Как и многие другие вузы, Саратовский государственный университет несколько лет назад активно
начал налаживать сотрудничество с разработчиками электронно-библиотечных систем (ЭБС). Звучит скучновато, но не спешите делать выводы.
Во-первых, напомню, что это за системы такие, чем они хороши.
Частенько бывает, что мы ищем в сети Интернет интересующую
нас информацию, но попадается что-то не слишком авторитетное или не очень-то
полнотекстовое (хоть волком вой!).
Потому как тут не обрадоваться, узнав, что ваш вуз приобрёл ЭБС (теперь уже, наверное, во всех вузах они есть), и это даёт вам право бесплатного использования электронных версий множества книг (по большей части учебников и учебных пособий) и журнальных статей.
К примеру, студенты, преподаватели и сотрудники СГУ имеют возможность доступа к нескольким таким полнотекстовым базам: «Znanium.com», «ibooks.ru», «РУКОНТ», «Юрайт», ЭБС издательства «Лань».
Потому как тут не обрадоваться, узнав, что ваш вуз приобрёл ЭБС (теперь уже, наверное, во всех вузах они есть), и это даёт вам право бесплатного использования электронных версий множества книг (по большей части учебников и учебных пособий) и журнальных статей.
К примеру, студенты, преподаватели и сотрудники СГУ имеют возможность доступа к нескольким таким полнотекстовым базам: «Znanium.com», «ibooks.ru», «РУКОНТ», «Юрайт», ЭБС издательства «Лань».
Красота! Сидя в родном кресле, выходишь на соответствующий сайт,
отыскиваешь нужную книгу и, попивая чаёк-кофеёк, читаешь её… Удобно, не так ли?
Но если вы (сейчас
обращаюсь к тем, кто учится или работает в СГУ имени Н. Г. Чернышевского!),
вдохновлённые моими словами, зайдёте в них (сидя в родном кресле), первоначально
не зарегистрировавшись с компьютера, входящего в сеть СГУ, то станет вам грустно
даже если чай будет с любимыми печеньками, потому что всезнающие ЭБСы сразу
«поймут», что вас тут «не стояло», и все свои богатства они надёжно скроют… ровно
до того светлого момента, когда вами будет создан личный кабинет в каждой из интересующих
вас систем.
А сделать это очень просто! Для того, чтобы в любое время
дня и ночи, и с любого компьютера иметь доступ к представленным в названных ЭБС
учебникам и учебным пособиям, надо прийти в медиазал отдела общественных и педагогических наук ЗНБ (ул.
Бахметьевская, 9) или в отдел научной информации ЗНБ, при этом твёрдо
помня адрес своей электронной почты и придумав логин и пароль, и зарегистрироваться
в ЭБС, потратив не более 20-30 минут (зависит от степени вашей компьютерной
гениальности))).
Возможен, конечно, и такой вариант, как самостоятельная первоначальная
регистрация (тоже обязательно с компьютера, входящего в сеть СГУ!), но, как
показывает наш опыт, иногда лучше сделать это с помощью профессионалов и под их
чутким руководством, чем потом долго (опять же вместе с профессионалами) ломать
голову над тем, почему что-то не получается и что было сделано неправильно.
Итак, вступительное слово завершено. Надеюсь, оно вас не
сильно утомило!
Приступим к делу.
А дело в том, что я представляю вашему вниманию виртуальный обзор книг, которые после
вышеприведённых манипуляций с регистрацией в ЭБС, вы сможете прочитать.
Поскольку 2014 год объявлен в России Годом культуры, в одном
из первых постов в этом году мы говорили о слове «спасибо» – важном слове для успешного и взаимно приятного общения
людей. Оно прекрасно, но это лишь одно слово. Пришла пора затронуть тему культуры речевого общения
в целом. Именно она, так или иначе, отражается в выбранных
мной книгах.
Есакова, М. Н. Русский
язык и культура речи : Нормы современного русского литературного языка : учебное
пособие для переводчиков / М. Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова, Г. М. Литвинова. –
Москва : Флинта : Наука, 2012. - 280 с.
Конечно, учебное
пособие несколько специфично, потому что прежде всего предназначено для будущих
переводчиков, помогая им повысить коммуникативную компетенцию. И, поскольку
Саратовский госуниверситет готовит специалистов в области иностранных языков,
издание может их заинтересовать.
Но и всем тем, кто
хочет повысить уровень своей речевой культуры, тоже не мешает обратить внимание
на эту книгу.
Петрякова, А. Г.
Культура речи : учебное пособие для средней школы / А. Г. Петрякова. – Москва : Флинта : Риторика-А,
2006. - 488 с.
Цель этого пособия –
формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения,
использования грамматических форм на примере анализа распространенных ошибок. Книга
содержит занимательный и доступный теоретический материал по языковой норме,
вариантам нормы и выразительным средствам русского языка, комплекс упражнений и
справочник.
Для учащихся и
учителей-словесников.
