понедельник, 29 апреля 2013 г.

Вдохновение танца


Ж. Уолл. Танец мечты
29 апреля отмечается Международный день танца. Замечательный вид искусства, которому не страшны границы, разность языков и культур! Невозможно назвать точную дату появления танца. Ясно, что это одно из древнейших искусств. Наши далёкие предки совершали определенные ритуальные движения, постепенно оформившиеся в танцы.
Танец с хлопанием в ладоши.
Гробница Ур-ари-эн-Птах
(Британский Музей)

Интересно, как же они выглядели в давние времена?
Египетские иероглифы,
описывающие танец








Например, так описывается танец в Древнем Египте: «Танец, в основном, состоял из последовательности фигур, в которых танцоры должны были показывать разнообразнейшие телодвижения. Мужчины и женщины танцевали иногда вместе, иногда по очереди, однако предпочтение чаще отдавалось последним за присущую им грацию и элегантность. Некоторые танцевали под медленную музыку, приспосабливая свои движения к ее ритму. Их движения ничуть не уступали в грациозности грекам. Следует вознести хвалу мастеру, запечатлевшему этот сюжет в одной из гробниц Теба (1450 лет до н. э., Аменофис II). Другие предпочитали делать быстрые шаги под соответствующую мелодию. Мужчины при этом танцевали с великим пылом, едва касаясь земли. (Манера эта больше напоминает европейские танцы, чем восточные). В таких случаях музыка сочинялась для немногих инструментов: в основном, женщины били цилиндрическими жезлами или время от времени щелкали пальцами вместо того, чтобы бить в цимбалы или стучать кастаньетами» (из книги сэра Гардинера Вилкинсона «Древний Египет»).
Д. Робертс. Египетский танец

Лев Мей

Плясунья

Окрыленная пляской без роздыху,

Закаленная в сером огне,

Ты, помпеянка, мчишься по воздуху,

Не по этой спаленной стене.



Опрозрачила ткань паутинная

Твой призывно откинутый стан;

Ветром пашет коса твоя длинная,

И в руке замирает тимпан.


Вакханка.
Фреска в Помпее. I в. до н. э.

Пред твоею красой величавою

Без речей и без звуков уста,

И такой же горячею лавою,

Как и ты, вся душа облита.



Но не сила Везувия знойная

Призвала тебя к жизни – легка

И чиста, ты несешься, спокойная,

Как отчизны твоей облака.



Ты жила и погибла тедескою

И тедескою стала навек,

Чтоб в тебе, под воскреснувшей фрескою,

Вечность духа прозрел человек.



13 октября 1859

Д. Романо. Аполлон, танцующий с музами (1540)
Л. Альма-Тодема. Греческий военный танец (1869)
Что касается греков, термином «танец» они называли движения тела, рук и ног, ходьбу, акробатические трюки, мимику, и, как считают историки, все свои танцы посвящали богам.
Geranos. Ваза. Музей Борбонико, Неаполь

Л. Альма-Тадема. Римский танец.
Но не будем слишком долго путешествовать по лабиринту веков. Главное, что ныне каждый народ, живущий на планете, теперь обладает бесценным сокровищем – своей уникальной танцевальной культурой.




Познакомимся с ней? Тогда поехали…






Не мною придумано, что в танце отражается душа народа, без утайки раскрываются все главные национальные черты. Великий советский и русский хореограф и балетмейстер Игорь Александрович Моисеев (1906-2007) сказал: «Народный танец ценен тем, что выявляет характер, переживания, культуру, темперамент народа». А уж ему можно доверять: прожив на свете 101 год, он 70 (!) из них отдал любимому детищу – Ансамблю народного танца (создан в 1937 г.), позже называемому Государственным академическим ансамблем народного танца имени Игоря Моисеева.

Не поддаётся подсчёту ни количество танцев, поставленных Моисеевым, ни количество отечественных и иностранных наград, полученных как им самим, так и его коллективом, объехавшим с выступлениями весь мир и одинаково восторженно везде принятым.
В номерах, которые составляют концертную программу, не просто высочайший уровень хореографического мастерства моисеевцев, но и невероятно заразительная актёрская игра, ставшая визитной карточкой ансамбля, и абсолютное попадание в характер того народа, танец которого исполняется. В этом тоже секрет успеха коллектива.
Посмотрим несколько ставших эталонными танцев, потому что лучше тысячи слов скажет талант постановщика и талант исполнителей.


Украина

«Что я, в самом деле, будто дитя, – вскричала она, смеясь, – боюсь ступить ногою». И начала притопывать ногами, все, чем далее, смелее; наконец левая рука ее опустилась и уперлась в бок, и она пошла танцевать, побрякивая подковами, держа перед собою зеркало и напевая любимую свою песню:
А. Пластов. Гопак.
Иллюстрация к повести Н.Гоголя
"Сорочинская ярмарка"

Зелененький барвiночку,

        Стелися низенько!

А ти, милий, чорнобривий,

        Присунься близенько!

Зелененький барвiночку,

        Стелися ще нижче!

А ти, милий, чорнобривий,

        Присунься ще ближче!

Черевик заглянул в это время в дверь и, увидя дочь свою танцующею перед зеркалом, остановился. Долго глядел он, смеясь невиданному капризу девушки, которая, задумавшись, не примечала, казалось, ничего; но когда же услышал знакомые звуки песни — жилки в нем зашевелились; гордо подбоченившись, выступил он вперед и пустился вприсядку, позабыв про все дела свои. Громкий хохот кума заставил обоих вздрогнуть.
– Вот хорошо, батька с дочкой затеяли здесь сами свадьбу! Ступайте же скорее: жених пришел!.. (Н. В. Гоголь. Сорочинская ярмарка)

Испания


Александр Блок
Испанке

Не лукавь же, себе признаваясь,

Что на миг ты был полон одной,

Той, что встала тогда, задыхаясь,

Перед редкой и сытой толпой...



