пятница, 9 июня 2017 г.

"Блистал величеством в работе"

Нет ни малейших сомнений, что большинство людей склонно следовать традициям и избегать масштабных перемен. Мы не хотим никаких переворотов и катаклизмов, нарушающих привычный ход жизни. Среднестатистический человек предпочтет надежную синицу в руке призрачному журавлю в небе.
Но есть у этой разумной осторожности и оборотная сторона. Живешь вот так – размеренно, по накатанной – и в один прекрасный момент начинаешь понимать, что не хватает движения вперед, не достает свежего ветра, а бытие твое зарастает/заросло тиной, как стоячее болото. Есть спокойствие, но нет ощущения полноты бытия, и безнадежно засел ты на обочине и только уныло наблюдаешь за тем, как другие используют возможности, вырываясь, по модному нынче выражению, «из зоны комфорта».
А теперь представьте ситуацию, о которой мы сейчас говорили, применительно не к человеку, обдумывающему собственную судьбу, а к человеку, дерзнувшему в корне переменить судьбу целого народа. Почувствуйте разницу! Для этого следует обладать особым характером и поистине неисчерпаемой энергией. По счастью, есть они, те, кто не боится перевернуть всё с ног на голову, не боится искать новые пути. Без них и цивилизация не развивалась бы.
И вот об одном из таких удивительных людей пойдет сегодня речь. Думаю, что он настоящий гений. При всей неоднозначности и сложности отношения к нему и его делам, все признают колоссальность вклада этого человека в русскую историю и, вместе с ней, в мировую.

Это «был мужчина очень высокого роста, весьма строен, довольно худощав; лицо имел круглое, большой лоб, красивые брови, нос довольно короткий, но не слишком, и на конце кругловатый; губы толстоватые; цвет лица красноватый и смуглый; прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные и хорошо очерченные, взор величественный и приятный, когда он остерегался, в противном случае – строгий и суровый, сопровождавшийся конвульсивным движением, которое искажало его глаза и всю физиономию и придавало ей грозный вид. Вся его наружность обличала в нём ум, глубокомыслие, величие и не лишена была грации».
Не правда ли, похоже на описание высокопоставленной особы? Может быть, даже монарха.
И предчувствие вас не обманывает. Именно так в записках герцога Сен-Симона выглядит портрет русского царя Петра Первого («О пребывании Петра Великого в Париже»).

Нет человека в нашей стране, который не слышал бы о Петре Великом. Российский император – четырнадцатый ребенок русского царя Алексея Михайловича (Тишайшего) и первый ребенок от его брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной – родился 30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года. А значит, в этом году мы отмечаем его 345-летие.
Кнеллер Г. Петр I

Раз уж упомянуто было посещение Петром Франции, не откажу себе в удовольствии и поделюсь одним курьезным эпизодом, который тогда имел место. А рассказал о нём Даниил Гранин в своей книге «Три любви Петра Великого».
«...Неизвестно, почему Петру захотелось в своем французском путешествии заехать в Реймс. Может быть, он хотел посетить Реймский собор, где издавна короновались французские короли. <...>
У входа в собор его торжественно встретили священники. <...> Среди ритуальных предметов священники похвалились молитвенной книгой, требником. Считалось, что книга святая, написана таинственными, никому не ведомыми письменами.
Петр, конечно, не утерпел, взял требник, полистал и вдруг стал громко читать текст – страницу за страницей. Служители были потрясены. Петр объяснил, что книга написана по-церковнославянски. Он выяснил, что привезла ее во времена Ярослава Мудрого его дочь Анна, то есть в XI веке. Отец выдал Анну замуж за французского короля. Для отсталой, тогда раздробленной Франции было честью породниться с киевской княжной. Киевская Русь была передовой, культурной страной. Так Реймс обрёл вместо таинственного требника истинную достопримечательность».
Бенуа А. Петр I на прогулке 

Может быть, не стоит искать в этом случае какой-то символизм, но мой блог – мои правила)) (И – признаюсь! – трудновато отделаться от ощущения, что с подобного уровня людьми ничего не бывает просто так). Словом, если пересказать его с помощью простой схемы, то получается: появился некий деятельный человек и потряс окружающих, по их мнению, необычным, почти мистическим умением. А он просто знал больше, чем они, и с удовольствием применил свои знания на практике.
Надеюсь, приведенная мной простая схема еще вспомнится вам чуть позже.

