пятница, 12 апреля 2013 г.

Добрый гений русского искусства


За своим письменным столом в своём любимом костромском имении Щелыково умер человек. Он приехал туда, чтобы отдохнуть «от разных беспокойств», но всё-таки принялся за работу как обычно, как привык за многие годы, хотя и чувствовал себя очень плохо. Из-под его пера в тот момент выходил перевод пьесы В. Шекспира «Антоний и Клеопатра». Много других замыслов и планов ожидали его. Но случилось то, что случилось. Смерть унесла творца, которого можно смело назвать Шекспиром русского искусства. Последний акт славной жизни закончился…
Тот самый письменный стол.
Сделан руками хозяина

В прощальном слове секретарь покойного сказал: «Из темного царства, из мрака невежества и заблуждений ты выводил людей на путь ясный, открытый... Созданною тобой драмой ты осветил их умы, смягчил сердца, вдохнул в них чувства человечности... Велик твой добрый гений! Велики твои заслуги для Русской земли!».

А в местной метрической книге появилась запись: «Июня второго помер, похоронен пятого числа, помещик усадьбы Щелыково, губернский секретарь Александр Николаевич Островский 63 лет, от разрыва сердца. Погребение совершили... на приходском кладбище».

Итак, тайн больше нет! Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823 г. – 2 (14) июня 1886 г.), великий русский драматург, имя которого хорошо известно нашим соотечественникам, да и не только им. Пьесы его до сих пор с успехом идут и за рубежами нашей страны.

Но вернёмся на несколько десятилетий назад и вспомним некоторые моменты из жизни Островского.

Семья, в которой родился будущий писатель – родоначальник русского национального театра – от искусства была далека. Родители – из духовного сословия, но отец пошёл по юридической стезе. По его настоятельному желанию сын Александр тоже начинал с такой карьеры. Однако она не стала для молодого человека любимым делом на всю жизнь, но зато дала богатый опыт и сюжеты для дальнейшего литературного творчества. Уроженец Замоскворечья, он не мог не наблюдать с самого детства быт, отношения, говор тамошних обитателей: простых людей, купцов, дворян. С детства же любил читать и пользовался богатой отцовской библиотекой. Это сочетание причин не могло не повлиять однажды на судьбу Островского.
К. Н. Рыбаков (Большов)
и М. П. Садовский (Подхалюзин)
в постановке Малого театра.
1892 г.

Первый замысел комедии родился у него в 1846 году и, как говорят разные источники, называлась она «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья». В 1847 году наброски комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» опубликовал «Московский городской листок».

Окончательный вариант автор позже назвал «Свои люди – сочтемся!» («Банкрут») (1849). Это произведение показало, что в русской литературе появился талант яркий, самобытный, не похожий ни на кого, хотя и опирающийся на опыт великих предшественников (Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя). 

Вместе с тем поднимался Островский на свой литературный Олимп не без проблем. К примеру, в 1850-ом году ту самую пьесу «Свои люди – сочтемся!» запретили к показу. Слишком уж разобиделось купечество на свой «портрет». Мало того, за автором установили надзор, чтобы ещё чего-нибудь не «натворил». Правда, с восшествием на престол императора Александра II (в 1855 г.) этот надзор прекратили, но запрет на постановку пьесы сняли ещё позже.

Всего А. Н. Островский написал почти 50 пьес, наполнив целую театральную сокровищницу, а 22 иностранные – перевёл на русский язык.
Дом-музей в Щелыково

Большое количество его произведений было задумано, начато и написано именно в любимом Щелыково, первый приезд в которое пришёлся на 1848 год. Именно тогда отец драматурга купил усадьбу в этом живописнейшем месте. С тех самых пор Островский почти ежегодно бывал там, а в 1868 году у мачехи усадьбу они с братом выкупают и она переходит в их совместную собственность.

Всё здесь располагало не только к творчеству, к отдыху и к общению с природой, но и к общественному труду тоже. Дело в том, что в Щелыкове Островский выполнял обязанности почетного мирового судьи и гласного кинешемского земства. (Так что теперь имя писателя накрепко связано с Костромской губернией по многим поводам).