Что была, как печаль, величава

И безумна, как только печаль...

Заревая господняя слава

Исполняла священную шаль...



И в бедро уперлася рукою,
Пино Даени. Танцовщица

И каблук застучал по мосткам,

Разноцветные ленты рекою

Буйно хлынули к белым чулкам...



Но, средь танца волшебств и наитий,

Высоко занесенной рукой

Разрывала незримые нити

Между редкой толпой и собой,



Чтоб неведомый северу танец,

Крик Hand`a и язык кастаньет

Понял только влюбленный испанец

Или видевший Бога поэт.

Октябрь 1912





Максимилиан  Волошин

Кастаньеты

(Е. С. Кругликовой)



Из страны, где солнца свет

Льётся с неба жгуч и ярок,

Я привез себе в подарок

Пару звонких кастаньет.

Беспокойны, говорливы,

Отбивая звонкий стих,-

Из груди сухой оливы

Сталью вырезали их.

Щедро лентами одеты

С этой южной пестротой:

В них живёт испанский зной,

В них сокрыт кусочек света.

И когда Париж огромный

Весь оденется в туман,

В мутный вечер, на диван

Лягу я в мансарде тёмной,

И напомнят мне оне
А. Атрошенко. Танец огня

И волны морской извивы,

И дрожащий луч на дне,

И узлистый ствол оливы,

Вечер в комнате простой,

Силуэт седой колдуньи,

И красавицы плясуньи

Стан и гибкий и живой,

Танец быстрый, голос звонкий,

Грациозный и простой,

С этой южной, с этой тонкой

Стрекозиной красотой.

И танцоры úдут в ряд,

Облиты´е красным светом,

И гитары говорят

В такт трескучим кастаньетам.

Словно щёлканье цикад

В жгучий полдень жарким летом.

Июль 1901, Mallorca, Valdemosa





Италия

И, не давая себе отдохнуть после бега, Нунча снова пожелала танцевать тарантеллу:
– Кто хочет?
Вышел Энрико, снял шляпу и, низко поклонясь этой славной женщине, долго держал голову почтительно склоненной перед нею.
Итальянский танец.
Гравюра кон. 15 в.
(предположительно Baccio Baldini)

Грянул, загудел, зажужжал бубен, и вспыхнула эта пламенная пляска, опьяняющая, точно старое, крепкое, темное вино; завертелась Нунча, извиваясь, как змея, – глубоко понимала она этот танец страсти, и велико было наслаждение видеть, как живет, играет ее прекрасное непобедимое тело.
Плясала она долго, со многими, мужчины уставали, а она всё не могла насытиться, и уже было за полночь, когда она, крикнув:
– Ну, еще раз, Энри, последний! – снова медленно начала танец с ним – глаза ее расширились и, ласково светясь, обещали много, – но вдруг, коротко вскрикнув, она всплеснула руками и упала, как подрубленная под колени. (М. Горький. Сказки об Италии)


И ещё несколько народов.


J. Helguera. La Bamba.

В. Верещагин. Лезгинка (1864-1867)

Е. Юркина. Хоровод на Троицу

Неизв. художник. Шотландский танец.
П. Кане. Ритуальные танцы северных индейцев

Ф. Харди. Танец голландских детей
Кунде Ванг. Танец с веерами
Озорная финская полька.



Шикарный танец аргентинских гаучо.



Неподражаемый ирландский танец.




Во многих странах в своё время важной стороной светской жизни являлись балы. Очень часто они находили отражение в художественной литературе. Сколько задач смогли решить писатели, включая сцены бала в свои произведения!
Полька. Французская гравюра (19 в.)

Вот счастливая пора детства, когда сердце едва успело наполниться первым чувством влюблённости, и всё вокруг, как по мановению волшебной палочки, преображается. Такое воспоминание – на всю жизнь!

П. Лонги. Урок танца (1741)

Что это как мила была Сонечка Валахина, когда она против меня танцевала французскую кадриль с неуклюжим молодым князем! Как мило она улыбалась, когда в chaîne подавала мне ручку! как мило, в такт прыгали на головке ее русые кудри, и как наивно делала она jeté-assemblé своими крошечными ножками! В пятой фигуре, когда моя дама перебежала от меня на другую сторону и когда я, выжидая такт, приготовлялся делать соло, Сонечка серьезно сложила губки и стала смотреть в сторону. Но напрасно она за меня боялась: я смело сделал chassé en avant, chassé en arrière, glissade и, в то время как подходил к ней, игривым движением показал ей перчатку с двумя торчавшими пальцами. Она расхохоталась ужасно и еще милее засеменила ножками по паркету. Еще помню я, как, когда мы делали круг и все взялись за руки, она нагнула головку и, не вынимая своей руки из моей, почесала носик о свою перчатку. Все это как теперь перед моими глазами, и еще слышится мне кадриль из «Девы Дуная», под звуки которой все это происходило. (Л. Н. Толстой. Детство)

Юность. Романтические чувства. Прекрасные дамы и галантные кавалеры, скользящие в вихре танца. И любовь…

Р. Крукшенк.
Иллюстрация к "Жизни в Лондоне"
Пирке Эгейн (1821)

Денис Давыдов
Вальс
(Ев. Д. З<олотаре>вой)



Кипит поток в дубраве шумной

И мчится скачущей волной,

И катит в ярости безумной

Песок и камень вековой.

Но, покорен красой невольно,

Колышет ласково поток

Слетевший с берега на волны

Весенний, розовый листок.

Так бурей вальса не сокрыта,

Так от толпы отличена,

Летит, воздушна и стройна,

Моя любовь, моя харита,

Виновница тоски моей,

Моих мечтаний, вдохновений,

И поэтических волнений,

И поэтических страстей!

 1834



А порою танцоры, так блистающие на балу, в полной мере оценивались нами уже потом, в событиях последующих…

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – «надо всё по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
И. Пчелко.После бала.
Иллюстрация

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. (Л. Н. Толстой. После бала)

Некоторые балы заражали читателя ощущением домашней тёплой атмосферы общей любви и радости.

