Не слышали это имя?
Поверьте, что встреча с
ним не разочарует ни любителей поэзии, ни любителей фантастики, ни…
Впрочем, не стоит
тратить время на длинные вступления.
«Рожден я в Петрограде 12 января 1915 года. Мать моя – Евгения
Владимировна Шефнер – дочь вице-адмирала Владимира Владимировича
фон-Линдестрема, Отец мой – Сергей Алексеевич Шефнер – пехотный подполковник;
отец его Алексей Карлович Шефнер — был военным моряком. Он оставил России
добрую память о себе: во Владивостоке есть улица Капитана Шефнера, а возле
дальневосточного порта Находки – мыс Шефнера. (Имя деда – капитан-лейтенанта Алексея Карловича
Шефнера – увековечено во Владивостоке
потому, что 2 июля (20 июня по стар. стилю) 1860 года транспорт Сибирской
флотилии «Манджур» именно под его командованием доставил в бухту Золотой Рог
воинское подразделение для основания военного поста, который и положил начало этому
городу).
«Мать много читала. Не только прозу, но и стихи. Память у
нее была превосходная, она помнила многие стихи Фета и Тютчева, а Пушкина чуть
ли ни всего знала. Надо думать, что это от нее я унаследовал любовь к поэзии,
но на первых порах какой-то несерьезной была эта любовь. Я сочинял стишки –
дразнилки, хулиганские частушки, а в шестом классе даже песню непристойную
написал. А серьезные стихи не получались».
Вадим рано потерял отца и
потому, окончив семь классов, поступил в школу фабрично-заводского ученичества
(ФЗУ), а затем пошел работать кочегаром по обжигу фарфора на ленинградский завод
«Пролетарий». В 1933 году его первое стихотворение «Баллада о кочегаре»
опубликовано в заводской газете «Резец».
В 1935 году наш герой поступил
на рабфак Ленинградского университета. С этого времени он поменял за короткое
время несколько мест работы и профессий: работал сверлильщиком на заводе электрооборудования,
формовщиком в литейном цехе, подносил на стройке кирпичи, был инструктором по
физкультуре, чертежником-архивариусом на оптико-механическом заводе,
библиотекарем.
В середине 1930-х годов Вадим
начал заниматься в литературном объединении при редакции газеты «Смена». К
работе с молодыми поэтами привлекались такие мастера как А. А. Ахматова, Н. А.
Заболоцкий, М. М. Зощенко и др.
С 1934 года начал
публиковать стихи в газетах, с 1936 года –
в литературных журналах. Первый стихотворный сборник Шефнера – «Светлый берег» – вышел в 1940 году, в том же году напечатан и его первый рассказ.
22 июня
Не
танцуйте сегодня, не пойте.
В
предвечерний задумчивый час
Молчаливо
у окон постойте,
Вспомяните
погибших за нас.
Там, в
толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь
весёлых и крепких ребят,
Чьи-то
тени в пилотках зелёных
На окраины
молча спешат.
Им нельзя
задержаться, остаться –
Их берёт
этот день навсегда,
На путях
сортировочных станций
Им разлуку
трубят поезда.
Окликать
их и звать их – напрасно,
Не
промолвят ни слова в ответ,
Но с
улыбкою грустной и ясной
Поглядите
им пристально вслед.
1961
Через много лет после войны
Вадим Сергеевич написал: «Ныне, на исходе
дней своих, я склонен думать, что к прозе приобщила меня Великая Отечественная
война. До нее я в армии не служил, был белобилетником из-за своего плохого
левого глаза [глаз он повредил в детстве. – А.К.]. Но правым видел я хорошо и теперь наконец пригодился как воинская
единица. Сперва был рядовым в БАО (батальоне аэродромного обслуживания)
недалеко от Питера, а в январе 1942 года был переведен в редакцию армейской
газеты Ленфронта «Знамя победы». Там я стал не только поэтом военным, но и
прозаиком-журналистом. Наряду со стихами писал очерки и заметки о конкретных
людях, о бойцах переднего края, – после поездок и пеших походов в части. И о
ленинградцах тоже писал. С войны вернулся в звании старшего лейтенанта,
награжден тремя военными орденами, медалями... Но высшая награда моей душе –
это память о тех людях, с которыми довелось мне встречаться в военные годы.