С годами летняя жизнь в усадьбе становилась для Александра Николаевича всё более необходимой. Сборы и предвкушение поездки начинались задолго до её осуществления. Городская кутерьма отнимала много сил у деятеля, который в мае и июне был полностью загружен сложными делами по управлению московскими труппами, приёмом экзаменов в театральной школе, пробными спектаклями и пр.

Но художник есть художник, он способен превращать в удобный повод для наблюдения, для наполнения творческой копилки даже скучный и порой мучительный в те времена путь на тряской коляске и медлительном пароходе. Об этом говорит дневник. Драматург заносит туда множество деталей, описывающих нравы, обычаи населения, красоту природы, великолепные памятники культуры.
Островский с актёрами Малого театра

Человеком он вообще был замечательным. Не блистал богатырским здоровьем, не отличался сказочным богатством, не славился внешней красотой, но его доброту, юмор, жизнелюбие, общительность, гостеприимство, заботу о ближнем, готовность помочь отмечали все, кто был с ним знаком. С удовольствием Александр Николаевич приглашал в Щелыково своих друзей и знакомых, чтобы и они смогли вдоволь налюбоваться здешней красотой, надышаться волшебным воздухом. Например, в одном письме, адресованном собирающемуся к нему в гости знакомому, читаем следующее: «Стеснить нас Вы ни в каком случае не можете. У нас такой обычай: чем больше гостей и чем дольше гостят они, тем лучше». И это не формальность, он действительно так думал и чувствовал. Многие могли бы засвидетельствовать, каким радушным хозяином был Островский. Послать к поезду экипаж для встречи долгожданных гостей считалось в порядке вещей. А если визитёр появлялся неожиданно, то и в этом случае его встречали радостно и тепло, будто родного.

Нужно немного сказать и о семейной жизни Островского.

В середине 1840-х гг. познакомился в родном Замоскворечье с простой девушкой Агафьей и по-соседски стал заходить к новой знакомой «на чай». Что привлекло к ней писателя? Наверное то, что несмотря на свою малообразованность, она отличалась тактом, умом и добротой, а кроме того, чем-то напоминала Александру родную матушку, которая умерла, когда мальчику было всего девять лет.

Ох, как не нравилась эта связь с полуграмотной простолюдинкой многим знакомым Островского! Но самое главное, сильно рассердился отец – Николай Фёдорович. Он даже обещал отправить сына от греха подальше – в Саратов… нет, не к тётке, а к дальним родственникам. Пришлось влюблённым встречаться тайком. Такая подпольная жизнь продолжалась два года, а в один прекрасный день Островский, волнуясь, показал девушке свою самую первую пьесу, ту, о которой мы уже сегодня вспоминали – «Несостоятельный должник». Агафья тогда не смогла по достоинству оценить первую работу начинающего драматурга, а он так много сил и чувств отдал этим листам бумаги…

Наступивший период вообще стал переломным в его жизни. Он входит в круг творческой интеллигенции, становится сотрудником журнала «Москвитянин» (1850 г.), а в 1851 г. навсегда отказывается от чужой для себя службы в суде и с головой уходит в литературно-театральную работу. Проба сил состоялась, путь был найден.

Мелкий чиновник Островский остается в прошлом, потому не всё гладко идёт и в отношениях с Агафьей. Были моменты отчуждения, непонимания… Было в жизни драматурга сильное чувство к актрисе Любови Косицкой (именно она стала прототипом, а затем и первой исполнительницей роли Катерины в постановке пьесы «Гроза»)… Но всё же почти 20 лет длился союз, прекратившийся лишь со смертью Агафьи. Она во многом повлияла на то, как формировался Островский-художник. Уход жены писатель воспринял трагически. Не мог сесть за работу, ощущал безразличие к себе и окружающему миру.
Косицкая Л.
Гравюра с рисунка И. Лебедева.
Середина XIX в.

Роль ангела-хранителя, написанную на сей раз не Островским, а всемогущим автором на небесах, смог сыграть лишь один человек – Мария Бахметьева (1845-1906). Молодая актриса Малого театра познакомилась с Островским недавно, на читках его пьесы. Теперь эта девушка посчитала необходимым подставить дружеское плечо в трудную минуту.

«Александр Николаевич, ну съешьте хоть ложечку бульона, – уговаривала она. – Что же, я напрасно варила

«Спасибо, деточка, не хочется...»

