среда, 8 августа 2018 г.

«Всего и надо, что вглядеться…»


В человеческом организме много всяких-разных органов. Разумеется, рассуждать о том, какой из них важнее и нужнее, может только круглый идиот. Раз уж дано нам Богом ли, природой ли в подарок ко дню появления на свет наше дивным образом укомплектованное тело, значит всё надо, всему «в хозяйстве» применение найдется. Но, пожалуй, один из этих органов (в том случае, если мы им, по счастью, одарены) можно чуточку выделить, потому что он не только необходим нам в познании мира, но и удивительно прекрасен, выразителен и даже обладает таинственным, особым шармом и неизменно привлекает внимание окружающих. Я вот всё твержу местоимение «он», но уж если быть точным, надо бы говорить «они», поскольку орган этот парный, и у человека, в идеале, их должно быть два. Нет, это не уши.
Плавно переходя на множественное число, сообщу, что «они» обладают волнующим воображение многообразием цвета и формы, а еще их назвают…


…«зеркалом души». Более прозрачной подсказки, полагаю, уже не потребуется.
Глаза…

Друзья мои, вы даже представить не можете, сколько стихотворений посвящено глазам, очам, ну и, соответственно, взорам и взглядам! Как смогли бы чуткие души поэтов не использовать богатые возможности такой благодатной темы? Это настоящая и притом неисчерпаемая поэтическая сокровищница! Ведь глаза могут таить любовь или ненависть, интерес или равнодушие, могут сиять от счастья и могут потухнуть от горя, способны манить или оттолкнуть. А уж если прибавить сюда стихи, где всё это великолепие просто вскользь упоминается, не являясь главной темой произведения, получившийся результат и вовсе примет масштабы космические. Как того, впрочем, глаза и заслуживают!

Давно хотела затронуть эту любопытную тему, а тут и удобный повод подвернулся: 8 августа в мире отмечается Международный день офтальмологии. Кстати, дата (для любителей точных цифр сообщу, что произошло это в 2004 году) своим появлением целиком и полностью обязана выдающемуся российскому офтальмологу Святославу Николаевичу Федорову. 8 августа – его день рождения. К сожалению, в 2000 году авиационная катастрофа трагически оборвала жизнь этого талантливого человека. А через несколько лет российские коллеги Федорова выступили с инициативой учреждения профессионального праздника, которую активно поддержали офтальмологи всего мира.
Несмотря на явственный медицинский аспект праздника, мы его отпразднуем по-своему, по-книгочейски и стихофильски. (Я ж говорю, повод!) Нам предстоит почитать русскую поэзию, а заодно и музыку послушать.



Константин ВАНШЕНКИН
ЗНАКОМСТВО
При знакомстве – как укор
Скованности общей, –
Откровенный взгляд в упор,
Словно свет над рощей.

При знакомстве – в самый раз
За мгновенье ровно
Плавность губ и живость глаз
Разглядеть подробно.

При знакомстве – что слова!
Смотрит суть прямая,
Имя-отчество сперва
Не воспринимая.


Цвет – один из чудесных признаков наших глаз. Думаю, вы со мной согласитесь, что самое известное произведение на эту тему, причем известное во всем мире в качестве русского романса, – «Очи черные».

А что автор? Знаете, кто он? Или фамилию хотя бы помните?
Написал стихотворение поэт, писатель Евгений Павлович Гребёнка (1812-1848). Несколько слов о нём. Интересно, что Гребёнка, в какой-то мере повторил путь своего земляка и современника Николая Васильевича Гоголя. Евгений Павлович тоже родился в дворянской семье на Полтавщине, и там, в отцовском поместье, прошло его детство. Затем он учился в той же, что и Гоголь, знаменитой Нежинской гимназии, а позже отправился покорять Петербург, где активно занялся литературным трудом. Правда, всю свою недолгую жизнь (умер от туберкулеза, буквально пару месяцев не дожив до 37 лет) успевал еще вести педагогическую деятельность – работал преподавателем русской словесности в разных учебных заведениях столицы. В Петербурге он тоже познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, публиковался в журнале «Современник», а еще из-под его пера вышли «Рассказы пирятинца», основанные на хорошо ему знакомых быте и преданиях Малороссии (это тоже должно вам кое-что напомнить, не правда ли?)…

Но вернемся к самому известному его произведению. История создания «Очей» такова. В одну из летних отпускных поездок на малую родину Евгений гостил у соседа-помещика, отставного штабс-капитана Растенберга. Там познакомился с дочерью хозяина, Марией Васильевной. Именно ее дивные глаза потрясли молодого человека и сослужили тем самым добрую службу искусству. Летом следующего года влюбленные обвенчались. Брак их был счастливым, хотя, к сожалению, очень недолгим. А 1843 год считается датой появления на свет знаменитого стихотворения «Очи черные». Значит, в этом году ему исполнилось 175 лет, и стареть оно не собирается, несмотря на то, что давным-давно нет на свете ни его создателя, ни той, кому оно было посвящено.

