понедельник, 17 октября 2016 г.

100 учителей, ставших писателями. Или наоборот… (часть вторая)

К Дню учителя была приурочена публикация первой части материалов о тех учителях и преподавателях, которые вдруг взяли да и стали… писателями и поэтами. А иногда и наоборот, когда признанные писатели вставали за кафедру, читали лекции или каким-то еще образом были связаны со сферой образования.
Пришло время обнародовать вторую часть. И приурочим мы ее на этот раз… Да хотя бы к Всероссийскому дню лицеиста, который отмечается 19 октября! Почему бы и нет?
Но должна сказать несколько слов перед тем, как начать.
Работа над второй частью постепенно, но неуклонно расширяла круг персоналий, в том числе и на уже «отработанные» буквы от А до К. Сами понимаете, не могла не провести редакцию первой части. Так что сообщаю, а особенно для тех, кто уже с ней познакомился, что в нее внесены существенные дополнения! Кроме того, решила изменить название поста на более точно отражающее действительность. Красиво, правда?))

А вот теперь часть вторая… От Л до Я.
Напомню, что материал построен по алфавиту персоналий и включает в себя сведения о полученном ей (персоналией) образовании, о том, что связывает ее с педагогикой, а также минимальные данные о творческих успехах и (не у всех!) цитаты из произведений, воспоминаний, интервью. Ну не зря же все эти уважаемые люди покинули школу/вуз, где работали или собирались работать!
И еще: несмотря на внушительность, исчерпывающим этот список назвать нельзя.

Лагерлёф Сельма (1858-1940) – шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909).
Окончила Высшую учительскую семинарию, работала учителем в школе для девочек в небольшом городке на юге Швеции.
Написала много произведений, но стала знаменитой благодаря сказочной книге «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907). Написанная в духе демократической педагогики, книга задумывалась как учебная и должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
Мать писательницы – Элизабет Ловиса Вальрот – также была учительницей.

Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – русский писатель, один из основоположников русского исторического романа.
Автор романов «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман». Также писал пьесы, мемуары, публицистику. Участник Отечественной войны 1812 года. В европейских походах русской армии наблюдал быт и нравы народов иностранных государств, сравнивая их с русскими. Это пробудило его интерес к истории, что в дальнейшем и определило основную тематику литературного творчества.
После отставки в 1819 году начал службу по министерству народного просвещения, которую продолжал с перерывами до 1837 г. Лажечников получил место директора училищ Пензенской губернии. В течение трёх лет возглавлял Пензенскую мужскую гимназию. Способствовал открытию училища в Чембаре, откуда в 1823 году в Пензу приехал продолжать образование В. Г. Белинский. С 1823 г. был директором Казанской гимназии и директором казанских училищ, инспектором студентов Казанского университета. В 1831 году Лажечников назначен директором училищ Тверской губернии.

Льюис Клайв Стейплз (1898-1963) – британский ирландский писатель, поэт, богослов.
Наиболее известен своими произведениями в жанре фэнтези, среди которых «Письма Баламута», «Хроники Нарнии», «Космическая трилогия».
Окончил Оксфордский университет (на факультете английского языка и литературы). Преподавал философию в колледже университета, а также английскую филологию в университете. Его лекции пользовались успехом у студентов, а научные труды – признанием коллег.

Макаренко Антон Семенович (1888-1939) – советский педагог и писатель.
Решением ЮНЕСКО (1988) вошел в число четырех выдающихся педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке (кроме Макаренко, это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори).
Окончив в 1904 г. четырёхклассное училище в Кременчуге, с 1905 г. начал работать учителем. Вначале в кременчугском железнодорожном училище, затем на станции Долинская. С 1914 по 1917 гг. учился в Полтавском учительском институте, который закончил с золотой медалью. С 1917 по 1919 гг. был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
Организовал и заведовал трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы (с 1921 г. носила имя М. Горького). С 1926 г. колония переведена в Куряжский монастырь под Харьковом. В 1927-1935 гг. Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, на практике воплощая свою педагогическую систему.

Мамлеев Юрий Витальевич (1931-2015) – российский писатель, драматург, поэт, философ.
Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Среди написанных им романов «Шатуны», «Блуждающее время», «Другой», «Наедине с Россией» и др.
Закончил Московский лесотехнический институт (1956). С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах.
Был вынужден эмигрировать (1974) в США, где преподавал в Корнельском университете, выступал в других университетах США. В 1983 году переехал в Париж, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций.
После возвращения в Россию с 1994 г. по 1999 г. как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ.

