Страницы

суббота, 22 июня 2019 г.

Спасительная сила памяти

К Дню памяти и скорби (22 июня)


Ее знают все. Знают как классика детской литературы, как автора любимых нами стихотворений. Написанные ей произведения входят в нашу жизнь с самого раннего возраста и навсегда остаются в памяти.
А детская память так удивительна и загадочна! В ней способны накрепко осесть однажды услышанные стихи, впервые пережитые впечатления, а порой какие-то не стоящие внимания моменты. Мы не всегда до конца осознаем ее феномен и значение в судьбе человека. И даже наша сегодняшняя героиня, вечно окруженная ребятней, не сразу осознала. Но пришло время, когда сила этой памяти позволила ей осуществить благороднейшую миссию. И мне кажется, что если и были в жизни этой женщины ошибки, то она искупила их годами, посвященными, без преувеличения, святому делу.


«Честное слово, я теперь вполне подкована, чтобы вступить в теоретический спор с учеными-психологами. Английский писатель Комптон Маккензи в статье "Искусство памяти" пишет: "Многие психологи утверждают, что память всегда ненадежна, так как то, что мы, как нам кажется, помним о самих себе, нам рассказывали, и что часто те воспоминания, на которые мы ссылаемся, на самом деле чистое воображение".
Я уверена, если бы эти уважаемые психологи взялись заниматься поисками детей, они бы усомнились в придуманной ими теории. После трех с половиной лет розысков, в которых я всё строю на воспоминаниях детства, могу утверждать: воспоминания ребенка вовсе не плод воображения, тем детям, что потерялись в дни войны и были подобраны совершенно чужими людьми, никто не мог ничего рассказать об их детстве. Их воспоминания подлинны и принадлежат только им.
Во многих случаях, когда человек не знает своего настоящего имени и фамилии, он хватается за подлинность воспоминаний, как утопающий за соломинку. И "соломинка" действительно спасает».


Эти слова принадлежат нашей сегодняшней героине – Агнии Львовне БАРТО. Нет, не только стихами прославила она свое имя, но и великим трудом по соединению разлученных войной семей! К сожалению, об этой стороне ее деятельности сегодня знают уже немногие. А ведь Барто восемь лет вела передачу «Найти человека» (1965-1973 гг.) на радиостанции «Маяк». Восемь лет она знакомила соотечественников с потрясающими историями-воспоминаниями, присылаемыми ей в письмах. Каждое было проникнуто болью и надеждой. И люди ведь не только слушали! Многие вносили свою лепту, становясь добровольными помощниками. Благодаря общим усилиям за эти годы удалось восстановить около тысячи потерянных родственных связей. А вот возвращенное вместе с ними счастье нельзя выразить в цифрах. Никакие мощные государственные и международные организации не могли себе позволить основывать поиски родственников на неясном, хрупком, смутном и нежном фундаменте детских воспоминаний. Агния Барто смогла.

«Один человек удивляется:
- Как вам пришла в голову мысль искать по детским воспоминаниям?
А другой словно упрекает:
- Что же вы раньше-то не додумались по воспоминаниям искать?
Так иногда по одной фразе можно угадать характер человека».

Ах, какую махину, какую непосильную ношу взвалила на себя эта женщина! Но она понимала, что любые усилия будут оправданы, если помогут в воссоединении родных людей, и шла по этому пути, не зная преград.

«Каждый раз, когда я говорю по радио: возьмите карандаши и запишите имена и фамилии людей, которых мы ищем, – и произношу эти имена, я надеюсь: а вдруг кто-то услышал знакомое имя и сейчас, в эту минуту, уже рождается чья-то радость

А началось всё, что неудивительно в случае, связанном с поэтом, с… поэзии. Вскоре после Великой Отечественной войны Агния Барто написала поэму «Звенигород» (1947) о маленьких воспитанниках детского дома.

Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то…
После, чуть не целый год,
Дети рисовали
Сбитый чёрный самолёт,
Дом среди развалин.
Вдруг настанет тишина,
Что-то вспомнят дети…
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
До сих пор он помнит мать…
Это только Лёлька
Не умеет вспоминать –
Ей три года только.
У Никиты нет отца,
Мать его убита.
Подобрали два бойца
У сожжённого крыльца
Мальчика Никиту.
Был у Клавы старший брат,
Лейтенант кудрявый,
Вот на карточке он снят
С годовалой Клавой.
Защищал он Сталинград,
Дрался под Полтавой.
Дети воинов, бойцов
В этом детском доме.
Здесь портреты их отцов,
Карточки в альбоме.
Вот какая тут семья –
Дочки тут и сыновья.

Поэма, как вы понимаете, была создана на реальных событиях. Не все ее подлинные герои носили тогда настоящие имена. Некоторые найденные крохи в силу возраста не могли назвать ни своего имени, ни даты рождения, и получили в детском доме новые. Казалось бы, все связи с прошлым прерваны и надежды потеряны...
Автор и представить не могла, какое продолжение вызовет публикация ее творческого «детища». Последствия же не заставили себя ждать. В 1954 году в журнале «Огонёк» появилась статья «Мать и дочь встретились». Ее автор, писатель Макс Поляновский, рассказал, как поэма А. Барто «Звенигород» помогла в воссоединении семьи. Случилось так, что Софья Гудьева, потерявшая в военные годы свою дочь Нину, прочитав поэму, обратилась к Агнии Львовне с письмом, в котором указала возраст и приметы девочки. Барто начала обращаться с запросами в различные инстанции, занимавшиеся розыском. О результате вы теперь знаете. Этот успех подарил людям, оказавшимся в том же положении, надежду. Тысячи их писем к автору поэмы послужили причиной появления радиопередачи «Найти человека».

«Сидела на скучном собрании. Почти не слушала докладчика, вяло говорившего о культуре слова. Но когда в его речи услышала: "усилим поиски… мы до сих пор не нашли", я вздрогнула, будто он обратился ко мне с упреком, что я кого-то не разыскала. Для меня теперь слово "поиски" настолько связано с передачей "Найти человека", что я только так его и воспринимаю».

Это слова Агнии Барто из книги «Найти человека», первое издание которой увидело свет в 1968 году (предыдущие и последующие цитаты в посте взяты именно из нее). Дневниковые записи чередуются в ней с описаниями конкретных случаев поиска. Размышления, наблюдения, судьбы, слезы и радости… Читается эта небольшая по объему книга на одном дыхании, потому что перед тобой открываются подлинные и потрясающие истории.

«Некоторые считают нас волшебниками, переоценивают наши возможности. Один наивный товарищ просил обязательно найти его отца к Первому мая. И уж никак не позднее двадцать шестого, потому что это день его рождения.
Если бы всё было так просто, так возможно…»

Да, это оказалось крайне непросто, но главное и в поиске, и в жизни: никогда не надо терять веру в успех!

«Никогда не надо терять веру в успех.
Николай Иванович Колесников искал брата, имени его не помнил. Откликнулся человек, который по всем приметам мог бы оказаться братом Николая Ивановича. Но вот в чем было препятствие – найденного тоже звали Николай Иванович Колесников. Трудно допустить, что родители дали двум сыновьям одинаковые имена. Я уже готова была отказаться от мысли, что они родные. Но выяснилось, что старшего Колесникова и в самом деле звали Николаем Ивановичем, а младшему Колесникову такое же имя и отчество случайно дали в детском доме.
После встречи два брата так и подписались под письмом:
"С приветом братья Николаи Ивановичи Колесниковы"».

Не терять веру в успех порой нужно было, как ни странно это прозвучит, даже тогда, когда поиски увенчались победой. Приходилось сталкиваться с непредвиденными трудностями.

