Страницы

среда, 12 июня 2013 г.

Символ русского человека

12 июня отмечается День России. Праздничной эта дата стала с 1992 года, когда постановление Верховного Совета РФ объявило её «Днём принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации».

Но сегодня мы совершенно не будем вдаваться в политические вопросы. Речь пойдет совсем о другом.

Если перечислять некие символы России, то наряду с балалайкой, водкой, икрой и березками рано или поздно прозвучит одно мужское имя…

 Как подсчитано, в XIX – начале XX вв. так звали каждого четвертого крестьянина. В святцах оно обозначено 170 раз (то есть практически через день!). Персонажей сказок, песен, пословиц и поговорок, носящих это имя, хватило бы на целую армию. Кстати, во время Великой Отечественной войны вражеские солдаты, ничуть не колеблясь, именовали так любого русского.
Позже популярность имени здорово снизилась, может быть, и из-за его «простоты». Но сейчас оно вновь стало востребованным.


Васнецов В. М.
Петров Иван
(крестьянин Владимирской губернии).
1883 г.
Скорее всего вы уже догадались, что это имя – ИВАН. В переводе с древнееврейского – «Божья милость (благодать)». Несмотря на иноземное происхождение оно давно уже воспринимается во всём мире абсолютно русским.

Иван… Мужественно, сильно. 
Иванушка, Ванечка, Ванюша… Ласково, тепло. 

Эта двойственность, наверное, не смогла не отразиться и на особенностях характера его носителя. В одной из своих книг известный психолог, раскрывающий тайны имени человека и его связи с характером и судьбой, Борис Хигир, пишет следующее:
Иван распространенное русское имя. Носителем его может оказаться и умненький пай-мальчик, и громкий шумный забияка.
Ваня всегда «себе на уме», в его характере сочетаются сила и слабость, добро и коварство, нежность и необузданная ярость. Он проявляет настойчивость в задуманном, часто идет напролом, но иногда за шаг до того, как цель будет достигнута, вдруг делает крутой поворот в сторону, демонстрируя полное равнодушие к тому, что еще пять минут назад составляло, казалось бы, смысл его существования. Широта натуры, присущая людям с именем Иван, сказывается также в разнообразии увлечений, настроений и планов. Кого только не встретишь среди Иванов! И знаменитого комбайнера, и ученого, и не, менее известного пьяницу и прогульщика.
Ну чем не родимый национальный характер во всей его прелести? :)

По сложившейся традиции познакомимся с некоторыми известными Иванами, жизнь и деятельность которых достаточно интересна.
Сразу скажу, что про Ивана Грозного (не к празднику будь помянут!) рассказывать не стану. Сегодня хочется чего-то праздничного, светлого, доброго, романтичного.
Из огромного количества возможных вариантов выбрала музыканта, философа, ученого и писателя. Думаете их четверо? Ошибаетесь. Но моя загадка будет разгадана чуть позже.
Иван СМИРНОВ (9 сентября 1955 г.) – российский композитор, электроакустический гитарист, исполняющий музыку в жанре этно-фьюжн.
«Его творчество глубоко пронизано чувством «русскости» — чувством своих национальных корней, духовности, но он не превозносит русскую культуру над культурами других народов, скорее напротив, берёт лучшие музыкальные черты у ритмов Испании, мелодий Востока и лиричности голливудских саундтреков» (из Википедии).
В 1994 году Смирнова называли лучшим гитаристом в стиле «Фьюжн» по результатам конкурса, организованного программой «Джем». Жюри там было вполне авторитетным: Allan Holdsworth, Steve Lukather, Scott Henderson, Bruce Kulik (если вам что-нибудь говорят эти имена)
А в 1995-1996 гг. он вновь признан лучшим, но уже акустическим гитаристом России по итогам профессионального опроса, проведенного журналом «Music Box».
Исполнитель собственной музыки и музыки других композиторов, прекрасный аранжировщик, Иван Смирнов завоевал признание огромной аудитории. Может статься, что к рядам его послушателей почитателей сегодня присоединитесь и вы. А, может быть, вы уже слышали его музыку (или исполнение) в фильмах, но не знали, что именно он ее написал (или сыграл).
1990. «Братан». Х/ф. Реж. Б. Худойназаров, музыка А. Бакаева, исполнение — И. Смирнов.