Первоначальный вариант стихотворения имел только три строфы, приведенные ниже, и слова его несколько отличаются от тех, что мы привыкли слышать в романсе.

Евгений ГРЕБЕНКА
ЧЕРНЫЕ ОЧИ
Очи черные, очи страстные!
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я в недобрый час!

Ох, недаром вы глубины темней!
Вижу траур в вас по душе моей,
Вижу пламя в вас я победное:
Сожжено на нем сердце бедное.

Но не грустен я, не печален я,
Утешительна мне судьба моя:
Все, что лучшего в жизни бог дал нам,
В жертву отдал я огневым глазам!
<1843>

Автор так и не узнал, что его стихотворению суждено было лечь в основу популярного романса, потому что случилось это только в 1884 году.

Самым известным его исполнителем можно назвать выдающегося русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Благодаря ему этот музыкальный шедевр услышали не только на Родине, но и за ее пределами, где наряду с матрешкой и балалайкой романс стал одним из символов России. Если же говорить о музыкальных символах, то потягаться с ним в популярности и узнаваемости могут только «Калинка» да «Подмосковные вечера».
Однако Шаляпина можно назвать и соавтором Е. П. Гребёнки, поскольку, как считается, именно Федор Иванович добавил к существующему тексту еще несколько строф. Как вы думаете, что было тому причиной? Конечно, любовь и… еще одна пара черных очей, навылет пронзивших сердце певца. Прекрасная итальянка Иола Торнаги, которой русский бас посвятил романс, впоследствии стала его женой. Да и какая женщина смогла бы устоять?


Романс «Очи черные» всегда был очень популярен и любим слушателями и исполнителями, а текст иногда подвергался изменениям и звучал во множестве вариантов.

Вполне понятно, что романс стал культовым, и дальнейшее влияние его на искусство оказалось впечатляющим.
Вот вам примеры.




Владимир ВЫСОЦКИЙ
ОЧИ ЧЕРНЫЕ (отрывок)

         Во хмелю слегка,
         Лесом правил я.
         Не устал пока, –
         Пел за здравие.
         А умел я петь
         Песни вздорные:
         "Как любил я вас,
         Очи черные..."

То плелись, то неслись, то трусили рысцой.
И болотную слизь конь швырял мне в лицо.
Только я проглочу вместе с грязью слюну,
Штоф у горла скручу – и опять затяну:

"Очи черные!
         Как любил я вас..."
         Но – прикончил я
         То, что впрок припас.
         Головой тряхнул,
         Чтоб слетела блажь,
         И вокруг взглянул –
         И присвистнул аж…
<>
1974


Но вы ошибетесь, если подумаете, что губительное влияние черных женских глаз первым из поэтов почувствовал на себе беззащитный Гребёнка. Нет, им – этим коварным глазам – удавалось проделывать подобные штуки гораздо раньше.
Доказательства? Пожалуйста!
На дворе стоит 1835 год.

Алексей КОЛЬЦОВ
ГЛАЗА
Погубили меня
Твои черны глаза,
В них огонь неземной
Жарче солнца горит!

Омрачитесь, глаза,
Охладейте ко мне!
Ваша радость, глаза,
Не моя, не моя!..

Не глядите же так!
О, не мучьте меня!
В вас страшнее грозы
Блещут искры любви.

Нет, прогляньте, глаза,
Загоритесь, глаза!
И огнем неземным
Сердце жгите мое!

Мучьте жаждой любви!
Я горю и в жару
Бесконечно хочу
Оживать, умирать,

Чтобы, черны глаза,
Вас с любовью встречать
И опять и опять
Горевать и страдать.
1835


Отматываем время еще немного назад. 1834 год.
Стихотворение длинное, поэтому приведу отрывок.


Александр ПОЛЕЖАЕВ
ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА (отрывок)
О грустно мне!.. Вся жизнь моя – гроза!
Наскучил я обителью земною!
Зачем же вы горите предо мною,
Как райские лучи пред сатаною,
Вы – черные волшебные глаза?

Увы! давно печален, равнодушен,
Я привыкал к лихой моей судьбе,
Неистовый, безжалостный к себе,
Презрел ее в отчаянной борьбе
И гордо был несчастию послушен!..
<>
1834


А теперь отправимся и вовсе в 1828 год.


Петр ВЯЗЕМСКИЙ
ЧЕРНЫЕ ОЧИ
Южные звезды! Черные очи!
Неба чужого огни!
Вас ли встречают взоры мои
На небе хладном бледной полночи?

Юга созвездье! Сердца зенит!
Сердце, любуяся вами,
Южною негой, южными снами
Бьется, томится, кипит.

