Страницы

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Международному дню девочек посвящается: литературное путешествие

Долгие годы в нашей стране абсолютно все, говоря казенным языком, лица женского пола (вне зависимости от их возраста))) получали поздравления в один-единственный день в году – в Международный женский день. Но с недавних пор такого рода праздников поприбавилось. Конечно, до вершин популярности 8 марта им пока еще далеко, но какая-никакая дифференцированность появилась. Так в последнее воскресенье ноября отмечается День матери (с 1998 г.), а 28 октября – в День бабушки и дедушки (с 2009 г.) чествуем своих любимых бабушек (дедушек, разумеется, тоже, но не о них речь).
Теперь могут радоваться еще и девочки. 
Это стало возможным после того, как Организация Объединенных Наций в 2012 году постановила отмечать 11 октября как Международный день девочек (англ. International Day of the Girl Child).
А вы не знали? Тогда читайте дальше!



Между прочим, ООН провозглашает различные праздники не просто так, а желая повернуть человечество лицом к какой-то важной проблеме. Точно так же произошло и в этом случае. Праздник девочек был задуман (спасибо Канаде – инициатору идеи!) не как повод легкомысленно порхать в чем-то розовом и невесомо-воздушном под романтическую музыку, с короной на голове и с шоколадкой в руке. Главная его цель – обратить внимание на множество социальных проблем, неотступно сопровождающих девочек, независимо от места их проживания на планете.

И, как традиционно бывает с любыми праздниками, учрежденными ООН, у этого дня ежегодно выбирается главная тема.
К примеру, первое его празднование проходило под знаком проблемы ранних браков. Зачастую (особенно в бедных, развивающихся странах) девочек выдают замуж раньше, чем они достигают совершеннолетия, при этом их собственные желания не учитываются. Налицо нарушение прав человека, лишение его детства, лишение возможности учиться. Нередко за преждевременное взросление юные создания расплачиваются здоровьем, а иногда и жизнью…
В 2013 году тема была сформулирована так: «Новаторский подход к образованию девочек». В 2014 году во главу угла поставили тему  «Расширение возможностей девочек-подростков: прекращение цикла насилия».
Тема Дня девочек для 2015 года: «Инвестировать сегодня, чтобы помочь внести вклад в развитие нашего мира завтра». Что это значит? На сайте Организации Объединенных Наций объясняется: «Мы пользуемся возможностью рассмотреть вопрос о важности социальных, экономических и политических инвестиций в расширение возможностей девушки-подростка. Инвестиции необходимы для того, чтобы разорвать порочный круг, в котором одно поколение наследует от другого поколения нищету, насилие, социальную изоляцию и дискриминацию, и добиться справедливых и устойчивых результатов в области развития.

Девочки-подростки имеют право на безопасность, образование и здоровье не только в период критически важного становления, но и по мере взросления и превращения в женщин. При эффективной поддержке во время подросткового возраста девушки могут реализовать свой потенциал и изменить мир к лучшему, став матерями, работниками, предпринимателями, наставниками, главами домохозяйств и политическими лидерами. Инвестиции в расширение возможностей девочек-подростков обеспечивают соблюдение их прав сегодня и обещают более справедливое и процветающее будущее, такое, в котором прекрасная половина человечества является равноправным партнером в решении проблемы изменения климата, урегулировании политического конфликта, обеспечения экономического роста, профилактике заболеваний и устойчивого развития».

Таким образом, в нынешнем году особое внимание уделяется проблемам девочек-подростков и их будущему.
Но мы сегодня предоставим возможность решать самые сложные вопросы серьезным людям из серьезных организаций, а сами… Нет, не будем легкомысленно порхать в чем-то розовом и невесомо-воздушном под романтическую музыку, с короной на голове и с шоколадкой в руке, но ведь о проблемах можно говорить не обязательно серьезно, тем более в праздничный день.
Потому вновь зову в маленькое литературное путешествие, чтобы познакомиться с несколькими героинями художественных произведений, разделенными довольно большими временными периодами. Одним словом, встретимся с девочками прошлого, настоящего (относительного) и будущего (тоже несколько относительного). Звучит немного загадочно и даже запутанно, но скоро всё сами поймете. В этом путешествии мы получим возможность увидеть, какие у этих девочек были проблемы и как они покоряли вершины образования.