1993. «Кош ба кош». Х/ф. Реж. Б. Худойназаров, музыка А. Бакаева, исполнение — И. Смирнов.

1999. «Russian Factor». Док. фильм журналиста Д. Хэманна для телекомпании CNN. Музыка и исполнение — И. Смирнов.

1999. «Белый танец». Х/ф. Реж. Р. Кубаев, музыка А. Бакаева, исполнение — И. Смирнов и струнный квартет.

1999. «Поклонник». Х/ф. Реж. Н. Лебедев, музыка М. Смирнова, исполнение — И. Смирнов.

2000. «Женская собственность». Х/ф. Реж. Д. Месхиев, музыка И. Смирнова в соавторстве с М. Смирновым.

2002. «Дом дураков». Х/ф. Реж. А. Кончаловский. И. Смирнов исполнил тему Брайана Адамса «Have You Ever Really Loved A Woman».

2007. «Бой с тенью-2». Х/ф. Реж. А. Мегердичев, музыка А. Шелыгина, И. Смирнова (и др. композиторов).

Заинтересовались? Вам нравится гитара? Тогда заглядывайте на сайт Ивана Смирнова: http://ivansmirnov.com/


Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.

Это сказал русский философ Иван Александрович ИЛЬИН (1883-1954). Фигура сложная. Много его высказываний можно считать достаточно спорными, даже шокирующими, но, конечно, есть и то, к чему стоит прислушаться и взять на заметку всем, путешествующим по бурным волнам жизни. Вдруг да пригодится!
Приведу кое-что особенно понравившееся из его книг.

Поющее сердце. Книга тихих созерцаний
О возрасте
Бывают дети без сердца и воображения, рассудительные не по летам и черствые от рождения: "тощий плод, до времени созрелый" (Лермонтов); они никогда не были молоды и приходят в жизнь высохшими стариками. И бывают люди больших лет, с глубоким сердцем и живым духом, подобные старому, благородному, огненному вину. У кого сердце поет, тот всегда юн, а у кого сердце никогда не пело, тот родился стариком. Истинная молодость есть свойство духа – его сила, его творческая игра.

Послесловие
Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни.

Я вглядываюсь в жизнь : книга раздумий

Искусство чтения
По чтению можно узнавать человека. Ибо каждый из нас есть то, «что» он читает; и каждый человек есть то, «как» он читает; и все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, как бы букетом собранных нами в чтении цветов.

Неудача
Устоять пред неудачей первое, чему должен научиться каждый. Откровенно говоря: кто не понимает этого, тот — не мужчина. Простите! Также и не женщина. Скорее всего, это — трусы обоего пола. (…)
Итак, первое: не погрязать в неудаче; не стенать; не составлять «длинный список потерь» и не думать о них непрестанно. Предоставим зверю зализывать раны. У человека есть более достойный выход: не признавать рану души своей. И все.
Второе: нельзя представлять себя единственным несчастным дитятей на белом свете; ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Нельзя также воображать, что эта неудача была «фатальной» или «непоправимой». Пока жив человек, все можно исправить, каждую неудачу можно и должно обратить в успех; да, даже каждый дурной поступок может и должен быть искуплен и произрасти исцеленным в ткани раскаивающегося, творческого духа.
Третье: нельзя, чтобы неудача казалась вам «позором», особенно в чужих глазах. Существуют миллионы таких чужих глаз. Стоит только представить себе, что из миллионов глоток кричат тебе: «Позор! Позор!», чтобы никогда больше не подняться на ноги. Для того, кто свободен от этой тяжести, неудача не является позором. В неудаче человек ощущает себя, конечно, внизу, как будто он свалился с горы, как будто он лежит там обессиленный... Но поэтому нужно как можно скорее покончить с этим! Близящийся успех уже зовет тебя: ты не можешь ему изменить.
Четвертое: неудача лучшая школа успеха. С ней надо обращаться как с предметом тренировки, как с необходимым закаливанием; как с источником понимания и мудрости жизни; как с дорогим поучением, как с трамплином для новой борьбы.