Личность и дела Петра от времен его царствования и до сей поры вызывают не только интерес, но и диаметрально противоположные оценки, как обычных людей, так и исследователей. Этот величайший реформатор в истории Отечества для кого-то – исчадие ада, для кого-то – божество.
Одни вменяли ему в вину безжалостное уничтожение многовековых традиций русского народа.
Вот, к примеру, что с горечью писал историк Н. М. Карамзин.
«Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранное, государь России унижал россиян в собственном их сердце». (Записка о древней и новой России)
Шемякин М. Памятник Петру.
Таким страшным видится его образ скульптору

Или философ П. Я. Чаадаев в статье, вызвавшей в свое время бурю эмоций у читателей, говорил так:
«Своим могучим дуновением он смёл все наши учреждения; он создал пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим и бросил туда без разбора все наши традиции». (Апология сумасшедшего)

Иные же, напротив, признавали, что действия русского царя были вызваны настоятельной потребностью времени.

«Всё, что он ни узнавал, стремился применить в России, с тем чтобы преобразовать ее в сильное европейское государство. Петр жил в такое время, когда России невозможно было оставаться на прежней избитой дороге и надобно было вступить на путь обновления. Как человек, одаренный умственным ясновидением, Петр осознал эту потребность своего отечества и принялся за нее со всею своею гигантскою волею».
(Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

В нашем мире, который невозможно описывать, имея под рукой только черную и белую краски, истина в этом вопросе, видимо, вновь существует где-то посередине.
Корзухин А. И. Мятеж стрельцов в 1682 году
Тема эта трудна и многослойна. Не в наших задачах и возможностях сейчас ее рассмотреть хоть сколько-нибудь полно. Думаю, каждый для себя может попытаться ответить на этот вопрос, но лишь при условии, что будет читать о Петре разнообразные материалы. Со своей стороны могу поделиться собственным опытом: по мере чтения всё больше увлекалась этой потрясающей личностью. Его энергия и харизма даже через века непостижимым образом действует на тебя. Будто о живом человеке думаешь о нём, когда узнаёшь о событиях, которые на сравнительно коротком, но насыщенном жизненном пути ему пришлось пережить.
Счастливое спокойное детство. Ранняя скоропостижная смерть отца (Петру было четыре года, когда батюшка, Алексей Михайлович, скончался). Ужас 10-летнего мальчика, воочию увидевшего изощренную жестокость и дикие сцены убийств (в том числе близких людей) в дни стрелецкого бунта, когда и его собственная жизнь висела на волоске. А во времена правления сестры – царевны Софьи, пришедшей к власти в результате того самого бунта, – он был лишен всякого воспитания и образования.
Спасало одно – его неистребимый всепоглощающий интерес к жизни, страстная тяга к знаниям, к их применению на практике. И, разумеется, блестящие природные способности, позволяющие осваивать эти знания почти играючи.
Неврев Н. Петр I в иноземном наряде

«Не получив ни в чем правильного образования, он желал всё знать и принужден был многому учиться не вовремя; однако русский царь был одарен такими богатыми способностями, что, при своей недолговременной подготовке, приводил в изумление знатоков, проводивших всю свою жизнь за тем, что Петр изучал только мимоходом».
(Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Упрекающим русского царя в неслыханной жестокости на пути к поставленной цели литературный критик В. Г. Белинский отвечал:
«Петр своими делами писал историю, а не роман; он действовал как царь, а не как семьянин. Вся реформа его была тяжким испытанием для народа, годиной трудной и грозной. Но когда же и где же великие перевороты совершались тихо и без тяготы для современников?..» (В. Г. Белинский. Рецензия на «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» И. Голикова)
Дрождин П. С. Портрет Петра I

