пятница, 15 мая 2015 г.

Папа может всё, что угодно...

Совсем недавно услышала новость: хотят и в нашей стране окончательно выбрать единую официальную дату празднования Дня отца (неофициально его уже отмечают в разных регионах России).
А 15 мая, в Международный день семей, в поле зрения попала такая информация: оглашена, как уже заведено, главная тема праздника. И в 2015 году это была тема: «Мужчина – главный? Гендерное равенство и права детей в современных семьях» («Men in charge? Gender equality and children's rights in contemporary families»).

Именно поэтому мне захотелось затронуть тему отцовства с помощью некоторых литературных примеров.

В конце поста вас ждет большой список литературы (2005-2014 гг.) по теме "Мужчина в семье. Отцовство".

Я уже публиковала пост к Международному дню семей в 2013 году. Тогда главной темой была связь поколений в семье, но один замечательный отец в том посте упоминался – это Василий Иванович – отец Евгения Базарова – героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако кроме него литература дала и другие образы отцов. Причем эти главы семейств отличаются разными характерами и их можно отнести к совершенно разным типам.

Если говорить о сходных Базарову отцах – обожателях своих детей, «добрых» отцах, то это, например, граф Ростов из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Вот мы наблюдаем сцену, когда он эмоционально реагирует на полученное письмо от сына, уехавшего на войну.
Кадр из к/ф "Война и мир"
(СССР, 1965-1967. Реж. С. Бондарчук).
В роли графа Ростова - Виктор Станицын

«Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.
— Mon bon ami? — вопросительно-грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.
Граф зарыдал еще больше. «Николушка… письмо… ранен… бы… был… ma сhere… ранен… голубчик мой… графинюшка… в офицеры произведен… слава Богу… Графинюшке как сказать?…»

Кадр из х/ф "Старший сын"
(СССР, 1975. Реж. В. Мельников).
В ролях: Н. Караченцов, Е. Леонов, Н. Егорова
Внимание наше может привлечь и Андрей Григорьевич Сарафанов – герой пьесы А. В. Вампилова «Старший сын» (1967). Заурядный, на первый взгляд, человек (а в глазах многих и полный неудачник) вдруг раскрывается перед нами как обладатель невероятного таланта любви. Именно отцовской любви. И этот его щедрый талант совершает настоящее чудо, пробудив в душе чужого парня Володи Бусыгина, достаточно циничного поначалу, понятия для него до той поры эфемерные – совесть, ответственность, привязанность, доброта, любовь… Да и некоторое непонимание со стороны своих родных детей Сарафанов сумел растопить словно лёд.
Даже узнав, что вошедший в его дом, да и в само сердце, «старший сын» таковым не является и никогда не являлся, и, более того, с самого начала наглым образом обманывал его, «блаженный» Сарафанов говорит простые, но пронзительные слова: «Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное...». Потрясающе нежное отцовское чувство! Урок всем нам.
Если кто-то не видел снятый по этой пьесе фильм (1975 г., режиссер В. Мельников, в гл. роли – блистательный актер Евгений Леонов), очень советую посмотреть. По крайней мере, он давно входит в число моих любимых.

Кадр из х/ф "Станционный смотритель"
(СССР, 1972. Реж. С. Соловьев).
В ролях: Н. Пастухов, М. Кушнерова

А вот Самсон Вырин – герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина») – неоднозначный персонаж при всей его кажущейся простоте и доброте. Любовь смотрителя к красавице-дочери Дуне не вызывает сомнения. Вместе с тем отец прекрасно знает, какое сильное впечатление производит девушка на проезжающих, да и сама «маленькая кокетка» знает об этом ничуть не хуже. Так и тянется эта семейная идиллия, пока влюбленный гусар тайком от отца не увозит ответившую взаимностью Дуню. Старик пришел в отчаяние. Он заболел сильной горячкой, а затем, только-только оправившись от болезни, «пешком отправился за своею дочерью». Путешествие не увенчалось успехом, надежды рухнули, дочь не вернулась домой. Эта потеря, чувство вины и тревога за дальнейшую судьбу единственного любимого существа, подкосила Вырина…

