От всей души поздравляем
дорогих учителей с профессиональным праздником! Радости и цветочно-разноцветного
настроения! А также здоровья, терпения, благодарных учеников, творческого
удовлетворения и планов, которые с блеском осуществляются!
А в сегодняшнем
праздничном посте решила рассказать вам о тех учителях и преподавателях,
которые вдруг взяли да и стали… писателями и поэтами. Или наоборот...
Представляете такое?)) А насколько
их было много, знаете?
Совсем не претендую на
исчерпывающую полноту информации, но и в этом случае оказалось, что публикация
будет состоять аж из двух частей!
Итак, часть первая… От А до К.
Материал построен по
алфавиту персоналий и включает в себя сведения о полученном ей (персоналией) образовании,
о том, что связывает ее с педагогикой, а также минимальные данные о творческих
успехах и (не у всех!) цитаты из произведений, воспоминаний, интервью. Надо же понять, почему все эти уважаемые люди покинули школу/вуз, где работали или собирались
работать!
Абрамов Федор Александрович (1920-1983) – русский
советский писатель, публицист, литературовед.
Является одним из
наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы».
Окончил с отличием
филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948),
защитил кандидатскую диссертацию (1951). В 1951-1960 гг. был старшим
преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
«Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем
учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в
торжественные минуты говорить:
- Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний
день страны, будущее планеты». (из очерка «О первом учителе»)
Аксёнов Василий Павлович (1932-2009) – русский писатель. По
образованию – врач, но с 1960 г. профессионально занялся литературой. В 1980 г.
выехал по приглашению в США, после чего был лишён советского гражданства. С 1981 года Василий Аксёнов – профессор русской литературы – преподавал в различных
университетах США.
Среди наиболее известных
его произведений:
1959 – повесть «Коллеги», экранизированная под тем же
названием в 1962 г.
1961 – повесть «Звёздный билет». Экранизирована под
названием «Мой младший брат» в 1962 г.
1979 – роман «Остров Крым».
1992 – роман «Московская сага». По нему снят
одноименный телесериал (2004).
2004 – роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (получил
премию «Русский Букер»).
Интересно то, что
писатель не был в своей семье единственным, имеющим отношение к
преподавательской деятельности. Его мать, Евгения Соломоновна Гинзбург,
работала в Казанском педагогическом институте, а сестра по отцу – Майя Павловна
Аксёнова – педагог-методист, автор методических и учебных пособий по
преподаванию русского языка.
Алексеев Сергей Петрович (1922-2008) – русский советский
писатель, наиболее известен как автор книг по истории для детей.
В годы Великой
Отечественной войны без отрыва от учебы в Оренбургском лётном училище поступил
на вечернее отделение исторического
факультета Оренбургского педагогического института и окончил его в 1944 году.
Первой написанной Алексеевым книгой была «История
СССР : учебная книга для 4 класса» (1955).
Алиева Фазу Гамзатовна (1932-2016) – советская и российская
аварская поэтесса, народная поэтесса Дагестана, прозаик и публицист,
общественный деятель.
В 1950-1954 годах
работала учительницей в школе. В 1954-1955 годах Фазу Алиева училась в
Дагестанском женском педагогическом институте.
Призвание
Как ясно чудится порой, что вечность впереди,
Что будет вечно молодой весна в моей груди,
И вовсе не других учить – желание мое,
А вечной ученицей быть – призвание мое.
Гляжу на пламенный июль, на снеговой январь,
Как первоклассница глядит в раскрашенный букварь.
А как я счастлива стоять в толпе учеников
У лермонтовских родников, у тютчевских стихов!
И если чудится порой, что вечность впереди,
И если вечно – молодой огонь в моей груди,
То это, верно, потому, что миру нет границ,
Что буду в нем я лишь одной из вечных учениц.
Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – русский поэт, драматург, переводчик, критик.
В 1879 году окончил историко-филологический
факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков и
русской словесности в гимназии Гуревича (одно из лучших средних учебных
заведений Санкт-Петербурга). Позже был директором нескольких учебных заведений:
коллегии Галагана (закрытое среднее учебное заведение) в Киеве (1891-1893), 8-й
Санкт-Петербургской гимназии (1893-1896) и, наконец, гимназии в Царском Селе
(1896-1906).
Дети
Вы за мною? Я готов.
Нагрешили, так ответим.
Нам – острог, но им – цветов...
Солнца, люди, нашим детям!
В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору...
Не спешите их бранить,
Но балуйте... без зазору.
Вы несчастны, если вам
Непонятен детский лепет,
Вызвать шепот — это срам,
Горший – в детях вызвать трепет.
Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.
Ну, а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки...
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке...
Аствацатуров Андрей Алексеевич (1969) – российский
писатель.
Кандидат филологических
наук, доцент кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета Санкт-Петербургского
государственного университета.
«Я, прежде всего, –
преподаватель, а потом уже писатель. Моя первая книга вышла, когда мой
педагогический стаж насчитывал уже 15 лет, и писательство вошло в мою жизнь
позже, нежели преподавание. Я главным образом именно преподаю, а не сочиняю,
сочиняю в свободное от преподавания время».
