Сегодня поговорим об очередном имени и его представителях.
На этот раз оно опять будет женским. Более того, это имя сейчас прочно занимает
верхние строчки популярности. В любой детсадовской или студенческой группе,
классе и трудовом коллективе, в котором есть молодые девушки или женщины,
практически гарантирована встреча с Анастасией.
Красивое имя! В переводе с греческого оно означает «воскресение, воскресшая, возвращённая к
жизни». Носили его, как ни странно, и особы высшего общества, и крестьянки.
Энергетике и характеру присущи целеустремленность, интуиция, глубина чувств.
Сейчас по традиции будем проверять на людях :)
Именины Анастасии отмечают в эти дни:
4 января, 23 марта, 5 апреля /новомуч./, 28
апреля,
10 мая /новомуч./, 28
мая, 1 июня, 9 июня,
4 июля, 17 июля /новомуч./, 10 августа /новомуч./,
11 ноября, 12
ноября, 17 декабря /новомуч./, 26
декабря
Пометка /новомуч./
означает даты памяти новомучеников, почитание которых установлено в 90-х гг. ХХ
века и людям более старшего возраста они не подходят.
Напомню ещё, что отмечать именины нужно не в каждую указанную
дату, а в ближайшую после вашего дня рождения.
Но это была присказка, а сказка
впереди…
Первая из наших Анастасий действительно почти сказочный
персонаж. Очень неординарная судьба ей выпала.
Во-первых, жила в далёкие времена, в XVI веке. Во-вторых, была красавицей
писаной, а характера кроткого и благочестивого. И преподобный Геннадий Любимский
и Костромской, благословляя девочку, сказал как-то её матушке, вдовствующей боярыне
Юлиании (Ульяне) Фёдоровне: «…быть твоей
дочери царицею на Москве». Ну и, в-третьих, это пророчество сбылось, привела
её жизнь не куда-нибудь, а прямиком в царские хоромы, где из великого множества
возможных невест (сами понимаете, тоже весьма красивых девиц) выбрана царём в жёны.
И стала она с мужем жить-поживать, добра наживать, детишек
рожать…
Только вот тут сказка заканчивается, а начинается самая суровая
реальность, потому что полное имя нашей первой героини – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (? – 7.08.1560) – первая жена
царя Ивана IV Васильевича, известного в истории как Грозный. А семья этого
государя в силу разных причин просто никак не могла вести свои дни в полном
покое и безопасности.
Анастасия Романова. Памятник "1000-летие России". Великий Новгород |
Став царицей, Анастасия, надо отдать должное, не заболела
«звёздной болезнью», а осталась такой же, как была. Характер её описывают
разные источники. Отечественным летописцам вы можете не поверить («предобрая Анастасия наставляла и приводила
Иоанна на всякия добродетели»), ведь мало ли чего из почтения к царственной
особе не напишут.
Обратимся к мнению иноземца, англичанина по имени Джером
Горсей (Jerome Horsey). Он был торговым агентом, но ещё и дипломатом, и тайным
агентом королевы Елизаветы Тюдор. Отзывался об Анастасии похожим образом: «Эта царица была такой мудрой, добродетельной,
благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий
князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и
умом». Правда, приезжал он в Россию уже после смерти Анастасии, да и персона
Горсея у многих тоже вызывает некоторые вопросы. Уж больно связана его деятельность
с политикой, а значит не мог он быть полностью непредвзят и честен.
Литовченко А. Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею |
Тогда послушаем выдающегося русского историка
Н. М. Карамзина, который в своей «Истории государства Российского» писал
об Анастасии так: «Современники,
изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только
находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность,
благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она
считалась уже необходимою принадлежностию счастливой царской невесты».
Давайте поверим ему! Пусть даже что-то было преувеличением,
но очень хочется поверить! Тем более, что подтверждением добродетельности и
влиятельности Анастасии является одно из первых словесных описаний её мужа, относящееся
к 1557 г.
