Страницы

воскресенье, 5 декабря 2021 г.

Чувство Родины. Поэзия Николая Некрасова


Думаю, вряд ли получится назвать конкретный день, определенную минуту, когда осознаешь свою принадлежность к тем общностям, что зовутся родной страной и собственным народом. Всё происходит постепенно, под влиянием разных причин.

Вдруг начинаешь испытывать страдания от тех бед, что, казалось бы, тебя напрямую не коснулись, потому что давно минули. Радуешься победам, свершенным не тобой лично, и задолго до твоего рождения. Искренне гордишься людьми, которых теперь уже нет на свете, но так, будто они тебе ближайшие родные.

Возможно, кто-то из вас хотя бы однажды пережил смятение при странной мысли, что родись он в другом месте планеты, говорил бы на другом языке, и, следовательно, всё, что здесь и сейчас считает неотъемлемо своим, было бы для него чужим и непонятным. У меня такое было.

Долго еще можно рассуждать на эту тему. Чувство Родины разнообразно и порой парадоксально, поскольку даже если не всё, что видишь вокруг, нравится, если по этой причине душит гнев, кипит обида или накрывает печаль, всё-таки знаешь, что и такие эмоции – это тоже его проявление, потому что тебе не безразлично.

Будем справедливы, это чувство – одна из главнейших движущих сил великой русской литературы, и вело многих и многих наших писателей по их пути. Но сегодня мы поговорим лишь об одном из таких мастеров.
  

Если опросить людей, как они воспринимают творчество русского поэта Николая Алексеевича НЕКРАСОВА (1821-1878), то, возможно, большинство наших соотечественников ответят, что этот автор рассказывает о бесправном положении простого народа и бичует власть имущих.


ГАЗЕТНАЯ (отрывок)
<…>
Да! Но все-таки грустен напев
Наших песен, нельзя не сознаться.
Переделать его не сумев,
Мы решились при нем оставаться.
Примиритесь же с Музой моей!
Я не знаю другого напева.
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей... <…>
(Между концом 1863 и сентября 1865)

Читая его стихотворения гражданской тематики, действительно, трудно избавиться от мысли, что вторую столь же мрачную и трагическую лиру надо еще поискать. В созданных им строках предстает такая галерея картин из российской жизни, что становится по-настоящему страшно и тяжело. А во имя какой цели? Ее он обозначил так:

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели – возвысить общество до своего идеала, – идеала добра, света и истины!

На этом целительном пути иногда приходится применять горькие средства.  Ведь патриотизм не в том заключается, чтобы всё напропалую хвалить, но уж непременно в том, что, даже ругая, любить, верить и желать добра, а не унижения и уничтожения своего Отечества.

Мы сегодня не будем ставить перед собой глубокие исследовательские задачи, но приглядимся к истокам и прислушаемся к голосу поэта Николая Некрасова, чтобы понять то чувство Родины, которое он испытывал сам и к которому обращал сердца своих читателей. И заодно решим для себя, современно ли сегодня то, что написал автор, родившийся 200 лет тому назад.

А ведь Николай Алексеевич НЕКРАСОВ появился на свет ровно двести лет назад – 10 декабря 1821 года.

(Кстати, об интересных и даже удивительных событиях этого года, а также известных людях, ровесниках Некрасова, можно прочитать в посте «Свой для всех». О нашем герое там тоже кое-что написано).

Родился он в дворянской семье. Был такой «грех» у народного поэта, как его часто называют. Но зато в детстве уйму времени проводил не только в компании своих многочисленных братьев и сестер, но и ребятишек из деревни Грешнево Ярославской губернии, владельцем которой являлся его отец, отставной офицер Алексей Сергеевич Некрасов.

