четверг, 30 января 2014 г.

Культура общения и речи. Что предлагают ЭБС

Как и многие другие вузы, Саратовский государственный университет несколько лет назад активно начал налаживать сотрудничество с разработчиками электронно-библиотечных систем (ЭБС). Звучит скучновато, но не спешите делать выводы.
Во-первых, напомню, что это за системы такие, чем они хороши.
Частенько бывает, что мы ищем в сети Интернет интересующую нас информацию, но попадается что-то не слишком авторитетное или не очень-то полнотекстовое (хоть волком вой!). 
Потому как тут не обрадоваться, узнав, что ваш вуз приобрёл ЭБС (теперь уже, наверное, во всех вузах они есть), и это даёт вам право бесплатного использования электронных версий множества книг (по большей части учебников и учебных пособий) и журнальных статей.
К примеру, студенты, преподаватели и сотрудники СГУ имеют возможность доступа к нескольким таким полнотекстовым базам: «Znanium.com», «ibooks.ru», «РУКОНТ», «Юрайт», ЭБС издательства «Лань».
Красота! Сидя в родном кресле, выходишь на соответствующий сайт, отыскиваешь нужную книгу и, попивая чаёк-кофеёк, читаешь её… Удобно, не так ли?
Но если вы (сейчас обращаюсь к тем, кто учится или работает в СГУ имени Н. Г. Чернышевского!), вдохновлённые моими словами, зайдёте в них (сидя в родном кресле), первоначально не зарегистрировавшись с компьютера, входящего в сеть СГУ, то станет вам грустно даже если чай будет с любимыми печеньками, потому что всезнающие ЭБСы сразу «поймут», что вас тут «не стояло», и все свои богатства они надёжно скроют… ровно до того светлого момента, когда вами будет создан личный кабинет в каждой из интересующих вас систем.
А сделать это очень просто! Для того, чтобы в любое время дня и ночи, и с любого компьютера иметь доступ к представленным в названных ЭБС учебникам и учебным пособиям, надо прийти в медиазал отдела общественных и педагогических наук ЗНБ (ул. Бахметьевская, 9) или в отдел научной информации ЗНБ, при этом твёрдо помня адрес своей электронной почты и придумав логин и пароль, и зарегистрироваться в ЭБС, потратив не более 20-30 минут (зависит от степени вашей компьютерной гениальности))).
Возможен, конечно, и такой вариант, как самостоятельная первоначальная регистрация (тоже обязательно с компьютера, входящего в сеть СГУ!), но, как показывает наш опыт, иногда лучше сделать это с помощью профессионалов и под их чутким руководством, чем потом долго (опять же вместе с профессионалами) ломать голову над тем, почему что-то не получается и что было сделано неправильно.


Итак, вступительное слово завершено. Надеюсь, оно вас не сильно утомило!
Приступим к делу.
А дело в том, что я представляю вашему вниманию виртуальный обзор книг, которые после вышеприведённых манипуляций с регистрацией в ЭБС, вы сможете прочитать.
Поскольку 2014 год объявлен в России Годом культуры, в одном из первых постов в этом году мы говорили о слове «спасибо» – важном слове для успешного и взаимно приятного общения людей. Оно прекрасно, но это лишь одно слово. Пришла пора затронуть тему культуры речевого общения в целом. Именно она, так или иначе, отражается в выбранных мной книгах. 


Начнём с книг, доступных в электронно-библиотечной системе «Лань» http://e.lanbook.com/

Есакова, М. Н. Русский язык и культура речи : Нормы современного русского литературного языка : учебное пособие для переводчиков / М. Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова, Г. М. Литвинова. – Москва : Флинта : Наука, 2012. - 280 с.
Конечно, учебное пособие несколько специфично, потому что прежде всего предназначено для будущих переводчиков, помогая им повысить коммуникативную компетенцию. И, поскольку Саратовский госуниверситет готовит специалистов в области иностранных языков, издание может их заинтересовать.
Но и всем тем, кто хочет повысить уровень своей речевой культуры, тоже не мешает обратить внимание на эту книгу.


Петрякова, А. Г. Культура речи : учебное пособие для средней школы / А. Г. Петрякова. – Москва : Флинта : Риторика-А, 2006. - 488 с.
Цель этого пособия – формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических форм на примере анализа распространенных ошибок. Книга содержит занимательный и доступный теоретический материал по языковой норме, вариантам нормы и выразительным средствам русского языка, комплекс упражнений и справочник.
Для учащихся и учителей-словесников.

