![]() |
Ж. Уолл. Танец мечты |
Интересно, как же они выглядели в давние времена?
![]() |
Танец с хлопанием в ладоши. Гробница Ур-ари-эн-Птах (Британский Музей) |
![]() |
Египетские иероглифы, описывающие танец |
Д. Робертс. Египетский танец |
Лев МЕЙ
ПЛЯСУНЬЯ
Окрыленная пляской без
роздыху,
Закаленная в сером
огне,
Ты, помпеянка, мчишься
по воздуху,
Не по этой спаленной
стене.
Опрозрачила ткань
паутинная
Твой призывно
откинутый стан;
Ветром пашет коса твоя
длинная,
И в руке замирает
тимпан.
![]() |
Вакханка. Фреска в Помпее. I в. до н. э. |
Пред твоею красой
величавою
Без речей и без звуков
уста,
И такой же горячею
лавою,
Как и ты, вся душа
облита.
Но не сила Везувия
знойная
Призвала тебя к жизни –
легка
И чиста, ты несешься,
спокойная,
Как отчизны твоей
облака.
Ты жила и погибла
тедескою
И тедескою стала
навек,
Чтоб в тебе, под
воскреснувшей фрескою,
Вечность духа прозрел
человек.
13 октября 1859
![]() |
Д. Романо. Аполлон, танцующий с музами (1540) |
![]() |
Л. Альма-Тодема. Греческий военный танец (1869) |
Что касается греков, термином «танец» они называли движения
тела, рук и ног, ходьбу, акробатические трюки, мимику, и, как считают историки,
все свои танцы посвящали богам.
![]() |
Geranos. Ваза. Музей Борбонико, Неаполь |
![]() |
Л. Альма-Тадема. Римский танец. |
Но не будем слишком долго путешествовать по лабиринту веков. Главное, что ныне каждый народ, живущий на планете, теперь обладает бесценным сокровищем – своей уникальной танцевальной культурой.
Познакомимся с ней? Тогда поехали…
Не мною придумано, что в танце отражается душа народа, без
утайки раскрываются все главные национальные черты. Великий советский и русский
хореограф и балетмейстер Игорь Александрович
Моисеев (1906-2007) сказал: «Народный
танец ценен тем, что выявляет характер, переживания, культуру, темперамент
народа». А уж ему можно доверять: прожив на свете 101 год, он 70 (!) из них
отдал любимому детищу – Ансамблю народного танца (создан в 1937 г.), позже
называемому Государственным академическим ансамблем народного танца имени Игоря
Моисеева.
Не поддаётся подсчёту ни количество танцев, поставленных
Моисеевым, ни количество отечественных и иностранных наград, полученных как им самим,
так и его коллективом, объехавшим с выступлениями весь мир и одинаково
восторженно везде принятым.
В номерах, которые составляют концертную программу, не
просто высочайший уровень хореографического мастерства моисеевцев, но и
невероятно заразительная актёрская игра, ставшая визитной карточкой ансамбля, и
абсолютное попадание в характер того народа, танец которого исполняется. В этом
тоже секрет успеха коллектива.
Посмотрим несколько ставших эталонными танцев, потому что
лучше тысячи слов скажет талант постановщика и талант исполнителей.
УКРАИНА
«Что я, в самом деле,
будто дитя, – вскричала она, смеясь, – боюсь ступить ногою». И начала
притопывать ногами, все, чем далее, смелее; наконец левая рука ее опустилась и
уперлась в бок, и она пошла танцевать, побрякивая подковами, держа перед собою
зеркало и напевая любимую свою песню:
![]() |
А. Пластов. Гопак. Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Сорочинская ярмарка" |
Зелененький
барвiночку,
Стелися низенько!
А ти, милий,
чорнобривий,
Присунься близенько!
Зелененький
барвiночку,
Стелися ще нижче!
А ти, милий,
чорнобривий,
Присунься ще ближче!
Черевик заглянул в это
время в дверь и, увидя дочь свою танцующею перед зеркалом, остановился. Долго
глядел он, смеясь невиданному капризу девушки, которая, задумавшись, не
примечала, казалось, ничего; но когда же услышал знакомые звуки песни — жилки в
нем зашевелились; гордо подбоченившись, выступил он вперед и пустился
вприсядку, позабыв про все дела свои. Громкий хохот кума заставил обоих
вздрогнуть.
– Вот хорошо, батька с
дочкой затеяли здесь сами свадьбу! Ступайте же скорее: жених пришел!.. (Н.
В. Гоголь. Сорочинская ярмарка)
ИСПАНИЯ
Александр БЛОК
ИСПАНКЕ
Не лукавь же, себе
признаваясь,
Что на миг ты был
полон одной,
Той, что встала тогда,
задыхаясь,
Перед редкой и сытой
толпой...
Что была, как печаль,
величава
И безумна, как только
печаль...
Заревая господняя
слава
Исполняла священную
шаль...
И в бедро уперлася
рукою,
![]() |
Пино Даени. Танцовщица |
И каблук застучал по
мосткам,
Разноцветные ленты
рекою
Буйно хлынули к белым
чулкам...
Но, средь танца
волшебств и наитий,
Высоко занесенной
рукой
Разрывала незримые
нити
Между редкой толпой и
собой,
Чтоб неведомый северу
танец,
Крик Hand`a и язык
кастаньет
Понял только
влюбленный испанец
Или видевший Бога
поэт.
Октябрь 1912
Максимилиан ВОЛОШИН
КАСТАНЬЕТЫ
(Е. С. Кругликовой)
Из страны, где солнца
свет
Льётся с неба жгуч и
ярок,
Я привез себе в
подарок
Пару звонких
кастаньет.
Беспокойны, говорливы,
Отбивая звонкий стих,-
Из груди сухой оливы
Сталью вырезали их.
Щедро лентами одеты
С этой южной
пестротой:
В них живёт испанский
зной,
В них сокрыт кусочек
света.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер, на
диван
Лягу я в мансарде тёмной,
И напомнят мне оне
![]() |
А. Атрошенко. Танец огня |
И волны морской
извивы,
И дрожащий луч на дне,
И узлистый ствол
оливы,
Вечер в комнате
простой,
Силуэт седой колдуньи,
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий и живой,
Танец быстрый, голос
звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой
тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры úдут в ряд,
Облиты´е красным
светом,
И гитары говорят
В такт трескучим
кастаньетам.