Матвеева Новелла Николаевна (1934-2016) – русская поэтесса, прозаик, бард, переводчик, литературовед.
Вышедшая в 1966 году пластинка Новеллы Матвеевой стала первой в СССР пластинкой бардовской песни (хотя сама поэтесса слова «бард» очень не любила).
C 1950 по 1957 год Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. Интересно, что и ее мать — Малькова Надежда Тимофеевна  преподаватель литературы, поэтесса (печаталась под псевдонимом Матвеева-Орленева).

Мицкевич Адам (1798-1855) – величайший польский поэт, публицист, общественный деятель.
Учился в Виленском университете. Поступил на физико-математический факультет, но через полгода перешел на историко-филологический, более соответствовавший его наклонностям. При этом университете тогда существовали стипендии, предназначавшиеся для студентов, готовивших себя в учителя, и определявшиеся по конкурсному экзамену. Мицкевич успешно выдержал экзамен и получил стипендию.
Когда молодой поэт покинул университетскую скамью, он переехал в Ковно и начал учительствовать. Однако обязанности сильно отвлекали его от творчества. Через год это обстоятельство, а также ряд жизненных проблем заставили его постепенно отойти от преподавательской деятельности, а затем вовсе прекратить ее.
Однако материальные затруднения позже вновь вернули его за преподавательскую кафедру, несмотря на то, что это занятие не было для поэта любимым. В 1830-1840-х гг. Мицкевич жил в эмиграции во Франции, где был назначен экстраординарным профессором Лозаннской академии по кафедре римской литературы с обязательством читать две лекции в неделю в академии и четыре в гимназии. В 1840 году в Коллеж де Франс (Париж) была открыта кафедра славянских литератур, и Мицкевич переехал туда и стал первым профессором славянской словесности.

Моррисон Тони (1931) – американская писательница.
Автор романов «Песнь Соломона» (1977), «Возлюбленная» (1987), «Джаз» (1992), «Любовь» (2003) и др. Среди множества полученных Моррисон литературных премий, есть и Нобелевская премия по литературе за то, что писательница «в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности»(1993).
Окончила Говардский университет по специальности «английский язык и литература». После окончания учебы преподавала английский язык в Университете Южного Техаса в Хьюстоне (1955-1957), затем вернулась работать в Ховард.
В 1984 получила должность профессора кафедры Альберта Швейцера в университете штата Нью-Йорк в Олбани. С 1989 года работала на кафедре Роберта Ф. Гоена в Принстонском университете.

Моруа Андре (настоящее имя Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог) (1885-1967) – французский писатель.
Мастер жанра романизированной биографии (книги о Шелли, Байроне, Бальзаке, Тургеневе, Жорж Санд, Дюма-отце и Дюма-сыне, Гюго) и короткого иронично-психологического рассказа. Наиболее известен как автор психологических романов «Превратности любви» (1928), «Семейный круг» (1932), «Письма незнакомке» (1956).
Образование получил в Руанском лицее и в Канском университете.
Работал преподавателем в Канзасском университете (США).

Мураками Харуки (1949) – японский писатель, переводчик.
Учился по специальности «классическая драма» на отделении театральных искусств университета Васэда. Живя в США (1991-1996), получил степень адъюнкт-профессора Принстонского университета.
Читал лекции по современной (послевоенной) мировой литературе в университете Уильяма Говарда Тафта (Денвер, Колорадо).

Муха Рената Григорьевна (1933-2009) – детская поэтесса.
Окончила Харьковский университет и работала там же на кафедре английской филологии. Автор методики «Сказочный английский» об использовании устного рассказа при обучении иностранным языкам. С 1995 года жила в Израиле, преподавала английский язык в университете, а по вечерам вела для детей занятия по английскому в местной школе «Импульс».
Преподавателем была и мать Ренаты Григорьевны.
Простое предложение
Простое предложение лежало без движения,
И ждали продолжения внизу пустые строчки.
«Какое продолжение? – вздохнуло Предложение,
- Вы что, не понимаете, что я дошло до точки?»

Набоков Владимир Владимирович (1899-1977) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
В 1919 году семья эмигрирует из России. Набоков получил образование в Кембриджском университете (Великобритания), затем жил в Германии, Франции, США, Швейцарии и писал свои произведения на английском языке.
Широко известны его романы «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь» и др., но мировую (хотя поначалу скандальную) славу писателю принес роман «Лолита» о связи взрослого мужчины с несовершеннолетней девочкой.
Зарабатывал на жизнь уроками английского языка в Берлине в 1920-е гг., а также в Америке с 1940 до 1958 года – чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах.