Дебютный роман «Люди в голом» (2009) вошел в лонг- и
шорт-листы нескольких престижных премий.
Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист.
Известен как автор уральских сказов. Некоторые из его произведений
экранизированы (кинофильмы и мультфильмы).
Среди фильмов по
произведениям Бажова:
«Каменный цветок» (1946), «Степанова
памятка» (1976), короткометражный «Синюшкин
колодец» (1978). Также по мотивам сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая
шкатулка» создан фильм «Книга
мастеров» (2009).
Работал учителем
русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые
послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией
школ по ликвидации неграмотности.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1857-1942) – русский поэт, переводчик, видный представитель поэтов Серебряного века.
Учился, но так и не
окончил юридический факультет Московского университета. Однако активно
занимался самообразованием.
В 1897 году Бальмонт был
приглашён в Англию для чтения лекций по русской поэзии в Оксфордском
университете. В 1904 году путешествовал по европейским странам (Испания,
Швейцария, Франция), где выступал в качестве лектора; например, читал публичные
лекции о русской и западноевропейской литературе в высшей школе в Париже. В
последующие годы поэт также неоднократно давал лекции и в Европе, и в городах
России.
Бичер-Стоу Гарриет (1811-1896) – американская писательница, автор
романа «Хижина дяди Тома»
С самых юных лет долгое время работала учительницей в школе для девочек в Цинциннатти, которую
основала ее сестра. Организовала домашнюю
школу для негритянских детей.
Муж Гарриет, Кэлвин
Эллис Стоу, также был связан с образованием. Он работал профессором богословия
в Лэйновской семинарии.
Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) – советский
писатель, автор произведений о природе для детей.
В 1915 году поступил на
естественное отделение физико-математического факультета Петроградского
университета. В 1916 году призван в армию, окончил ускоренные курсы
Владимирского военного училища.
После установления
Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования
по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен
заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.
«Отсутствие специального образования не служило помехой: учителей не
хватало, а молодой петербуржец отличался общей культурой и разносторонними
знаниями.
Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои
лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим
увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно
оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Ел. «Краткая
биография Виталия Валентиновича Бианки»)
Благинина Елена Александровна (1903-1989) советская
русская поэтесса, переводчица.
Мечтала стать
учительницей. Училась в Курском пединституте. Однако уже в студенческие годы
занялась литературным творчеством, начала публиковаться и сменила профессию.
Тем не менее посвятила себя именно детской литературе: писала стихи, сказки,
песенки. Первое образование позволило Благининой часто и успешно выступать
перед своими юными читателями.
Осенний дождик
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!
Бородицкая Марина Яковлевна (1954) – российский поэт, переводчик, автор книг для детей.
Окончила Московский
государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (теперь
Московский государственный лингвистический университет), работала учителем
английского языка в школе.
Учительский сон
Мне как-то снилось: я иду большая,
Как старшеклассник в стайке первачков,
Ладонями небрежно пригашая
Блеск чьих-то лысин и седых пучков.
Я перешагиваю мостовые,
Маячу в небе, как громоотвод,
И тычутся автобусы живые
Горячими носами мне в живот…
Будильник. Транспорт. Снова я зажата,
В лицо мне – спин ворсистая броня.
А милые мои акселераты
Всё дальше вверх уходят от меня.
1980
Бояшов Илья Владимирович (1961) – русский писатель.
Закончил исторический
факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И.
Герцена. Преподаватель истории.
«Я закончил исторический факультет института имени Герцена и
восемнадцать лет преподавал историю в Нахимовском училище. В отличие от
математики или химии история – это не наука, а вещь художественная. Главное в
ней – образ, который создается рассказчиком. Фактическую историю невозможно
отчистить от вымыслов, слухов, сплетен и идеологий разных государств. Поэтому
когда курсанты привирали мне на экзаменах, я никогда их не останавливал. Да и
сам иногда привирал».
Среди произведений:
Путь Мури (в 2007 г. роман получил премию «Национальный
бестселлер»),
Танкист, или «Белый тигр». По мотивам повести снят фильм «Белый тигр»(2012).
Бродский Иосиф Александрович (1940-1996) – русский и
американский поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по
литературе (1987).
Интересно, что Бродский ушел из восьмого класса школы, не закончив его, что не помешало ему, однако, переехав
в 1972 г. в США, принять пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете.
Он занимал профессорские должности и преподавал историю русской литературы,
русскую и мировую поэзию, теорию стиха в различных американских и британских
университетах на протяжении 24 лет.
«Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то,
что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в
том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают».
Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх
на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся
перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше
всего на свете – о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его
уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…». (Лев Лосев)
Бронте Шарлотта (1816-1855) – английская писательница, поэтесса.
Автор во многом
автобиографического романа «Джейн Эйр»,
до сих пор входящего в число самых любимых произведений английской литературы.
Училась в Кован-Бриджской
школе для дочерей духовенства, затем продолжила образование в Роу-Хэдской школе
(Mирфилд). Закончив эту школу, Шарлотта работала здесь же учительницей (1835-1838).