Тайным восторгом сердце объято,
В вашем сгорая огне;
Звуков Петрарки, песней Торквато
Ищешь в немой глубине.

Тщетны порывы! Глухи напевы!
В сердце нет песней, увы!
Южные очи северной девы,
Нежных и страстных, как вы!
1828


Но пора нам переходить и на другие цвета существующего спектра. Благо, поэты всех эпох не оставляли их без внимания тоже.
Среди безоговорочных лидеров в поэтическом рейтинге цветов глаз разместились также голубой и синий.


Федор ГЛИНКА
ТРОЙКА
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.

Ямщик лихой – он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши –
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:

"Ах, очи, очи голубые!
Вы сокрушили молодца;
Зачем, о люди, люди злые,
Вы их разрознили сердца?

Теперь я бедный сиротина!.."
И вдруг махнул по всем по трем –
И тройкой тешился детина,
И заливался соловьем.
<1825>


Александр ПУШКИН
ПОДЪЕЗЖАЯ ПОД ИЖОРЫ...
Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии Тверской,
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.
Упиваясь неприятно
Хмелем светской суеты,
Позабуду, вероятно,
Ваши милые черты,
Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор.
Если ж нет... по прежню следу
В ваши мирные края
Через год опять заеду
И влюблюсь до ноября.
1829



Михаил ЛЕРМОНТОВ
* * *
Как небеса, твой взор блистает
       Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
       Твой голос молодой.

За звук один волшебной речи,
       За твой единый взгляд
Я рад отдать красавца сечи,
       Грузинский мой булат;

И он порою сладко блещет
       И сладостней звучит,
При звуке том душа трепещет
       И в сердце кровь кипит.

Но жизнью бранной и мятежной
       Не тешусь я с тех пор,
Как услыхал твой голос нежный
       И встретил милый взор.
1838


Иван БУНИН
СЧАСТЛИВ Я, КОГДА ТЫ ГОЛУБЫЕ...
Счастлив я, когда ты голубые
Очи поднимаешь на меня:
Светят в них надежды молодые –
Небеса безоблачного дня.

Горько мне, когда ты, опуская
Темные ресницы, замолчишь:
Любишь ты, сама того не зная,
И любовь застенчиво таишь.

Но всегда, везде и неизменно
Близ тебя светла душа моя...
Милый друг! О, будь благословенна
Красота и молодость твоя!
1896


Сергей ЕСЕНИН
ЗАИГРАЙ, СЫГРАЙ...
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.
1912


Евгений ВИНОКУРОВ
ШИРОКО ГЛАЗА РАССТАВЛЕНЫ...
Широко глаза расставлены
И хитрят, хитрят слегка,
Эти синие хрусталины
Из-под низкого платка...

Молодые и безгрешные
Очи ясности полны,
Мою душу отогревшие
Посреди большой войны.

В избах около Мукачева –
Издавна заведено –
Девки песни пели вкрадчиво,
И вилось веретено.

Песни были все неясные,
Непонятные для нас.

Розы белые и красные
Повторялись много раз...
1961



Считается, что чисто зеленый цвет глаз – явление редкое. А вот в поэзии вполне даже распространенное.





Лев МЕЙ
СКАЖИТЕ, ЗЕЛЕНЫЕ ГЛАЗКИ
Скажите, зеленые глазки:
Зачем столько страсти и ласки
Господь вам одним уделил,
Что всё я при вас позабыл?

Лукавые ваши ресницы
Мне мечут такие зарницы.
Каких нет в самих небесах, –
И всё зеленеет в глазах.

Скажите: каким же вы чудом
Зажглися живым изумрудом
И в душу мне ввеяли сны
Зеленым покровом весны?

Зачем?..
     Да зачем и вопросы?
Знакомы мне слезные росы,
И вешняя зелень, и новь,
И всё, кипятящее кровь...

Да, опытом дознал я тоже,
Что стынет весеннее ложе,
Что вянет, своей чередой,
Зеленая травка зимой.

И нет уж в ней ласки и страсти,
И рвет ее ветер на части,
И гнется она и летит,
Куда ее вихорь крутит...

Зачем же, зеленые глазки,
У вас столько страсти и ласки
Горит в изумрудных лучах,
Что всё зеленеет в глазах?
1861


Владимир СОЛОВЬЕВ
ВИЖУ ОЧИ ТВОИ ИЗУМРУДНЫЕ...
Вижу очи твои изумрудные,
Светлый облик встает предо мной.
В эти сны наяву, непробудные,
Унесло меня новой волной.

Ты поникла, земной паутиною
Вся опутана, бедный мой друг,
Но не бойся: тебя не покину я, –
Он сомкнулся, магический круг.

