Думаю, что не будет большим преувеличением, если скажу, что далеко
не все знают о Международном Олимпийском
дне, который ежегодно празднуется 23
июня.
А вот Панин (еще раз напомню в скобках – олимпийский
чемпион) свободно владел несколькими иностранными языками (английским, французским,
немецким, шведским и финским), много читал, в том числе спортивную литературу, и
иностранную тоже, что давало ему возможность постоянно быть в курсе всего передового в спорте,
развиваться в профессиональном смысле, придумывать всё новые элементы. Многое
из того, что он написал и изобрел, не потеряло своей актуальности, а модель
конька для фигурного катания и сегодня является эталоном.
Посмотрите теперь на эту фотографию.
Почему выбран именно этот день? Дело в том, что ныне широкоизвестный
французский аристократ, барон Пьер де Кубертен, вначале сам
увлекся идеей возрождения Олимпийских игр (античные игры были запрещены римским императором
Феодосием I в 394 году н. э. как проявление
язычества), а затем разработал проект и увлёк им других. И 23 июня 1894 года историческое
решение было принято на Международном конгрессе в Париже.
Пьер де Кубертен |
В 1896 году первая в новейшей истории олимпиада успешно прошла в
Греции (что вполне естественно). Кубертену же доверили возглавить созданный им
Международный олимпийский комитет.
С теми, кто физкультурой или спортом занимается, как говорится,
всё ясно без научных исследований. А вот те, кого в атлеты (при всём уважении) не
зачислишь, условно делятся на несколько групп. Одни равнодушны к любым спортивным
зрелищам. Другие проявляют интерес лишь в периоды международных соревнований,
болея «за своих». Есть те, кто является ярым поклонником лишь какого-то
(каких-то) определенного(ых) вида(ов). Одним словом существуют разные варианты.
Но, даже если спорт для вас малоинтересен, не спешите бросать чтение
этого поста. Сегодня мы вспомним двух замечательных спортсменов-олимпийцев, более
всего, с точки зрения того важного жизненного урока, который они дают любому
человеку.
На Вторых Олимпийских играх в Париже (1900 г.) впервые приняла
участие команда России. Но первый успех российских спортсменов ожидал только
через 8 лет – на Лондонских играх в 1908 году.
И тут начинается самое интересное.
Вопрос на засыпку: как зовут первого россиянина – олимпийского чемпиона?
Не знаете? Боюсь, что точно так же пожмут плечами миллионы наших с вами
соотечественников.
Жаль! История-то прелюбопытная. И личность необычайная.
Начнем с того, что первый российский чемпион Летних олимпийских
игр Николай Панин – фигурист. Да-да,
вы не ослышались!
Во-вторых, эта фамилия – псевдоним, предназначенный для выступления
на международных соревнованиях (была тому веская причина), а настоящая – Коломенкин. Родился он в селе Хреновое
(Нет-нет! Ударение, как и в фамилии спортсмена, на втором о) Бобровского района Воронежской области.
Выпускник отделения естественных наук физико-математического
факультета Петербургского университета уже имел соревновательный опыт в
турнирах различного уровня, когда, наконец, ему выпал шанс выступить на Олимпиаде.
По условиям, участники олимпийской дисциплины, имеющей название «специальные
фигуры», должны были до Олимпиады прислать судьям рисунки тех фигур, которые они
планировали «выписывать» на льду. Сделал это, конечно, и Панин. Математическое образование
дало свои плоды: чертежи русского фигуриста были безупречны, но, по мнению
судей, абсолютно фантастичны. Человеку не по силам такое выполнить!
Некоторые специальные фигуры Н. Панина |
Зато очень даже
поверил извечный соперник – грозный швед Ульрих Сальхов (любители фигурного
катания отлично знают его фамилию, давшую название одному из прыжков) и тихо снялся с выступления, чтобы не проиграть.
Ульрих Сальхов. 1908 |
Потому Панин, блестяще подготовившийся к соревнованию, царствовал безраздельно.
Официальный отчет организаторов турнира о том легендарном катании (оцененном
судьями 219 баллами из 240 возможных) гласит: «Панин (Россия) был далеко впереди соперников, как в трудности фигур,
так и красоте и легкости их выполнения. Он вырезал на льду серию наиболее
совершенных рисунков с почти математической точностью».
Поговаривают, что даже нынешние спортсмены высокого международного
класса не смогли бы повторить виртуозные ледовые «кружева» нашего первого чемпиона.
