Совсем недавно мы вспоминали о замечательном писателе-романтике Александре Грине и его жене Нине, прожившей непростую и удивительную жизнь.
Думаю, вас порадует тот факт, что подобная история красивой
любви и семейной гармонии не единична. Сегодня нам предстоит узнать еще об одной
паре, которой довелось обрести своё счастье.
Если вы услышите его имя, скорее всего, припомните портрет строгого мужчины с бородой. Те, кто пообразованнее, скажут о том, что наш герой был морским офицером, а потом сочинил множество музыкальных произведений, в том числе со сказочным сюжетом. Но сколько интересного останется при этом «за бортом»! В том числе и то, что…
Но пора приоткрыть таинственную дверцу!
Кому незнакома фамилия русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова?
«Полёт шмеля» слышали? Его работа!))) Шедевр! Надо сказать,
не единственный…
Будущий композитор родился в городе Тихвине Новгородской
губернии. Семья была необычной: отец – дворянин, занимавший губернаторские
посты; мать – дочь крепостной крестьянки и богатого помещика.
У Николая Римского-Корсакова был брат, которого звали удивительным
именем – Воин. Имя дали в честь (носившего точно такое же) прадеда – первого в
их роду моряка, которого сам Петр I отправил в Европу обучаться этому делу.
Воин Андреевич Римский-Корсаков, старший брат композитора |
Воин Андреевич был старше Николая на 22 года. Представьте,
что ваш старший брат – контр-адмирал, мореплаватель, географ, гидрограф,
писатель, участник военных и исследовательских экспедиций, реорганизатор
системы военно-морского образования. То-то же! Вы бы тоже слушали его, раскрыв
рот.
Но пока Ника (такое прозвище было у будущего композитора
среди домашних) был мал, на него сильно влияло и то, что в семье увлекались
музыкой.
«Мне не было и двух
лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех
или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на
фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, но я сейчас же
следовал за ним. Вскоре (…) и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от
него пьесы с гармонией».
С шести лет начались серьезные музыкальные занятия, а в
одиннадцать мальчик добился в них успехов и даже стал пробовать силы в качестве
композитора. В тщательно оберегаемой от посторонних глаз тетради Ника записывал
свои первые сочинения.
И всё-таки тяга к морю (под сильным воздействием личности
старшего брата) в его душе тогда безоговорочно побеждала.
«Способности мои были
прекрасны не только по отношению к музыке. Читать я выучился не учившись,
просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из
читаемого мне матерью наизусть слово в слово, арифметику стал понимать очень
быстро… Нельзя сказать, чтобы я в это время любил музыку; я ее терпел и учился
довольно прилежно, но пленяла мысль быть моряком».
В 12 лет Николая отдали на обучение в Кадетский корпус, где
он и пробыл до 18-ти, а после сдачи экзаменов новоиспечённый бравый офицер отправился
в трёхлетнее кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз».
Представьте себе, сколько впечатлений получил юноша от посещения Англии, Америки,
Норвегии, Франции, Италии, Испании, Бразилии!
А любовь к водной стихии была воплощена им позже. В музыке. Неоднократно.
И всё-таки, в многолетнем соперничестве моря и музыки, море постепенно
стало сдавать свои позиции. Еще в Кадетском корпусе Николай почувствовал
потребность наверстать пробелы в музыкальном образовании и стал заниматься у
талантливого педагога, пианиста Федора Канилле. Вернувшись же из плавания в
1865 году, Римский-Корсаков с удвоенной силой принялся за сочинительство.
К тому же счастливому периоду относится и его встреча с
любимой.