Кстати, дадим слово самому герою. Однажды Петр обратился к одному иностранному послу с вопросом, что думают о нём за границей. Тот, конечно, начал беззастенчиво льстить, но царь прервал его пышные речи и выразил желание услышать правду, какой бы она ни была. Посланник понял, что придется повиноваться и сказал: «Коли такова воля Вашего Величества, я отвечу правдиво и поведаю всё нелицеприятное, что мне довелось о вас слышать. Вы прослыли государем надменным и суровым, строгим к своим подданным, скорым на кару и не склонным к милосердию».
Знаете, что на это ответил царь?
«Знаю, знаю, но всё это не так. Называют меня и жестоким и мучителем, но по счастию те только чужеземцы, кои ничего не знают об обстоятельствах, в коих я с начала царствования многие годы находился, и сколь многие из моих подданных препятствовали мне ужаснейшим образом в наилучших моих намерениях для отечества и принуждали меня с ними со всякою строгостию, но не жестоко, а менее еще мучительски. Сии то тираны суть, а не я. Честных, трудолюбивых, повинующихся разумных сынов отечества возвышаю и награждаю я, а непокорных и зловредных исправляю по необходимости. Совесть моя чиста. Бог судия мне».

Это не было совсем уж пустым заявлением для того, чтобы оправдать себя. Иначе не принял бы народ своего царя и не помогли бы ему никакие оправдания.
Добровольский Н. "Здесь будет город заложён"

«…Петр как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта – преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нём то высокое качество, которое побуждает нас, мимо нашей собственной воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием и на потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему всё, что тяжелым бременем легло на его памяти». (Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Кириллов С.  Петр Великий

А что касается народа, то вновь послушаем нашего выдающегося критика. Он призывал нас кое о чем не забывать.
«Если бы русский народ не заключал в духе своем зерна богатой жизни, реформа Петра только бы убила его насмерть и обессилила, а не оживила и не укрепила бы новой жизнью и новыми силами. Мы уже не говорим о том, что из ничтожного духом народа и не мог бы явиться такой царь, и только такой царь мог преобразовать такой народ. Если бы у нас и не было ни одного великого человека, кроме Петра, и тогда бы мы имели право смотреть на себя с уважением и гордостию, не стыдиться нашего прошедшего и смело, с надеждою смотреть в наше будущее…»
(В. Г. Белинский. Рецензия на «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» И. Голикова)

О нашем сегодняшнем герое написаны горы книг и статей. Он проявил себя столь разнообразно и талантливо, что уже процитированный Д. Гранин не побоялся сравнить его с самим Создателем.
Ломоносов М. В. Петр I (мозаика)
1754

«Нарушать традиции для Петра было естественно, он ощущал себя во всём первым, он был как Бог, творящий мир. С него начинаются музеи, флот, черепица... Однажды он отпечатал свою руку в глине, кажется, это было в Липецке, бронзовый слепок можно увидеть в музеях. Длань создателя, держателя скипетра, рука, что подписывала указы, приговоры, рука бомбардира, плотника, архитектора, десница дающая и награждающая.
Эта могучая лапища чертит план Монплезира, колотит дубиной, точит паникадило».

Гаврила Державин
Вельможа (отрывок)

…Оставя скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Петр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!..

Одним словом, нам еще есть о чем узнавать, чему удивиться, с чем согласиться или поспорить. Главное, не забывать и не быть равнодушными к собственной истории и ее выдающимся деятелям, одним из которых был Петр Великий.
Помните?

Александр Сергеевич Пушкин
Стансы
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
1826


На том пока и расстаемся.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

Несколько стихотворений о Петре Первом
Антокольский П. Петр Первый
Апухтин А. По поводу юбилея Петра Первого
Державин Г. Петру Великому
Ломоносов М. В. Ломоносов / Надписи "К статуе Петра Великого". Петр Великий. Героическая поема
Маяковский В. Последняя петербургская сказка
Мицкевич А. Шел дождь. Укрывшись под одним плащом
Пушкин А. Пир Петра Первого. Полтава. Стансы
Смеляков Я. Петр и Алексей
Толстой А. К. Государь ты наш батюшка...
Тредиаковский В. Элегия о смерти Петра Великого


Петр Великий
Список литературы
 Книги

Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. – Ленинград : Лениздат, 1989. – 496 с.