Итак, наша первая встреча. Маня Куксина – героиня рассказа Тэффи «Экзамен» (1910). К сожалению, грызть гранит науки Маничке удается из рук вон плохо. Что ж, таких девочек и сейчас найти нетрудно!

«На подготовку к экзамену по географии дали три дня. Два из них Маничка потратила на примерку нового корсета с настоящей планшеткой. На третий день вечером села заниматься.
Открыла книгу, развернула карту и – сразу поняла, что не знает ровно ничего. Ни рек, ни гор, ни городов, ни морей, ни заливов, ни бухт, ни губ, ни перешейков – ровно ничего.
А их было много, и каждая штука чем-нибудь славилась.
Индийское море славилось тайфуном, Вязьма – пряниками, пампасы – лесами, льяносы – степями, Венеция – каналами, Китай – уважением к предкам.
Все славилось!
Хорошая славушка дома сидит, а худая по свету бежит – и даже Пинские болота славились лихорадками.
Подзубрить названия Маничка еще, может быть, и успела бы, но уж со славой ни за что не справиться.
– Господи, дай выдержать экзамен по географии рабе твоей Марии!
И написала на полях карты: «Господи, дай! Господи, дай! Господи, дай!»
Три раза.
Потом загадала: напишу двенадцать раз «Господи, дай», тогда выдержу экзамен.
Написала двенадцать раз, но, уже дописывая последнее слово, сама себя уличила:
– Ага! Рада, что до конца дописала. Нет, матушка! Хочешь выдержать экзамен, так напиши еще двенадцать раз, а лучше и все двадцать.
Достала тетрадку, так как на полях карты было места мало, и села писать. Писала и приговаривала:
– Воображаешь, что двадцать раз напишешь, так и экзамен выдержишь? Нет, милая моя, напиши-ка пятьдесят раз! Может быть, тогда что-нибудь и выйдет. Пятьдесят? Обрадовалась, что скоро отделаешься! А? Сто раз, и ни слова меньше…
Перо трещит и кляксит.
Маничка отказывается от ужина и чая. Ей некогда. Щеки у нее горят, ее всю трясет от спешной, лихорадочной работы.
В три часа ночи, исписав две тетради и кляпспапир, она уснула над столом.
Тупая и сонная, вошла она в класс. Все уже были в сборе и делились друг с другом своим волнением.
– У меня каждую минуту сердце останавливается на полчаса! – говорила первая ученица, закатывая глаза.
На столе уже лежали билеты. Самый неопытный глаз мог мгновенно разделить их на четыре сорта: билеты, согнутые трубочкой, лодочкой, уголками кверху и уголками вниз

Вы, вероятно, догадываетесь, как весело развивались дальнейшие события? А лучше все-таки о них прочитать!)))

Вновь отправляемся в путь по XX веку. Нам предстоит перемахнуть несколько десятилетий и обратиться к творчеству российской писательницы Людмилы Матвеевой (1928). Она является автором множества произведений для детей и юношества. Начала печататься в 1960-е гг., и до сих пор ее книги издаются и переиздаются. Наиболее любимые герои Матвеевой – как раз подростки.
Рассказ «Так пролегла дорога» стоит немного особняком, потому что в нём автор рассказала не о современных детях, а использовала собственные впечатления от того, что видела своими глазами, когда 12-летней девочкой, в годы Великой Отечественной войны начала работала в госпитале. Война всегда жестоко ломает привычный уклад жизни: отцы уходят на фронт, матери почти не бывают дома, потому что работают без выходных и отпусков. Детям приходится взрослеть до поры, они не всегда имеют возможность учиться, тем более, если именно в их школе расположился госпиталь…

