четверг, 5 октября 2017 г.

Уроки красоты и обаяния

К Дню учителя


Учитель – больше чем профессия, и в ней не бывает мелочей. Совсем по другому поводу когда-то сказанное поэтом: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», кажется, именно в учебной аудитории, воплощается наиболее зримо. И здесь не только о «слове» стоит задуматься. Педагог выходит к своим ученикам и порой даже не догадывается, ЧТО они запомнят и унесут с собой в будущую свою жизнь через толщу дней и лет: его улыбку или его хмурый взгляд, его доброе слово или грубую отповедь, грациозный поворот головы или шаркающую кавалерийскую походку. Мелочи? Вы, правда, думаете, что всё это не важно? Или вдруг начинаете припоминать собственные примеры из школьного прошлого?..
Сегодня, в праздничный для всех педагогических работников день, не будем разбирать глубинную суть учительства, где тесно переплетаются сотни умений и навыков: учить и воспитывать, поддерживать дисциплину, работать с родителями, заниматься хозяйственными проблемами и прочая, и прочая. Попробуем затронуть лишь внешнюю сторону. Как выглядит учитель, из чего складывается его имидж. И какие шаги можно предпринять, чтобы этот самый имидж улучшить. Для этого обратимся к текстам нескольких книг и статей (их список приведен в конце поста).

«Каждый из нас создает определенный образ – имидж представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.»
Такое определение приведено в книге А. А. Калюжного «Психология формирования имиджа учителя».
Кстати, автор на этом не останавливается и далее цитирует еще несколько определений из различных словарей. В том числе и из «Педагогического словаря» Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова: «Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании».
Опираясь на имеющиеся определения, А. А. Калюжный выделяет основные составляющие имиджа. Среди них не последнее место занимает внешний облик, помогающий «привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нём должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям».
Но не выручит никакая красивая одежда, если человек не будет задумываться о том, обладает ли он в глазах окружающих привлекательностью, обаянием.
А каких людей можно назвать привлекательными? Перечень их качеств, приведенный в этой книге, выглядит так.
«Привлекательные люди:
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством юмора;
- ведут себя естественно;
- веселы;
- часто и охотно говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют смеяться над собой;
- быстро вызывают человека на разговор о нём самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны, с ними легко в общении».
Даже если, по собственным ощущениям, вы не всё из перечисленного можете со спокойной совестью назвать своими сильными чертами, не отчаивайтесь, автор дает надежду любому, кто не боится трудностей и хочет измениться: «Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой и приносит хорошие результаты…»
В книге А. А. Калюжного найдется много полезного для тех, кто заинтересован в этой работе над собой. Названия разделов говорят сами за себя: «Теоретические основы психологии имиджа учителя», «Технология формирования имиджа учителя», «Педагогическая техника в формировании имиджа учителя», «Диагностика педагогического имиджа».

Не помешает в процессе саморазвития обратить внимание на книгу Виктора Шепеля «Имиджелогия: секреты личного обаяния», адресованную более широкому кругу читателей, всем, кто хотел бы располагать к себе людей и, в том числе, тем, кому это нужно в профессиональной деятельности.
В качестве эпиграфа автор выбрал высказывание П. А. Вяземского: «Искусство нравиться есть тайна, которая, даруемая ли природой или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти; в последней дани ей немногие и отказывают».
Зависть – чувство недостойное и разрушительное, потому постараемся не идти у него на поводу и продолжим заниматься продуктивными делами – изучением себя и работе над собой. Для этого книга В. Шепеля предоставляет широкое поле возможностей. Но, прежде чем засучить рукава и приняться за серьезную работу в этом направлении, автор предлагает ответить на простенький вопрос: «Кто вы?»
Именно так называется один из множества тестов, имеющихся в издании.

Теперь читаем расшифровку…

…и оцениваем его справедливость.
Надо сказать, что здесь приведена лишь первая часть теста «Кто вы?». С помощью второй выявляются и другие особенности личности.

В книге «Имиджелогия» содержится много именно практического материала: тестов, анкет, упражнений, рекомендаций. Думаю, большинство женщин, к примеру, заинтересует тест «Одежда – характер – судьба» или правила макияжа и выбора прически. 

Но вернемся к профессиональному имиджу учителя. Сергей Курганский в статье «Психологический портрет учителя. Педагог и ФГОС» подробно рассматривает структуру имиджа с присущими ей компонентами, перечисляет обязательные для учителя умения.
Вот что говорится об «образном компоненте» имиджа:
«На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Образный компонент его имиджа – это не только природные данные (рост, комплекция и т. д.), но и мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка».

Учителю нельзя забывать об этом ни на минуту, потому что он всегда на виду, его образ ежедневно оценивается, а на основе оценок делаются выводы и даже рождаются стереотипы.