Но девушка оказалась не из робких. Не оставляла уговоров, пока он не проглатывал пусть даже несколько спасительных ложек.

Скоро Маша стала вести все дела Островского и за два года сумела превратиться в абсолютно незаменимого человека. Истинное её значение для себя драматург ощутил, когда Бахметьева на неделю уехала из Москвы.

«Машенька, не оставляйте больше меня одного...» – сказал он, когда девушка наконец вернулась.

«Да я бы рада, Александр Николаевич, только родители... жениха мне присмотрели. Замуж, говорят, пора...»
1879 г.

 В 1869 году А. Н. Островский и М. Бахметьева обвенчались. К этому времени Александру Николаевичу было уже около пятидесяти лет, он – признанный мастер, его прекрасные пьесы («Бедность – не порок», «Гроза», «Доходное место» и др.), идут в лучших театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Он печатается в журнале «Современник», избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, в его доме постоянно бывают лучшие деятели искусства того времени. Одним словом, многого достиг этот человек.

Но всё-таки открылась новая страница судьбы. В семье появились четыре сына и две дочери (все рождённые в гражданском браке с Агафьей дети умирали в раннем возрасте). Находясь в Щелыково, Александр Николаевич стремился уделять им как можно больше внимания, что приносило удовольствие и ему, и детям. Они вместе ходили в лес за грибами и ягодами, купались, рыбачили, гуляли пешком и катались на лошадях. Много времени в семье посвящали занятиям музыкой. Обе дочери играли на рояле, жена Мария Васильевна хорошо пела.

К сожалению, большой проблемой, омрачавшей мысли Островского, были постоянные материальные трудности. Не могут не задеть за живое признания, прозвучавшие в письме 1870-х гг. директору императорских театров С. А. Гедеонову: «Всей усталой душой моей жажду освободиться от постоянной заботы о насущном хлебе, освободиться от торопливой, срочной работы, насилующей и убивающей талант. Вся беда моя в том, что я никогда не уверен, буду ли я сыт завтра!»

В 1870-1880-е гг. был написан ещё ряд пьес, навсегда вошедших в золотой фонд мировой драматургии («Волки и овцы», «Лес», «Красавец-мужчина», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Снегурочка» и т. д.).

Но внутренняя напряжённость и страх перед завтрашней неопределённостью подтачивала его здоровье, сокращая годы жизни. В последнее лето так надеялся он сам и его семья на волшебную целительную силу родимой щелыковской сторонки!

Но, насилу добравшись до усадьбы, Островский очень страдал в последние дни от слабости и недомоганий. В какой-то момент почувствовал себя лучше, только оказалось это последним всплеском активной и насыщенной жизни Александра Николаевича…

Говоря как-то о сущности и роли драматургии и драматических писателей, Островский написал: «История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома: такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а наконец, и для всего света».

Что ж, к нему сказанное относится в полной мере.
Кадр из х/ф "Женитьба Бальзаминова" (1964)

В советское время пьесы А. Н. Островского тоже постоянно ставились в театрах, изучались, экранизировались в кино, хотя тогда многим казалось, что некоторые его герои в нашей стране навсегда сошли с исторической дистанции. Вроде бы ушла эпоха грубых купцов, вороватых приказчиков, самовлюблённых дворян. Власть денег сильно урезана, и зритель не очень разбирается в банкротствах, акциях, векселях, долговых ямах. Общество стремительно шагает в светлое будущее и ему на этом пути необходимо избавляться от лжи, предательства, подлости, лицемерия, самодурства, сословного неравенства… Только ведь, не будь в реальной жизни никаких причин обращаться к наследию драматурга, вряд ли оно избежало бы забвения. Значит под изменившейся формой угадывалось зрителями вечное содержание.

Время вновь показало нам свою способность к удивительным превращениям. Поменялся строй и идеология. Вернулось в полном объёме всё то, о чём порой с иронией, порой с горечью, порой с печалью писал талантливый Александр Николаевич Островский. Мы вновь с удивлением узнаём в персонажах из XIX века черты и приметы абсолютно современные. Не говоря уж о банкротствах, акциях и векселях. Рано, ох как рано праздновали «выигранный» бой за человеческие души! Есть ещё о чём подумать после чтения или просмотра его пьес!
Памятник в Щелыково

Самое же главное, к чему обращался писатель – сердце человеческое. Пока живо, оно в состоянии услышать зов добра и милосердия. Не всё в мире купишь, не всё продашь. Не только выгода и сила правят бал. Так считал великий создатель русского национального театра. Остальное – на наше усмотрение. Выбор есть всегда.



