вторник, 18 марта 2014 г.

Сказочник и его Золотая рыбка

Совсем недавно мы вспоминали о замечательном писателе-романтике Александре Грине и его жене Нине, прожившей непростую и удивительную жизнь.

Думаю, вас порадует тот факт, что подобная история красивой любви и семейной гармонии не единична. Сегодня нам предстоит узнать еще об одной паре, которой довелось обрести своё счастье.

Если вы услышите его имя, скорее всего, припомните портрет строгого мужчины с бородой. Те, кто пообразованнее, скажут о том, что наш герой был морским офицером, а потом сочинил множество музыкальных произведений, в том числе со сказочным сюжетом. Но сколько интересного останется при этом «за бортом»! В том числе и то, что…
Но пора приоткрыть таинственную дверцу!






Кому незнакома фамилия русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова
«Полёт шмеля» слышали? Его работа!))) Шедевр! Надо сказать, не единственный…


Будущий композитор родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Семья была необычной: отец – дворянин, занимавший губернаторские посты; мать – дочь крепостной крестьянки и богатого помещика.
У Николая Римского-Корсакова был брат, которого звали удивительным именем – Воин. Имя дали в честь (носившего точно такое же) прадеда – первого в их роду моряка, которого сам Петр I отправил в Европу обучаться этому делу.
Воин Андреевич Римский-Корсаков,
старший брат композитора
Воин Андреевич был старше Николая на 22 года. Представьте, что ваш старший брат – контр-адмирал, мореплаватель, географ, гидрограф, писатель, участник военных и исследовательских экспедиций, реорганизатор системы военно-морского образования. То-то же! Вы бы тоже слушали его, раскрыв рот.

Но пока Ника (такое прозвище было у будущего композитора среди домашних) был мал, на него сильно влияло и то, что в семье увлекались музыкой.
«Мне не было и двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, но я сейчас же следовал за ним. Вскоре (…) и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией».

С шести лет начались серьезные музыкальные занятия, а в одиннадцать мальчик добился в них успехов и даже стал пробовать силы в качестве композитора. В тщательно оберегаемой от посторонних глаз тетради Ника записывал свои первые сочинения.
И всё-таки тяга к морю (под сильным воздействием личности старшего брата) в его душе тогда безоговорочно побеждала.
«Способности мои были прекрасны не только по отношению к музыке. Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, арифметику стал понимать очень быстро… Нельзя сказать, чтобы я в это время любил музыку; я ее терпел и учился довольно прилежно, но пленяла мысль быть моряком».


1856 г.




В 12 лет Николая отдали на обучение в Кадетский корпус, где он и пробыл до 18-ти, а после сдачи экзаменов новоиспечённый бравый офицер отправился в трёхлетнее кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Представьте себе, сколько впечатлений получил юноша от посещения Англии, Америки, Норвегии, Франции, Италии, Испании, Бразилии!
А любовь к водной стихии была воплощена им позже. В музыке. Неоднократно.


И всё-таки, в многолетнем соперничестве моря и музыки, море постепенно стало сдавать свои позиции. Еще в Кадетском корпусе Николай почувствовал потребность наверстать пробелы в музыкальном образовании и стал заниматься у талантливого педагога, пианиста Федора Канилле. Вернувшись же из плавания в 1865 году, Римский-Корсаков с удвоенной силой принялся за сочинительство.
К тому же счастливому периоду относится и его встреча с любимой.

Надежда Пургольд
Будущая жена Николая Андреевича – Надежда Николаевна (урожденная Пургольд) – родилась в семье обрусевших немцев. Это тоже был дом с крепкими музыкальными традициями: каждый из десяти братьев и сестер учился играть на рояле. Младшая Надя в этом занятии подавала большие надежды. В доме Пургольдов часто проходили музыкальные вечера. Одна из сестер – Александра – отличалась красивым голосом, а Надя прекрасно аккомпанировала и ей, и другим выступавшим там певцам. Блестяще исполняла и произведения бывавших в их доме молодых композиторов. Её даже стали ласково называть «наш милый оркестр». В. В. Стасов говорил: «Это же такая странность, чтобы слабенькая, маленькая женщина способна была исполнять такие грандиозные картины как никто». Однажды среди гостей появился Николай Римский-Корсаков и обратил внимание на 19-летнюю талантливую и очаровательную девушку…