Граф с шутливою вежливостью, как-то по-балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки-хитрою улыбкой, и как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза).
– Смотрите на папа́, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
М. Башилов. Танец Данило Купора
(иллюстрация к роману
Л. Толстого "Война и мир") 1886 г.

Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка-то наш! Орел! — проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Ее огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. (Л. Н. Толстой. Война и мир)

А иногда попадётся зарисовка бала, в которой совершенно явно проступают совсем не романтические черты.

В зале, которая, казалось, вся дрожала от оглушительных звуков вальса, вертелись две пары. Бобетинский, распустив локти, точно крылья, быстро семенил ногами вокруг высокой Тальман, танцевавшей с величавым спокойствием каменного монумента. Рослый, патлатый Арчаковский кружил вокруг себя маленькую, розовенькую младшую Лыкачеву, слегка согнувшись над нею и глядя ей в пробор; не выделывая па, он лишь лениво и небрежно переступал ногами, как танцуют обыкновенно с детьми. Пятнадцать других дам сидели вдоль стен в полном одиночестве и старались делать вид, что это для них все равно. Как и всегда бывало на полковых собраниях, кавалеров оказалось вчетверо меньше, чем дам, и начало вечера обещало быть скучным.
Петерсон, только что открывшая бал, что всегда для дам служило предметом особой гордости, теперь пошла с тонким, стройным Олизаром. Он держал ее руку точно пришпиленной к своему левому бедру; она же томно опиралась подбородком на другую руку, лежавшую у него на плече, а голову повернула назад, к зале, в манерном и неестественном положении. (А. И. Куприн. Поединок)

Слова «бал» и «балет» похожи не зря. Балет зародился при высочайшем дворе и постепенно превратился в сценическое действо. Отсчёт тому берёт своё начало с представления, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»). Произошло это событие 15 октября 1581 г. при французском дворе. Самостоятельным же видом сценического искусства балет стал только во второй половине XVIII века.
А. Э. Шалон.
Танцовщицы Королевского балета 1840 г.

У нас он появился позже: первый балетный спектакль поставлен 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Тем не менее русский балет к XIX веку приобрёл собственное своеобразие и стал одним из самых успешно развивающихся отечественных видов искусства.



Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

(А. С. Пушкин. Евгений Онегин)



Анна Павлова. 1910 г.

Серебрякова З. Портрет балерины А.Д. Даниловой
в костюме для балета "Павильон Армиды" (1922)


С. Луппов. Майя Плисецкая в "Дон Кихоте". Танец Китри. (1950)


А еще в балете есть место юмору.



Однако танцы присутствуют в литературных произведениях не только бальные, но и некоторые другие тоже, в компаниях попроще.

Из отпертой двери в залу можно было разглядеть танцующих, в пыли, в табаке и в чаду. Было как-то бешено весело. Слышался хохот, крики и дамские взвизги. Кавалеры топали, как эскадрон лошадей. Над всем содомом звучала команда распорядителя танцев, вероятно, чрезвычайно развязного и даже расстегнувшегося человека: «Кавалеры вперед, шен де дам, балансе!» и проч., и проч. Иван Ильич в некотором волнении сбросил с себя шубу и калоши и с шапкой в руке вошел в комнату. Впрочем, он уж и не рассуждал...
Кадр из фильма "Скверный анекдот" (1966)

В первую минуту его никто не заметил: все доплясывали кончавшийся танец. Иван Ильич стоял как оглушенный и ничего подробно не мог разглядеть в этой каше. Мелькали дамские платья, кавалеры с папиросами в зубах... Мелькнул светло-голубой шарф какой-то дамы, задевший его по носу. За ней в бешеном восторге промчался медицинский студент с разметанными вихрем волосами и сильно толкнул его по дороге. Мелькнул еще перед ним, длинный как верста, офицер какой-то команды. Кто-то неестественно визгливым голосом прокричал, пролетая и притопывая вместе с другими: «Э-э-эх, Пселдонимушка!» Под ногами Ивана Ильича было что-то липкое: очевидно, пол навощили воском. В комнате, впрочем не очень малой, было человек до тридцати гостей. (Ф. М. Достоевский. Скверный анекдот)


Леонова Н. Иллюстрация
к "Очарованному страннику"
А потом цыгане как хватят: «Ходи, изба, ходи, печь; хозяину негде лечь» — и вдруг все в пляс пошли... Пляшут и цыгане, пляшут и цыганки, и господа пляшут: все вместе вьются, точно и в самом деле вся изба пошла. Цыганки перед господами носятся, и те поспевают, им вслед гонят, молодые с посвистом, а кои старше с покрехтом. На местах, гляжу, уже никого и не остается... Даже от которых бы степенных мужчин и в жизнь того скоморошества не ожидал, и те все поднимаются. Посидит-посидит иной, кто посолиднее, и сначала, видно, очень стыдится идти, а только глазом ведет, либо усом дергает, а потом один враг его плечом дернет, другой ногой мотнет, и смотришь, вдруг вскочит и хоть не умеет плясать, а пойдет такое ногами выводить, что ни к чему годно! Исправник толстый-претолстый, и две дочери у него были замужем, а и тот с зятьями своими тут же заодно пыхтит, как сом, и пятками месит, а гусар-ремонтер, ротмистр богатый и собой молодец, плясун залихватский, всех ярче действует: руки в боки, а каблуками навыверт стучит, перед всеми идет – козырится, взагреб валяет, а с Грушей встренется – головой тряхнет, шапку к ногам ее ронит и кричит: «Наступи, раздави, раскрасавица!» – и она... Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актерки в театрах, да что все это, тьфу, все равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет. Эта же краля как пошла, так как фараон плывет – не колыхнется, а в самой, в змее, слышно, как и хрящ хрустит и из кости в кость мозжечок идет, а станет, повыгнется, плечом ведет и бровь с носком ножки на одну линию строит... Картина! Просто от этого виденья на ее танец все словно свой весь ум потеряли: рвутся к ней без ума, без памяти: у кого слезы на глазах, а кто зубы скалит, но все кричат:
Н. Бессонов. Таборная пляска (1993)
«Ничего не жалеем: танцуй!» – деньги ей так просто зря под ноги мечут, кто золотом, кто ассигнации. (Н. С. Лесков. Очарованный странник)













Танец присутствует не только в классической литературе. Его победные па можно найти и в современных произведениях.