По мнению Сергея Полякова, автора статьи «У зеркала два лица : Об имидже классного руководителя», существует не один, а целых три образа учителя. Первый, тот, что можно назвать стереотипом массового сознания, возникающий у большинства людей благодаря художественной литературе, фильмам, телевидению. Второй – это образы, которые несет в себе сам учитель. Третий – сложившийся в сознании учеников по опыту каждодневного общения. Все эти образы и есть разные лики учительского имиджа. Второй и третий образы как раз и рассматриваются в статье. Там вы тоже найдете некоторые полезные упражнения, подсказки.
Вот, например, какие действия педагога относят его в восприятии школьников в разряд авторитетных и доброжелательных:
«Овладение нейтральной территорией, например, прохода и между рядами в классе; расположение в помещении в центре; дозированные властные жесты; вторжение в личное пространство по разрешению; горизонтальная жестикуляция; присоединяющие жесты; визуальный контакт; естественная улыбка».
Охарактеризованы в публикации также и типы учителей, которых можно обозначить как «авторитетный, но недоброжелательный», «неавторитетный, но доброжелательный» и «неавторитетный и недоброжелательный».

Во многом перекликается с предыдущим материалом и статья С. А. Керенской «Творческий портрет учителя: взгляд на профессионала». Автор искренне обеспокоен падением престижа профессии и пытается нащупать выход из непростой ситуации. В качестве полезной меры могут послужить исследования всего разнообразия взглядов на учителя и «извне», и «изнутри».
В процессе одного констатирующего эксперимента среди учителей словесности выяснились любопытные вещи.

«…При описании создавшегося у них образа учителя′ отмечали: уставший, замотанный, вечно раздраженный; человек средних лет, чаще женщина, с недовольным выражением лица; замотанная тетенька с вываливающимися из рук пачками тетрадок; скромен, нетребователен, поэтому такая зарплата и отношение к нему в обществе и т.д.
А вот, например, как студент-третьекурсник, побывавший на первой в своей жизни педагогической практике, видит современного учителя: «Урок начинается, она, не обращая внимания на то, что дети совершенно не настроены на серьезную работу, словно так и должно быть, здоровается с ними и начинает урок. <…> Даже в ее голосе слышна усталость и далеко не глубокая заинтересованность – ни самой темой, ни ответами детей…»

Конец цитаты, как принято говорить.
Да, проблем очень много, с этим не поспоришь, но дети-то не виноваты. Что же им, как я уже сетовала выше, с этим образом «замотанной тетеньки» (извините, любимого учителя!) в памяти идти всю дальнейшую жизнь?
Думаю, здесь уместно будет вспомнить отрывок из произведения, ставшего настоящим гимном любви и преклонения перед Учителем.
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание…» (Валентин Распутин. Уроки французского)

Этот образ герой рассказа пронёс в сердце через всю жизнь.

Дорогие учителя, от всей души желаю вам, несмотря ни на какие проблемы и трудности, оставаться энергичными, любящими и оптимистичными! Пусть ученики всегда помнят вас как истинных профессионалов, доброжелательных и авторитетных, способных блестяще передавать знания, учить думать, и в то же время как красивых светлых людей, пример вкуса, достоинства и доброты!
С праздником! И спасибо за то, что вы есть!

С уважением,
ваша Агния

Список использованной литературы

Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 222 с. – (Б-ка рук. образоват. учреждения).

Керенская, С. А. Творческий портрет учителя: взгляд на профессионала / С. А. Керенская // Народное образование. – 2011. – № 8. – С. 154-157.

Курганский, С. Психологический портрет учителя. Педагог и ФГОС / С. Курганский // Управление школой : [журн. Изд. Дома «Первое сент.»]. – 2015. – № 1. – С. 14-19.

Поляков, С. У зеркала два лица : Об имидже классного руководителя / С. Поляков // Классное руководство и воспитание школьников : [журн. Изд. дома «Первое сент.»]. – 2013. – № 3. – С. 6-9.

Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 168 с. : ил.
______________________________ 

*Все издания имеются в фонде отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ.
______________________________
Читайте также другие посты, приуроченные к Дню учителя:
5 октября - День учителя (притчи об учителях)

100 учителей, ставших писателями. Или наоборот...
Часть 1
Часть 2

6 комментариев :

  1. Здравствуйте, Агния! Всех учителей, педагогов, и всех, кто связан с обучением - с праздником!
    День учителя - праздник особый,
    Полный света, добра и тепла!
    В этот день очень хочется, чтобы,
    На минуту забыв о делах,
    Отложив и журнал, и указку,
    Озарили улыбкой Вы класс.
    Быть учителем - это прекрасно!
    Будьте счастливы! С праздником Вас!
    Спасибо за интересный пост!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Большое спасибо за замечательное поздравление!
      Я Вас тоже от души поздравляю с праздником! Желаю здоровья, радости и успехов!

      Удалить
  2. С Днем учителя осенним,
    Полным солнца, теплоты.
    Пусть наполнится вдруг сердце
    Чувством счастья, доброты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо Вам большое! Взаимно поздравляю и желаю всего самого доброго!

      Удалить
  3. Агния, замечательный материал для педагогов! Здорово! Очень люблю ваши посты, по-настоящему книжно-библиотечные! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, спасибо!!! Как же вы умеете порадовать и вдохновить!

      Удалить