Всем нам хорошо известны такие выражения, как «на свете нет ничего случайного» и «что ни делается, всё к лучшему». Не
знаю, выпадал ли вам случай убедиться в этом лично, но я прошедшим летом такое
доказательство получила. И для этого мне пришлось: а) совершить путешествие, б)
сначала немножко заблудиться, потом в) обнаружить красивую аллею, и, наконец,
г) прогуляться по одному уютному и необычному дому, связанному с известным литературным
именем. Впечатления получила очень приятные. Лето окончилось, а впечатления
остались. О том и собираюсь рассказать. В виде фоторепортажа.
Итак, по порядку...
а) Путешествие
Мои отпускные планы-2016 строились-строились и
наконец построились. Надо сказать, довольно неожиданно даже для меня самой.
Опускаю всякие ненужные подробности и приглашаю перенестись в августовскую Башкирию. А если конкретнее, то в ее столицу Уфу. Причем тонкость
ситуации моего в ней пребывания заключалась в том, что именно в этом городе (в
отличие от некоторых других населенных пунктов Башкирии) мне выпало побыть
всего несколько часов, в промежутке между приездом/отъездом. Потому к выработке прогулочной политики по этому незнакомому мне до той поры городу я отнеслась со
всей серьезностью и заранее, еще дома, набросала себе примерный план, в который
постаралась вместить максимум того, что можно увидеть, не слишком
удаляясь от центра.
б и в) Как я заблудилась в трех соснах, или Спасительная аллея, или Что ни делается, всё к лучшему
Первое время всё шло очень хорошо. Я легко и
непринужденно попадала туда, куда планировала, вскоре даже несколько
подрасслабилась, ошибочно приняв себя за коренную уфимку. Но тут мой стройный замысел
начал давать трещину. Дело в том, что желая попасть к подножию очередной
достопримечательности, я обнаружила, что она почему-то никак не находится и моя
ходьба всё больше становится похожей на сизифову. Между тем
солнце неуклонно стремилось к зениту. Спросить дорогу, как нарочно, оказалось
не у кого: всё вокруг дышало тишиной и зноем (как сказал бы какой-нибудь поэт,
и я бы его в этом охотно поддержала, если бы у меня тогда были силы или хотя бы
веер).
И вот, когда моя одинокая печальная фигурка
готова была броситься в пучину отчаяния и печали, она (моя фигурка) вдруг
уперлась в какую-то тумбу (как впоследствии оказалось, стелу), а утомленно
шарящие в пространстве глаза сфокусировались и прочитали на табличке следующие
слова: «Стела установлена в память о
семье Аксаковых. Софьюшкина аллея – единственная в Уфе аллея классического
типа. Аллея заложена полтора века назад Софьей Аксаковой, женой первого
уфимского губернатора Григория Аксакова».
И всё это аж на трёх языках.
Тут же я, смутно начав кое-что подозревать
(говорю же, что перегрелась!), стала довольно резво оглядываться. И сразу
поняла: «что ни делается, всё к
лучшему». По левую руку от меня весело зеленела та самая Софьюшкина аллея...
...а по правую – старинное деревянное здание, в котором располагается дом-музей
русского писателя Сергея Тимофеевича
Аксакова (01.10.1791 – 12.05.1859) – автора хорошо всем известной и любимой
сказки «Аленький цветочек», а также романа «Детские годы Багрова-внука» и
некоторых других произведений.
(Упомянутый в тексте на стеле Григорий Аксаков,
кроме того, что он был уфимским губернатором, являлся еще и сыном писателя. То есть, одним из сыновей, а всего у Сергея Тимофеевича и его жены Ольги
Семеновны родилось десять детей (вернее четырнадцать, но четверо умерло в
детстве), многие из которых тоже занимались литературой.)
Стало ясно, что заблудилась я крайне
удачно, потому что попасть в уфимский дом-музей Аксакова тоже хотела, но не
очень на это надеялась по причине ограниченности времени. И вдруг такая удача!
«Вот что значит быть библиотекарем, – гордо подумала я, – даже заблудившись, интуитивно
идешь на зов истинной литературы!»
г) В гости к Аксакову
Разумеется, я, не теряя ни минуты, отправилась «в гости» к
Аксакову.
|
|
На моё счастье очередная экскурсия только-только началась, и я присоединилась к группе. Об одном только жалею, что имени нашего гида не услышала и потом не спросила.