Предлагаю вашему вниманию викторину
«Героини пьес А. Н. Островского».
Попробуйте проверить себя.




Ребусы
Названия каких пьес А. Н. Островского зашифрованы.

1.




2.


3.


Список литературы об А. Н. Островском

Агапова, И. А. Драматург на все времена / И. А. Агапова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 1. – С. 12-21. – Библиогр.: с. 21.
О жизни и творчестве русского драматурга А. Н. Островского.

Айзерман, Л. С. «Гроза» без грозы / Л. С. Айзерман // Русская словесность. – 2007. – № 2. – С. 13-20. – Продолж. следует.
Как сделать прочтение пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского понятной для современных школьников.

Айзерман, Л. С. «Гроза» без грозы / Л. С. Айзерман // Русская словесность. – 2007. – № 3. – С. 2-12. – Продолж. Начало в № 2.
Сочинение учащихся по «Грозе» Александра Николаевича Островского, анализ конкретных эпизодов.

Богданова, П. Выстрел Паратова / П. Богданова // Современная драматургия. – 2012. – № 4. – С. 211-217.
Анализ действия и событий в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» с целью определения особенностей ее драматургической структуры.

Герасимова, Н. Н. Урок по драме А. Н. Островского «Бесприданница» : из опыта составления опорного конспекта : 10 класс / Н. Н. Герасимова // Литература в школе. – 2006. – № 9. – С. 31-33.

Грачева, И. В. Художественная деталь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» / И. В. Грачева // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 16-20.

Демченко, А. А.  Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев об А. Н. Островском / А. А. Демченко // Изучение литературы в вузе : сборник статей. – Саратов : Научная книга, 2007. – С. 30-37.

Дьяченко, О. А. Антитеза в пьесе А. Н. Островского «Лес» : Х класс / О. А. Дьяченко // Литература в школе. – 2007. – № 3. – С. 32-34.
Купеческая среда в пьесе А. Н. Островского «Лес». Использование автором приема антитез и контрастов. Для проведения урока литературы в 10 классе.

Ермакова, Н. В. Проводы зимы / Н. В. Ермакова // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 67-69.
Сценарий праздника составлен по мотивам сказки А. Н. Островского «Снегурочка».

Журавлева, А. И. Александр Николаевич Островский / А. И. Журавлева // Энциклопедия для детей. – Москва : Аванта+, 1998. – Т. 9 : Русская литература, ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX века. – С. 585-594.

Журавлева, А. И. Островский Александр Николаевич / А. И. Журавлева // Русские писатели : биобиблиографический словарь / под ред. П. А. Николаева. – Москва : Просвещение, 1990. – Т. 2 : М – Я. – С. 105-113.

Журавлева, А. И. Островский и Некрасов: художественная продуктивность органической народности / А. И. Журавлева // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. – 2008. – № 3. – С. 46-53.

Журавлева, А. И. Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи / А. И. Журавлева // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 11-16.

Зарубина, Л. И. Лица и маски : внеклассное чтение с элементами театрализации по пьесе А. Н. Островского «Лес» / Л. И. Зарубина // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 41-46.

Исакова, И. Н. Антропонимы в социально-бытовых пьесах А. Н. Островского / И. Н. Исакова // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. – 2009. – № 5. – С. 142-150. – Библиогр.: с. 149-150 (7 назв.).
В социально-бытовых пьесах А. Н. Островский выбирал имена и фамилии своим персонажам, стремясь соотнести семантику антропонима с характером персонажа. В раннем творчестве он нередко придумывал фамилии своим героям, а в позднем – всегда использовал реальные фамилии, но при этом необычные, редкие. Драматург также обыгрывал в пьесах семантику распространенных фамилий, делая их «говорящими». Некоторые фамилии основаны на аллюзиях.