Изображение Ивана Грозного в молодые годы. Приведено в рукописи «Казанский летописец», (Академия наук. Петербург) |
Оставил его венецианский посол Марко Фоскарино: «Князь и великий император по имени Иван Васильевич имеет от роду
двадцать семь лет, красив собою, умен и великодушен. За исключительные качества
своей души, за любовь к своим подданным и великие дела, совершенные им со
славою в короткое время, достоин он встать наряду со всеми другими государями
нашего времени. Император руководствуется своими несложными законами, по
которым он с величайшею справедливостью царствует и управляет всем
государством. Император запросто разговаривает и обращается со всеми…, с
царским величием он соединяет приветливость и человечность».
В одну из самых больших заслуг Анастасии, как мы видим, входило
мудрое женское умение (не истериками и тарелкометанием, а добротой и любовью)
превращать, мягко говоря, трудный характер мужа в нечто вполне пригодное для
семейной и общественной жизни. Ну и мы можем только восхищаться ею и даже какие-то
идеи на ус наматывать.
Родила царица шестерых детей, из которых три дочери умерли в
раннем детстве (как нередко случалось в те времена даже в домах высочайших
особ), а старший сын, также в младенчестве, нелепо и трагически погиб. Ещё одного
сына, Ивана, по широко известной версии, убил в 1581 г. разгневанный отец.
Царь Фёдор Иоаннович |
Только
последнему – Фёдору, прозванному Блаженным, – выпало стать царём (в 1584 г.). Правда
мать этого уже не дождалась.
Занималась Анастасия Романовна женскими делами (не в смысле,
конечно, что посуду мыла или по рынкам бегала) и кропотливым радением о благополучии
семьи, как любая замужняя представительница своего времени. Для души и по
благочестию завела, например, очень даже неплохую мастерскую, в которую привлекла
истинных рукодельниц-вышивальщиц. Часть работ сохранились до настоящего
времени, и там есть на что полюбоваться.
Плащаница, вышитая Анастасией в 1543 году |
Однако некоторые исследователи склонны считать, будто царица,
обладающая, как мы уже прочитали в её словесных описаниях, «умом основательным»
(что не являлось обязательной принадлежностью средневековой женщины) была
более, чем просто тихой домохозяйкой. Не исключено, что какие-то факты
активного участия Анастасии в государственной жизни всё-таки были. Не исключено
также, что именно это стало причиной слишком раннего ухода из жизни первой жены
Ивана IV. Умерла она приблизительно
в 25-30 лет.
Говорю, «приблизительно», потому что год рождения царицы точно не
известен. Нет и изображения её лица. Почему-то не запечатлели прекрасный облик нерасторопные
живописцы и скульпторы, а сказано, что была она «ростом маленькая, а коса до полу, богатая». Не густо, конечно. С
такими приметами в XVI
веке на Руси женщину искать – только время терять. (Хотели было в наши дни восстановить
её облик по черепу, но это оказалось невозможно «по техническим причинам»).
Преп. Никита, столпник Переяславский. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 |
Как свидетельствуют очевидцы, овдовевший Иван IV «стенал и рвался», идя за гробом жены. Царя,
абсолютно убитого горем, поддерживали с двух сторон, потому что ноги буквально
не слушались его. Вполне объяснимая реакция, так как позади остались 13 лет семейной
жизни. (Хотя в скобках заметим, что некоторые летописи намекают на отнюдь не
примерное поведение Ивана в супружеские годы). Но наверное царь в тот миг отчетливо
почувствовал, что значила для него Анастасия; понимал, что именно он потерял вместе
с ней и по-настоящему скорбел. Да и многие в тот момент истово жалели молодую
прекрасную женщину, ушедшую в мир иной столь несправедливо рано. Есть даже
свидетельство (Н. М. Карамзин), что общее горе было настолько велико, что «когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь,
народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу.
Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери.
Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь
всякой отрады в сей день печали».
