До чего красиво он писал, как
завораживал своими великолепными историями живое детское воображение!
Первым его героем, с которым я
познакомилась, стал самонадеянный щенок, вышедший на свою первую охоту.
Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за
дикими зверями и птицами».
Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: «Я его обману!»
Удод думает: «Я его удивлю!»
Вертишейка думает: «Я его напугаю!»
Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»
Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»
«А я его прогоню!» – думает Жук-Бомбардир.
«Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» – думают они про
себя. А Щенок уже побежал к озерку…
Помните, какую «горячую» встречу
устроили несмышлёнышу лесные обитатели?))
Именно с этого произведения у
меня и зародился интерес к книгам такой тематики, а с них началась любовь к природе.
Для меня эта сказка ещё и накрепко связана с памятью о моём деде, который замечательно
(и очень много раз) читал её вслух…
Но довольно личных воспоминаний, ведь разговор всё-таки касается
автора и уже названной сказки "Первая охота", и еще огромного количества других сказок, рассказов,
повестей, очерков; человека, воспитавшего достойнейших учеников; зоркого
художника, не устававшего любоваться чудесным миром природы и дарившего нам
этот мир в своих книгах.
Виталий Валентинович Бианки (30.01 (11.02 по нов. стилю) 1894 г . –
9.06.1959 г.).
Его увлечение было вполне
объяснимо, потому что родился в семье учёного-орнитолога (специалиста по птицам),
сотрудника Зоологического музея. У Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки было
три сына. Забота о детях лежала на матери. Отец был постоянно занят. Приходил
со службы и вновь с головой погружался в работу. Его работой живёт и вся семья:
их разговоры зачастую касаются музея, в доме постоянно бывают коллеги-учёные, а
весь распорядок дня подчинён тому, чтобы не помешать отцу.
Младший сын помнит его «вечно согнутым над письменным столом, с
пером в руке. Кругом обложен книгами. (…) Ложится поздно». Это в городе, а
на даче… семья видит его ещё меньше.
И всё-таки именно отец стал
первым учителем Виталия в постижении языка природы.
Валентин Львович и Клара Андреевна с сыновьями: Анатолием, Львом и Виталием (1912 г.) Источник фото |
«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую
птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать
птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по
тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с
детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у
меня в привычку на всю жизнь» («Отчего я пишу про лес»).
Кстати, давайте заглянем в записные книжки В. В. Бианки. Там
столько прекрасных, тонких, мудрых мыслей!
· Не
шелестите словами!
· Кто первый
сказал: «тоньше комариного писка»? Комар дудит басом.
· Отец мой – Лес, мать – Земля.
· Совесть –
это тоже физиология (должна войти в кровь и плоть).
· В
молодости стремишься жить вширь, в старости – вглубь.
· Хозяйка
затопила русскую печь. Весело побежал огонь по дровам. Вдруг одно из поленьев
запело, сперва – басовито, возмущённо, потом – всё тоньше и жалобней…
- Ты чего пищишь? – спрашивает хозяйка. И деловито разговаривает с
горящим в печке деревом, с огнём, со своей посудой. Лары и пенаты не умерли и
не умрут вовек, – пока душой дома будет женщина.
· Тяжко
тебе? Думай о других.
· Каждый
должен иметь прожиточный минимум света и ласки. А сколько у нас одиноких,
окружённых глухой стеной равнодушия!
· Этот год
тем светел мне, что в нём я окончательно понял: солнце внутри нас – и оно неистребимо.
Солнце бессмертно.
· (…) Любовь
– чувство ответное. Когда любишь, – весь мир к тебе обращается с доброй
улыбкой.
· …Ложась
спать, надевает на нос очки: чтобы лучше рассматривать сны.
· Лучшие
лекаря – природа и любовь; лучшее лекарство – радость.
Сказка В. Бианки "Лис и мышонок". Иллюстрации Юрия Васнецова |
Так с юных лет он – в музее и на
природе, в лесу, летом ещё и с семьёй на море (на склоне лет Бианки признается:
«Теперь, когда жизнь прошла, я вижу: море
сделало меня мечтателем…»).
Долгие годы наука и литература
вели в нём настоящую битву. Он, обожая птиц, как и отец, хотел стать
орнитологом, стремился получить биологическое образование. Вместе с тем писал
стихи, статьи о природе. Лишь в 1923 году литература окончательно победила. Привычка
наблюдать и записывать сделала своё дело.
К тому времени Виталий
Валентинович уже успел побыть студентом и юнкером, принять участие в создании
краеведческого музея в Бийске (теперь носящего его имя), поработать в тех же
краях учителем естествознания (уроки вёл замечательно, некоторые из его учеников
стали профессиональными биологами), дважды жениться (во второй раз очень
удачно), стать отцом, и, наконец, вернуться в родной Петроград из долгого скитания
по стране.
Правда, печататься Виталий
Бианки начинал раньше, уже в бийских газетах. Но по-настоящему, как
профессионал, в полную силу принялся за любимое дело именно в Петрограде.
За 35 лет литературной
деятельности создал более 300 произведений, выходивших в СССР миллионными
тиражами, пользующихся невероятной популярностью у юных читателей.