В 1839 году получила свою первую должность гувернантки в семье Сиджвиков
(быстро ушла оттуда из-за слабого здоровья и плохого обращения), а в 1841 году –
вторую, в семье мистера и миссис Уайт. Планировала открыть собственную школу, но
попытка успеха не имела.
Кстати,
учительницами/гувернантками пытались работать и ее сестры-писательницы – Энн
(автор романа «Агнес Грей») и Эмили
(автор романа «Грозовой перевал»).
Окончила Бестужевские
высшие женские курсы. С 14 лет вела уроки в вечерних и воскресных школах, после
Октябрьской революции участвовала в кампании по ликвидации безграмотности,
организовывала в Петрограде школы грамоты.
Наиболее известна как
автор автобиографической трилогии «Дорога
уходит в даль…»
«И вот перед нами лежат на парте наши дневники – тоненькие тетрадки в твердых
переплетах с белой наклейкой.
- Напишите на белой наклейке, там, где точки, – предлагает
нам Дрыгалка, – "ученицы первого класса" и ваше имя и фамилию...
Написали?
Теперь откройте дневник... Какой сегодня день?
- Суббота! Суббота! – нестройно галдим мы.
Мученически сморщившись, Дрыгалка хватается за виски:
- Боже мой! Тише! Не все враз!
Потом, успокоившись, она продолжает:
- Найдите в дневнике субботу... Нашли? Так, пишите названия
сегодняшних уроков, я буду диктовать. Первый урок – свободный. Второй – рисование.
Третий урок – арифметика. Четвертый – танцевание. Пятый –
французский язык. Записали?» (Дорога уходит в даль…)
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) – русский поэт, прозаик,
драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк. Один из
основоположников русского символизма.
Учился на историко-филологическом
факультете Московского университета.
В 1921 году организовал
Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался
его ректором и профессором. Также преподавал в Коммунистической академии и в
Институте слова.
Быков Дмитрий Львович* (1967) – российский писатель, поэт, публицист,
журналист, литературный критик.
Обладатель множества
литературных премий. Среди них:
2006 – Международная литературная премия
имени А. и Б. Стругацких, премия «Бронзовая улитка» (обе за роман «Эвакуатор»),
2006 – премия «Национальный бестселлер», премия
«Большая книга» (обе за книгу «Борис
Пастернак» (серия ЖЗЛ)),
2011 – премия «Портал», премия «Национальный
бестселлер», 3-я премия «Большая книга» (все за роман «Остромов, или Ученик
чародея»),
Преподавал литературу и
историю советской литературы в московских средних школах «Золотое сечение» и
«Интеллектуал».
«Я просто люблю это занятие, не могу себе в нем отказать. А может быть,
наследственность сказывается. Мать у меня довольно известный московский
словесник, до сих пор преподает». (из интервью «Ставропольской правде» - ссылка на газету).
Варламов Алексей Николаевич (1963) – российский
писатель, публицист.
Среди многочисленных
литературных премий есть:
Национальная
литературная премия «Большая книга» (2007, вторая премия за документальный
роман «Алексей Толстой»),
Патриаршая литературная
премия (2013),
Премия «Студенческий
Букер» за роман «Мысленный волк»
(2015).
Постоянный автор серии
«Жизнь замечательных людей».
Доктор филологических
наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького. Читал лекции о русской
литературе в университетах Европы и США.
«Говорить о литературе и писать книги – слишком смежные занятия, и тут
легко наступить друг другу на ноги».
Визбор Юрий Иосифович (1934-1984) – советский поэт, бард, писатель,
журналист, киносценарист, киноактёр.
В 1955 году окончил факультет
русского языка и литературы Московского государственного педагогического
института имени В. И. Ленина и с августа по сентябрь работал по распределению
учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги
(Архангельская область).
«Три ВУЗа – МИМО, МГУ и МИГАИК – не сочли возможным видеть меня в своих
рядах. В дни этих разочарований мне позвонил приятель из класса Володя
Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта
мне показалась смешной, но Володя по классной кличке Мэп (однажды на уроке он
спутал английское слово "мэм" с "мэп") уговорил меня просто
приехать и посмотреть это "офигительное" здание. Мы приехали на
Пироговку и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного
стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию – там
сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации
на тему "Лу-лу-бай". Это была Света Богдасарова, с которой я
впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попериминались с ноги на ногу и я
ему сказал: "Поступаем"» (из автобиографии).
Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) – русский
советский писатель. Наиболее известен как автор детских книг из цикла «Волшебник Изумрудного города».
Окончил Томский
учительский институт (1909), получив диплом с правом преподавать все предметы
школьной программы, кроме Закона Божьего. Так и случилось: учитель Волков преподавал
почти все науки: естествознание, физику, математику, географию, русский язык,
литературу, латынь, историю, рисование. Работал в школе в своем родном городе
Усть-Каменогорске, а также на Алтае в городе Колывани. Позже переехал в
Ярославль, где работал директором школы. Заочно закончил математический
факультет Ярославского педагогического института. В 1929 г. переехал в Москву,
где работал заведующим учебной частью рабфака. За семь месяцев закончил пятилетний
курс и сдал экстерном экзамены на физико-математическом факультете МГУ. Преподавал,
а затем был доцентом кафедры высшей математики Московского института цветных
металлов и золота.