Более подробно о Н. А. Панине-Коломенкине, его выступлении на олимпиаде
и последующих событиях можно узнать из 17-минутного документального фильма
студии «Калейдоскоп»
(в конце этого поста). Поверьте, повод для гордости у вас будет!
Н. А. Панин-Коломенкин |
Скажу только, что наш герой в своей жизни занимался не только фигурным
катанием, но и конькобежным спортом, лыжами, хоккеем, футболом, велосипедным
спортом, лёгкой атлетикой, греблей, плаванием, теннисом. А еще Панин очень метко
стрелял, и потому получил 23 чемпионских титула в стрельбе из пистолета и 11 из
боевого револьвера (кстати, в Стокгольме в 1912 году на V Олимпийских играх завоевал
серебряную медаль в командных состязаниях по стрельбе из пистолета). Настоящий «человек-оркестр»
в мире спорта!
Такая подготовка дала возможность Николаю Александровичу долгие годы
оставаться и телом и душой в отличной физической форме. Ему всегда было интересно
жить, открывать что-то новое, удивляться и удивлять. Молодые ученики имели счастливую
возможность брать у него не только спортивные, но и жизненные уроки. Не секрет,
что некоторые атлеты не считают важным тратить время на чтение и, в основном, развивают
свои физические качества.
Н. А. Панин-Коломенкин |
Мог ли добиться таких разносторонних успешных результатов человек,
только упорно тренируя тело, но не уделяя внимания должному умственному развитию?
Большой вопрос!..
Н. А. Панин-Коломенкин с ученицей М. П. Беленькой |
Н. А. Панин-Коломенкин прожил долгую и интересную жизнь, многое в
ней успел.
Его золотая олимпийская медаль хранится в Эрмитаже.
Лицевая сторона олимпийской медали 1908 г. |
Оборотная сторона олимпийской медали 1908 г. |
5 февраля 2009 г. имя Николая Александровича за его выдающиеся
заслуги было внесено в Зал славы мирового фигурного катания (Колорадо-Спрингс,
штат Колорадо, США).
А в ознаменование столетия победы российского спортсмена на Лондонской
Олимпиаде в г. Боброве Воронежской области установлен памятник работы скульптора
Алексея Дикунова.
Знаете ли вы, друзья, кто это? Несколько десятилетий назад не было,
пожалуй, в нашей стране человека, который бы не назвал его имя. Да что там! За
рубежом его тоже очень хорошо знали.
К сожалению, сегодня слава несколько померкла. Ах, как же мы зачастую
расточительно относимся к собственным сокровищам!..
Нет, он не бард…
Гитару, по словам жены, чуть ли не единственный раз держал в руках для этой фотографии.
...И не хоккеист, хотя и пробовал себя в этом виде спорта (об этом
чуть позже). Но сердце его безраздельно принадлежало…
…футболу, которым он начал заниматься с самого детства, на родном
московском дворе. Тогда народная любовь к футболу превышала все мыслимые нормы.
Лев Яшин (1929 – 1990) – великий
советский вратарь, «Вратарь столетия»….
25 лет в большом футболе. За эти годы он – многократный победитель
и призер чемпионатов СССР, обладатель серебра европейского первенства (1964 г.),
бронзы чемпионата мира (Англия, 1966 г.), золота олимпиады (Мельбурн, 1956 г.).
Автор книг "Записки вратаря" (1976) и "Счастье трудных побед" (1985).
Автор книг "Записки вратаря" (1976) и "Счастье трудных побед" (1985).
В роли оператора - двукратный чемпион мира бразилец Джалма Сантос. А португалец Эйсебио, стоит рядом (1963) |
Красиво звучит, не правда ли? Однако всего этого могло не случиться,
если бы…
Итак, молодой, подающий надежды Лев Яшин в 1950 г. переходит из
молодежного в основной состав клуба «Динамо». Ему предстоит впервые выйти на
поле в команде мастеров в товарищеском матче против сталинградского «Трактора».
Волнение огромное!
Игра проходит при сильном ветре. В какой-то момент вратарь соперников
сильно выбивает мяч от своих ворот, и он летит в сторону Яшина, а тот,
бросившись туда, куда, по его мнению, должен упасть коварный снаряд, совсем не
замечает, что на помощь уже мчится динамовский защитник. Одноклубники нелепо сталкиваются
и падают, а мяч с коварной ухмылкой
влетает в пустые ворота...
Хохочут даже сами динамовцы, не говоря уж о соперниках. Кто-то на
трибуне отчетливо произносит: «Ничего себе
нашли для «Динамо» вратаря. Да они что – сдурели?»