Плохое настроение
Плохое настроение это не то, что я представляю собой, не то, что происходит в глубине моей души, оно лишь обозначает, как я к этому отношусь, и затем, что я даю почувствовать другим людям. Два последних обстоятельства в нашей власти: мы распоряжаемся ими, и они должны покоряться.

Некрасивая женщина
Совсем не нужно быть красивой для того, чтобы заслужить любовь и иметь право наслаждаться счастьем. Да, мужчины легко влюбляются в красивых женщин. Однако влюбленность еще далеко не любовь и не счастье; она – скорее опьянение и судорога, часто болезнь, порой катастрофа. И счастье дает лишь тогда, когда с самого начала несет в себе священное зернышко духовной любви и тем самым обладает способностью углубиться и созреть до любви.
(…) Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе. Он должен жить в своем теле и творить его; а то, что он переживает в душе, непосредственно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица. Ведь, как говорил Гете: «Что внутри то и снаружи».

Шум
Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно...
А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, потому что все, что природа дает нашему слуху, это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум.

Счастье
Хочешь узнать секрет счастья? Так послушай. Счастье нельзя поймать. Не ищи, не гоняйся за ним, оставь старания и мучения! Счастье приходит само. Но не жди его, не вопрошай о нем, не требуй ничего! Ищи чего-нибудь другого: чего-нибудь верного, великого, за что стоило бы жить, бороться и умереть. Посвяти себя этому делу с любовью, живи им так самоотверженно, как только сможешь; служи ему верно и самозабвенно, но не ищи «счастья»...
И в один прекрасный день ты обнаружишь, что "на правом плече твоем сидит орёл" и нашептывает тебе на ухо святые, возвышенные вещи. С этого мгновения ты будешь счастлив; даже тогда, когда тебя постигнет личное несчастье; потому что орел подымет тебя над несчастьем и даст тебе блаженное утешение.
Ты этого не можешь? Или ты этого не хочешь? Тогда пребывай в заблуждении и дальше. Ты предупрежден.

О русском национализме
Быть русским – значит не только говорить по-русски. Но значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие...

Путь к очевидности
О свободе
Человек, презирающий чужую свободу и подавляющий ее, не знает, что такое любовь: у него черствое и мертвое сердце.

Иван Ильин. Я вглядываюсь в жизнь : книга раздумий
http://ruskolokol.narod.ru/biblio/iljin/kniga_razdumij.html


А следующее высказывание принадлежит другому удивительному Ивану.
Самое важное во всех поисках, стремлениях, мечтах и борьбе – это человек. Дня любой цивилизации, любой звезды, целой галактики и всей бесконечной Вселенной главное – это человек, его ум, чувства, сила, красота, его жизнь!
Иван Ефремов