«Не всегда все просто. Мать искала сына двадцать четыре года. Сын нашелся. И вот пишет: "Не для передачи. Лично для вас. Я вам признаюсь, что у меня на душе нет ничего сыновьего. Вырастило меня государство, выучили детский дом и школа. Специальность я получил хорошую. И все без родных. Материнской ласки никогда не знал, поэтому у меня такое ощущение, словно приехала к нам совсем посторонняя женщина."
Обидно мне стало и за мать, и за сына, и за наши напрасные поиски. Ну, что поделаешь… Не раз ведь мне говорили: "А вы уверены, что все эти встречи после долгой разлуки обязательно делают людей счастливыми?" Я считала, что обязательно… Но, видно, бывает и не так.
И вдруг через две недели сын опять пишет: "Не верьте моему первому письму. Сейчас я все время думаю о матери. От глубины души большое вам спасибо, что вы помогли разыскать мою дорогую маму".
Так что все-таки моя взяла

Изредка же случались истинные чудеса. Вот так прочитаешь и тоже подумаешь, как тот «наивный товарищ», что вполне возможно найти отца "к Первому мая".

«Замечательное совпадение! В один день пришло в Радиокомитет два письма. Одно от Кириллова Виктора Ивановича. Он ищет младшую сестру, эвакуированную из Ленинграда с детским домом. Второе письмо от Людмилы Ивановны Кирилловой. Она пишет: «В памяти моей сохранилось имя мальчика "Витя". Какое отношение он имеет ко мне, не знаю».
Не надо было долго думать, чтобы понять, – сошлись письма брата и сестры, которые ищут друг друга. Если бы почаще были такие совпадения! Пока это единственный случай

Поисковая работа Агнии Барто всколыхнула в душах людей горячую волну сочувствия и сопричастности. Даже дети откликались самым непосредственным, живым образом, как умели, как могли.

«В моей комнате целая картинная галерея. И всё одни собаки.
Дети рисуют овчарок, лаек, пойнтеров и присылают их мне как бы в помощь с такими подписями:
"Пускай эта собака вам поможет побольше людей найти".
"Возьмите эту овчарку с собой в разведку".
"Моя собачка маленькая, но умная, она вам поможет"».

Автор, хорошо понимая важность такого рода воспитания, в своей книге приводит примеры, когда родители пытаются взращивать собственных детей в тепличных условиях. И пагубные результаты подобной стратегии не могли не беспокоить Агнию Львовну.

«В телефонной трубке раздался деликатный женский голос:
- С вами говорит одна думающая мать. Скажите, пожалуйста, передача "Найти человека" рассчитана ведь не на детей?
- Конечно, не на детей.
- Тогда, пожалуйста, скажите это моей дочке Любочке.
- А почему ей надо это говорить? – удивилась я.
- Потому, что ей двенадцать лет, а она слушает о потерянных детях, расстраивается, даже расплакалась. У нее и так голова полна заданий.
Только я собиралась сказать, что не вижу ничего страшного в том, что двенадцатилетняя девочка заплакала из сочувствия к чьей-то трудной судьбе, как мама ответила за меня:
- Вот видишь, это не для тебя… Спасибо вам. Извините.
Неплохо придумала "думающая" мама – использовать меня против меня самой.
Формула "это не для тебя" не нова. Все, что грустно, все, что может хоть на минуту опечалить ребенка, – "не для тебя". <…>
Пройдет немного времени, – и, глядишь, Любочка, привыкнув не расстраиваться, и сама скажет: "Это не для меня" – и захлопнет книжку, вызывающую не одни веселые мысли.
Слышала я недавно возле сводной киноафиши короткий, но выразительный диалог. Девушка спортивного вида и два молодых человека с модными круглыми бородками обсуждали, какой фильм им посмотреть.
- Хорошо бы на «Анну Каренину» попасть, – сказала девушка.
- А чем этот фильм кончается? – осведомился один из ее спутников.
- То есть как чем? Она же бросается под поезд.
- Ну нет, тогда я не пойду… Не люблю портить себе настроение.
Думаю, что от боязни испортить себе настроение чужой бедой (даже увиденной не в жизни, а в кино) всего один шаг к эгоизму и бессердечию».

Конечно, далеко не все те, кто обращался за помощью на передачу, нашли своих детей, матерей, отцов, братьев и сестер. Однако грандиозный результат этого движения и его последствия переоценить невозможно.

«Странное дело, – название передачи "Найти человека" оказалось гораздо более ёмким, чем я себе представляла.
Вначале оно звучало для меня как чисто деловое, объясняющее цель передачи – найти определенного человека, потерянного родными во время войны. Но когда почта и не приносит конкретных "находок", они все-таки есть. Сколько хороших людей нахожу я, открываю для себя».