(В. Шефнер. Приобщение к профессии)
Весть
Читаю в
ночной тишине
Письмо
незабытого друга,
Который
убит на войне.
Читаю
сухие, как порох,
Обыденные
слова,
Неровные
строки, в которых
Доныне
надежда жива.
И всё
торопливое, злое
Смолкает,
стихает во мне.
К душе
подступает былое,
Как в
грустном возвышенном сне.
Весь мир
этот, вечный и новый,
Я вижу –
как будто с горы,
И вновь
треугольник почтовый
В шкатулку
кладу до поры.
1969
Военные
сны
Нам снится
не то, что хочется нам, –
Нам снится
то, что хочется снам.
На нас до
сих пор военные сны,
Как
пулеметы, наведены.
И снятся
пожары тем, кто ослеп,
И сытому
снится блокадный хлеб.
И те, от
кого мы вестей не ждем,
Во сне к
нам запросто входят в дом.
Входят
друзья предвоенных лет,
Не зная,
что их на свете нет.
И снаряд,
от которого случай спас,
Осколком
во сне настигает нас.
И,
вздрогнув, мы долго лежим во мгле, –
Меж явью и
сном, на ничье земле,
И дышится
трудно, и ночь длинна...
Камнем на
сердце лежит война.
1966
Война подарила ему и одну
очень важную встречу. В 1942 году Вадим Шефнер познакомился со своей будущей
женой Екатериной, с которой прожил всю жизнь (она умерла в 2000, он ушел из
жизни через полтора года).
***
Где ты пройдёшь. Я буду ждать в саду
И яблонь розовыми лепестками
Тебе на плечи тихо опаду.
Я веткой клёна в белом блеске молний
В окошко стукну. В полдень на углу
Тебе молчаньем о себе напомню
И облаком на солнце набегу.
Но если станет грустно нестерпимо,
Не камнем горя лягу я на грудь –
Я глаз твоих коснусь смолистым дымом:
Поплачь ещё немного – и забудь...
1944
После войны наряду с
поэтическим творчеством Шефнер брался и за стихотворные переводы (с китайского,
с грузинского, белорусского, латышского и др.).
С 1940 года публиковал в
журналах прозу, а первый ее сборник – «Облака над дорогой» – издал в 1957 году.
В 1960-е гг. Вадим
Шефнер неожиданно для многих обратился к жанру фантастики, хотя для него-то как
раз этот шаг был абсолютно логичен.
«Что натолкнуло меня на писание фантастики? Очевидно, ощущение
странности, фантастичности жизни, сказочности ее. А может быть, стихи. Всю
жизнь я пишу стихи, а фантастика ходит где-то рядом с поэзией. Они не антиподы,
они родные сестры. Фантастика для меня – это, перефразируя Клаузевица,
продолжение поэзии иными средствами. Если вдуматься, то в поэзии и фантастике
действуют те же силы и те же законы – только в фантастике они накладываются на
более широкие пространственные и временные категории».
Писатель, определяя свои
произведения этого направления как «полувероятные истории» и «сказки для умных»,
признавался в том, что больше всего привлекает его, как фантаста.
«…Что касается научно-фантастических романов, где речь идет только об
открытиях и изобретениях, то они для меня не интересны. Для меня не столь важен
фантастико-технико-научный антураж, а та над-фантастическая задача, которую
ставит себе писатель. Поэтому я очень люблю Уэллса. Его «Машина времени»
никогда не устареет, ибо, в сущности, каждый из нас ездит в этой машине».