Среди глав можно найти такие: «Многословие», «Употребление синонимов», «Употребление новых слов», «Клише и штампы» и многое-многое другое.
К примеру, авторы предлагают прочитать и подумать над содержанием отрывка из книги К. И. Чуковского «Живой как жизнь». Прочитала и не могу не процитировать)))

«Письмо незнакомой читательницы: «Нынче летом была я в Мисхоре. На морском берегу невдалеке от меня расположилась обнаженная красавица. Глядя на нее с восхищением, я невольно повторяла стихи:
Всё в ней гармония, всё диво…
Каждая линия ее прекрасного тела была так благородна, что нельзя было не вспомнить античную статую. Через три дня красавица заговорила со мной и сразу показалась мне уродиной. Слова ее были такие:
- Ну и взопрела я на этом пляжу
И мне вспомнился другой такой же случай.
Какая-то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно:
- Ляжь!
Одного этого ляжь оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости.
И я тут же подумал, что, если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу:
- Ляжь! –
Гуров, конечно, не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли бы начал с нею разговор, который привел их к сближению.
В этом ляжь (вместо ляг) отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет слово.


Романова, Н. Н. Словарь : Культура речевого общения: этика, прагматика, психология / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 304 с.
В этом необычном издании вы обнаружите не просто словарные статьи, но и практические рекомендации по речевому поведению в разнообразных ситуациях речевой коммуникации. Особое внимание обращается на преодоление различных трудностей в общении, на возможности их избежания.
Для студентов вузов и широкого круга читателей.

Вот примеры нескольких статей из словаря. Читаем и наматываем на ус…

Лезть в душу – расспрашивать человека о его сугубо личных переживаниях, психическом состоянии, когда он не желает говорить об этом. Нарушение культуры общения, вид нетактичности, допускаемый под флагом участия. Расспрашивать об этом человека, и то в меру, деликатно, целесообразно тогда, когда он сам ищет участия и утешения в связи со своими трудностями.
Манеризмы – нервные привычки, сопровождающие речь. Входят в число дурных манер. Сюда относятся: стучать пальцами по столу, сидеть нога на ногу, крутить пальцами, теребить край своей одежды, вертеть руками предмет во время разговора, брать собеседника за пуговицу и т. п.
Нахальство – грубая бесцеремонность и дерзость. В таком поведении нескромность совмещается с неуважительным отношением к собеседнику. В этом случае субъект не считается с правилами поведения и с интересами других. Может быть постоянной манерой поведения или разовым случаем. Недопустимо. Целесообразная реакция – указать субъекту на неправильность его речи и действий, не спешить выполнять его претензии, требования.


Филиппова, Л. С. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л. С. Филиппова, В. А. Филиппов. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 272 с.
Умение говорить правильно, убедительно, логично и выразительно – важнейшее требование к современному специалисту. Настоящее пособие нацелено на формирование у студента знаний, умений, способствующих грамотному и эффективному профессиональному и повседневному общению. Приобретенные навыки работы с устным и письменным текстом подготовят студентов для восприятия других образовательных дисциплин.
Для студентов нефилологических специальностей.

Далее привожу отрывки из пособия, содержащие довольно любопытные сведения.
Не знаю как вы, но я об этом случае не знала.

Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. (…) Более 2500 лет тому назад в Древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт-лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, – силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага.

Или еще такие данные, которые не могут не вызвать у филологов чувства законной гордости.

«О том, какое социальное и политическое значение придавалось языку, свидетельствуют факты:
- первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
- первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);
- первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать еще как историю просвещения, образованности и культуры».

А еще стихотворение…

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно продать,
И предать, и купить,
Слово можно в разящий
Свинец перелить.
(В. Шефнер)

Прислушаемся к мнению специалистов и просто мудрых людей, советы которых не устаревают…

Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:
- не навязывайся;
- выслушай собеседника;
- будь дружелюбен.

Важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. (…) В свое время Плутарх давал совет: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». (…)
Дейл Карнеги отмечает, что хороший слушатель нужен не только выдающимся людям, обыкновенным – тоже. (…) Исследования показывают, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно.

Кстати, в это книге приведены и несколько применяемых в мировой практике методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать.


Как ни жаль расставаться с ЭБС «Лань», пора посмотреть, что предлагает нам ЭБС «Znanium.com» http://znanium.com/ – также достойный уважения ресурс.


Культура русской речи : учебник для вузов / Институт русского языка им. В. В. Виноградова ; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – Москва : НОРМА, 2008. – 560 с.
Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. Книга учит говорить не только правильно, но и выразительно, используя умело и по назначению разные речевые стили. Особое внимание уделяется культуре публичного выступления, спора, профессионального общения.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов и факультетов, а также всех тех, кто любит, изучает русский язык и стремится овладеть высокой культурой речи.


