А
уж коли есть настолько сильный аллегорический образ, то он должен всенепременно быть воплощен
в искусстве. Как именно и всегда ли это была только женщина-мать? Давайте об этом сегодня и поговорим.
Но
вначале несколько общих сведений, которые приведу, поскольку, оказывается, до
сих пор не все внятно могут объяснить, как называется этот государственный
праздник и почему именно эта дата для него выбрана.
Итак,
официально 12 июня – коротко и ясно – День России.
Некоторая
путаница с названием, царящая в иных головах связана с тем, что первоначальное
именование праздника, учрежденного 12 июня 1992 года, звучало как «День принятия
Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» и тем самым фиксировало
знаковое событие новейшей отечественной истории, свершившееся на первом съезде
народных депутатов РСФСР двумя годами раньше (1990). Многие стали ошибочно называть
12 июня Днем независимости России. Не будем им уподобляться.
12
июня 1998 года первый Президент России Б. Н. Ельцин предложил переименовать праздник
в «День России», что и было закреплено официально в 2002 году.
На
том перейдем к непосредственной теме этого поста.
Определимся.
Согласно словарям, аллегория – это выражение отвлеченного понятия в конкретном
художественном образе; иносказание.
В искусстве аллегориями "баловались" давно. Превратить "отвлеченное понятие" в узнаваемый образ для зрителя, читателя, слушателя да еще на высоком художественном уровне – интереснейшая задача. Так появлялись аллегорические образы эмоций, пороков, времён года, стран... Всего и не перечислить. Какие же аллегории вызывала в творческих людях Россия?
Образ
родной земли, безусловно, – один из самых важных в человеческом сознании. Неудивительно,
что он крепко связан с обликом матери родившей, взрастившей, воспитавшей. У нас таковой появился еще в период Древней
Руси и закрепился под влиянием трудов Максима Грека и Андрея Курбского в XVI
веке. В дальнейшем его можно отыскать в текстах Феофана Прокоповича, в
поэзии В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. С течением веков он получил широкое
распространение во всех видах искусства.
Так Матушка-Россия выглядит на белогвардейском плакате "В жертву Интернационала" (1920) |
Особенно
ярко этот образ «засиял» после революции 1917 года и в эпоху Гражданской войны,
когда приверженцы монархической идеологии воспринимали свершившееся как
поругание святой России-Матушки. Большевики же, напротив, считали его архаичным. Однако не нужно думать, что материнский образ был ими отвергнут.
Вовсе нет! В советское время, и особенно в период Великой Отечественной войны, он
был невероятно востребован, но трансформировался в образ Родины-Матери.
Каждый из вас вспомнит множество тому подтверждений: зовущая в бой Родина-Мать на
Мамаевом кургане в Волгограде, скорбящая Мать-Родина на Пискаревском кладбище в
Санкт-Петербурге, суровая, взывающая – на плакате «Родина-Мать зовет!»
Давайте
обратимся к еще нескольким произведениям искусства разных эпох и, возможно, чуть менее известным.
Первым
из чувства гостеприимства представим взгляд «со стороны». К 1840-му году
относится картина немецкого живописца Филиппа Фейта (1793-1877) «Аллегория
России». Надо сказать, что кисти художника также принадлежат изображенные в
виде женских фигур Германия и Италия. К их трактовке вопросов нет. А вот нашу
державу-девушку, если бы не российский герб на ее груди, ну и, не название
картины, узнать было бы затруднительно. Нет, выглядит она хорошо. Это
симпатичная молодая дама, за внешним спокойствием которой чувствуется
внутренняя сила и уверенность в себе. Может удивить только то, что художник
написал портрет, начисто лишенный привычных стереотипов: вместо сарафана и
кокошника – шляпа с пером и западного стиля одежда; вместо румянца во все
круглые щёки – интересная бледность и тонкие черты лица; вместо пшеничной косы
до… пояса – кудри и короткая стрижка; вместо расписных теремов за спиной
высятся средневековые европейские зАмки.
Зато образ, представленный в работе "Россия" выдающегося отечественного скульптора
Матвея Афанасьевича Чижова (1838-1916), вполне отвечает традициям. Скромно потупившаяся
девушка в русском головном уборе.
Кстати,
судьба мастера, создавшего это произведение, достойна огромного уважения.
Выходец из семьи бывшего крепостного крестьянина, Матвей Чижов своим трудом и
талантом достиг звания академика Императорской академии художеств. Среди
множества принадлежащих ему работ назову лишь три: скульптурная группа «Просветители»
на Памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (над ней Чижов работал
еще будучи студентом!), знаменитый памятник императрице Екатерине II на площади
Островского в Санкт-Петербурге, а также ныне не сохранившийся памятник
императору Александру II в Саратове (об этом
памятнике я немного рассказывала в одном из моих прошлогодних постов.