А экскурсия оказалась очень интересной! И
необычной. По крайней мере, до сих пор в подобных мемориальных музеях мне не доводилось
видеть ничего похожего. Что я имею в виду? Об этом чуть-чуть позже.
Итак, мы двинулись по комнатам дома, в котором Сергей
Аксаков провел свои детские годы. Признаюсь, очень люблю такие дома:
деревянные, с анфиладами больших и малых комнат, старинной мебелью, множеством
милых, уютных вещиц, особым запахом и своей чарующей аурой.
В парадной прихожей...
...на стене мы рассмотрели герб рода Аксаковых и рисунок их родословного древа.
...на стене мы рассмотрели герб рода Аксаковых и рисунок их родословного древа.
|
|
В столовой, где когда-то собиралась семья, увидели большущий буфет, а на стенах – портреты друзей его родителей,
тогда еще молодых.
Там же в углу чопорно стояли старинные часы двухсот лет
от роду.
Следующая комната оказалась большой гостиной, в
которой проходили званые вечера с гостями, музыкой и танцами.
Здесь-то и проявилась в полном объеме та самая необычность, о которой я сказала чуть ранее. Никогда не видела раньше, чтобы музейные экспонаты задействовались в самом что ни на есть прикладном смысле.
Выглядело это так.
Экскурсовод, рассказывая о семье маленького
Сережи Аксакова, о традициях и балах, проходивших в их доме, зашла за
ограничительную линию, отделяющую простых смертных от экспозиции и, сев за
фисгармонию (музыкальный инструмент, более всего напоминающий маленькое пианино
и имеющий свои особенности звукоизвлечения), сыграла на нём маленькую
музыкальную пьеску, модную в те времена. Так, видимо, когда-то играла матушка Аксакова
– Мария Николаевна.
(Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что
практически в каждой последующей комнате наш гид демонстрировала какие-то
интересные вещи, беря их в руки и открывая неизвестные нам доселе секреты этих
вещей.)
Затем мы перешли в малую гостиную, или
«дамскую». В ней хозяйка дома встречалась со своими подругами, где они, как все
нормальные женщины, общались, пили чай, рукодельничали. Здесь вечером
собиралась семья или же принимали гостей, когда танцы не входили в
развлекательную программу, однако времяпрепровождение от этого не становилось менее интересным: чтение вслух, беседы на различные темы, в том числе и о литературе, которые очень любил послушать Сережа.
Парадную анфиладу комнат завершает комната
маменьки Марии Николаевны. Это было место, где она могла побыть наедине с
собой. Тут нам тоже продемонстрировали нечто любопытное. К примеру, мебельный ящик, в
котором предусмотрен тайник (он в руках у экскурсовода).
На рабочем столике маменьки лежит толстая книга.
Это лечебник Бухана, ставший настоящей семейной реликвией Аксаковых. Дело в
том, что однажды маленький Сережа очень сильно заболел, его жизнь буквально
висела на волоске, и матушка лечила его, пользуясь этим лечебником. Мальчик
постепенно выздоровел. Его спасение воспринимали словно чудо.
Кроме Сережи у его родителей Марии Николаевны и
Тимофея Степановича были еще дети. Рядом с комнатой маменьки расположилась
маленькая, «пеленочная» комнатка, предназначенная для младших детей Аксаковых. Например,
здесь в свое время жила младшая сестра Надя, которую Сережа очень любил.
|
|
В комнате представлены игрушки: от кукол и
игрушечной мебели до обычных деревянных чурочек, которыми тоже играли дети в те
времена.
Большую ее часть занимает кроватка под легким
пологом. Этот полог нужен был, в том числе и для того, чтобы болезненного
ребенка не продуло из окна.
Нам показали, как «устроены» простынно-одеяльные слои.
В этой комнате хранятся и детские «богатства»:
коллекция собранных Сережей камней, его книги.
|
|
Завершает анфиладу жилых комнат девичья или
комната для слуг. Здесь и без всяких комментариев всё об этом говорит.
|
|
Скажу еще, что именно тут услышал будущий
писатель от ключницы Пелагеи чудесную сказку об аленьком цветочке, через много
лет сделавшую его имя знаменитым.
В следующем зале нас ждало маленькое чудо.
|
|
Игрушечный кукольный театр.