Иван Антонович ЕФРЕМОВ (22 апреля 1908 г. – 5 октября 1972 г.) – русский советский писатель-фантаст, учёный.
Жизнь его полна приключений и разнообразных событий.
«...в 1907 году родился в семье крестьянина поселка Вырица...», – написал он.
Но в этой коротенькой фразе есть уже две сознательных ошибки.
Начнём с того, что годом своего рождения (на самом деле 1908-ого) он в своё время назвал 1907-й, чтобы «стать постарше» и беспрепятственно попасть в состав научной экспедиции.
И, во-вторых, Иван Ефремов был сыном вырицкого фабриканта. Его отец, Антип Харитонович Ефремов (не позже декабря 1910 г. сменил имя и стал Антоном), уроженец Самарской земли, обладающий огромным ростом, в молодости попал в лейб-гвардию Семеновского полка.
С отцом
(Кстати, в семье деда — Харитона Ефремова — было десять таких рослых и могучих сыновей, с которых он перед иконой брал клятву никогда не участвовать в кулачных боях и драках. Это могло значить только то, что кто-то в семье уже был сослан в Сибирь за подобное «геройство»).
Во время службы Антип Харитонович, кроме всего прочего, проявил неподдельный интерес и хорошие способности к хозяйственной деятельности. После выхода в отставку начал собственное дело, поселившись в Вырице Царскосельского уезда Петербургской губернии. Прокладывал просеки, торговал лесом, построил два завода – лесопромышленный и кирпичный. Кроме того активно участвовал в общественной жизни и занимался благотворительностью: возвёл местную школу, вносил деньги на строительство местного театра, лазарета для военнослужащих, церквей.
С матерью
Удачно складывалась и личная жизнь. Антип Ефремов женился на юной красавице Варваре Александровне (это был его второй брак).
В семье появилось трое детей: сначала Иван, а затем его сестра и брат.
Книги в отцовской библиотеке водились в достаточном количестве, и старший сын уже в четыре года научился читать, а в шесть полюбил творчество Жюля Верна («Двадцать тысяч лье под водой» произвел на меня в детстве прямо-таки оглушительное впечатление»).
Позже среди любимых авторов мальчика числились Г. Р. Хаггард, А. Грин, А. Конан Дойл, Джек Лондон, а также Г. Уэллс (некоторые романы последнего, по признанию самого Ивана Антоновича, во многом определили его мировоззрение).
В 1914 году все вместе переехали в курортный Бердянск, т. к. младший брат был довольно болезненным ребенком, и ему требовался определенный климат. Там Иван пошёл в гимназию. 
Но в 1917 г. для страны и для семьи настали непростые времена. Если совсем коротко воспроизводить цепь событий, то они выглядели так.
Гражданская война.
Развод родителей в 1919 году.
Второе замужество матери и её отъезд.
Смерть родственницы, на попечение которой оставлены дети.
Дорога в Петроград на перекладных.
Ранение Ивана и его дальнейший путь с красноармейцами автомобильной роты в качестве «сына полка». (Там он отлично изучил устройство автомобиля, научился его водить, что ему нравилось и здорово пригодилось в дальнейшем).
Таким образом он дошел до Перекопа.
Не могу не сказать, что на протяжении всей жизни тяга к знаниям, любовь к книге, чтению не раз играли важную роль в судьбе Ефремова.
Однажды при бомбардировке Очакова снаряд упал рядом с очередью за хлебом. Иван, в стороне от очереди, сидел на пожарной лестнице и читал книгу. Он чудом не попал в число убитых и раненых, его лишь контузило. Но после этого случая у Ивана Антоновича навсегда осталось легкое заикание. Поэтому он был не очень разговорчив.
В 1921 году Ефремов демобилизовался и добрался-таки до Петрограда, чтобы продолжить прерванное революцией и войной обучение. За два с половиной года закончил школу, совмещая при этом учебу с заработками (грузчик, пильщик дров, помощник шофёра, шофёр).
И вновь чтение помогает Ефремову сделать важный шаг. Дело в том, что в 1922 г. ему в руки попадается журнал «Природа» со статьей Петра Сушкина «Эволюция наземных позвоночных и роль геологических изменений климата». Воодушевленный прочитанным любознательный юноша пишет автору письмо. И в ответ получает записку с приглашением в Геологический музей. Встреча состоялась в марте 1923 года. Иван увидел тогда множество интереснейших экспонатов – скелетов доисторических животных. Сушкин и не догадывался, что перед ним стоит продолжатель его дела, будущий палеонтолог, а затем и писатель.
Ученый, к слову, уже тогда посоветовал молодому человеку поступать в университет, на биологический факультет, но неисправимый романтик Ефремов сдаёт экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и едет на Дальний Восток, где всю навигацию ходит матросом у берегов Сахалина и по Охотскому морю.
Но всё же потом Иван выбирает науку.
Вновь – Ленинград, и поступление на биологическое отделение университета.
С середины 1920-х годов начинается двадцатилетний плодотворный путь Ивана Антоновича в качестве участника и руководителя геологических и палеонтологических экспедиций.
Остается только пожелать всем таких руководителей! Гораздо позже, в романе «Лезвие бритвы» Ефремов написал: «Начальник тот, кто в трудные моменты не только наравне, а впереди всех. Первое плечо под застрявшую машину — начальника, первый в ледяную воду начальник, первая лодка через порог начальника, потому-то он и начальник, что ум, мужество, сила, здоровье позволяют быть впереди. А если не позволяют нечего и браться».
А уж случаев быть впереди и подставлять плечо выпадало предостаточно. Маршруты пролегали по Поволжью, Уралу, Средней Азии, Дальнему Востоку и принесли многочисленные ценные находки и открытия.
«Мне почти всегда везло. Свою удачливость я объяснял совокупностью свойств характера: оптимистическим отношением к жизни, желанием добиваться цели и преодолевать препятствия. Это и приводит обычно к успеху. Если палеонтолог отправится на поиски с мыслью, что все равно он в этом месте ничего не добудет, то как пить дать вернется с пустыми руками. Я же каждый раз отправлялся в экспедицию с огромным желанием найти нечто новое и, представьте себе, всегда находил». (И. А. Ефремов. Из интервью)
(Скорее всего этот урок стоит усвоить не только палеонтологам:)
Кроме высокого роста и огромной силы (хотя, по его собственным словам, уступал в этом отцу и лишь с трудом разгибал подковы:)) Иван Антонович унаследовал неуемный, вспыльчивый и прямой характер. Остается лишь удивляться до чего судьба оставалась к нему благосклонной, несмотря ни на что.
Известен, например, такой случай.
Летом 1936 г. Ефремов работал в Оренбургском Приуралье, а, вернувшись осенью в Москву, узнал, что пришли ящики с коллекциями, но размещать их негде, т. к. нет музейного помещения. Поэтому коллекции не удастся показать участникам XVII Международного геологического конгресса, который должен состояться летом 1937 года в Советском Союзе. Ученый пишет письмо И. В. Сталину, где рассказывает о сложившейся ситуации. После этого конюшни Нескучного сада достались Палеонтологическому и Минералогическому музеям.
Доктор наук И. Ефремов))