Больные лежали на длинных белых кроватях в классах, в кабинете физики, в коридорах.  Тесно стояли кровати, валялись под ними костыли. В бывшем кабинете химии была операционная, в учительской на третьем этаже – перевязочная. А в библиотеке, где давным-давно, еще в детстве, уютно устроившись за шкафом, я почитала «Тома Сойера», «Двух капитанов», «Всадника без головы», там теперь была хлеборезка. Александра Агаповна, толстая высокая женщина, делила свежий хлеб на тонкие ломти. (…)
На самом верху, в школьном актовом зале, так и был зал. Теперь он назывался клуб. По стенам стояли застеклённые книжные шкафы из нашей школьной библиотеки. Два раза в неделю ходячие больные смотрели в этом зале кино. А иногда, под праздник, приезжали артисты из гастроль-бюро.
За книги отвечала я и за кино тоже. А на артистов капитан выписывал заявку, а я отвозила ее на Неглинную улицу к эстрадному начальнику, который тоже носил военную гимнастёрку, но без погон.
(…) С утра я разносила по палатам книги. Большинство раненых не могли сами подниматься в клуб, к шкафам с книгами.
Книжки были детские: «Сказки» Андерсена, «Аленький цветочек», «Три мушкетера». Взрослые люди охотно читали их. На «Графа Монтекристо» я записала в тетрадку целую очередь. Анекдоты о Ходже Насреддине зачитали так, что страницы распадались в руках. Я попробовала подклеить, книга стала кривой, жалкой; ее нельзя было выдавать, я читала ее вслух в разных палатах. Однажды вечером, когда мы читали, поднялся такой хохот, что прибежала операционная сестра Капа. Она сердито посмотрела на меня и сказала:
- Потише. Операции идут рядом. Иди в другую палату читать, подальше от операционной. (…)
- Не пустим мы ее в другую палату, – зашумели раненые, – сегодня наша очередь, пусть нам читает! Мы будем тихо.
И опять мы читаем вслух про беззаботного плута и мудреца Ходжу. Его проделки, меткие ответы, хитрые решения так привлекают этих людей, тёмных от боли, в бинтах, пропитанных не то йодом, не то кровью…

Закончилась война, вновь пробежали десятилетия.
Тринадцатилетняя школьница Оля Алексеева из книги Владимира Киселева «Девочка и птицелет» (1966) – обычная девочка, у нее есть друзья, интересы, увлечения. Правда, как и у всякого подростка, в ее жизни много проблем. Чувство первой любви переживается нелегко. Ощущается непонимание со стороны взрослых, даже самых близких. И это вызывает у нее горькие размышления, с которых и начинается роман.

«Это все взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребенка.
Начнем с работы. У взрослых в нашей стране семичасовой рабочий день. У школьника шесть уроков в школе, а потом еще, даже если учиться на тройки, как я, нужно дома готовить уроки не меньше трех часов. Значит, выходит девятичасовой рабочий день, как в самых отсталых колониальных странах.
Когда у взрослого что-нибудь не получается на работе, ему все сочувствуют, все его жалеют. Когда мамин отдел завалил какой-то проект, так все говорили: "Ах, Елена Павловна, как мы вас понимаем, не нужно ли вам какой-нибудь помощи, не поедете ли вы на курорт?", а мама в ответ делала жалкие губки и говорила, что она очень переживает.
Но когда я схватила двойку по алгебре, весь двор смеялся, и, кто бы меня ни встретил, все спрашивали, на какой вопрос я не ответила, и продавщица мороженого ей-то какое дело! сказала, что двоечницам мороженое вредит.
Но самое худшее не это. Самое худшее... Даже в самых отсталых капиталистических государствах, по-моему, уже отменены физические наказания. Для взрослых. А детей бьют. Даже в нашей стране. Даже у нас взрослый сильный человек может ударить ребенка. Ударить девочку. И это называется счастливое детство!»

А во время следующего перемещения во времени нас ждет любопытный момент. Мы обратимся к отрывку из фантастической повести Кира Булычёва «Заповедник сказок» (1985). Именно этот писатель придумал «девочку из будущего» Алису Селезнёву.
Напомню, что Алиса живет в конце XXI века. Однако повесть, как мы видим, создана была 30 лет тому назад. Булычёв описал в ней некоторые технические возможности, казавшиеся невероятными тогдашним читателям. Сегодня, думаю, многое воспринимается как достаточно обыденная вещь, а кое-что даже как устаревшая. Мы уже в том самом будущем, друзья мои! Ну, только, пожалуй, изучение марсианского языка не в счет…