Надежда Пургольд |
Будущая жена Николая Андреевича – Надежда Николаевна
(урожденная Пургольд) – родилась в семье обрусевших немцев. Это тоже был дом с
крепкими музыкальными традициями: каждый из десяти братьев и сестер учился
играть на рояле. Младшая Надя в этом занятии подавала большие надежды. В доме
Пургольдов часто проходили музыкальные вечера. Одна из сестер – Александра –
отличалась красивым голосом, а Надя прекрасно аккомпанировала и ей, и другим выступавшим
там певцам. Блестяще исполняла и произведения бывавших в их доме молодых
композиторов. Её даже стали ласково называть «наш милый оркестр». В. В. Стасов
говорил: «Это же такая странность, чтобы
слабенькая, маленькая женщина способна была исполнять такие грандиозные картины
как никто». Однажды среди гостей появился Николай Римский-Корсаков и
обратил внимание на 19-летнюю талантливую и очаровательную девушку…
Однажды, когда Пургольды проводили лето на даче, Николай
Андреевич с друзьями, соскучившись по «музыкальным барышням», отправились к ним
сами.
Из дневника Надежды Николаевны: «30 августа (второй час ночи). Какая неожиданная и, могу сказать,
поэтическая была наша встреча. Луна, чудная ночь. И как смешно: только что я
пропела про себя «В царство розы и вина приди, приди, я жду» и, напевая его,
подумала, как досадно, что он так давно не едет к нам, как вдруг слышу знакомые
голоса, наконец, вижу белую фуражку. Я в нерешительности; наконец, Искренность,
кажется, заметил, что кто-то стоит на балконе, ну а затем я попросила зайти».
Белая фуражка – это головной убор морского офицера Римского-Корсакова.
Искренность – тайное прозвище, которое дали ему сестры Пургольд. Кстати, в
глаза звали его нежно – Корсинька.
Через три дня в дневнике Надежды появилась новая запись: «Что написать о сегодняшнем вечере? Хорошо
было, так хорошо, как редко бывает». В этот вечер перед гостями –
Римским-Корсаковым и Мусоргским – она аккомпанировала сестре на фортепиано,
когда та пела романсы. Одним из романсов был «Золотая рыбка» Балакирева. С тех
пор Николай Андреевич часто именно так звал свою любимую.
Их любовь только зарождалась, а Надежда изо всех сил
старалась убедить молодого человека в том, что… имеет великое множество
недостатков.
Из дневника Н. Н. Пургольд: «Это ужасно, что он так ослеплен мною и не хочет видеть моего
ничтожества. (…) Он такой безукоризненный, чистый, идеальный человек, что
оттого и не видит дурного в других. Он меня освещает собственным светом и, сам
не замечая этого, любуется отражением своего же собственного света. Это
совершенно то же, как если бы солнце любовалось луною, т. е. ее светом».
Убедить в собственном «ничтожестве» Николая Андреевича ей, к
счастью, так и не удалось. В конце 1871 г. молодые люди были объявлены женихом
и невестой, свадьба же состоялась 30 июня 1872 г. Свадебное путешествие
молодожены совершили по Швейцарии и Италии.
Надежда Николаевна была красивой девушкой. И как пара
Римские-Корсаковы смотрелись замечательно: при своем росте выше среднего юная
жена выглядела трогательно хрупкой и маленькой рядом с высоким мужем.
Семейную жизнь Римских-Корсаковых можно смело назвать
счастливой. Немалая заслуга в этом принадлежит именно ей – Золотой рыбке,
ставшей волшебной наградой для великого русского композитора. Собственную
музыкальную карьеру, которая, по мнению многих, могла сложиться удачно, она
отставила в сторону и посвятила свою жизнь мужу, детям (их родилось семеро, но
двое младших рано умерли) и устройству их дома. Очень хорошо понимала эта
женщина, с кем ей довелось делить жизненную дорогу. Но всегда, если
предоставлялась возможность, с удовольствием играла на рояле, приучала к этому
детей.
А Николай Андреевич работал неустанно. И одна из особенностей его творчества заметна даже невооруженному глазу.