Словно щёлканье цикад
В жгучий полдень
жарким летом.
Июль 1901, Mallorca, Valdemosa
ИТАЛИЯ
И, не давая себе
отдохнуть после бега, Нунча снова пожелала танцевать тарантеллу:
– Кто хочет?
Вышел Энрико, снял
шляпу и, низко поклонясь этой славной женщине, долго держал голову почтительно
склоненной перед нею.
![]() |
Итальянский танец. Гравюра кон. 15 в. (предположительно Baccio Baldini) |
Грянул, загудел,
зажужжал бубен, и вспыхнула эта пламенная пляска, опьяняющая, точно старое,
крепкое, темное вино; завертелась Нунча, извиваясь, как змея, – глубоко
понимала она этот танец страсти, и велико было наслаждение видеть, как живет,
играет ее прекрасное непобедимое тело.
Плясала она долго, со
многими, мужчины уставали, а она всё не могла насытиться, и уже было за
полночь, когда она, крикнув:
– Ну, еще раз, Энри,
последний! – снова медленно начала танец с ним – глаза ее расширились и,
ласково светясь, обещали много, – но вдруг, коротко вскрикнув, она всплеснула
руками и упала, как подрубленная под колени. (М. Горький. Сказки об Италии)
И ещё несколько народов.
Озорная финская полька.
![]() |
J. Helguera. La Bamba. |
В. Верещагин. Лезгинка (1864-1867) |
![]() |
Е. Юркина. Хоровод на Троицу |
![]() |
Неизв. художник. Шотландский танец. |
П. Кане. Ритуальные танцы северных индейцев |
![]() |
Ф. Харди. Танец голландских детей |
![]() |
Кунде Ванг. Танец с веерами |
Во многих странах в своё время важной стороной светской
жизни являлись балы. Очень часто они
находили отражение в художественной литературе. Сколько задач смогли решить
писатели, включая сцены бала в свои произведения!
![]() |
Полька. Французская гравюра (19 в.) |
Вот счастливая пора детства, когда сердце едва успело наполниться
первым чувством влюблённости, и всё вокруг, как по мановению волшебной палочки,
преображается. Такое воспоминание – на всю жизнь!
П. Лонги. Урок танца (1741) |
Что это как мила была Сонечка Валахина, когда она против меня танцевала французскую кадриль с неуклюжим молодым князем! Как мило она улыбалась, когда в chaîne подавала мне ручку! как мило, в такт прыгали на головке ее русые кудри, и как наивно делала она jeté-assemblé своими крошечными ножками! В пятой фигуре, когда моя дама перебежала от меня на другую сторону и когда я, выжидая такт, приготовлялся делать соло, Сонечка серьезно сложила губки и стала смотреть в сторону. Но напрасно она за меня боялась: я смело сделал chassé en avant, chassé en arrière, glissade и, в то время как подходил к ней, игривым движением показал ей перчатку с двумя торчавшими пальцами. Она расхохоталась ужасно и еще милее засеменила ножками по паркету. Еще помню я, как, когда мы делали круг и все взялись за руки, она нагнула головку и, не вынимая своей руки из моей, почесала носик о свою перчатку. Все это как теперь перед моими глазами, и еще слышится мне кадриль из «Девы Дуная», под звуки которой все это происходило. (Л. Н. Толстой. Детство)
Юность. Романтические чувства. Прекрасные дамы и галантные
кавалеры, скользящие в вихре танца. И любовь…
![]() |
Р. Крукшенк. Иллюстрация к "Жизни в Лондоне" Пирке Эгейн (1821) |
ВАЛЬС
(Ев. Д. З<олотаре>вой)
Кипит поток в дубраве
шумной
И мчится скачущей
волной,
И катит в ярости
безумной
Песок и камень
вековой.
Но, покорен красой
невольно,
Колышет ласково поток
Слетевший с берега на
волны
Весенний, розовый
листок.
Так бурей вальса не
сокрыта,
Так от толпы отличена,
Летит, воздушна и
стройна,
Моя любовь, моя
харита,
Виновница тоски моей,
Моих мечтаний,
вдохновений,
И поэтических
волнений,
И поэтических
страстей!
1834
А порою танцоры, так блистающие на балу, в полной мере
оценивались нами уже потом, в событиях последующих…
Когда мы подошли к
дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки,
улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее
услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, –
«надо всё по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть
оборота, выжидая такт.
![]() |
И. Пчелко.После бала. Иллюстрация |
Дождавшись начала
мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная
фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу,
задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него,
незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных
ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но
с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги,
обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а
старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были
построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не
покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные
носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал
прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех
тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко
прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя
и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку,
которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали.
(Л. Н. Толстой. После бала)
Некоторые балы заражали читателя ощущением домашней тёплой
атмосферы общей любви и радости.
Граф с шутливою
вежливостью, как-то по-балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он
выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки-хитрою улыбкой, и как
только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и
закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора
знаешь?
Это был любимый танец
графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна
фигура англеза).
– Смотрите на папа́, –
закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим),
пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по
всей зале.
М. Башилов. Танец Данило Купора (иллюстрация к роману Л. Толстого "Война и мир") 1886 г. |
Действительно, всё,
что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка,
который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его
ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал
ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем
круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались
веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все
двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими
улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка-то наш!
Орел! — проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцевал хорошо и
знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Ее огромное
тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль
графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало. Что выражалось во
всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более
улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, все более и более
расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков
своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или
округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление
по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска
оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя
внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею
Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и
без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку.
(Л. Н. Толстой. Война и мир)
А иногда попадётся зарисовка бала, в которой совершенно явно
проступают совсем не романтические черты.
В зале, которая,
казалось, вся дрожала от оглушительных звуков вальса, вертелись две пары. Бобетинский,
распустив локти, точно крылья, быстро семенил ногами вокруг высокой Тальман,
танцевавшей с величавым спокойствием каменного монумента. Рослый, патлатый
Арчаковский кружил вокруг себя маленькую, розовенькую младшую Лыкачеву, слегка
согнувшись над нею и глядя ей в пробор; не выделывая па, он лишь лениво и
небрежно переступал ногами, как танцуют обыкновенно с детьми. Пятнадцать других
дам сидели вдоль стен в полном одиночестве и старались делать вид, что это для
них все равно. Как и всегда бывало на полковых собраниях, кавалеров оказалось
вчетверо меньше, чем дам, и начало вечера обещало быть скучным.