Можно себе представить, каким увлекательным было
тогда это зрелище, если даже сейчас, в эпоху интернета и прочих высоких
технологий становишься ребенком, когда смотришь на него.
По дороге из комнаты в комнату фотографировала
некоторые экспонаты, мимо которых равнодушно не пройдет ни одно существо
женского пола.
Свидетели эпохи: трогательный альбомчик, перчатки, щипцы
для их растягивания, кружевной зонтик. Прелестные флакончики для духов.
|
|
Писатель С. Т.
Аксаков был большим любителем природы, заядлым рыбаком и охотником. Он и прекрасные книги на эти темы создал.
Не смогла пройти мимо старинного шкафа, на котором расположилось…
…целое святое семейство. Не настоящее, конечно.
|
|
А вот еще одна очень колоритная комната. Чуточку
таинственная, изобилующая множеством вещей. Хочется их долго и внимательно
рассматривать.
Фотографии, картины, письменные приборы, посуда,
мебель…
|
|
...карточки, живописно
обосновавшиеся под термометром.
|
|
Оказывается, визитки.
Представьте, приходит к вам гость, а вас, как на
грех, нет дома. Гость достает свою карточку-визитку и оставляет ее. Теперь вы
должны будете «отдавать» ответный визит.
Следующий зал был красивым и светлым, но особенно
запомнился тем, что в нём можно увидеть первые иллюстрации к сказке «Аленький
цветочек», выполненные художником Николаем Алексеевичем Богатовым в 70-е годы XIX
века.
Мне они понравились. Образы выглядят немного
непривычно, но работы замечательные.
Вот одна из них – «Купец и чудище» (тушь,
карандаш, белила).
Экскурсия подходила к завершению.
Мы поднялись на второй этаж.
|
|
Полюбовались на граммофон, который еще может работать,
но его берегут и используют исключительно редко. (Вполне возможно, в дни большого
юбилея писателя, который отмечается в нынешнем году, гостям Международного
Аксаковского праздника посчастливится услышать его голос).
Да, кстати! Ведь подтверждение фразы «на свете нет ничего случайного» как раз заключалось
в том, что попав в дом-музей писателя и совершая по нему экскурсию, я
совершенно не помнила (стыдно признаться, но придется!), что в 2016 году
отмечается юбилей Сергея Тимофеевича Аксакова. И лишь потом поняла, как удачно
всё сложилось.
Последний штрих прогулки по гостеприимному
дому-музею – выход на балкон.
|
|
|
Вокруг зеленели деревья. Рябины своими яркими плодами украшали окрестные виды.
Было тихо, ничего не напоминало о том, что на дворе – XXI век.
Ну, или почти ничего…
Сергей Аксаков в 1850 году написал такие
стихотворные строки (хотя поэзия не была его коньком):
Ухожу я в
мир природы,
В мир
спокойствия, свободы,
В царство
рыб и куликов,
На свои
родные воды,
На простор
степных лугов,
В тень
прохладную лесов
И – в свои
младые годы.
Расставаясь с домом Аксакова и его замечательными хранителями (огромное им спасибо, особенно нашему экскурсоводу!) с лирическим настроем, я и отправилась восвояси.
Расставаясь с домом Аксакова и его замечательными хранителями (огромное им спасибо, особенно нашему экскурсоводу!) с лирическим настроем, я и отправилась восвояси.
Еще один взгляд назад…
Теперь добрые и теплые воспоминания останутся в
моей душе навсегда. Надеюсь, что и для вас эта экскурсия была интересной!
И спасибо
всем, кто дочитал до конца!
С
уважением,
ваша
Агния.
А напоследок список литературы о писателе.
(1791-1859)
(Список литературы 2002-2016 гг.)
Бобырева, Н. М.
Художественно-игровая деятельность : работа над музыкальной сказкой «Аленький
цветочек» / Н. М. Бобырева, Н. В. Ушакова // Музыкальный руководитель. – 2012. – № 5. – С. 16-18 : фот.
О подготовке к спектаклю по сказке «Аленький цветочек» С.
Аксакова.
Выборнова, К. А.
Ребенок-рассказчик в «Воспоминаниях» С. Т. Аксакова / К. А. Выборнова // Русская речь. – 2013. – № 5. – С. 8-14.
– Библиогр.: с. 14.