Оперы Н. А. Римского-Корсакова
Золотой петушок
Кащей Бессмертный
Майская ночь
Млада
Моцарт и Сальери
Ночь перед Рождеством
Пан воевода
Псковитянка
Садко
Сервилия
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Сказка о царе Салтане
Снегурочка
Царская невеста
Недаром Римского-Корсакова часто будут называть «Сказочником» за его многочисленные работы в этом жанре.
Но однажды сказка окончилась...
Надежда Николаевна пережила своего великого мужа на 11 лет.
После его смерти она так и не смогла свыкнуться с потерей. В какой-то мере ее спасала
работа над сохранением творческого наследия Николая Андреевича: она занималась
архивами, издавала его труды, предпринимала шаги по созданию музея, установила
памятник на могиле.
Умерла Н. Н. Римская-Корсакова в 1919 году от оспы, эпидемия
которой бушевала тогда в Петрограде.
И спасибо всем, кто
дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
(1844-1908)
Список литературы
Алексеевский, Н. В
Рождество все немного волхвы / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 4. – С. 31-33 : рис.
История написания
Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы «Ночь перед Рождеством».
Алексеевский, Н.
В честь гусляра и мореплавателя / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 5. – С. 29-31 : рис., фото.
История создания
Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы «Садко».
Алексеевский, Н.
Волшебный край / Н. Алексеевский // Музыкальная
жизнь. – 2010. – № 7. – С. 27-30 : фото, рис.
История написания
композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы «Сказка о царе
Салтане».
Алексеевский, Н.
Минувшее проходит передо мною / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2010. – № 5. – С. 31-36 : фото.
История создания Н. А.
Римским-Корсаковым оперы «Псковитянка», за основу которой была взята пьеса
русского драматурга Л. Мея.
Алексеевский, Н.
Ночь грусти и веселья / Н. Алексеевский // Музыкальная
жизнь. – 2009. – № 2. – С. 35-38 : фото.
История написания
оперы «Майская ночь» Н. А. Римским-Корсаковым по повести Н. В. Гоголя «Майская
ночь, или Утопленница».
Балашша И.Путеводитель
по операм : в 4 кн. / И. Балашша, Д.-Ш. Гал. – Москва : Советский спорт, 1993 –
Кн. 3 : Русская и советская опера. – 170 с.
Барабанов, Н. В
мире древних легенд : «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на
сцене Большого театра / Н. Барабанов // Искусство
: газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009. – № 14. – С. 19-23.
Боровик, М. Г.
«Диалог текстов культур» : программа элективного курса для 10-11 классов / М.
Г. Боровик // Русская словесность. – 2010. – № 5. – (Мировая художественная
культура. – 2010. – № 5. – С. 2-8).
Элективный курс
«Диалог текстов культур» предполагает реализацию культурологического подхода
при изучении литературы. В качестве примера приведено изучение сказки
«Снегурочка» А. Н. Островского и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Бэлза, И. Ф.
Пушкинские традиции русской музыки : фрагменты / И. Ф. Бэлза // Музыка в школе. – 2011. – № 4. – С. 3-8
: 3 фот.
Вановская, И. К
истории анализа музыкальных произведений: Наследие Н. А. Римского-Корсакова /
И. Вановская // Музыкальная жизнь. – 2012.
– № 8. – С. 64-67. – Библиогр.: с. 67 (3 назв.).
Рассматривается
наследие Н. А. Римского-Корсакова в контексте истории анализа музыкальных
произведений, на примере симфонической сюиты «Антар».
Денисова, И. В.
Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» : интегрированный урок
музыки и изобразительного искусства в 5 классе / И. В. Денисова, М. В.
Пономарева // Музыка в школе. – 2009. –
№ 5. – С.45-55. – (Урок в школе).
Из переписки Н. А.
Римского-Корсакова с В. В. Ястребцевым (1905-1907) / публ., подготовка
текста, вступ. заметка, сопроводит. текст и прим. Л. Барсовой // Звезда. –
2004. – № 3. – С. 142-163.