Внизу по-прежнему наяривал квартет; ребята честно отбывали свою халтуру до глубокой ночи. Играли хорошо, со вкусом и некоторым даже изыском составив программу из джазовой музыки тридцатых-сороковых, и звучала, все-таки звучала в этих мелодиях теплая, наивная и грустная надежда: еще немного, еще чуток перетерпеть, и все наладится! Завтра все будет иначе… Солнце, ветерок, море-лодочки… купальник купим… какое-нибудь колечко, что там еще?
Вдруг – после долгой паузы, когда он решил, что музыканты уже получили расчет на сегодня и, присев к крайнему столику, накладывают в тарелки салаты, – вспыхнул, улыбнулся и поплыл родной мотивчик «Минорного свинга» Джанго Рейнхардта, вбитый, вбуравленный в каждую клеточку его тела…


Еще бы: он сотни раз протанцевал под него свой номер с Эллис… Да-да: эти несколько ритмичных и задорных тактов вступления, в продолжение которых – во фраке, в бальных лаковых туфлях – он успевал выскользнуть на сцену и подхватить ее, одиноко сидящую в кресле.
И тогда начиналось: под марципановые ужимки скрипочки и суховатые удары банджо вступает основная мелодия: тара-рара-рура-рира-а-а… и – умп-умп-умп-умп! – отдувается контрабас, и до самой перебивки, до терпкого скрипичного взмыва: джу-диду-джи-джа-джу-джи-джа-а-а-а! – Эллис двигается вот тут, под его правой рукою, багряный сноп ее кудрей щекочет его щеку… оп! – перехват – четыре шага влево – перехват и – оп! – снова перехват – четыре вправо, и пошли-пошли-пошли, моя крошка, синхронно: нога к ноге, вправо-влево, вправо-влево, резко всем корпусом – резче, резче! Оп! Тара-рара-рури-рира-а-а… А теперь ты как томный шелковый лоскут на моей руке: плыви под меланхоличный проигрыш гитары и скрипки, плыви, плыви… только огненные кудри, свесившись с локтя, колышутся и вьются, и змеятся, как по течению ручья…
Он не обратил внимания, как сам уже взмыл с постели, и плывет, и колышется в полнотелом сумраке ночи – правая рука, обнимая тонкую спину невидимой партнерши, согнута в локте, левая умоляюще протянута – и плывет, и плывет сквозь насмешливо-чувственный лабиринт «Минорного свинга»…
П.-О. Ренуар. Вальс
Он протанцовывал сложный контрапункт мельчайших движений; искусные его пальцы наизусть перебирали все рычажки и кнопки, при помощи которых извлекались томные жесты отсутствующей сейчас малютки Эллис, – так вызывают духов из царства тьмы. Его позвоночник, шея, чуткие плечи, кисти рук и ступни ног знали назубок каждый сантиметр ритмического рисунка этого сложного и упоительного танца, которому аплодировала публика во многих залах мира; он кружился и перехватывал, и, выпятив подбородок, бросал на левый локоть невесомую хрупкую тень, то устремляясь вперед, то останавливаясь как вкопанный, то хищно склоняясь над ней, то прижимая ее к груди… И все это совершал абсолютно автоматически, как если б, задумавшись, шел по знакомой улице, не отдавая отчета в направлении и цели пути, не слыша даже собственных шагов. Если бы движения его оставляли в воздухе след, то перед зрителем постепенно выткался бы сложнейший узор: изысканное, сокрытое плетение кружев, тайнопись ковра…
Фред Астер и Джинджер Роджерс
За перилами балкона, высоко над струящими свои лохмотья пальмами, крепко была ввинчена в звездное небо отлично сработанная, хотя и преувеличенных размеров медная луна, надраенная до наглого блеска (осветители перестарались). Она заполонила не только весь залив, со всеми его берегами, корабликами и лодками у причалов; она вторглась настырным парафиновым свечением в комнату, выдав каждому предмету по цельному куску черной тени, оставляя на стенах размашистые росчерки, замысловатые вензеля и заковыристые монограммы, без конца запуская и запуская по занавесям кружевную карусель теней… (Д. Рубина. Синдром Петрушки)


А теперь задание. Предлагаю вашему вниманию несколько предложений, в которых "запрятаны" названия танцев. Попробуйте их там обнаружить :)

В государстве Бутан горя никто не знает. 
Долети до неба, летчик! 
Играть в поло не заставишь насильно. 
Котёнок Гав от сосиски не откажется никогда. 
Советую приготовить много пакетов перед поездкой на дачу. 
Французский гимнаст Поль Карно получил золотую медаль. 
И тогда нам стало ясно, что с амбара взлетел орёл. 


Чудесная стихия танца! Пусть она дарит вам радость и полёт! Танец – это сама молодость, сама жизнь. Смотрите и танцуйте сами, даже если считаете, что не умеете. И кто вам сказал, что не умеете?

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния


Некоторые иллюстрации: 
Санкт-Петербургский клуб старинного танца: http://historicaldance.spb.ru/



Список литературы

Танец. История танца

Айламазьян, А. М. Эстетика свободного танца / А. М. Айламазьян // Вопросы психологии. – 2012. – № 1. – С. 43–51. – Библиогр.: с. 51 (9 назв.).