Анализ семантико-стилистических приемов изображения детского
взгляда на мир в «Воспоминаниях» Сергея Аксакова.
Гаврилова, Т. В. Развитие
творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек» / Т. В. Гаврилова // Начальная
школа. – 2014. – № 3. – С. 20-23. – Библиогр.: с. 23.
Гиляров-Платонов, Н. П.
Письма Н. П. Гилярова-Платонова к С. Т. Аксакову / Н. П. Гиляров-Платонов, С.
Т. Аксаков // Русская литература. –
2010. – № 4. – С. 204-210.
Из переписки известных представителей славянофильства -
Никиты Петровича Гилярова-Платонова и Сергея Тимофеевича Аксакова.
Гриценко, З. Детство
Багрова-внука как модель взросления человека / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 . –
С. 63-71.
XIX Аксаковский праздник /
ред. журн. "Родина" // Родина.
– 2009. – № 11. – С. 26 : ил.: 2 рис.
О проведении в Башкортостане торжеств, посвященных памяти
Сергея Тимофеевича Аксакова.
Демиденко, Е. Л.
Литературные сказки. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» (особенности
художественного мира). Сказки П. П. Бажова. Сказка и сказ. Представление о
стиле речи. : лекция 7. Изучение фольклора в среднем звене / Е. Л. Демиденко //
Литература : прил. к газ. «Первое сент.».
– 2005. – № 23. – С. 35-40. – Библиогр: с. 40.
Дмитриев, А. П. Н. П.
Гиляров-Платонов и С. Т. Аксаков : (к истории знакомства и взаимоотношений) /
А. П. Дмитриев // Русская литература. –
2010. – № 4. – С. 194-204.
История взаимоотношений двух известных представителей
славянофильства – Никиты Петровича Гилярова-Платонова и Сергея Тимофеевича
Аксакова.
Жуков, К. Честь
его имени! : [к 220-летию Сергея Аксакова] / В. Чубуков // Литературная газета. – 2011. – № 38 (28 сент.-4 окт.). – С. 5.
Карданова, М. Детские
книги Багрова-внука / М. Карданова // Семья
и школа. – 2015. – № 1/2. – С. 68-77 : ил.
Литературный анализ второй части автобиографической трилогии
Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука».
Кошелев, В. А. Об
особом значении С. Т. Аксакова для русской литературы / В. А. Кошелев // Русская литература. – 2013. – № 1. – С.
21-32.
Особенные черты писательского дара Сергея Тимофеевича
Аксакова.
Кузнецов, В. «Утихнут
мнимые бури...» : к 212-й годовщине со дня рождения великого русского писателя
С. Т. Аксакова / В. Кузнецов // Москва. –
2003. – № 10. – С. 211-215.
Главнейшим героем книг Аксакова выступает природа. В ней
самой, почти ещё не тронутой человеком, разворачивает писатель картины
провинциальной дворянской жизни России второй половины 18 – начала 19 вв. О
творчестве писателя и восстановлении родовой усадьбы Аксаковых в Знаменском
близ города Бугуруслана.
Кулешов, А. С. Род
Аксаковых в истории России / А. С. Кулешов // Вопросы истории. – 2010. – № 7. – С. 103-112. – Библиогр. в примеч.
– Примеч.: с. 111-112.
Совокупность судеб Аксаковых, как и история многих других
дворянских семей России, создает универсальный образ дворянского рода.
Левушкина, О. М. «Аленький
цветочек» и «Тридевятое царство, тридесятое государство» в сказке С. Т.
Аксакова : лингвокультурологический анализ образов-символов произведения и
категории пространства : [материал к уроку] / О. М. Левушкина // Литература в школе. – 2009. – № 8. – С.
22-25.
Летарова-Гистер, М. А.
Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» и устная сказочная традиция ХХ в. /
М. А. Летарова-Гистер // Живая старина. –
2004. – № 4. – С. 7-10. – Библиогр. в примеч.
Никитина, Е. П. Книга о «вековой»
семье / Е. П. Никитина // Русская
литература. – 2007. – № 2. – С. 201-203. – Рец на кн.: Кошелев В. А. Сто
лет семьи Аксаковых / В. А. Кошелев. – Бирск, 2005. – 380 с.