Баггер, Х. Реформы Петра Великого: обзор исследований : пер. с датск. / Х. Баггер. – Москва : Прогресс, 1985. – 199 с.

Буганов, В. И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов ; отв. ред. А. П. Новосельцев. – Москва : Наука, 1989. – 187 с. – (Сер. «Страницы истории нашей Родины»).

Молчанов, Н. Н. Дипломатия Петра Первого / Н. Н. Молчанов. – Москва : Международные отношения, 1984. – 440 с. – (Б-ка «Внешняя политика. Дипломатия»).

Никулин, В. Н. Петр Первый и его время [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Н. Никулин. – Электрон. текстовые данные.— Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. – 174 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/23865.html (дата обращения: 08.06.2017)

Новаковский, В. И. Рассказы о Петре Первом / В. И. Новаковский. – Москва : Панорама, 1992. – 64 с. – (Поп. б-ка «Коробейник». Серия «Мгновения истории»).

Павленко, Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – Москва : Мысль, 1990. – 591 с. – (Библ. серия).

Петр Великий // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – Москва : ЭКСМО, 2006. – С. 618-767.

Петр I // Исторический лексикон. XVII век. – Москва : Знание, 1997. – С. 517-529.

Петр I Алексеевич Великий // Энциклопедия великих россиян до 1917 года. – Москва : Пресском, 2003. – С. 487-490.

Петр I Алексеевич Великий // Энциклопедия российской монархии. – Москва : ЭКСМО, 2002. – С. 378-388.

Россия при царевне Софье и Петре I : Записки русских людей / сост., авт. вступ. ст., коммент. и указ. А. П. Богданов. – Москва : Современник, 1990. – 445 с. : ил. – (Серия мемуаров «Память»).

Статьи из периодических изданий

Авдонина, Л. Н. Великий Петр и его город в "Петербургской поэме" А. Блока : лексико-стилистический аспект / Л. Н. Авдонина // Русская словесность. – 2008. – № 5. – С. 73-77.
Тема Петербурга в произведениях Александра Блока.

Алексеева, Е. В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е. В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 15-32.

Астров, Н. Первоначальное образование Петра Великого : сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Два тома. Москва, 1872 год / Николай Астров ; публ. подгот. М. Райциной // Нева. – 2009. – № 9. – С. 226-243. – Библиогр.: с. 243.
О детстве Петра I.

Буганов, А. А. Надежа-государь : Петр Великий и Северная война в народной памяти / А. А. Буганов // Родина. – 2009. – № 7. – С. 103-105.
Исторический фольклор русского народа о Петре I.

Глубоковских, М. В. Реформы славные Петра / М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 12. – С. 76-80 : ил., портр. – Библиогр.: с. 80.
Сценарий, посвящённый преобразованиям российского императора в области государственной символики.

Дуров, В. Наградные портреты Петра / Валерий Дуров // Родина. – 2011. – № 1. – С. 140-143 : 10 фото.
О наградных миниатюрных портретах Петра I.

Зуев, Н. "Медный всадник. Петербургская повесть" А. С. Пушкина / Николай Зуев ; ил. В. А. Фаворского // Литература в школе. – 2017. – № 4. – С. 7-15 : ил.

Иванов, В. Просветительский подвиг Петра I : В. О. Ключевский о царе Петре как первом учителе России / В. Иванов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2014. – № 10. – С. 43-51 : 8 фот.

Ионова, М. И. Тема Петра I в русской литературе XX века в школьном изучении (А. Н. Толстой и Д.С. Мережковский) / М. И. Ионова // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе : сборник научных трудов. – Саратов, 2000. – С. 414-418.

Каленикин, С. "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились..." / С. Каленикин // Наука и религия. – 2003. – № 4. – С. 18-21.
Об истории создания Кунсткамеры.

Кушаев, Н. А. Образование и воспитание русских государей : (очерк третий) / Н. А. Кушаев // Искусство и образование. – 2005. – № 2. – С. 85-113.

Мальцева, О. В. Эпоха Петра Первого / О. В. Мальцева // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 9. – С. 58-65 : ил., портр.
О жизни и деятельности российского императора Петра I.