Алиса учила марсианский язык. Телеучительница говорила ласковым голосом:
- А теперь поднимите правую руку и загните до половины мизинец. Это и есть марсианская буква «хфы». Запомнили?
- Запомнила, сказала Алиса. У нее уже все пальцы онемели от марсианских букв. И настроение было плохое. «Это бесчеловечно, – думала она, – задавать столько на дом в хорошую погоду. Могли бы подождать, пока начнется дождик».
А погода была великолепная. Светило солнце, цвела черемуха, порхали бабочки, стрекотали мелкие птахи, спорили, строить ли им семейные гнезда или еще погулять? Марсианский богомол, который живет у Алисы, с утра стоял на голове, просился на улицу. Как известно, марсианские богомолы, волнуясь, всегда встают на голову.
Алиса мечтала, чтобы что-нибудь произошло. Хоть что-нибудь. Тогда можно выключить телевизор. Но ничего не происходило. Уже второй час ничего.
И вдруг произошло.
Зазвонил видеофон.
Зазвонил он у отца в кабинете. Отец там писал статью, и Алисе бежать к видеофону не было никакой нужды. Но она, конечно, выключила телеучительницу и убежала.

На том мы сегодня и расстанемся. Небольшой список книг, где героинями были девочки разных возрастов, приведен ниже.
Кроме того можно будет познакомиться со списком литературы "О девочках и для девочек", предназначенным для учителей, воспитателей и родителей. Все приведенные в нём источники имеются в фонде отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

Некоторые художественные произведения,
героинями которых были девочки

Андерсен Г.-Х. Девочка со спичками. Дюймовочка. Снежная королева
Бернетт Ф. Маленькая принцесса. Таинственный сад
Бронте Ш. Джейн Эйр
Бруштейн А. Дорога уходит в даль… В рассветный час. Весна
Булычев К. Цикл «Приключения Алисы»
Верейская Е. Три девочки
Волков А. Волшебник Изумрудного города
Воронкова Л. Девочка из города. Старшая сестра
Гайдар А. Голубая чашка
Гримм. Белоснежка
Грин А. Алые паруса
Губарев В. Королевство кривых зеркал
Гюго В. Козетта (отрывок из романа «Отверженные»)
Даль Р. Волшебный палец. Матильда
Диккенс Ч. Лавка древностей
Достоевский Ф. Неточка Незванова
Железников В. Чучело
Иванов С. Бывший Булка и его дочь. Ольга Яковлева
Ильина Е. Четвертая высота
Кассиль Л. Великое противостояние
Катаев В. Цветик-семицветик
Киселев В. Девочка и птицелет
Козлов Ю. Качели в Пушкинских Горах
Крапивин В. Семь фунтов брамсельного ветра
Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье
Линдгрен А. Мадикен. На острове Сальткрока. Пеппи Длинныйчулок. Рони, дочь разбойника. Черстин и я
Матвеева Л. Так пролегла дорога (рассказ)
Мусерович М. Целестина, или Шестое чувство
Осеева В. Динка. Динка прощается с детством
Перро Ш. Золушка
Погодин Р. Дубравка
Портер Э. Поллианна
Прокофьева С. Сестра и сестричка
Пулман Ф. Темные начала (трилогия)
Сахарнов С. Девочка и дельфин
Смирнова В. Девочки
Токмакова И. Аля, Кляксич и буква «А»
Успенский Э. Про девочку Веру и обезьянку Анфису
Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
Функе К. Чернильное сердце
Чарская Л. Вторая Нина. Записки маленькой гимназистки. Княжна Джаваха. Сибирочка
Шварц Е. Первоклассница
Яковлев Ю. Гонение на рыжих. Девочка, хочешь сниматься в кино?

О девочках и для девочек
Список литературы (2003-2014 гг.)

Книги

Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класса : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – Москва : Школьная пресса, 2005. – 80 с. : ил. – (Школа и производство. Б-ка журнала ; вып. 22).

Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – Москва : Школьная пресса, 2005. – 48 с. : ил. – (Школа и производство. Б-ка журнала ; вып. 23).

Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – Москва : Школьная пресса, 2005. – 64 с. : ил. – (Школа и производство. Б-ка журнала ; вып. 24).

Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира : Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.
В книге даются практические рекомендации по различным вопросам, связанным с развитием мышления, воспитанием, обучением детей дошкольного и школьного возраста.

Статьи из периодических изданий

Ашикова, С. Сердце Герды : [Воспитание девочек] / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С. 6-8.

Белова, А. «В куклы я никогда не играла...» : детские игрушки в российской дворянской культуре XVIII – середины XIX века / А. Белова // Родина. – 2009. – № 11. – С. 92-94. – Библиогр. в примеч.
Игрушки в жизни дворянских детей.