Далее Шефнер, объясняя тайну
обаяния Уэллса-писателя (кстати, еще он любил книги Брэдбери, Лема и Стругацких),
приводит слова, которые совершенно точно можно применить и к нему самому.
«У него на любом фантастическом фоне и в любой фантастической, порой
страшной, ситуации действуют обыкновенные, вовсе не фантастические люди со
всеми их достоинствами и недостатками. Действуют глупые и умные, герои и трусы,
добрые и злые, но все в человеческих нормах и пределах. И вот автор вталкивает
этих людей в фантастические события и смотрит, что из этого получится. А
получается вот что: люди остаются людьми. В сущности, это очень человечный
писатель».
Вот, к примеру, герой
повести «Небесный подкидыш, или Исповедь трусоватого храбреца» Серафим
Пятизайцев, страстно мечтающий хотя бы короткое время пожить в тишине и
одиночестве, попадает на планету Фемида, где это самое одиночество ему гарантируется.
Там не только нет ни одного зеркала, но даже в привезенных Серафимом книгах исчезли
все изображения живых существ. И не только из книг…
«Он извлек из пачечки книг твердую обложку от общей тетради, куда была
вложена застекленная фотография его жены в металлической рамочке. Этот снимок
(12 х 18) он всегда брал с собой, отбывая в дом отдыха. Сейчас он опять увидит
Настю. Улыбаясь ему улыбкой № 19 ("Радость совместной прогулки"),
стоит она под деревом в Летнем саду... Хорошо, что есть на свете Настя!..
С такими вот мыслями вынул Серафим из тетрадочной обложки
фотографию – и обомлел. По-прежнему виден был на ней узор садовой ограды,
по-прежнему стояло дерево, но теперь проявилась та часть его ствола, которую
еще недавно заслоняла своей фигурой Настя. Настя со снимка исчезла.
- Это уже какое-то хамство космическое! – возмутился мой
герой. – Это, господин заботник, тебе даром не пройдет! – А потом вдруг понял,
что некому ему пожаловаться на этого цензора. В каждом земном доме отдыха, в
любой гостинице, в самом плохоньком учреждении есть хоть какой-нибудь да
директор – а здесь? Здесь никто не примет ни письменной, ни устной жалобы. А
эти заботники делают то, на что они программированы. Они по-своему заботятся о
нем, Серафиме, погружая его в одиночество. - Зато как здесь тихо! – прошептал
он».
Образы героев фантастических
произведений Шефнера тоже далеки от стандарта. Мы ведь привыкли, что это бесстрашные
покорители «пространств и миров». Нам же предстоит наблюдать приключения… чудаков
и неудачников. Да-да! Однако не будем спешить с оценками. Ведь неудача — это не
всегда плохо! Никто не застрахован от такой ситуации. Главное, как к ней относишься.
Иногда то, что мы считаем неудачей, становится ступенькой к счастью.
Откроем повесть со
странным на первый взгляд названием «Счастливый неудачник» (1965). Она
начинается такими словами: «Есть люди,
которые жалуются, что им не везет в жизни. Каждую мелкую неудачу они
воспринимают как жестокий приговор судьбы, который не подлежит обжалованию. Они
начинают считать себя неудачниками, падают духом. Вот я и хочу придать им
бодрости и по мере сил доказать, что неудачи часто ведут к удачам, ибо прав
арабский мудрец, который сказал: "Из зерен печали вырастают колосья радости"».
Не менее яркий пример –
Стефан – герой повести «Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного»
(1966).
«…Обо мне отец однажды выразился, что я ЧЕЛОВЕК С ПЯТЬЮ "НЕ". И
далее он взял листок бумаги и письменно пояснил, что я
не – уклюжий
не – сообразительный
не – выдающийся
не – везучий
не – красивый.
Самое печальное, что все эти пять "не"
действительно относились ко мне, и я понимал, что больших успехов и достижений
в жизни у меня не предвидится…»
Зато его старший брат был
полной противоположностью.