Погребение Анастасии (миниатюра Лицевого летописного свода) |
Не будем подробно говорить о том, как сильно изменила государя эта утрата. Вернее, не изменила, а лишь устранила главный фактор, до поры до времени сдерживающий его темперамент и наклонности. Больше ничто и никогда уже не могло усмирить крутой (в значении суровый и безжалостный) норов Ивана IV. Он казнил, женился, снова казнил и снова женился… Сильно упрощаю, конечно, но как не хватало потом для спокойствия России такой женщины рядом с Грозным!..
Почему умерла супруга Ивана Грозного, долгое время можно
было только догадываться. Царь писал: «И
отравами царицу Анастасию изведоша». Касалось это тех, кому сразу не понравился
выбор царя, возвысивший не самый пышный дворянский род Захарьиных-Юрьевых. Касалось
тех, кто соблюдал какие-то свои политические интересы и плёл преступные
интриги. Называют, впрочем, и возможность участия самого государя в преступлении.
Великий князь Иоанн IV Васильевич. Миниатюра из Царского титулярника.1672 |
Внешне же, в описании того же историка Карамзина, выглядело
развитие событий так:
«…В июле 1560 года
[царица] занемогла тяжкою болезнию, умноженною
испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с
пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село
Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против
ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных
чиновниках, что дворяне и бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду,
лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие
люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства
сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга,
Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась...»
Кадр из фильма "Иван Грозный" (реж. С.Эйзенштейн. 1944-1945) В ролях: Л. Целиковская, Н. Черкасов |
Некоторые исследователи впоследствии называли причиной
смерти и то, что организм царицы был слишком изношен частыми родами. Но всё же
большинство считало, что без криминала тут не обошлось.
И вот, уже в наше время, в 2000 году, было проведено исследование,
целью которого поставили подтверждение или же опровержение версии отравления
Анастасии. Для экспертизы в основном использовали сохранившиеся волосы царицы.
Та самая тёмно-русая «богатая коса до полу» сыграла ключевую роль в разгадке
этого затянувшегося дела. Спектральный анализ показал многократное превышение в
организме несчастной женщины всех мыслимых норм содержания солей ртути – одного
из самых распространённых тогда ядов. Результат подтвердился и при изучении
погребальной одежды и останков женщины.
Михаил Фёдорович Романов |
Кто совершил убийство, скорее всего, останется вечной тайной
истории.
Трагическая судьба! Но часто бывает, что какие-то события неожиданно
влекут за собой последствия поистине исторического масштаба.
Здесь так и случилось.
Кто мог тогда предполагать, что через 53 года после смерти царицы,
т. е. в 1613 году, на опустевший престол потомков московской ветви Рюриковичей только
потому и получит право взойти 16-летний Михаил Фёдорович Романов, что являлся внучатым
племянником «ростом маленькой» царицы Анастасии.
Произошло это ровно 400 лет назад. И вся наша история вышла
на новый виток своего развития…
Источники и
дополнительные материалы:
Захарьина-Юрьева
Анастасия Романовна // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Захарьина-Юрьева,_Анастасия_Романовна#.D0.94.D0.B5.D1.82.D0.B8
Итак, с первого раза сказка не очень сложилась. Но надежда
ещё есть! Наша следующая героиня оказалась связана
со сказками
по роду своей деятельности.
Анастасия
Платоновна Зуева (5.12.1896 – 23.03.1986)– великолепная русская актриса,
ученица самого К. С. Станиславского. Для людей, родившихся в самом конце XX –
начале XXI вв., звучит,
наверное, слишком экзотично :)
Конечно, на этом месте можно зевнуть и перестать читать, но,
уверяю вас, дорогие юные друзья, судьба Анастасии Зуевой достойна того, чтобы о
ней узнать и, может быть, даже понять что-то важное.
Родилась будущая актриса в селе Спасское Тульской губернии в
простой семье, состоящей из матери, отца да двух сестёр – Насти и Лизы. Отец – кузнец
и гравёр по самоварам – умер от воспаления лёгких, когда девочки были ещё малы.
Мать затем вышла замуж во второй раз, и не за кого-нибудь, а за жандармского
полковника (этот факт после революции 1917 года Анастасия Платоновна старалась
не афишировать).