Петерсон, только что
открывшая бал, что всегда для дам служило предметом особой гордости, теперь
пошла с тонким, стройным Олизаром. Он держал ее руку точно пришпиленной к
своему левому бедру; она же томно опиралась подбородком на другую руку,
лежавшую у него на плече, а голову повернула назад, к зале, в манерном и
неестественном положении. (А. И. Куприн. Поединок)
Слова «бал» и «балет» похожи не зря. Балет зародился при высочайшем
дворе и постепенно превратился в сценическое действо. Отсчёт тому берёт своё
начало с представления, которое принято считать первым балетом — «Комедийный
балет королевы» (или «Церцея»). Произошло это событие 15 октября 1581 г. при
французском дворе. Самостоятельным же видом сценического искусства балет стал
только во второй половине XVIII века.
![]() |
А. Э. Шалон. Танцовщицы Королевского балета 1840 г. |
У нас он появился позже: первый балетный спектакль поставлен
8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе
Преображенское. Тем не менее русский балет к XIX веку приобрёл собственное своеобразие и стал одним из самых
успешно развивающихся отечественных видов искусства.
Театр уж полон; ложи
блещут;
Партер и кресла – всё
кипит;
В райке нетерпеливо
плещут,
И, взвившись, занавес
шумит.
Блистательна,
полувоздушна,
Смычку волшебному
послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь
пола,
Другою медленно
кружит,
И вдруг прыжок, и
вдруг летит,
Летит, как пух от уст
Эола;
То стан совьет, то
разовьёт
И быстрой ножкой ножку
бьёт.
(А. С. Пушкин. Евгений Онегин)
![]() |
Анна Павлова. 1910 г. |
![]() |
Серебрякова З. Портрет балерины А.Д. Даниловой в костюме для балета "Павильон Армиды" (1922) |
С. Луппов. Майя Плисецкая в "Дон Кихоте". Танец Китри. (1950) |
Однако танцы присутствуют в литературных произведениях не
только бальные, но и некоторые другие тоже, в компаниях попроще.
Из отпертой двери в
залу можно было разглядеть танцующих, в пыли, в табаке и в чаду. Было как-то
бешено весело. Слышался хохот, крики и дамские взвизги. Кавалеры топали, как
эскадрон лошадей. Над всем содомом звучала команда распорядителя танцев,
вероятно, чрезвычайно развязного и даже расстегнувшегося человека: «Кавалеры
вперед, шен де дам, балансе!» и проч., и проч. Иван Ильич в некотором волнении
сбросил с себя шубу и калоши и с шапкой в руке вошел в комнату. Впрочем, он уж
и не рассуждал...
![]() |
Кадр из фильма "Скверный анекдот" (1966) |
В первую минуту его
никто не заметил: все доплясывали кончавшийся танец. Иван Ильич стоял как
оглушенный и ничего подробно не мог разглядеть в этой каше. Мелькали дамские
платья, кавалеры с папиросами в зубах... Мелькнул светло-голубой шарф какой-то
дамы, задевший его по носу. За ней в бешеном восторге промчался медицинский
студент с разметанными вихрем волосами и сильно толкнул его по дороге. Мелькнул
еще перед ним, длинный как верста, офицер какой-то команды. Кто-то
неестественно визгливым голосом прокричал, пролетая и притопывая вместе с
другими: «Э-э-эх, Пселдонимушка!» Под ногами Ивана Ильича было что-то липкое:
очевидно, пол навощили воском. В комнате, впрочем не очень малой, было человек
до тридцати гостей. (Ф. М. Достоевский. Скверный анекдот)
![]() |
Леонова Н. Иллюстрация к "Очарованному страннику" |
А потом цыгане как
хватят: «Ходи, изба, ходи, печь; хозяину негде лечь» — и вдруг все в пляс
пошли... Пляшут и цыгане, пляшут и цыганки, и господа пляшут: все вместе
вьются, точно и в самом деле вся изба пошла. Цыганки перед господами носятся, и
те поспевают, им вслед гонят, молодые с посвистом, а кои старше с покрехтом. На
местах, гляжу, уже никого и не остается... Даже от которых бы степенных мужчин
и в жизнь того скоморошества не ожидал, и те все поднимаются. Посидит-посидит
иной, кто посолиднее, и сначала, видно, очень стыдится идти, а только глазом
ведет, либо усом дергает, а потом один враг его плечом дернет, другой ногой
мотнет, и смотришь, вдруг вскочит и хоть не умеет плясать, а пойдет такое
ногами выводить, что ни к чему годно! Исправник толстый-претолстый, и две
дочери у него были замужем, а и тот с зятьями своими тут же заодно пыхтит, как
сом, и пятками месит, а гусар-ремонтер, ротмистр богатый и собой молодец,
плясун залихватский, всех ярче действует: руки в боки, а каблуками навыверт
стучит, перед всеми идет – козырится, взагреб валяет, а с Грушей встренется –
головой тряхнет, шапку к ногам ее ронит и кричит: «Наступи, раздави,
раскрасавица!» – и она... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актерки в
театрах, да что все это, тьфу, все равно что офицерский конь без фантазии на
параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет.
Эта же краля как пошла, так как фараон плывет – не колыхнется, а в самой, в
змее, слышно, как и хрящ хрустит и из кости в кость мозжечок идет, а станет,
повыгнется, плечом ведет и бровь с носком ножки на одну линию строит...
Картина! Просто от этого виденья на ее танец все словно свой весь ум потеряли:
рвутся к ней без ума, без памяти: у кого слезы на глазах, а кто зубы скалит, но
все кричат:
Н. Бессонов. Таборная пляска (1993) |
«Ничего не жалеем:
танцуй!» – деньги ей так просто зря под ноги мечут, кто золотом, кто ассигнации.
(Н. С. Лесков. Очарованный странник)
Танец присутствует не только в классической
литературе. Его победные па можно найти и в современных произведениях.
