19 октября – известная дата, давно и прочно
связанная с именем Александра Сергеевича
Пушкина. Лицейский период имел в его жизни важнейшее значение. И
объясняется это не только тем, что в Царском Селе юный Саша Пушкин обрёл прекрасных учителей,
верных друзей и собственное осознание себя Поэтом. Но именно Лицей стал для него
истинной семьёй. По крайней мере, это было ощущение, пронесённое через всю его жизнь, такую трагически недолгую...
Любопытная
деталь: если мы перечитаем стихотворения А. С. Пушкина, то не найдём в них
упоминаний ни матери, ни отца. Это не может не удивить. Ведь, как правило, роль
родителей очень важна, а родные образы так или иначе отражаются в творческом
воображении их выросшего и сформировавшегося ребёнка.
Тут
мы наблюдаем не совсем типичный случай. Объяснением служит история детства
нашего великого поэта.
Дом на Немецкой улице в Москве, где родился Пушкин. С фот. А. Шкипер |
Конечно, Александр Сергеевич знал свою родословную и говорил: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие".
Но вот семья, в которой он родился,
была весьма своеобразна. Небогатые
Пушкины, не любящие и не умеющие хоть сколь-нибудь успешно вести своё
хозяйство, вместе с тем стремились жить беззаботной светской жизнью. И это
противоречие постоянно ставило их в трудные материальные условия.
Сергей Львович Пушкин |
Воспитание детей тоже не особо занимало их. Например, сам поэт получил дома только прекрасное знание французского языка да пристрастился к чтению благодаря библиотеке отца Сергея Львовича.
Общеизвестно также, что мать, Надежда Осиповна, не слишком жаловала старшего сына, который слабо отвечал её представлениям о том, каким должен быть сын таких блестящих родителей (Саша в детстве был несколько неуклюж, рассеян и неизящен). Неудивительно, что «прекрасная креолка», как звали её в свете, довольно холодно относилась к нему, будто удивляясь и злясь на собственную «неудачу». Порой будущему поэту приходилось переживать трудные времена в родительском доме.
Саша Пушкин в возрасте 2-3 лет. Неизв. художник |
Следствием
такого положения дел стало то, что в дальнейшем своё детство Пушкин вспоминал
мало и редко, будто решительно вычеркнув его из своей памяти. Это
психологически вполне объяснимо: мы стараемся реже возвращаться к моментам,
которые для нас тяжелы. Если ему и хотелось «побывать в детстве», он вспоминал
именно Лицей.
Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг. |
Ведь эта жизненная пора слишком важна для любого человека, чтобы
его место зияло пустотой или чернотой. Именно детство закладывает в характеры,
мироощущения, привычки всё самое устойчивое и основополагающее. Такой отдушиной
для Александра Сергеевича стали лицейские годы. Даже если в действительности в
это время не всё было идеальным и прекрасным, человек, переживший в дальнейшем
многие горести, преследования, клевету, ссылки, видит тот ушедший в прошлое мир
чистым, полным дружеских связей, романтических чувств, взаимовыручки.
Беннер Ж. А. Портрет императора Александра I |
Интересно,
что Лицей по первоначальному плану императора Александра I
был призван стать местом воспитания его младших братьев Николая и Михаила.
С. Карделли. Портрет Великого князя Михаила Павловича. 1814 г. (с оригинала Изабе) |
О. А. Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1814 г. |
Подраставшие в атмосфере безграничной власти они нуждались в осознании того, как в дальнейшем по-человечески относиться к другим людям, не столь высоко стоящим на социальной лестнице.
Видимо, их характеры уже начинали складывались
таким образом, что возникла такая необходимость.
Дж. Доу. Портрет П.П.Коновницына |
Иначе их наставник – генерал
П.П.Коновницын – не дал бы им в своё время такого совета: «Если придёт время командовать Вам частями
войск… старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей
невозможного. … Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут».
Но
идее не дано было воплотиться, великие князья не учились в Лицее. Потому оно
стало придворным и престижным, однако не так заоблачно
авторитетным, как было запланировано вначале. Воспитанники получили обширное образование, хотя не всегда
системное и продуманное. Это привело к некоторой поверхностности знаний
лицеистов.
Комната № 14, в которой жил Пушкин |
Но бесспорной удачей попавших туда мальчиков было погружение в особую атмосферу дружбы и уважения к личности (к слову, в Лицее не было телесных наказаний, как в других учебных заведениях той поры). Здесь поощрялось литературное творчество воспитанников, потому пробовали писать почти все, хотя и с разной степенью успешности.
Классная комната |
Актовый зал Лицея |
В нынешний год 200-летия Бородинского сражения, не могу не упомянуть и момента,
связанного с этим событием.
Незабываемое впечатление для любого человека, а тем более для мальчишек, только
начавших жить (напомню, в 1812-ом лицеистам от 11 до 15 лет).
Ф. Верне. Пущин И.И., 1817 г. |
Иван Пущин писал: «Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея».
Они будто ощутили и увидели саму Историю!
Александр
Сергеевич Пушкин так вспоминал в своём стихотворении на 19 октября 1836 года:
Вы помните: текла за
ратью рать,
Со старшими мы братьями
прощались
И в сень наук с досадой
возвращались,
Завидуя тому, кто
умирать
Шёл мимо нас…
Бородинское сражение. Неизв.художник. Гравюра начала 19 в. |
И
это в ту минуту не звучало как ложный пафос, а чётко отражало их
психологический настрой.