Воннегут Курт (1922-2007) – английский писатель-сатирик.
Автор таких
произведений, как «Колыбель для кошки»
(1963), «Бойня номер пять, или Крестовый
поход детей» (1969), «Завтрак для
чемпионов» (1973) и других, сочетающих элементы сатиры, чёрного юмора и
научной фантастики.
Посвятив себя в 1951
году литературному творчеству, тем не менее, параллельно отдавал свое время и
другим занятиям. Например, имел опыт преподавания в школе для умственно
отсталых детей.
Став известным
писателем, преподавал в творческой мастерской университета Айовы, а также в
Колумбийском университете и в Гарварде.
«Когда я преподаю – а я пару лет вел писательский семинар в Айове, в
Гарвардском Сити-колледже, – я не ищу людей, которые хотят стать писателями. Я
ищу людей страстных, которых что-то в жизни жутко беспокоит. Есть люди, у
которых в голове мысли так и бурлят, и Ли, кстати говоря, в этом отношении
хороший пример, а если в голове у вас бурлят мысли, язык придет сам, придут
нужные слова, все абзацы станут на свои места». (из интервью)
Габбе Тамара Григорьевна (1903-1960) – русская советская детская писательница,
переводчица, драматург, фольклорист, литературовед и редактор.
Автор сказочных пьес для
детей:
«Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Экранизирована в 1965
г. – фильм «Город мастеров»,
«Авдотья-Рязаночка»,
«Хрустальный башмачок»,
«Оловянные кольца» («Волшебные
кольца Альманзора»). Экранизирована в 1977 г. – фильм «Кольца Альманзора».
«Сказка про солдата и змею».
Окончила литературный
факультет Ленинградского института истории искусств и некоторое время работала учителем.
Гамзатов Расул Гамзатович (1923-2003) – советский и российский
поэт, прозаик, публицист, переводчик.
Начал писать свои первые
стихи, когда ему было 9 лет.
«Потом я стал писать о своей школе, о товарищах, о учителях. А моя школа
стоила того, чтобы о ней писали: она помещалась в крепости Хунказах, в
километре ходьбы от нашего селения, в той самой крепости, которая за долгие
столетия узнала силу многих пуль и снарядов.
В 1940 году, окончив педагогическое училище в городе
Буйнакске, я вернулся в эту школу – но уже учителем. Теперь она стала средней
школой и носит имя моего отца».
Гамзатов работал учителем
до 1941 года.
Геласимов Андрей Валерьевич (1966) – российский
писатель.
Среди написанных им
произведений:
Жажда (2002). Повесть экранизирована в 2013 г.
Рахиль (2003).
Степные боги (2008).
Нежный возраст (1995).
Дом на Озёрной (2009). Роман экранизирован в 2009 г.
(мини-сериал).
Холод (2015).
Десять историй о любви (2016). Открывавший в 2016 году
Московский кинофестиваль художественный фильм «Ке-ды» (реж. Сергей Соловьёв), является экранизацией рассказа «Paradise found», входящего в сборник.
Геласимов окончил
Якутский государственный университет. По образованию филолог. Кандидатскую
диссертацию по английской литературе защитил в Московском педагогическом
государственном университете.
Работал доцентом кафедры
английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского
языка и анализ художественного текста.
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – выдающийся классик русской
литературы, писатель, драматург, публицист, критик.
Проходил обучение в Гимназии
высших наук князя Безбородко в Нежине (позже
Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбродко, а
затем Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя).
Одним из эпизодов жизни
будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа
преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение).
Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в
аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). В 1834 году
его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском
университете. Мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском
университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же
кафедра в Петербургском университете. Отказался от профессуры в 1835 году.
Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – русский
писатель, литературный критик.
Учился на словесном
факультете Московского университета. После его окончания ненадолго возвратился
в родной Симбирск (ныне Ульяновск), затем уехал в Петербург. Там он сблизился с
семьёй Майковых, главой которой был художник Николай Аполлонович Майков.
Гончаров становится домашним учителем двух старших сыновей – Аполлона (будущий
поэт) и Валериана (будущий литературный критик и публицист), которым преподает
латинский язык и русскую словесность.
Учителем словесности в
Симбирской гимназии почти тридцать лет работал старший брат писателя – Николай
Александрович Гончаров. Вероятно, он стал прототипом образа учителя Леонтия
Козлова из романа «Обрыв».
«Образовательное и воспитательное влияние школы на учащихся у нас мало
значительно; школа, средняя и высшая, сообщает у нас лишь агрегат знаний,
представляющий нередко полный хаос... У нас учатся в гимназиях и в
университетах лишь для прав, для аттестатов и приобретают таковые без большого
труда...».
Державин Гавриил Романович (1743-1816) – русский
поэт эпохи Просвещения, государственный деятель.
Был убежденным
сторонником идеи просвещенного самодержавия. Считал, что темный, угнетенный народ
нужно просвещать, снижая его враждебность к дворянам, и таким образом оградить
государя от народного восстания. Именно это направляло деятельность Державина
на ниве образования. Сам он не преподавал, но во время его службы правителем
Тамбовского наместничества (1786-1788 гг.) в Тамбове и уездных городах были созданы Главное
и малые народные училища, семинария с классами риторики, философии и
богословия. В некоторых городах были открыты двухклассные народные училища.