«Я окончил экстерном Горный институт и участвовал затем в разных геологических экспедициях, будучи одновременно консультантом и на палеонтологических раскопках. Но палеонтологию я и не думал забрасывать. В зимние месяцы, свободные от геологических экспедиций, я по-прежнему работал в Палеонтологическом институте, и так продолжалось до самой войны». (И. А. Ефремов. Из интервью)

Весной 1941 г. И. А. Ефремов становится (в 34 года) доктором наук, а кроме того он уже является основателем науки о геологической летописи планеты – тафономии. Это ставит его в один ряд с общепризнанными мировыми научными авторитетами.
Началась война, и ученый просится на фронт, но его вводят в штаб по эвакуации ценностей Палеонтологического института. Он вновь много перемещается по стране, занимается исследованиями. Именно тогда с ним случается то событие, которое обычно обозначают формулой  «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Вновь дадим слово самому Ивану Ефремову.
Во время одной из экспедиций в Среднюю Азию я заболел какой-то странной болезнью, возвращающейся раз в пять лет. Когда болезнь возобновляется, я на месяцы выбываю из строя и вынужден лежать пластом. В 1942 году я находился в Алма-Ате. Меня, как доктора наук, прочно забронировали и держали в глубоком тылу. Необходимой научной литературы почти вовсе не было, жить было очень тягостно, работать по специальности — почти невозможно. Организм, обессиленный недоеданием, после очередного приступа болезни совсем не годился ни на что серьезное. В этих условиях я начал придумывать свои рассказы, даже не мечтая о том, что они будут когда-нибудь напечатаны и что я стану «настоящим писателем». Да и не было никаких оснований верить в успех моих литературных опытов. Рассказы, мне казалось, явно выбивались из русской традиции, они были далеки от тематики нашей литературы. Позже, кажется, Кассиль на каком-то собрании заявил, что они ему нравятся, но производят впечатление переведенных с английского... Думается мне, это не так. Я продолжал писать, не придавая своему творчеству большого значения, но чувствовал в нем безотчетную потребность. Должно быть, в этом выражался своеобразный протест против «интеллектуальной консервации».
Иллюстрация к рассказу
"Олгой Хорхой"
Итак, он создает свои рассказы, в которых удивительным образом сочетаются научная фантастика и приключения. В 1944 году в журнале «Новый мир» опубликован цикл «Рассказы о необыкновенном». Названия завораживали: «Тайна Горного озера», «Бухта Радужных струй», «Встреча над Тускаророй» и др. Затем сборник рассказов вышел в издательстве «Молодая гвардия», их печатали военные журналы «Красноармеец» и «Краснофлотец», живо заинтересовался ими журнал «Техника – молодежи». Ефремов стал получать прекрасные отзывы от читателей и профессионалов.
Даже скупой на похвалы Алексей Толстой и тот не удержался от высокой оценки творчества дебютанта. Будучи уже тяжело больным Алексей Николаевич пригласил Ефремова к себе в больницу и первым делом спросил: «Рассказывайте, как вы стали писателем! Как вы успели выработать такой изящный и холодный стиль?». Это была первая и последняя их встреча…
Но успехи Ефремова-писателя не отвратили его от науки, которую он ставил в свой жизни на первое место. Хотя теперь наука и литература шли рука об руку. Иван Антонович много времени проводил в экспедиционной палатке за пишущей машинкой.
А ему предстояло еще совершить грандиозное открытие: кладбища динозавров в пустыне Гоби. До сих пор найденные там экземпляры составляют гордость и славу отечественного Палеонтологического музея.
Лишь в 52 года Иван Антонович был вынужден уйти из «большой науки». Формально – по инвалидности, но, хлопнув дверью. Он еще консультировал сотрудников, писал отзывы о диссертациях, но в родной Институт больше не ходил. Причину конфликта Ефремов сформулировал: «Как быть, когда становится трудно "служить двум богам", когда литературная работа хорошо и удачно идет и на миллионы людей, а не на десятки, как палеонтологическая, она нужна людям; что не бросать же литературную и как же быть с наукой».