Маркевич, Л. Первый российский император : окружающий мир : 4 класс / Л. Маркевич // Начальная школа : [журн. Изд. дома «Первое сент.»]. – 2014. – № 2. – С. 18-29 : 15 фот., 2 рис.

На_Че Веселый фильм об эпохе перемен : "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" / На_Че // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 18. – С. 40-43.

Охлопкова, М. Образы Петра I и Карла ХII в поэме А. С. Пушкина "Полтава" : сопоставительный анализ / М. Охлопкова // Литература : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 13. – С. 48.

Скляренко, Н. С. Великий преобразователь : викторина к уроку истории / Н. С. Скляренко // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 1. – С. 80-82 : ил.
Викторина к уроку истории, посвященному жизни и реформам Петра I для учащихся 7-9 классов.

Сухих, И. Лики Петра / Игорь Сухих // Нева. – 2009. – № 5. – С. 203-217.

Таценко, С. Время великих реформ / С. Таценко // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 5. – С. 55-58.

Таценко, С. Заграничное путешествие Петра / С. Таценко // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 3. – С. 55-59.

Таценко, С. Юные потехи великого преобразователя / С. Таценко // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 1. – С. 45-48.

Тишина, Г. К. "Колесо истории" : [урок-соревнование в 4-м классе] / Г. К. Тишина // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 5. – С. 48-51.

Чернина, О. Б. Игрушки Петра I / О. Б. Чернина // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 71-75.


Шамгунова, Ю. Ш. Историческая игра "Петр I и его славные дела" : [3-й класс] / Ю. Ш. Шамгунова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 7. – С. 31-33.

4 комментария :

  1. Агния, потешили душу и ум... Люблю такие темы.
    А Петр - действительно личность неординарная. У него и крестьянин мог возвыситься, если заслужил того, и дворянин на каторгу пойти. Великие дела творятся великими. А великие люди далеко не просты, где уж тут черным-белым отделаться... Если бы не он, Россия долго бы еще во тьме прозябала...
    Но, при всем своем величии он был человеком. И ошибки и грехи человеческие имел. Я так думаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, очень рада Вашим словам! Рада тому, что нашла в них много созвучного собственному взгляду. Давно хотела про Петра написать, а тут, раз уж юбилей, то сам бог велел)
      Про черно-белое упомянула сознательно, поскольку много раз слышала именно такую оценку: или уж монстр из преисподней, или святой. Конечно, он человек, хотя человек потрясающий, трудно даже представить до чего вовремя появившийся. На его долю много всего свалилось, но он не просто выдержал, а всё вокруг преобразил. Это дано единицам. Людям же, походя клянущим его, предлагаю прежде задуматься: попробуйте, проживите такую жестокую жизнь, в такое жестокое время, на таком всеми обстреливаемом месте и покажите чудеса демократии и человеколюбия.
      А кто хочет узнать, где его настоящий культ, так побывайте в Петербурге!) Такой гордостью переполняешься в этом городе. Но и не удивительно, там, куда не ступи, всё его воплощенные идеи и мечты. Не самое плохое место, кстати))
      Ирина, спасибо за отклик! И с наступающим праздником!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Агния! О великих людях всегда трудно собирать материал, выбирать информацию. Спасибо Вам, что Вы стараетесь разные точки зрения представить! Что этот человек - неординарная личность, кто ж спорит! Выдающийся реформатор - ого-го! А вот о человеке мы знаем недостаточно. И имеем ли мы право судить - либерализм при реформах, мне кажется, только мешает. Спасибо за пост - заставляет думать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Ах, как же Вы правы про трудности отбора материала!) (Блогер блогера поймет без лишних слов.) Особенно о таких людях-глыбах коротко писать - настоящая мука. Хочется столько всего охватить, но понимаешь, что нельзя перегружать пост и длить его бесконечно. Вот и бьешься между "хочется" и "нельзя" как мотылек))
      Личность Петра для меня крайне интересна. Тоже считаю, что нельзя судить его современным судом и мерить нынешними мерками. Он, как человек, совершал разные поступки, но то, что им сделано в качестве государственного деятеля, грандиозно.
      Огромное спасибо за понимание и отклик! В очередной раз с удовольствием встречаю в Вас единомышленника. Всего самого доброго!

      Удалить