Кроме того, Державин завёл в своем доме школу, в которой детей дворян по
воскресеньям обучали грамоте, танцам, музыке, театральному искусству. Сам экзаменовал
учеников.
Доде Альфонс (1840-1897) – французский писатель, драматург.
Наибольшую известность
автору принес его роман «Тартарен из
Тараскона»(1872).
Педагогическая
деятельность Доде была краткой. Его отец – владелец небольшой фабрики шелковых
тканей – разорился, и будущий писатель, не имея материальной возможности
получить высшее образование, по окончании школы поступил на должность помощника
учителя в провинциальный колледж в Але, но вскоре оставил это занятие и в 17
лет уехал со старшим братом в Париж, чтобы стать журналистом. Об этом периоде
его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (1868).
«- Господин директор, – сказал швейцар, подталкивая меня
вперед, – вот новый классный надзиратель, приехавший
на место господина Серьера.
-- Хорошо, – произнес
директор, не оборачиваясь. Швейцар поклонился и вышел. Я продолжал стоять
посреди комнаты, теребя пальцами шляпу.
Кончив писать, директор обернулся ко мне, и я мог хорошо рассмотреть
его маленькое, бледное, худое лицо, освещенное холодными, бесцветными глазами.
Он в свою очередь, чтобы лучше меня разглядеть, приподнял абажур лампы и
нацепил на нос пенсне.
- Да ведь это ребенок! –
воскликнул он, привскочив в кресле. –
Что я буду делать с ребенком?!
При этих словах Малышом овладел безумный страх: он уже видел
себя на улице без всяких средств... Он едва мог пробормотать два-три слова и
передать директору рекомендательное письмо.
Директор взял письмо, прочел его, сложил, развернул, перечел
еще раз и, наконец, сказал мне, что благодаря совершенно исключительной
рекомендации ректора и из уважения к моей почтенной семье он соглашается взять
меня к себе, несмотря на то, что его пугает моя чрезмерная молодость. Потом он
пустился в длинные рассуждения о важности моих новых обязанностей, но я его
больше не слушал. Самым существенным было то, что меня не отсылали обратно.
Меня не отсылали, и я был счастлив, безумно счастлив! Я хотел бы, чтобы
директор имел тысячу рук и чтобы я мог их все перецеловать». (Малыш)
Дружников Юрий Ильич (1933-2008) – русский писатель, историк
литературы. До эмиграции был более известен как детский писатель.
Окончил историко-филологический
факультет Московского государственного педагогического института. Работал учителем
истории и литературы в школах Казахстана, был завучем в школе рабочей молодежи.
«В школе рабочей молодежи учились люди разных возрастов из
железнодорожного депо – от стрелочников до машинистов. В связи с нехваткой
учителей я преподавал все предметы, кроме химии и физики, потом стал еще и
завучем. Вокруг подозрительно крутился районный кагебешник, пересказывая с
акцентом анекдоты, которые я сам рассказывал где-нибудь накануне. Наконец
устроили шумное собрание и исключили меня из комсомола. Причина истинная в том,
что на место присланного завуча хотелось назначить своего и, как подозреваю,
торговать аттестатами зрелости. Оставалось вернуться в Москву. Учительство же
мне понравилось, и с тех пор чувствую себя комфортно, выступая перед любой
аудиторией». (из автобиографии)
Евтушенко Евгений Александрович (1932) – русский советский поэт.
Ввел в обиход крылатую
фразу: «Поэт в России больше, чем поэт».
В 1991 году, заключив
контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал
преподавать в США. Читает курс русской поэзии в американских университетах.
Ершов Пётр Павлович (1815-1869) – русский поэт, прозаик, драматург,
автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок».
В 1831-1835 гг. учился
на философско-юридическом отделении Петербургского университета.
Вернувшись по окончании
университета на родину (1836 г.), работал учителем Тобольской гимназии, затем стал
инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ
Тобольской губернии. Один из его учеников – будущее светило отечественной и
мировой химической науки – Дмитрий Иванович Менделеев.
Житков Борис Степанович (1882-1938) – русский советский
писатель, путешественник. Один из классиков советской детской литературы.
Автор произведений о
животных, а также приключенческих рассказов и повестей.
Окончил естественное отделение
Новороссийского университета, затем много путешествовал, сменил множество
профессий. Это позволило Житкову получить богатый материал для будущего
литературного творчества. Довелось ему, среди прочего, поработать преподавателем
физики и черчения на рабфаке в Одессе, а также быть руководителем технического
училища.
Кстати, занимался
педагогической деятельностью и отец Житкова – Степан Васильевич. Он был
преподавателем математики в Новгородском учительском институте.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – русский
поэт, переводчик, критик, основоположник романтизма в русской поэзии.
Учился в Московском
университетском благородном пансионе.
В 1817 году стал
учителем русского языка великих княгинь Александры Федоровны (будущей императрицы)
и Елены Павловны. Осенью 1826 года назначен на должность воспитателя наследника
престола, будущего императора Александра II.
