суббота, 20 апреля 2013 г.

20 апреля - Международный день цирка

20 апреля 2013 года отмечается Международный день цирка. Цирковое искусство родилось на свет давным-давно, а праздник впервые появился только в 2010 году.
Лично знаю людей, которым цирковое искусство не очень нравится (или даже очень не нравится). Что ж, каждый имеет право на собственные предпочтения. Но всё-таки у цирка огромное количество поклонников. Иван Сергеевич Тургенев как-то написал: «Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки». Мы тоже :)
Фото Адель Эмерсон
Чем же публике нравится цирк? Праздничной атмосферой, возвращением в детство, в каком бы возрасте не пребывал, а ещё искренностью этого искусства. Ведь если артист цирка чего-то не умеет, то никого не обманет, потому что нельзя притвориться, что: а) ловко ходишь по проволоке, б) умеешь жонглировать множеством предметов одновременно, в) можешь бесстрашно управляться с тиграми и львами, г) ты суперсмешной, а также д) .., е) .., ж) ...
Каждый, кто выходит на арену, всегда сдаёт экзамен, всегда должен чем-то удивить, восхитить, запомниться.


Слово «цирк» происходит от латинского circus – круг. При одном взгляде на арену вопрос «почему?» отпадает сам собой.
Лоуренс Альма-Тадема.
Египетский жонглер