Девочек взяла на воспитание родная тётя, которая работала
управительницей в богатом имении и, несмотря на крестьянское происхождение, многое
сделала для племянниц, поскольку со временем семья перебралась в Москву. Настя
и Лиза поступили в гимназию и в их круг общения входило множество представителей
интеллигенции.
По окончании гимназии дальнейший жизненный путь Анастасия
видела в служении театру. Тётушке совсем не понравились такие мечты, и она чуть
было не запретила девушке даже думать о подобной карьере. Решающую положительную
роль сыграл твёрдый характер племянницы, но ещё более важным фактором стало то,
что в достаточно дорогую частную Школу драматического искусства, Анастасию
приняли на бесплатное обучение за проявленный при поступлении талант. Именно
это сломило сопротивление строгой тёти и подарило миру актрису от Бога.
В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский |
В Школе преподавали звёзды (хотя такое слово раньше и не было
в ходу) Художественного театра, студийцы за год получили прекрасное образование.
Закончив обучение, Анастасия поступила во МХАТ, где с самой юности ярко
блистала в ролях… старух. Сам Константин Сергеевич Станиславский сказал как-то,
то ли в шутку, то ли всерьёз, что суждено ей «быть на сцене вечной старухой». И не ошибся.
Матрёна в «Воскресении» Л. Н. Толстого, помещица Коробочка в
«Мёртвых душах» Н. В Гоголя, Квашня в «На дне» М. Горького, Мерчуткина в
«Юбилее» А. П. Чехова и ещё множество работ в театре, а потом и в кино, от
которых она сама получала истинное удовольствие, придумывая грим, раскрывая характер,
судьбу своих героинь, и зрители тоже восхищались этими, как правило, не
центральными, но столь запоминающимися ролями-шедеврами.
"Юбилей" (1944). В ролях: Мерчуткина - А. Зуева, Шипучин - В. Станицын |
Ну, а что же личная судьба Анастасии Платоновны? Конечно назвать
Зуеву классической красавицей нельзя, но в ней всегда присутствовало очарование
женственности, которое притягивало к актрисе многочисленных поклонников и
воздыхателей.
Её «старухи» не были помехой и тому, что она рано вышла замуж
за почётного гражданина Москвы, начальника Северных железных дорог Российской
империи Ивана Степановича Евсеева. Звучит солидно, но брак даже с таким
высокопоставленным человеком не стал гарантией любви и счастья. Очень скоро муж
начал предъявлять к ней множество претензий. Например, заставлял уйти из
театра, но сам при этом вёл достаточно вольный образ жизни, а как-то даже позволил
себе применить физическую силу по отношению к хрупкой супруге. Анастасия решительно
оставила мужа. И всё было бы хорошо, если не считать жестокой мести,
последовавшей за этим. Дело в том, что в семье уже родился ребёнок, и Евсеев
оставил его у себя. До студенческих лет сын Костя был разлучён с матерью и
потому истинная душевная близость у них потом не сложилась.
Фильм "Мёртвые души" (1960) В роли Коробочки |
Между тем Зуева вышла замуж ещё раз за композитора Виктора
Оранского, их жизнь шла благополучно ровно до тех пор, пока добросердечная
Анастасия Платоновна, со всей широтой и щедростью своей натуры помогавшая
людям, не взялась за подготовку к поступлению «в артистки» одной юной особы. Та,
как выяснилось, не обладала высокими моральными устоями и вскоре покинула
гостеприимный дом вместе с… Оранским. После второго развода своей ученицы К. С.
Станиславский сказал Анастасии: «Вы не
должны больше выходить замуж, ваше счастье только в театре». Зуева
послушалась своего мудрого учителя, тем более, что он вновь оказался прав.