Алексеева, Т. О балах и старинных танцах : путеводитель по Интернет–сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009. – № 3. – С. 14–18.

Архипова, Н. В стиле фламенко / Н. Архипова ; фото Я. Бовбас // Будь здоров!. – 2009. – № 10. – С. 34–37. : 3 фот.
История танца фламенко. Особенности танца фламенко.

Ашиков, В. Танец : [Индия] / В. Ашиков // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2006. – № 14. – С. 14–15.

Баглай, В. Е. Этническая хореография народов мира : учебное пособие для студентов / В. Е. Баглай. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 405 с. – (Высш. образование).

Бахтин, В. С. Танцевальные припевки / В. С. Бахтин // Живая старина. – 2009. – № 3. – С. 56–57.
Приведены тексты припевок, которые были записаны в 1966–2001 гг., и предназначались для музыкального сопровождения разных танцев.

Головко, А. В. Хореография в современных видах спорта / А. В. Головко // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 6. – С. 62–64. – Библиогр.: с. 64 (3 назв.).

Дервиз, Т. Рядом с большой историей : очерки частной жизни середины 20 века / Т. Дервиз // Звезда. – 2008. – № 12. –  С. 39–46. – Продолж. Начало в №№ 9-11.
О жизни советских людей в предвоенные годы и послевоенные годы 20 века, о месте танцев в жизни молодежи тех лет.

Елисеева, О. «Веселимся, храбрый росс!» : балы и маскарады Екатерининской эпохи / О. Елисеева // Родина. – 2010. – № 2. – С. 123–128. : ил., 3 фото.

Касаткина, М. П. Танец : учебное пособие / М. П. Касаткина, В. Н. Нестеров. – Саратов : ИЦ «Наука», 2008. – 26 с.
Пособие представляет собой описание основных понятий и элементов классического и народного танца.

Климова, М. В. Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности в танцевальном шоу / М. В. Климова // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 9. – С. 38–40. – Библиогр.: с. 40 (8 назв.).

Кузнецова, О. Вы танцуете? / О. Кузнецова // Здоровье детей : прил. к газ. "Первое сент.". – 2008. – № 17. –  С. 8–11.
– история танца – значение танцев – здоровье

Ломакин В. С. Танцы народов мира : учебно-методическое пособие для студентов / В. С. Ломакин. – Саратов : ИЦ «Наука», 2011. – Ч. 1 : Азия. – 146 с. : ил.
Пособие разработано с учетом этнографических и культурных особенностей народов мира и посвящено систематическому анализу традиционной национальной танцевальной культуры зарубежных стран.

Медкова, Е. Античность. Древняя Греция / Е. Медкова // Искусство : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 4. – С. 45–53. – Библиогр.: с. 53. – Прил.: Искусство : электронное прил. – 2012. – апр.
– античное искусство – древнегреческая пластика – танцы – символика танца – изображение танца – дионисийские танцы – аполлонические танцы –

Медкова, Е. Танец жизни и смерти в живописи : смысл и значение пластических формул / Е. Медкова // Искусство : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2012. – № 4. – С. 19–33. – Библиогр.: с. 33. – Прил.: Искусство : электронное прил. – 2012. – апр.
танец – изображения танца – охотничьи танцы – символика танцев –ритуальные танцы – военные танцы – танцы плодородия – танец смерти – мотив хоровода – народные танцы

Мехнецов, А. М. Архаические формы русской хореографии / А. М. Мехнецов // Живая старина. – 2009. – № 3. – С. 46–47.

Музенитов, Ш. Лебединый танец : греческая свадьба / Ш. Музенитов // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 3. –  С. 29–30.
классные часы – внеклассная работа –

Мурадова, А. Про кельтушку и кельтятину / Анна Мурадова // Новый мир. – 2009. – 6. – С. 150–152.
Об увлечении кельтами, кельтской музыкой и танцами в России и за рубежом.

Нестеров, В. Н. Философское осмысление балета / В. Н. Нестеров // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации : сб. науч. ст. – Саратов, 2010. – Вып. IX. – С. 147–152.
Об эволюции философского осмысления балета, которое внесло значительный вклад в развитие современной методологической концепции и способствовало становлению восприятия балета как сложного общекультурного феномена.

Озджевиз, Е. Л. Модерн танец : [учебно-методическое пособие] / Е. Л. Озджевиз. – Саратов : ИЦ «Наука», 2009. – 92 с. : ил.
Курс лекций по истории возникновения, развития и художественным концепциям модерн и постмодерновых танцевальных направлений.

Пантелеева, Е. Целебные танцы / Е. Пантелеева // Физкультура и спорт. – 2008. – № 10. – С. 10–11. – Продолж. следует.
Использование танцев различных направления для профилактики заболеваний суставов и организма в целом.

Пантелеева, Е. Целебные танцы. Фламенко / Е. Пантелеева // Физкультура и спорт. – 2008. – № 12. – С. 22. – Продолж. Начало №№ 10-11.
Танцевальные фигуры, используемые во фламенко. Танец как способ оздоровления организма.

Петрова, В. Поговорим о... : что есть хореография в век технологий / В. Петрова // Балет. – 2004. – №4–5. – С. 47–49.

Портнова, Т. В. Роль и значение изобразительных искусств в творческом процессе хореографа / Т. В. Портнова // Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 96–105. – Библиогр.: с. 105 (6 назв.).

Прудилина, Е. М. Хореографическая лексика народного танца / Е. М. Прудилина, Л. Н. Мещанова // Исследовательская деятельность студентов: теория и практика : сборник научных трудов. – Саратов, 2009. – Вып. 2. – С. 77–82.

Рыбкина, Т. Музыка, рожденная движением : танцы позднего Возрождения : (опыт ритмического анализа) / Т. Рыбкина // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 2. – С. 24–27. : фото. – Библиогр.: с. 27 (7 назв.).

Скуратова, О. Танец XVIII века в жизни, на сцене и на художественных полотнах / О. Скуратова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 21. –  С. 5–8.