Однажды, когда Пургольды проводили лето на даче, Николай Андреевич с друзьями, соскучившись по «музыкальным барышням», отправились к ним сами.
Из дневника Надежды Николаевны: «30 августа (второй час ночи). Какая неожиданная и, могу сказать, поэтическая была наша встреча. Луна, чудная ночь. И как смешно: только что я пропела про себя «В царство розы и вина приди, приди, я жду» и, напевая его, подумала, как досадно, что он так давно не едет к нам, как вдруг слышу знакомые голоса, наконец, вижу белую фуражку. Я в нерешительности; наконец, Искренность, кажется, заметил, что кто-то стоит на балконе, ну а затем я попросила зайти».
Белая фуражка – это головной убор морского офицера Римского-Корсакова. Искренность – тайное прозвище, которое дали ему сестры Пургольд. Кстати, в глаза звали его нежно – Корсинька.
Через три дня в дневнике Надежды появилась новая запись: «Что написать о сегодняшнем вечере? Хорошо было, так хорошо, как редко бывает». В этот вечер перед гостями – Римским-Корсаковым и Мусоргским – она аккомпанировала сестре на фортепиано, когда та пела романсы. Одним из романсов был «Золотая рыбка» Балакирева. С тех пор Николай Андреевич часто именно так звал свою любимую.


Николай Римский-Корсаков
Их любовь только зарождалась, а Надежда изо всех сил старалась убедить молодого человека в том, что… имеет великое множество недостатков.
Из дневника Н. Н. Пургольд: «Это ужасно, что он так ослеплен мною и не хочет видеть моего ничтожества. (…) Он такой безукоризненный, чистый, идеальный человек, что оттого и не видит дурного в других. Он меня освещает собственным светом и, сам не замечая этого, любуется отражением своего же собственного света. Это совершенно то же, как если бы солнце любовалось луною, т. е. ее светом».

Убедить в собственном «ничтожестве» Николая Андреевича ей, к счастью, так и не удалось. В конце 1871 г. молодые люди были объявлены женихом и невестой, свадьба же состоялась 30 июня 1872 г. Свадебное путешествие молодожены совершили по Швейцарии и Италии.
Надежда Николаевна была красивой девушкой. И как пара Римские-Корсаковы смотрелись замечательно: при своем росте выше среднего юная жена выглядела трогательно хрупкой и маленькой рядом с высоким мужем.
Семейную жизнь Римских-Корсаковых можно смело назвать счастливой. Немалая заслуга в этом принадлежит именно ей – Золотой рыбке, ставшей волшебной наградой для великого русского композитора. Собственную музыкальную карьеру, которая, по мнению многих, могла сложиться удачно, она отставила в сторону и посвятила свою жизнь мужу, детям (их родилось семеро, но двое младших рано умерли) и устройству их дома. Очень хорошо понимала эта женщина, с кем ей довелось делить жизненную дорогу. Но всегда, если предоставлялась возможность, с удовольствием играла на рояле, приучала к этому детей.

А Николай Андреевич работал неустанно. И одна из особенностей его творчества заметна даже невооруженному глазу.

Оперы Н. А. Римского-Корсакова
Золотой петушок
Кащей Бессмертный
Майская ночь
Млада
Моцарт и Сальери
Ночь перед Рождеством
Пан воевода
Псковитянка
Садко
Сервилия
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Сказка о царе Салтане
Снегурочка
Царская невеста

Недаром Римского-Корсакова часто будут называть «Сказочником» за его многочисленные работы в этом жанре.
Но однажды сказка окончилась...


Надежда Николаевна пережила своего великого мужа на 11 лет. 
После его смерти она так и не смогла свыкнуться с потерей. В какой-то мере ее спасала работа над сохранением творческого наследия Николая Андреевича: она занималась архивами, издавала его труды, предпринимала шаги по созданию музея, установила памятник на могиле.


Могила Н. А. Римского-Корсакова.
Памятник создан Н. К. Рерихом.
Умерла Н. Н. Римская-Корсакова в 1919 году от оспы, эпидемия которой бушевала тогда в Петрограде.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния.












Николай Андреевич Римский-Корсаков
(1844-1908)

Список литературы

Алексеевский, Н. В Рождество все немного волхвы / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 4. – С. 31-33 : рис.
История написания Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы «Ночь перед Рождеством».

Алексеевский, Н. В честь гусляра и мореплавателя / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 5. – С. 29-31 : рис., фото.
История создания Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы «Садко».

Алексеевский, Н. Волшебный край / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2010. – № 7. – С. 27-30 : фото, рис.
История написания композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы «Сказка о царе Салтане».

Алексеевский, Н. Минувшее проходит передо мною / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2010. – № 5. – С. 31-36 : фото.
История создания Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Псковитянка», за основу которой была взята пьеса русского драматурга Л. Мея.