Поставив себя на место оплошавшего дебютанта, понимаешь, что такое
«начало карьеры» многих может морально подкосить и даже заставить отступить.
Разве не бывает так, что первая же неудача приводит нас к выводу, будто больше
не стоит пытаться достичь задуманной цели?..
Но, как говорят в рекламе, и это еще не всё!
Осенью 1950 года «Динамо» встречался со своим извечным соперником
– «Спартаком» – в турнире на первенство страны. Яшин сидел в запасе и наблюдал
за игрой. И вот, когда до конца матча оставалось 15 минут, а счет вполне радовал
болельщиков «Динамо» (1 : 0), основной вратарь Хомич получил травму. На поле
вышел дублер Яшин. Надо ли уточнять, что недавняя нелепая ошибка еще была свежа
в его памяти, и нервная дрожь никак не хотела униматься.
Далее случилось ужасающее дежавю: летящий мяч, одновременный
бросок к нему вратаря и защитника, столкновение, 1 : 1…
Яшин просто плакал в раздевалке. Все попытки товарищей по команде
поддержать, успокоить не очень помогали. Тем более, что руководство клуба было
страшно недовольно. Молодой вратарь моментально переведен в запас.
Как вы считаете, как поступили бы многие после такого «продолжения»?
Яшин, надо признаться, тоже вначале "дрогнул". Помните фотографию с
клюшкой в руках? Таким образом молодой футболист попробовал себя в ином качестве, хотя до того имел лишь мизерный опыт игры в
хоккей, да и то с мячом, а шайбу в глаза не видел.
Помучиться пришлось изрядно, но за три года (1950-1953) успехов он
на льду добился прекрасных: получил звание мастера спорта, серебряные и
бронзовые медали на чемпионатах страны, и даже кубок СССР завоевал, а затем был
включен в хоккейную сборную для поездки на чемпионат мира. Словом, открылись
отличные перспективы.
На месте этого человека, что бы выбрали вы: удачно складывающуюся
хоккейную карьеру или риск повторения футбольных провалов?
Верный Яшин выбрал любимый футбол. И стал тем Яшиным, которого помнит мир! «Чёрная пантера» – так уважительно называли его за чёрную вратарскую
форму и удивительную подвижность. Некоторые же, не слишком любя и досадуя, –
«Чёрный паук» или «Чёрный осьминог» – за его руки, берущие самые невероятные
мячи.
Но он отличался хладнокровием и не обращал внимания на недоброжелателей.
Пускай упражняются в остроумии, если другого утешения нет.
Памятник Яшину в спорткомплексе «Лужники» в Москве (скульптор А. И. Рукавишников) |
Конечно, в жизни Льва Ивановича было множество триумфов и множество тяжелых
испытаний, о которых тоже можно прочитать. Хотелось бы, чтобы о нём не
забывали. Он жил в странную эпоху, когда отечественные футболисты под
руководством отечественных тренеров добивались-таки побед, при этом не именуясь
«звездами» и не требуя баснословных гонораров. А уж они были того достойны!
Использованы материалы книги:
Звезды мирового спорта /
сост. В. Н. Пустовойтов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 416 с.
Буду рада, если поделитесь собственными спортивными
предпочтениями, назовете имена своих спортсменов-любимцев.
И
спасибо всем, кто дочитал до конца!
С
уважением,
ваша
Агния
Список литературы
«Олимпийские игры»
Книги
Олимпийский учебник студента :
пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных
вузах / В. С. Родиченко [и др.] ; Олимпийский комитет России. – Москва : Советский
спорт, 2003. – 128 с. : ил. – (Быстрее, выше, сильнее!).
В книге рассказывается об
истории Олимпийских игр, становлении и развитии современного олимпийского
движения, его основополагающих принципах, структуре и проблемах.
Такач, А. Шестьдесят олимпийских лет / А. Такач ; пер. с англ. М.
Дементьевой. – Москва : Терра-спорт, 2001. – 320 с.
Книга посвящена спорту,
спортсменам и деятелям спорта, с которыми автор был связан более 60 лет и стал
очевидцем их достижений.
Твой олимпийский учебник : учебное
пособие для студентов / ред. В. С. Родиченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва
: Советский спорт, 1999. – 160 с. : ил.
В книге рассказывается об
истории Олимпийских игр, становлении и развитии современного олимпийского
движения, его принципах, структуре и проблемах.