Избы начинались сразу за хозяйским садом, и Николая туда словно магнитом тянуло, он с братом постоянно убегал к тамошним мальчишкам, хотя такие выходки родитель категорически запрещал.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ (отрывок)
<…>
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли – навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка – не драка, игра – не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
<…>
1861

Этот помещичий сын относился к ним не как к случайным партнерам по играм и прогулкам. Бывая с детства в их домах, наблюдая повседневность, он проходил человеческое становление, пополнял свою копилку знаний о жизни. И даже когда покинул родное гнездо, сначала учась в ярославской гимназии, а потом, с неполных 17 лет, обосновавшись в Петербурге, приезжал в гости к родителям в Грешнево и встречался с деревенскими своими друзьями, узнавал о том, как складывались их судьбы.
<…>
Благодарение Богу,
Я совершил еще раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги… как сладок
Теплого колоса пар!
- Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идет обыватель.
Все то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
(отрывок из стихотворения «Деревенские новости»)

С большой гордостью Николай Алексеевич говорил:
«…Я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли».

Важно понимать и то, что, с малых лет впитывая простую русскую речь, будущий поэт обогащал знание языка, проходя становление творческое. Забегая вперед, скажем, что на этом начальном этапе Некрасов не остановился, багаж пополнял постоянно. Например, среди его настольных книг числились издания известных собирателей фольклора В. И. Даля, А. Н. Афанасьева, П. Н. Рыбникова.

Нянькой его была крепостная женщина. Достаточно вспомнить Арину Родионовну, чтобы не считать это уникальным фактом. Но няня Некрасова, имени которой мы не знаем, тоже внесла свою лепту. Она, конечно, познакомила «своего поэта» с народными сказками. Но и не только. Иначе не написал бы он годы спустя:

Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слёзы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье…
(отрывок из стихотворения «Родина»)

А еще Николаю Алексеевичу сызмальства приходилось наблюдать, как отец «разбирается» с мужиками. Человек он был нравом горячий, необузданный и на руку тяжелый...

Как тут не стать заступником народным? Как не желать лучшей доли людям, если связан с ними давними крепкими узами? Всё творчество Некрасова свидетельствует об этом. Среди прочего и следующие строки.

ГИМН
Господь! твори добро народу!
Благослови народный труд,
Упрочь народную свободу,
Упрочь народу правый суд!

Чтобы благие начинанья
Могли свободно возрасти,
разлей в народе жажду знанья
И к знанью укажи пути!

И от ярма порабощенья
Твоих избранников спаси,
Которым знамя просвещенья,
Господь! ты вверишь на Руси...

В нём самом в те ранние годы жажду знаний утоляла и эту вот чуткую душу воспитывала горячо любимая и любящая мать, Елена Андреевна.

К сожалению, облик Е. А. Некрасовой остался незапечатленным.
За изображения матери Некрасова в Интернете чаще всего выдаются фотографии жены или сестры поэта. Будьте, пожалуйста, внимательны, уважаемые учителя и библиотекари,
когда используете их в презентациях!
Эта картина, кстати, тоже лишь фантазия художника.

Старожилы села Грешнево, к примеру, вспоминали о ней исключительно тепло: «Добрая была барыня, цены ей нет. Окрестные женщины шли к ней кто за советом, кто за помощью, кто за лекарством. С каждым поговорит, расспросит, кто как живет, о детях, о муже, поможет советом, даст, что может».

Всю жизнь сын хранил память о ней. Ее светлый образ можно найти в его стихотворениях, а еще он посвятил ей поэму, найдя самые нежные, трепетные, от сердца идущие слова. Тем, каким он стал, мы во многом должны быть благодарны этой женщине, очень несчастливо прожившую свою недолгую жизнь.

МАТЬ (отрывок из поэмы)
<…>
Та бледная рука, ласкавшая меня,
Когда у догоравшего огня
В младенчестве я сиживал с тобою,
Мне в сумерки мерещилась порою,
И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данта и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме напечатлела ты.
<…>
И если я легко стряхнул с годами,
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты! <…>
(Начало 1850-х годов – 9 февраля 1877)

То, что жизнь Елены Андреевны, равно как и детство Николая, не были счастливыми, произошло во многом как раз по вине деспотичного отца.

Ф. М. Достоевский писал:
«…Он говорил мне тогда со слезами о своем детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери… та сила умиления, с которой Некрасов вспоминал о ней, рождала уже и тогда предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни… такое, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путеводной звездой даже в самые темные и роковые мгновения судьбы его, уж, конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление…»

И всё же у поэта есть строки, отразившие радостный мир ребенка. С какой ностальгией узнавания читаешь их! А ведь, например, между детством некрасовской Саши и нашими – большая дистанция. Но время оказалось не властно над этой кровной связью.