Алексеевский, Н. Ночь грусти и веселья / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 2. – С. 35-38 : фото.
История написания оперы «Майская ночь» Н. А. Римским-Корсаковым по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Балашша И.Путеводитель по операм : в 4 кн. / И. Балашша, Д.-Ш. Гал. – Москва : Советский спорт, 1993 – Кн. 3 : Русская и советская опера. – 170 с.

Барабанов, Н. В мире древних легенд : «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на сцене Большого театра / Н. Барабанов // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009. – № 14. – С. 19-23.

Боровик, М. Г. «Диалог текстов культур» : программа элективного курса для 10-11 классов / М. Г. Боровик // Русская словесность. – 2010. – № 5. – (Мировая художественная культура. – 2010. – № 5. – С. 2-8).
Элективный курс «Диалог текстов культур» предполагает реализацию культурологического подхода при изучении литературы. В качестве примера приведено изучение сказки «Снегурочка» А. Н. Островского и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.

Бэлза, И. Ф. Пушкинские традиции русской музыки : фрагменты / И. Ф. Бэлза // Музыка в школе. – 2011. – № 4. – С. 3-8 : 3 фот.

Вановская, И. К истории анализа музыкальных произведений: Наследие Н. А. Римского-Корсакова / И. Вановская // Музыкальная жизнь. – 2012. – № 8. – С. 64-67. – Библиогр.: с. 67 (3 назв.).
Рассматривается наследие Н. А. Римского-Корсакова в контексте истории анализа музыкальных произведений, на примере симфонической сюиты «Антар».

Денисова, И. В. Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» : интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе / И. В. Денисова, М. В. Пономарева // Музыка в школе. – 2009. – № 5. – С.45-55. – (Урок в школе).

Из переписки Н. А. Римского-Корсакова с В. В. Ястребцевым (1905-1907) / публ., подготовка текста, вступ. заметка, сопроводит. текст и прим. Л. Барсовой // Звезда. – 2004. – № 3. – С. 142-163.
Ястребцев Василий Васильевич выпустил в «Воспоминаниях» дневниковые хроники последних восемнадцати лет жизни Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Карпов, П. Е. Опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» С. Н. Василенко / П. Е. Карпов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2011. – № 3. – С. 123-143. – Библиогр.: с. 143.

Кириллова, С. Николай Андреевич Римский-Корсаков : (1844-1908) / С. Кириллова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2010. – № 16. – С. 16.

Классик русской оперы // Музыка в школе. – 2004. – № 3. – С. 3-17.
О русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове.

Комарницкая, О. В. Отражение жития святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – муромских чудотворцев в либретто и сюжетно-сценических ситуациях оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии» / О. В. Комарницкая // Искусство и образование. – 2012. – № 3 (77). – С. 6-14. – Библиогр.: с. 13-14 (9 назв.).

Комарницкая, О. В. Поэтика эпоса и оперы Глинки, Римского-Корсакова, Бородина / О. В. Комарницкая // Музыка в школе. – 2008. – № 5. – С. 31-37. – Библиогр.: с. 37 (10 назв.). - (История и методология искусства).
Автор рассматривает развитие русского оперного искусства 19 века, в котором глубоко своеобразно преломились традиции знаменитой аристотелевской триады - эпоса, лирики, драмы.

Коровина, Р. Н. Русские народные песни в сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова : урок внеклассного чтения. VIII класс / Р. Н. Коровина, Г. Е. Паршева // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 47-48.
Описан урок внеклассного чтения, посвященного русским песням как лирической основе пьесы-сказки и оперы «Снегурочка».

Кунин, И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков / И. Ф. Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – 130 с. : ил.

Лобкова, Е. Союз искусств на уроке литературы : Изучение сказки А. Н. Островского «Снегурочка» в VI классе / Е. Лобкова // Искусство в школе. – 2011. – № 1. – С. 18-23 : ил. – Библиогр.: с. 23.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) // Русские композиторы : история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. и науч. ред. Л. А. Серебрякова. – Челябинск : Урал Л. Т. Д., 2001. – С. 160-168. – Библиогр.: с. 168 (14 назв.).

Осеннева, М. С. Знакомьтесь: музыка Н. А. Римского-Корсакова : встреча в клубе юных любителей музыки / М. С. Осеннева // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 107-112.
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 160-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (1844-1908) .