Кабыкина, Ю. В. Списки действующих лиц в пьесах А. Н. Островского / Ю. В. Кабыкина // Русская словесность. – 2009. – № 1. – С. 20-25.
О рамочных компонентах в пьесах А. Н. Островского.

Коточигова, Е. Р. Еще раз о споре Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева по поводу «Грозы» А. Н. Островского / Е. Р. Коточигова // Русская словесность. – 2011. – № 6. – С. 27-36.
О различных трактовках пьесы «Гроза» русскими критиками Николаем Добролюбовым и Аполлоном Григорьевым.

Кошелев, В.  В городе Калинове : (драма Островского «Гроза») / В. Кошелев // Литература : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2003. – № 27-28. – С. 13-17.

Лебедев, Ю. В. О национальном своеобразии драматургии А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2008. – № 8. – С. 2-7.
Особенности драматургии А. Н. Островского, как представителя русской национальной драматургии в сопоставлении с западноевропейской.

Лебедев, Ю. В. О финале «Грозы» А. Н. Островского / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 19-21.

Лубкина, И. Город Калинов. Капкан : урок на тему «Мир, запечатлённый в пьесе «Гроза» / И. Лубкина // Учительская газета. – 2006. – 24 окт. – С. 11.

Менделеева, Д. После «Грозы», или несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой / Д. Менделеева // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2001. – № 5. – С. 1-3.

Москвина, Т. Ум – хорошо, а сердце лучше / Т. Москвина // Литература : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 8. – С. 34-40.
О творчестве А. Н. Островского.

Островский Александр Николаевич // Энциклопедия литературных героев : русская литература второй половины XIX века. – Москва : Олимп : АСТ, 1997. – С. 305-356.

Подольская, О. «Пучина» Островского и «Дядя Ваня» Чехова: преемственность или заимствование / О. Подольская // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2001. – № 6. – С. 5-6.

Приемышева, М. Н. Из истории русской лексикографии: словари Н. В. Гоголя и А. Н. Островского / М. Н. Приемышева // Русский язык в школе. – 2009. – № 1. – С. 88-92. – Библиогр.: с. 92.
Анализ лексикографической практики Н. В. Гоголя и А. Н. Островского.

Пугач, В. Е. Эта странная странница Феклуша / В. Е. Пугач // Литература : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 6. – С. 46-47.
Хрестоматийно известный диалог Кабанихи и Феклуши при внимательном прочтении может выявить новые смыслы. О них и идет речь в статье.

Ревякин, А. И.  А. Н. Островский в Щелыкове / А. И. Ревякин // Костромка [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа: http://kostromka.ru/revyakin/literature/9.php

Ревякина, А. А. К творческой истории пьес А. Н. Островского : под надзором цензуры / А. А. Ревякина // Русская словесность. – 2009. – № 6. – С. 17-23. – Библиогр.: с. 22-23.
Анализ цензурного происхождения пьес А. Н. Островского.

Ризельян, Ж. И. «На всякого мудреца довольно простоты...» : викторина / Ж. И. Ризельян // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 9. – С. 36-41.
Как провести викторину на уроке литературы в 9-10 классах по творчеству А. Н. Островского.

Рогалев, А. Ф. Имя и образ в драме А. Н. Островского «Гроза» : (ономастическое прочтение) / А. Ф. Рогалев // Филологические науки. – 2010. – № 4. – С. 15-26. – Библиогр.: с. 26.
Традиционная образная характеристика главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» – «луч света в темном царстве» – предлагается автором в иной интерпретации.

Роговер, Е. С. Драма А. Н. Островского «Бесприданница» / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2011. – № 4. – С. 9-14.
Архитектоника пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», новый метод изображения человека в ней, связь с более ранней «Грозой».

Сухих, И. Русская литература. 19 век / И. Сухих // Звезда. – 2006. – № 8. – С. 224-234. – Продолж. Начало: №№ 9-12, 2005; №№ 1-7, 2006.
О творчестве А. Н. Островского.

Федотов, А. С. Письма М. Н. Островского А. Н. Островскому : 1848-1849 гг. / А. С. Федотов // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. – 2011. – № 3. – С. 194-221.
Рассматриваются письма Михаила Николаевича Островского к брату-драматургу.