Явные переклички с начатым Агнией Барто делом мы можем обнаружить и в цикле передач на советском телевидении, известном под названием «От всей души». А на российском телевидении похожей миссией сейчас занят проект «Жди меня». Несмотря на справедливые обвинения в разобщенности людей в современном обществе, некотором очерствении душ, мы любим своих близких, страдаем в разлуке, ищем друг друга и надеемся на встречу. И не перевелись еще добровольцы, которые по зову сердца пытаются помогать другим в этом поиске.

Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби, в день начала Великой Отечественной войны, мне хотелось почтить светлую память наших предков, которым выпало пережить эту беду, пройти через скорби, лишения и потери; хотелось высказать уважение Агнии Барто, нашедшей столь необычный способ поиска людей, разлученных войной, а также поделиться с вами любовью к ее книге «Найти человека». Я очень советую прочитать этот удивительный документ подлинной человеческой доброты, веры и любви всем тем, кто до сих пор не читал, и перечитать, тем, кто давно не перечитывал!

Вечная память всем ушедшим! 
Здоровья и долгих лет жизни ветеранам!

Пусть никогда не постучит в наши двери война! И пусть будет нам в том порукой спасительная сила памяти! 

С любовью и уважением,
ваша Агния Книгина

Предлагаю вашему вниманию два списка литературы.

Творчество Агнии Барто, посвященное
Великой Отечественной войне
Список литературы

Гаврилина О. В. Конспект урока на тему "Стихи А. Л. Барто о войне" // Особенности работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : сборник материалов Краевого конкурса. – Комсомольск-на-Амуре : Издательство Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, 2017. – С. 54-61. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29792060 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.

Зурабова, К. "Я вас люблю и обворачиваю в бумагу..." : штрихи к портрету А. Л. Барто (1907-1981) / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5. – С. 48-58 : ил.
Статья посвящена жизни и творчеству известной детской поэтессы А. Л. Барто. Статья также содержит сценарий познавательного досуга для старших дошкольников по стихам Агнии Барто "На что похож сверчок? ".

Стельмашук, В. Ф. В детские лица глядело суровое время / В. Ф. Стельмашук, Е. В. Филимонова // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 1. – С. 83-86 : ил. – Библиогр.: с. 86.
Сценарий мероприятия для 6-7 классов на основе книги А. Л. Барто "Найти человека".

Федосова, Т. Стихи учат делать добро : юбилей А. Л. Барто / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 64-70 : ил. – Библиогр.: с. 70 (4 назв.).


Начало Великой Отечественной войны
(22 июня 1941 года)
Список литературы

Атапина, А. С. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны в оценках историков и воспоминаниях современников / А. С. Атапина // 10 корпус. – 2018. – № 4. – С. 76-80. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35332123 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.

Бессонова, Е. В. О вечно живых : литературно-музыкальная композиция / Е. В. Бессонова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 3. – С. 4-7.
Сценарий мероприятия о Великой Отечественной войне.

Герасимова, И. Ф. Трагизм начала Великой Отечественной войны в стихотворении К. М. Симонова "Из дневника" / И. Ф. Герасимова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 19-20.

Дашичев, В. И. Крах плана "Барбаросса" / В. И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 3. – С. 18-45. – Библиогр. в сносках (43 назв.).
В публикации рассказывается о военных планах германского командования по подготовке нападения на Советский Союз в июне 1941 года.

Дроздов, Ф. Б. К вопросу о восприятии советской молодежью информации о начале Великой Отечественной войны / Ф. Б. Дроздов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 3-1. – С. 198-202. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16904234 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.

Егоров, А. "Противник оказал более сильное и умелое сопротивление... " : псковский оборонительный рубеж летом 1941 года / А. Егоров // Родина. – 2011. – № 6. – С. 17-20. – Библиогр. в примеч. – Примеч.: с. 20.