Внизу по-прежнему
наяривал квартет; ребята честно отбывали свою халтуру до глубокой ночи. Играли
хорошо, со вкусом и некоторым даже изыском составив программу из джазовой
музыки тридцатых-сороковых, и звучала, все-таки звучала в этих мелодиях теплая,
наивная и грустная надежда: еще немного, еще чуток перетерпеть, и все
наладится! Завтра все будет иначе… Солнце, ветерок, море-лодочки… купальник
купим… какое-нибудь колечко, что там еще?
Вдруг – после долгой паузы, когда он решил, что музыканты уже получили расчет на сегодня и, присев к крайнему столику, накладывают в тарелки салаты, – вспыхнул, улыбнулся и поплыл родной мотивчик «Минорного свинга» Джанго Рейнхардта, вбитый, вбуравленный в каждую клеточку его тела…
Вдруг – после долгой паузы, когда он решил, что музыканты уже получили расчет на сегодня и, присев к крайнему столику, накладывают в тарелки салаты, – вспыхнул, улыбнулся и поплыл родной мотивчик «Минорного свинга» Джанго Рейнхардта, вбитый, вбуравленный в каждую клеточку его тела…
Еще бы: он сотни раз протанцевал под него свой номер с Эллис… Да-да: эти несколько ритмичных и задорных тактов вступления, в продолжение которых – во фраке, в бальных лаковых туфлях – он успевал выскользнуть на сцену и подхватить ее, одиноко сидящую в кресле.
И тогда начиналось:
под марципановые ужимки скрипочки и суховатые удары банджо вступает основная
мелодия: тара-рара-рура-рира-а-а… и – умп-умп-умп-умп! – отдувается контрабас,
и до самой перебивки, до терпкого скрипичного взмыва:
джу-диду-джи-джа-джу-джи-джа-а-а-а! – Эллис двигается вот тут, под его правой
рукою, багряный сноп ее кудрей щекочет его щеку… оп! – перехват – четыре шага
влево – перехват и – оп! – снова перехват – четыре вправо, и пошли-пошли-пошли,
моя крошка, синхронно: нога к ноге, вправо-влево, вправо-влево, резко всем
корпусом – резче, резче! Оп! Тара-рара-рури-рира-а-а… А теперь ты как томный
шелковый лоскут на моей руке: плыви под меланхоличный проигрыш гитары и
скрипки, плыви, плыви… только огненные кудри, свесившись с локтя, колышутся и
вьются, и змеятся, как по течению ручья…
Он не обратил
внимания, как сам уже взмыл с постели, и плывет, и колышется в полнотелом
сумраке ночи – правая рука, обнимая тонкую спину невидимой партнерши, согнута в
локте, левая умоляюще протянута – и плывет, и плывет сквозь
насмешливо-чувственный лабиринт «Минорного свинга»…
![]() |
П.-О. Ренуар. Вальс |
Он протанцовывал
сложный контрапункт мельчайших движений; искусные его пальцы наизусть
перебирали все рычажки и кнопки, при помощи которых извлекались томные жесты
отсутствующей сейчас малютки Эллис, – так вызывают духов из царства тьмы. Его
позвоночник, шея, чуткие плечи, кисти рук и ступни ног знали назубок каждый
сантиметр ритмического рисунка этого сложного и упоительного танца, которому
аплодировала публика во многих залах мира; он кружился и перехватывал, и,
выпятив подбородок, бросал на левый локоть невесомую хрупкую тень, то
устремляясь вперед, то останавливаясь как вкопанный, то хищно склоняясь над
ней, то прижимая ее к груди… И все это совершал абсолютно автоматически, как
если б, задумавшись, шел по знакомой улице, не отдавая отчета в направлении и
цели пути, не слыша даже собственных шагов. Если бы движения его оставляли в
воздухе след, то перед зрителем постепенно выткался бы сложнейший узор:
изысканное, сокрытое плетение кружев, тайнопись ковра…
![]() |
Фред Астер и Джинджер Роджерс |
За перилами балкона, высоко
над струящими свои лохмотья пальмами, крепко была ввинчена в звездное небо
отлично сработанная, хотя и преувеличенных размеров медная луна, надраенная до
наглого блеска (осветители перестарались). Она заполонила не только весь залив,
со всеми его берегами, корабликами и лодками у причалов; она вторглась
настырным парафиновым свечением в комнату, выдав каждому предмету по цельному
куску черной тени, оставляя на стенах размашистые росчерки, замысловатые
вензеля и заковыристые монограммы, без конца запуская и запуская по занавесям
кружевную карусель теней… (Д. Рубина. Синдром Петрушки)
А теперь задание. Предлагаю вашему вниманию несколько
предложений, в которых "запрятаны" названия танцев. Попробуйте их там
обнаружить :)
В государстве Бутан
горя никто не знает.
Долети до неба, летчик!
Играть в поло не заставишь
насильно.
Котёнок Гав от
сосиски не откажется никогда.
Советую приготовить много
пакетов перед поездкой на дачу.
Французский гимнаст Поль
Карно получил золотую медаль.
И тогда нам стало ясно, что с амбара взлетел орёл.
Чудесная стихия танца! Пусть она дарит вам радость и полёт! Танец
– это сама молодость, сама жизнь. Смотрите и танцуйте сами, даже если считаете,
что не умеете. И кто вам сказал, что не умеете?
Спасибо всем, кто
дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния
Некоторые иллюстрации:
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/
Санкт-Петербургский клуб старинного танца: http://historicaldance.spb.ru/
Список литературы
Танец. История танца
Айламазьян, А. М. Эстетика свободного танца / А. М. Айламазьян // Вопросы
психологии. – 2012. – № 1. – С. 43–51. – Библиогр.: с. 51 (9 назв.).
Алексеева, Т. О балах и старинных танцах : путеводитель по Интернет–сайтам / Т.
Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое
сент.». – 2009. – № 3. – С. 14–18.
Архипова, Н. В стиле фламенко / Н. Архипова ; фото Я. Бовбас // Будь здоров!.
– 2009. – № 10. – С. 34–37. : 3 фот.
История танца фламенко. Особенности танца фламенко.
Ашиков, В. Танец : [Индия] / В. Ашиков // Искусство : газ. Изд. дома «Первое
сент.». – 2006. – № 14. – С. 14–15.
Баглай, В. Е. Этническая хореография народов мира : учебное пособие для студентов
/ В. Е. Баглай. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 405 с. – (Высш.
образование).