Ястребцев Василий
Васильевич выпустил в «Воспоминаниях» дневниковые хроники последних
восемнадцати лет жизни Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Карпов, П. Е.
Опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» С. Н.
Василенко / П. Е. Карпов // Театр.
Живопись. Кино. Музыка. – 2011. – № 3. – С. 123-143. – Библиогр.: с. 143.
Кириллова, С.
Николай Андреевич Римский-Корсаков : (1844-1908) / С. Кириллова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». –
2010. – № 16. – С. 16.
Классик русской
оперы // Музыка в школе. – 2004. – № 3. –
С. 3-17.
О русском композиторе
Н. А. Римском-Корсакове.
Комарницкая, О. В.
Отражение жития святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – муромских
чудотворцев в либретто и сюжетно-сценических ситуациях оперы Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии» / О. В. Комарницкая // Искусство и образование. – 2012. – № 3 (77).
– С. 6-14. – Библиогр.: с. 13-14 (9 назв.).
Комарницкая, О. В.
Поэтика эпоса и оперы Глинки, Римского-Корсакова, Бородина / О. В. Комарницкая
// Музыка в школе. – 2008. – № 5. – С. 31-37.
– Библиогр.: с. 37 (10 назв.). - (История и методология искусства).
Автор рассматривает
развитие русского оперного искусства 19 века, в котором глубоко своеобразно
преломились традиции знаменитой аристотелевской триады - эпоса, лирики, драмы.
Коровина, Р. Н.
Русские народные песни в сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и в одноименной
опере Н. А. Римского-Корсакова : урок внеклассного чтения. VIII класс / Р. Н.
Коровина, Г. Е. Паршева // Литература в
школе. – 2003. – № 8. – С. 47-48.
Описан урок
внеклассного чтения, посвященного русским песням как лирической основе пьесы-сказки
и оперы «Снегурочка».
Кунин, И. Ф.
Николай Андреевич Римский-Корсаков / И. Ф. Кунин. – Москва : Музыка, 1983. –
130 с. : ил.
Лобкова, Е. Союз
искусств на уроке литературы : Изучение сказки А. Н. Островского «Снегурочка» в
VI классе / Е. Лобкова // Искусство в
школе. – 2011. – № 1. – С. 18-23 : ил. – Библиогр.: с. 23.
Николай Андреевич
Римский-Корсаков (1844-1908) // Русские композиторы : история отечественной
музыки в биографиях ее творцов / сост. и науч. ред. Л. А. Серебрякова. –
Челябинск : Урал Л. Т. Д., 2001. – С. 160-168. – Библиогр.: с. 168 (14 назв.).
Осеннева, М. С.
Знакомьтесь: музыка Н. А. Римского-Корсакова : встреча в клубе юных любителей
музыки / М. С. Осеннева // Начальная
школа. – 2004. – № 3. – С. 107-112.
Сценарий литературно-музыкальной
композиции к 160-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (1844-1908)
.
Пащенко, М.
Сияющий петух : сказка Пушкина в Серебряном веке / Михаил Пащенко // Вопросы литературы. – 2009. – № 6. – С.
228-271. – (Поэтика жанра).
Как оперное
переосмысление Н. Римским-Корсаковым «Сказки о золотом петушке» Пушкина
повлияло на судьбу оригинала.
Пименова, Р. А.
Образы природы в музыкальном искусстве. Н. А. Римский-Корсаков / Р. А. Пименова
// Литература в школе. – 2001. – № 4. –
С. 3-5. (Уроки литературы).
О взаимном
проникновении музыки и пейзажа в симфоническом творчестве Н. А.
Римского-Корсакова.
Прокопьева, Е.
«Мое декадентство» : «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова / Е. Прокопьева // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С. 92-96.
Проявление в опере
русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный»
типологических черт стиля модерн.
