Страницы

пятница, 24 ноября 2017 г.

Музыка жизни, или Заседание литературного клуба в память о великом Эльдаре

Эта история началась неожиданно и развивалась стремительно. Почти как детектив. Помните? «Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится…»
Чем кончится наш «детектив» мы тогда не знали, но факт остается фактом: в один недавний осенний прекрасный день, неспешно прогуливаясь по новостной ленте родного университета, я прочитала заметку о том, что на биологическом факультете накануне прошел вечер поэзии литературного клуба «Юность». Из заметки было ясно, что ребят (к слову, не только студентов-биологов, а представителей разных факультетов) объединяет собственная инициатива и любовь к литературе. Организатором встречи, в тот раз посвященной романтической поэзии, стала студентка третьего курса Елена Гусева.
«Так-так-так! – подумала я, олицетворив собой в эту минуту часы судьбы. – Разве могут библиотекари оставить без внимания такую тягу к словесности?» И тут же, за неимением собеседника, решительно ответила себе: «Не могут!» Нам всегда есть, что предложить, чем помочь, если, конечно, наша помощь и сотрудничество не будут отвергнуты. Тут всё и заверте…


Окончательно войдя в роль часов и не теряя драгоценного времени, я перевела стрелки на сотрудников сектора гуманитарно-просветительской работы и рекламной деятельности, поделившись с ними своим открытием. Светлана Васильевна Гаврилова – наш организатор гуманитарно-просветительской работы – услышала мой торжествующий звон, живо на него откликнулась, и мы отправились искать Елену Гусеву на бескрайних просторах социальных сетей. К счастью, нам удалось не только довольно быстро ее найти, но и связаться с ней. Елена, получив непрогнозируемую для нее и притом увесистую порцию информации, не потеряла присущего ей мужества, заинтересовалась и выразила готовность встретиться и обсудить детали возможного взаимодействия. Вскоре такая встреча состоялась, а по ее итогам было решено провести одно из ближайших заседаний литературного клуба в нашем медиазале.
В качестве темы выбрали творчество одного из выдающихся деятелей советского и российского искусства Эльдара Александровича Рязанова (1927-2015), 90-летний юбилей которого на днях широко отметили в нашей стране. Думаю, многие знают, что кроме режиссерского таланта этот человек обладал множеством дарований: писал сценарии, пьесы, художественную и публицистическую прозу, стихотворения, вёл телевизионные передачи.

Итак, пропустим дни, в течение которых шла активная организационная подготовка к заседанию литературного клуба в стенах нашей библиотеки, и сразу перейдем к этому событию.


Первая встреча оказалась не слишком многолюдной. Так уж получилось, что не все желающие смогли в этот день прийти к назначенным 14:00. Но зато всё с лихвой окупилось теплой атмосферой, воцарившейся в медиазале. Неизбежная толика смущения первых минут знакомства к концу встречи постепенно рассеивалась. Но не буду забегать вперед.
Вначале мы посмотрели презентацию, подготовленную Светланой Васильевной. Из ее материалов присутствующие узнали немало интересных фактов из биографии Эльдара Рязанова, получили ответы на множество вопросов: что значит его необычное имя, каким было детство будущего мастера, кем он мечтал стать, почему вдруг отправился получать профессию режиссера, как в 49 (!) лет начал писать стихи…

Сопровождала рассказ демонстрация фрагментов из фильмов юбиляра, в которых звучали музыка и песни. Это, конечно, была лишь малая часть из щедрого наследия, оставленного Рязановым. Всю жизнь Эльдар Александрович ценил хорошую поэзию, сотрудничал с прекрасными композиторами. Результат налицо: зрители разных возрастов до сих пор отлично помнят и любят музыкальные шедевры из его легендарных фильмов. Среди прозвучавших песен были и те, что созданы на стихи героя нашей встречи.
Затем участники – поэты литературного клуба «Юность» и чтецы общественного движения «Творческая молодежь» (руководитель Серго Букаев) – как раз и обратились к чтению стихов Эльдара Рязанова. Часть его стихотворных текстов были приготовлены нами заранее и разложены на столе (можно было взять и попробовать «с листа», экспромтом их художественно прочитать), что-то принесли с собой наши гости, а некоторые стихи, впервые ими услышанные в ходе презентации, и сразу полюбившиеся, они мгновенно отыскали в Интернете.
Сменяя друг друга, выходили ребята на импровизированную «сцену»: Александр Власов прочел стихотворение «Капризная память»...