Описаны в литературе и такие персонажи, которые не имеют ничего общего с добротой и плохо выполняют свой отцовский долг. Эти «слабые» отцы порой выведены в несколько юмористическом или сатирическом виде.
Фамусов и Софья.
Рис. Т. Шишмаревой
Среди них назовем Фамусова из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», который любит поучить и порассуждать, беззастенчиво ставит себя в нравственный пример окружающим (Свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!), а вместе с этим далек от идеала (его заигрывания со служанкой далеки от монашеского поведения), да и в собственной семейной жизни порядок навести не способен. Дочь относится к нему без должного почтения, может позволить себе обманывать его, говорит об отце: «Часто без толку сердит», «брюзглив, неугомонен, скор, таков всегда…». Да и с женой нынешний вдовец Фамусов в своё время не справлялся.
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь – уж где-нибудь с мужчиной!

Или совсем уж вопиющий пример – Простаков из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Этот персонаж только и может, что именовать себя «жениным мужем», выслушивать постоянные оскорбления супруги, да, запинаясь, бормотать нечто невразумительное под ее железным натиском.

Кадр из т/с "Недоросль"
(СССР, 1987. Реж. В. Иванов, В. Симаков).
В ролях: С. Харченко, И. Лях, Э. Далматова

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Сын Митрофан на том и воспитан, потому про авторитет «батюшки» и речи нет. Впрочем и любящей мамаше от «забавника» и «затейника» в конце пьесы достанется в полной мере…

На противоположном конце «шкалы» литературных отцов располагаются созданные писателями образы довольно суровые, которым чужды проявления нежности.  Да что там нежности!..
Худож. Д. Шмаринов
Тарас Бульба, широко известный герой одноименной повести Н. В. Гоголя, «за други своя» недрогнувшей рукой убил сына-предателя.
И лишь одна мысль печалила его тогда:
- Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!
Но именно лицо своего непреклонного отца мечтал увидеть в последний страшный момент свой жизни другой его сын, Остап:
«…Хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
- Батько! где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Не откажешь в силе характера и некоторой деспотичности и генералу-аншефу, старому князю Николаю Андреевичу Болконскому, отцу князя Андрея и княжны Марьи, персонажу уже цитировавшегося выше романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
«Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. (…) С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек».

Кадр из т/ф "Война и мир"
(СССР, 1965-1967. Реж. С. Бондарчук)
В ролях: А. Кторов, А. Шуранова
Посмотрим, как проходило одно из учебных занятий княжны Марьи с отцом (вспомните эту сцену, когда придётся вам сиживать за подготовкой уроков с собственными детьми-школьниками, и вы поймёте, что за 200 лет произошло мало изменений)).
«Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу».

А вот пример из зарубежной литературы. И вновь не совсем однозначный.

Корделия
Вы дали жизнь мне, добрый государь,
Растили и любили. В благодарность
Я тем же вам плачу: люблю вас, чту
И слушаюсь. На что супруги сестрам,
Когда они вас любят одного?
Наверное, когда я выйду замуж,
Часть нежности, заботы и любви
Я мужу передам. Я в брак не стану
Вступать, как сестры, чтоб любить отца.

Худож. П. Татарников
Король Лир из трагедии В. Шекспира – «сильный» отец, привыкший к своей огромной власти, в том числе в силу высокого социального положения, слышит такие дерзкие, по его мнению, слова от любимой дочери. Гнев короля страшен, он отрекается от Корделии. И судьба без жалости бросает его на самое дно жизни, наказывая за излишнюю самоуверенность и эгоизм.
Кстати, сюжет этот не был придуман английским драматургом, а взят им из уже существующих древних британских преданий, притом неоднократно пересказан до него поэтами и писателями.
Разумеется, то, о чем мы упомянули, лишь внешний рисунок произведения, и он совершенно не исчерпывает всё богатство идей трагедии Шекспира, содержащей множество различных линий и пластов, которые можно бесконечно изучать.