Нерис Саломея (1904-1945) – литовская поэтесса, переводчица (переводила на литовский язык произведения А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. А. Ахматовой и др.).
Окончила Литовский университет в г. Каунасе. Начала работать учительницей немецкого языка в гимназии в Лаздияй. Затем в 1930-х гг. преподавала в гимназиях Каунаса и Паневежиса.

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) – советский и российский поэт, бард, прозаик, сценарист и композитор.
Один из наиболее известных представителей авторской песни 1950-80-х годов.
Ветеран Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1944 г. вернулся в родной Тбилиси, получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.
Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области.
…Я значительно старше Вали и должен казаться
мудрым, важным, и если вдруг захочу,
я имею полное право читать ей нотации
и похлопывать снисходительно по плечу.
Валя, душевные драмы тебя не коснулись.
Что ты знаешь? Черную классную доску?
Шорох страниц? Липы исхоженных улиц
или же, кто такой Александр Македонский?
Что ты умеешь? Радоваться свету весеннему?
Опечалиться, если дожди, дожди?
Написать контрольное сочинение?..
Все сочинения, Валечка, впереди...
(отрывок из стихотворения «Валины экзамены». 1956)

Осеева Валентина Александровна (1902-1969) – советская детская писательница.
Автор множества сказок, поучительных рассказов для детей, а также повестей «Динка» (1959) и «Динка прощается с детством» (1959), «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1947-1951).
Некоторые произведения экранизированы:
1955 – «Васёк Трубачёв и его товарищи»
1957 – «Отряд Трубачёва сражается»
1971 – «Найди меня, Лёня!» (первая экранизация повести «Динка»)
1983 – «Раннее, раннее утро» (трёхсерийный фильм по мотивам повести «Динка»)
Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей. Таким образом Валентина Осеева попала в трудовую коммуну и поняла, что ее призвание – воспитание. В 1924-1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны была воспитательницей в детском саду в Башкирской АССР.
Работая с детьми, Осеева начала сочинять сказки, пьесы и ставила их вместе с воспитанниками. Именно по их требованию в 1937 году отнесла в редакцию свой первый рассказ – «Гришка».

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский советский писатель.
К сожалению, педагогической деятельностью будущий писатель начал заниматься, как говорится, «не от хорошей жизни» и в очень юном возрасте.
«Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством». (Из автобиографии)
Как это было он описал на страницах своей «Книги о жизни». С юмором и печалью.
«- Ох! – сказала мадемуазель Мартен.—Как я утомилась! И больше не могу заниматься с этой дурой. И бывать в этом глупом доме. Я откажусь.
Я позавидовал мадемуазель Мартен – она могла отказаться от уроков с Марусей, но я не мог этого сделать: Казанские платили мне тридцать рублей в месяц. Это была неслыханно высокая плата для репетитора.
К тому времени отец неожиданно бросил службу на Брянском заводе и уехал из Бежицы в Городище, в дедовскую усадьбу. Он больше не мог мне помогать. А маме я соврал. Я написал ей, что зарабатываю пятьдесят рублей в месяц и мне присылать ничего не надо. Да и что она могла мне прислать!» (Книга о жизни)

Пеннак Даниэль (1944) – французский писатель.
Известен в основном как автор книг в жанре «черного детектива» (серия о Бенджамине Малоссене), а также детских книг («Собака Пёс» (1982), «Глаз волка» (1984), «Школьные страдания» (2007) и др.).
Окончил бакалавриат, а затем и лицензиат по французскому языку и литературе, который дал ему право преподавания в колледжах. Получив высшее педагогическое образование, стал учителем литературы и более двадцати пяти лет проработал в Париже и Суассоне в школе для трудных детей. В эссе «Как роман» Пеннак рассказывал о том, как он превратил своих учеников в заядлых читателей. А в книге «Школьные страдания» рассказал о собственных детских переживаниях отстающего ученика и наблюдениях опытного педагога.
«…Жюль, дядя моего отца, просто Дядюшка, Жюль Пеннаккьони, вел к аттестату зрелости детей из корсиканских деревень Гаргале и Пила-Канале, откуда берет корни наша семья; именно благодаря ему во Франции и в ее колониях появились целые поколения школьных учителей, почтальонов, жандармов и прочих госслужащих (ну, может, еще и какое-то число бандитов, но он хотя бы сумел привить им любовь к чтению). Говорят, что Дядюшка устраивал диктанты и контрольные по арифметике абсолютно для всех и в любых обстоятельствах; рассказывают, что он даже похищал детей, которых родители не пускали в школу во время сбора каштанов. Он перехватывал ребятишек в лесу и уводил к себе, а отцу-рабовладельцу объявлял: «Верну тебе сына, когда он получит аттестат!»
Даже если это легенда, она мне очень нравится. Думаю, профессию учителя иначе и нельзя себе представить. Говорящие всякие гадости о школе не принимают в расчет того, сколько детей она спасла от пороков, предрассудков, чванства, невежества, глупости, алчности, от косности или покорности судьбе, царивших в их семьях». (Школьные страдания)