Фесенко, Э. Я. «Что делать... век такой. Иду за веком»: «практические натуры» в русской драматургии XIX века / Э. Я. Фесенко // Литература в школе. – 2011. – № 5. – С. 2-8.
Проблема отношения русской литературы к деловым людям, принципы изображения купечества в пьесах А. Н. Островского; образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

Чернец, Л. В. Асаже, или Галломания в Замоскворечье : (об иноязычных вкраплениях в пьесах А. Н. Островского) / Л. В. Чернец // Русская словесность. – 2008. – № 3. – С. 26-32.
Об иностранном языке персонажей в пьесах русского драматурга.

Чернец, Л. В. Жанры пьес А. Н. Островского / Л. В. Чернец // Русская словесность. – 2009. – № 1. – С. 11-19.

Черных, Г. А. Готовимся к сочинению / Г. А. Черных // Русская словесность. – 2008. – № 3. – С. 24-26.
О методике подготовки к сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

Шабельникова, В. Островский и его «Снегурочка» / В. Шабельникова // Будь здоров!. – 2011. – № 12. – С. 84-87, 4-я с. обл. : 5 фот., 1 рис.
Костромскую усадьбу Щелыково называют родиной Снегурочки. Именно здесь у Александра Николаевича Островского (1823-1886) возникла идея сказочной пьесы «Снегурочка». Сейчас здесь находится Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково».

Шешуков, С. Проверочная работа по драме А. Н. Островского «Гроза» / С. Шешуков // Литература : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2006. – № 19. – С. 18-19.

Щеблыкин, И. П. Об основном конфликте драмы «Гроза» А. Н. Островского / И. П. Щеблыкин // Литература в школе. – 2008. – № 8. – С. 21-23.
Размышления автора статьи над вопросом о том, что было причиной самоубийства Катерины – протест или избавление от мук душевных?

Щукин, В. Заметки о мифопоэтике «Грозы» / В. Щукин // Вопросы литературы. – 2006. – № 3. – С. 180-195.
Свойства изображённого пространства, характеристика времени и вечности, значение образов стихий в драме «Гроза» А. Н. Островского.

После регистрации с компьютеров СГУ (ЗНБ СГУ)  
в полнотекстовой электронной библиотеке e-Library, вам будут доступны следующие статьи:

Зорин, А. Н.  А. Н. Островский: разрушение мизансцены : (к проблеме авторской ремарки в драматических произведениях) / А. Н. Зорин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2009. – Т. 9, № 3. – С. 63-67.

Зорин, А. Н. «Держась за голову, прыгает от радости» : о некоторых аспектах формальной конструкции пьес А. Н. Островского бальзаминовского цикла / А. Н. Зорин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2009. – № 3. – С. 17-21.

Зубов, А. Е. Драматургия А. Н. Островского в интерпретации сценографов сибирских театров 1940-х-1980-х гг. / А. Е. Зубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 8. – С. 107-113.

Кислова, Л. С. «Провинцальная Кармен»: традиции А. Н. Островского в пьесе Л. Разумовской «Майя» / Л. С. Кислова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 13-18.

Коробов, А. В. Многозначность чёрного цвета в драматургии А.Н. Островского / А. В. Коробов // Современные исследования социальных проблем : (электронный научный журнал). – 2012. – № 5. – С. 36.

Куркина, Т. Н. Грех в драматургии А. С. Пушкина и А. Н. Островского («Борис Годунов» – «Василиса Мелентьева») / Т. Н. Куркина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2012. – № 5. – С. 54-87.

Кустова, Л. С. Фразеология как средство речевой характеристики персонажей в драматургии А. Н. Островского (на материале пьес «Свои люди – сочтемся» и «Воспитанница») / Л. С. Кустова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – Т. 13, № 4. –С. 131-135.

Ломов, А. Г. Сведения о «Фразеологическом словаре драматургии А. Н. Островского» / А. Г. Ломов // Филоlogos. – 2007. – Т. 1-2, № 3. – С. 68-77.

Мосалева, Г. В. Трилогия А. Н. Островского о смуте: история и поэзия / Г. В. Мосалева // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 5-1. – С. 124-128.

Музалевский, Н. Е. Ранние пьесы А. Н. Островского в письмах П. В. Анненкова и И. С. Тургенева / Н. Е. Музалевский // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 221-226.