Своим учителем считал
Жуковского А. С. Пушкин. В сентябре 1815 года Жуковский дарит ему в честь
окончания поэмы «Руслан и Людмила» свой портрет с надписью «Победителю-ученику
от побежденного учителя».
Иванов Александр Александрович (1936-1996) – русский
советский поэт-пародист, ведущий телепередачи «Вокруг смеха».
Известность приобрел как
автор блистательных стихотворных пародий.
В 1960 году окончил
факультет рисования и черчения Московского заочного пединститута. Работал
преподавателем черчения и начертательной геометрии.
Сколько будет дважды два
Я немало дорог истоптал в
этом мире,
И на собственной шкуре я
понял зато:
Дважды два — не всегда в
нашей жизни четыре,
А порою — и пять.
А бывает — и сто.
Лев Куклин
Я когда-то мечтал
инженером стать горным,
В этом деле хотел получить я права.
Но везде мне вопрос задавали упорно:
- Сколько будет, товарищ Куклин,
дважды два?
- Пять! – всегда отвечал я упрямо и гордо,
В эту цифру вложив темперамент и злость.
Инженером, увы, а тем более горным,
К сожалению,
так
мне и не довелось...
Я хотел быть актером, врачом и матросом,
Стать ботаником чуть не решил я едва.
И повсюду меня изводили вопросом:
- Сколько будет, товарищ Куклин,
дважды два?
Улыбались, не то еще, дескать,
мы спросим...
Стал везде отвечать я по-разному всем:
«Шесть», «одиннадцать», «тридцать один»,
«сорок восемь»,
Как-то сам удивился, ответив: «Сто семь!»
Кто, не помню,
помог мне однажды советом,
Поклониться советчику рад и сейчас:
Ваш единственный путь – становиться
поэтом,
Ибо уровень знаний подходит как раз...
И с тех пор я поэт. Сочиняю прилично.
Издаюсь, исполняюсь,
хоть в мэтры бери...
Я, конечно, шутил, ибо знаю отлично:
Дважды два – как известно и школьнику – три!
Иванов Алексей Викторович (1969) – российский писатель, сценарист.
Окончил факультет
искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета.
Сменил несколько
профессий. Работал, в том числе и школьным учителем, и преподавателем
университета.
Написал роман воспитания
«Географ глобус пропил» (1995),
который был экранизирован в 2012 году.
В 2014 году Алексей
Иванов стал автором текста для «Тотального диктанта».
Иванов Сергей Анатольевич (1941-1999) – советский и российский
детский писатель.
Автор более 50 книг:
школьные повести, сказки, рассказы о природе, детские детективы. Среди его
произведений: «В бесконечном лесу и
другие истории о 6-м «Б», «Ольга
Яковлева», «Сергей Иванович и Таня»
и др. Обладатель Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1988) – за
повести «Его среди нас нет» (1984) и
«Тринадцатый год жизни» (1981), премии
имени Г. Х. Андерсена (1996) – за повесть «Зимняя
девочка» (1994). Автор сценария к мультфильмам («Падал прошлогодний снег», «Бюро
находок»).
В 1963 году окончил
Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.
Кассиль Лев Абрамович (1905-1970) – советский писатель, сценарист.
Кассиль более всего известен
как автор книг для детей. Среди его произведений повесть «Кондуит и Швамбрания», «Черемыш
– брат героя», «Дорогие мои мальчишки»,
«Улица младшего сына» и др.
В 1947-1949 годах был
руководителем семинара детской литературы в Литературном институте имени А. М.
Горького.
Мама Кассиля была одно
время учительницей музыки.
«Вступительный экзамен я сдавал весной. Дмитрий Алексеевич, домашний
учитель, пришел рано утром и заставил меня повторить "коренные слова на
ять". Папа перед отъездом в больницу положил свою большую руку мне на
макушку, откинул мою голову назад и спросил:
- Ну, как котелок? Варит?
С мамой мы пошли в гимназию. По дороге мама, волнуясь и
заботливо оглядывая меня, все говорила:
- Главное, не волнуйся! Говори громче и не торопись. Прежде
чем отвечать, подумай как следует.
Дмитрий Алексеевич шел рядом и спрашивал таблицу умножения
вразбивку и подряд. До "девятью девять" и до гимназии мы дошли
одновременно».
(Кондуит и Швамбрания)
Ким Юлий Черсанович (1936) – советский и российский поэт,
драматург, сценарист, композитор, бард.
Окончил историко-филологический
факультет Московского государственного педагогического института имени В. И.
Ленина. По распределению до 1963 г. работал в школе на Камчатке, затем
несколько лет в Москве, где преподавал литературу, историю и обществознание.
Юлий Ким стал писать и
разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции, в которых присутствовали
все элементы мюзикла.
…На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель
Славный пушкинский лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине!
(отрывок из
стихотворения Ю. Кима «19 октября»)
Коваль Юрий Иосифович (1938-1995) – советский и российский детский
писатель, сценарист, художник, автор песен.
Окончил
историко-филологический факультет Московского государственного педагогического
института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы
и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе
в Татарии до 1963 года. Преподавал там русский язык и литературу, географию,
историю, пение и др. Иногда составлял для учеников диктанты в стихотворной
форме. Например, четверостишие на правописание шипящих:
На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж
И, схватив огромный нож,
К мыши он ползёт, как уж..
Колас Якуб (1882-1956) – белорусский советский писатель, поэт,
переводчик. Классик белорусской литературы.
В 1902 году окончил
Несвижскую учительскую семинарию. Долгие годы преподавал. Вначале в Пинском
районе Брестской области. Однако за участие в организации нелегального
учительского съезда получил тюремный срок, которое отбывал в Минске (1908-1911).
После этого в 1912-1914 годах учительствовал в Пинске. Во время Первой мировой
войны, в связи с опасностью приближения фронта (1915), эвакуировался вместе с
семьей в Дмитровский уезд Подмосковья, там тоже работал учителем. Однако в этом
же году мобилизован в армию. После демобилизации в 1918 году работал учителем в
городе Обоянь Курской губернии. В 1921 г. вернулся в Минск, преподавал в Белорусском
педагогическом техникуме, читал лекции по грамматике и методике преподавания
белорусского языка на учительских педагогических курсах в Слуцке, работал
преподавателем белорусского языка в Белорусском государственном университете.
Коржиков Виталий Титович (1931-2007) – русский советский детский
писатель, автор книг о морских приключениях.
Популярность писателю
принесли повести: «Первое плаванье»
(1961), «Весёлое мореплавание Солнышкина»,
«Коготь динозавра» (1979), «Волны словно кенгуру» (1976).
Окончил Московский
государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, по распределению работал
учителем на Сахалине и во Владивостоке.
Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) – русский
писатель, журналист, публицист, общественный деятель.
За активное участие в
революционном народническом движении находился под полицейским надзором,
неоднократно отбывал политическую ссылку. Именно с одним из этих непростых
периодов его жизни и был связан педагогический опыт Короленко. В 1880-1881 гг.
он жил в Перми в качестве политического ссыльного. Помимо службы табельщиком и
письмоводителем, давал частные уроки пермским учащимся. Была среди них Мария
Гейнрих, ставшая впоследствии женой другого писателя, Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Корчак Януш (1878-1942) – польский писатель, педагог, врач.
Написал свыше 20 книг о воспитании,
в том числе «Как любить ребенка», «Право ребёнка на уважение» и детские
повести, в том числе «Король Матиуш
Первый».
Получив профессию врача,
в 1911 году основывает «Дом сирот» для еврейских детей. С 1918 года руководит
детскими приютами, преподаёт, читает лекции в Свободном польском университете и
на Высших еврейских педагогических курсах.
Во время Второй мировой
войны совершил высший подвиг учителя: отказался от свободы и предпочёл остаться
с детьми, приняв с ними смерть в нацистской газовой камере.
Крапивин Владислав Петрович (1938) – советский и
российский детский писатель.
Родился в семье
педагогов. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского
государственного университета имени А. М. Горького. На производственной практике,
проходившей между 2 и 3 курсом в газете «Комсомольская правда», познакомился с
Симоном Соловейчиком, создателем педагогики сотрудничества. Литературное
творчество писателя неразрывно связано с его педагогической деятельностью.
В 1980-е гг.
«Учительская газета» публикует цикл статей Крапивина, посвященных актуальным
проблемам педагогики. В них он сформулировал свои педагогические взгляды, в
частности, идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека.
В 2007 году Крапивин
уехал в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного
университета, вёл для студентов школу литературного мастерства.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский писатель, поэт,
баснописец, издатель. Известен как автор более 200 басен.
После смерти Екатерины
II поступил на службу к князю С. Ф. Голицыну не только в качестве личного
секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.
Кудашева Раиса Адамовна (1878-1964) – советская поэтесса,
писательница.
Именно Кудашева является
автором стихотворения «Ёлка», впоследствии
положенного на музыку и известного всем нашим соотечественникам, от мала до
велика как слова детской новогодней песенки «В лесу родилась ёлочка».
К сожалению, сведения о
жизни Кудашевой крайне скудны. Однако известно, что она окончила женскую
гимназию М. Б. Пуссель и служила гувернанткой у князя Н. А. Кудашева, который
затем стал ее супругом. Работала учителем (а в советское время несколько
десятилетий - библиотекарем).
Кучерская Майя Александровна (1970) – российская
писательница, литературовед и критик.
Лауреат Бунинской премии
(2006), Студенческого Букера (2007). Победительница в читательском голосовании
премии «Большая книга» (2013).
Окончила русское
отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, затем училась на
отделении славянских языков и литературы Калифорнийского университета в
Лос-Анджелесе.
Профессор филологических
наук, преподает на факультете филологии ГУ ВШЭ.
«Сергею Петровичу захотелось вскочить и крикнуть: "Мне всего
шестьдесят шесть, не так уж, не так уж давно он пенсионный! И чувствую я себя
превосходно! Тридцать километров в день проходили с ребятами прошлым летом, шли
бы и больше, но они выдыхались, просили отдохнуть! Так что ничего пока, и жив и
здоров, и в этом году пройду никак не меньше!". Худой, высокий, легкий, он
и в самом деле был еще силен и крепок, ничем не болел, только иногда
подскакивало давление и головные боли, конечно. Но мучали они его последние лет
тридцать, это было наследство от матери. Вот и сейчас он слышал в ушах
характерный шум… Хотелось заорать, но Сергей Петрович молчал. Он знал, стоит
дать раздражению волю, оно перерастет в гнев, гнев в бешенство, а там уж...