Погорельский Антоний (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский) (1787-1836) – русский писатель.
Наиболее известен как автор волшебной повести (сказки) «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829), считающейся в истории русской литературы первой книгой о детстве и написанной для племянника Алеши, будущего писателя А. К. Толстого, воспитанию которого посвятил свое время А. А. Перовский.
Учился в Московском университете (1805-1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук.
Служил попечителем Харьковского учебного округа (1825-1830), членом комитета, занимающегося устройством учебных заведений в Петербурге.

Помяловский Николай Герасимович (1835-1863) – русский писатель.
Наиболее известен как автор произведения «Очерки бурсы» (1862-1863), всколыхнувшего в свое время читающую Россию своей сенсационной откровенностью. В 1990 году вышел фильм-экранизация по мотивам «Очерков бурсы» — «Бурса» (реж. Михаил Ведышев).
Помяловский учился в церковноприходском училище, затем в духовном училище при Александро-Невской лавре, оттуда перешел в семинарию. Таким образом, 14 лет провел он в той самой «бурсе», как называли тогда духовные учебные заведения. В ноябре 1860 г. Помяловский вместе со своими друзьями-студентами принял участие в организации воскресной школы, где стал преподавателем.
«Вскоре он [Помяловский] занялся преподавательской деятельностью в Шлиссельбургской воскресной школе. Здесь он обратил на себя внимание своими оригинальными методами преподавания; ему вскоре предложено было место учителя в младшем классе Смольного института, где инспектором состоял Ушинский. В Институте, несмотря на блестящее начало его педагогической деятельности, дело не пошло; он натолкнулся на рутину и косность, которые оказались сильнее его новаторских стремлений. Не терпя сделок с совестью, П[омяловский]  бросил учительство, оказался от обеспечивавшего его места и снова остался без всяких средств к жизни». (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954) – русский советский писатель, публицист.
Автор множества книг о природе. Окончил Лейпцигский университет (агрономическое отделение).
В 1918-1920 гг. работал учителем русского языка в Елецкой гимназии (ныне это общеобразовательная школа № 1 им. М. М. Пришвина).
«Да, я был, конечно, в исключительно счастливых условиях в своем деле преподавания древней словесности, но, конечно, благоприятно было и то, что я никогда не был учителем, не выработал себе еще шаблона, сам ужасно робел, и потому перед уроками столько занимался, что как будто сам готовился к экзамену.
Я не готовился даже, я просто сам сочинял свою историю словесности, потому что не по чем было готовиться, у нас не было библиотеки, не было даже учебников; самых старых учебников Смирнова было только несколько экземпляров. Не было вначале даже просто Пушкина, ничего не было: пустой класс с дымящей печью и дети земли, сидящие по краям ободранного бильярда». (Школьная робинзонада)

Пройслер Отфрид (1923-2013) – немецкий детский писатель.
Автор 32 книг. Наиболее известные произведения: «Маленький Водяной» (1956), «Маленькая Баба-Яга» (1957), «Маленькое Привидение» (1966), «Крабат, или Легенды старой мельницы» (1971).
Родился в семье учителей. Более двадцати лет (до 1970 года) работает учителем начальных классов и директором школы в Баварии. Его первые произведения родились из рассказов для учеников. Дело в том, что директор школы, куда он поступил работать, посоветовал начинающему учителю не кричать на детей, когда они не слушаются, а рассказывать удивительные истории, дающие повод для радости и смеха, вселять в детей уверенность в хорошем конце, добром исходе любой ситуации. Молодой учитель последовал совету и стал мудрым сказочником, горячо любимым несколькими поколениями читателей.

Пушкина Маргарита Анатольевна (1952) – советская и российская поэтесса.
Наиболее известна как автор, сотрудничающий с русскими рок-группами, в числе которых «Ария», «Мастер», «Кипелов», «Автограф», «Рондо» и мн. др. Среди написанных ей произведений – слова к песне «Замыкая круг».
Получила высшее образование. Преподаватель испанского и английского языков.