Книга В. А. Кошелева «Сто лет семьи Аксаковых» продолжает
традицию представления семьи Сергея Тимофеевича Аксакова как уникального
явления в русской жизни XIX века.
Николина, Н. А. «История
ребенка для детей...» : («Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова) / Н. А.
Николина // Русский язык в школе. –
2009. – № 2. – С.55-58. – Библиогр.: с. 58.
Речевые средства выражения точки зрения ребенка в повести С.
Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и особенности ее повествовательной
структуры.
Огарева, С. Т.
Историко-бытовой материал произведений С. Т. Аксакова / С. Т. Огарева // Начальная школа. – 2009. – № 4. – С. 46-47.
– Библиогр.: 3 назв.
Огарева, М. С. Педагогический
потенциал произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» / М. С.
Огарева // Начальная школа. – 2007. – №
9. – С. 20-24. – Библиогр.: с. 24 (5 назв.).
Саломатина, Л. Очерк
зимнего дня : [урок русского языка в 4 классе] / Л. Саломатина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое
сент.». – 2003. – № 2. – С. 14-15.
Сангаджиева, Е. П.
Действительные и страдательные причастия : на материале «Очерка зимнего дня» С.
Т. Аксакова : [интегрированный урок в 7 классе] / Е. П. Сангаджиева // Русский язык : прил. к газ. «Первое
сент."». – 2006. – № 5. – С. 29-31.
Степанов, А. В. С. Т.
Аксаков: дидактика языка и стиля / А. В. Степанов // Русский язык в школе. – 2011. – № 10. – С. 36-38. – Библиогр. в
подстроч. примеч.
Полифоничность авторского языка в произведениях Сергея
Тимофеевича Аксакова.
Темирова, А. Певец
семьи и отечества / А. Темирова // Родина.
– 2005. – № 12. – С. 115-116 : ил.
О торжествах в Уфе, посвященных 200-летию великого русского
писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Убогий, А. В Казань
к Аксакову, или поиски рая / А. Убогий // Наш
современник. – 2016. – № 2. – С. 224-235.
О путешествии в Казань, в город, в котором учился С. Т.
Аксаков. Анализ творчества русского писателя.
Угрюмов, В. Е. Пейзаж в
«Очерке зимнего дня» С. Т. Аксакова / В. Е. Угрюмов // Русская речь. – 2010. – № 3. – С. 7-9. – Библиогр.: с. 9.
Анализ произведения Сергея Аксакова «Очерк зимнего дня»:
организация повествования, присутствие автора, выразительные средства
изображения природы.
Чванов, М. «Плод же
духовный есть любы, радость, мир, долготерпение...» : [беседа с
вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры М.
Чвановым] / М. Чванов ; беседовал В. Морозов // Наш современник. – 2002. – № 9. – С. 145-153.
Беседа посвящена Аксаковскому фонду, созданному и возглавляемому
М. Чвановым и роли династии Аксаковых в соединении двух великих духовных
цивилизаций: Православия и Ислама.
Чуркин, А. А. Сюжет и
герой в мемуарной прозе С. Т. Аксакова / А. А. Чуркин // Русская литература. – 2009. – № 3. – С. 109-115.
Мемуарная проза как важный составной элемент литературной и
общественной жизни.
Чуркин, А. А. Тема и
мотивы в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова / А. А. Чуркин // Русская литература. – 2009. – № 1. – С.
133-145.
Автор рассматривает лишь некоторую часть мотивов и архетипов,
связанных с понятием «семья».
Шатохина, О. Передать
любовь / О. Шатохина // Литературная
газета. – 2010. – 6-12 окт. (№39). – С. 5.
О юбилейном празднике С. Т. Аксакова в г. Уфе
Шеваров, Д. Гнездо :
перечитывая С. Т. Аксакова / Д. Шеваров // Новый
мир. – 2008. – № 12. – С. 120-132.
О Сергее Тимофеевиче Аксакове и его книге «Детские годы
Багрова-внука».
Здравствуйте, Агния! Как удачно Вы заблудились! Спасибо за экскурсию, спасибо, что поделились своими впечатлениями! И как библиотекарь, конечно, список. Профессионально!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Подумываю о продолжении эксперимента) Надо будет поехать в какой-нибудь город вообще без плана и идти наугад. Самой уже интересно, куда выйду)))
УдалитьСпасибо за комментарий поддержки!