В эти сны наяву, непробудные,
Унесет нас волною одной.
Вижу очи твои изумрудные,
Светлый облик стоит предо мной.
1892


Марина ЦВЕТАЕВА
ГЛАЗА
Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой,
Всегда б платили за постой
Всё эти же – веселые –
Зеленые глаза.

Была бы бабою простой,
От солнца б застилась рукой,
Качала бы – молчала бы,
Потупивши глаза.

Шел мимо паренек с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные – степенные –
Крестьянские глаза.

Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза...
Что видели – не выдадут
Крестьянские глаза!
1918



Алексей СУРКОВ
КОГДА УСТАНУ ИЛИ ЗАТОСКУЮ...
Когда устану или затоскую,
Взгляну в глаза, как в прозелень морскую,
Уйдет усталость, и тоска отпрянет,
И на душе заметно легче станет.

Вот так вся жизнь – то хлопоты, то войны.
И дни без войн, как прежде, беспокойны:
Сегодня в Минске, завтра в Тегеране,–
Попробуй встречу загадай заране.

А сколько в суматохе каждой встречи
Признаний выпало из нашей речи!
А сколько мы, прощаясь на вокзале,
Заветных слов друг другу не сказали!

За встречами, за проводами теми
Невозвратимо пролетело время.
Мы в тишине вдвоем не насиделись,
Как следует в глаза не нагляделись.

И все ж, мой друг, сомненьями не мучась,
Не злясь на эту кочевую участь,
Взгляни в глаза мне, глаз не опуская,
Они все те же – как волна морская.
1951



Я тут подумала, а чего мы, в самом деле, на цвете зациклились? Ведь, когда речь идет о любимых глазах, он не имеет никакого значения.


Федор ТЮТЧЕВ
ЛЮБЛЮ ГЛАЗА ТВОИ, МОЙ ДРУГ...
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
<1836>



Федор ТЮТЧЕВ
Я ОЧИ ЗНАЛ, – О, ЭТИ ОЧИ!..
Я очи знал,– о, эти очи!
Как я любил их – знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный,
И, как страданья, роковой.

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
<Не позднее начала 1852>


Яков ПОЛОНСКИЙ
ПРИШЛИ И СТАЛИ ТЕНИ НОЧИ...
Пришли и стали тени ночи
На страже у моих дверей!
Смелей глядит мне прямо в очи
Глубокий мрак ее очей;
Над ухом шепчет голос нежный,
И змейкой бьется мне в лицо
Ее волос, моей небрежной
Рукой измятое, кольцо.

Промедли ночь! густою тьмою
Покрой волшебный мир любви!
Ты, время, дряхлою рукою
Свои часы останови!

Но покачнулись тени ночи,
Бегут, шатаяся, назад.
Ее потупленные очи
Уже глядят и не глядят;
В моих руках рука застыла,
Стыдливо на моей груди
Она лицо свое сокрыла...
О солнце, солнце! Погоди!
1842



Аполлон МАЙКОВ
ЛЮБЛЮ, ЕСЛИ, ТИХО К ПЛЕЧУ...
Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись,
С любовью ты смотришь, как, очи потупив, я думаю думу,
А ты угадать ее хочешь. Невольно, проникнут тобою,
Я очи к тебе обращу и с твоими встречаюсь очами;
И мы улыбнемся безмолвно, как будто бы в сладком молчаньи
Мы мыслью сошлися и много сказали улыбкой и взором.
<1842>


Владимир СОЛОВЬЕВ
ЛИШЬ ЗАБУДЕШЬСЯ ДНЕМ...
Лишь забудешься днем иль проснешься в
                              полночи –
   Кто-то здесь... Мы вдвоем,–
Прямо в душу глядят лучезарные очи
   Темной ночью и днем.

Тает лед, расплываются хмурые тучи,
   Расцветают цветы...
И в прозрачной тиши неподвижных созвучий
   Отражаешься ты.

Исчезает в душе старый грех первородный:
   Сквозь зеркальную гладь
Видишь, нет и травы, змей не виден подводный,
   Да и скал не видать.

Только свет да вода. И в прозрачном тумане
   Блещут очи одни,
И слилися давно, как роса в океане,
   Все житейские дни.
1898



Сергей ЕСЕНИН
ДОРОГАЯ, СЯДЕМ РЯДОМ...
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
1923



Владимир СОЛОУХИН
О, ГЛАЗА ЧИСТОТЫ РОДНИКОВОЙ!
У глаз у твоих чистоты родниковой,
Над ними, где бьется огонь золотой,
Забудусь я, как над водой ручейковой,
Задумаюсь, как над глубокой водой.

Тебе я кажусь мешковатым влюбленным,
Что молча вздыхает, влюбленность храня.
Зачем я хожу к омутам отдаленным,
Ни разу еще не спросили меня.