Хлебников, А. Русские художники в балетах начала XX века / А. Хлебников // Балет. – 2008. – № 4. – С. 16–17.
О вкладе русских художников начала 20 века (А. Головине, А. Бенуа, Л. Баксте, Н. Гончаровой, М. Ларионове) в развитие и приемы театрально-декоративного искусства.

Юкечева, О. Живая энергия танца / О. Юкечева // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 17. – С. 20–21. – Прил.: Искусство : электронное прил. – 2010. – № 18.
– народные танцы – русские танцы – жанры народного танца –


Персоналии

Michael Flatley – Lord of the Dance // Методическая мозаика : прил. к журн. «Иностранные языки в школе». – 2008. – № 1. – С. 7–10. – Текст на англ. языке.
– английский язык в школе – биографии – ирландские танцы – танцоры – тексты для чтения ––

Белоненко, Т. С. Педагогические принципы Р. С. Стручковой / Т. С. Белоненко // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – № 3. –  С. 180–184. – Библиогр.: с. 184.

Луцкая, Е. Такая прекрасная жизнь / Е. Луцкая // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 1. – С. 14–15. : фото.
Творческая биография балетмейстера, руководителя Театра народного танца Игоря Александровича Моисеева.

Тарасова, К. В. Метод музыкального движения от Айседоры Дункан до отечественных модификаций / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель. – 2009. – № 1. – С.3–7. : ил.
В статье дается описание «Танца будущего» и отдельных моментов творческой биографии американской танцовщицы А. Дункан и ее последовательниц в России.

Фирер, А. Гений танца / А. Фирер // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 1. – С. 15. : фото.
Биография французского хореографа Мориса Бежара.

Танец и методика его преподавания

Айламазьян, А. М. Феномен телесности личности в танцевальных практиках / А. М. Айламазьян, Н. Ю. Шувалова // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 71–82. – Библиогр.: с. 82 (20 назв.).

Белоненко, Т. С. Педагогические принципы Р. С. Стручковой / Т. С. Белоненко // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – № 3. –  С. 180–184. – Библиогр.: с. 184.
балетная педагогика – методика классического танца

Бойко, А. А. Работа концертмейстера на уроках классического танца и формирование музыкального репертуара / А. А. Бойко // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2011. – № 4. – С. 123–134. – Библиогр.: с. 134.

Кочерин, П. М. Методическое и биомеханическое обоснование рационального подхода к составлению композиции спортивного танца / П. М. Кочерин, Е. В. Буранова, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 9. – С. 68–70. – Библиогр.: с. 70 (5 назв.).
Основные результаты исследования, цель которого определить эстетической сущности спортивного танца и условий физического и духовного развития занимающихся.

Кочерин, П. М. Организация воспитательно-развивающей среды как фактор реализации творческой индивидуальности танцоров / П. М. Кочерин // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 11. – С. 58–60. – Библиогр.: с. 60 (4 назв.).

Озджевиз, Е. Л. Классический танец и методика его преподавания : учебно-методическое пособие / Е. Л. Озджевиз. – Саратов : ИЦ «Наука», 2006. – 48 с.

Озджевиз, Е. Л. Методические основы начального этапа обучения классическому танцу : учебно-методическое пособие / Е. Л. Озджевиз, С. В. Филатов. – Саратов : ИЦ «Наука», 2010. – 60 с.

Регаццони, Г. Бальные танцы : пер. с фр. / Г. Регаццони, М. А. Росси, А. Маджони. – Москва : БММ АО, 2001. – 192 с. : ил. – (Сер. «Учимся танцевать»).
Книга адресована тем, кто уже посещает школу танцев, или увлеченным любителям, мечтающим научиться всему с нуля.

Тарасова, К. В. Метод музыкального движения от Айседоры Дункан до отечественных модификаций / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель. – 2009. – № 1. – С.3–7. : ил.

Элементы историко–бытового танца и методика их изучения : учебное пособие / авт.-сост. М. П. Касаткина. – Саратов : ИЦ «Наука», 2007. – 42 с. 

Танец. Дошкольники

Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников : Осень золотая : учебно-методическое пособие : в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – Ч. 2. – 144 с. : ноты. – (Б-ка муз. рук. и педагога музыки).
Сборник «Осень золотая» содержит яркий разнохарактерный музыкальный материал: песни, попевки на фольклорной основе, фрагменты из русских опер, музыкально–ритмические игры, инсценировки сказок.

Афанасьева, В. Танец «Балалаечка» : [русская народная пляска] / В. Афанасьева // Дошкольное образование : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2008. – № 3. – С. 20.

Герасимова, Н. Хоровод на Земном шаре / Н. Герасимова, А. Рыженкова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2008. – № 4. – С. 30–31. : фот.
В Москве в одном из детских садов разработан цикл интегрированных занятий, посвященных природе и культурным особенностям России и других стран и народов.

Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – Москва : Айрис–пресс, 2003. – 112 с. : ил. – (Внимание: дети!).
Коллективные танцы, представленные в этой книге, украсят любой детский праздник. Они разработаны опытными педагогами, разнообразны по характеру и сложности постановки и рассчитаны на детей 3–8 лет.

Зенн, Л. Танец – это жизнь… / Л. Зенн // Учитель. – 2010. – № 5. – С. 19–24. – Библиогр.: с. 24 (7 назв.).
Всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста средствами музыки и ритмических движений.

Кононова, Н. Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки : пособие для учителя-дефектолога / Н. Г. Кононова. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 319 с. : ил. – (Развитие и коррекция).
В работе раскрывается роль музыки и танца в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников с церебральным параличом.

Куприна, Н. Г. Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях в ДОУ / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 10. – С. 16–25.

Майстрова, Л. Образы природы в детской хореографии / Л. Майстрова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 62–68. : ил.

Николаев, Ю. Кадриль / Ю. Николаев // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 5. – С.74–76. – Имеется нотный материал.