«Например, когда мать говорила нам: "Ребята, наколите-ка
дровец!", – Виктор отвечал так: "Полигамный антропоморфизм и
эпидемический геоцентризм на уровне сегодняшнего дня порождают во мне
термодинамический демонизм и электростатический дуализм, что создает
невозможность колки дров".
Отец и мать горделиво переглядывались, радуясь научной подкованности
Виктора, и посылали колоть дрова одного меня».
В 1999 году писатель, отметивший
85-ый юбилей, удостоился специальной номинации «Паладин фантастики» российской
литературной премии «Странник». Эта номинация традиционно присуждается человеку,
который «жизнь свою положил на фантастическую литературу».
Творчество нашего героя
– это всегда живой разговор по душам, в котором есть место и лирике и юмору. Потому
оно оставляет у читателей ощущение света и радости.
Вадим Шефнер в своих
произведениях дает нам очень важные жизненные советы, но делает это легко и ненавязчиво,
будто хороший и мудрый друг.
Подражание
восточному
Не возвожу
плохих на пьедестал,
Но мир без
них намного б хуже стал.
Плохие
люди для того нужны,
Чтоб знали
мы, кем быть мы не должны.
1985
Стрела
Хотел я
смерти не орлу,
Не
хищникам чащобы –
Я в друга
выпустил стрелу
Несправедливой
злобы.
Я
промахнулся... Повезло,
Быть
может, нам обоим?
Но мною
посланное зло
Летит,
летит над полем.
Летит
сквозь строй лесных стволов,
Сквозь
городские стены,
С
океанических валов
Срывает
клочья пены.
Пронзая
ливень и метель,
Соборы и
заборы
И, словно
дьявольская дрель,
Просверливая
горы,
Летит
стрела с моей виной,
Летит в
мою долину –
И огибает
шар земной,
Чтоб мне
вонзиться в спину.
1973
***
Не надо,
дружок, обижаться,
Не надо
сердиться, ей-ей,
На
сверстников и домочадцев,
На старых
неверных друзей.
Давай
лучше жизни дивиться
И в добрые
верить дела,
Глядеться
в знакомые лица,
Как в
праздничные зеркала.
Обиды все
– мелочь такая,
Обиды
ничтожны стократ
Пред
вечными теми веками,
Что всех
навсегда разлучат.
1977
Гордыня
Над
пустотою нависая криво,
Вцепясь
корнями в трещины камней,
Стоит
сосна у самого обрыва,
Не зная,
что стоять недолго ей.
Её давно
держать устали корни,
Не знающие
отдыха и сна;
Но с
каждым годом круче и упорней
Вверх –
наискось – всё тянется она.
Уже и
зверь гордячки сторонится,
Идёт в
обход, смертельный чуя страх,
Уже
предусмотрительные птицы
Покинули
гнездо в её ветвях.
Стоит она,
беды не понимая,
На
сумрачной, обветренной скале...
Ей чудится
– она одна прямая,
А всё иное
– криво на земле.
1954
Миг
Не
привыкайте к чудесам –
Дивитесь
им, дивитесь!
Не
привыкайте к небесам,
Глазами к
ним тянитесь.
Приглядывайтесь
к облакам,
Прислушивайтесь
к птицам,
Прикладывайтесь
к родникам, –
Ничто не
повторится.
За мигом
миг, за шагом шаг
Впадайте в
изумленье.
Всё будет
так – и всё не так
Через одно
мгновенье.
1964
***
Природа
все учла и взвесила.
Вы,
легкодумные стрелки,
Не нарушайте
равновесия
И зря не
жмите на курки.
Вот кружит
ястреб. Вредный вроде бы.
Но пусть
летает, невредим:
Кому-то
вреден, а природе он
Полезен и
необходим.
Ты рай
себе уютный выстроил,
Но без
тревог не проживешь.