Пащенко, М. Сияющий петух : сказка Пушкина в Серебряном веке / Михаил Пащенко // Вопросы литературы. – 2009. – № 6. – С. 228-271. – (Поэтика жанра).
Как оперное переосмысление Н. Римским-Корсаковым «Сказки о золотом петушке» Пушкина повлияло на судьбу оригинала.

Пименова, Р. А. Образы природы в музыкальном искусстве. Н. А. Римский-Корсаков / Р. А. Пименова // Литература в школе. – 2001. – № 4. – С. 3-5. (Уроки литературы).
О взаимном проникновении музыки и пейзажа в симфоническом творчестве Н. А. Римского-Корсакова.

Прокопьева, Е. «Мое декадентство» : «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова / Е. Прокопьева // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С. 92-96.
Проявление в опере русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» типологических черт стиля модерн.

Римская-Корсакова, Т. В. Надежда Николаевна Римская-Корсакова [Электронный ресурс] : (к 150-летию со дня рождения) / Т. В. Римская-Корсакова // Псков. – 1999. - № 11. – С. 125-137. – Режим доступа: http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps11/ps_11_13.pdf

Римский-Корсаков [Электронный ресурс] : Жизнь и творчество русского композитора. – Режим доступа: http://www.rimskykorsakov.ru/

Рубан, Т. Мир музыкального театра. Опера и балет для дошкольников и младших школьников / Т. Рубан // Искусство в школе. – 2010. – № 6. – С. 18-21.
-- музыкальные сказки -- интегрированные занятия -- образовательные программы -- музыкальное восприятие -- сказочные оперы -- сказочные балеты -- музыкальное воспитание
Знакомство с оперой и балетом способствуют развитию музыкального восприятия дошкольников.

Рябцева, Е. А. Употребление причастий в речи : (подготовка к сочинению-описанию картины и музыкального произведения) / Е. А. Рябцева // Русский язык в школе. – 2009. – № 9. – С. 37-38.
Конспект интегрированного урока об использовании причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи. В качестве примера использована работа над произведениями И. Айвазовского, Н. Римского-Корсакова и А. Грина.

Саймон, Г. Сто великих опер и их сюжеты / Генри Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара / А. Майкапар. – Москва : КРОН-ПРЕСС, 1999. – 864 с. - (Сер. «Академия»).

Святослав, Ю. «Жизнь – шахматная доска» / Ю. Святослав // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 11. – С. 40-41 : фото.
Увлечение великих русских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, С. С. Прокофьева игрой в шахматы.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Музыка в школе. – 2004. – № 3. – С. 17-25.

Скрынникова, О. «Золотой петушок» – загадки мифа / О. Скрынникова // Музыкальная академия. – 2008. – № 1. – С. 134-142.
Об опере русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Скудина, Г. «Шехеразада» : [опера Н. А. Римского-Корсакова] / Г. Скудина // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 9. – С. 27-31.

Фролов, С.  Н. Римский-Корсаков и «Петербургский текст русской литературы» / С. Фролов // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С. 88-92.
Показана причастность русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова к «Петербургскому тексту русской литературы», дающая основание считать его подлинным «петербургским композитором».


ЭБС «Лань»

Римский-Корсаков, Н. А. Практический учебник гармонии / Н. А. Римский-Корсаков. – 20-е изд., стереотип. – Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2014. – 176 с.


e-Library

Баканова, Л. Н. «Мечты манящей воплощенье»: к 130-летию создания оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова / Л. Н. Баканова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 88-94.

Бозина, О. А. Семантика тональностей в музыке Н. А. Римского-Корсакова / О. А. Бозина  // Проблемы музыкальной науки. – 2007. –№ 1. – С. 67-78.

Горячих, В. В. Древнерусские источники в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова / В. В. Горячих // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 103. – С. 147-155.

Горячих, В. В. Из наблюдений над творческим методом Н. А. Римского-Корсакова / В. В. Горячих // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 101. – С. 223-229.

Горячих, В. В. О жанровой природе «Китежа» Н. А. Римского-Корсакова / В. В. Горячих // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 99. – С. 237-243.

Евсеенко, Т. В. Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых / Т. В. Евсеенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – Т. 4, № 56. – С. 184-190.

Мозгот, С. А. Феномен дуализма в организации концептуального пространства ранних «волшебных» опер Н. А. Римского-Корсакова / С. А. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2009. – № 2. – С. 235-240.


Фефелова, А. Г. Гоголевские «ночи» Н.А. Римского-Корсакова / А. Г. Фефелова // Мировая литература в контексте культуры. – 2013. – № 2 (8). – С. 186-192.

Комментариев нет :

Отправить комментарий