Периодические издания
Антуфьев, Д. А. Олимпийские игры 2014 года начинаются уже сегодня / Д. А.
Антуфьев, С. Л. Антуфьева // Начальная школа. – 2009. – № 7. –
С. 77-80. – Библиогр.: с. 80.
Ход внеклассного
мероприятия для учащихся начальных классов, посвященного Олимпийским играм.
Антуфьев, Д. А. Школьникам об Олимпиаде в Сочи / Д. А. Антуфьев, С. Л. Антуфьева
// Физическая культура в школе. – 2009. – № 3. – С. 45-48.
Внеклассное
физкультурно-спортивное мероприятие, посвященное Олимпийским играм.
Бовина, Н. М. "Мама, папа, я –
олимпийская семья" : [спортивный праздник в 4-м классе] / Н. М. Бовина, А.
В. Курилов // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 23-24.
Болаболова, Г. Встречаем Олимпиаду : [классный час] / Г. Болаболова // Начальная
школа : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 4. – С. 13-15.
Борисенок, Ю. Это нужно для страны : спортивные победы и государство Российское
/ Ю. Борисенок, А. Петров // Родина. – 2008. – № 8. – С. 27-30.
О победах и поражениях
российских спортсменов.
Воронин, В. Игры графа Рибопьера : сто
лет участия россиян в Олимпиадах / В. Воронин // Родина. – 2008. –
№ 8. – С. 25-26.
О первом участии российских
спортсменов в Олимпийских играх в 1908 году.
Гавриленко, Т. Негаснущий
огонь : интеллектуальная игра / Т. Гавриленко, Г. Капецкая // Классное руководство
и воспитание школьников : журн. Изд. дома "Первое сент.". –
2012. – № 1. – С. 27-29. – Прил.: Классное
руководство и воспитание школьников : электронное прил. – 2012. – янв.
Описана игра, требующая не
только знаний по истории спорта и Олимпийских игр, но и находчивости, умения
быстро принимать решения.
Гаврилова, Г. Спортивное занятие
"Зажигай Олимпийский огонь!" [Электронный ресурс] / Г. Гаврилова // Начальная
школа : электронное прил. к журн. Изд. дома "Первое сент.".
– 2012. – июнь.
Горбунов, В. Двадцать белых олимпиад :
краткая история зимних Игр / В. Горбунов // История : газ. Изд. дома
"Первое сент.". – 2010. – № 1. – С. 10-21.
Материал для подготовки
интегрированного урока истории и обществознания на тему "Развитие и роль
спорта в XX – начале XXI века" в 6-11 классах.
Гудков, С. "Малые олимпийские
игры" : сценарный план физкультурного праздника для 6 класса / С. Гудков,
Д. Колонецкий // Классное руководство и воспитание школьников : прил. к газ.
"Первое сент.". – 2008. – № 6. – С. 22.
Диянова, А. Москва – Сочи: 1980-2014 : архитектурные инновации Олимпиады
прошлого и будущего / А. Диянова // Смена. – 2011. – № 5. – С.
10-13 : фот.
Архитектурные объекты
Олимпиады прошлого и будущего в России.
Есаян, С. С. Дорогой олимпийского огня : игра-путешествие. III-IV класс / С. С.
Есаян // Начальная школа. – 2011. – № 8. – С. 99-101.
Игра-путешествие знакомит с
историей олимпийских игр и олимпийскими видами спорта.
Жданова, Л. В. Зимние
Олимпийские игры : [сценарий спортивного праздника для детей 5-7 лет] / Л. В.
Жданова, И. А. Шарковская // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 35-38.
Кололеева, Е. Citius, altius, fortius : олимпийский ликбез / Е. Кололеева // Классное
руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома "Первое
сент.". – 2011. – № 17. – С. 56. – Прил.: Классное
руководство и воспитание школьников : электронное прил. – 2011. – декаб.
Предлагаемый материал
послужит хорошей основой для классного часа. На нем учитель сможет познакомить
учеников с историей Олимпийских игр.
Кузнецов, А. Системный спортивный кризис
/ А. Кузнецов // Смена. – 2011. – № 5. – С. 18-21.
Сходство и различия СССР и
современной России в спорте.
Леонтьева, О. Готовимся к Олимпиаде / О.
Леонтьева // Начальная школа : журн. Изд. дома "Первое
сент.". – 2013. – № 1. – С. 46-47.
Статья посвящена подготовке
и проведению Олимпиады в Сочи и мероприятиям и проектам, которые проводятся в
школах в преддверии этого.