 Елена Аткарская – «Я, словно бабочка к огню», ставшее известным благодаря фильму «Жестокий романс»... 

Елена Гусева – «Ты укрой меня снегом, зима» ...

Мария Афанасьева – «Меж датами рожденья и кончины»... 

Евгений Мельников – шуточное «Так что же такое Рязанов Эльдар?».

Потом Евгений Юрьевич Мельников, преподаватель биологического факультета, взял слово и в своем небольшом эмоциональном выступлении познакомил студентов и библиотекарей с массой любопытных фактов, связанных со съемками фильмов «Невероятные приключения итальянцев в России», «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж».


Сопровождался его рассказ демонстрацией ярких видеоэпизодов из названных лент. Думается, те из участников встречи, кто пока не успел посмотреть эти фильмы, испытал желание восполнить пробел...

И вновь звучали в нашем медиазале стихи. Как в исполнении гостей, так и с экрана, в исполнении автора – Эльдара Рязанова. Он будто напрямую обращался к нам, и никого из присутствовавших не оставили равнодушными эти мудрые строки о самом важном, его раздумья о жизни, ее скоротечности, ее загадке.


Те два часа, в течение которых мы вспоминали любимого режиссера, писателя и поэта, пролетели незаметно. И, расставаясь, сердечно благодарили друг друга за прекрасно проведенное время, за испытанную душевную радость.
Искренне надеемся на продолжение сотрудничества с нашими новыми друзьями! Будем с нетерпением ждать столь же ярких искренних встреч!

И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением, ваша Агния

Эльдар Рязанов
Стихотворения

Капризная память
У памяти моей дурное свойство, –
Любая пакость будет долго тлеть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
Но не могу себя преодолеть.

Как в безразмерной камере храненья,
В сознаньи – чемоданы и мешки,
В которых накопились оскорбленья,
Обиды, униженья и щелчки.

Не в силах изменить свою природу,
Я поименно помню всех врагов.
Обиды-шрамы ноют в непогоду,
К прощенью я, простите, не готов.

В самом себе копаюсь я капризно,
На свалке памяти я черт-те что храню...
Обидчиков повычеркав из жизни,
Я их в воображеньи хороню.

Конечно, признавать все это стыдно,
И я раскрыл свой неприглядный вид.
Я очень плох, и это очевидно,
Мое сознание – летопись обид!

У памяти моей дурное свойство –
Я помню то, что лучше позабыть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
Но не могу себя переломить.

* * *
На могучей реке, полновластной,
с неустанным теченьем воды,
жили бакены – белый и красный,
охраняя суда от беды.

Корабли шли и ходко, и смело,
хоть порой и коварна река,
так как бакены – красный и белый –
путь показывали издалека.

Ночь спустилась, сгустилась опасность, –
берегов не видать у реки,
но два бакена – белый и красный –
зажигают огни-маяки.

Их огни одинаково разны,
и, как только пройдет пароход,
подмигнет другу белому красный,
белый красному другу моргнет.

Что с того, что один из них белый,
а другой в красный выкрашен цвет:
половинки единого целого,
в них различия, в сущности, нет.

Оба служат в одном пароходстве,
оба – бакены, оба – равны.
Не ищите, пожалуйста, сходства
с биографией нашей страны.

* * *
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
и жизнь становится еще короче.

Был занят бестолковой суетой,
день проскочил – я не увидел друга
и не пожал его руки живой...
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.

А если я за день не вспомнил мать,
не позвонил хоть раз сестре иль брату,
то в оправданье нечего сказать:
тот день пропал! Бесценная растрата!