Бахтин, В. С. Танцевальные припевки / В. С. Бахтин // Живая старина. – 2009.
– № 3. – С. 56–57.
Приведены тексты припевок, которые были записаны в 1966–2001 гг.,
и предназначались для музыкального сопровождения разных танцев.
Головко, А. В. Хореография в современных видах спорта / А. В. Головко // Теория
и практика физической культуры. – 2011. – № 6. – С. 62–64. – Библиогр.: с. 64 (3 назв.).
Дервиз, Т. Рядом с большой историей : очерки частной жизни середины 20 века /
Т. Дервиз // Звезда. – 2008. – № 12. – С. 39–46. – Продолж. Начало в №№ 9-11.
О жизни советских людей в предвоенные годы и послевоенные годы 20
века, о месте танцев в жизни молодежи тех лет.
Елисеева, О. «Веселимся, храбрый росс!» : балы и маскарады Екатерининской эпохи
/ О. Елисеева // Родина. – 2010. – № 2. – С. 123–128. :
ил., 3 фото.
Касаткина, М.
П. Танец : учебное пособие / М. П. Касаткина, В.
Н. Нестеров. – Саратов : ИЦ «Наука», 2008. – 26 с.
Пособие представляет собой описание основных понятий и элементов
классического и народного танца.
Климова, М. В. Факторы, влияющие на результативность соревновательной
деятельности в танцевальном шоу / М. В. Климова // Теория и практика
физической культуры. – 2007. – № 9. – С. 38–40. – Библиогр.: с. 40 (8 назв.).
Кузнецова, О. Вы танцуете? / О. Кузнецова // Здоровье детей : прил. к газ.
"Первое сент.". – 2008. – № 17. – С. 8–11.
– история танца – значение танцев – здоровье
Ломакин В. С. Танцы народов мира : учебно-методическое
пособие для студентов / В. С. Ломакин. – Саратов : ИЦ «Наука», 2011. – Ч. 1 : Азия. – 146 с. : ил.
Пособие разработано с учетом этнографических и культурных особенностей
народов мира и посвящено систематическому анализу традиционной национальной
танцевальной культуры зарубежных стран.
Медкова, Е. Античность. Древняя Греция / Е. Медкова // Искусство : журн.
Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 4. – С. 45–53. – Библиогр.: с. 53. – Прил.: Искусство
: электронное прил. – 2012. – апр.
– античное искусство – древнегреческая пластика – танцы – символика
танца – изображение танца – дионисийские танцы – аполлонические танцы –
Медкова, Е. Танец жизни и смерти в живописи : смысл и значение пластических
формул / Е. Медкова // Искусство : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012.
– № 4. – С. 19–33. –
Библиогр.: с. 33. – Прил.: Искусство : электронное прил. – 2012. – апр.
– танец – изображения танца – охотничьи танцы –
символика танцев –ритуальные танцы – военные танцы – танцы плодородия – танец
смерти – мотив хоровода – народные танцы
Мехнецов, А. М. Архаические формы русской хореографии / А. М. Мехнецов // Живая
старина. – 2009. – № 3. – С. 46–47.
Музенитов, Ш. Лебединый танец : греческая свадьба / Ш. Музенитов // Классное
руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010.
– № 3. – С. 29–30.
– классные часы – внеклассная работа –
Мурадова, А. Про кельтушку и кельтятину / Анна Мурадова // Новый мир. – 2009.
– № 6. – С. 150–152.
Об увлечении кельтами, кельтской музыкой и танцами в России и за рубежом.
Нестеров, В. Н.
Философское осмысление балета / В. Н.
Нестеров // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации
: сб. науч. ст. – Саратов, 2010. – Вып. IX. – С. 147–152.
Об эволюции философского осмысления балета, которое внесло значительный
вклад в развитие современной методологической концепции и способствовало
становлению восприятия балета как сложного общекультурного феномена.
Озджевиз, Е. Л. Модерн танец : [учебно-методическое пособие] / Е. Л. Озджевиз. –
Саратов : ИЦ «Наука», 2009. – 92 с. : ил.
Курс лекций по истории возникновения, развития и художественным концепциям
модерн и постмодерновых танцевальных направлений.
Пантелеева, Е. Целебные танцы / Е. Пантелеева // Физкультура и спорт. – 2008.
– № 10. – С. 10–11. – Продолж.
следует.
Использование танцев различных направления для профилактики заболеваний
суставов и организма в целом.
Пантелеева, Е. Целебные танцы. Фламенко / Е. Пантелеева // Физкультура и спорт.
– 2008. – № 12. – С. 22. –
Продолж. Начало №№ 10-11.
Танцевальные фигуры, используемые во фламенко. Танец как способ оздоровления
организма.
Петрова, В. Поговорим о... : что есть хореография в век технологий / В.
Петрова // Балет. – 2004. – №4–5. – С. 47–49.
Портнова, Т. В. Роль и значение изобразительных искусств в творческом процессе
хореографа / Т. В. Портнова // Искусство и образование. – 2007. –
№ 5 (49). – С. 96–105. –
Библиогр.: с. 105 (6 назв.).
Прудилина, Е. М. Хореографическая лексика народного танца / Е. М. Прудилина, Л. Н.
Мещанова // Исследовательская деятельность студентов: теория и практика
: сборник научных трудов. – Саратов, 2009. – Вып. 2. – С. 77–82.
Рыбкина, Т. Музыка, рожденная движением : танцы позднего Возрождения : (опыт
ритмического анализа) / Т. Рыбкина // Музыкальная жизнь. – 2011. –
№ 2. – С. 24–27. : фото. – Библиогр.: с. 27 (7 назв.).
Скуратова, О. Танец XVIII века в жизни, на сцене и на художественных полотнах /
О. Скуратова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008.
– № 21. – С. 5–8.
Хлебников, А. Русские художники в балетах начала XX века / А. Хлебников // Балет.
– 2008. – № 4. – С. 16–17.
О вкладе русских художников начала 20 века (А. Головине, А. Бенуа,
Л. Баксте, Н. Гончаровой, М. Ларионове) в развитие и приемы театрально-декоративного
искусства.
Юкечева, О. Живая энергия танца / О. Юкечева // Искусство : газ. Изд. дома
"Первое сент.". – 2010. – № 17. – С. 20–21. – Прил.:
Искусство : электронное прил. – 2010. – № 18.