Белова, А. «Займусь опять... моим счастливым детством...» : детство дворянских девочек XVIII – середины XIX века / А. Белова // Родина. – 2008. – № 4. – С. 110-113. – Библиогр. в примеч.
Поведение взрослых по отношению к дочерям в XVIII – середине XIX века.

Бик, С. Настоящая леди : конкурсная программа / С. Бик // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 2. – С. 32-33.
Представлены игровые конкурсы, приуроченные к празднику 8 Марта. Программа рассчитана на учениц 5-7-х классов.

Блошенко, В. В. Совершенно секретно : (классный час проводится только для девочек) / В. В. Блошенко // Классный руководитель. – 2007. – № 1. – С. 63-67.
Половое воспитание школьниц. Материалы классного часа.

Венгерская, О. Мамины руки : сценарий родительского собрания-встречи мам и дочерей-пятиклассниц / О. Венгерская // Школьный психолог : прил. к газ. «Первое сент.». – 2009. – № 15. – С. 45-47.

Войнаш, М. КВН для девочек «Супершкольница» : [2-3 класс] / М. Войнаш // Начальная школа : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 2. – С. 53-55.

Гвайта, А. Как воспитать женщину / А. Гвайта // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 3. – С. 28-31 : фот.
О влиянии культурных традиций на Руси в воспитании девочек.

Градусова, Г. Между нами, девочками... : психолого-педагогический практикум / Г. Градусова // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». – 2008. – № 19. – С. 22-28.

Градусова, Л. Помогаем маме – учимся сами! / Л. Градусова, Л. Маколдина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 118-121 : 1 табл.
Авторы делятся опытом организации в детском саду кружка для подготовки девочек к исполнению будущей семейной роли хозяйки. Приводятся конспекты занятий.

Джалилова, С. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе творческого труда / С. Джалилова // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 47-50.
Об образовательной программе «Юные мастерицы», которая поможет приобщить девочек-подростков к традиционным женским ремеслам: вышивке, вязанию, ткачеству.

Евтушенко, И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста / И. Н. Евтушенко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 12. – С. 15-21. – Библиогр.: 13 назв.

Еремеева, В. Какого пола ученик? : [Учет половых различий при обучении] / В. Еремеева // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 4. – С. 4-9.

Зотова, Д. А. О проблеме воспитания нравственных женских добродетелей / Д. А. Зотова // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 10-12. – Библиогр.: с. 11-12 (4 назв.).
Рассматриваются основные проблемы полоролевого воспитания девочек.

Зурабов, А. Отец и дочь / А. Зурабов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 117-120.
Роль отца в воспитании девочек.

Ижванова, Е. Сильные и слабые : Гендерные аспекты воспитания / Е. Ижванова // Классное руководство и воспитание школьников : прил. к газ. «Первое сент.». – 2009. – № 12. – С. 47-48.

Клещевникова, А. И. Женственность – природа или эмансипация? / А. И. Клещевникова // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 230-232.
О воспитании девочек и девушек.

Козина, С. В. Проект «Какие бывают принцессы?» / С. В. Козина // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 6. – С. 41-46. : ил., фот.
Анализируется проект детского сада с девочками 4-5 лет, посвященный принцессам.

Коробанова, Ж. В. Особенности гендерной социализации одаренных девочек / Ж. В. Коробанова // Одаренный ребенок. – 2005. – № 5. – С. 6-21.

Корчагина, Ю. Свет мой, зеркальце, молчи... : [из дневника девушки-старшеклассницы] / Ю. Корчагина // Классное руководство и воспитание школьников : прил. к газ. «Первое сент.». – 2008. – № 15. – С. 17-21.
-- девочки-подростки -- самооценка --

Красоткина, И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? / И. Красоткина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 44-50. – Библиогр.: с. 50 (12 назв.).
Особенности психологического развития мальчиков и девочек, а также рекомендации родителям и педагогам по воспитанию разнополых детей.

Крушельницкая, О. Девочка начала курить. Что делать? / О. Крушельницкая // Будь здоров!. – 2007. – № 3. – С. 68-71.
Предупреждение появления вредных привычек у девочек-подростков в семье.

Кулаков, В. И. Угрозы репродуктивному здоровью девочек-подростков / В. И. Кулаков, Е. В. Уварова // Экология и жизнь. – 2007. – № 6. – С. 68-69.