Телеспектакль "Чеховские страницы" (1977) |
Кстати о годах войны. Зуева всегда была очень доброй и
чуткой к другому человеку, но в тот период проявилась в этом качестве с особой
глубиной. Её дом стал пристанищем многих людей, порой совершенно чужих, с
которыми актриса знакомилась во время военной кочевой гастрольной жизни. Ведь эта
маленькая женщина 11 раз была на фронте с театральными бригадами. Какие только
события ей не пришлось пережить: бомбёжки, неустроенный быт, холод и голод! Но
она всегда стремилась своим светлым искусством облегчить суровые будни наших
солдат, в большинстве ещё таких молодых, не успевших как следует насладиться мирной
жизнью, попавших в кровавую мясорубку войны.
Приведём воспоминание самой Анастасии Зуевой: «…Мы собрались на какой-то лужайке – километра
за два от немцев, устроили помост, выступали, а мальчики страшно смеялись.
Потом появился обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила снова выступить,
чтобы эти мальчики ещё немного отдохнули. Сказала им, что и у меня два
племянника воюют, и вот я с удовольствием воюю, но я воюю своим словом, а вы
нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы думали, что даём нашим
солдатам частичку радости…»
Упомяну об одной работе А. П. Зуевой в этот период. На экраны
тогда выходили боевые киносборники, призванные поднимать дух народа, нацеливать
его на борьбу с врагом. Каждый киносборник, как правило, включал короткометражные фильмы, в которых снимались самые лучшие и
любимые актёры. Короткометражка «Пир в
Жирмунке» из киносборника № 6 назвали одним из лучших кинопроизведений
Великой Отечественной. В основе лежит подлинный случай. Старуха-крестьянка,
оставшаяся в деревне, угощает немцев отравленной пищей, но для достоверности ей
приходится есть вместе с ними… Сама актриса гордилась созданным образом бабки
Прасковьи.
(Тем, кто интересуется, «Пир в
Жирмунке», начинается на 24-ой минуте (23:17) киносборника № 6.)
Добавлю ещё, что Зуева одна из немногих, если не
единственная актриса, награждённая за участие в Великой Отечественной войне орденом
Ленина. Думаю, тут комментарии излишни.
Кадр из фильма "Первая перчатка" (1946) |
После войны роли Анастасии Платоновны снова можно было
увидеть и в театре, и в кино. Озвучивала мультфильмы («Высокая горка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.), работала на
радио.
Наверное многим людям с детства она знакома по той самой роли сказительницы
в четырёх фильмах режиссёра-сказочника Александра Роу («Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»,
«Золотые рога»), с которой мы начали наш рассказ об актрисе. Эпизодический,
судя по времени на экране, но такой волшебный незабываемый образ.
Появилось у актрисы на склоне жизни и большое личное
счастье. В семье сына родилась дочь Леночка. Так сложилось, что с восьми лет девочка
стала постоянно жить с бабушкой.
Елена Константиновна и сейчас охотно, с любовью и уважением
вспоминает о своей великой бабушке, ставшей для неё самым близким и родным
человеком: «Бабушка была необыкновенной
доброты. Всегда откликалась на просьбы, помогала и деньгами, и хождением по
инстанциям, спасала людей от лагерей, из тюрем, посылала им посылки. Всё это
было не так просто. И никогда о своих добрых делах не рассказывала. Я узнавала
об этом от других – тех, кому она помогала. Бабушка с большим интересом
относилась к людям, ей всё про всех было интересно, а когда человек видит к себе
неподдельный интерес – он раскрывается. Вот к бабушке и шли. Она любила веселье,
радость, жизнь. Приводила студентов школы-студии МХАТ домой, кормила их обедом,
старалась дать каких-то денег, как-то поддержать».
Подобный случай, который мог самым трагическим образом отразиться
на судьбе Зуевой и её близких, описывает в одной из глав своей книги «Не могу забыть»
Адиле Аббас-Оглы.
Адиле Аббас-Оглы 1930-е гг. |
Эта уроженка Абхазии и её семья были знакомы с Анастасией
Платоновной через знакомую, у которой Зуева снимала комнату, приезжая на отдых
к морю. В 1938 г. семья Адиле, тогда 18-летней девушки, подверглась репрессиям.