Зачем я походкой почти торопливой
Сквозь мусор предместий шагаю туда,
Где красное небо и черные ивы
Полощет и моет речная вода?

Сетей не бросаю, лозы не ломаю,
Не порчу цветов на прибрежном лугу,
Кувшинок не рву и стрекоз не сбиваю:
Сижу и молчу на крутом берегу.

Один на один с глубиною тревожной,
С речным лепетаньем один на один.
«Чего он приходит – понять невозможно,
Мужчина, доживший почти до седин?»

«Ах, все они, знаете ль, тронуты ветром,
Догадки особые здесь не нужны...»
Но стоит! Но стоит пройти километры,
Чтоб кануть в спокойную власть глубины!

По мусорным ямам, по травам спаленным,
Где дремлют кузнечики, тонко звеня...
Зачем я хожу к омутам отдаленным,
Ни разу еще не спросили меня.

О, глубь, о, глаза чистоты родниковой!
Над ними, где бьется огонь золотой,
Забудусь я, как над водой ручейковой,
Задумаюсь, как над глубокой водой.
1948-1957



Но чувства иногда бывают безответными, и тогда взгляд не сближает двух людей, а разделяет, печалит, ранит.



Александр БЛОК
Я ШЕЛ ВО ТЬМЕ ДОЖДЛИВОЙ НОЧИ...
Я шел во тьме дождливой ночи
И в старом доме, у окна,
Узнал задумчивые очи
Моей тоски. – В слезах, одна
Она смотрела в даль сырую...
Я любовался без конца,
Как будто молодость былую
Узнал в чертах ее лица.
Она взглянула. Сердце сжалось,
Огонь погас – и рассвело.
Сырое утро застучалось
В ее забытое стекло.
1900


Николай АСЕЕВ
ГЛАЗА НАСМЕШЛИВЫЕ СУЖАЯ...
Глаза насмешливые
                сужая,
сидишь и смотришь,
                совсем чужая,
совсем чужая,
           совсем другая,
мне не родная,
           не дорогая;
с иною жизнью,
            с другой,
                   иною
судьбой
      и песней
             за спиною;
чужие фразы,
          чужие взоры,
чужие дни
        и разговоры;
чужие губы,
         чужие плечи
сроднить и сблизить
                 нельзя и нечем;
чужие вспышки
           внезапной спеси,
чужие в сердце
             обрывки песен.
Сиди ж и слушай,
              глаза сужая,
совсем далёкая,
             совсем чужая,
совсем иная,
         совсем другая,
мне не родная,
            не дорогая.



Игорь КОБЗЕВ
ГЛАЗА ЛЖИ
– Ты солгала мне!
– Ну, что за бред?! –
(А это видел сам!)
В глазах голубиный, невинный свет…
Ну как судить по глазам?

– Ты солгала мне?
– Нет! Никогда!
– Правду, правду скажи!

С тех пор мне запомнилось навсегда,
Какие глаза у лжи.


Полагаете, только мужчины воспевали глаза любимых, восхищались, а также страдали и не находили себе места? О нет, ничего подобного!

Мирра ЛОХВИЦКАЯ
ЗАЧЕМ ТВОЙ ВЗГЛЯД
Зачем твой взгляд, и бархатный, и жгучий,
Мою волнует кровь –
И будит в сердце силою могучей
Уснувшую любовь?

Встречаясь с ним, я рвусь к тебе невольно,
Но страсть в груди давлю…
Ты хочешь знать, как сладко мне и больно,
Как я тебя люблю?

Закрой глаза завесою двойною
Твоих ресниц густых –
Ты не прочтешь под маской ледяною
Ни дум, ни чувств моих!



Анна АХМАТОВА
СМЯТЕНИЕ
1
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

2
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

3
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся –
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его – напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
1913



Марина ЦВЕТАЕВА
***
И взглянул, как в первые раза
Не глядят.
Черные глаза глотнули взгляд.

Вскинула ресницы и стою.
- Что, – светла? –
Не скажу, что выпита до тла.

Всё до капли поглотил зрачок.
И стою.
И течет твоя душа в мою.
1916


Мария ПЕТРОВЫХ
НО ТОЛЬКО И БЫЛО ЧТО ВЗГЛЯД ИЗДАЛЁКА...
Но только и было, что взгляд издалёка,
Горячий сияющий взгляд на ходу.
В тот день облака проплывали высоко
И астры цвели в подмосковном саду.
Послушай, – в каком это было году?
С тех пор повторяю: а помнишь, а знаешь?
И нечего ждать мне и всё-таки жду.
Я помню, я знаю, что ты вспоминаешь
И сад подмосковный, и взгляд на ходу.
1962



Вероника ТУШНОВА
***
Твои глаза… Опять… Опять…
Мне сердца стук
мешает спать.
Не знаю – явь то или бред,
не знаю – был ты или нет,
не вспомнить мне
и не понять!
Твои глаза… Опять… Опять…
Волос невысохшая прядь,
соленая прохлада рук,
беззвучный ливень звезд…
Ты помнишь, как скатилась вдруг
одна из них
на пыльный мост?
Ты помнишь?
Ты не позабыл
вчерашней встречи
краткий час?
Теперь я знаю – это был
подарок свадебный для нас!
Ах, всё ли ты сумел понять?
Твои глаза… Опять… Опять…
Дыханье обрывается…
Поднять не в силах век…
Так счастье начинается
последнее
навек!