Итак, даже в таком коротком и довольно простом по маршруту литературном путешествии, можно составить представление о том, что образы отцов отличаются большим разнообразием. Думаю, каждый из нас назовет еще немало героев, подходящих для положительных или отрицательных примеров в выбранной сегодня теме. Есть среди них и те, которые являют собой более сложное сочетание человеческих качеств. Мы совсем не говорили и о таком явлении, как безотцовщина.
Одним словом, тема эта довольно интересная. Надеюсь, что вам было нескучно путешествовать вместе со мной. Может быть, вы захотите назвать свои любимых или запомнившихся литературных «пап».

Спасибо всем, кто дочитал до конца.
С уважением,
ваша Агния

Некоторые произведения, в которых представлены образы отцов:
Бальзак О. Евгения Гранде. Отец Горио
Вампилов А. В. Старший сын
Войнич Э.-Л. Овод
Голсуорси Д. Сага о Форсайтах
Гончаров И. А. Обломов
Гюго В. Человек, который смеется
Грибоедов А. С. Горе от ума
Домострой
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Подросток
Кронин А. Замок Броуди
Ли Х. Убить пересмешника
Олдридж Дж. Последний дюйм
Остен Дж. Гордость и предубеждение
Пушкин А. С. Барышня-крестьянка. Дубровский. Капитанская дочка. Станционный смотритель
Толстой Л. Н. Война и мир. Детство. Отрочество. Юность
Тургенев И. С. Отцы и дети. Первая любовь
Улицкая Л. Казус Кукоцкого
Цвейг С. Нетерпение сердца
Шекспир В. Король Лир
Шолохов М. А. Тихий Дон

Для детей
Алексин А. А тем временем где-то. Звоните и приезжайте. Поздний ребенок
Бруштейн А. Дорога уходит в даль
Вестли А.-К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик
Гайдар А. П. Голубая чашка
Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Тёмы
Голявкин В. Мой добрый папа
Грин А. Алые паруса
Драгунский В. Денискины рассказы
Кассиль Л. А. Кондуит и Швамбрания
Козлов В. Президент Каменного острова
Коллоди К. Приключения Пиноккио
Короленко В. Г. В дурном обществе (Дети подземелья)
Линдгрен А. Мио, мой Мио! На острове Сальткрока. Пеппи Длинныйчулок
Морозко (народная сказка)
Мусерович М. Целестина, или Шестое чувство
Осеева В. Динка
Толстой А. Н. Приключения Буратино, или Золотой ключик

Мужчина в семье. Отцовство
Список литературы
(2005-2014 гг.)

Авдеева, А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми / А. В. Авдеева // Социологические исследования. – 2012. – № 11. – С. 95-104. – Библиогр.: с. 103-104.
Рассматриваются две стратегии активного участия отца в воспитании детей, различающиеся степенью и характером участия отца в заботе о детях – «исполнение» и «управление». Анализируются условия, ресурсы и барьеры реализации практик «вовлеченного отцовства» в условиях современной России.

Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 101-106. – Продолж. следует.

Александровская, М. Играем с папой / М. Александровская // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 5. – С. 3.

Анисимова, Д. Разрешаю разлюбить / Д. Анисимова // Будь здоров!. – 2008. – № 9. – С. 58-62.
Психология семейных взаимоотношений.

Аромштам, М. Пустите папу в детский сад : О проблемах половой идентификации детей / М. Аромштам // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2007. – № 11. – С. 3-4.

Артифексов, С. Б. Проблемы демографии и семьи в зеркале статистики / С. Б. Артифексов // Экология и жизнь. – 2010. – № 3. – С. 98-99.
В статье приведены данные Росстата по основным демографическим показателям.