Немного истории
Пожалуй, без небольшого экскурса в историю нам всё же не обойтись. Посмотрим, какой путь прошло это искусство в своём развитии.
Конечно, начиналось всё не то, чтобы случайно, но зачастую исподволь. Например, в странах Востока мастера, изготавливающие канаты, чтобы продемонстрировать качество своей работы, закрепляли их над землёй и лихо выкидывали разнообразные коленца. Или вот стройные персидские воины взбирались на шесты, чтобы увидеть, что делается в окрестностях, а шесты в это время были на плечах у других персидских воинов, тех, что покряжистей, наверное. Их африканские коллеги много внимания уделяли акробатике.
Практически во всём мире и во все времена (начиная с Древних Египта, Греции, Рима и др.) находились люди, которые обладали искусством владения своим телом, или укрощения животных, или невероятных фокусов. Позже в Европе бродячие комедианты в XI-XVI вв. веселили простой народ на площадях. В кругу (опять круг!) зрителей показывали комические сцены, удивляли акробатикой, жонглированием.
Одной из самых значимых персон в истории цирка является Филип Астлей (Philip Astley, 1742-1814). Что вы слышали об этом человеке?
Астлей Ф. Гравюра Дж. Смит
Ничего? А ведь этот сын краснодеревщика, а затем военный, кроме капральского, получил гордое звание «отца современного цирка». 
Дело в том, что Филип с самого детства был очень искусен в верховой езде, а пройдя фронт Семилетней войны (1756-1763), достиг в ней таких высот, что вполне успешным образом занялся в послевоенное время демонстрацией своих талантов за деньги. Конечно, до него тоже существовали прекрасные наездники, сделавшие это дело своей профессией. Но всё же Астлею удалось сказать новое слово.
Круглая открытая арена с крытыми местами для зрителей, выстроенная им в 1768 году, очень подошла для показа конной акробатики. В 1770 году Ф. Астлей попутно открывает школу верховой езды, чтобы обучать любимому делу всех желающих.
Творческая мысль затем подсказала Филипу, что не помешало бы добавить в представление немножко юмора, и потому он пригласил клоунов, которые, кстати, вначале тоже были конными, исполняющими пародии на неумелых наездников. Впоследствии цирковая программа всё прирастала разнообразными номерами. И это было самым главным новаторством. На арене амфитеатра Астлея, кроме него и клоунов, появлялись и другие вольтижировщики, а ещё и акробаты, жонглёры, дрессировщики и прочие цирковые артисты. Манеж тоже обзавёлся крышей, чтобы погода не была помехой выступлениям.
Амфитеатр Астлея. 1808 г.
С начала 1770-х гг. начались гастроли по странам Европы. Не сразу труппу Астлея ждал ошеломляющий успех, но постепенно увлекательное зрелище полюбилось европейцам, и цирки подобного образца появились сначала во Франции, а потом и других европейских странах.
Известно, что Астлей стал основателем и первой цирковой династии, т. к. в программе выступала его жена, а затем сын, впервые вышедший на арену в 10 лет.
Самое интересное, что родоначальник никогда не называл свой амфитеатр как-то иначе. Но, тем не менее, именно амфитеатр Астлея считается первым в мире стационарным цирком. А слово «цирк», привычное нам сегодня, позаимствовал из латыни его коллега и ближайший конкурент Джон Хьюджес. Он открыл своё детище неподалёку от амфитеатра Астлея и назвал его Королевским цирком. Кстати, именно благодаря такой конкуренции в программе Астлея и стали появляться представители разнообразных цирковых профессий. Надо же было как-то удерживать внимание зрителей! А вот Хьюджес, несмотря на пышное название цирка, «на коне» не удержался. Видно не хватало ему астлеевского креатива.
На память о «лошадином» происхождении арена цирка навсегда сохранила диаметр, наиболее удобный для их выступления – 42 фута (13 метров). Только по такому кругу лошадь может бежать галопом с определенной скоростью так, чтобы ее спина постоянно оставалась под одним углом к центру арены.
Астлей Ф.
Гравюра неизв. автора 18 в.
Не исключено, что яркие мундиры униформистов и других работников цирка, тоже несут «военный привет» от Астлея.
Любопытно, что Англия, сама до сих пор не имеет в собственной столице постоянного цирка, как впрочем и многие другие европейские столицы.
Но довольно о чужеземных краях! Перенесёмся на родные просторы. Как у нас складывалась судьба этого сложного и красивого искусства?
Как выясняется, без европейцев здесь тоже не обошлось. В России со второй половины XVIII до второй половины XIX века выступали именно тамошние гастролёры. Только потом появляются отечественные цирки. Самыми важными фигурами этого процесса (можем гордиться!) являются прекрасно известные в Саратове братья Никитины.
Родились они в семье бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Братьев было трое: Дмитрий (1835-1918), Аким (1843-1917), Петр (1846-1921). Отец стал шарманщиком и, пока дети не подросли, кусок хлеба доставался ему более, чем трудно. Зато позже семья вздохнула посвободнее. Выросли сыновья, начали помогать каждый в меру сил и наклонностей: Дмитрий – крепкий атлет; Аким – клишник (артист, демонстрирующий предельную гибкость тела), жонглёр, рыжий клоун; Пётр – антиподист (артист, жонглирующий ногами), шпагоглотатель, гимнаст. Одним словом, на троих – море талантов!
Братья Никитины: Дмитрий, Петр, Аким (слева направо)
Русские циркачи тогда выступали в довольно примитивных балаганах, или даже прямо на улице, а передвижные цирки были в руках иностранцев.
В одном из таких цирков стали работать братья. Летом 1873 года он приехал в Саратов на гастроли. Его владелец – австрийский подданный, чех по национальности Эмануэль Беранек – не чаял избавиться от убыточного бизнеса и сначала взял предприимчивых братьев в компаньоны, а позже принял судьбоносное решение продать им цирк.
5 декабря 1873 года братья Никитины – Дмитрий, Аким и Петр – оформили историческую сделку, выкупив «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей». А первое представление «Русского цирка братьев Никитиных» состоялось уже 25 декабря того же года в Пензе на ярмарке, приуроченной к Рождеству. Так что в нынешнем году будем отмечать славную дату – 140-летие российского цирка.
Через три года Никитины, поколесив по России, вернулись в родной Саратов. Так в 1876 г. появился саратовский цирк.
Деревянный цирк с брезентовой крышей
Первоначальное его местоположение немного отличалось от современного. Он появился на Митрофаньевской площади, там, где сейчас находится кинотеатр «Победа». Было здание деревянным, крытым брезентом, достаточно скромным на вид, зато вывеска гордо гласила: «Первый русский цирк братьев Никитиных».
Цирк бр. Никитиных в Казани
Наши замечательные земляки создали цирки и в других городах (Нижнем Новгороде, Астрахани, Казани, Тбилиси, Баку, Киеве, Харькове, Одессе и др.). В начале 1890-х гг. братья решили идти каждый своим путём. Пётр выбрал Саратов и, перестав выступать как артист, занялся в том числе и цирковым предпринимательством. Дмитрий и Аким обосновались в Москве (хотя на малую родину тоже приезжали). Дмитрий держал музей-паноптикум, зверинец.
Цирк бр. Никитиных
в Нижнем Новгороде
Аким же построил в 1911 г. здание цирка в Москве на Триумфальной площади и оставался его директором до 1917 г. Этот цирк был в авангарде технического оснащения для своего времени: снабжён вращающимся и опускающимся манежем, способен обеспечивать программы на воде. В 1926 году место цирка занял Московский мюзик-холл, послуживший прообразом варьете, в котором Воланд проводил сеанс чёрной магии.
 Цирк бр. Никитиных в Москве, на Триумфальной площади 