В статье «Переводчики с бессловесного», посвященной своим литературным
ученикам, Виталий Валентинович написал вдохновенные строчки, которые без всяких
сомнений можно отнести к нему самому.
Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец научаемся
выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать, о чём мы беседовали с
цветами, птицами, облаками: забыли.
Так со всеми, кто не сохранил в душе ребёнка. Язык стихий, язык всего
бессловесного мира чужд им: они не понимают да и не хотят понимать его.
Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связи со своим
детством. Жадно внимают они голосам леса и моря, шуму ветра и пенью птиц, но не
умеют рассказать об этих ощущениях другим людям.
И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят
они на мир, чутко внимают всем его голосам – и всё, что он рассказывает им о
себе, переводят для нас на наш, человеческий язык. И мы – люди, не утратившие
любви к бессловесному миру, – радуемся их рассказам, и всё равно – в стихах они
или в прозе, сказка это или строго правдивая повесть. Эти люди – поэты.
В своих сказках и рассказах они золотым ключом – волшебным ключом любви
– открывают нам тайную сокровищницу земли-матери и солнца-отца – отца и матери
всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.
Эдуард Шим – писатель, также
посвятивший множество произведений теме природы, – отметил: «Про Виталия Бианки можно сказать, что он из
хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он тоже учит мальчишек и
девчонок, как вырасти настоящими людьми».
Все, кто любит и читает книги
Виталия Валентиновича Бианки, действительно, не смогут стать плохими,
жестокими, равнодушными. Этот писатель умеет заронить в любое сердце искру
доброты.
Обращался он не только к детям,
но, бывало, и к тем, кому по роду деятельности принадлежит честь заниматься их
обучением и воспитанием. К учителям. Например, в статье «Слово о краеведении», включающей текст выступления писателя на
районной конференции учителей в Новгородской области.
По-моему, эти слова просто
великолепны и до сих пор вполне современны, хотя сказаны они почти 70 лет назад!
Приведу несколько замечательных
отрывков.
…Задача учителя не быть попугаем, твердя заученное по учебнику. Цель
его не узкая – «вложить» под черепную коробку детей, разложить там по полочкам
готовые, спрессованные в кирпичики текстики знаний, снабжённые этикетками и
пронумерованные, а очень широкая цель – научить учиться. Научить учиться из
книг. Уметь обращаться с книгой – дело большое. Но еще большее дело – научить
учиться из жизни. И научить учиться этому учитель может, только сам учась, – не
только из книг, но обязательно непосредственно из жизни. Научиться «собирать
факты, чтобы создать из них идеи» (Бюффон).
Вот такой учитель – не дохлый чиновник От-сих-до-сихов, не обыватель,
ничем в жизни не интересующийся, кроме «печного горшка» да своей служебной
карьеры, – а живой человек, всем на свете интересующийся, живущий с широко
открытыми на мир глазами, наблюдающий и думающий, – такой живой учитель –
собрат поэту (сочинителю) и художнику. Собрат он и учёному.
Дело художника (писателя, вообще искусства) – учить людей смотреть.
Смотреть и рассматривать.
Дело учителя обычно в том, что он научает видеть, не научив смотреть. И
очень скоро (от ежегодных повторений курса) он сам абсолютно разучается
смотреть, а значит, и видеть что-либо, кроме «перечисленных признаков».
Разучаясь видеть мир, жизнь, как она есть, во всей её сложности,
неожиданности и красоте, мы живём в царстве признаков, ограниченных признаков,
– ограничиваем себя, человеческое в себе – пытливость глаз ребенка и художника
(которым всё интересно, для которых вся жизнь – тайна, диво дивное!) –
заключаем себя в узкие рамки, запихиваем себя в футляр.
В этой же статье Бианки говорит
о скуке. Лучше и не скажешь!
Признаемся себе со всей откровенностью: «скука внутри нас», и только
внутри нас: нет её нигде в мире вне нас, ни одно живое существо в естественных
условиях своего существования никогда не испытывает скуки, кроме человека.
Скука (так же как пошлость) – понятие чисто человеческое. А человек скучает
только тогда, когда ничего вокруг себя не видит и не слышит «интересного», не
знает, чем занять себя.
Скучно, ох как скучно быть слепым, быть глухим и совершенно ничего не
понимать, что кругом тебя происходит. Ещё бы не скучать такому человеку, –
нищему!
И еще с уважением,
любовью и нежностью говорит о краеведах и о родных краях, которые есть у
каждого человека.
Краевед – прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблён в
свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию
равнодушных, и видеть в своём краю Страну Див. Каждый страстный краевед, как и
учёный-искатель, подобен поэту, который, как известно, тем и отличается от
«простых смертных», что он всегда влюблён. Влюблённость-то и помогает ему
видеть чудесное, видеть великие тайны и великую красоту там, где равнодушный
ничего не видит – и скучает, и не знает, куда себя деть от скуки, как убить
своё время. Влюблённость – потом переходящая в глубокую, постоянную любовь, –
даёт любому, даже самому среднему человеку, возможность видеть в том, в чём
равнодушный видит лишь обыденное, ординарное, скучное, – удивительное,
неповторимое, прекрасное – и так в самом малом влюблённый видит великое.