Бабина, Ю. Роль отца в воспитании ребенка : деловая игра для родителей / Ю. Бабина // Школьный психолог : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 8. – С. 12-14.

Базарный, В. Ф. Без мужчин народ – не народ / Владимир Базарный ; беседовала Л. Сычева // Наш современник. – 2014. – № 10. – С. 172-179.
Интервью со специалистом о семейных ценностях, социальной роли современного российского мужчины.

Баранов, Д. Мальчик, юноша, мужчина / Д. Баранов // Будь здоров!. – 2010. – № 11. – С. 58-61.
Как родителям воспитывать мальчика, юношу, чтобы в будущем он стал достойным мужчиной. Роль отца в воспитании мальчика.

Биддалф, С. «Воспитывать мальчишек...» / С. Биддалф // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 86-89.
Отрывок из книги австралийского психолога.

Васильева, Л. Г. О роли отца и матери в семейном воспитании ребенка / Л. Г. Васильева // Воспитание школьников. – 2013. – № 10. – С. 54-58.
Опыт проведения общего родительского собрания на тему «Как на самом деле любить детей».

Васильева, Н. Как поддержать личностное развитие детей 2-3 лет / Н. Васильева, М. Полякова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С. 71-74. – Библиогр.: с. 74 (13 назв.).
О проблеме поддержки личностного развития детей 2-3 лет. Выделены основные эмоциональные потребности. Представлены результаты эмпирического исследования детей, а также их матерей и отцов. Выявлено, что поощрение самостоятельности и активности ребенка в семье, а также активное участие отца в жизни ребенка взаимосвязаны с его социальной адаптацией.

Вишневский, А. Г. Эволюция российской семьи / А. Г. Вишневский // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 4-11. – Продолж. следует.
О кризисе семейных ценностей с исторической точки зрения.

Гвайта, А. Как воспитать мужчину / А. Гвайта // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 2. – С. 30-33.
Материал посвящен вопросу воспитания мужчины из мальчика. Именно семья и отношения в ней закладывают определенную систему реакций на окружающую действительность, формируют поведение ребенка, определяют характер его деятельности.

Георгий (игумен). Место мужчины во вселенской иерархии / игумен Георгий (Шестун) // Наш современник. – 2010. – № 4. – С. 181-186.
Об особенностях семейных отношений в православной семье.

Георгий (игумен). Мужчина – глава жизненного порядка в семье и государстве / игумен Георгий (Шестун) // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 223-229.
О гендерном воспитании, о роли мужчины и женщины в семье, жизни, в политике.

Голод, С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С. И. Голод // Социологические исследования. – 2008. – № 1. – С. 40-49. – Библиогр.: с. 48-49 (36 назв.).
Затронуты проблемы, связанные с темами семьи, брака, гендера, прокреативности и сексуальности. Автор анализирует эти проблемы, опираясь на материалы, собранные в России в течение последних примерно пятидесяти лет.

Градусова, Г. Отцы и дети / Г. Градусова // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 24. – С. 34-41.
-- роль отца – анкеты --

Градусова, Г. Н. Школьная конференция «Роль отца в воспитании детей» / Г. Н. Градусова // Образование в современной школе. – 2007. – № 12. – С. 35-44. – Прил.: с. 37-44.
Пример сотрудничества «Детско-юношеского центра» г. Глазова с образовательными учреждениями города – конференция по теме «Роль отца в воспитании детей».

Губарев, И. Мужской подход к воспитанию / И. Губарев // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2008. – № 1. – С. 11-14.
Мужской подход к воспитанию и обучению ребенка небесспорен, но интересен и очень эффективен. Эта статья – свидетельство отличия мужской воспитательной политики от женской, но не противопоставления их друг другу.

День отца : [Об истории и традициях праздника] // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2007. – № 11. – С. 2.