Кстати, в ещё одном известнейшем произведении Михаила Булгакова можно прочитать упоминание о цирке Никитиных.
«Филипп Филиппович откинулся по своему обыкновению на готическую спинку и потянулся к газете на столике.
Доктор, прошу вас, сьездите с ним в цирк. Только, ради бога, посмотрите в программе котов нету?
И как такую сволочь в цирк допускают, хмуро заметил Шариков, покачивая головой.
Ну, мало ли кого туда допускают, двусмысленно отозвался Филипп Филиппович, что там у них?
У Соломонского, стал вычитывать Борменталь, четыре каких-то... Юссемс и человек мертвой точки.
Что за Юссемс? подозрительно осведомился Филипп Филиппович.
Бог их знает, впервые это слово встречаю.
Ну, тогда лучше смотрите у Никитина. Необходимо, чтобы было все ясно.
У Никитина... У Никитина... гм... Слоны и предел человеческой ловкости.
Тэк-с. Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? недоверчиво спросил Филипп Филиппович у Шарикова.
Тот обиделся.
Что же, я не понимаю, что ли? Кот другое дело, а слоны животные полезные, ответил Шариков.
Ну-с, и отлично. Раз полезные, поезжайте, поглядите на них. Ивана Арнольдовича слушаться надо. И ни в какие разговоры там не пускаться в буфете. Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать.
Через десять минут Иван Арнольдович и Шариков, одетый в кепку с утиным носом и в драповое пальто с поднятым воротником, уехали в цирк. В квартире стихло». (М. А. Булгаков. Собачье сердце)
Саратовский цирк до 1959 г.
Что же касается саратовского цирка, то его судьба сложилась следующим образом. Первое здание продержалось до 1928 года, но (дерево есть дерево), его пришлось снести в связи с аварийностью. Только три года спустя, в 1930-1931 годах, наконец построили помещение с деревянным куполом, позволяющим крепить все необходимые приспособления.
Наш цирк – один из немногих в стране – не прекратил работу даже в годы Великой Отечественной войны. При нём был создан фронтовой цирк.
С 1959 по 1963 годы длилась первая капитальная реконструкция (авторы проекта К. М. Макулов и Б. П. Рогов), подарившая саратовцам новый облик любимого цирка, который оставался таким много лет.
Саратовский цирк в 1970-е гг.
В 1971 году перед зданием цирка появился знаменитый фонтан «Одуванчик». Надо сказать, что он не был первым в мире, подобные конструкции встречаются в разных городах и странах.
В частности саратовский появился благодаря его австралийскому «побратиму». Наш цирк побывал в Мельбурне на гастролях, где есть такой же. Предложение исходило от тогдашнего директора цирка Иосифа Дубинского. В те годы фонтан выглядел именно как одуванчик, без каких-то изысков.
Современный вид нашего цирка, существующий доныне, появился в 1998 году (архитектор А. Ф. Вольников). После той реконструкции изменился и фонтан. Он заполучил бронзовые фигуры зверей, – обычных обитателей манежа: медведя, слона, морского и сухопутного львов.
Саратовский цирк в наши дни
Неповторимость зданию издавна придаёт чешуйчатая крыша. Такой нет больше нигде в России.











Цирк всегда был средоточием множества эмоций, потому не мог избежать отражения в других видах искусства: литературе, изобразительном, музыкальном, киноискусстве и т.д.

Некоторые такие примеры мы сегодня увидим.

Акробат
(от древнегреческого ακροβάτης – «ходящий на цыпочках»)

Леонид Филатов
Стихи о цирке
Застенчивая синенькая будка,
Пикассо П.
Девочка на шаре
Поёживаясь, зябнет на ветру...
Кассирша улыбается – как будто
Раздаривает пропуски в Весну...

...Хотите поглазеть на акробата?
Вот он идёт свободно и легко,
И яркий луч, как желтая заплата,
Устроился на выцветшем трико.

Могучая весенняя крамола
Его к прыжку подталкивает вдруг,
Но тесен акробату, как камора,
Для выступленья выделенный круг.

