но одинаково неустанно идущие к свету и добру в своем
творчестве.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния.
Комментариев нет:
Отправить комментарий