Но не будем ограничивать нашу тему рамками любовных переживаний, поскольку зрение человеку дано не только для того, чтобы всматриваться в милое лицо. Движение глаз прочно связано с движением души. Глядя на окружающий мир, открывая его красоту, мы получаем возможность вдохновляться, мечтать, двигаться вперед и создавать нечто новое.
Сейчас вы в этом убедитесь.


Дмитрий ВЕНЕВИТИНОВ
Я ЧУВСТВУЮ, ВО МНЕ ГОРИТ...
Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к темной цели дух парит...
Кто мне укажет путь спасенья?
Я вижу, жизнь передо мной
Кипит, как океан безбрежной...
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
Иль, вечного сомненья полный,
Я буду горестно глядеть
На переменчивые волны,
Не зная, что любить, что петь?

Открой глаза на всю природу, –
Мне тайный голос отвечал, –
Но дай им выбор и свободу,
Твой час еще не наступал:
Теперь гонись за жизнью дивной
И каждый миг в ней воскрешай,
На каждый звук ее призывный –
Отзывной песнью отвечай!
Когда ж минуты удивленья,
Как сон туманный, пролетят
И тайны вечного творенья
Ясней прочтет спокойный взгляд, –
Смирится гордое желанье
Весь мир обнять в единый миг,
И звуки тихих струн твоих
Сольются в стройные созданья.

Не лжив сей голос прорицанья,
И струны верные мои
С тех пор душе не изменяли.
Пою то радость, то печали,
То пыл страстей, то жар любви,
И беглым мыслям простодушно
Вверяюсь в пламени стихов.
Так соловей в тени дубров,
Восторгу краткому послушный,
Когда на долы ляжет тень,
Уныло вечер воспевает
И утром весело встречает
В румяном небе светлый день.
<1826 или 1827>



Максимилиан ВОЛОШИН
СКВОЗЬ СЕТЬ АЛМАЗНУЮ ЗАЗЕЛЕНЕЛ ВОСТОК...
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
<1903 или 1904, Париж>



Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ
ЧЕЛОВЕК, СТРОЯЩИЙ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ
Он лежит на траве
под сосной
на поляне лесной
и, прищурив глаза,
неотрывно глядит в небеса –
не мешайте ему,
он занят,
он строит,
он строит воздушные замки.
Галереи и арки,
балконы и башни,
плафоны,
колонны,
пилоны,
пилястры,
рококо и барокко,
ампир
и черты современного стиля,
и при всем
совершенство пропорций,
изящество линий –
и какое богатство фантазии,
выдумки, вкуса!

На лугу,
на речном берегу,
при луне,
в тишине,
на душистой копне,
он лежит на спине
и, прищурив глаза,
неотрывно глядит в небеса –
не мешайте,
он занят,
он строит,
он строит воздушные замки,
он весь в небесах,
в облаках,
в синеве,
еще масса идей у него в голове,
конструктивных решений
и планов,
он уже целый город воздвигнуть готов,
даже сто городов –
заходите, когда захотите,
берите,
живите!

Он лежит на спине,
на дощатом своем топчане,
и во сне,
закрывая глаза,
все равно продолжает глядеть в небеса,
потому что не может не строить
своих фантастических зданий.
Жаль, конечно,
что жить в этих зданьях воздушных,
увы, невозможно,
ни мне и ни вам,
ни ему самому,
никому,
ну, а все же,
а все же,
я думаю,
нам не хватало бы в жизни чего-то
и было бы нам неуютней на свете,
если б не эти
невидимые сооруженья
из податливой глины
воображенья,
из железобетонных конструкций
энтузиазма,
из огнем обожженных кирпичиков
бескорыстья
и песка,
золотого песка простодушья, –
когда бы не он,
человек,
строящий воздушные замки.
1976


Юрий ВИЗБОР
Я ГЛЯЖУ СКВОЗЬ ТЕБЯ…
Я гляжу сквозь тебя, вижу синие горы,
Сквозь глаза, сквозь глаза – на пространство земли,
Где летят журавли, где лежат командоры,
Где боками стучат о причал корабли.

Гребни каменных гор машут сорванным снегом,
В мачтах молний встает как дредноут гроза,
И плывут облака по глазам как по небу,
И стекает с луны золотая слеза.