Вот он, во власти юного азарта,
Вниманием толпы смущён и горд,
Пульнул себя в немыслимое сальто
Коротким, словно выстрел, «алле-гоп!».

...Довольно вам завистливо коситься,
И если счастьем вы обделены,
Купите на полтинник у кассирши
Совсем немного цирка и весны...



Клоун
(от англ. clown – «деревенщина»)

Ю. Ким
Мацик Ю. Рыжий клоун
Я клоун
Я – клоун!
Я затейник!
Я выбегаю на манеж не ради денег,
А только
Ради смеха:
Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Быть может,
Когда я – вот он,
Одной печалью станет меньше у кого-то,
Выходит,
Ровным счетом
На свете больше станет радостью одной!

Я клоун!
Веселый клоун!
Я этой шапочкой навеки коронован:
Ну разве
Я не прекрасен?
Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Давайте
Поля сражений
Объединим в один манеж для представлений,
Я выйду
На середину,
И вы, как дети, смейтесь, смейтесь надо мной!


«…И ещё там в цирке был клоун в голубых брюках, рыжем пиджаке и зелёной шляпе, и нос у него был красный-прекрасный. Он вовсе не был артистом, но делал то же, что и артисты, только гораздо хуже. После жонглёров он тоже вышел, принёс три полена и стал ими жонглировать. Но кончилось это плохо: он треснул сам себя поленом по голове и ушёл. После медведей, которые катались на велосипедах, он тоже выехал на велосипеде, но тут же наехал на барьер, и весь его велосипед рассыпался на кусочки. А когда выступали наездники на лошадях, он стал просить, чтоб ему дали лошадь. Только он боялся свалиться с неё и попросил, чтоб его привязали канатом. И вот сверху спустили канат и привязали его позади за пояс. Тогда он стал взбираться на лошадь по хвосту, но лошадь брыкалась. Он хотел побежать за лестницей, чтоб взобраться на лошадь по лестнице, но не смог, так как был сзади канатом привязан. Тогда он стал просить наездника, чтобы он подсадил его на лошадь. Наездник стал подсаживать его, но он никак не мог вскарабкаться.
Мацик Ю. Наездник
Ну, садись же! Садись на лошадь! кричал наездник и изо всех сил толкал его снизу, а он, вместо того чтоб сесть на лошадь, как-то умудрился сесть на наездника.
И вот наездник бегает по всему цирку, а этот чудак в рыжем пиджаке на нём верхом сидит. Наездник кричит:
Я ведь тебе говорил садись на лошадь, а ты куда сел? Ты мне на шею сел!
Наконец его сняли с наездника и посадили па лошадь. Лошадь поскакала, а он свалился с неё, но не упал на землю, а принялся летать по цирку, расставив руки и ноги, потому что был сверху к канату привязан. Словом, это был такой человек: он все пытался делать, но ничего у него не выходило. Он только людей даром смешил! Умора!» (Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома)



Александр Усачев
Клоун
Мацик Ю. Напарники
Гаснет свет. Окончен бал…
Человек ботинки снял.
Снял цилиндр, фрак, живот –
Он ему немного жмёт.
Отцепил свои часы,
Уши, бороду, усы.
И улыбку до ушей
Спрятал в ящик от мышей.
Снял копну густых волос.
Положил на полку нос.
И, вздыхая, лёг в кровать…
Завтра снова надевать!


Николай Глазков
***
Я поэт или клоун?
Я серьезен иль нет?
Посмотреть если в корень –
Клоун тоже поэт.
Он силен и спокоен,
Он серьезно смышлен,
Потому он и клоун,
Потому и смешон.
Трудно в мире подлунном
Брать быка за рога,
Нужно быть очень умным,
Чтоб играть дурака.



Но клоун – не всегда вызывает только смех. Иногда и грусть тоже. Таким клоуном «с осенью в сердце» был Леонид Енгибаров. Он говорил: «Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас». Не стало его слишком рано, в 37 лет…


В. Высоцкий
Енгибарову от зрителей
Шут был вор: он воровал минуты,
Грустные минуты тут и там,
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.

В светлом цирке между номерами
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами,
Иногда в дурацком колпаке.

Зритель наш шутами избалован,
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: «Да разве это клоун?!
Если клоун – должен быть смешной!»

Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену, так смеши!» –
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мацик Ю. Цирк

Мы опять в сомненьи – век двадцатый,
Цирк у нас, конечно, мировой,
Клоун, правда, слишком мрачноватый,
Невесёлый клоун, не живой.

Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.

Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал –
Горе наше брал он на себя.

Только балагуря, тараторя,
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.

Тяжелы печали, ощутимы...
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы
И морщины глубже на лице.

Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас,
Будто многим обезболил роды...
А себе – защиты не припас.

Мы теперь без боли хохотали –
Весело по нашим временам:
«Ах, как нас прекрасно обокрали –
Взяли то, что так мешало нам!»

Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.
Студеникин Ю. Два клоуна

Злое наше вынес добрый гений
За кулисы – вот нам и смешно.
Вдруг – весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.

В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь – и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего – и сломана спина.

Зрители и люди между ними
Думали: «Вот пьяница упал».
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался – и переиграл.

Он застыл – не где-то, не за морем –
Возле нас, как бы прилёг, устав.
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.

Я шагал вперёд неутомимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк – уже не пантомима:
Смерть была – царица пантомим!

Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты –
Грустные минуты у людей.

Многие из нас бахвальства ради
Не давались: «Проживём и так!»
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно – на руках...

Сгинул, канул он, как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?
...Только я колпак ему придумал,
Этот клоун был без колпака.

(1972)


Эквилибрист 
(лат. aequilibris – «находящийся в равновесии»)

Иван Бунин
В цирке
С застывшими в блеске зрачками,
В лазурной пустой вышине,
Упруго, качаясь, толчками
Скользила она по струне.
Чубаков О.

И скрипка таинственно пела,
И тысячи взоров впились
Туда, где мерцала, шипела
Пустая лазурная высь,

Где некая сжатая сила
Струну колебала, свистя,
Где тихо над бездной скользила
Наяда, лунатик, дитя.









Дрессировщик


Два цирковых дрессировщика хвастаются своими собаками: 
У меня собака подходит к двери, звонит, а я ее впускаю.
А у меня не звонит...
Фу, какая глупая собака...
Да нет, просто у нее свой ключ есть...

«Немного погодя опять вошел незнакомец и принес с собой какую-то странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет; от языка колокола и от курка пистолета тянулись веревочки. Незнакомец поставил П посреди комнаты, долго что-то развязал и завязывал, потом посмотрел на гуся и сказал:
– Иван Иваныч, пожалуйте!
Гусь подошел к нему и остановился в ожидательной позе.
– Ну-с, – сказал незнакомец, – начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо!
Иван Иваныч вытянул шею, закивал во все стороны и шаркнул лапкой.
– Так, молодец... Теперь умри!
Гусь лег на спину и задрал вверх лапы. Проделав еще несколько подобных неважных фокусов, незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своем лице ужас и закричал:
Реммер Л.
– Караул! Пожар! Горим!
Иван Иваныч подбежал к П, взял в клюв веревку и зазвонил в колокол.
Незнакомец остался очень доволен. Он погладил гуся по шее и сказал:
– Молодец, Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаешь в нем воров. Как бы ты поступил в данном случае?
Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. Каштанке очень понравился звон, а  от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла.
– Тетка, на место! – крикнул ей незнакомец. – Молчать!
Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причем гусь должен был прыгать через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и махать лапками. Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем». (А. П. Чехов. Каштанка)


Жонглёр
(из французского jongleur,
восходящего к латинскому joculator – «шутник»)

Л. Енгибаров
Жонглёр
Гремит барабан, рассыпается сухая дробь, между тремя булавами мечется фигурка жонглера.
– Не урони! Не урони!
Шагал М.
Три булавы – три деревяшки вылетают из-за спины, выскакивают из-под ног, кувыркаются высоко над головой; и то закрутятся бешено у самой земли, то как будто повиснут в воздухе.
– Не урони, как однажды уронил свое счастье. Эти три деревяшки забрали у тебя все. А что они дали взамен?.. Но об этом потом. Сейчас твои ладони в кровавых трещинах, и беспощадные прожекторы так и бьют по глазам.
– Не урони! Ты – жонглер! Сплети еще одно прекрасное кружево, выдумай еще одну невероятную линию, которая мелькнет и исчезнет...
Потом, когда кончится дробь барабана и подойдет к концу жизнь, тебе скажут, что был несчастлив в жизни, потому что ты всегда работал и ни на что другое у тебя не оставалось времени.
Но зато ты делал невозможное – человек, чьи ладони в кровавых трещинах...
Разве это не Счастье?


