Страницы

вторник, 22 марта 2016 г.

Если слово "инклюзия" вам о чем-то говорит, приглашаем на виртуальный обзор

В последние годы довольно активно не только обсуждаются, но и входят в профессиональную и общественную повседневность вопросы, связанные с различными аспектами вовлечения в социум людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Теперь этот термин – люди (лица) с ОВЗ – считается более приемлемым по сравнению с широко распространённым ранее их обозначением как инвалидов.
Каждому из нас и всем нам, как гражданскому обществу, должно быть небезразлично, как живут, учатся, с какими проблемами ежедневно сталкиваются наши соотечественники, имеющие особые потребности.


В Саратовском университете вопросы эти также важны и интересны для огромного количества студентов, преподавателей и сотрудников. Во-первых, в структуре вуза есть факультет психолого-педагогического и специального образования (ППиСО), ведущий подготовку дефектологов различных специальностей (логопедов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, специальных психологов и пр.); во-вторых, каждый педагог теперь должен уметь работать в условиях инклюзивного образования, становящегося частью отечественной системы образования. Наконец, на факультетах СГУ проходят обучение студенты-инвалиды, комплексную социальную, здоровьесберегающую, психолого-педагогическую поддержку которых осуществляет созданный в университете Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов.

Исторически сложилось, что отраслевой учебный отдел общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки СГУ тесно сотрудничает с уже названным факультетом ППиСО, с будущими учителями и дефектологами. Теперь мы даже наращиваем свою деятельность в этом направлении. Например, на нашем сайте совсем-совсем скоро будет выделен специальный раздел по инклюзии. Как говорится, следите за рекламой.

Сегодня предлагаю вам совершить небольшое путешествие, в ходе которого мы познакомимся с некоторыми новыми учебными пособиями, способными заинтересовать всех, кто работает с лицами с ограниченными возможностями здоровья, кто связан с инклюзивным образованием.  Издания эти размещены в электронно-библиотечной системе (ЭБС) Znanium.com (http://znanium.com/) и доступны для тех, кто работает или учится в СГУ. (Как зарегистрироваться в ЭБС, я уже писала раньше.)
Тех, кто не имеет отношения к Саратовскому университету, но работает или учится в другом учебном заведении, призываю не терять надежды воспользоваться сведениями, почерпнутыми из этого обзора. Ведь сейчас трудно найти вуз, не приобретающий доступ в ЭБС. Просто вам нужно будет зарегистрироваться в них по своему месту учебы/работы.

Итак, приглашаю на виртуальный обзор.

  
Чтобы успешно освоить любую тему, начинать всегда следует с терминологии. Предлагаемый вашему вниманию словарь является переводом британского издания.

Социальная работа : словарь терминов / под ред. Е. Н. Приступы ; пер. Е. Н. Приступы, П. А. Степичева, М. С. Фироновой. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 232 с.
Преимуществом этого глоссария, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения, является транскультурный принцип в изучении содержания глав и разделов, основанный на современных тенденциях развития социальной работы.
В словаре даны основные аутентичные термины социальной работы в Великобритании. Издание включает разделы: «Общие термины социальной работы», «Историко-правовые аспекты социальной работы в Великобритании», «Социальная работа с семьей», «Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья» и некоторые другие.
Пособие рекомендовано для студентов и бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также ориентировано на научно-педагогических работников, работников системы профессионального социального образования, специалистов социальной сферы, студентов-филологов.

С терминами разобрались, пора приступать к работе. Но не будем торопиться покидать зарубежные страны. Посмотрим, как там осуществляется социальная работа. Кстати, социальной работе с инвалидами в следующем издании посвящен целый раздел.

Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы : учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. – Москва : Дашков и Ко, 2013. – 368 с.
Рассматриваются вопросы становления социальной работы за рубежом, модели социального обслуживания населения в странах Европы и США, развития социальных услуг, предоставляемых различным категориям населении. Особое место отводится международным нормативно-правовым актам по вопросам социальной работы, формированию профессионализма соцработников.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также слушателей формы дополнительного образования, практиков и специалистов органов социальной защиты населения.


Настало время обратиться к отечественному опыту работы с инвалидами, хотя про опыт социальной реабилитации за рубежом уже знакомый нам автор Е. И. Холостова расскажет и в другой своей книге.

Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами : учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и Ко, 2013. – 240 с.
Раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов, ее сущность и виды. Дается описание моделей инвалидности, рассматриваются технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидности.
Предназначено издание для студентов и аспирантов вузов социального профиля, специалистов системы социальной защиты населения.
Главы: «Инвалидность как социальная проблема», «Положение инвалидов в Российской Федерации», «Модели инвалидности», «Социальная реабилитация инвалидов», «Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов», «Социальное обслуживание инвалидов», «Опыт социальной реабилитации инвалидов за рубежом».
Приведу отрывок из учебного пособия «Социальная работа с инвалидами», в котором описывается история термина «инвалид»:

«Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid - действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, т. е. относилось в первую очередь к увечным воинам. Со 2-ой половины XIX века термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны (…). Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности. (…)

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Фамилию автора следующего издания вы тоже уже видели в описании словаря терминов, о котором мы говорили в самом начале обзора. Доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-социальных технологий Московского городского педагогического университета Елена Николаевна Приступа придерживается в изложении материала междисциплинарного принципа, основывается на современных тенденциях развития социальной работы с лицами с ОВЗ.

Приступа, Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. Н. Приступа. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 160 с. – (Высшее образование).
Пособие предназначено студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (академический бакалавриат), а также преподавателям образовательных организаций высшего образования.
Теоретические и прикладные основания социальной работы как профессии раскрываются в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3+ высшего профессионального образования. Рассматриваются общие основы социальной работы с лицами с ОВЗ.
Из содержания: «Социально-медицинская значимость здоровья»; «Социальные вопросы проблемы инвалидности» (в т. ч. правовые, медицинские аспекты); «Социальная политика в отношении инвалидов»; «Система социальной работы с лицами с нарушением здоровья».

Не менее важной стороной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья являются различные аспекты их профессиональной ориентации. Именно этой теме посвящено следующее издание, ставшее результатом многолетних исследований Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов имени Г. А. Альбрехта .

Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, И. Е. Кузьмина. – 2-е изд. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
Книга предназначена для широкого круга специалистов.
Представлены сложившийся обобщенный инновационный опыт работы, описание современных методических подходов, отвечающее достижениям современной науки и практики, реальным социально-экономическим условиям, а также обоснование наиболее эффективных методик и методических приемов, которые могут быть использованы при профориентации различных контингентов инвалидов.
Из издания можно узнать о профориентационной диагностике лиц с ОВЗ, в том числе педагогической и социальной; познакомиться с вопросами производственной, психологической и социальной адаптации в процессе профориентации.
Среди приложений в книге имеются такие материалы, как «Перечень абсолютных противопоказаний для трудоустройства инвалидов», «Психологические модули профессий» и многие другие.

Есть интересное учебное издание и для специалистов-психологов.

Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учебник / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. – Москва :  ИНФРА-М, 2016. – 314 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
В учебнике представлена современная концепция системы психологической помощи лицам с ОВЗ. Изложены теоретико-методологические основы психологического сопровождения образования детей с отклонениями в развитии и рекомендации к его осуществлению при разных типах нарушенного развития. Раскрыты содержательно-организационные аспекты реализации основных направлений психологической помощи лицам с ОВЗ.
Предназначено для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», а также для преподавателей вузов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и других специалистов, работающих в системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.

В завершение обзора рассмотрим аспекты развития инклюзивного образования. Как раз им и посвящено учебно-методическое пособие, содержащее авторские концепции по организации и содержанию образования детей с ОВЗ. Представлен практический опыт включения детей с ОВЗ в образовательную среду. В пособие вошли разнообразные модели, программы, психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ. Речь идет о книге...

Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / авт.-сост.:  Т. В. Машарова, И. А. Крестинина, М. А. Салтыкова. – Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. – 204 с.
В введении к этому пособию читаем:
«Инклюзивное образование – это динамичный процесс, связанный с глубокими ценностными и содержательными изменениями. На этапе понимания и внедрения инклюзивного образования прикладные исследования могут дать знания о результатах качественных изменений, повлиять на общие представления об эффективности инклюзии в образовании. Мы считаем, что изучение успешного опыта практической реализации инклюзивного подхода и подробное описание процессов и механизмов его запуска и сопровождения помогут преодолеть распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ учителей принять принципы инклюзивного образования».
 Разделы пособия: «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», «Инклюзивная практика в дошкольном, общем и дополнительном образовании», «Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурс развития инклюзивной практики».
Адресовано издание руководителям образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику образования, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, руководителям окружных, районных и школьных методических объединений, педагогам, психологам, социальным работникам и работникам здравоохранения, студентам педагогических вузов.

Надеюсь, что представленные книги будут для вас полезны!
А мне осталось только напомнить, что использованные в обзоре издания были взяты лишь в одной из нескольких имеющихся в нашем распоряжении электронно-библиотечных систем, а это значит, что, обратившись к другим ЭБС, мы еще более пополним свой арсенал знаний по теме.

С уважением,
ваша Агния

Комментариев нет:

Отправить комментарий