Памятник "Тысячелетие России" (Великий Новгород). Группа "Просветители" работы М. А. Чижова |
Чижов М. А. Памятник императрице Екатерине II
(Санкт-Петербург) |
|
Если
разговор зашел о скульптуре и, в частности, о величественном
монументе «Тысячелетие России», вернемся к нему еще раз.
Справедливо и в целом воспринимать его как аллегорию нашей страны, но все-таки среди
составляющих композицию памятника многочисленных фигур есть одна, которая
непосредственно олицетворяет собой образ России.
На
самом верхнем ярусе располагается группа «Православие»: стоящий ангел с крестом,
а перед ним коленопреклоненная женщина в национальной одежде, одной рукой она
молитвенно касается груди, другой – поддерживает круглый щит с изображением
двуглавого орла и датой «1862» (год тысячелетия России и год сооружения
памятника). Посланник небес благословляет Россию, а подножием им служит
огромный шар, обозначающий державу. Эта группа создана однокурсником Матвея
Чижова, скульптором Иваном Шредером по эскизу художника Михаила Осиповича
Микешина.
Аллегорический
образ России может увидеть всякий, кто приедет в город Пушкин (бывшее Царское
Село) Ленинградской области и посетит Екатерининский дворец. В поражающем
воображение (свидетельствую как очевидец) Большом зале…
…нужно
только поднять голову и взглянуть на потолок. Когда взор ваш немного привыкнет
к открывшемуся великолепию, вспомните, что это состоящая из трёх частей аллегория
«Триумф России», которая написана в 1752–1754 годах по эскизу венецианского
художника-декоратора, приехавшего в Россию по приглашению Ф.-Б. Растрелли, Д.
Валериани (1708–1762).
Обратите
внимание, одна из частей называется «Аллегория России» (кроме нее есть «Аллегория
Победы» и «Аллегория Мира»).
История самого дворца и этой росписи из-за событий Великой
Отечественной войны могла закончится трагически. Только чудом и невероятным человеческим подвигом объясняется то, что мы наслаждаемся сегодня этой красотой. Действительно, «Триумф России».
Не сказать о том, что Россия, Русь не всегда
изображалась художниками как женщина, значило бы погрешить против истины. Вот, к примеру, полотно, которое все
знают. Поскольку нет в его названии никаких прямых указаний на аллегорию с нашим
Отечеством как в предыдущих примерах, я не собиралась о нём говорить, но потом
мне попались на глаза слова автора картины – Виктора Михайловича Васнецова.
«Как
это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, но натолкнули меня
приняться за «Богатырей» мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я,
особенно по утрам по парку, любовался кряжистыми великанами, и невольно
приходила на ум мысль:
Это
ведь наша матушка-Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь! Не страшны
ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия!
А
уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть,
приснилось!»
|
Современное изобразительное искусство тоже не остается в стороне от этой темы. Вновь перед вами женское олицетворение Родины. Работа российского художника Эдуарда Порфирьевича Панова "Матушка Русь".
Очень
богат аллегорический ряд и в стихотворном творчестве, посвященном России. Часто здесь можно найти
и материнский образ.
Вероника
ТУШНОВА
***
Вот
говорят: Россия...
Реченьки
да березки...
А
я твои руки вижу,
узловатые
руки,
жесткие.
Руки,
от стирки сморщенные,
слезами
горькими смоченные,
качавшие,
пеленавшие,
на
победу благословлявшие.
Вижу
пальцы твои сведенные, –
все
заботы твои счастливые,
все
труды твои обыденные,
все
потери неисчислимые...
Отдохнуть
бы, да нет привычки
на
коленях лежать им праздно...
Я
куплю тебе рукавички,
хочешь
– синие, хочешь – красные?
Не
говори «не надо», –
мол,
на что красота старухе?
Я
на сердце согреть бы рада
натруженные
твои руки.
Как
спасенье свое держу их,
волнения
не осиля.
Добрые
твои руки,
прекрасные
твои руки,
матерь
моя, Россия!
Есть сравнения России с сердцем, без которого нельзя жить.
Юлия
ДРУНИНА
***
О,
Россия!
С
нелегкой судьбою страна...
У
меня ты, Россия,
Как
сердце, одна.
Я
и другу скажу,
Я
скажу и врагу –
Без
тебя,
Как
без сердца,
Прожить
не смогу...
Иные
брали масштаб олицетворения еще более глобальный.
Римма
КАЗАКОВА
***
Прозрачно
Подмосковье, как росинка
на
крохотном березовом листе.
В
росинке отражается Россия
во
всей своей прозрачной чистоте.
Прозрачно
елок синее сиянье.
Проталины
прозрачны и ручьи.
И
песни, что слагают россияне.
И
первые весенние грачи.