Убьешь
печаль – но тем же выстрелом
И радость,
может быть, убьешь.
Умей
Умей, умей
себе приказывать,
Муштруй
себя, а не вынянчивай.
Умей, умей
себе отказывать
В успехах
верных, но обманчивых.
Умей
отказываться начисто,
Не убоясь
и одиночества,
От
неподсудного ловкачества,
От
сахарина лёгких почестей.
От ласки,
платой озабоченной,
И от
любви, достаток любящей,
И от
ливреи позолоченной
Отказывайся
– даже в рубище.
От чьей-то
равнодушной помощи,
От чьей-то
выморочной сущности...
Отказывайся
– даже тонущий –
От недруга
руки тянущейся!
1963
Три
странника
Ходят,
бродят без дорог,
Головы
склоня,
Стыд,
стыдище и стыдок –
Кровная
родня.
Даже в
выходные дни
Нет покоя
им,
И равно
видны они
Зрячим и
слепым.
Ты их сам
не раз встречал
На путях
своих,
И краснел,
и замирал
Ты, увидя
их.
Грешный
человек…
Бойся тех,
кто этих трех
Не видал
вовек...
1976
Вещи
Умирает
владелец, но вещи его остаются,
Нет им
дела, вещам, до чужой, человечьей беды.
В час
кончины твоей даже чашки на полках не бьются
И не тают,
как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может
быть, для вещей и не стоит излишне стараться, –
Так
покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою
зевак равнодушные стулья толпятся,
И не
дрогнут, не скрипнут гранёные ноги стола.
Оттого,
что тебя почему-то не станет на свете,
Электрический
счётчик не завертится наоборот,
Не умрёт
телефон, не засветится плёнка в кассете,
Холодильник,
рыдая, за гробом твоим не пойдёт.
Будь
владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь
всегда справедливым, бесстрастным хозяином их:
Тот, кто
жил для вещей, – всё теряет с последним дыханьем,
Тот, кто
жил для людей, – после смерти живёт средь живых.
1957
На сегодня это всё.
Надеюсь, что вам захочется продолжить знакомство с замечательным поэтом и
писателем Вадимом Шефнером, а значит – стать чуточку добрее.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния.
Книги В. С. Шефнера,
имеющиеся в фонде
отраслевого учебного отдела
общественных и педагогических
наук ЗНБ
Шефнер, В. Собрание
сочинений : в 4 т. – Ленинград : Художественная литература, 1991.
Т. 1 : Стихотворения. – 416
с.
Т. 2 : Повести. Рассказы.
– 624 с.
Шефнер, В. Избранные
произведения : в 2 т. – Ленинград : Художественная литература, 1982.
Т. 1 : Стихотворения. –
528 с.
Т. 2 : Проза. – 608 с.
Шефнер, В. Избранные
произведения : в 2 т. – Ленинград : Художественная литература, 1975.
Т. 1 : Стихотворения. –
437 с.
Т. 2 : Повести и
рассказы. – 607 с.
Шефнер, В. Имя для птицы
: повести. – Ленинград : Советский писатель, 1976. – 431 с.
Шефнер, В. Запоздалый
стрелок : истории реальные и сказочные. – Ленинград : Советский писатель, 1987.
– 672 с.
Шефнер, В. Лачуга
должника : истории полувероятные, маловероятные и совсем невероятные. – Ленинград
: Лениздат, 1983. – 574 с.
Шефнер, В. Московское
шоссе : стихи. – Ленинград : Советский писатель, 1951. – 143 с.
Шефнер, В. Северный
склон : книга новых стихов. – Ленинград : Советский писатель, 1980. – 128 с.
Шефнер, В. Скромный
гений. – Москва : Молодая гвардия, 1974. – 272 с.
Шефнер, В. Цветные стёкла
: стихи. – Ленинград : Детская литература, 1974. – 159 с.
Комментариев нет :
Отправить комментарий