Страницы

среда, 12 апреля 2017 г.

Учитель, который слышал Вселенную


12 апреля отмечается День космонавтики. Эта дата на календаре 1961 года разделила историю человечества не просто на две части, но на две эры: докосмическую и космическую. Для этого огромному количеству людей пришлось поработать, не жалея сил и таланта, а Юрию Алексеевичу Гагарину – впервые отправиться в удивительное путешествие, доселе невиданное и неслыханное.
Тут же поправлю себя: для подавляющего большинства жителей планеты – невиданное и неслыханное. Но жил когда-то человек, который о нем не просто твердо знал, но сам его уже «совершил». Это был очень скромный человек. Совсем не богатырь, не здоровяк и не харизматичный красавец. Учитель.

Конечно, я чуточку преувеличила. Наш сегодняшний герой не летал в звездные выси и не любовался красотой Земли из иллюминатора стремительной ракеты. Он не мог этого сделать и потому, что здоровье не позволило бы, и потому, что… умер в 1935 году, то есть за 26 лет до первого полета человека в космос. Но именно его гениальные идеи и сумасшедшие (уж для кого-то точно) мечты не только нарисовали ему всё, что случилось через 26 лет после его ухода из жизни, но и сделали само это историческое событие возможным.
И то, что он, Константин Эдуардович Циолковский, не летал в космос, ничего не меняет. Он и в самом деле поразительно ясно видел то, что в действительности увидели затем космонавты.
Не верите? Дадим слово летчику-космонавту Виталию Севастьянову.
«Пролетая над отчей землей, вглядываясь в извивы рек, контуры горных цепей, краски морей и пустынь, я не раз представлял себе одним из членов нашего космического экипажа Константина Эдуардовича Циолковского. Помнится, я подумал: с каким, должно быть, изумлением созерцал бы он и милую Землю в голубом ореоле, и звездчатый занавес небес, и непривычно яркую Луну (с кратером его имени!). Да и сам космический корабль – разве не вызвал бы удивления у человека, почти безвыездно прожившего в провинциальной глуши едва ли не всю свою сознательную жизнь…
Но потом стал я перебирать в памяти всё написанное Циолковским – и уже сам удивился. Да он же не только положил теоретическое начало звездоплаванию (он сам придумал это выражение!), но и в деталях продумал наши нынешние полеты. Качество предугадывания поразительное! Его герои ведут на орбите металлургические работы. Выходят в открытый космос на привязи. Пользуются переходными камерами, солнечными батареями, оранжереями. Для сна в невесомости привязывают себя к кораблю. Учтены тончайшие особенности приема пищи и водных процедур. Даже влияние кровообращения и дыхания на движение в невесомости – и это учтено».

К огромному сожалению, имя Циолковского сегодня не слишком популярно. Мы еще помним тех первопроходцев, что летали в космос, знаем имя Сергея Павловича Королева – его великого последователя. Но основоположник космонавтики остался в тени. Говорила же, скромен был Циолковский. Очень не любил шумихи вокруг своей персоны.

«Я не гонюсь за приоритетом, именем или славой. Я знаю, что работал изо всех сил, и счастлив, если моя работа принесла хоть какую-нибудь пользу человечеству».

Тут уж без сомнений! Польза была. И есть.
Потому несправедливо было бы сегодня не сказать хотя бы несколько слов о Константине Эдуардовиче. Он достоин этого. Тем более, что некоторые факты его сложной судьбы крайне интересны и поучительны.

И первый из них узнаем от самого Циолковского.

«Я родился в 1857 году. В 1867-1868 году, когда я был приблизительно 10-11 лет, последовал первый удар судьбы. У меня была скарлатина, результатом чего были некоторое (умственное) отупение и глухота. До этого же я был счастливым и способным ребенком, меня очень любили, вечно целовали, дарили игрушки, сладкое, деньги.
Что же было бы со мной, если бы я не оглох. Предвидеть этого точно, конечно, невозможно, но приблизительно было бы следующее: по моим природным способностям, здоровью, счастливой наружности, талантливости я пошел бы по проторенной дорожке. Кончал бы разные курсы, служил, делал карьеру, женился, имел много детей, приобрел бы состояние и умер в счастье ограниченный, довольный и окруженный многочисленным потомством и преданными людьми. Ум бы мой почти спал, успокоенный счастьем, удовлетворенный природой.<…> Но что же сделала со мной глухота? Она заставляла страдать меня каждую минуту моей жизни, проведенную с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя, заставляло искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презираемым».