– народные танцы – русские танцы – жанры народного танца –
Персоналии
Michael Flatley
– Lord of the Dance // Методическая мозаика
: прил. к журн. «Иностранные языки в школе». – 2008.
– № 1. – С. 7–10. – Текст на
англ. языке.
– английский язык в школе – биографии – ирландские танцы – танцоры
– тексты для чтения ––
Белоненко, Т. С. Педагогические принципы Р. С. Стручковой / Т. С. Белоненко // Театр.
Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – № 3. – С. 180–184. –
Библиогр.: с. 184.
Луцкая, Е. Такая прекрасная жизнь / Е. Луцкая // Музыкальная жизнь. – 2008.
– № 1. – С. 14–15. : фото.
Творческая биография балетмейстера, руководителя Театра народного
танца Игоря Александровича Моисеева.
Тарасова, К. В. Метод музыкального движения от Айседоры
Дункан до отечественных модификаций / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель.
– 2009. – № 1. – С.3–7. : ил.
В статье дается описание «Танца будущего» и отдельных моментов
творческой биографии американской танцовщицы А. Дункан и ее последовательниц в
России.
Фирер, А. Гений танца / А. Фирер // Музыкальная жизнь. – 2008.
– № 1. – С. 15. : фото.
Биография французского хореографа Мориса Бежара.
Танец и методика его преподавания
Айламазьян, А. М. Феномен телесности личности в танцевальных практиках / А. М.
Айламазьян, Н. Ю. Шувалова // Вопросы психологии. – 2010. – №
5. – С. 71–82. – Библиогр.: с. 82
(20 назв.).
Белоненко, Т. С. Педагогические принципы Р. С. Стручковой / Т. С. Белоненко // Театр.
Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – № 3. – С. 180–184. –
Библиогр.: с. 184.
– балетная педагогика – методика классического
танца
Бойко, А. А. Работа концертмейстера на уроках классического танца и
формирование музыкального репертуара / А. А. Бойко // Театр. Живопись. Кино.
Музыка. – 2011. – № 4. – С. 123–134. – Библиогр.: с. 134.
Кочерин, П. М. Методическое и биомеханическое обоснование рационального подхода к
составлению композиции спортивного танца / П. М. Кочерин, Е. В. Буранова, Л. Д.
Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №
9. – С. 68–70. – Библиогр.: с. 70
(5 назв.).
Основные результаты исследования, цель которого определить эстетической
сущности спортивного танца и условий физического и духовного развития занимающихся.
Кочерин, П. М. Организация воспитательно-развивающей среды как фактор реализации
творческой индивидуальности танцоров / П. М. Кочерин // Теория и практика
физической культуры. – 2011. – № 11. – С. 58–60. – Библиогр.: с. 60 (4 назв.).
Озджевиз, Е. Л. Классический танец и методика его преподавания : учебно-методическое
пособие / Е. Л. Озджевиз. – Саратов : ИЦ «Наука», 2006. – 48 с.
Озджевиз, Е. Л. Методические основы начального этапа обучения классическому танцу
: учебно-методическое пособие / Е. Л. Озджевиз, С. В. Филатов. – Саратов : ИЦ «Наука»,
2010. – 60 с.
Регаццони, Г. Бальные танцы : пер. с фр. / Г. Регаццони, М. А. Росси, А. Маджони.
– Москва : БММ АО, 2001. – 192 с. : ил. – (Сер. «Учимся танцевать»).
Книга адресована тем, кто уже посещает школу танцев, или увлеченным
любителям, мечтающим научиться всему с нуля.
Тарасова, К. В. Метод музыкального движения от Айседоры
Дункан до отечественных модификаций / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель.
– 2009. – № 1. – С.3–7. : ил.
Элементы
историко–бытового танца и методика их изучения :
учебное пособие / авт.-сост. М. П. Касаткина. – Саратов : ИЦ «Наука», 2007. –
42 с.
Танец. Дошкольники
Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников :
Осень золотая : учебно-методическое пособие : в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А.
Николаев, И. П. Сусидко. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – Ч. 2. – 144 с. : ноты. – (Б-ка муз.
рук. и педагога музыки).
Сборник «Осень золотая» содержит яркий разнохарактерный музыкальный
материал: песни, попевки на фольклорной основе, фрагменты из русских опер,
музыкально–ритмические игры, инсценировки сказок.
Афанасьева, В. Танец «Балалаечка» : [русская народная пляска] / В. Афанасьева // Дошкольное
образование : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2008. – № 3. – С. 20.
Герасимова, Н. Хоровод на Земном шаре / Н. Герасимова, А. Рыженкова // Обруч:
образование, ребенок, ученик. – 2008. – № 4. – С. 30–31. :
фот.
В Москве в одном из детских садов разработан цикл интегрированных
занятий, посвященных природе и культурным особенностям России и других стран и
народов.
Зарецкая, Н. В.
Танцы в детском саду / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот.
– Москва : Айрис–пресс, 2003. – 112 с. : ил. – (Внимание: дети!).
Коллективные танцы, представленные в этой книге, украсят любой
детский праздник. Они разработаны опытными педагогами, разнообразны по
характеру и сложности постановки и рассчитаны на детей 3–8 лет.
Зенн, Л. Танец – это жизнь… / Л. Зенн // Учитель. – 2010. – №
5. – С. 19–24. – Библиогр.: с. 24
(7 назв.).
Всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста средствами музыки
и ритмических движений.
Кононова, Н. Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом
средствами музыки : пособие для учителя-дефектолога / Н. Г. Кононова. – Москва
: ВЛАДОС, 2008. – 319 с. : ил. – (Развитие и коррекция).
В работе раскрывается роль музыки и танца в воспитании, обучении и
развитии дошкольников, младших школьников с церебральным параличом.
Куприна, Н. Г. Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях в ДОУ / Н.
Г. Куприна // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 10.
– С. 16–25.
Майстрова, Л. Образы природы в детской хореографии / Л. Майстрова // Дошкольное
воспитание. – 2011. – № 12. – С. 62–68. : ил.
Николаев, Ю. Кадриль / Ю. Николаев // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 5. – С.74–76. – Имеется
нотный материал.
Новаковский, С. В. Спортивные танцы как средство физического воспитания дошкольников
/ С. В. Новаковский, И. В. Фрайфельд // Теория и практика физической
культуры. – 2010. – № 3. – С. 58–61. – Библиогр.: с. 61 (15 назв.).