Новаковский, С. В. Спортивные танцы как средство физического воспитания дошкольников / С. В. Новаковский, И. В. Фрайфельд // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 3. – С. 58–61. – Библиогр.: с. 61 (15 назв.).

Одинокова, Н. Ю. Ритмика и хореография : методические рекомендации по изучению курса / Н. Ю. Одинокова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 16 с.
Дан анализ одного из видов музыкально-ритмической деятельности детей (танец). Представлены краткая характеристика основных видов танца, описание танцевальных элементов, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, а также методические рекомендации по их разучиванию.

Остроухова, А. Танец пяти движений : [танцевально-двигательные и телесно-ориентированные упражнения] / А. Остроухова // Обруч. – 2003. – № 1. – С. 35–37.

Портнов, Г. А. Новый проект «Танцы народов мира» / Г. А. Портнов // Музыкальный руководитель. – 2009. – № 4. – С. 26–29. : фот. – Окончание. Начало: №№ 3-7, 2008; №№ 1-6, 8 2009.
В статье даны ноты и описание движений, которые дети делают под музыку.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Ганс и Лотта (немецкий танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2007. – № 5. – С. 36–38. – Продолж. Начало в №№ 3, 4.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Дедушка и внучка (финский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 4. – С. 31–33. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-3, 2008.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Иссумбоси (мальчик с пальчик) (японский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2007. – № 6. – С. 38–39. – Продолж. Начало в № 3-5.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Карел и Маричка (чешский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 1. – С. 15–17. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Коломбина и Пьеро (итальянский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2007. – № 7. – С. 23–25. – Продолж. Начало в №№ 3-6.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Кошечка (еврейский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 6. – С. 43–46. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-5, 2008.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Маленькая леди и два кавалера (английский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 3. – С. 21–23. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1, 2, 2008.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Овечки у речки (шотландский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 5. – С.25–28. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-4, 2008.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Подари ты мне колечко (цыганский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 8. – С. 11–14. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; №№ 1-6, 2008. – Имеется нотный материал.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Сиртаки (греческий танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 2. – С. 38–40. – Продолж. Начало: №№ 3-6, 2007; № 1, 2008.

Портнов, Г. А. Новый проект: «Танцы народов мира» : Солнечный остров (кубинский танец) / Г. А. Портнов, Т. Ф. Коренева // Музыкальный руководитель. – 2009. – № 1. – С. 24–26. – Продолж. Начало: №№ 3-7, 2007; №№ 1-6, 8, 2008.

Роот, З. Я. Не забудем их подвиг великий... : старшая и подготовительная к школе группа / З. Я. Роот // Музыкальный руководитель. – 2010. – № 2. – С. 27–35. : ил. – Имеется нотный материал.
Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, с описанием конкурсов и соревнований. В приложении даются слова и ноты детских песен, описание танца.

Федерова, Г. П. Танцы для детей : методическое пособие для музыкальных руководителей / Г. П. Федерова. – Санкт–Петербург : Детство-пресс, 2000. – 40 с. – (Серия «Из опыта педагога»).
В сборник вошли танцы и инсценирования песен в авторской постановке движений, рассчитанные на занятия с дошкольниками и младшими школьниками.

Танец. Школьники

Michael Flatley Lord of the Dance // Методическая мозаика : прил. к журн. «Иностранные языки в школе». – 2008. – № 1. – С. 7–10. – Текст на англ. языке.
– английский язык в школе – биографии – ирландские танцы – танцоры – тексты для чтения

Андреева, Е. Танцуй, пока молодой : фестиваль классных классов / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 5 (1–15 март.). – С. 22–24.
внеклассная работа – танцевальные фестивали

Андрусенко, Л. С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Л. С. Андрусенко // Искусство и образование. – 2009. – № 1. – С. 85–91. – Библиогр.: с. 91 (8 назв.).
Рассматривается методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста средствами хореографического искусства.

Бубнова, О. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально–ритмической деятельности младших школьников / О. Б. Бубнова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 44–47. – Библиогр.: 6 назв.

Елканова, Т. М. «Народный танец» как элемент структуры гуманитарного базиса образования / Т. М. Елканова // Искусство и образование. – 2010. – № 1. – С. 75–81.
О пользе народного танца в развитии личности в среде учреждения образования.

Елканова, Т. М. Народный танец как средство личностного развития / Т. М. Елканова, С. Х. Варзиев // Воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С. 53–56. – Библиогр.: с. 56 (4 назв.).

Ершова, Е. Техничность исполнения или радость сотворчества? : Проблемы образности в танцевальном искусстве / Е. Ершова // Искусство в школе. – 2010. – № 1. – С. 43–45. – Библиогр.: с. 45 (12 назв.).
Из истории развития танцевального искусства и педагогических приемах творческого развития ребенка на уроках танца.

Ивашковский, А. А. Как разнообразить уроки в начальной школе / А. А. Ивашковский // Физическая культура в школе. – 2008. – № 4. – С. 12–14.
Рекомендации по обучению двигательным навыкам с использованием танцевальных вариантов в начальной школе.

Ивашковский, А. А. По ступеням хореокоррекции к оздоровлению детей / А. А. Ивашковский // Физическая культура в школе. – 2010. – № 4. – С. 10–11.
Специальный практический курс хореокоррекции для учителя начальных классов: разнообразные игровые оздоровительные телодвижения.

Козина, Д. Г. «Танцуйте с нами» : шоу-программа / Д. Г. Козина // Музыка в школе. – 2004. – № 3. – С. 44–46.
– эстетическое воспитание – внеклассная работа –

Козырева, Т. Танцы со строгим этикетом : методика проведения бала / Т. Козырева, Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009. – № 3. – С. 10–13.