Ремарк Эрих-Мария (1898-1970) – выдающийся немецкий писатель.
Среди созданных им произведений романы «На Западном фронте без перемен» (1929), «Три товарища» (1936), «Триумфальная арка» (1945), «Время жить и время умирать» (1954) и др.
После окончания школы поступил в католическую учительскую семинарию (семья исповедовала католицизм), где обучался с 1912 по 1915 гг. Затем решил продолжить учебу в королевской учительской семинарии в Оснабрюке, куда и поступил в 1915 году. В 1916 г. был призван в армию. Участвовал в Первой мировой войне, которая оказала на его мировоззрение и литературное творчество решающее влияние.
В 1919 году уволился с армейской службы и вернулся в учительскую семинарию. Там он возглавил Союз ветеранов войны. Окончив обучение, будущий писатель с 1 августа 1919 до конца ноября 1920 г. учительствует. Правда, за это время он сменил несколько школ, работая в каждой всего по несколько месяцев. На том педагогическая деятельность Ремарка закончилась.

Родари Джанни (1920-1980) – итальянский детский писатель, журналист.
Сказки Родари до сих пор любимы юными читателями, а наиболее известен писатель как автор книг «Приключения Чиполлино» (1951) и «Джельсомино в Стране лжецов» (1959).
После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и с 17 лет начал преподавать в начальных классах сельских школ.
«Уже несколько лет прошло после того, как я перестал преподавать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей».
О том, что Родари был учителем напоминают и написанные им книги «Какие бывают ашибки» и «Грамматика фантазии».

Роулинг Джоан (1965) – британская писательница и сценарист.
Ворвалась на литературный Олимп в качестве автора серии книг о маленьком волшебнике Гарри Поттере. Тепеь даже трудно представить, что будущая писательница, мультимиллионер и благотворитель когда-то испытывала серьезные материальные трудности, живя на социальное пособие.
В 1982 году Роулинг поступила в Эксетерский университет, который окончила со степенью бакалавра по французскому и классической филологии.
Через несколько лет после окончания обучения переехала в Порту (Португалия) и по вечерам преподавала там английский язык. При этом день посвящала написанию своей первой книги.

Ряшенцев Юрий Евгеньевич (1931) – советский и российский поэт, автор текстов песен для театра и кино, прозаик, сценарист, переводчик.
Автор слов песен к фильмам «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), «Веселая хроника опасного путешествия» (1986), «Гардемарины, вперед!» (1987), «Виват, гардемарины!» (1991), «Гардемарины 3» (1992) и др.
Закончил с отличием Московский педагогический государственный университет (1954). После этого семь лет преподавал в школе, из них три года в школе для трудных подростков.

Сартр Жан-Поль (1905-1980) – французский писатель, философ, драматург.
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1964), от которой отказался.
Самое известное произведение писателя – роман «Тошнота» (1938).
Окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944).

Сеттерфилд Диана (1964) – британская писательница.
Дебютный готический роман писательницы «Тринадцатая сказка» (2006) пережил колоссальный читательский успех.
Училась в Бристольском университете, где изучала французскую литературу. Затем в течение нескольких лет преподавала в нём же французскую литературу XIX и XX веков. Несмотря на то, что Сеттерфилд преподавательской работой была увлечена, в конце 1990-х гг. ей пришлось оставить альма-матер из-за несогласия с его политикой. Однако она открыла собственную фирму по обучению французскому языку людей, собирающихся посетить Францию.

Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) – русский писатель, публицист, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).
В 1941 году с отличием окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета, получив квалификацию научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Он уже готовился к работе школьного учителя, имея на руках распределение в Ростовскую область, но начавшаяся Великая Отечественная война нарушила эти планы. Солженицын призван на фронт. Именно в те годы складывается его антисталинское мировоззрение, неизбежно приведшее будущего писателя к аресту, заключению и «вечной ссылке» по окончании лагерного срока.
Именно в ссылке на поселении в селе Берлик Коктерекского района Джамбульской области, что в Южном Казахстане, Солженицыну довелось стать учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова (1953-1956). Но «вечной» его ссылке стать не пришлось. После реабилитации в 1956 г. Солженицын возвратился в Центральную Россию. Жил во Владимирской области, преподавал математику и электротехнику (физику) в 8-10 классах (об этом периоде – автобиографический рассказ «Матрёнин двор»), затем с июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии.
Интересно, что родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве.