Спасаясь, она отправилась в Москву, к Зуевой. Та, в отличие от многих, не
побоялась принять у себя опасную гостью, в общем-то постороннего человека. Мало
того, она предпринимала множество усилий, чтобы помочь ей.
Как-то девушка пошла в магазин за продуктами. «Возвращаясь домой, заметила во дворе
маленькую фигурку, прижавшуюся к стене. Подошла поближе и увидела девочку,
которая плакала, утирая слезы рукавами грязного балахона. Она была вся в
лохмотьях, и даже на ногах у нее были какие-то тряпки с завязками – чуни или
что-то в этом роде. Сердце у меня сжалось при виде ее. Решение пришло само
собой, я даже не задумалась, правильно ли поступаю».
Приведя девочку, которой на вид было 16-17 лет (как потом оказалось,
«девочка» была гораздо старше, чем спасительница) в квартиру Зуевой, Диля
немножко испугалась, потому что поступила самовольно, не спрося у хозяйки
позволения, но и оставить в беде человека тоже не могла.
«Тем временем пришла
Анастасия Платоновна, я выбежала ей навстречу.
– Ой, наверное, я
большую ошибку сделала, только не ругайте меня.
– А что такое? Разбила
что-нибудь? – улыбнулась Зуева.
– Нет, тут другое
дело.
И я рассказала, что
подобрала во дворе девочку.
– Ну, пойдём
посмотрим, – сказала Анастасия Платоновна.
В комнате мы увидели
съёжившуюся на стуле фигурку. Я заметила, что лицо Зуевой приняло жалостливое
выражение. Это меня успокоило. Но всё же я спросила:
– Что же с ней теперь
делать? Неужели опять отправить на улицу?
– Нет, что ты! Мы её
не выгоним. Знаешь что, выкупай её хорошенько. Она, наверное, не знает, что
такое ванна. Заверни в какой-нибудь мой халат, а я пока сбегаю в магазин и
подберу для неё что-нибудь из одежды».
Так появилась Васёна, которая много лет прожила в доме
Зуевой, помогая ей по хозяйству.
Немудрено, что Анастасию Платоновну очень любили и за творческий
талант, и за талант человеческий.
Поэт Борис Пастернак
посвятил ей стихотворение «Актриса».
Я не смогу. Я не
приду.
Но мысленно – на
юбилее,
В оставленном седьмом
ряду.
Стою и радуюсь, и
плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.
Смягчается времён
суровость,
Теряют новизну слова.
Талант – единственная
новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть
только к дару,
Когда он так велик,
как ваш.
Он опрокинул все
расчеты
И молодеет с каждым днём,
Есть
сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в
нём.
Для вас в мечтах писал
Островский
И вас предвосхищал в
ролях,
Для вас воздвиг свой
мир московский
Доносчиц, приживалок,
свах.
Движеньем кисти и
предплечья,
Ужимкой, речью
нараспев
Воскрешено Замоскворечье
Святых и грешниц,
старых дев.
Вы – подлинность, вы –
обаянье,
Вы вдохновение само.
Об этом всем на
расстояньи
Пусть скажет вам моё
письмо.
Великолепные строки, отражающие суть великолепной Анастасии Зуевой
– истинного таланта земли Русской!
Предлагаю вашему вниманию и небольшой фильм об актрисе (на RUTUBE), в
который включены воспоминания её внучки, коллег, множество фото- и
видеоматериалов.
В работе над постом использованы материалы:
Капков, С. Бабушка
в окошке : Анастасия Зуева / С. Капков // Королевы смеха : Жизнь, которой не
было? / С. Капков. – Москва : Эксмо : Алгоритм, 2011. – С. 7-27.
Аббас-Оглы, А. Ш.
Не могу забыть / А. Ш. Аббас-Оглы // Воспоминания о ГУЛАГе [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=2410
И спасибо всем, кто
дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния
Очень интересно, особенно про жену Ивана Грозного.
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо за отклик! Всегда очень приятно узнать, что материал понравился. Заходите обязательно, буду стараться радовать и дальше чем-нибудь интересненьким :)
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить