В последние годы довольно активно не только
обсуждаются, но и входят в профессиональную и общественную повседневность
вопросы, связанные с различными аспектами вовлечения в социум людей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Теперь этот термин – люди (лица) с ОВЗ –
считается более приемлемым по сравнению с широко распространённым ранее их
обозначением как инвалидов.
Каждому из нас и всем нам, как гражданскому
обществу, должно быть небезразлично, как живут, учатся, с какими проблемами ежедневно
сталкиваются наши соотечественники, имеющие особые потребности.
В Саратовском университете вопросы эти также
важны и интересны для огромного количества студентов, преподавателей и сотрудников.
Во-первых, в структуре вуза есть факультет психолого-педагогического и специального образования (ППиСО), ведущий подготовку дефектологов различных
специальностей (логопедов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, специальных
психологов и пр.); во-вторых, каждый педагог теперь должен уметь работать в
условиях инклюзивного образования, становящегося частью отечественной системы
образования. Наконец, на факультетах СГУ проходят обучение студенты-инвалиды,
комплексную социальную, здоровьесберегающую, психолого-педагогическую поддержку
которых осуществляет созданный в университете Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов.
Исторически сложилось, что отраслевой учебный
отдел общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки СГУ тесно сотрудничает с уже названным факультетом ППиСО, с будущими учителями и
дефектологами. Теперь мы даже наращиваем свою деятельность в этом направлении.
Например, на нашем сайте совсем-совсем скоро будет выделен специальный раздел
по инклюзии. Как говорится, следите за рекламой.
Сегодня предлагаю вам совершить небольшое
путешествие, в ходе которого мы познакомимся с некоторыми новыми учебными пособиями,
способными заинтересовать всех, кто работает с лицами с ограниченными
возможностями здоровья, кто связан с инклюзивным образованием. Издания эти размещены в
электронно-библиотечной системе (ЭБС) Znanium.com (http://znanium.com/) и
доступны для тех, кто работает или учится в СГУ. (Как зарегистрироваться в ЭБС, я уже писала раньше.)
Тех, кто не имеет отношения к Саратовскому
университету, но работает или учится в другом учебном заведении, призываю не
терять надежды воспользоваться сведениями, почерпнутыми из этого обзора. Ведь
сейчас трудно найти вуз, не приобретающий доступ в ЭБС. Просто вам нужно будет
зарегистрироваться в них по своему месту учебы/работы.
Итак, приглашаю на виртуальный обзор.
Чтобы успешно освоить любую тему, начинать
всегда следует с терминологии. Предлагаемый вашему вниманию словарь является
переводом британского издания.
Социальная работа : словарь терминов / под ред.
Е. Н. Приступы ; пер. Е. Н. Приступы, П. А. Степичева, М. С. Фироновой. –
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 232 с.
Преимуществом этого глоссария, соответствующего
Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения,
является транскультурный принцип в изучении содержания глав и разделов,
основанный на современных тенденциях развития социальной работы.
В словаре даны основные аутентичные термины
социальной работы в Великобритании. Издание включает разделы: «Общие термины
социальной работы», «Историко-правовые аспекты социальной работы в
Великобритании», «Социальная работа с семьей», «Социальная работа с лицами с
ограниченными возможностями здоровья» и некоторые другие.
Пособие рекомендовано для студентов и бакалавров
высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная
работа», а также ориентировано на научно-педагогических работников, работников
системы профессионального социального образования, специалистов социальной
сферы, студентов-филологов.
С терминами разобрались, пора приступать к
работе. Но не будем торопиться покидать зарубежные страны. Посмотрим, как там
осуществляется социальная работа. Кстати, социальной работе с инвалидами в
следующем издании посвящен целый раздел.
Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы : учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. –
Москва : Дашков и Ко, 2013. – 368 с.
Рассматриваются вопросы становления социальной
работы за рубежом, модели социального обслуживания населения в странах Европы и
США, развития социальных услуг, предоставляемых различным категориям населении.
Особое место отводится международным нормативно-правовым актам по вопросам
социальной работы, формированию профессионализма соцработников.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся
по направлению подготовки «Социальная работа», а также слушателей формы дополнительного
образования, практиков и специалистов органов социальной защиты населения.
Настало время обратиться к отечественному опыту работы с инвалидами, хотя про опыт социальной реабилитации за рубежом уже знакомый нам автор Е. И. Холостова расскажет и в другой своей книге.
Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами
: учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Дашков и Ко, 2013. – 240 с.
Раскрываются теоретические аспекты социальной
реабилитации инвалидов, ее сущность и виды. Дается описание моделей инвалидности,
рассматриваются технологии социальной реабилитации различных категорий
инвалидности.
Предназначено издание для студентов и аспирантов
вузов социального профиля, специалистов системы социальной защиты населения.
Главы: «Инвалидность как социальная проблема»,
«Положение инвалидов в Российской Федерации», «Модели инвалидности», «Социальная
реабилитация инвалидов», «Технологии социальной реабилитации различных
категорий инвалидов», «Социальное обслуживание инвалидов», «Опыт социальной реабилитации
инвалидов за рубежом».