Соловейчик Симон Львович (1930-1996) – педагог, журналист, публицист.
Автор книги «Педагогика для всех» (1977-1986), а также множества других книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1965), «Ватага "Семь ветров"» (1979), «Учение с увлечением» (1986) и др. Посвятил свою жизнь педагогической журналистике.
После окончания МГУ Соловейчик работал пионервожатым, учителем в школах Москвы.

Сологуб Федор Кузьмич (настоящая фамилия Тетерников) (1863-1927) – русский писатель, поэт, драматург, публицист.
Много лет отдал педагогической деятельности. Самое знаменитое его произведение  роман «Мелкий бес», главный герой которого провинциальный учитель-садист Ардальон Борисыч Передонов.
Сологуб был выходцем из бедной семьи. В 1878 г. он поступил в Санкт-Петербургский учительский институт. Через четыре года окончил его и уехал учительствовать в северные губернии – сначала в Крестцы (поселок в Новгородской области), затем в Великие Луки (Псковская область) и Вытегру (Вологодская область), – в общей сложности проведя десять лет в провинции. В это время он писал, но понимал, что полное литературное развитие ему может дать только возвращение в родной Санкт-Петербург. Мечта исполнилась лишь осенью 1892 года. Сологуб и здесь стал работать учителем. Сначала в Рождественском городском училище на Песках, затем перевёлся из Рождественского в Андреевское городское училище на Васильевском острове (1899). В нём он стал не только учителем (физики и геометрии), но и инспектором с полагающейся по статусу казённой квартирой при училище. Продолжал педагогическую деятельность до выхода в отставку в 1907 году.
«Инспекторство, педагогическая служба, «невозмутимый и важный вид» учителя – неотъемлемые черты сологубовского облика, о которых упоминают практически все мемуаристы. Марк Талов, например, писал о первой встрече с поэтом:
«В глаза, прежде всего, бросилась лысина и сердитая бородавка как раз над левым усом. Небольшая, аккуратно и полуовалом подстриженная, седоватая бородка. Под насупленными бровями довольно полного лица сквозь подернутые молнийными отсветами стекла пенсне иногда вырывался взгляд холодных глаз. Словно ощупывая меня, он пробивался к самому сердцу. Сологуб казался мне строгим директором гимназии (до своего выступления на литературное поприще он был инспектором городского училища). "И этот человек, – подумал я, – с бородавкой на щеке, с брюшком, неужели же это и есть тот самый Сологуб, стихотворения которого так очаровали мой слух своей несказанной напевностью?"» (Павлова М. «Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников»)

Стоун Ирвинг (1903-1989) – американский писатель.
Один из основоположников биографического романа. Всего написал 25 романов о жизни великих людей. Среди них: «Жажда жизни» (о В. Ван Гоге), «Моряк в седле» (о Дж. Лондоне»), «Муки и радости» (о Микеланджело) и др.
Окончил Калифорнийский университет (1924). В том же году начал преподавать экономику в Южнокалифорнийском университете. Был первым выпускником, который получил право преподавать сразу после получения степени бакалавра.

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель.
Автор более 30 книг, среди которых «Сердце отдаю детям», «О воспитании» и др. Также писал рассказы и сказки.
С отличием окончил Полтавский педагогический институт и стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе Кировоградской области Украины.
Участвовал в Великой Отечественной войне, по ее окончании вернулся к любимому делу. С 1944 г. работал заведующим Онуфриевским районным отделом народного образования. В 1948 году стал директором средней школы поселка Павлыш, которой бессменно руководил до конца своей жизни.
И еще несколько слов о семье. Отец – Александр Емельянович Сухомлинский – до Октябрьской революции работал деревенским плотником и столяром, а в советское время ему, кроме всего прочего, довелось руководить трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Не все знают, что все дети Сухомлинских, а кроме Василия, их было ещё трое – Иван, Сергей и Мелания – стали сельскими учителями.