Одинокова, Н. Ю. Ритмика и хореография : методические рекомендации по изучению
курса / Н. Ю. Одинокова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 16 с.
Дан анализ одного из видов музыкально-ритмической деятельности
детей (танец). Представлены краткая характеристика основных видов танца,
описание танцевальных элементов, которые используются в работе с детьми
дошкольного возраста, а также методические рекомендации по их разучиванию.
Остроухова, А. Танец пяти движений : [танцевально-двигательные и телесно-ориентированные
упражнения] / А. Остроухова // Обруч. – 2003. – № 1. –
С. 35–37.
Портнов, Г. А. Новый проект «Танцы народов мира» / Г. А. Портнов // Музыкальный
руководитель. – 2009. – № 4. – С. 26–29. : фот. – Окончание.
Начало: №№ 3-7, 2008; №№ 1-6, 8 2009.
В статье даны ноты и описание движений, которые дети делают под
музыку.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Ганс и Лотта (немецкий танец)
/ Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2007.
– № 5. – С. 36–38. – Продолж.
Начало в №№ 3, 4.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Дедушка и внучка (финский
танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 4. – С. 31–33. – Продолж.
Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-3, 2008.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Иссумбоси (мальчик с пальчик)
(японский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель.
– 2007. – № 6. – С. 38–39. – Продолж. Начало в № 3-5.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Карел и Маричка (чешский
танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 1. – С. 15–17. – Продолж.
Начало: №№ 3-6, 2007.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Коломбина и Пьеро
(итальянский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный
руководитель. – 2007. – № 7. – С. 23–25. – Продолж. Начало в №№ 3-6.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Кошечка (еврейский танец) /
Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 6. – С. 43–46. – Продолж.
Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-5, 2008.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Маленькая леди и два кавалера
(английский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный
руководитель. – 2008. – № 3. – С. 21–23. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1, 2,
2008.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Овечки у речки (шотландский
танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 5. – С.25–28. – Продолж.
Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-4, 2008.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Подари ты мне колечко
(цыганский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный
руководитель. – 2008. – № 8. – С. 11–14. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-6,
2008. – Имеется нотный материал.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Сиртаки (греческий танец) /
Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 2. – С. 38–40. – Продолж.
Начало: №№ 3-6, 2007; № 1, 2008.
Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Солнечный остров (кубинский
танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2009.
– № 1. – С. 24–26. – Продолж. Начало: №№ 3-7, 2007; №№ 1-6, 8, 2008.
Роот, З. Я. Не забудем их подвиг великий... : старшая и подготовительная к
школе группа / З. Я. Роот // Музыкальный руководитель. – 2010. – №
2. – С. 27–35. : ил. – Имеется нотный материал.
Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, с описанием конкурсов
и соревнований. В приложении даются слова и ноты детских песен, описание танца.
Федерова, Г. П. Танцы для детей : методическое пособие для музыкальных
руководителей / Г. П. Федерова. – Санкт–Петербург : Детство-пресс, 2000. – 40
с. – (Серия «Из опыта педагога»).
В сборник вошли танцы и инсценирования песен в авторской постановке
движений, рассчитанные на занятия с дошкольниками и младшими школьниками.
Танец. Школьники
Michael Flatley – Lord of the Dance // Методическая
мозаика : прил. к журн. «Иностранные языки в школе». – 2008.
– № 1. – С. 7–10. – Текст на
англ. языке.
– английский язык в школе – биографии – ирландские танцы – танцоры
– тексты для чтения –
Андреева, Е. Танцуй, пока молодой : фестиваль классных классов / Е. Андреева //
Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома "Первое сент.".
– 2010. – № 5 (1–15 март.). – С. 22–24.
– внеклассная работа – танцевальные фестивали
Андрусенко, Л. С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего
школьного возраста / Л. С. Андрусенко // Искусство и образование. – 2009.
– № 1. – С. 85–91. – Библиогр.:
с. 91 (8 назв.).
Рассматривается методика обучения и воспитания детей младшего
школьного возраста средствами хореографического искусства.
Бубнова, О. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально–ритмической
деятельности младших школьников / О. Б. Бубнова // Начальная школа плюс До и
После. – 2009. – № 11. – С. 44–47. – Библиогр.: 6 назв.
Елканова, Т. М. «Народный танец» как элемент структуры гуманитарного базиса
образования / Т. М. Елканова // Искусство и образование. – 2010. –
№ 1. – С. 75–81.
О пользе народного танца в развитии личности в среде учреждения образования.
Елканова, Т. М. Народный танец как средство личностного развития / Т. М. Елканова,
С. Х. Варзиев // Воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С. 53–56.
– Библиогр.: с. 56 (4 назв.).
Ершова, Е. Техничность исполнения или радость сотворчества? : Проблемы
образности в танцевальном искусстве / Е. Ершова // Искусство в школе. – 2010.
– № 1. – С. 43–45. – Библиогр.:
с. 45 (12 назв.).
Из истории развития танцевального искусства и педагогических приемах
творческого развития ребенка на уроках танца.
Ивашковский, А. А. Как разнообразить уроки в начальной школе / А. А. Ивашковский // Физическая
культура в школе. – 2008. – № 4. – С. 12–14.
Рекомендации по обучению двигательным навыкам с использованием
танцевальных вариантов в начальной школе.
Ивашковский, А. А. По ступеням хореокоррекции к оздоровлению детей / А. А.
Ивашковский // Физическая культура в школе. – 2010. – № 4. –
С. 10–11.
Специальный практический курс хореокоррекции для учителя начальных
классов: разнообразные игровые оздоровительные телодвижения.
Козина, Д. Г. «Танцуйте с нами» : шоу-программа / Д. Г. Козина // Музыка в
школе. – 2004. – № 3. – С. 44–46.
– эстетическое воспитание – внеклассная работа –
Козырева, Т. Танцы со строгим этикетом : методика проведения бала / Т.
Козырева, Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников :
газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009. – № 3. – С. 10–13.
Козырева, Т. Торжество бала : Забытое искусство общения / Т. Козырева, Б.
Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое
сент.». – 2009. – № 3. – С. 14–18.