САША (отрывок)
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
На бок салазки – и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –
Снег отряхает, смеется, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:
Любит она ее смех молодой...

В чем Н. А. Некрасов был бесспорным мастером, так в умении наблюдать природу, любоваться и вдохновляться ею, а потом блистательно запечатлевать в поэтических образах. Видимо, это тоже берет начало из деревенского детства, а еще, как ни странно, от его увлечения охотой.

Родная сестра поэта, Анна Алексеевна (в замужестве Буткевич), которой он посвятил поэму "Мороз, Красный Нос", в своих воспоминаниях писала о Николае:
«Он говаривал, что самый талантливый процент из русского народа отделяется в охотники: редкий раз не привозил он из своего странствия какого-либо запаса для своих произведений. Так, однажды, при мне он вернулся и засел за «Коробейников», которых потом при мне читал крестьянину Кузьме. В другой раз засел на два дня и явились «Крестьянские дети».

Описания природы у Некрасова обладают неотразимым обаянием, о многом говоря нашей душе, дают ощущение красоты, свободы, силы, вдохновляют и даже объясняют наш национальный характер.

ТИШИНА (отрывки)
1
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула – и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!
<…>
4
А тройка всё летит стрелой.
Завидев мост полуживой,
Ямщик бывалый, парень русский,
В овраг спускает лошадей
И едет по тропинке узкой
Под самый мост... оно верней!
Лошадки рады: как в подполье,
Прохладно там... Ямщик свистит
И выезжает на приволье
Лугов... родной, любимый вид!
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера... Ночью темной
Мы миновали луг поемный,
И вот уж едем целый день
Между зелеными стенами
Густых берез. Люблю их тень
И путь, усыпанный листами!
Здесь бег коня неслышно-тих,
Легко в их сырости приятной,
И веет на душу от них
Какой-то глушью благодатной.
Скорей туда – в родную глушь!
Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? –
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И богу уступай – не споря...
1856-57

«Врачующий простор» спасает тогда, когда человеческий мир слишком жесток и несправедлив.

НАДРЫВАЕТСЯ СЕРДЦЕ ОТ МУКИ (отрывок)
<…>
Я наслушался шума иного...
Оглушенный, подавленный им,
Мать-природа! иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим –
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.
(1862 или 1863)

И всё-таки Н. А. Некрасов верил в свою Родину, в ее мощь, добрую душу и достойное будущее.

НЕСЧАСТНЫЕ (отрывок)
<…>
Он не жалел, что мы не немцы,
Он говорил: «Во многом нас
Опередили иноземцы,
Но мы догоним в добрый час!
Лишь бог помог бы русской груди
Вздохнуть пошире, повольней –
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней.
Она не знает середины –
Черна – куда ни погляди!
Но не проел до сердцевины
Ее порок. В ее груди
Бежит поток живой и чистый
Еще немых народных сил:
Так под корой Сибири льдистой
Золотоносных много жил». <…>

Восхищался поэт главным ее сокровищем – людьми, обладателями замечательных качеств, людьми, способными совершить возможное и невозможное. 

МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС (отрывок)
<…>
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. <…>


ШКОЛЬНИК (отрывок)
<…>
…Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –

Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
<Лето 1856>

Некрасов как раз и мечтал о том, чтобы лучшие эти качества воплощались в великие дела и приводили к нашим общим победам.

«ПРОБИЛ ЧАС!.. НЕ СКАЖУ, ЧТОБ С ОХОТОЙ…» (отрывок)
<…>
Всё на свете старо, как могила,
Всё уж было и будет всегда:
Ум и глупость, бессилье и сила,
Зависть, гнев, клевета и вражда;
Но навек благородно и ново,
Никому надоесть не умело –
Вдохновенное, светлое слово
И великое, честное дело...
Слов таких, а особенно дел
Я побольше бы видеть хотел!..
(Конец 1854)


ПОЭТ И ГРАЖДАНИН (отрывки)

<…>
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
<…>
…А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждáн!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?..
<1855 – июнь 1856>

И в завершение поста, поскольку совсем скоро мы будем отмечать наступление Нового года, уместно привести еще одно стихотворение Н. А. Некрасова. Оно отражает дух этого поэта, потому что в нём нашлось место и размышлениям, и печали, и даже горечи, но вместе с тем надежде, вере и любви.

