Страницы

суббота, 26 мая 2018 г.

Приглашение подумать

Вручена Патриаршая литературная премия 2018 года


В День славянской письменности и культуры (24 мая), по уже сложившейся традиции, вручена Патриаршая литературная премия.
Напомню, что появилась эта уникальная награда в 2009 году по инициативе Священного Синода, а задумана она «с целью поощрения писателей, которые внесли существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создали высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу».
В 2018 году этой чести удостоились три автора: поэт Владимир Костров, а также писатели Константин Ковалёв-Случевский и Виктор Потанин.

Признаюсь, что искренне надеялась на успех моей землячки, известной поэтессы Светланы Кековой, имя которой обнаружила среди номинантов, вошедших в короткий список. Но не сложилось… Буду «болеть» за Светлану Васильевну во всех ее будущих конкурсах и номинациях, а вас приглашаю познакомиться с теми, кто в итоге стал лауреатами нынешнего премиального сезона. Тем более, что выбор Палаты попечителей вызывает большое уважение.
Итак, несколько слов о победителях.
 

Советский российский поэт Владимир Андреевич Костров родился в 1935 году. Вначале у него всё складывалось по самой обычной схеме: закончил университет (МГУ), работал инженером. К слову, вполне успешная карьера намечалась. Но тяга к стихотворчеству к тому времени уже успела им овладеть: он писал и даже публиковался. Оставалось решиться на главный поворот в судьбе. И Костров его совершил: закончил Высшие литературные курсы, едва успев перешагнуть порог тридцатилетия...

* * *
Не трогайте жанр,
Излучающий жар.
Поленья рассудка в пыланье напева.
Поверьте, проверьте – поэзия шар,
Поедешь направо – приедешь налево.
В ней ясный неясен
И глупый неглуп.
В ней чувство и мысль –
Словно конь и подпруга.
Поверьте, проверьте – поэзия куб
Той комнаты, где вы любили друг друга.
Простого кумира себе сотворю,
Слеза на щеке – вот её откровенье.
Поэзия – угол, я вам говорю,
Где редко, но мы преклоняем колени.

60-летний творческий путь Владимира Кострова вместил множество событий и достижений. Известный поэт, драматург, переводчик, общественный деятель, преподаватель Литературного института.
Между прочим, композиторы – люди с тонким слухом – не обходили своим вниманием произведения Владимира Андреевича и превращали их в песни, что звучали в мастерском исполнении самых популярных советских певцов. Костров-песенник не раз становился лауреатом телеконкурса «Песня года». Востребованы его тексты и современными музыкантами. На сегодняшний день на стихи Кострова создано уже более двухсот песен.
В одном из интервью Владимир Андреевич иронически вспоминал:
«А первую песню мы сочинили с композитором Вано Мурадели. Пел её хор Александрова. Однажды её повторяли по радио, я слушаю и думаю: «Боже мой, кто же так плохо написал?» – как-то пафосно, неоригинально».
Поэзия В. Кострова была удостоена множества премий: Государственной премии РСФСР (1987), мэрии Москвы (1998), имени А. Твардовского (1998), имени И. Бунина (2000), премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2006), а также за ироническую поэзию – премии «Золотой телёнок»(1987) и др.

* * *
Душа, не кайся и не майся –
За то, что я другим не стал.
Да, я стихи колоннам майским
На Красной площади читал.
Как Ванька, не ломал я лиру
У всей планеты на виду.
Я воспевал стремленье к миру
И славу честному труду.
Колонны шли путём кремнистым,
И флаги красные вились.
Я был тогда идеалистом,
Да и теперь – идеалист.
Уйдя в подземную квартиру,
Равно – в раю или аду,
Я буду звать народы к миру
И бескорыстному труду.


Иван, не помнящий родства
Не как фольклорная подробность,
Как вызов против естества,
Был в русской жизни
Страшный образ –
Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,
Ни поля чести.
Ни проливного бубенца.
Ни доброй памяти,
Ни песни,
Ни матери
И ни отца.