Идешь
ли по грибы или на лыжах,
прямым
путем или тропинкой вкось, –
рябинника,
снежинка, каждый рыжик
просвечивают
стеклышком насквозь.
И
человек, что был глухим, незрячим,
становится
вдруг светел и прозрачен.
И
я сама былинкою свечусь,
бесстрашию
открытости учусь.
Гляжусь,
как в речку дерево,
в Россию,
где
у лугов и вод — как у огня,
где
я пройду сквозь каждую осинку
и
каждая осинка – свозь меня.
И,
словно это я леса растила,
луга
косила, ставила дома,
во
мне Россия, будто я – Россия,
и
я в России – как она сама.
Виктор
БОКОВ
***
Откуда
начинается Россия?
С
Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О
чем грустят глаза ее степные
Над
камышами всех ее озер?
Россия
начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот
в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она
горит и светит в темноте.
Отсюда
все дела ее большие,
Ее
неповторимая судьба.
И
если ты причастен к ней –
Россия
Не
с гор берет начало, а с тебя!
В
одном из своих стихотворений Арсений Тарковский дал образ природный. Россия как могучее дерево.
Арсений
ТАРКОВСКИЙ
СЛОВАРЬ
Я
ветвь меньшая от ствола России,
Я
плоть ее, и до листвы моей
Доходят
жилы влажные, стальные,
Льняные,
кровяные, костяные,
Прямые
продолжения корней.
Есть
высоты властительная тяга,
И
потому бессмертен я, пока
Течет
по жилам – боль моя и благо –
Ключей
подземных ледяная влага,
Все
эР и эЛь святого языка.
Я
призван к жизни кровью всех рождений
И
всех смертей, я жил во времена,
Когда
народа безымянный гений
Немую
плоть предметов и явлений
Одушевлял,
даруя имена.
Его
словарь открыт во всю страницу,
От
облаков до глубины земной. –
Разумной
речи научить синицу
И
лист единый заронить в криницу,
Зеленый,
рдяный, ржавый, золотой...
1963
Но,
пожалуй, самым мощным в аллегорическом отношении можно считать другое
стихотворение этого же автора.
Арсений
ТАРКОВСКИЙ
***
Кони ржут за Сулою…
Русь
моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты
для новобрачного – свадебная скатерть,
Для
младенца – колыбель, для юного – хмель,
Для
скитальца – посох, пристань и постель,
Для
пахаря – поле, для рыбаря – море,
Для
друга – надежда, для недруга – горе,
Для
кормщика – парус, для воина – меч,
Для
книжника – книга, для пророка – речь,
Для
молотобойца – молот и сила,
Для
живых – отцовский кров, для мертвых – могила.
Для
сердца сыновьего – негасимый свет.
Нет
тебя прекрасней и желанней нет.
Разве
даром уголь твоего глагола
Рдяным
жаром вспыхнул под пятой монгола?
Разве
горький Игорь, смертью смерть поправ,
Твой
не красил кровью бебряный рукав?
Разве
киноварный плащ с плеча Рублева
На
ветру широком не полощет снова?
Как
– душе дыханье, руке – рукоять.
Хоть
бы в пропасть кинуться – тебя отстоять.
Пожалуй,
тут нечего добавить. Наша Родина – для каждого своя, каждый может увидеть в ней
и собственное отражение, и всё, что любит, к чему стремится, чем гордится, о
чем мечтает, над чем размышляет. Вместе с тем Россия – древняя и новая, патриархальная и
современная, нежная и суровая, радостная и скорбящая – у нас вовеки одна. Давайте
не забывать об этом и делать всё от нас зависящее, чтобы страна наша жила и
здравствовала. А значит, будем жить и здравствовать мы.
Конечно, тема, о которой мы сегодня говорили столь огромна, что не раскрыта и малая ее часть. Но всё-таки пора расставаться.
А в качестве бонуса предлагаю композицию французской группы Naïve
«Mother Russia», чтобы и музыкальное искусство тоже не обиделось, потому что ему тоже есть о чем сказать.
С праздником, дорогие друзья! Поздравляю и вас, мои соотечественники, и всех тех, кто живет в других странах и желает России добра!
Мира вам, радости, любви, успехов, свершений, творчества, счастья, благополучия!
С
уважением и любовью,
ваша
Агния
___________
___________
К
предыдущим Дням России были опубликованы посты:
Здравствуйте, Агния! Недаром заглянула к Вам, прежде чем закрыть ноутбук. Поразительная глубина, лиричность публикации, столько интересных сведений и фактов! Придётся зайти снова, на свежую голову. Агния, 12-е июня - мой личный праздник. Это день рождения моей дочери) Вот так две даты сошлись! С днём России всех читателей и гостей Вашего блога, Агния!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Ивановна! Рада, если тема поста понравилась! Спасибо большое! От души поздравляю и с нашим общим, и с Ваши личным праздником! Как Вы ювелирно попали)) Здоровья, счастья, всег благ!