Приведу отрывок из учебного пособия «Социальная
работа с инвалидами», в котором описывается история термина «инвалид»:
«Термин «инвалид» восходит к латинскому корню
(valid - действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать
«непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со
времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие
заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых
направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной
Европе данное слово имело такой же оттенок, т. е. относилось в первую очередь к
увечным воинам. Со 2-ой половины XIX века термин распространяется и на штатских
лиц, также ставших жертвами войны (…). Наконец, после Второй мировой войны, в
русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и
отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия
«инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или
интеллектуальные ограничения жизнедеятельности. (…)
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности
и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Фамилию автора следующего издания вы тоже уже
видели в описании словаря терминов, о котором мы говорили в самом начале обзора.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-социальных технологий
Московского городского педагогического университета Елена Николаевна Приступа
придерживается в изложении материала междисциплинарного принципа, основывается
на современных тенденциях развития социальной работы с лицами с ОВЗ.
Приступа, Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. Н. Приступа. –
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 160 с. – (Высшее образование).
Пособие предназначено студентам вузов,
обучающимся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»
(академический бакалавриат), а также преподавателям образовательных организаций
высшего образования.
Теоретические и прикладные основания социальной
работы как профессии раскрываются в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта 3+ высшего профессионального
образования. Рассматриваются общие основы социальной работы с лицами с ОВЗ.
Из содержания: «Социально-медицинская значимость
здоровья»; «Социальные вопросы проблемы инвалидности» (в т. ч. правовые,
медицинские аспекты); «Социальная политика в отношении инвалидов»; «Система
социальной работы с лицами с нарушением здоровья».
Не менее важной стороной работы с лицами с
ограниченными возможностями здоровья являются различные аспекты их профессиональной
ориентации. Именно этой теме посвящено следующее издание, ставшее результатом
многолетних исследований Санкт-Петербургского научно-практического центра
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов имени Г. А. Альбрехта .
Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская,
И. Е. Кузьмина. – 2-е изд. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
Книга предназначена для широкого круга
специалистов.
Представлены сложившийся обобщенный
инновационный опыт работы, описание современных методических подходов,
отвечающее достижениям современной науки и практики, реальным
социально-экономическим условиям, а также обоснование наиболее эффективных
методик и методических приемов, которые могут быть использованы при
профориентации различных контингентов инвалидов.
Из издания можно узнать о профориентационной
диагностике лиц с ОВЗ, в том числе педагогической и социальной; познакомиться с
вопросами производственной, психологической и социальной адаптации в процессе
профориентации.
Среди приложений в книге имеются такие
материалы, как «Перечень абсолютных противопоказаний для трудоустройства инвалидов»,
«Психологические модули профессий» и многие другие.
Есть интересное учебное издание и для
специалистов-психологов.
Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учебник / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А.
Ковалева. – Москва : ИНФРА-М, 2016. –
314 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
В учебнике представлена современная концепция
системы психологической помощи лицам с ОВЗ. Изложены теоретико-методологические
основы психологического сопровождения образования детей с отклонениями в
развитии и рекомендации к его осуществлению при разных типах нарушенного
развития. Раскрыты содержательно-организационные аспекты реализации основных
направлений психологической помощи лицам с ОВЗ.
Предназначено для студентов учреждений высшего
образования, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое
образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», а также
для преподавателей вузов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и других
специалистов, работающих в системе психолого-педагогического сопровождения лиц
с ОВЗ.
В завершение обзора рассмотрим аспекты развития инклюзивного образования. Как раз им и посвящено
учебно-методическое пособие, содержащее авторские концепции по организации и
содержанию образования детей с ОВЗ. Представлен практический опыт включения
детей с ОВЗ в образовательную среду. В пособие вошли разнообразные модели,
программы, психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ. Речь
идет о книге...
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Т. В. Машарова, И. А. Крестинина, М. А.
Салтыкова. – Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. – 204 с.
В введении к этому пособию читаем:
«Инклюзивное образование – это динамичный
процесс, связанный с глубокими ценностными и содержательными изменениями. На
этапе понимания и внедрения инклюзивного образования прикладные исследования
могут дать знания о результатах качественных изменений, повлиять на общие
представления об эффективности инклюзии в образовании. Мы считаем, что изучение
успешного опыта практической реализации инклюзивного подхода и подробное описание
процессов и механизмов его запуска и сопровождения помогут преодолеть
распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ учителей принять
принципы инклюзивного образования».
Адресовано издание руководителям образовательных
организаций, реализующих инклюзивную практику образования, заместителям
директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, руководителям окружных,
районных и школьных методических объединений, педагогам, психологам, социальным
работникам и работникам здравоохранения, студентам педагогических вузов.
Надеюсь, что представленные книги будут для вас
полезны!
А мне осталось только напомнить, что
использованные в обзоре издания были взяты лишь в одной из нескольких
имеющихся в нашем распоряжении электронно-библиотечных систем, а это значит,
что, обратившись к другим ЭБС, мы еще более пополним свой арсенал знаний по теме.
С уважением,
ваша Агния
Комментариев нет :
Отправить комментарий