Наше небольшое путешествие в цирк окончено. Надеюсь, что оно было интересным.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния.


Использованные сайты:
История русского цирка // Аmnesia [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа:  http://amnesia.pavelbers.com/Zirk%20Rossii.htm

Саратовский государственный цирк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sarcircus.ru/

Славский, Р. Е. Братья Никитины // Славский Рудольф Евгеньевич [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа:  http://slavskii.narod.ru/index.htm


Картины и фото:
Английский цирк сержанта Астлея // В мире цирка и эстрады [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа:  http://www.ruscircus.ru/filipastley

Иллюстрации Encyclopædia Britannica http://www.britannica.com/EBchecked/topic/39827/Philip-Astley

Мацик Юрий // StudArt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studart.ru/gal/Maz/index.htm

Фотографии старого Саратова. – Режим доступа: http://oldsaratov.ru/

[Фото Никитиных] // Славский Рудольф Евгеньевич [Электронный ресурс] : [сайт]. – Режим доступа:  http://slavskii.narod.ru/index.htm



Список литературы

Акопянц, И. А. В школе-интернате имени Ю. В. Никулина / И. А. Акопянц, Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. – 2009. – № 2. С. 27-34.
Рассказ о том, как осуществляется несколько по-иному, чем обычно, учебный процесс в школе-интернате имени Ю. В. Никулина, где дети постигают азы циркового искусства.

Ардашева, Л. А. Идем в цирк! : [урок обобщения по теме «Глагол» в 4-м классе] / Л. А. Ардашева // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 11. – С. 30-32.

Аромштам, М. Играем в цирк! / М. Аромштам // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 11.   С. 2-5. Продолж. следует.

Аромштам, М. Играем в цирк! : [репертуары цирков детских садов] / М. Аромштам // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 12. С. 2-3. Продолж. Начало в № 11.

Аромштам, М. Составляем цирковую программу / М. Аромштам // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 12. С. 5.

Ахломов, В. Лечитесь добротой! / В. Ахломов ; фото авт. // Будь здоров!. – 2009. – № 4. С. 2-5.
Об известном дрессировщике кошек Юрии Куклачёве и его кошках.

Баринов, В. А. Категории эстетики и цирковые жанры. Их взаимосвязь / В. А. Баринов // Alma mater : вестник высшей школы. – 2011. – № 7. С. 66-70. Библиогр.: с. 70 (5 назв.).
Исследуется эстетическая сущность цирка как вида искусства. Приводится анализ цирковых жанров и категорий эстетики в их взаимодействиях и взаимосвязях на уровне организации художественно-образной структуры циркового искусства.

Баринов, В. А. Расширение и перспективизм – формы выразительности в цирке / В. А. Баринов // Искусство и образование. – 2011. – № 3 (71). С. 36-46.

Баринов, В. А. Эстетическая сущность циркового бытия / В. А. Баринов // Искусство и образование. – 2010. – № 4 (66). С. 35-49.
Статья посвящена теме философского осмысления циркового искусства.

Бартэн, А. А. Под брезентовым небом / А. А. Бартэн. – Ленинград : Советский писатель, 1975. – 655 с.

Благов, Ю. Н. Чудеса на манеже / Ю. Н. Благов. – Москва : Искусство, 1984. – 231 с.

Георгиев, С. Г. Шапито из провинции : невероятные истории / С. Георгиев // Москва. – 2009. – № 1. С. 122-131.
Забавные цирковые байки. Каждая история как зеркало. Человек смотрит, но не хочет узнавать себя, как в басне дедушки Крылова.

Гурешидзе, Д. Цирк на воде / Д. Гурешидзе, Г. Тимофеева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 3. С. 42-43.
Победитель конкурса «Воспитатель года 2005» Д. Гурешидзе создал цикл игр в бассейне на развитие артикуляционного аппарата для детей, посещающих логопедические группы.

Драбкин, А. С. Тайна Железного Самсона : повесть [о А. И. Зассе] / А. С. Драбкин, Ю. В. Шапошников. – Москва : Советская Россия, 1968. – 125 с.

Искусство клоунады / ред., сост. и авт. предисл. М. Коган ; прим. А. Я. Шнеера. – Москва : Искусство, 1968. – 325 с.

Зурабова, К. Все начинается с игры : [Куклачев Ю.] / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 10. – С. 94-100.