Ефимов, Н. Тайны 22 июня / Н. Ефимов // Свободная мысль. – 2016. – № 3 (1657). – С. 127-148. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26136529 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.
Материал основан на размышлениях ветеранов советских спецслужб о событиях, которые предшествовали началу Великой Отечественной войны. Предпринята попытка максимально объективно изложить события мая – июня 1941 года, показать, когда и какие решения принимались высшим государственным руководством СССР и на фоне каких военно-политических событий в мире это происходило.

Лобачев, В. Вопросы из XXI века / В. Лобачев // Наука и религия. – 2011. – № 6. – С. 2-5. – Продолж. Начало: № 5, 2010.
О первых днях Великой Отечественной войны.

Маковский, В. Б. Первый день войны. Болевые точки памяти / В. Б. Маковский // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – № 3 (24). – С. 37-44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17833857 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.
На основе новых и ранее известных архивных документов, материалов и источников рассматриваются боевые действия советских войск западных приграничных округов 22 июня 1941 г., и предпринимается попытка ответить на вопрос: как такое могло случиться?

Мягков, М. Ю. Грозное лето 1941 года / М. Ю. Мягков // Новая и новейшая история. – 2011. – № 2. – С. 143-165. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16092889 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.
О приграничных сражениях лета 1941 г. На основе архивных материалов автор показывает сложные условия, в которых приходилось сражаться советским войскам, анализирует причины первоначальных успехов врага, характеризует факторы, обусловившие срыв гитлеровского блицкрига в 1941 г.

Орлик, И. И. 22 июня 1941-го… / И. И. Орлик // Мир перемен. – 2011. – № 2. – С. 10-24. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16554017 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.

Петренко, О. Л. Технология дебатов на уроках истории / О. Л. Петренко // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 1. – С. 15-19 : табл. – Библиогр.: с. 19 (6 назв.).
В статье рассмотрены основы интеллектуальной игры, дебаты и ее возможности при реализации ФГОС второго поколения. Описана организация урока истории для 11 класса по теме "Нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года было внезапным" с использованием технологии дебатов для более эффективного обучения.

Попов, В. П. Приграничные сражения начального этапа Великой Отечественной войны / В. П. Попов // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 4. – С. 32-37 : табл. – Библиогр. в примеч.
События начального этапа Великой Отечественной войны, причины неудач Красной армии, значение приграничных сражений.

Потапова, Н. И. Начало Великой Отечественной войны : (урок-практикум с использованием документов в IX классе) / Н. И. Потапова // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 3. – С. 19-22.

Радионенко, А. Г. Ложь и правда о 22 июня 1941 года / А. Г. Радионенко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2013. – Т. 7, № 4-2. – С. 68-70. – Библиогр.: с. 70 (7 назв.). – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24354784 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.

Рубцов, Ю. В. До 22 июня / Ю. В. Рубцов // Наука и религия. – 2013. – № 6. – С. 2-6.
Интервью доктора исторических наук, профессора Ю. В. Рубцова о предыстории и первых месяцах Великой Отечественной войны.

Серебряный, М. Первый месяц войны / М. Серебряный // Знамя. – 2014. – № 5. – С. 155-157. – Коммент. в сносках.
Воспоминания о событиях и настроениях, предшествовавших началу Великой Отечественной войны.

Смирнова, А. Ф. Война глазами ребенка / А. Ф. Смирнова // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2015. – № 1 (3). – С. 94-100. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23485841 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.
В статье описывается, как автор, будучи малолетним ребенком, воспринимала события начала Великой Отечественной войны, которые она встретила в непосредственной близости у западной границы СССР, где ее отец служил военным летчиком.

Третьяков, В. Г. Отражение в литературе соотношения вооруженных сил СССР и Германии накануне и в первые дни войны / В. Г. Третьяков // Культура. Наука. Образование. – 2010. – № 2 (15). – С. 27-44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19114782 – Статья доступна после регистрации в электронной библиотеке eLibrary.ru.

16 комментариев:

  1. Агния, спасибо!! С большим интересом прочитала. Не знала об этой стороне жизни одной из самый любимых детских поэтесс. Еще больше ею восхищаюсь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валерия, спасибо Вам! Буду рада, если найдете возможность познакомиться с этой замечательной книгой.