Маслов, В. Г. Культура русской речи : учебное пособие / В. Г. Маслов. – Москва : Флинта : Наука, 2010. – 160 с.
В пособии раскрываются такие вопросы, как обогащение общерусского языка заимствованной лексикой, усложнение за счет новых словосочетаний, калькированных с европейских языков, включение новых элементов, способствующих развитию самого языка. Язык рассматривается как динамичная, открытая для новых элементов система, которая постоянно обогащается и преобразуется, принимая на себя функцию межнационального средства общения в новых социальных условиях.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.


Машина, О. Ю. Русский язык и культура речи : учебное пособие / О. Ю. Машина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2012. – 168 с. – (Высшее образование).
В учебном пособии даны теоретические материалы и практические задания к курсу «Русский язык и культура речи» с упражнениями к ним.
Издание предназначено для студентов нефилологических факультетов университетов.


Рапохин, Н. П. Прикладная психология : учебное пособие / Н. П. Рапохин. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
В учебном пособии анализируются социально-психологические и этнопсихологические особенности поведения. Дается авторская трактовка психологической структуры личности, описаны прикладные методы ее изучения. Рассматриваются вопросы общения и оказания психологического воздействия на личность. На практических примерах раскрывается характеристика стилей и конкретных видов делового общения. Излагаются особенности установления и поддержания деловых контактов с представителями различных национальных культур.
Рекомендуется студентам, специализирующимся в области менеджмента и международных отношений. Пособие может быть также использовано студентами и преподавателями психологических и педагогических факультетов вузов и колледжей, будущими воспитателями и социальными работниками.


Русский язык и культура речи : учебник / О. Я. Гойхман [и др.] ; под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – 2-е изд. перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 240 с.
Уровень культуры во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться, уважая партнера. Особенно это актуально для людей, не имеющих филологического образования, а их – подавляющее большинство. Восполнить пробелы в культуре речи и призвана предлагаемая книга.
Для студентов нефилологических вузов, преподавателей, читающих дисциплину «Русский язык и культура речи», а также для всех, кто хотел бы научиться писать и говорить правильно и красноречиво.


Самойлова, Е. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Е. А. Самойлова. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
Цель пособия — научить студентов ориентироваться в формах речевого общения, грамотно использовать языковые средства и речевой материал в соответствии с требованиями определенного функционального стиля; освоить нормы письменной и устной речи, уметь редактировать текст. Пособие включает необходимый минимум теоретических сведений о русском языке и культуре речи, которые подкрепляются занимательными примерами. Имеется и справочный материал: «Основные нормы произношения», «Разграничение типов ошибок», «Основные способы словообразования».


Сеничкина, Е. П. Словарь эвфемизмов русского языка / Е. П. Сеничкина. – Моска : Флинта : Наука, 2008. – 464 с.
Не просто так отдел общественных и педагогических наук (будучи еще библиотекой Саратовского пединститута) включился в акцию «Чистое слово»! Слишком много, слишком навязчиво звучит со всех сторон бранная лексика (мат, проще говоря). И далеко не все пытаются хоть как-то смягчить свои высказывания, совсем не предназначенные для широких масс слушателей. А те, кто пытается…
Одним словом, этот словарь – первый опыт создания словаря эвфемизмов русского языка. Долгое время сама эта тема оставалась в русистике под негласным запретом. Предлагаемый вниманию читателей словарь призван не только описать значения слов, используемых в функции эвфемизмов, но и помочь носителям современного русского языка сделать свою речь этически и эстетически приемлемой, коммуникативно оправданной.
Для филологов, лингвистов, преподавателей русского языка, студентов гуманитарных вузов, а также многочисленных любителей русской словесности.

Что ж, надеюсь, что представленные книги заинтересовали вас и будут полезны в учебной или профессиональной деятельности.

Если же у студентов или сотрудников Саратовского государственного университета возникнут какие-либо вопросы, касающиеся регистрации в электронно-библиотечных системах, то они могут обратиться к нам.
Сектор информационно-библиографического обслуживания ОУООПН. Медиазал (ул. Бахметьевская, 9), тел. 23-69-51, 22-38-17, fbpi2011@yandex.ru



И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

2 комментария :

  1. Большое спасибо за очень подробный и содержательный материал! Обязательно будем использовать в библиотечных занятиях по культуре речи. Т.С.Ю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Очень рада, что информация пригодилась!

      Удалить