Своим творчеством Виталий Бианки
делал огромное неоценимое дело: неустанно выращивал всё новых и новых своих
последователей – богатых душой жителей Страны Див, влюблённых в природу, в её
красоту. Пусть даже и не все они стали биологами.
Думается, что сегодня
потребность в таком писателе важна, как никогда. Его урок, посвященный тому,
«как вырасти настоящими людьми», необходимо продолжать.
Приятных вам встреч с
творчеством Виталия Валентиновича Бианки!
И спасибо всем, кто дочитал и досмотрел до конца!
С уважением,
ваша Агния.
Приведённые в списке издания
есть в фонде отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ.
Виталий Валентинович Бианки
Список литературы
Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки ; худож. В. Курдов ;
оформл. Ю. Васильева. – Ленинград : Детская литература, 1983. – 383 с. : ил. –
(Школьная библиотека).
Бианки, В. В. Лесная газета на каждый год / В. В. Бианки. –
Ленинград : Детгиз, 1958. – 536 с.
Бианки, В. В. Лесные домишки / В. В. Бианки ; ред. В. Мартынова ;
рис. В. Карпова. – Москва : Советская Россия, 1989. – 14 с.
Бианки, В. В. Лесные домишки : рассказы и сказки / В. В. Бианки. –
Москва : Детская литература, 1977. – 125 с.
Бианки, В. В. Отчего я пишу про лес : рассказы / В. В. Бианки ; биогр.
фотоочерк дочери – Е. В. Бианки ; рис. Е. Чарушина, В. Курдова. – Ленинград :
Детская литература, 1984. – 111 с. : ил.
Бианки, В. В. Повести и рассказы / В. В. Бианки. – Ленинград :
Детгиз, 1959. – 502 с. – (Школьная библиотека).
***
Бакытжанова, А. Е. Звукоподражания в «Лесной газете» В. Бианки / А.
Е. Бакытжанова // Модернизация начального образования : сборник научных трудов.
– Саратов, 2003. – С. 98-102. – Библиогр.: 4 назв.
Барымова, С. Е. По страницам книг Виталия Бианки : литературная
викторина / С. Е. Барымова, Е. А. Васильева, И. В. Шайтанова // Ребенок в
детском саду. – 2012. – № 4. – С. 29-31.
Приведена литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста.
Бианки Виталий Валентинович // Писатели нашего детства. 100 имён :
биографический словарь : в 3 ч. – Москва : Либерея, 1999. – Ч. 1. – С. 64-67.
Бражнин, И. Встречи с Виталием Бианки : [воспоминания] /
И. Бражнин // Звезда. – 1979. – № 5. – С. 209-212.
Гродненский, Г. П. Виталий Бианки : критико-биографический очерк / Г.
П. Гродненский. – Москва : Детская литература, 1966. – 93 с.
Дмитриев, Ю. Д. Рассказы о книгах В. Бианки / Ю. Д. Дмитриев. –
Москва : Книга, 1973. – 32 с. : ил. – (Советские писатели – детям).
Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки / Л. Н. Балаценко [и
др.] // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 1. – С. 33-37.
Описание проекта по ознакомлению дошкольников с творчеством Виталия
Бианки.
Зурабова, К. Сказки, «перевод» с лесного / К. Зурабова // Дошкольное
воспитание. – 2002. – № 3. – С. 68-71.
Ильчук, Н. П. Книги нашего детства : В. Бианки «Лесная газета» / Н.
П. Ильчук ; рис. В. Курдова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. – С.
91-96.
Повести, рассказы, сказки В. В. Бианки соединили в себе поэзию и знание
природы. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходит
в природе попадало на страницы его произведений.
Лапо, Н. А. Конспект урока по чтению / Н. А. Лапо // Начальная
школа. – 2001. – № 11. – С. 36-38.
Конспект урока по теме «Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима».
Автор вспоминает о поездке в Италию со своей мачехой и дочерью Виталия
Бианки – Е. В. Бианки, предпринятой по приглашению прапраправнучки А. С.
Пушкина, с целью найти корни рода Бианки.
Макарова, Б. А. Лес чудес : литературный вечер / Б. А. Макарова // Читаем,
учимся, играем. – 2008. – № 11. – С. 38-43.
О жизни и творчестве детского писателя В. В. Бианки.
Николаева, С. «Я лесной колобок - колючий бок!» : народная и
авторская сказка в экологическом воспитании детей / С. Николаева // Дошкольное
воспитание. – 2009. – № 7. – С. 53-61.
Правильно подобранная по содержанию сказка станет хорошим дополнением к
наблюдениям за живыми объектами в природе. Приводятся конспекты экологических
занятий по народным сказкам, а также по сказкам В. Бианки.
Фролова, Е. А. Переплетение параллельных миров : (лингвостилистический
анализ повести В. Бианки «Одинец») / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. –
2009. – № 3. – С. 67-70. – Библиогр.: с. 70.
Комментариев нет :
Отправить комментарий