Добрынина, Н. В. Папа – лучший друг : [спортивный праздник в бассейне] / Н. В. Добрынина, С. А. Холмовская // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 1. – С. 58.

Дымнова, Т. Недостает мужского внимания / Т. Дымнова // Воспитание школьников. – 2006. – № 7. – С. 62.
О недостаточном мужском влиянии в семье.

Евтушенко, И. Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста / И. Н. Евтушенко // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 5. – С. 64-66. – Библиогр.: с. 66 (9 назв.).
Первые модели гендерных ролей, с которыми сталкивается ребенок – это роли отца и матери, о взаимодействии родителей и педагогов при формировании гендерной социализации дошкольника.

Загорский, К. Быть папой / К. Загорский // Семья и школа. – 2006. – № 10. – С. 6-7.
Особенности взаимоотношений отцов и сыновей.

Зажигина, М. Рождение ребенка – испытание семьи на прочность / М. Зажигина // Практическая психология и логопедия. – 2008. – № 2. – С. 15-20.
Отношения молодых родителей после рождения ребенка.

Зурабов, А. Отец и дочь / А. Зурабов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 117-120.
Роль отца в воспитании девочек ничуть не менее важна, чем роль матери. Возможно, опубликованные рассказы помогут и воспитателям, и родителям по-новому взглянуть на роль отца в воспитании дочери.

Ильиных, С. А. Множественная маскулинность / С. А. Ильиных // Социологические исследования. – 2011. – № 7. – С. 101-109. – Библиогр.: с. 109.
В статье маскулинность рассматривается в рамках биологического, психологического и социологического подходов.

Калина, О. Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве : дайджест / О. Г. Калинина // Психология обучения. – 2009. – № 5. – С. 121-123. – Полностью ст. опубл.: Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 82-90.
Совместное влияние факторов наличия в семье отца и типа его образа на полоролевую идентичность подростка.

Каспарова, Ю. Собрание для пап : Привлечение отцов к школьной жизни / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников : прил. к газ. «Первое сент.». – 2009. – № 7. -  С. 7-9.

Кон, И. С. Отцовство как социокультурный институт / И. С. Кон // Педагогика. – 2005. – № 9. – С. 3-16. – Библиогр.: с. 15-16 (38 назв.).
О проблеме «кризиса отцовства» в мире.

Королева, Г. М. Использование традиций народной культуры в воспитании старшеклассников / Г. М. Королева // Воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 46-49.
Тренинговые упражнения из программы «Традиции народной культуры в формировании семейных ценностей детей и учащейся молодежи» как одно из направлений воспитательной работы в русле изучения традиций народной культуры.

Кудейко, М. Натюрморт в стиле Поля Сезанна : вариант коллективной работы для пап и детей / М. Кудейко // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 2. – С. 62-63.
В статье предлагается инструкция по созданию папой и ребенком совместной поделки в виде яблока из консервной банки, проволоки, бумаги и т. д.

Курганский, С. М. Без хороших отцов нет хорошего воспитания / С. М. Курганский // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 268-274.
Роль отца в современной семье. Совет отцов как структурное подразделение в системе воспитания.

Курпякова, Г. Н. Родительское собрание «Быть хорошим отцом – подлинный талант» / Г. Н. Курпякова // Классный руководитель. – 2005. – № 3. – С. 62-65.
Сценарий родительского собрания. Об авторитете родителей, участии отцов в воспитании детей.

Лепешова, Е. Откровенный разговор : О возможных формах работы с родителями / Е. Лепешова // Управление школой : газ. Изд. дома «Первое сент.» . – 2009. – № 17. – С. 30-34.
-- конференции отцов –

Логинов, Д. От пола до потолка : Принципы гендерной социализации / Д. Логинов // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2013. – № 3. – С. 14-15.
 Статья посвящена вопросу, как максимально естественно и гармонично развивать представление о половой принадлежности школьников.