Тут не увечье,
Не уродство,
Не тать – рука у топора,
А сердца вечное сиротство
И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,
И в дальней,
В часы беды и торжества
Нет участи твоей печальней,
Иван, не помнящий родства.


* * *
Мы – последние этого века.
Мы великой надеждой больны.
Мы – подснежники.
Мы из-под снега,
Сумасшедшего снега войны.

Доверяя словам и молитвам
И не требуя блага взамен,
Мы по битвам прошли,
Как по бритвам,
Так, что ноги в рубцах до колен.

И в конце прохрипим не проклятья –
О любви разговор поведём.
Мы последние вėка. Мы братья
По ладони, пробитой гвоздём.

Время быстро идёт по маршруту,
Бьют часы, отбивая года.
И встречаемся мы на минуту,
И прощаемся мы навсегда.

Так обнимемся.
Путь наш недолог
На виду у судьбы и страны.
Мы – подснежники,
Мы из-под ёлок,
Мы – последняя нежность войны.


* * *
Горькую память
храню как наследство
и у судьбы
словно школьник учусь.
Бедная юность.
Военное детство.
Время простых
человеческих чувств.
Там, где кликуша
     зайдётся от крика,
я оставаться спокойным привык.
Фига – не Фуга. Фига – не книга.
Фигу посеешь –
           и вырастет фиг.
Мне говорят, что творец
неподсуден.
Классикой русской живу и лечусь.
Не был ещё эстетический студень
старше простых
человеческих чувств.
Уши забила словесная вата.
Велеречивость тошней немоты.
Сущая правда невитиевата –
нет правоты,
если нет прямоты.
Что ты юлишь и киваешь на время?
Глаз, как стеклянный,
искусственно пуст.
Нету искусства,
есть вечное бремя,
бремя простых
человеческих чувств.

Первые публикации другого лауреата – российского писателя, историка, культуролога, а также телеведущего и путешественника Константина Петровича Ковалёва (Ковалёва-Случевского) (1955) относятся к 1978 году. Таким образом, в этом году он отмечает 40-летний юбилей многогранной творческой деятельности, которой, безусловно, можно и нужно гордиться.
Константин Ковалёв – автор множества исторических романов, рассказов, научных статей, журнальных публикаций. Среди книг Ковалёва-Случевского такие, как «Имена и лица русской культуры», «Преподобный Савва и великие битвы Средневековой Руси», «Евфросиния Московская, княгиня-заступница. Жизнеописание вдовы Дмитрия Донского», «Святые Людмила и Вячеслав Чешские. Жизнеописание и деяния». С увлечением работал писатель и над биографиями для знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Благодаря его усилиям она пополнилась выпусками «Раевский», «Бортнянский», «Савва Сторожевский. Факты и мифы, предания и гипотезы», «Юрий Звенигородский, великий князь Московский».
Два последние из перечисленных получили национальную премию «Лучшие книги года». И не только эти книги. И не только эта награда. Например, в 2005 году Константин Петрович удостоен премии «За вклад в развитие русской литературы и цивилизации» (присуждена соотечественниками, живущими в Греции), в 2007 году — ордена «Гордость России». В 2009 году ему вручена Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский», в 2010-ом – премия Российской государственной библиотеки.
И ведь мы не упомянули о таких сторонах его дарований, как преподавание, чтение лекций, работа радио- и телеведущим просветительских программ.