Римский-Корсаков [Электронный
ресурс] : Жизнь и творчество русского композитора. – Режим доступа: http://www.rimskykorsakov.ru/
Рубан, Т. Мир
музыкального театра. Опера и балет для дошкольников и младших школьников / Т.
Рубан // Искусство в школе. – 2010. – №
6. – С. 18-21.
-- музыкальные сказки
-- интегрированные занятия -- образовательные программы -- музыкальное
восприятие -- сказочные оперы -- сказочные балеты -- музыкальное воспитание
Знакомство с оперой и
балетом способствуют развитию музыкального восприятия дошкольников.
Рябцева, Е. А.
Употребление причастий в речи : (подготовка к сочинению-описанию картины и
музыкального произведения) / Е. А. Рябцева // Русский язык в школе. – 2009. – № 9. – С. 37-38.
Конспект
интегрированного урока об использовании причастий и причастных оборотов в
устной и письменной речи. В качестве примера использована работа над
произведениями И. Айвазовского, Н. Римского-Корсакова и А. Грина.
Саймон, Г. Сто
великих опер и их сюжеты / Генри Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара / А.
Майкапар. – Москва : КРОН-ПРЕСС, 1999. – 864 с. - (Сер. «Академия»).
Святослав, Ю.
«Жизнь – шахматная доска» / Ю. Святослав // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 11. – С. 40-41 : фото.
Увлечение великих
русских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, С. С. Прокофьева
игрой в шахматы.
«Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Музыка
в школе. – 2004. – № 3. – С. 17-25.
Скрынникова, О.
«Золотой петушок» – загадки мифа / О. Скрынникова // Музыкальная академия. – 2008. – № 1. – С. 134-142.
Об опере русского
композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Скудина, Г.
«Шехеразада» : [опера Н. А. Римского-Корсакова] / Г. Скудина // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 9. – С.
27-31.
Фролов, С. Н. Римский-Корсаков и «Петербургский текст
русской литературы» / С. Фролов // Музыкальная
академия. – 2009. – № 1. – С. 88-92.
Показана причастность
русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова к «Петербургскому
тексту русской литературы», дающая основание считать его подлинным
«петербургским композитором».
ЭБС «Лань»
Римский-Корсаков, Н.
А. Практический учебник гармонии / Н. А. Римский-Корсаков. – 20-е изд.,
стереотип. – Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014. – 176 с.
e-Library
Баканова, Л. Н.
«Мечты манящей воплощенье»: к 130-летию создания оперы «Снегурочка» Н. А.
Римского-Корсакова / Л. Н. Баканова // Вестник
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011.
– № 3. – С. 88-94.
Бозина, О. А.
Семантика тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова / О. А. Бозина // Проблемы
музыкальной науки. – 2007. –№ 1. – С. 67-78.
Горячих, В. В.
Древнерусские источники в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А.
Римского-Корсакова / В. В. Горячих // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. –
2009. – № 103. – С. 147-155.
Горячих, В. В. Из
наблюдений над творческим методом Н. А. Римского-Корсакова / В. В. Горячих // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 101. – С. 223-229.
Горячих, В. В. О
жанровой природе «Китежа» Н. А. Римского-Корсакова / В. В. Горячих // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 99. – С. 237-243.
Евсеенко, Т. В.
Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых / Т. В. Евсеенко // Вестник Санкт-Петербургского университета
МВД России. – 2012. – Т. 4, № 56. – С. 184-190.
Мозгот, С. А.
Феномен дуализма в организации концептуального пространства ранних «волшебных»
опер Н. А. Римского-Корсакова / С. А. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и
искусствоведение. – 2009. – № 2. – С. 235-240.
Фефелова, А. Г.
Гоголевские «ночи» Н.А. Римского-Корсакова / А. Г. Фефелова // Мировая литература в контексте культуры. –
2013. – № 2 (8). – С. 186-192.
Комментариев нет :
Отправить комментарий