– школьные балы – сценарий бала
Кононова, Н. Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом
средствами музыки : пособие для учителя-дефектолога / Н. Г. Кононова. – Москва
: ВЛАДОС, 2008. – 319 с. : ил. – (Развитие и коррекция).
В работе раскрывается роль музыки и танца в воспитании, обучении и
развитии дошкольников, младших школьников с церебральным параличом.
Косцова-Чучалова, Е. А. Я танцевать хочу! : сценарий концерта детского танцевального
ансамбля / Е. А. Косцова-Чучалова // Музыкальный руководитель. – 2008.
– № 4. – С. 48–52. – Имеется
нотный материал.
Кузнецова, О. Выбираем танец для себя / О. Кузнецова // Здоровье детей : газ.
Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 18. – С. 8–11.
Масленникова, Е. Танцевальная терапия / Е. Масленникова // Школьный психолог :
газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 6. – С. 36–37.
Музенитов, Ш. Лебединый танец : греческая свадьба / Ш. Музенитов // Классное
руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010.
– № 3. – С. 29–30.
– классные часы – внеклассная работа –
Нестеров, В. Н.
Классический танец в школе искусств : учебно-методическое
пособие / В. Н. Нестеров, Н. А. Иванова. – Саратов : ИЦ «Наука», 2007. – 49 с.
Нилов, В. Н. Бальный танец : программа и методическое пособие для хореографических
школ и хореографических школ искусств / В. Н. Нилов. – Москва : МОУМЦ, 2001. –
67 с.
Программа содержит следующие разделы: описание различных танцев,
танцы-игры, историко-бытовые танцы, европейские и латиноамериканские танцы,
современные танцы.
Пуртова, Т. Учите детей танцевать : танец в системе эстетического воспитания /
Т. Пуртова // Искусство в школе. – 2007. – № 4. – С. 14–16.
Об эстетическом значении танца. На примере учебного пособия «Учите
детей танцевать» Пуртовой Т. В., Беликовой А. Н. и Кветной О. В. рассказывается
о том, как можно построить программу по музыке и ИЗО, которые бы также
охватывали и различные направления хореографии.
Роот, З. Вальс, вальс, вальс... / З. Роот // Музыкальный руководитель.
– 2011. – № 3. – С. 53–55. – Имеется нотный материал.
Представлены ноты и приведены описание движений вальса.
Роот, З. Золотая хохлома / З. Роот // Музыкальный руководитель. – 2010.
– № 4. – С. 52–57. – Имеется
нотный материал.
Представлены ноты танца для детей с описанием движений.
Роот, З. Танец с шарфами : исполняется под песню «В лесу прифронтовом» / З.
Роот // Музыкальный руководитель. – 2011. – № 2. – С.43–44.
Даны описания движения танца, который можно исполнить под песню «В
лесу прифронтовом».
Руоколайнен, Е. В. В диалоге с учениками / Е. В. Руоколайнен // Новые ценности
образования : Культура взаимодействия детей и взрослых : тем. выпуск. – 2009.
– № 1. – С. 113–120.
– подростки – интегрированные курсы – культура общения – выпускные
вечера – бальные танцы – парные танцы
Тимошенко, Л.
Г. Воспитание национального самосознания через
приобщение к народным традициям / Л. Г. Тимошенко // Начальная школа плюс До
и После. – 2008. – № 6. – С. 91–93
Федерова, Г. П. Танцы для детей : методическое пособие для музыкальных
руководителей / Г. П. Федерова. – Санкт–Петербург : Детство-пресс, 2000. – 40
с. – (Серия «Из опыта педагога»).
В сборник вошли танцы и инсценирования песен в авторской постановке
движений, рассчитанные на занятия с дошкольниками и младшими школьниками.
Хайкара, Н. Становление авторской позиции подростков в процессе эстетико-хореографической
деятельности / Н. Хайкара // Искусство в школе. – 2009. – № 5.
– С. 75–78. – Библиогр.: с. 78 (7 назв.).
О проблеме эстетического воспитания и творческого развития подростков
на занятиях хореографией. О значении инновационной формы организации
хореографической деятельности, в которой подросток реализует авторскую позицию
на занятиях танцами.
Хламова, Е. А. Новая жизнь старинных танцев : (разработка учебного проекта) / Е.
А. Хламова, Е. В. Чернорицкая // Образование в современной школе. – 2012.
– № 10. – С. 38–42.
Танец. Студенты
Грудницкая, Н. Н. Спортивные бальные танцы в системе физкультурного образования
учащейся молодежи / Н. Н. Грудницкая, О. Н. Алимова // Теория и практика
физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 9–11. – Библиогр.: с. 11 (4 назв.).
Внедрение новых форм повышения двигательной активности студентов с
использованием элементов бальных танцев.
Никитин, В. Проблемы обучения студента-хореографа / В. Никитин // Высшее
образование в России. – 2007. – № 7. – С. 143–145.
Толмачева, К. А. Использование танцевальных скручивающих движений для физического
совершенствования девушек / К. А. Толмачева, З. М. Кузнецова // Теория и
практика физической культуры. – 2009. – № 9. – С. 83–85. – Библиогр.: с. 85 (11 назв.).
Обосновано рациональное планирование занятий современными танцами.
Для эффективного овладения танцевальным материалом широко применялись
разнообразные движения: координационные танцевальные, пластичные танцевальные,
единичные танцевальные, в том числе и скручивающие танцевальные.
Селиверстова, Н. Н. Влияние восточных танцев на физическое состояние студенток / Н. Н.
Селиверстова // Теория и практика физической культуры. – 2008. – №
4. – С. 89–92. – Библиогр.: с. 92
(7 назв.).
Нестеров, В. Н.
Формирование хореографического мышления на современном
этапе / В. Н. Нестеров // Искусство и образование. – 2009. – №
3. – С. 106–110. – Библиогр.: с.
110 (4 назв.).
Автор рассматривает формирование хореографического мышления в
процессе обучения специальных дисциплин будущих хореографов.
Танец - это всегда очень завораживающее действо, бывает не хватает слов описать его красоту и выразительность. Ваш материал и иллюстративный ряд оказались для меня настолько интересными, что хочется сказать Вам большое спасибо! Обязательно буду с нетерпением ждать следующий пост)))
ОтветитьУдалитьСпасибо за такие добрые слова! Обязательно заходите в гости. Надеюсь, что и в дальнейшем не разочарую Вас :)
Удалить