Решила продемонстрировать вам небольшой видеосюжет, в свое время вызвавший резонанс. Константин Ковалёв-Случевский как-то присутствовал в качестве эксперта на передаче телеканала LifeNews, и разговор получился крайне интересным. Речь шла о том, как в России обстоят дела с формами обращения людей друг к другу. Вопрос этот не праздный и время от времени возобновляется, будоража общественность. Ну, что делать, нет у нас в этом смысле ничего похожего на «мистера» с «миссис» или на «пана» с «пани»! Вот и выходим из положения, как только можем. И не всегда удачно, надо отметить. Так что вам сейчас предстоит узнать, почему Ковалёв категорически отметает ставшее уже привычным в некоторых ситуациях обращение «уважаемые дамы и господа». И кое-какие другие аспекты темы тоже затрагивает…


Третий лауреат Патриаршей премии 2018 года – советский и российский писатель, публицист Виктор Фёдорович Потанин – родился в 1937 году. Его родители были сельскими учителями. К сожалению, отца будущий писатель потерял слишком рано.

Имя моего сына – Федя, Федор Потанин. У меня так же звали отца. Он был пограничник. Он погиб в самом начале войны, летом сорок первого года. От него было только три коротких письма, только три – даже страшно подумать. И два из них были написаны мне, его сыну. Они теперь в нашем доме – основное богатство. Да что говорить – эти письма, как живая вода, живое дыхание. Когда мне трудно, я достаю их и читаю. И в такие минуты мне особенно грустно.
(В. Ф. Потанин. Письма к сыну)

Образование Потанин получил на историко-филологическом факультете Курганского педагогического института, а затем в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.
Как и В. А. Костров, Виктор Федорович Потанин в литературе  уже 60 лет. Количество полученных им за этот солидный срок орденов, премий и наград подсчету если и поддается, то с трудом. Назову лишь малую их часть. Орден «Знак Почета» (1987), Орден Почёта (1997), Орден Дружбы (2009), лауреат литературной премии И. А. Бунина «За лучший рассказ» (1994), лауреат Всероссийской литературной премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка — «За творческий вклад в современную русскую прозу и следование лучшим традициям современной реалистической литературы» (2002), премия имени Александра Грина (2012), Большая литературная премия России (2016).
А еще писатель может по праву гордиться тем, что в 2017 году его имя присвоено Курганской областной детской библиотеке.

Моя учительница смотрит мне прямо в лицо и щурит глаза:
- Жизнь – это книга с чистыми листами. И человек должен записать эти листочки добром. И если запишет – будет счастливым. Ты не согласен?
- Согласен, трижды согласен!..
(В. Ф. Потанин. Письма к сыну)

А в завершение приведу несколько выдержек из речи Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2018 года. В ней есть то, к чему стоило бы прислушаться, о чем задуматься.

«Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.
Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи. <>
Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.
Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, всё больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать. <…>
Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится  не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но всё же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.
Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература  это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература  это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение  приглашение подумать.
Уже восьмой год мы собираемся в этом зале, чтобы вручить Патриаршую литературную премию авторам, не забывшим о высоком призвании литературы, об огромной нравственной ответственности писателя.
Замечательно, что благодаря писателям, вошедшим в список номинантов этого года и прошлых лет, у наших современников есть возможность читать по-настоящему хорошие произведения, соответствующие высоким этическим и эстетическим идеалам».
(Полностью текст речи можно прочитать здесь


Компания лауреатов за время существования премии успела сформироваться мощная:
2011 годВладимир Крупин (первый лауреат премии).
2012 годОлеся Николаева и Виктор Николаев.
2013 годАлексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев.
2014 год – протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев.
2015 годЮрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень.
2016 годБорис Екимов, Борис Тарасов и священник Николай Блохин.
2017 годВиктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов.

Некоторые сведения о Патриаршей премии и ее лауреатах предлагаю прочитать в ранее опубликованных постах:




В фонде нашего отдела имеются следующие книги лауреатов 2018 года:

Костров, В. Дорога на родину : стихи. Поэма / Владимир Костров. Москва : Советский писатель, 1983. – 152 с.

Костров, В. Избранное : стихи и поэмы / В. Костров ; предисл. В. Бокова. – Москва : Художественная литература, 1982. – 399 с.

Костров, В. Открылась взору : стихотворения и поэмы / В. Костров. Москва : Советская Россия, 1989. – 256 с.