НОВЫЙ ГОД
Что новый год, то новых дум,
Желаний и надежд
Исполнен легковерный ум
И мудрых и невежд.
Лишь тот, кто под землей сокрыт,
Надежды в сердце не таит!..

Давно ли ликовал народ
И радовался мир,
Когда рождался прошлый год
При звуках чаш и лир?
И чье суровое чело
Лучом надежды не цвело?

Но меньше ль видел он могил,
Вражды и нищеты?
В нем каждый день убийцей был
Какой-нибудь мечты;
Не пощадил он никого
И не дал людям ничего!

При звуках тех же чаш и лир,
Обычной чередой
Бесстрастный гость вступает в мир
Бесстрастною стопой –
И в тех лишь нет надежды вновь,
В ком навсегда застыла кровь!

И благо!.. С чашами в руках
Да будет встречен гость,
Да разлетится горе в прах,
Да умирится злость –
И в обновленные сердца
Да снидет радость без конца!

Нас давит времени рука,
Нас изнуряет труд,
Всесилен случай, жизнь хрупка,
Живем мы для минут,
И то, что с жизни взято раз,
Не в силах рок отнять у нас!

Пускай кипит веселый рой
Мечтаний молодых –
Им предадимся всей душой...
А время скосит их? –
Что нужды! Снова в свой черед
В нас воскресит их новый год...
<1851>

И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния

При подготовке к посту были использованы источники:

Гасанов, И. А. Поэзия Н. А. Некрасова в школе и в вузе: новое прочтение / И. А. Гасанов. – Текст : непосредственный // Литературное обозрение: история и современность. – 2016. – № 6. – С. 80-83. – Библиогр.: с. 83 (8 назв.). – ISSN 2223-5582. – Имеется электронная версия публикации. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29953310 (дата обращения: 01.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

Жданов, В. В. Жизнь Некрасова / В. В. Жданов ; художник Л. Чернышев. – Москва : Художественная литература, 1981. – 237, [3] с. : ил., портр. – Текст : непосредственный.

Литературное наследство / Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; редакция: П. И. Лебедев-Полянский (главный редактор), И. С. Зильберштейн, С. А. Макашин. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1946. – Т. 49-50: Н. А. Некрасов : [в 3 томах], т. 1. – 652, [6] с. : ил. – Текст : непосредственный.

Некрасов, Н. К. По их следам, по их дорогам : Н. А. Некрасов и его герои / Н. К. Некрасов ; художники Е. И. Романов, А. И. Мищенко. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Советская Россия, 1979. – 336 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Чуковский, К. И. Мастерство Некрасова / К. И. Чуковский. – 4-е издание. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1962. – 727, [1] с. : портр. – Текст : непосредственный.

В дополнение к ним по теме можно познакомиться также:

Илюшин, А. А. Поэзия Некрасова : учебное пособие / А. А. Илюшин. – Москва : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2003. – 76 c. — ISBN 5-211-04773-7. – URL: https://www.iprbookshop.ru/13302.html (дата обращения: 01.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.

Лебедев, Ю. В. Христианские и фольклорные мотивы в поэзии Н. А. Некрасова / Ю. В. Лебедев. – Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22, № 4. – С. 59-64. – Библиогр.: с. 64 (13 назв.). – ISSN 1998-0817. – Имеется электронная версия публикации. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27127920 (дата обращения: 04.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

Рогачева, Н. А. Ольфакторное пространство поэзии Н. А. Некрасова / Н. А. Рогачева. – Текст : непосредственный // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 78, № 3. – С. 220-227. – Библиогр.: с. 227 (20 назв.). – ISSN 1817-7158. – Имеется электронная версия публикации. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15199235 (дата обращения: 04.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Поэтика обонятельного пространства рассматривается в связи со спецификой субъектной организации лирики Н. А. Некрасова и особенностями его стиля.