Козырева, Т. Торжество бала : Забытое искусство общения / Т. Козырева, Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009. – № 3. – С. 14–18.
– школьные балы – сценарий бала

Кононова, Н. Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки : пособие для учителя-дефектолога / Н. Г. Кононова. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 319 с. : ил. – (Развитие и коррекция). 
В работе раскрывается роль музыки и танца в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников с церебральным параличом.

Косцова-Чучалова, Е. А. Я танцевать хочу! : сценарий концерта детского танцевального ансамбля / Е. А. Косцова-Чучалова // Музыкальный руководитель. – 2008. – № 4. – С. 48–52. – Имеется нотный материал.

Кузнецова, О. Выбираем танец для себя / О. Кузнецова // Здоровье детей : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 18. – С. 8–11.

Масленникова, Е. Танцевальная терапия / Е. Масленникова // Школьный психолог : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 6. – С. 36–37.

Музенитов, Ш. Лебединый танец : греческая свадьба / Ш. Музенитов // Классное руководство и воспитание школьников : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 3. –  С. 29–30.
классные часы – внеклассная работа –

Нестеров, В. Н. Классический танец в школе искусств : учебно-методическое пособие / В. Н. Нестеров, Н. А. Иванова. – Саратов : ИЦ «Наука», 2007. – 49 с.

Нилов, В. Н. Бальный танец : программа и методическое пособие для хореографических школ и хореографических школ искусств / В. Н. Нилов. – Москва : МОУМЦ, 2001. – 67 с.
Программа содержит следующие разделы: описание различных танцев, танцы-игры, историко-бытовые танцы, европейские и латиноамериканские танцы, современные танцы.

Пуртова, Т. Учите детей танцевать : танец в системе эстетического воспитания / Т. Пуртова // Искусство в школе. – 2007. – № 4. – С. 14–16.
Об эстетическом значении танца. На примере учебного пособия «Учите детей танцевать» Пуртовой Т. В., Беликовой А. Н. и Кветной О. В. рассказывается о том, как можно построить программу по музыке и ИЗО, которые бы также охватывали и различные направления хореографии.

Роот, З. Вальс, вальс, вальс... / З. Роот // Музыкальный руководитель. – 2011. – № 3. – С. 53–55. – Имеется нотный материал.
Представлены ноты и приведены описание движений вальса.

Роот, З. Золотая хохлома / З. Роот // Музыкальный руководитель. – 2010. – № 4. – С. 52–57. – Имеется нотный материал.
Представлены ноты танца для детей с описанием движений.

Роот, З. Танец с шарфами : исполняется под песню «В лесу прифронтовом» / З. Роот // Музыкальный руководитель. – 2011. – № 2. – С.43–44.
Даны описания движения танца, который можно исполнить под песню «В лесу прифронтовом».

Руоколайнен, Е. В. В диалоге с учениками / Е. В. Руоколайнен // Новые ценности образования : Культура взаимодействия детей и взрослых : тем. выпуск. – 2009. – № 1. – С. 113–120.
– подростки – интегрированные курсы – культура общения – выпускные вечера – бальные танцы – парные танцы

Тимошенко, Л. Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям / Л. Г. Тимошенко // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 6. – С. 91–93

Федерова, Г. П. Танцы для детей : методическое пособие для музыкальных руководителей / Г. П. Федерова. – Санкт–Петербург : Детство-пресс, 2000. – 40 с. – (Серия «Из опыта педагога»).
В сборник вошли танцы и инсценирования песен в авторской постановке движений, рассчитанные на занятия с дошкольниками и младшими школьниками.

Хайкара, Н. Становление авторской позиции подростков в процессе эстетико-хореографической деятельности / Н. Хайкара // Искусство в школе. – 2009. – № 5. – С. 75–78. – Библиогр.: с. 78 (7 назв.).
О проблеме эстетического воспитания и творческого развития подростков на занятиях хореографией. О значении инновационной формы организации хореографической деятельности, в которой подросток реализует авторскую позицию на занятиях танцами.

Хламова, Е. А. Новая жизнь старинных танцев : (разработка учебного проекта) / Е. А. Хламова, Е. В. Чернорицкая // Образование в современной школе. – 2012. – № 10. – С. 38–42.

Танец. Студенты

Грудницкая, Н. Н. Спортивные бальные танцы в системе физкультурного образования учащейся молодежи / Н. Н. Грудницкая, О. Н. Алимова // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 9–11. Библиогр.: с. 11 (4 назв.).
Внедрение новых форм повышения двигательной активности студентов с использованием элементов бальных танцев.

Никитин, В. Проблемы обучения студента-хореографа / В. Никитин // Высшее образование в России. – 2007. – № 7. – С. 143–145.

Толмачева, К. А. Использование танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек / К. А. Толмачева, З. М. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 9. – С. 83–85. – Библиогр.: с. 85 (11 назв.).
Обосновано рациональное планирование занятий современными танцами. Для эффективного овладения танцевальным материалом широко применялись разнообразные движения: координационные танцевальные, пластичные танцевальные, единичные танцевальные, в том числе и скручивающие танцевальные.

Селиверстова, Н. Н. Влияние восточных танцев на физическое состояние студенток / Н. Н. Селиверстова // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 4. – С. 89–92. – Библиогр.: с. 92 (7 назв.).

Нестеров, В. Н. Формирование хореографического мышления на современном этапе / В. Н. Нестеров // Искусство и образование. – 2009. – № 3. – С. 106–110. – Библиогр.: с. 110 (4 назв.).
Автор рассматривает формирование хореографического мышления в процессе обучения специальных дисциплин будущих хореографов.


2 комментария :

  1. Анонимный2 мая 2013 г., 10:06

    Танец - это всегда очень завораживающее действо, бывает не хватает слов описать его красоту и выразительность. Ваш материал и иллюстративный ряд оказались для меня настолько интересными, что хочется сказать Вам большое спасибо! Обязательно буду с нетерпением ждать следующий пост)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такие добрые слова! Обязательно заходите в гости. Надеюсь, что и в дальнейшем не разочарую Вас :)

      Удалить