Липатникова, Т. Л. "Секреты могущества" : [внеклассное мероприятие по
истории Олимпийских игр] / Т. Л. Липатникова // Начальная школа плюс До и
После. – 2006. – № 4. – С. 52-54.
Лисицына, Е. Малые зимние Олимпийские
игры / Е. Лисицына // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 11. –
С. 57-61.
Сценарий спортивного
праздника в подготовительной к школе группе, в ходе которого дети познакомятся
с олимпийским движением и зимними видами спорта.
Назарова, Т. А. Урок по теме
"Sport. Aus der Geschichte der Olympschen Spiele" / Т. А. Назарова //
Иностранные языки в школе. – 2011. – № 5. – С. 43-47. – Библиогр.: с. 47 (2 назв.).
Урок немецкого языка по
теме "Спорт. Из истории Олимпийских игр" в 7 классе.
Овсянко, М. В. Олимпийское образование в сельской школе / М. В. Овсянко // Физическая
культура в школе. – 2010. – № 5. – С. 19-20.
Экспериментальная программа
теории физической культуры и олимпийского движения в одной из школ.
Полякова, А. Олимпийские уроки : подготовка
к Сочи-2014 / А. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников : журн.
Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 14. – С. 47.
– Прил.: Классное руководство и воспитание школьников : электронное
прил. – 2011. – сент.
Методические рекомендации
для классных руководителей по проведению классного часа "Ценности
олимпийского и паралимпийского движения", а также методика проведения
олимпийских уроков во всех классах средней школы. Ко всем олимпийским урокам
есть презентации, дополняющие основное содержание.
Починкин, А. В. Кто такой олимпиец? : взгляд из Олимпии в настоящее время / А. В.
Починкин // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №
12. – С. 54-57. – Библиогр.: с. 57
(8 назв.).
Из истории Олимпийских игр.
Характеристика образа олимпийца.
Прокопенко, В. С чего это русские женщины распрыгались? Первые Всероссийские
Олимпийские игры 1913 года / В. Прокопенко // Родина. – 2004. – №
7. – С. 53-55.
О прошедшей в начале 20
века в Киеве олимпиаде. Результаты спортсменов.
Родиченко, В. С. Олимпийские игры на льду и на снегу : [зимние Олимпийские игры] /
Родиченко В. С. // Спорт в школе : прил. к газ. "Первое сент.".
– 2006. – № 2. – С. 39-47.
Сергеева, С. Олимпийские состязания : [интеллектуально-познавательная
игра в начальных классах] / С. Сергеева // Начальная школа : журн.
Изд. дома "Первое сент.". – 2012. – № 6. – С. 23-26.
– Библиогр.: с. 26 (4 назв.).
Суник, А. Б. Современные Олимпийские игры : (к 80-летию выхода в свет
"Олимпийских мемуаров" Пьера де Кубертена) / А. Б. Суник // Теория
и практика физической культуры. – 2011. – № 10. – С. 61-66.
"Олимпийские
мемуары" Пьера де Кубертена как источник изучения истории олимпийского спорта.
Суник, А. Б. Современные Олимпийские игры : (к 80-летию выхода в свет
"Олимпийских мемуаров" Пьера де Кубертена) / А. Б. Суник // Теория
и практика физической культуры. – 2012. – № 1. – С. 98-104. – Библиогр.: с. 104 (6 назв).
История Московских Олимпийских
игр 1980 года и ситуация, которая сложилась после их проведения.
Федорченко, З. А. Олимпийский
марафон : комплексное занятие / З. А. Федорченко // Ребенок в детском саду.
– 2011. – № 1. – С. 58-60.
В статье даны комплексные
занятия для подготовительной к школе группы на тему: "Олимпийский
марафон", цель которых расширение знаний об Олимпийских играх и некоторых
видах спорта, а также формирование стремления к здоровому образу жизни.
Фомин, Ю. А. Конфликты в олимпийском
движении, их преодоление и предупреждение / Ю. А. Фомин, Т. Ю. Меркутова // Теория
и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 50-54. – Библиогр.: с. 54 (11 назв.).
Конфликты в олимпийском
движении, их классификация и методы разрешения.
Хан-Магомедова, В. Во имя торжества красоты, добра и победы : [влияние Олимпийских
игр на скульптуру Древней Греции] / В. Хан-Магомедова // Искусство : газ.
Изд. дома "Первое сент.". – 2004. – № 17. – С. 14.
Комментариев нет:
Отправить комментарий