Потанин, В. Избранное : повести и рассказы / Виктор Потанин ; послесл. Н. Яновского. – Москва : Молодая гвардия, 1982. – 510 с.

Потанин, В. Когда прошли дожди : повести и рассказы / В. Потанин. – Москва : Советская Россия, 1978. – 252 с.

Потанин, В. На обрыве : рассказы и повести / В. Потанин. – Москва : Современник, 1986. – 351 с.

Потанин, В. Шальная весна : рассказы / В. Потанин ; [ил. И. Г. Снегур]. – Москва : Советская Россия, 1969. – 191 с. : ил.

А также вас может заинтересовать:
Константин Ковалёв-Случевский: библиотека-мастерская писателя [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://www.kkovalev.ru (дата обращения: 25.05.2018)

И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Агния! Огромное спасибо за рассказ о Патриаршей Литературной премии и о замечательных писателях, которые удостоились этой награды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! И Вам большое спасибо! Очень рада, что понравилось!

      Удалить
  2. Спасибо, Агния, за очень интересный пост! С наступающим профессиональным праздником! Удачи Вам и успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, мне очень приятно, что материал показался Вам интересным! Спасибо за поздравление! Еще раз шлю самые наилучшие пожелания к празднику!)

      Удалить
  3. Тема наиважнейшая о русском языке! Я как-то брала интервью у армавирского учителя словесности, а через год он стал учителем года и его интервьюировал уже сам Путин ) Вот пост: http://armavirochka.blogspot.ru/2015/12/blog-post_18.html
    и в Нескучной пятнице вопрос всеобщей грамотности поднимала: http://neskuchayka-5.blogspot.ru/2017/09/blog-post_8.html
    Агния, спасибо за рассказ! Под песню о подснежниках прослезилась. Захотелось еще поискать песни на стихи Владимира Кострова...
    Уверена, что и книги из серии ЖЗЛ у нас есть, только не обращала внимание на авторство Константина Ковалева. Теперь обязательно почитаю!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за ссылки! Перешла, почитала. Вспомнила пост в Пятнашечке (вот только комментарий я не оставила тогда, нехороший человек), а интервью с Александром не видела раньше. Очень понравилось. Уже тогда было ясно, что у парня (ну сейчас-то можно так назвать, не пушкинские времена)) большая дорога впереди.
      Песня про подснежники тоже меня подкосила, со слезами ее дослушивала. И многие стихи Кострова понравились, раньше как-то не сильна была в его творчестве. Вообще очень люблю открывать что-то новое, мимо чего почему-то раньше проходила. И вдруг вот так происходит интересная встреча...
      И да, темы грамотности, культуры, нравственности тоже считаю крайне важными. Мы столько лет уже всё это с большим успехом под откос пускали, что пора браться за ум, биться по мере сил, наверстывать упущенное, закладывать будущее. А-то уже страшновато делается наблюдать за тем, к чему пришли.

      Удалить
  4. "восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов."
    Совершенно согласна!
    Я, вообще, из той категории читателей, которые, прочитав книгу, по прошествии времени не сразу вспомнят, о чем книга)))
    Зато я точно вспомню, какие эмоции книга вызвала, какие мысли появлялись, и какое наслаждение я испытывала от языка произведения.
    Спасибо, Агния, за знакомство с авторами. Есть среди них новые для меня имена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Светлана, да люди через одного (и даже чаще) именно так и воспринимают книги! Через какое-то время вылетают детали, потом повороты сюжета путаются, имена героев могут "западать"... Но вот впечатление никуда не денется. Эмоциональная память самая крепкая. Особенно если книга по-настоящему "зацепила".
      Пожалуйста!) Я ведь сама во многом открыла этих авторов только после объявления их лауреатами. Раньше о них слышала, конечно, но как-то отдаленно.
      Сейчас вот подумала: а всё-таки и вправду литературные премии иногда полезны. И авторам хорошо, и читатели обратят более пристальное внимание.)) В данном случае, писатели действительно достойные.

      Удалить