Среди глав можно найти такие: «Многословие», «Употребление синонимов», «Употребление новых слов», «Клише и штампы» и многое-многое другое.
К примеру, авторы предлагают прочитать и подумать над содержанием
отрывка из книги К. И. Чуковского «Живой как жизнь». Прочитала и не могу не
процитировать)))
«Письмо незнакомой читательницы: «Нынче летом была я в Мисхоре. На морском берегу невдалеке от меня расположилась обнаженная красавица. Глядя на нее с восхищением, я невольно повторяла стихи:
Всё в ней гармония,
всё диво…
Каждая линия ее
прекрасного тела была так благородна, что нельзя было не вспомнить античную
статую. Через три дня красавица заговорила со мной и сразу показалась мне
уродиной. Слова ее были такие:
- Ну и взопрела я на
этом пляжу!»
И мне вспомнился
другой такой же случай.
Какая-то «дама с
собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим знакомым, какой у
нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно:
- Ляжь!
Одного этого ляжь
оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной
культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности,
молодости.
И я тут же подумал,
что, если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему
белому шпицу:
- Ляжь! –
Гуров, конечно, не мог
бы влюбиться в нее и даже вряд ли бы начал с нею разговор, который привел их к
сближению.
В этом ляжь (вместо
ляг) отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к
культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет слово.
Романова, Н. Н. Словарь : Культура речевого общения: этика, прагматика, психология / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 304 с.
В этом необычном
издании вы обнаружите не просто словарные статьи, но и практические
рекомендации по речевому поведению в разнообразных ситуациях речевой
коммуникации. Особое внимание обращается на преодоление различных трудностей в
общении, на возможности их избежания.
Для студентов вузов и
широкого круга читателей.
Вот примеры нескольких статей из словаря. Читаем и наматываем на ус…
Лезть в душу – расспрашивать человека о его сугубо личных переживаниях, психическом состоянии, когда он не желает говорить об этом. Нарушение культуры общения, вид нетактичности, допускаемый под флагом участия. Расспрашивать об этом человека, и то в меру, деликатно, целесообразно тогда, когда он сам ищет участия и утешения в связи со своими трудностями.
Манеризмы – нервные
привычки, сопровождающие речь. Входят в число дурных манер. Сюда относятся:
стучать пальцами по столу, сидеть нога на ногу, крутить пальцами, теребить край
своей одежды, вертеть руками предмет во время разговора, брать собеседника за
пуговицу и т. п.
Нахальство – грубая
бесцеремонность и дерзость. В таком поведении нескромность совмещается с
неуважительным отношением к собеседнику. В этом случае субъект не считается с
правилами поведения и с интересами других. Может быть постоянной манерой поведения
или разовым случаем. Недопустимо. Целесообразная реакция – указать субъекту на
неправильность его речи и действий, не спешить выполнять его претензии,
требования.
Филиппова, Л. С. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л. С. Филиппова, В. А. Филиппов. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 272 с.
Умение говорить
правильно, убедительно, логично и выразительно – важнейшее требование к
современному специалисту. Настоящее пособие нацелено на формирование у студента
знаний, умений, способствующих грамотному и эффективному профессиональному и
повседневному общению. Приобретенные навыки работы с устным и письменным
текстом подготовят студентов для восприятия других образовательных дисциплин.
Для студентов
нефилологических специальностей.
Далее привожу отрывки из пособия, содержащие довольно любопытные сведения.
Не знаю как вы, но я об этом случае не знала.
Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. (…) Более 2500 лет тому назад в Древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт-лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, – силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага.
Или еще такие данные, которые не могут не вызвать у филологов чувства законной гордости.
«О том, какое социальное и политическое значение придавалось языку, свидетельствуют факты:
- первые академии (во
Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
- первые звания академиков
были присвоены лингвистам (XVI в.);
- первые школы были
созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного
языка можно рассматривать еще как историю просвещения, образованности и
культуры».
А еще стихотворение…
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно продать,
И предать, и купить,
Слово можно в разящий
Свинец перелить.
(В. Шефнер)
Прислушаемся к мнению специалистов и просто мудрых людей,
советы которых не устаревают…
Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:
- не навязывайся;
- выслушай
собеседника;
- будь дружелюбен.
Важнейшим признаком
культурного речевого общения является умение слушать. (…) В свое время Плутарх
давал совет: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто
говорит плохо». (…)
Дейл Карнеги отмечает,
что хороший слушатель нужен не только выдающимся людям, обыкновенным – тоже.
(…) Исследования показывают, что не более
10 % людей умеют выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно.
Кстати, в это книге приведены и несколько применяемых в мировой
практике методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать.
Как ни жаль расставаться с ЭБС «Лань», пора посмотреть, что
предлагает нам ЭБС «Znanium.com» http://znanium.com/
– также достойный уважения ресурс.
Культура русской речи : учебник для вузов / Институт русского языка им. В. В. Виноградова ; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – Москва : НОРМА, 2008. – 560 с.
Книга представляет
собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный
систематизированный материал по данной теме. Книга учит говорить не только
правильно, но и выразительно, используя умело и по назначению разные речевые
стили. Особое внимание уделяется культуре публичного выступления, спора,
профессионального общения.
Для студентов,
аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов и факультетов, а также всех тех,
кто любит, изучает русский язык и стремится овладеть высокой культурой речи.
Маслов, В. Г. Культура русской речи : учебное пособие / В. Г. Маслов. – Москва : Флинта : Наука, 2010. – 160 с.
В пособии раскрываются
такие вопросы, как обогащение общерусского языка заимствованной лексикой,
усложнение за счет новых словосочетаний, калькированных с европейских языков,
включение новых элементов, способствующих развитию самого языка. Язык рассматривается
как динамичная, открытая для новых элементов система, которая постоянно
обогащается и преобразуется, принимая на себя функцию межнационального средства
общения в новых социальных условиях.
Для студентов,
аспирантов и преподавателей вузов.
Машина, О. Ю. Русский язык и культура речи : учебное пособие / О. Ю. Машина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2012. – 168 с. – (Высшее образование).
В учебном пособии даны
теоретические материалы и практические задания к курсу «Русский язык и культура
речи» с упражнениями к ним.
Издание предназначено
для студентов нефилологических факультетов университетов.
Рапохин, Н. П. Прикладная психология : учебное пособие / Н. П. Рапохин. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
В учебном пособии анализируются
социально-психологические и этнопсихологические особенности поведения. Дается
авторская трактовка психологической структуры личности, описаны прикладные
методы ее изучения. Рассматриваются вопросы общения и оказания психологического
воздействия на личность. На практических примерах раскрывается характеристика
стилей и конкретных видов делового общения. Излагаются особенности установления
и поддержания деловых контактов с представителями различных национальных культур.
Рекомендуется
студентам, специализирующимся в области менеджмента и международных отношений.
Пособие может быть также использовано студентами и преподавателями психологических
и педагогических факультетов вузов и колледжей, будущими воспитателями и
социальными работниками.
Русский язык и культура речи : учебник / О. Я. Гойхман [и др.] ; под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 240 с.
Уровень культуры во
многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться,
уважая партнера. Особенно это актуально для людей, не имеющих филологического
образования, а их – подавляющее большинство. Восполнить пробелы в культуре речи
и призвана предлагаемая книга.
Для студентов
нефилологических вузов, преподавателей, читающих дисциплину «Русский язык и
культура речи», а также для всех, кто хотел бы научиться писать и говорить
правильно и красноречиво.
Самойлова, Е. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Е. А. Самойлова. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
Цель пособия — научить
студентов ориентироваться в формах речевого общения, грамотно использовать
языковые средства и речевой материал в соответствии с требованиями
определенного функционального стиля; освоить нормы письменной и устной речи,
уметь редактировать текст. Пособие включает необходимый минимум теоретических
сведений о русском языке и культуре речи, которые подкрепляются занимательными
примерами. Имеется и справочный материал: «Основные нормы произношения»,
«Разграничение типов ошибок», «Основные способы словообразования».
Сеничкина, Е. П. Словарь эвфемизмов русского языка / Е. П. Сеничкина. – Моска : Флинта : Наука, 2008. – 464 с.
Не просто так отдел
общественных и педагогических наук (будучи еще библиотекой Саратовского
пединститута) включился в акцию «Чистое слово»! Слишком много, слишком
навязчиво звучит со всех сторон бранная лексика (мат, проще говоря). И далеко
не все пытаются хоть как-то смягчить свои высказывания, совсем не предназначенные
для широких масс слушателей. А те, кто пытается…
Одним словом, этот
словарь – первый опыт создания словаря эвфемизмов русского языка. Долгое время
сама эта тема оставалась в русистике под негласным запретом. Предлагаемый
вниманию читателей словарь призван не только описать значения слов, используемых
в функции эвфемизмов, но и помочь носителям современного русского языка сделать
свою речь этически и эстетически приемлемой, коммуникативно оправданной.
Для филологов,
лингвистов, преподавателей русского языка, студентов гуманитарных вузов, а
также многочисленных любителей русской словесности.
Что ж, надеюсь, что представленные книги заинтересовали вас
и будут полезны в учебной или профессиональной деятельности.
Если же у студентов или сотрудников Саратовского государственного
университета возникнут какие-либо вопросы, касающиеся регистрации в
электронно-библиотечных системах, то они могут обратиться к нам.
Сектор информационно-библиографического обслуживания ОУООПН.
Медиазал (ул. Бахметьевская, 9), тел. 23-69-51, 22-38-17, fbpi2011@yandex.ru
Или в отдел научной информации ЗНБ.
И спасибо всем, кто
дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния
Большое спасибо за очень подробный и содержательный материал! Обязательно будем использовать в библиотечных занятиях по культуре речи. Т.С.Ю.
ОтветитьУдалитьПожалуйста! Очень рада, что информация пригодилась!
Удалить