Я поленился или же устал –
не посмотрел веселого спектакля,
стихов магических не почитал
и в чем-то обделил себя, не так ли?

А если я кому-то не помог,
не сочинил ни кадра и ни строчки,
то обокрал сегодняшний итог
и сделал жизнь еще на день короче.

Сложить – так страшно, сколько промотал
на сборищах, где ни тепло, ни жарко...
А главных слов любимой не сказал
и не купил цветов или подарка.

Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то между прочим.
Их надо вычесть из календаря
и мерить свою жизнь еще короче.

* * *
Ты укрой меня снегом, зима,--
так о многом хочу позабыть я
и отринуть работу ума...
Умоляю тебя об укрытьи.

Одолжи мне, зима, одолжи
чистоты и отдохновенья,
белоснежных снегов безо лжи...
Я прошу тебя об одолженьи.

Подари мне, зима, подари
дней беззвучных, что светят неярко,
полусон от зари до зари...
Мне не надо богаче подарка.

Поднеси мне, зима, поднеси
отрешенности и смиренья,
чтобы снес я, что трудно снести...
Я прошу у тебя подношенья.

Ты подай мне, зима, ты подай
тишину и печаль состраданья
к моим собственным прошлым годам...
Я прошу у тебя подаянья.

* * *
Когда я просто на тебя смотрю,
то за тебя судьбу благодарю.

Когда твоя рука в моей руке,
то все плохое где-то вдалеке.

Когда щекой к твоей я прислонюсь,
то ничего на свете не боюсь.

Когда я глажу волосы твои,
то сердце замирает от любви.

Когда гляжу в счастливые глаза,
то на моих от нежности слеза.

Как то, что чувствую, пересказать?
Ты мне жена, сестра, подруга, мать.

Не существует безупречных слов,
что могут передать мою любовь.

И оттого, что рядом ты со мной,
я добрый, я хороший, я живой.

Стих этот старомоден, неказист
и слишком прост, но искренен и чист.

С улыбкой светлой на тебя смотрю,
и жизнь, что вместе мы, благодарю.

* * *
Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак "минус",
а в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось все, что было...
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.

Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта.

Музыка жизни
Что жизнь? Музыкальная пьеса,
Соната ли, фуга иль месса,
Сюита, ноктюрн или скерцо?
Тут ритмы диктуются сердцем.

Пиликает, тренькает, шпарит,
Бренчит иль бывает в ударе.
Играется без остановки.
Меняются лишь оркестровки.

Ребячество наше прелестно,
Хрустально, как отзвук челесты.
Потом мы становимся старше,
Ведут нас военные марши.

Пьяняще стучат барабаны,
Зовущие в странные страны.
Но вот увенчали нас лавры,
Грохочут тарелки, литавры.

А как зажигательны скрипки
От нежной зазывной улыбки.
Кончается общее тутти.
Не будьте столь строги, не будьте.

Мелодию, дивное диво,
Дудим мы порою фальшиво.
Проносится музыка скоро
Под взмахи судьбы дирижера.

Слабеют со временем уши,
Напевы доносятся глуше.
Оркестры играют все тише.
Жаль, реквием я не услышу.

4 комментария:

  1. Агния..
    Какое хорошее начало дня...-под впечатлением стихов.
    Спасибо!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо! Очень рада, что поспособствовала дню хорошо начаться:) Мне тоже многие его стихи нравятся.
      Вопреки своей славе комедиографа, Рязанов-поэт чаще всего печален и даже местами трагичен. Наверное, сказалось то, что начал писать стихи в "философском" возрасте, когда накопились вопросы к себе и жизни, а вот с ответами не всегда получается.

      Удалить
  2. Агния, как трогательно... Светлая память талантливому режиссеру, писателю и поэту!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Присоединяюсь к Вашим словам. Это поистине большой талант. Верю, что помнить и обращаться к его творчеству будем не только мы, но и далекие потомки.

      Удалить