Мальчики – девочки: как их учить? : [Учет гендерных различий при обучении] / И. Пирумова, М. Суботялов, Р. Айзман // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 7. – С. 8-12.

Марушкина, О. А. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста / О. А. Марушкина // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 1. – С. 77-80. – Библиогр.: с. 80 (8 назв.).

Надолинская, Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л. Н. Надолинская // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 30-35.
О проблемах полового воспитания в общеобразовательных школах.

Николаева, В. И. Возрастные и гендерные особенности выбора жизненного пути учащимися средних и старших классов / В. И. Николаева, М. В. Зайлстра // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 3. – С. 55-59. – Библиогр.: с. 59 (7 назв.).

Обидина, В. Г. Бумажная филигрань как составляющая трудового рукотворчества для девочек / В. Г. Обидина // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 63-64.

Парфенова, Г. Л. Одаренные девочки: психолого-педагогическое сопровождение / Г. Л. Парфенова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 28-32. – Библиогр.: с. 32 (6 назв.).

Петрова, Т. В. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста : рекомендации родителям и учителям / Т. В. Петрова // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 7-9. – Библиогр.: с. 9.
Перечисляются факторы, определяемые различиями половой психики детей. Даны рекомендации по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек.

Самойлова, М. В. Марья-искусница : (конкурс для учениц V-VII классов) / М. В. Самойлова // Воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 77-80.
Сценарий конкурса, в процессе которого будущие хранительницы семейного очага знакомятся не только со своими будущими обязанностями, но и приобретают полезные знания (как составить букет и т. п.).

Сергиенко, Е. Мисс Осень : конкурсная программа / Е. Сергиенко // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 9. – С. 29-31. – Прил.: Классное руководство и воспитание школьников : электронное прил. – 2012. – окт.
Статья содержит методический материал для проведения конкурса среди девочек (6-8классы).

Сибилева, Л. В. Роль семьи в формировании полового самосознания ребенка / Л. В. Сибилева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 9. – С. 6-10. – Библиогр.: с. 10 (5 назв.).

Соловцова, Е. Школьники и школьницы: особенности поведения / Е. Соловцова // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 186-195.
Подробно о взаимоотношениях полов. Предложен тест Барбары де Анджелис, цель которого выявить сильные и слабые стороны во взаимоотношениях с противоположным полом.

Соловьева, Н. Секреты Василисы Премудрой : коррекционно-развивающая программа / Н. Соловьева // Школьный психолог : газ. изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 3. – С. 37-39 ; № 4. – С. 38-41.
Сценарий занятий для девочек, цель которых осознание особенностей своего гендера, ролевой модели поведения.

Филиппов, Н. Папина дочка / Н. Филиппов // Будь здоров!. – 2007. – № 3. – С. 72-73.
 Воспитание девочки в семье.

Филичева, Л. И. «А ну-ка, девочки!» / Л. И. Филичева // Школа и производство. – 2009. – № 3. – С. 43-44.
Описание ряда конкурсов для проведения мероприятия «А ну-ка девочки!».

Фирсова, А. Маленький конкурс красоты / А. Фирсова, О. Лаптева // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 3. – С. 36-37 : фот.
Описан конкурс «Мисс Панама», который содействует развитию эстетического вкуса, демонстрирует творческий потенциал, фантазию, внутреннюю и внешнюю красоту каждого участника.

Халимова, Д. Р. К вопросу о половом воспитании девочек / Д. Р. Халимова // Образование в современной школе. – 2003. – № 10. – С. 56-58.

Черемных, Г. И. Тренинг родительско-детских отношений «Успех миссии» / Г. И. Черемных // Образование в современной школе. – 2009. – № 7. – С. 59-62. – Библиогр. в подстроч. примеч.
Представленный тренинг способствует установлению или закреплению доверительных отношений матери и дочери; ориентирован на формирование полоролевого поведения девочек старшего подросткового возраста.

Чикурова, Н. А. Играем по гендерным правилам / Н. А. Чикурова // Директор школы. – 2006. – № 1. – С. 63-65.
Учет гендерной принадлежности детей в школьной игровой деятельности.

Шагивалеева, Г. Защита от сексуального насилия : занятие для девочек-подростков / Г. Шагивалеева // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 10. – С. 38-39.

Щербинина, В. П. Гендерный подход в обучении / В. П. Щербинина // Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 11-13. – Библиогр.: с. 13 (4 назв.).
Об особенностях обучения мальчиков и девочек.