Конечно,
за шесть лет обучения бывало всякое: группы, конфликтовавшие между собой;
некоторая изолированность от мира, напоминавшая монашескую; другие не слишком
приятные моменты… Но в целом, эту тягу лицеистов к традиционным ежегодным встречам
19 октября, можно объяснить не только данной клятвой (« …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября»),
но и тоской по атмосфере их юности и идеалу дружбы. Воспоминания с годами
только укрепляли их круг.
День
выпуска, 9 июня 1817 года, был наполнен еще множеством различных ритуалов.
Одна
из самых известных традиций в Лицее – разбивать после выпускных экзаменов
лицейский колокол, в течение шести лет собиравший учеников на занятия. Каждый
выпускник брал на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви,
тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих
вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков
колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца. Чугунное кольцо в
виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его
лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом. Эти кольца
директор надел выпускникам лицея – и они стали «чугунниками».
Для
награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты
золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом
Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова
символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к
Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».
В
день выпуска первых лицеистов, прозвучала «Прощальная песнь воспитанников
Царскосельского лицея», сочинённая Антоном Дельвигом:
Простимся, братья! Руку
в руку!
Обнимемся в последний
раз!
Судьба на вечную
разлуку,
Быть может, здесь
сроднила нас!
Друг нá друге остановите
Вы взор с прощальною
слезой!
Храните, о друзья,
храните
Ту ж дружбу с тою же
душой,
То ж к славе сильное
стремленье,
То ж правде - да,
неправде - нет.
В несчастье - гордое
терпенье,
И в счастье - всем равно
привет!
Они
запомнили это стихотворение на всю жизнь, как пароль своего братства.
Е. А. Энгельгардт (1775—1862) |
Директор
Егор Антонович Энгельгардт напутствовал своих воспитанников такими словами: «Идите вперед, друзья, на новом вашем
поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно
бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя,
храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте
нас...»
Лицей
был закончен, закончилось детство, но ничто не изменило силу влияния и воспоминаний об этом
периоде.
В доказательство приведу один только факт.
Когда
человек уходит из жизни в сознании, он, как правило, вспоминает всё самое
дорогое и любимое. Умирающий Александр Сергеевич Пушкин не вспомнил своих
родителей, не позвал здравствующих брата и сестру (хотя всегда испытывал к ним
нежные чувства). Он вспомнил Лицей: «Как
жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было
умирать».
Друзья мои, прекрасен
наш союз!
Он как душа неразделим и
вечен –
Неколебим, свободен и
беспечен
Срастался он под сенью
дружных муз.
Куда бы нас не бросила
судьбина,
И счастие куда б ни
повело,
Всё те же мы: нам целый
мир чужбина;
Отечество нам Царское
Село.
(1825
г.)
Использованные источники:
Императорский
Царскосельский лицей // Википедия [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_Царскосельский_лицей
Лотман,
Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : Биография писателя : пособие для учащихся / Ю.
М. Лотман. – Изд. 2-е. – Ленинград : Просвещение, 1983. – 255 с. – (Сер. «Биография писателя»).
Первый
выпуск Царскосельского лицея // Тушинский хомяк [Электронный ресурс] : [сайт]. *
*Примечание: краеведческий портал не работает.
*Примечание: краеведческий портал не работает.
Здравствуйте, Агния! Искала информацию о 19-м октября...по скайпу с дочерью говорили на эту тему. Агния, этот пост -бальзам на душу, именно сегодня! "В несчастье - гордое терпенье,
ОтветитьУдалитьИ в счастье - всем равно привет!" Да будем все счастливы, живы и здоровы)
Спасибо!)
Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо Вам! Очень радостно, что пост понравился, что оказался нужен! Написала его давно, тогда блог был в самом начале пути, и откликов не дождалась, а потом и время прошло... Сейчас, после Вашего комментария, перечитала материал. Вроде бы неплохо))
УдалитьС Днем лицея Вас! С прекрасным, светлым, во всех смыслах, днем!
ПОЧЕМУ 19 ОКТЯБРЯ? мЫ ЖИВЕМ ПО СТ.С
ОтветитьУдалитьТИЛЮ?
Конечно, мы живем по другому календарю, и большинство дат переведены на новый стиль, но эту все-таки отмечают особым образом. Ведь А. С. Пушкин посвятил множество стихотворений именно 19 октября, было бы немного странно праздновать День лицея 31 октября. Вы считаете такое решение неправильным?
УдалитьПривет, дорогая! Ищу необычную инфу о Пушкине, и где, конечно - в товем блоге и блоге некоторых коллег Людмилы Лоневской, например...), набрала в поиске ПУШКИН и... зависла. Когда мы с дочерью переехали в Россию, то первое место, куда я ее повезла, был Питер и это атмосферное место... Дортуары лицеистов, и тот, где жил Пушкин и Пущин, и актовый зал, где он поразил наповал Державина, и классные журналы, где его отметки... и многое другое видели... И еще Тынянова люблю, его "Пушкина" готова читать бесконечно.
ОтветитьУдалитьАгния, спасибо за пост!
Ирина, здравствуй! Очень хорошо, что "выстреливают" мои старенькие посты. Мне иногда жалко их, потому что некоторые даже я сама без ложной скромности считаю вполне интересными, но тогда читателей было мало и материалы эти прошли почти незамеченными.
УдалитьЧто касается Питера, Пушкина (поэта и города), то тут с тобой безоговорочно солидарна. Обожаю их всех!) В Питер влюблена по уши, а в Лицее была два раза, и еще бы пошла, конечно. Непередаваемое какое-то ощущение! Кстати, возьму на заметку Тынянова, надо будет перечитать.
Спасибо тебе, что нашла этот пост и за твои воспоминания, они живо пробудили мои!