УдалитьАгния, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам ОГРОМНОЕ-ПРЕОГРОМНОЕ за сообщение!
Столько материала! Я смотрю на него как на то, что развивает меня, расширяет мой кругозор.
Какие интересные картины Вы показали и о них рассказали, какие замечательные стихи поэтов ХХ века опубликовали в сообщении.
Красиво, мудро, душевно, патриотично!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Ох, огромное Вам спасибо за такие добрые слова! В них заключена главная идея рождения этого блога, ведь наш отдел (а ранее библиотека Пединститута) десятилетиями помогал и помогает в подготовке будущих учителей. Потому особенно вдохновляет, когда учителям и библиотекарям нравятся и полезны мои посты.
УдалитьС праздником, Агния! С Днем России!
ОтветитьУдалитьДорогая Ирина Михайловна, с праздником!
УдалитьЗдравствуйте, Агния! Спасибо Вам за такую подборку. Почему-то сразу на ум пришли слова Тоси из фильма "Девчата": "Мам Вер, знаешь ты кто? Героиня! Никто её не заставляет, а она всё учится и учится!". Это же надо самоорганизоваться суметь, чтобы изучить всесторонне такую тему и выбрать самое интересное.
ОтветитьУдалитьУ меня, как у явного визуала, очень отозвались незабвенные "Богатыри", понравилась картина Панова. Очень в тему пришлась простота и глубина фотографии с руками, очень передаёт смысл темы "Россия-матушка". И очень оригинально, мне показалось, выполнена фотография с девушкой в одежде, имитирующей развивающийся флаг.
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Про Тосю повеселило)) Я не знаю, как она себя самоорганизовывала, но зато могу сказать про себя. Если тема увлекает, наоборот, остановиться трудно) Начинаю копаться в материале, попутно узнавать что-то еще, иногда неожиданные находки при этом случаются. И неизбежно хочется поделиться своими "открытиями". А вдруг кого тоже увлечет или пригодиться в работе. Иногда получается)
УдалитьБольшое спасибо Вам за комментарий!)
Спасибо, Агния, за такой интересный материал! С наступающим праздником!
ОтветитьУдалитьНаталия Викторовна, большое Вам спасибо! С праздником!
УдалитьАгния, как всегда полный и глубокий материал. Факты известные и не очень... Скульптура Чижова там где девушка опустила взгляд - очень милая.
ОтветитьУдалитьДа, кстати, ради интереса открой в поиске любом Памятник Екатерине Второй в Краснодаре Микешина и найди 10 отличий)
Находится он возле нашей Пушкинки, каждый день мимо хожу... Ходила))) до самоизоляции)
Спасибо за пост, очень здоровский)
Иринушка, спасибо!!! А пямятник императрице, да, мне попадались очень похожие в других городах, в т.ч. в Краснодаре. Вот, кстати, об Екатерине: ей ведь тоже дали официальный титул Мать Отечества, а в народе Матушкой величали.
УдалитьАгния, привет!
ОтветитьУдалитьНесколько раз пыталась твой пост не только прочесть, но и увидеть- не получается. А любопытно стало картину Фейта увидеть:)
Света, здравствуй! Не поняла, у тебя картинки не грузятся что ли? Вообще все или часть? Вроде бы всё на месте, и никто не жаловался.
УдалитьАгния, так я же ж в деревне!)) Тут с интернетом у нас проблематично.
УдалитьПоэтому я читаю и домысливаю;)
Тогда понятно. Выдвигаю версию, что деревня не потерпела конкурентов по части красивых видов. Ну, зато потом будет повод зайти еще раз)
УдалитьЗдравствуйте, Агния! С Днём России! Спасибо за такое прекрасное поздравление-сообщение!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Я очень рада! Спасибо Вам большое! С праздником!
УдалитьАгния, монументальный пост в честь монументального праздника)
ОтветитьУдалитьДля меня Россия сразу же "У неё коса пшеничная, родниковые глаза". И пою)
Родину-мать в Волгограде видела школьницей. До сих пор помню внутреннюю дрожь от величия и ком в горле от масштаба трагедии матерей России.
А вообще-то Россия - это все мы, девчонки,по отдельности) желаю нам счастья глобального и личного,тогда всей стране будет радостно и тепло)
Ирина, а то! Нежности прибережем к 8 марта)
УдалитьСкажу (тоже как очевидец), что Родина-мать и на пятый раз производит не менее сильное впечатление. Тем более, когда сама уже мать и тебе гораздо большее открывается в этой жизни.
А что касается нас, девчонок, то это вообще не обсуждается, так и есть. Чем мы лучше, красивее, счастливее, умнее, вдохновеннее и энергичнее, тем и Родина наша лучше, красивее, (далее по списку). Да будет так! И, желательно, во веки веков.