Да, Константин Эдуардович до конца жизни остался глухим. Испортилось и зрение. Но, как видите, свою беду ученый расценивает в качестве основной причины собственного успеха. Но это потом. А тогда…
Представьте себе, что живого любознательного мальчишку недуг резко вырывает из привычного круга и стиля жизни. Он вдруг становится «не как все». Обучение в школе прерывается в третьем классе. «Учителей совершенно не слышал или слышал одни только неясные звуки. Но постепенно мой ум находил другой источник идей – в книгах...», писал он позже.

В тот роковой момент, когда потеря слуха перевернула его жизнь, главную поддержку Костя получил от нежно любимой матери.

«Она спасла меня от отчаяния, сумела внушить, что можно жить и без слуха. Очень, помню, помог мне пример оглохшего Бетховена. Вот ведь композитор, а жил и работал без слуха. Мать заставила понять, что все лучшие мысли человечество вложило в книги, а для них слух не нужен. Я набросился на книги, стал читать так много и увлеченно, что вскоре по количеству прочитанного я обогнал братьев и даже отца».

Именно смерть матери – Марии Ивановны – вскоре стала вторым страшным ударом для мальчика (да и всей семьи). Эта красивая и образованная женщина являлась самым главным человеком в жизни Константина Эдуардовича. Она была источником безграничной любви, талантливым и достойным воспитателем своих детей. Именно ей обязан он и любовью к книгам, и тягой к знаниям, и наблюдательностью и другими умениями и навыками, ставшими определяющими в его дальнейшей жизни. Но уже без нее…
Циолковский с удовольствием рассказывал, как умела мать находить верные решения в множестве сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе общения с детьми.
К примеру, как-то рассматривал он, несмышленый малыш, картинки в книге о животных. Попалось изображение моржа. Костя страшно испугался огромного, угрожающего вида зверя. Даже бросил книгу и забился куда-то в укромный уголок.

«Мать тогда с трудом выспросила о причине страха. Она с минуту подумала, потом позвала Осю [брат К. Э. Циолковского. – прим. А. К.] и тут же повела наступление на мою трусливость. Как я впоследствии понял, ее педагогический прием был прост и верен. Страх идет от дикарского, суеверного непонимания явлений, от признания какого-то события сверхъестественным. Первобытный человек боялся тьмы, грома, молнии, горного обвала. Они были для него необъяснимы. Если труса заставить смеяться над причиной страха, он осмелеет. Это – закон. И мать понимала это. Знаете, что она сделала? Она спросила Осю:
- Ты знаешь, как выглядит морж?
- Знаю, – неуверенно ответил тот, не понимая, к чему клонит мать.
- Я буду рассказывать Косте о морже, а ты изображай его, – велела мать.
Брату это понравилось, и он довольно скоро вошел в роль. Мать смеялась от всего сердца. Она умела смеяться звонко и заразительно.
- Ты знаешь, – говорила она, – морж похож на близорукого, усатого толстяка, которому трудно дышать.
Ося надул щеки, лег и начал уморительно разглаживать воображаемее усы.
Я невольно засмеялся.
- А ты знаешь, как кричит морж? – спросила мать. – Не знаешь? Да он мукает, как глупый телок.
Осе только этого и надо было. Склонный к лицедейству, он скроил уморительную рожицу и замычал по-телячьи. Делал он это превосходно, выходило смешно. Мы искренне смеялись.
- А ты знаешь, что моржи трусливы? – спохватывалась мать, вытирая слезы, выступившие от смеха. – Именно трусливы, завидя белого медведя или охотника-чукчу, они на своих коротких ластах ползут к берегу и ныряют в воду.
Ося на локтях пополз по полу и так комически дергал носом, что я неудержимо хохотал, тем более что и мать смеялась от души.
Неожиданно у нее в руках появилась книга с рисунком моржа.
- Посмотри! – предложила она, заливаясь смехом. – Он же урод! Жирный, трусливый урод!
Я вгляделся и, к великому изумлению, не нашел в морже ничего страшного. Толстый, неуклюжий, глупый… Мне стало стыдно за свой страх».

Однажды, также на «зверином» примере, Мария Ивановна дала сыну такую краткую формулу:

«Человек отличается от зверя трудом, мышлением и чувством юмора. Если не хочешь вырасти обезьянкой – трудись, размышляй и шути!»

До конца своих дней сын гордился ей, помнил ее, помнил мудрые материнские уроки…

Но время шло, мальчик рос, жадно впитывал разнообразные знания, занимаясь не только теорией, но и практическим научным и техническим творчеством.
В 16 лет Константин предпринимает попытку поступить в Высшее техническое училище в Москве. Однако это ему не удалось. Но он не падает духом, а использует новые возможности. Поскольку денежных средств, присылаемых отцом, было крайне мало, юноша питается лишь хлебом с водой, а почти всю сумму тратит на книги да приборы для опытов. Регулярно посещает он Чертковскую (Румянцевскую) публичную библиотеку, и выбор его неслучаен: эта библиотека являлась первой и единственной тогда бесплатной столичной библиотекой.