Овчинина, И. А. Драматургия А. Н. Островского в контексте русской журналистики 1840-1880-х гг. / И. А. Овчинина, Е. Ю. Фаркова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2011. – № 70. – С. 784-803.

Тютелова, Л. Г. Особенности субъектной сферы драматургии А. Н. Островского / Л. Г. Тютелова // Вестник Самарского государственного университета. – 2010. – № 77. – С. 178-183.

Хапалов, А. А. Путь А. Н. Островского к сотрудничеству с журналом «Современник» / А. А. Хапалов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 154, № 2. – С. 132-136.

Чайкина, Т. В. Жанровая природа драматического этюда («Неожиданный случай А. Н. Островского) / Т. В. Чайкина // Современные исследования социальных проблем : (электронный научный журнал). – 2012. – № 9. – С. 85.


Государственный музей-заповедник А. Н. Островского Щелыково [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://www.museumschelykovo.ru/

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

6 комментариев :

  1. Спасибо, очень интересный материал.
    Не знаю. как у кого, у меня где-то с 7-8 класса А. Островский один из самых любимых писателей. Как ни странно вроде бы для 15-16-17 летнего возраста - но "болела" я тогда Демоном Лермонтова, рассказами Чехова (эта болезнь оказалась хронической и неизлечимой))))) и... пьесами Островского. В гор. библиотеке раскопала сборник его пьес - книжка толстенная, большого формата и довольно-таки затрепанная, где-то наверное 50-х годов издания. И наслаждалась! Своеобразием языка, яркостью типажей героев, фотографическим вИдением быта тогдашнего времени. А потом, спустя годы, интерес к А.Островскому подпитался прекрасными экранизациями, частыми радиоспектаклями, театральными постановками... Так что сегодняшний материал - помимо каких-то фактов неизвестных - для меня еще и возврат в юность, в школьные годы... Спасибо!

    И вопрос - где (или как) можно ответить на вопросы ребуса?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отклик! Честно говоря, с большим волнением писала про Островского. Всё-таки не детективы сочинял, не фантастику :) Замечательно, что его судьба оказалась Вам интересной, да ещё и с давних пор.
      Насчёт ребуса. Особой сложности не добивалась. Тут больше была задумка поделиться тем, как это можно сделать, например, учителю литературы.
      Если хотите, то можете в комментарии ответить :)
      или, чтобы другим не подсказывать, по почте: fbpi2011@yandex.ru

      Удалить
  2. Замечательный материал! Прочитала с большим интересом. К сожалению творчество Островского знаю недостаточно, чтобы попробовать свои силы в викторине, но после прочтения материала очень захотелось восполнить пробелы в собственных знаниях. Спасибо Вам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за добрые слова!
      Думаю, что Ваше восполнение пробелов будет приятным: очень уж "сочный" он писатель. А если в хорошей постановке посмотреть, вообще удовольствие!

      Удалить
  3. Согласна с Вами, Агния, Островский актуален и поныне! Под впечатлением от Вашего поста посмотрела спектакль театра Олега Табакова "На всякого мудреца довольно простоты". Образы словно из нашей жизни списаны, и глумовых своих хватает. Видно, пороки человеческие ничто не исправит... А как хорош Безруков в роли главного героя, да и прочие актеры интересны: Наталья Егорова, Марина Зудина, Евгений Киндинов - одно сплошное удовольствие! В общем, Островский жил, Островский жив, Островский будет жить! Думаю, что и через следующие двести лет нашим потомкам будет что примерить на себя из пьес этого величайшего драматурга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, что "встретились" с Островским! Тоже планирую пересмотреть кое-что из любимого. Может быть, в майские праздники получится. Обожаю фильм "Женитьба Бальзаминова" с гениальным (без преувеличения) актёрским ансамблем. 100% антидепрессант :)
      Очень нравится "Не всё коту масленица" - спектакль с фееричным Виталием Соломиным, который просто "купался" в этой роли.
      Да много ещё чего, всё не буду перечислять.
      Давняя моя мечта (из практически несбыточных) - посмотреть телеспектакль "Женитьба Белугина" (с Василием Бочкарёвым в гл. роли), о котором ходят легенды, но найти его никто не может.

      Удалить