«Перед тем как отправиться на охоту за мамонтом, древний художник изображал сцену удачной охоты. Искусство всегда было магией. Это создание мира по своему стремлению и хотению, это преобразование мира волшебным прикосновением художника. Трудно даже представить себе, как мог бы первобытный человек, если бы он был запуган силами природы, сражаться с исполинским мамонтом!» (И. А. Ефремов. Из интервью)

Иван Ефремов поражал окружающих энциклопедичностью знаний по различным областям, своим поистине глобальным мышлением. «…Случись необходимость отрядить посланца Земли для переговоров с нагрянувшими к нам инопланетянами, пусть даже настроенными враждебно, и лучшего парламентера (…) не сыскать» (Ю. Медведев).
Известно, что именно Ефремов стал прототипом мага Федора Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
В конце жизни И. А. Ефремов начал работать над романом «Чаша отравы». «Я хочу сказать, — пояснял он свой замысел, — о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю».
К сожалению, не успел…
Ефремова не стало 5 октября 1972 года. Он был похоронен на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге. Плита из темного базальта увенчана неправильным многогранником из лабрадорита.

Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире тщательный обыск…

Почему это случилось и какие еще события происходили в жизни Ивана Антоновича Ефремова можно посмотреть в небольшом документальном фильме И. Ланиной и Ю. Медведева «Оседлавший дракона» (2004). Фильм насыщен интересными фото- и видеоматериалами, в нём звучит и голос самого писателя.

Среди сбывшихся «предсказаний» И. А. Ефремова

Открытие месторождения алмазов в Якутии — в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р. К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи).
Открытие крупного ртутного месторождения на Южном Алтае (рассказ «Озеро горных духов»).
Особенность поведения жидких кристаллов (рассказ «Атолл Факаофо»).
Полезные ископаемые на дне океанов («Атолл Факаофо».)
Трёхмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).
Костюм-экзоскелет («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).
Открытие голографии (рассказ «Тень минувшего»).
Иллюстрация к рассказу
"Тень минувшего"

О последнем скажем чуть подробнее. Создатель практической голографии советский ученый Юрий Денисюк в одном из своих выступлений сказал: «С дерзостью, свойственной молодости, я решил придумать себе интересную тематику, взявшись за какую-то большую, стоящую на грани возможности оптики задачу. И тут в памяти выплыл полузабытый научно-фантастический рассказ И. Ефремова: производя раскопки, палеонтологи находят старинную плиту, над которой парит в воздухе объемный портрет пришельца из чужого мира, погибшего миллионы лет тому назад.
...Я не только не отрицаю своеобразное участие И. Ефремова в моей работе, но подтверждаю его с удовольствием. Меня всегда поражала какая-то сверхъестественная способность художников слова предвидеть столь образно».