Толкин Джон Рональд Руэл (1892-1973) – английский писатель, поэт и филолог.
Наиболее известен как автор классических произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион», оказавших огромное влияние на мировую культуру.
В 1915 году с отличием закончил Оксфордский университет, но был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне. Вернулся домой с инвалидностью. Последующие годы посвятил научной карьере: сначала преподавал в Университете Лидса, затем вернулся в Оксфорд и получил там должность профессора англо-саксонского языка и литературы, став одним из самых молодых профессоров (в 30 лет). В 1945 году Толкин стал профессором английского языка и литературы в оксфордском Мертон-колледже и оставался на этом посту до отставки (1959). Много лет работал сторонним экзаменатором в Дублинском университетском колледже.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – великий русский писатель, публицист, мыслитель.
Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. Например, известно, что в поездках по Западной Европе (Германия, Франция) в 1860-1861 гг. он уделял большое внимание изучению местного опыта народного образования и тамошних образовательных учреждений. Дело в том, что еще в 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.
Яснополянская школа явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Писатель, вопреки бытующей тогда традиции, считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально: дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определенной программы преподавания не было. В задачу учителя входило заинтересовать класс. Толстой сам также вёл занятия наряду с несколькими постоянными учителями. Прибегали иногда и к помощи ближайших знакомых.
В 1862 году Толстой женился и его педагогическая деятельность прервалась на десять лет. Лишь в начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. К этому же периоду относится возобновление занятий в яснополянской школе, хотя и ненадолго.
Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.
«Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…».

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – великий русский писатель, поэт, драматург, публицист, переводчик.
Сам писатель не занимался преподаванием, но приложил руку к просвещению народа. Одним из его дел было составление проекта «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», текст которого начинался так:
«Есть факты, очевидная полезность которых до того несомненна, что не нуждается ни в каких доказательствах. К таким фактам принадлежит необходимость распространения грамотности и элементарных общеполезных сведений в России. Эта необходимость чувствуется всеми: и правительством, которое, между прочими заботами, клонящимися к просвещению нашего отечества, печется также о распространении грамотности в полках, и частными людьми, заводящими школы – воскресные, городские и сельские, и другими лицами, занимающимися изданием дешевых книг и сборников для народа. Все эти стремления благотворны и достойны полного сочувствия; но они разрознены, часто неясны, не имеют достаточного обеспечения – ни вещественного, ни нравственного, – а потому слабы и подвержены всем невыгодам случайных стремлений. Нам кажется, что настало время собрать воедино, направить к определенной ясной цели все эти отдельные силы, заменить частные, всегда более или менее неудовлетворительные попытки совокупным, обдуманным действием всех образованных русских людей – одним словом, свести в это благое дело могущество единодушных дружных усилий и светосознательной мысли. Проникнутые этим убеждением, мы предлагаем основать "Общество для распространения грамотности и первоначального образования"».
Кроме того, Тургенев считал своей обязанностью практически способствовать просвещению собственных крестьян. Вскоре после отмены крепостного права, в 1862 г., своим распоряжением подарил барский дом в Грибовке для школы. А в 1863 г. учредил и открыл школу в имении в Спасском. Иван Сергеевич отпускал средства на ее содержание (жалование учителям и покупку учебников и учебных пособий), следил за тем, чтобы в ней преподавали хорошие педагоги, и за тем, какие успехи показывают ее ученики. Школа в Спасском-Лутовинове существует до сих пор и носит имя писателя.

Тынянов Юрий Николаевич (1894-1943) – русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик.
Наиболее известен широкому кругу читателей как автор романов «Кюхля» (1925), «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), «Пушкин» (1936, части 1 и 2), повести «Подпоручик Киже» (1927).
В 1912-1919 годах учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета. По окончании университета  преподавал литературу в школе (1919-1920).
«Как в Москву везли девиц на ярмарку невест, так в Петербург стали возить сыновей для воспитания.
Время менялось. Отцы вдруг поняли, что птенцов без этого петербургского воспитания затрут, забудут, обойдут; их стало невозможно и даже опасно держать при себе, как некогда недорослей. Без образования карьера не давалась; при этом было для всех неясно, а для многих и неважно, что будут изучать сыновья. Только некоторые застарелые вельможи воспитывали сыновей по-прежнему на свой манер, за границей.
Постановление о лицее внезапно возбудило надежды и честолюбие родителей.
В особенности были заняты этой мыслью отцы, карьера которых не удалась или прервалась». (Пушкин)

Успенский Николай Васильевич (1837-1889) – русский писатель.
Писал повести, рассказы и очерки, сообразуясь со своими революционно-демократическими взглядами и посвящал их, чаще всего, изображению народного быта, тяжелой крестьянской доли. Сейчас произведения его почти забыты широким кругом читателей. Успенский оставил также мемуары о некоторых знаменитых писателях-современниках, а также несколько пьес.
Будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.
Учительствовал в 1862 году в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, а также в Оренбурге и Москве, при этом продолжая писать и печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы».