Карташкин, А. Праздник с чудесами : искусство сценического волшебства / А. Карташкин. – Москва : Просвещение, 1993. – 191 с.

Кескевич, И. Петрушкин цирк : развлечение для детей двух-трех лет с использованием элементов кукольного представления / И. Кескевич // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 22. С. 6.

Кио, Э. «Цирк будет жить до тех пор, пока люди не разучатся верить в чудеса» / беседовала К. Вишневская // Литературная газета. – 2011. № 2-3. С. 12.

Климовицкий, Г. Цирк : [картина] / Г. Климовицкий // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 9. – С. 13-14.

Кудрявцева, М. Е. Поговорим о цирке / М. Е. Кудрявцева // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 5. С.27-28.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Куценко, Е. Великий клоун : превращения Юрия Никулина / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 17. – С. 50-52. Прил.: Классное руководство и воспитание школьников : электронное прил. – 2011. – декаб.

Ларионова, В. Н. Интегрированное занятие «Звери жарких стран на арене цирка» : подготовительная к школе группа / В. Н. Ларионова, М. Н. Пугачева, О. С. Сидаева // Ребенок в детском саду. 2012. № 4. С. 35-38.
Приведен сценарий занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Литягина, А. В. Досуг в городах России во второй половине XIX – начале XX в. / А. В. Литягина // Вопросы истории. – 2007. – № 10. С.136-142.

Никулин, Ю. В. Почти серьёзно / Ю. В. Никулин. – Москва : Молодая гвардия, 1979. – 575 с.

О цирке древнем и современном : [беседа по истории искусства] // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 11. С. 5

Осина, И. Дрессировка – опасное дело / И. Осина // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 12.   С. 7.

Патц, А. А. Джеймс Тьерре: синтез театра и цирка. Новый цирк или театр-цирк? / А. А. Патц // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – № 3. С. 91-110. Библиогр.: с. 110.

Первый добрый дрессировщик и его «Уголок» : [о В. Дурове] // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 12. С. 7.

Под цирковым шаром. – Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1973. – 112 с.

Попов, О. Искренне наш : [воспоминания известного российского клоуна Олега Попова] / Олег Попов // Смена. – 2007. – № 12. С. 46-51.

Семёнов, В. Н. В старину саратовскую : очерки и рассказы о прошлом нашего края / В. Н. Семёнов. – Саратов : Детская книга, 1993. – 336 с.

Семянников, Б. Берегитесь... человека : (трагедии в зоопарках и цирках) / Б. Семянников // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2006. – № 12. С. 17-22.
Рассмотрены случаи нападений животных на человека в разные эпохи.

Славский, Р. Е. Братья Никитины / Р. Е. Славский. – Москва : Искусство, 1987. – 272 с.

Спектор, Г. Музыка в цирке / Г. Спектор // Музыкальная жизнь. – 2007. – № 9. С.21-22.
Оркестр цирка на Цветном бульваре.

Устюгова, В. От балагана к кинематографу : жизнь и увлечения в губернской Перми на рубеже ХIХ-ХХ веков / В. Устюгова // Родина. – 2011. – № 11. С. 141-143.

Хантер, И. Падший ангел : рассказ / Ивен Хантер ; пер. с англ. Д. Павленко // Ровесник. – 2009. – № 7. С.54-57.
Рассказ американского писателя, Ивена Хантера о жизни и взаимоотношениях в цирке.

Цирк на воде // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 12. С. 4.

Цирковая карусель : [познавательный материал для детей и взрослых] // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 12. С. 6.

Черненко, И. М. Здравствуй, цирк! / И. М. Черненко ; предисл. Ю. Никулина. – Москва : Молодая гвардия, 1968.

Ярославцева, И. Кукольный цирк : театральная игра для дошкольников / И. Ярославцева // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 19. С. 5-6, 19-20.

Ярославцева, И. Цирк приехал! : самодельные куклы Инны Ярославцевой / И. Ярославцева // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 18. С. 22-23.

Ярославцева, И. Цирк приехал! : самодельные куклы Инны Ярославцевой / И. Ярославцева // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 19. С. 22-23. Продолж. Начало № 18, 2010.