Интернет-ресурсы, 
содержащие материалы об И. А. Ефремове:

Вырица.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vyritsa.ru/
Иван Антонович Ефремов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.i-efremov.ru/
Нооген [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.noogen.su/index.htm



Список литературы, посвященной
некоторым другим Иванам

Литература и русский язык

Барулина, Л. Б. "Очарованный странник" Н. С. Лесков / Л. Б. Барулина // Литература в школе. – 2007. – № 10. – С. 23-25.

Елисеева, Т. А. Изучение "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н. В. Гоголя / Т. А. Елисеева // Уроки литературы : прил. к журн. "Литература в школе". – 2008. – № 1. – С. 5-10.

Зубкова, Л. И. Иван / Л. И. Зубкова // Русская речь. – 2009. – № 3. С. 99-103.
О значении имени Иван в русском национальном сознании.

Зубкова, Л. И. Имя Иван в языковом сознании русских людей второй половины ХХ в. : (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина) / Л. И. Зубкова // Русская словесность. – 2009. – № 1. – С. 56-60.
Лингвистический анализ использования имени Иван в русской литературе второй половины 20 века.

Ишкова, И. Н. "Мы – дети Великой войны" : повесть В. Богомолова "Иван" / И. Н. Ишкова // Литература в школе. – 2007. – № 5. – С. 44-45.

Калинина, М. Ф. "Иное царство" и его "искатель" Иванушка Петрович в сказке "Конек-Горбунок" П. П. Ершова / М. Ф. Калинина // Литература в школе. – 2005. – 11. – С. 14-18.

Княжицкий, А. И. "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына : опыт медленного чтения / А. И. Княжицкий // Русская словесность. – 2009. – № 2. – С. 34-43.

Козлова, Л. В. Хорошее имя Иван! / Л. В. Козлова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 23-27. – Библиогр.: с. 27 (5 назв.).
Теоретическая справка об имени Иван. Упражнения с использованием этого имени при изучении разделов курса русского языка в начальной школе.

Никитина, Л. Б. Русский дурак и русский ум: архетипические черты языкового образа человека разумного / Л. Б. Никитина // Русская словесность. – 2005. – № 3. – С. 67-72.
Об архетипах и образах русского дурака и русского ума в русской языковой картине мира.

Перова, Е. В. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке : [V класс] / Е. В. Перова // Литература в школе. – 2007. – № 1. С. 49.

Позерт, И. Н. Особенности языка и стиля повести В. Богомолова "Иван" / И. Н. Позерт // Русский язык в школе. – 2006. – № 3. – С. 75-79.

Романов, Д. А. Стилистические традиции Л. Н. Толстого в рассказе А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича": языковая обрисовка героя / Д. А. Романов // Русский язык в школе. – 2010. – № 10. – С. 52-55.

Северская, О. Иван, родства не помнящий / О. Северская // Русский язык : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 8. – С. 47.

Соловей, Т. Г. Сказка Ершова "Конек-Горбунок" в школьном изучении : V класс / Т. Г. Соловей // Уроки литературы. – 2007. – № 8. – С. 4-12.

Фурсенко, А. М. Человек и время в рассказе А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" : материалы к уроку. XI класс / А. М. Фурсенко // Литература в школе. – 2012. – № 1. – С. 14-15.

Ядровская, Е. Р. "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н. В. Гоголя : [система уроков в VI классе] / Е. Р. Ядровская // Литература в школе. – 2005. – № 12. – С. 41-43.

Внеклассная работа

Максакова, Г. Н. Иван Купала : фольклорный праздник / Г. Н. Максакова // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 76-80.
Сценарий общелагерного мероприятия, которое можно провести как в актовом зале, так и на улице.

Смирнов, С. Солдат Иван Тарабанов : пьеса по мотивам русских народных сказок / С. Смирнов // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома "Первое сент.". – 2012. – № 2. – С. 36-39.

Шаталова, А. А. Весенняя сказка о том, как Иван-дурак искал 12 самых лучших девушек / А. А. Шаталова, Е. В. Анисимова // Классный руководитель. – 2009. –  3. – С. 133-137.
Сказочная инсценировка в стихах.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния

Комментариев нет:

Отправить комментарий