Якушкина, М. Царство воздушных змеев : Праздники детей в Японии / М. Якушкина // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 15. – С. 45-46.
Удивительные национальные традиции, окружающие взросление детей в Японии, могут стать темой для рассказа и обсуждения на классном часе или материалом для театрального представления.

8 комментариев:

  1. Агния, спасибо за интересный качественный пост, очень понравился. Скопировала список о девочках, у нас часто спрашивают такие книги. А вообще Ваши посты можно спокойно использовать в массовых мероприятиях - беседах, обзорах. Работа проделана большая и кропотливая. Спасибо Вам! Удачи, успехов и всего самого доброго!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, Ваша поддержка просто бесценна! Спасибо огромное за такое оперативное подтверждение того, что весь этот материал про девочек нужен!
      Правда, меня по завершении работы над постом (и не только над этим, кстати) нешуточно печалила мысль, что хроническая нехватка времени не дала возможности довести список до более широких масштабов (а уж в этой благодатной теме еще было куда расширяться...))
      Взаимно передаю Вам самые наилучшие пожелания!

      Удалить
    2. Агния, у меня такое тоже бывает. Я на следующий год возвращаюсь к этой же теме и добавляю, иногда в блог, иногда только в свои материалы. Но в блоге это проходит мимо, т.к. наибольший интерес в момент публикации поста, когда материал востребован. Так я дополняла посты "Волшебница-зима" http://bibliokompas.blogspot.ru/2011/12/blog-post.html , литературные. Спорный вопрос, конечно: нужно ли возвращаться к старым постам, но я думаю, зима каждый год бывает, люди ищут материал и он каждый год нужен. Так и праздник для девочек - он только-только появился, с каждым годом будет популярнее и можно его дополнять (когда есть время и когда дата подходит).
      Вот такие размышления.
      Агния, даже если люди не оставляют комментарии, не расстраивайтесь! Не у всех есть время и возможность их оставить. У Вас ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ, КАЧЕСТВЕННЫЙ материал, я уверена, что он востребован, что его копируют и используют в работе, а это самое главное.
      А у меня - книжная радость - я достала "Обитель" З. Прилепина, о которой давно мечтала. Сейчас читаю, одну треть прочла, пока нравится и чувствую, как затягивает книга, думаю о ней, осмысливаю, даже на работе. Читатели узнали о книге и уже очередь выстроилась из желающих её прочесть. А я в уме держу Ваш прекрасный пост о встрече с Захаром Прилепиным, думаю, что воспользуюсь обязательно Вашим материалом. Теперь бы ещё "Нечужую смуту" достать. У нас в библиотеке нет ни одной книги Прилепина, а народ начал его активно спрашивать. Вот теперь будет "Обитель".
      Агния, спасибо за общение, за Ваш замечательный блог. Всего Вам самого доброго и позитивного!

      Удалить
    3. Людмила, и вновь спасибо за поддержку!!! С размышлениями полностью согласна)). Сама наблюдаю, как к соответствующим старым постам в преддверии каких-либо знаменательных дат возникает всплеск интереса.
      Что касается книги Захара Прилепина, от души поздравляю Вас с замечательным приобретением! В моих планах роман "Обитель" - среди фаворитов (и даже не просто чтения, а именно покупки "своей" книги, потому что в фонде нашем она есть). То, что ее надо читать, не сомневаюсь, потому как все, кто читал, просто в один голос хвалят.
      А какие проблемы с "Нечужой смутой"? Неужели нигде нет? Если что, пишите мне на e-mail, может быть, чем-то смогу помочь.
      С огромным уважением и пожеланиями самого наилучшего!

      Удалить
  2. Спасибо за пост! С удивлением узнала об этом празднике, обрадовалась - мне есть кого поздравлять и баловать в этот день...
    Список скопировала - родителям маленькой, но быстро растущей девочки он очень пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Natali, счастья и добра Вашей девочке! Пусть книги обязательно станут ее друзьями!)

      Удалить
  3. Спасибо Вам, за великолепную подборку материала, книг, и ваши мысли, которые способствуют развивать эту тему и преподносить ее в познании и качестве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за такие добрые слова! Мне очень приятно и радостно! Надеюсь, что в блоге Вы найдете и другие интересные для себя темы)

      Удалить