«Носил длинные волосы, просто оттого, что некогда было их стричь. Смешон, должно быть, был страшно! Все же я был счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал. Мне даже в голову не приходило, что я голодал и истощал себя».

За три «московских» года упорный Циолковский самостоятельно освоил и гимназическую программу, и большую часть программы университетской.
Пусть не было у него никаких дипломов, но молодой человек, вернувшись в Вятку, начал зарабатывать, давая частные уроки по физике и математике. Циолковский показал себя при этом педагогом незаурядным. Его наглядные, интересные, а потому эффективные уроки пользовались неизменным успехом и недостатка в учениках не наблюдалось.

«Я всегда придерживаюсь того убеждения, что ни бить, ни кричать на них не следует. К детям надо относиться бережно. И больше следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить».

Правда, для преподавания в Рязани, куда затем переехала семья, сдавать экзамен на право преподавания все же пришлось. Успешно пройдя его, Константин Эдуардович получил официальный статус и много лет преподавал в учебных заведениях физику, арифметику, геометрию, черчение.

Из воспоминаний ученицы К. Э. Циолковского Ю. П. Кузнецовой.
«Уроки почти всегда сопровождались интересными для нас опытами: с магнитом, электрической машиной, безвоздушным колоколом; рассматривали под микроскопом капли воды, листочки растений. Многое Константин Эдуардович мастерил сам. Так, для опыта с магнитом, вырезал карикатурные фигурки из бумаги. Мы смеялись, глядя, как эти фигурки вертелись и бегали по стеклу за магнитом».

Пришла пора оставить нашего героя. Ему пока еще только предстоит написать свои первые фантастические произведения, создать семью, прослыть чудаком, осваивать новые высоты в качестве ученого, первооткрывателя, мыслителя. Многое из того, что совершил этот человек, было наперекор судьбе, не числившей его среди любимчиков, которым всё достается легко и без потерь.

В сентябре 2017 г. мы будем отмечать 160 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского. Надеюсь, вам захочется познакомиться с жизнью и многогранной деятельностью гения земли русской поближе. Тем более, что многое из событий его «личной Вселенной» мы оставили сегодня без внимания: встречи и переписка с корифеями науки и культуры, вклад в научную фантастику, влияние на литературу, философские взгляды, взаимоотношения с близкими и дальними, образ в литературе и кино. Не обошлось в его судьбе и без загадок…

И пусть будут для нас путеводными и вдохновляющими слова К. Э. Циолковского:
«Мы мало знаем. Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной».

«Наше знание – капля, а незнание – океан».

«Невозможное сегодня станет возможным завтра».

«Радость делает добрым».

«Техника – это большое дело, но это – только придаток к человеческой жизни, но не ее основа. Основа – это здоровье, долголетие, философия, искусство и наука».

Еще больше о выдающемся ученом можно узнать из источников приведенного ниже списка литературы.

А всем, кто дочитал до конца, говорю спасибо!
С уважением,
ваша Агния
Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935)
Список литературы
Книги

Алтайский, К. Н. Циолковский рассказывает : в 2 кн. / К. Н. Алтайский. Москва : Детская литература, 1971. 255 с.

Арлазоров, М. С. Циолковский / М. С. Арлазоров ; предисл. Ю. Гагарина. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Молодая гвардия, 1967. 256 с.

Демин, В. Н. Циолковский / В. Н. Демин. Москва : Молодая гвардия, 2005. 36 с. : ил., фото. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; вып. 920). Библиогр.: с. 319-322.

Космодемьянский, А. А. Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) : биография отдельного лица / А. А. Космодемьянский ; Акад. наук СССР. 2-е изд., доп. Москва : Наука, 1987. 303 с. : ил. (Научно-биографическая серия).

Чижевский, А. Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / А. Л. Чижевский. Москва : Мысль, 1999. 716, [4] с.

Чижевский, А. Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским : воспоминания / А. Л. Чижевский. Москва : Мысль, 1995. 734, [2] с.

Статьи из периодических изданий

Авдеева, Е. В. Русская философская мысль ХХ в. о возникновении жизни / Е. В. Авдеева, Т. В. Ивченко // Биология в школе. 2007. № 5. С. 17-21. Библиогр.: с. 21.

Апухтина, Н. Г. Принцип согласия в философии русских космистов / Н. Г. Апухтина, М. П. Меняева // Человек. 2014. № 1. С. 181-184.
Обзор космологических учений Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского. Идея гармонизации отношений между человеком, обществом и природой в планетарно-космическом масштабе, получившая развитие в их учениях в начале XX века, сегодня приобретает особую актуальность.

Архипцева, Е. Ученый и учитель милостью божьей / Е. Архипцева // Наука и жизнь. 2007. № 10. С.4-8 : 8 фот., 1 рис.
Педагогическая деятельность Константина Эдуардовича Циоловского.

Белюстов, В. История космонавтики : основные вехи / В. Белюстов // Начальная школа : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 4. С. 4-19. Библиогр. : с. 19 (17 назв.). Прил.: Начальная школа : электронное прил. 2011. № 1-4.

Беляев, А. Р. Письма К. Э. Циолковскому / А. Р. Беляев // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 16-18.
Статья содержит материал для подготовки к урокам для 9, 11 классов по темам : "Научно-техническая революция", "Космическая эра". В статье помещены письма писателя-фантаста А. Р. Беляева к К. Э. Циолковскому.

Беседина, Е. Город физиков и лириков: своя "в доску" Калуга / Е. Беседина // Родина. 2014. № 10. С. 69-70 : 4 фото. Библиогр. в примеч.
О достопримечательных местах города Калуги.

Глубоковских, М. В. Он видел будущее / М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем. 2012. № 6. С. 60-65 : ил., портр.
Сценарий мероприятия для 7-9 классов о жизни и деятельности русского ученого К. Э. Циолковского.

Дробышев, Ю. А. Учитель-новатор К. Э. Циолковский / Ю. А. Дробышев, С. Н. Касаткина // Педагогика. 2007. № 6. С. 64-72. Библиогр.: с. 72 (9 назв.).

Казютинский, В. Он мечтал о счастье для всего человечества / В. Казютинский ; беседовала Н. Лескова // Наука и религия. 2002. № 10. С. 2-3.
О Константине Эдуардовиче Циолковском как философе.

Касаткина, С. Н. Идеалы и ценности философско-педагогического наследия К. Э. Циолковского / С. Н. Касаткина // Педагогика. 2011. № 5. С. 105-111. Библиогр.: с. 111 (10 назв.).

Ключников, Ю. КЭЦ: о космическом и земном / Ю. Ключников // Наука и религия. 2007. № 8. С. . 6-9. Окончание следует.
О жизни Константина Эдуардовича Циолковского, его техническом и философском наследии.

Ключников, Ю. КЭЦ: о космическом и земном / Ю. Ключников // Наука и религия. 2007. № 9. С. 15-18. Окончание. Начало в № 8.
О жизни, научных и философских взглядах Константина Эдуардовича Циолковского.

Ковалева, Г. П. Философская модель космизма К. Э. Циолковского / Г. П. Ковалева // Философские науки. 2006. № 2. С. 71-83.

Кострюкова, Е. "День космонавтики" [Электронный ресурс] : классный час / Е. Кострюкова // Начальная школа : электронное прил. 2011. № 1-4.
На диске – электронном приложении – приведен сценарий классного часа для 3-4 классов.

Красин, М. С.  Учебные задачи, составленные по произведениям К. Э. Циолковского / М. С. Красин, Е. Н. Типикина // Физика в школе. 2010. № 3. С. 62-64.
Об использовании на уроках физики и астрономии задач, составленных по материалам рассказов и повестей К. Э. Циолковского.

Кудрявцев, Э. Переписка писателя-фантаста А. Р. Беляева с К. Э. Циолковским / Э. Кудрявцев // Нева. 2005. № 4. С. 260-267.
Опубликованы и прокомментированы все письма Беляева к Циолковскому, написанные в 1934-1935 гг. и хранящиеся в РГАЛИ.

Лебедев, С. Учитель, который слышал Вселенную / С. Лебедев // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 8-11.
Статья содержит материал для подготовки к урокам для 9, 11 классов по темам : "Научно-техническая революция", "Космическая эра".

Петрова, Ю. Основоположник космонавтики / Ю. Петрова // Здоровье детей : журн. Изд. дома "Первое сент.". 2015. № 4. С. 55.
О великом русском ученом, основоположнике космонавтики Константине Эдуардовиче Циолковском, который с детства страдал нарушениями слуха.

Пронякина, С. Страна, открывшая путь в космос / С. Пронякина // Начальная школа : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 4. С. 28-31.
Сценарий урока окружающего мира для 4 класса, цель которого сформировать у учащихся представления о достижениях нашей страны в освоении космоса.

Саватеева, М. Вперед, к звездам! : музеи нового времени / М. Саватеева // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома "Первое сент.". 2016. № 4 (159). С. 46-49.
Информация о российских музеях истории космонавтики.

Тимошенкова, Е. Великий гражданин Вселенной / Е. Тимошенкова // Родина. 2009. № 12. С. 19-23 : ил.: 5 фото.
О биографии великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

Циолковский, К. С. Моя жизнь : черты из автобиографии / К. Э. Циолковский // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 12-15.
Статья содержит материал для подготовки к урокам для 9, 11 классов по темам : "Научно-техническая революция", "Космическая эра".

Чернявская, Н. Кинополет энтузиастов : "Космический рейс" / Н. Чернявская // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 28-32. Прил.: История : электронное прил. 2011. № 5-8.
Статья является рецензией на научно-фантастический фильм режиссера В. Журавлева "Космический рейс". Фильм снят в 1935 г. и позволит ученикам 5-9 классов увидеть начало космической эры человечества.

Что поражало в КЭЦ / А. А. Космодемьянский, С. П. Королев, А. Мень // Наука и религия. 2007. № 8. С. 7.
Высказывания ученых о Константине Эдуардовиче Циолковском.

"Я был битком набит неземными... идеями" : К. Э. Циолковский о себе / публ. С. Касаткиной // Источник. 2003. № 2. С. 27-32. Примеч.: с. 31-32.
Одна из автобиографических заметок Константина Эдуардовича Циолковского, считавшего, что биография – своеобразная исповедь, в которой не должно быть тайн и запретных тем.

В электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Лань» можно прочитать:

Циолковский, К. Э. Воля Вселенной [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Гений среди людей [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Горе и гений [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Грезы о Земле и небе [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Двигатели прогресса [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Есть ли бог [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Идеальный строй жизни [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Космическая философия [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Миражи будущего общественного устройства [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Монизм Вселенной [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Наука и вера [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Научная этика [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Неизвестные разумные силы [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Нирвана [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Ничего нет [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Общественная организация человечества [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Причина космоса [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Ум и страсти [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Агния! Вот именно, что Циолковский! С него начался КОСМОС. Спасибо, что Вы подготовили этот замечательный пост! Особая благодарность за список, но эти книги только в крупных библиотеках. Школьные довольствуются малым... Можете удостовериться в моём блоге. А для детей младшего школьного возраста Вы можете назвать достойную книжку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Осознаю, что список в основном для взрослых, лишь несколько статей посвящены работе с детьми младшего школьного возраста. Если говорить о книгах, то опираемся на наш фонд, а он у нас вузовский, сами понимаете. Помимо него из книг для "первоклашек" с ходу ничего назвать не могу. Но подозреваю, что Константин Эдуардович вообще книгоиздателями нынче не избалован, к сожалению. Спасибо, что в энциклопедиях упоминается. Сама я с удовольствием читала в детстве книгу Алтайского, хотя она обозначена "для среднего и старшего возраста".
      Могу попробовать что-нибудь еще поискать. Если найду, поделюсь находкой.
      От всего сердца спасибо Вам за глубокий и заинтересованный комментарий! Мне самой всегда очень больно и обидно, когда мы "задвигаем" на задворки таких выдающихся людей.
      С уважением, Агния

      Удалить
  2. Агния:)
    Сначала я с увлечением прочла пост про Циолковского. Спасибо!
    Потом меня заинтересовал комментарий Людмилы Федоровны)
    Я вспомнила, что когда работала в другой школе, там в фонде библиотеки была очень старая книга , чуть живая, про Циолковского. Я использовала ее для бесед ко Дню космонавтики. Книга для детей. Очень простым языком написана. И очень интересно. Но не помню ни фамилии автора, ни названия. Поискала в Интеренете. Нашла для детей только: Александр Ткаченко. Путь к звёздам (серия Настя и Никита). Тоже хорошим языком написано. Причем, у меня сложилось впечатление, что книга Ткаченко написана по мотивам той старой книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, приветствую от всего сердца!) Пожалуйста!)
      Забегала я вчера к Людмиле Федоровне в гости и оставила комментарий к ее посту-вопросу о книгах, адресованных младшим школьникам и посвященным космосу и космонавтам. В комментарии назвала несколько изданий этой тематики. Среди них была и книга А. Ткаченко, но другая, не "Путь к звездам". Может быть, стоит рассказать ей и о "Пути...", поскольку эта информация ее интересует, а про Циолковского вообще крупицы только какие-то.

      Удалить