Я иду сквозь тайгу по весне белокрылой,
По колено в воде по разливам бреду…
Я иду сквозь тебя, пока есть мои силы,
Даже если уже никуда не иду.


Последний блок стихотворений я бы очень условно обозначила как «Портрет».

Ф. Рокотов. Портрет Александры Струйской

Портрет Александры Петровны Струйской – юной дворянки XVIII  века – многие называют «русской Джокондой». Картина эта произвела глубокое впечатление на одного известного поэта. Результатом стало великолепное стихотворение.

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ
ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953


Дмитрий КЕДРИН
ПОРТРЕТ
                 Ф. Сорокину

Твои глаза – две злые птицы,
Два ястреба или орла.
Близ них, как хищные крыла,
Раскинуты твои ресницы.

Сползает к мощному надбровью
Упрямый лоб. На нем война
Огнем чертила письмена
И знаки закрепляла кровью.

Твой лик отточен, тверд и тонок,
Недвижен, ясен... Лишь порой
Сквозь этот лик глядит второй:
Поэт, проказник и ребенок.

А первый, мужественно-грубый,
В следах тревоги и войны
Скрывается. И вот нежны
Лукавые сухие губы.

Так ты, единый, весь раздвоен,
И, чередуясь, тьма и свет
Живут в тебе, дитя, поэт,
Ленивый бражник, хмурый воин.
1928



Игорь СЕВЕРЯНИН
СОНЕТ (ПЕЙЗАЖ ЕЕ ЛИЦА...)
Пейзаж ее лица, исполненный так живо
Вибрацией весны влюбленных душ и тел,
Я для грядущего запечатлеть хотел:
Она была восторженно красива.

Живой душистый шелк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел.
И только взор ее, мерцавший так тоскливо,
С удвоенной тоской, казалось, заблестел.

И странно: сделалось мне больно при портрете,
Как больно не было давно уже, давно.
И мне почудился в унылом кабинете

Печальный взор ее, направленный в окно.
Велик укор его, и ряд тысячелетий
Душе моей в тоске скитаться суждено.
1908


Николай ЯЗЫКОВ
К... (МИЛЫ ОЧИ ВАШИ ЯСНЫ...)
Милы очи ваши ясны
И огнем души полны,
Вы божественно прекрасны,
Вы умно просвещены;
Всеобъемлющего Гёте
Понимаете вполне,
А не в пору вы цветете
В этой бедной стороне.
Ни ко вздохам вещей груди,
Ни к словам разумных уст
Нечувствительны здесь люди –
Молдавский К. А.
Портрет Каролины Павловой
Человек здесь груб и пуст:
Много вам тоски и скуки.
Дай же Бог вам долго жить –
Мир умнеет: наши внуки
Будут вас боготворить.
<Между 1829 и 1833>



(Это стихотворение считают посвящением русской поэтессе Каролине Карловне Павловой (1807-1893).







И еще. Как же всё-таки был прав прекрасный поэт Юрий Левитанский, обратившийся к нам с советом быть немного внимательнее и мудрее, чтобы потом однажды не пожалеть об упущенной возможности увидеть, вглядеться, разглядеть…

Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ
ВСЕГО И НАДО, ЧТО ВГЛЯДЕТЬСЯ...
Всего и надо, что вглядеться, – боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться, –
И не уйдешь, и некуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.

Всего и надо, что вчитаться, – боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

Мне жаль не узнанной до времени строки.
И все ж строка – она со временем прочтется,
И перечтется много раз и ей зачтется,
И все, что было с ней, останется при ней.

Но вот глаза – они уходят навсегда,
Как некий мир, который так и не открыли,
Как некий Рим, который так и не отрыли,
И не отрыть уже, и в этом вся беда.

Но мне и вас немного жаль, мне жаль и вас,
За то, что суетно так жили, так спешили,
Что и не знаете, чего себя лишили,
И не узнаете, и в этом вся печаль.

А впрочем, я вам не судья. Я жил как все.
Вначале слово безраздельно мной владело.
А дело было после, после было дело,
И в этом дело все, и в этом вся печаль.

Мне тем и горек мой сегодняшний удел –
Покуда мнил себя судьей, в пророки метил,
Каких сокровищ под ногами не заметил,
Каких созвездий в небесах не разглядел!


Вот и всё на сегодня. Мы лишь слегка прикоснулись к теме, но, надеюсь, вы согласитесь со мной, что она невероятно интересна, обширна и многообразна.


Дорогие мои друзья, пусть ваши глаза всегда будут здоровы, ясны и счастливы! И пусть последний месяц лета порадует их цветами и солнцем!

Спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением, ваша Агния

12 комментариев :

  1. У беды глаза зелёные,
    Не простят, не пощадят...
    Агния, замечательная подборка! Очень атмосферный пост! Музыка замечательная. Гришковец вообще удивил) не слышала раньше)
    Агния, а у тебя какие глаза?
    У меня - серо-зеленые, близорукие :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, признаюсь, что спектакли Гришковца нравятся, и давно знала, что у него есть группа Бигуди, но как-то всё не доходили руки познакомиться с этой гранью его творчества. А тут готовила пост, обнаружила соответствующую теме песню, послушала и получила очень даже приятное впечатление. Очень рада, что тебе тоже понравилось! Я вообще замечаю, что у нас вкусы во многом совпадают)
      Что касается цвета глаз, то, не поверишь, всю жизнь пытаюсь понять)) Скорее склоняюсь к описанному тобой варианту. Ну и, - эхма! - близорукость...

      Удалить
    2. А я читала его "Год жжизни", до других вещей пока не дошла, хотя его книги у нас есть. Мне нравится, как он пишет. Хорошая терапия от хандры и антидепрессант. Простой дневник (вроде наших блогов :) ), простые вещи - все с легкостью и юмором. Можно поучиться :)
      Нужно еще послушать его "Бигуди" :) Спасибо, что подсказала! Хорошего вечера, дорогая!

      Удалить
    3. Согласна с оценкой его стиля. Энное количество лет назад меня одна коллега "подсадила" на чтение блога Гришковца. Я тогда постоянно с интересом читала его посты, но через какое-то время он что-то там "взбрыкнул", сказал, что уходит из блогосферы (кажется, случилось какое-то серьезное непонимание и потому утомление от общения с некоторыми подписчиками). И через годы обнаружила, что он вновь пишет в блог, но я уже сейчас не читаю, и потому не в курсе дела. Надо, кстати, посмотреть, а то может, опять бросил.
      И тебе всего самого доброго!)

      Удалить
  2. Агния, всегда говорят, что глаза зеркало души. Ведь это так и есть! Сколько чудесных стихов и романсов про глаза! Знакомясь с человеком, мы ведь в первую очередь смотрим ему в глаза. А потом уже видим, как он одет, как и что он говорит, как себя ведёт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна, глаза имеют огромное значение, когда мы с кем-то общаемся, а взгляды и вправду могут говорить без слов.
      Кому еще, как не поэтам, удалось бы так красиво и эмоционально об этом рассказать.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Агния!" Всего и надо, что вчитаться, – боже мой,
    Всего и дела, что помедлить над строкою –
    Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
    А задержаться, прочитать и перечесть."
    Прав Юрий Левитанский! Очень хочется возвращаться к Вашей публикации, что я делаю, кручу колёски мышки по переборы гитары испанского исполнителя, пение В.Ободзинского("Эти глаза напротив"-напоминание о юности...), М.Магомаева, В.Высоцкого...как библиотекарь в прошлом, сразу подумала :"Какой богатейший материал для литературного вечера!" Когда-то зачитывалась поэзией ныне забытого Игоря Кобзева...Агния, Ваши мысли, приведённые стихотворения любимых поэтов, тёплым лучом осветили все уголки моей души-спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо Вам за такие трогательные слова! Меня очень обрадовало, что этот материал Вам "лег на душу". Пусть все-все глаза в Вашей замечательной семье будут любимыми и улыбающимися!

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Агния! Какой замечательно лирический пост о глазах у Вас получился! Читаю и слушаю! Слушаю и опять читаю! И вроде бы всё знакомо, а так приятно опять вспомнить! Это ностальгия по юности, или хорошие стихи и песни? Вот включила сегодня днём транзистор на даче, вслушалась в современную песню, и смех разобрал - что за бред...
    Спасибо Вам за приятные минуты вечера! Покручу ещё колёсико...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мне очень-очень приятно, что этот пост Вас порадовал! Пишу о том, что нравится самой, и как же здорово, когда это находит отклик у других людей. Значит, мы на одной волне)
      А что касается современных песен, они, по-моему, в большинстве "заточены" не на смысл, а на ритмичность, танцевальность, что ли. И вообще в поэты сейчас легко попасть: кой-как срифмовал, и вроде стих. Жаль, что планка упала. Кстати, совсем недавно в Интернете мне попалась заметочка о самых глупых песнях. Вот уж где "шедевры"!)

      Удалить
  6. Агния, здравствуйте!
    Чудо-пост, очень интересный и творческий!Классное готовое литературно-поэтическое музыкальное мероприятие! Если не возражаете, возьмем в копилочку в план нашего Салона на 2019 год. Очень хочется по Вашему материалу провести массовое мероприятие...
    Спасибо огромное за труд и профессионализм, за душевность и многогранность!
    Удачи, успехов Вам во всех Ваших делах и событиях, всего самого доброго и творчески-креативного!

    ОтветитьУдалить