Филипповский, Г. Ю. Функция женских образов в литературе Руси и поэзии Некрасова (архетипический мотив «мать и сын») / Г. Ю. Филипповский. – Текст : непосредственный // Культура. Литература. Язык : [материалы конференции «Чтения Ушинского», Ярославль 04 марта 2010 г.]. Часть 1 / под редакцией М. Ю. Егорова. – Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2010. – С. 334-343. – Библиогр.: с. 342-343 (9 назв.). – ISBN 978-5-87555-624-1, ISBN 978-5-87555-625-8 (Часть 1). – Имеется электронная версия публикации. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28338132 (дата обращения: 04.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

Щипанова, Ю. В. Лексические средства экспликации локуса Россия в поэзии Н. А. Некрасова / Ю. В. Щипанова, Н. В. Егорова. – Текст : непосредственный // Современные аспекты филологических исследований : сборник научных трудов / под редакцией И. И. Просвиркиной. – Оренбург : ОГУ, 2021. – С. 135-139. – Библиогр.: с. 139 (5 назв.). – ISBN 978-5-7410-2566-6. – Имеется электронная версия публикации. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46234609 (дата обращения: 04.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

А еще на странице «Виртуальные выставки и обзоры» можно познакомиться с нашим виртуальныйм обзором литературы «Я песни Родине слагал…».

9 комментариев:

  1. Спасибо, дорогая Агния, что напомнили о дне рождении Н.А. Некрасова, и рассказали так чудесно о его жизни и творчестве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, дорогой мой друг, спасибо Вам огромное! Очень приятно это слышать!

      Удалить
  2. Здравствуйте, милая Агния! Сегодня по каналу Культура слышала о дне рождения Н.Некрасова. Как всегда, Ваш пост достоин неоднократного прочтения, узнавания знакомых строк, открытие ранее непрочитанных.
    Моё знакомство с поэзией Чехова состоялось еще в школьные годы, когда учили наизусть:
    В полном разгаре страда деревенская...
    Доля ты!- русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать.
    Я живо представляла эту картину, мне было так жаль женщин!
    Спасибо за пост-рассуждение о чувстве родины, было интересно читать биографию поэта)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Ирина Ивановна! Спасибо Вам большое! Наверно, все начали знакомство с творчеством Некрасова со школьной парты, с его стихотворений о природе, а потом и с "Кому на Руси жить хорошо", "Размышления у парадного подъезда", других произведений. Но, как это часто бывает, на том и заканчивали) А если опять попробовать за него взяться по прошествии лет, за знакомыми словами вдруг открываешь для себя всё новые смыслы и слои, как всегда бывает с хорошей литературой. Тем более, у нас теперь тоже капитализм)

      Удалить
    2. Агния, Вы правы. Стоит только открыть сборник поэзии и вдумчиво прочитать. Это хорошая литература)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Агния!
    Спасибо за замечательный пост, который как всегда, открывает и останавливает внимание на чем-то новом, забытом или полузабытом или даже совсем неизвестном (вот за что я так люблю Ваши посты!). Некрасова бы с удовольствием перечитала и даже домой взяла книжечку, но пока никак не получается (отчеты пошли...). Спасибо, что напоминаете нам о таких важных для каждого человека вещах как Родина, народ, Россия. Без пафоса, а с таким хорошим литературным подходом...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Людмила Борисовна! Спасибо Вам большое!
      Про отчеты очень даже понимаю, они у нас тоже сейчас идут. От души желаю как можно скорее и успешнее с ними расправиться, и взяться за чтение, в том числе и Некрасова.
      Всегда очень рада видеть!

      Удалить
  4. Агния, здравствуйте!
    Спасибо за такой интересный поэтический рассказ о Поэте! Обидно, когда к Николаю Алексеевичу подходят однобоко-хрестоматийно. Побольше бы таких рассказов, как Ваш)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Спасибо огромное! Рада, что замысел удался) Мне как раз хотелось, чтобы Некрасов предстал хотя бы немного более "человеческим". Он этого очень даже достоин.
      Всегда жду Вас в гости!

      Удалить