      Удалить
  2. Агния, здравствуйте!
    Об Агнии Барто информация очень полезная и интересная, мы знакомы с ней (ранее готовили мероприятие по детским писателям-юбилярам года).
    Спасибо за прекрасный пост-напоминание, очень своевременно. Мы недавно искали эту книгу в библиотеке во запросу читателя, у нас нет, но нет её и в других библиотеках города. Хотя библиотекари со стажем прекрасно её помнят. Вот так как-то незаметно она оказалась утерянной и списанной. А книга замечательная!
    Агния, отдельное спасибо за списки, очень нужные. Удачи и успехов Вам, всего самого доброго!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Надо же, как странно и как жаль, что этой книги нет в фондах. Неужели ее посчитали настолько ненужной, что списали подчистую? По-моему, она могла бы еще послужить в воспитании подрастающего поколения.
      Спасибо за отклик! Всего Вам самого наилучшего!

      Удалить
  3. Да, слышала эту историю. Ужасно,сколько людей потерялось! Это сейчас мы в Интернете за пару минут можем в другом конце света человека отыскать, а тогда это была неимоверная тяжесть.
    Не расстраиваться иногда хочется. Сознательно отписываюсь от групп про беспризорных животных,к примеру. Сердце рвать! Сравнение не очень корректное,и я понимаю,о чём ты, но таких Агний Барто - одна на тысячу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще трудно представить, сколько сил тогда нужно было прикладывать, чтобы найти хоть какие-то оборванные ниточки. Сейчас, действительно, гораздо проще, но и то люди ищут и порой не могут найти друг друга. А тогда...
      Для меня эта книга при всей сложности затронутой в ней темы - очень светлая и живая. И в том числе благодаря тому, что в ней и счастливые встречи, и даже юмор есть в рассказе о каких-то моментах.

      Удалить
  4. Светлая память всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. Агния, спасибо за интересный материал про Агнию Барто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо Вам!
      Светлая память нашим павшим, всем, кто прошел через огонь войны!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Агния!
    Очень интересное сообщение!
    Знала, что современная телепередача "Жди меня" обязана Агнии Львовне Барто и Валентине Михайловна Леонтьевой.
    Как нужны были те люди, которые переживали боль людскую. Да, терзали души и сердца, да, невероятно тяжёлый процесс... И всё же.
    Агнию Барто можно и нужно вспомнить в День скорби.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо Вам! Давно хотела вспомнить и рассказать об этой книге. 22 июня показалось мне очень подходящей для этого датой, ведь начало войны ознаменовало начало трагедии, уносившей жизни, безжалостно разрушающей судьбы и семьи. Мне кажется, эта книга может еще "поработать" в деле воспитания. И жаль, что в фондах некоторых библиотек ее нет.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Агния! Представляете, я помню эту передачу, кажется,даже слышу голос Агнии Львовны...Спасибо, Агния, что напомнили об одной из граней творчества поэтессы.
    В интернете прочитала ещё о её жизненных перепитиях .Многое оказалось незнакомым)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Да, тогда, наверно, вся страна слушала эту передачу. И я очень рада, что пост, кроме всего прочего, послужил поводом продолжить "знакомство" с А. Л. Барто и открыть новые грани ее жизни и личности. Мне это очень приятно и дорого! Спасибо, что поделились!)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Агния! Очень люблю и глубоко уважаю Агнию Барто, ее книги были моим неизменным спутником в детстве. Каждое слово веет теплом и добротой.
    Страшно подумать, сколько людей так и не нашли друг друга. И слава Богу, что стольким людям помогли найтись! Каким же большим сердцем надо было обладать! Светлая ей память! И вечная память всем погибшим во время этой страшной войны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Тоже с самого детства люблю Барто. Книга ее стихов - одна из первых, которые я начала читать сама. А потом узнала и о благородной миссии Агнии Львовны по воссоединению родных. Испытываю к ней огромное уважение. Спасибо Вам за отклик! Всегда рада видеть!

      Удалить
  8. Агния, какая же интересная женщина. Я, оказывается, почти ничего не знала о ней. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, дорогая, мне очень приятно, что помогла открыть новую сторону личности Агнии Львовны! Спасибо за отклик! Всегда рада видеть!

      Удалить