Поэтому Груша и ходила по кабинетам сама, знала, как он вспыльчив.
Кружок мы вам, разумеется, и оставим, – невозмутимо продолжал Иван Валерьевич, и снова Сергею Петровичу
хотелось заскрежетать зубами: кто это мы? — Музей боевой славы – это похвально, патриотическое воспитание, наглядные
экспонаты, каски, медали, гранаты, –
Иван Валерьевич едва заметно, как показалось Сергею Петровичу, усмехнулся, — но
ведь тема эта, называя вещи своими именами, уже исчерпана…». (Тетя Мотя)
Кушнер Александр Семенович (1936) – русский поэт.
Учился на филологическом
факультете Педагогического института им. А. Герцена (Ленинград). В 1959-1969
годах преподавал в школе русский язык и литературу.
«Знаете, всегда интересно говорить о том, что любишь – о Пушкине,
русском языке. Кроме того, молодые люди – это всегда приятная компания. И,
наконец, я считаю, что человек, пишущий книги, прозу, должен хотя бы какое-то
время поработать, пожить нормальной человеческой жизнью. Что такое вставать в
семь утра, в восемь утра быть на остановке и в девять – уже в школе? Вы знаете,
это многое дает человеку. Есть те, кто пренебрегает этим и считает, что родился
поэтом. Как правило, из них ничего не выходит, за редким исключением». (на
встрече с читателями в Челябинске - ссылка на полный текст в блоге ВО!круг книг)
Кэрролл Льюис (1832-1898) – английский писатель, математик,
философ. Автор знаменитых книг «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а
также юмористической поэмы «Охота на Снарка».
Учился в Крайст-Чёрч, одном
из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете, и благодаря
выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра
выиграл конкурс на чтение в колледже математических
лекций. Читал их в течение следующих 26 лет. Профессор математики Оксфордского
университета (1855-1881).
Конец первой части.
Продолжение следует.
С уважением,
ваша Агния
Обновление: *автор признан иноагентом 29.07.2022
100 учителей, ставших писателями. Или наоборот... (часть вторая)
Обновление: *автор признан иноагентом 29.07.2022
100 учителей, ставших писателями. Или наоборот... (часть вторая)
Вот так подарок учителям к профессиональному празднику! Спасибо, Агния, за ваш бесценный труд, не думаю, что еще кому-то приходила в голову такая замечательная идея - собрать в одном месте педагогов, которые стали писателями. И наоборот))) Совершенно уверена в том, что этот материал будет интересен не только уже работающим педагогам, но и тем, кто еще только учится!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Валентина Васильевна! Идея не сказать, чтоб уникальная, но я постаралась внести в нее свои изюминки)). Разумеется, очень надеюсь, что систематизированный таким образом материал пригодится.
УдалитьАгния, спасибо большое! Интереснейший материал! У нас тоже в блоге "ВО!круг книг" библиотекарь абонемента рассказала о писателях-учителях по выставке "Любимый предмет - педагогика" http://vokrugknig.blogspot.ru/2016/10/blog-post_5.html#more. Можно мы дадим ссылку на Ваш пост?
ОтветитьУдалитьИрина, от всего сердца, пожалуйста!) Благодарю за высокую оценку моего труда!
УдалитьТолько вот, прочитав ваш пост, подумала: "Ну и ну! Пришла же ведь одна и та же светлая мысль в наши головы!" Ваш список еще и пошире будет.
Кстати, ссылка на "ВО!круг книг" у меня есть (в тексте о А. Кушнере). Ссылку на мой пост с удовольствием разрешаю. Очень люблю, когда материал нужен!
Спасибо!
УдалитьАгния, добрый вечер!
ОтветитьУдалитьНе могла не откликнуться на Ваш замечательный пост! Очень, очень нужный материал, идея просто здОровская! Вижу из Вашего материала - пособие, литературно-информационное. Хочется, чтобы материал не затерялся, а всегда был под рукой. Спасибо за Ваш ТРУД, за Идею. Удачи Вам, здоровья, счастья, благополучия и всех благ! Всего самого доброго и позитивного!
Добрый вечер, Людмила Борисовна!
УдалитьСпасибо огромное за высокую профессиональную оценку и теплые пожелания! С удовольствием воспринимаю факт, что задуманное и сделанное будет востребовано. Значит не зря проделана определенная работа. Взаимно мысленно посылаю Вам самые добрые флюиды. Надеюсь, это чувствуется))
Отличная тема, замечательный материал, обязательно воспользуюсь! Спасибо, Агния!
ОтветитьУдалитьОчень-очень рада этому, Ирина Витальевна! Спасибо!
УдалитьСпасибо большое, очень важная и интересная информация.
ОтветитьУдалитьИ Вам огромное спасибо за добрые слова!
Удалить