Некоторые произведения,
в которых говорится о цирке и цирковых артистах

Для юных читателей
Блайтон Э. Тайна бродячего цирка
Василенко И. Артёмка
Григорович Д. Гуттаперчевый мальчик
Драгунский В. Девочка на шаре. Не хуже вас, цирковых. Сегодня и ежедневно
Дуров А. Л. Воспоминания. Странички А. Л. Д.
Дуров В. Л. Борька и Сурка. Каштанка, Бишка и Запятайка. Морские львы Лео, Пицци и Васька. Птица-верблюд. Слон Бэби. Сократ. У Топтыгина в лапах. Чушка-финтифлюшка
Кунин В. Цирк, цирк, цирк (рассказы)
Куприн А. И. Слон
Маршак С. Цирк. Цирк шапито
Михалков С. Цирк
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома
Олеша Ю. Три толстяка
Сабитова Д. Цирк в шкатулке
Успенский Э. Неудачник
Фекете И. Репейка
Чехов А. П. Каштанка. Ярмарка

Для читателей постарше
Белый А. Дервиш
Бёлль Г. Глазами клоуна
Бунин И. В цирке
Войнич Э.-Л. Овод
Гонкур Э. Братья Земгано
Гордер Ю. Дочь циркача
Горький М. «Встряска». В театре и цирке. Клоун
Грин А. Блистающий мир. Канат. Новый цирк. Происшествие в улице Пса
Груэн С. Воды слонам!
Иванов Вс. Когда я был факиром
Ильф И. Под куполом цирка
Ирвинг Д. Сын цирка
Ким Ю. Я клоун
Кнорре Ф. Оля
Куприн А. И. Allez! В зверинце. В цирке. Ольга Сур. Слон
Ливанов В. Мой любимый клоун
Лонгиер Б. Город Барабу (Цирк – 1)
Лонгиер Б. Мир-Цирк
Рубина Д. Почерк Леонардо
Шукшин В. Чередниченко и цирк
Экслер М. Поход в цирк

10 комментариев :

  1. Большое спасибо за такое замечательное путешествие! Все эти номера знакомы и любимы с детства, было очень приятно окунуться в эти воспоминания и еще раз от души посмеяться!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, спасибо Вам за отклик! Стараюсь делиться самым любимым и напоминать о том, что памяти, по моему мнению, абсолютно достойно. И, конечно, очень греет, когда нахожу единомышленников в этих своих привязанностях.

    ОтветитьУдалить
  3. Агния, большое спасибо! У Вас всегда такой насыщенный и болатый материал, столько информации и иногда для меня новой. И репродукции, и видео, и сам текст - всё замечательно и с большим вкусом! Ну а сколько Вы наккапываете библиографии! Ещё раз большое спасибо за весь ваш материал!

    ОтветитьУдалить
  4. И Вам огромное спасибо за такие добрые слова! Очень здорово, когда то, что делаешь, кому-то важно и нужно. А я всегда очень надеюсь, что так оно и есть. Но одно дело надеяться, а другое - узнать об этом напрямую. Ещё раз спасибо, что посчитали возможным написать мне!

    ОтветитьУдалить
  5. Я как раз из тех людей, которым цирк нравится не очень ;))), но Ваш наиинтереснейший материал не оставил меня равнодушной. Особенно понравилось отражение цирка в различных видах искусства. Да и в целом в вашем блоге всегда нахожу что-нибудь крайне познавательное для себя. Спасибо Вам большое!

    ОтветитьУдалить
  6. Цирковое искусство многогранно, но лично я отдаю предпочтение воздушной гимнастике. Восхищаюсь людьми, которые так красиво, изящно, но и сложно, и бесстрашно, наконец, выполняют в воздухе (не на земле!) невероятно потрясающие трюки! Здесь и талант, и труд, и риск огромный! Посмотришь на такой номер - и самому хочется подтянуться, сделать парочку физических упражнений, покрутить хула-хуп, пилатесом заняться. Очень правильно, что у цирковых есть теперь свой профессиональный праздник! И Вы, Агния, большая умница, что взялись за эту тему! Родителям, учителям Ваш пост неоценимую услугу может оказать, ведь детей нужно обязательно "просвещать" перед походом в цирк, да и потом будет о чем поговорить, а общение так сближает... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо!
      Да, цирк, как правило, детям нравится, плюс даёт широкий тематический выбор: и краеведение, и животные, и физкультура, и ещё много чего можно под это дело обсудить с ними.

      Удалить
  7. Евгения Николаевна4 июня 2013 г., 22:23

    Очень интересно! Когда в следующем учебном году соберемся с ребятами в цирк, еще раз перечитаю ваш материал, для беседы он очень пригодится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду очень рада, если так случится!

      Удалить