Марговская, М. Право быть собой / М. Марговская // Наука и религия. – 2014. – № 3. – С. 6-9.
О стереотипах в обществе, касающихся мужчин и женщин, их жизненных ролей.

Медведева, И. Духовный детдом / И. Медведева, Т. Шишова // Москва. – 2005. – № 6. – С. 165-174.
О современной семье, в которой разрушаются традиционные ценности и нормы – совместное житье разных поколений, уважение к старшим; в которой остро проявился межпоколенческий конфликт.

Николаева, А. Папа может все что угодно / А. Николаева // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2013. – № 2. – С. 57-58.
Статья рассказывает о типологии пап дошкольников, с которыми могут столкнуться воспитатели ДОУ. Приведены рекомендации для воспитателей как правильно себя вести с тем или иным родителем.

Нодель, Ф. А. «Он» и «Она» Виктора Астафьева / Ф. А. Нодель // Литература : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2014. – № 3. – С. 32-34. : цв. ил.
-- уроки литературы -- мужчина и женщина (тема) -- апология семьи --
Автор статьи делится своими размышлениями о повести В. Астафьева «Так хочется жить» в контексте общего творчества писателя.

Одинцов, С. Сила, мужество, ответственность / С. Одинцов ; [беседу вела М. Курганова] // Учительская газета. – 2011. – 17 мая (№ 20). – С. 18.
Изменилась ли роль отца в семье? Нужен ли сегодня глава семьи? На эти и другие вопросы отвечает психолог.

Орлов, В. Мужчина и женщина : (материал для проведения урока) / В. Орлов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2006. – № 3. – С. 32-36.

Осина, И. Если папы нет... или Чем опасен праздник? / И. Осина // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 5. – С. 2-3.
-- детские праздники -- день отца -- неполные семьи

Павлюткин, И. В. Отцовство. Роль мужчины в планировании рождений / И. В. Павлюткин // Человек. – 2011. – № 2. – С. 124-131. – Библиогр. в примеч.
В статье предлагается взгляд на проблему деторождения, в фокусе которого находится отцовство. Делается предположение о том, что принятие решения о рождении более чем одного ребенка связано с позицией мужчины в семье. На основании проведенных биографических интервью с мужчинами в городских семьях предлагается раскрытие данной взаимосвязи. Ответственность становится одной из категорий, через которую мужчины осмысляют рождение ребенка и семейную жизнь.

Панаева, С. Конференция для пап : [родительское собрание] / С. Панаева // Начальная школа : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 2. – С. 28-30.

Петренко, Г. Р. Роль отца в семейном воспитании / Г. Р. Петренко, Ф. Х. Таштемирова // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 2. – С. 90-93.
Представлен сценарий «круглого стола» по теме «Роль отца в семейном воспитании», цель которого – заинтересовать отцов вопросами воспитания и развития дошкольников, помочь завоевать авторитет у детей.

Попов, В. А. Институт отцовства в современном российском обществе и перспективы его развития / В. А. Попов // Воспитание школьников. – 2014. – № 7. – С. 55-59.
Проблемы института отцовства в современном российском обществе. Обзор публикаций и исследований ученых по данной теме. Статистика числа разводов в современной России, а также количества неполных отцовских семей. Проблемы отцов-одиночек, пути их преодоления, а также специфика воспитания детей и подростков в неполной отцовской семье.

Попов, В. А. Социально-правовые и психолого-педагогические основы института отцовства в современной России / В. А. Попов, Р. В. Аникина // Воспитание школьников. – 2014. – № 8. – С. 47-52. – Библиогр.: с. 52 (12 назв.).
Правовое обеспечение образовательного пространства с учетом прав и обязанностей субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе одиноких отцов и их детей. Положение одиноких отцов на примере зарубежных стран.

Пятаков, Е. Кое-что о психологии отношений мужчины и женщины, или Досадные мелочи, о которых забывают рассказать молодым / Е. Пятаков // Школьный психолог : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 8. – С. 17-32 ; № 9. – С. 17-32.

Пятаков, Е. О. Кое-что из психологии отношений мужчины и женщины / Евгений Олегович Пятаков // Народное образование. – 2011. – № 7. – С. 273-280.
Рассматриваются заблуждения и мифы о любви, браке и половых ролях.

Сагина, З. Инь и Ян : большая психологическая игра для подростков / З. Сагина // Школьный психолог : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 13. – С. 18-23.
Игра посвящена подготовке учащихся к будущей семейной жизни, их гендерной социализации, гендерному образованию.

Свердлова, О. Профессия – отец / О. Свердлова // Наш современник. – 2006. – № 9. – С. 165-176.
Статья затрагивает вечные ценности, духовную нашу суть – отношение к отцовству, материнству в семье.

Свердлова, О. Сыновняя привязанность к отцу / О. Свердлова // Воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 61-63.
Предложен материал для бесед с родителями о сыновней привязанности к отцу.

Стернина, Я. Дайте порулить! / Я. Стернина // Школьный психолог : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 3. – С. 44-45.
Статья посвящена психологической игре, цель которой устранение такой проблемы во взаимоотношениях как борьба за власть.

Суслова, О. И. Мысль семейная: как ждать ребенка... : урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» / О. И. Суслова, О. Н. Пушкина // Литература : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 14. – С. 24-26.
-- уроки литературы -- тема семьи -- семейные ценности -- семейные отношения -- отцовская любовь --
В статье дана методика проведения урока-психодрамы на тему семейных ценностей на примере литературных героев из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Такие уроки приближают классические произведения к сегодняшнему дню и помогают социализации растущего школьника.

Феофанов, К. А. Цивилизационные детерминанты межгендерных отношений / К. А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 2. – С. 51-67. – Библиогр. в сносках (25 назв.).
Рассматриваются протоцивилизационные и цивилизационные детерминанты распределения ролей и функций в отношениях мужчин и женщин в различные исторические эпохи. Сформулированы и проанализированы ключевые проблемы межгендерных отношений в советском и современном российском обществах.

Целищева, Н. Мужской разговор: вначале – отец : Западное окружное управление образования г. Москвы привлекает родителей-мужчин к воспитанию детей / Н. Целищева // Народное образование. – 2008. – № 1. – С. 233-241.
О мероприятиях с участием отцов в школах Западного округа г. Москвы.

Чемерикина, Г. А. Родительское собрание «Встреча отцов и детей» / Г. А. Чемерикина // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 18-21. – Библиогр.: с. 21.
Ход родительского собрания, посвященного роли отцов в воспитании детей.

Швецова, А. Д. Различия смысловых сфер мужчин и женщин с различной гендерной направленностью / А. Д. Швецова // Психология обучения. – 2011. – № 3. – С. 47-59. – Библиогр.: с. 58-59 (10 назв.).
Гендерные аспекты смысловой сферы личности. Характерные гендерные особенности личности. Различия семантических пространств респондентов различных гендерных типов.

Шугаев, И. Избранник один на всю жизнь : внутренний уклад семьи / И. Шугаев // Воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 41-46. – Окончание. Начало: №№ 1-10, 2006; №№ 1-4.
Методические материалы для проведения беседы со старшеклассниками о внутреннем укладе семьи.

Некоторые фотографии для поста взяты с сайта http://www.kino-teatr.ru/

2 комментария :

  1. Агния, дорогая, делаю план отдела, ищу материал и названия ко Дню отца и тут по поиску твой пост! Готовые рецепты, названия, и книги для выставки, очень помогла, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, от души приветствую и благодарю за отзыв! Это отличная новость для меня! А у нас план только в ноябре надо будет сдавать. Так что я тоже скоро начну усиленное "прочесывание местности" в поисках идей))

      Удалить