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870/71) – русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель.
Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей.
С отличием окончив юридический факультет Московского университета, продолжил там же подготовку к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов еще юного Ушинского входили вопросы, касающиеся распространения грамотности и образованности простого народа. В 1846 г. начал преподавательскую деятельность исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском юридическом лицее (ныне Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова), но либеральные взгляды и стиль работы молодого профессора не понравились руководству. Поэтому через несколько лет (после череды конфликтов) начальство с ним рассталось. Ушинский стремится, но не может устроиться преподавателем, потому ему приходится занимать чиновничьи должности. Лишь в 1854 г. удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Одновременно он редактирует «Журнал Министерства народного просвещения».
К сожалению, и в Смольном институте случился конфликт с его начальницей М. П. Леонтьевой. В 1862 г. Ушинского удалили из института, отправив в длительную командировку. Пять лет он проводит за границей для лечения и изучения школьного дела. Эти годы проходят плодотворно: в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии Ушинский знакомится с передовыми учебными заведениями различного типа (школами, в том числе женскими, детскими садами и приютами), что дает ему материал для дальнейшей деятельности по созданию отечественной научной педагогики.

Уэллс Герберт Джордж (1866-1946) – английский писатель, публицист.
Мировую известность принесли писателю его научно-фантастические романы: «Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени», «Остров доктора Моро».
«Чуть мне пошел тринадцатый год, я был взят из школы и поступил мальчиком в аптекарский магазин, но не имел там удачи и должен был перейти в мануфактурную лавку. Я пробыл там около года, но потом натолкнулся на мысль, что у меня есть возможность добиться лучшего положения посредством высшего образования, доступ к которому так легок у нас в Англии и с каждым годом становится все легче. Таким образом, я принялся изо всех сил заниматься, чтобы получить нужные мне права, которые дадут мне возможность поступить в университет. Спустя некоторое время я и поступил в Новый Лондонский университет, который так разросся и прославился теперь. Там я получил ученую степень и разные знаки отличия, весьма, впрочем, незначительные. Моим главным предметом была сравнительная анатомия <…>.
Добившись диплома, я пошел в учителя и стал преподавать биологию. Но через два-три года бросил преподавание и занялся журнальной работой: в Англии это гораздо прибыльнее, да и влечение к этому делу всегда у меня было большое». (Из Предисловия к первому русскому Собранию сочинений)
Одним из его учеников в 1889-1890 гг. был Алан Александр Милн – будущий писатель, автор книги о медвежонке Винни-Пухе.

Фейхтвангер Лион (1884-1958) – немецкий писатель.
Наиболее известен как автор исторических романов. Среди его произведений «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (1923), «Семья Опперман» (1933), «Братья Лаутензак» (1943), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951) и др.
Получил хорошее образование в Мюнхенском университете (изучал литературу и философию), а затем в Берлинском университете (изучал германскую филологию, философию, санскрит).
Не желая принимать материальную помощь от родителей, зарабатывал частными уроками.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – русский философ-материалист, революционер-демократ, литературный критик, публицист и писатель.
Поступил в Саратовскую духовную семинарию, но не окончив ее, через три года, в 1846 году отправился в Петербургский университет, где учился на историко-филологическом отделении философского факультета. Во время учебы давал частные уроки. В 1850 г. по окончании университета Чернышевский хлопочет об устройстве на место преподавателя во Втором Петербургском кадетском корпусе. Его хлопоты оканчиваются успешно, и три месяца он учительствует там. Однако поданное им ранее заявление (о котором он почти забыл) с просьбой получить назначение в Саратовскую гимназию удовлетворено, Чернышевский вынужден покинуть блистательную столицу. В 1851 г. он вступает в должность старшего учителя русской словесности с твердым намерением через год-два вернуться в Петербург.
Новый педагог вызвал в душах учеников бурю эмоций. Так вспоминает один из них:
«С поступлением его в учителя бессмысленное зубрение уроков словесности прекратилось и дан был ход живому слову и мышлению. Но что особенно нас поразило, то это его живая, понятная нам речь и затем его уважение к нашей личности, которая подвергалась всевозможным унижениям со стороны нашего начальства и учителей».
Любимый учитель настолько резко выбивался из общего ряда, а его действия и речи так «пахли каторгой», что конфликты с желчным директором гимназии становились всё непримиримее.
В 1853 г. план Чернышевского осуществился, он уехал в Петербург и поступил учителем во Второй кадетский корпус. Несмотря на удачно складывающиеся обстоятельства, пребывание его в корпусе вновь продлилось лишь несколько месяцев и прервалось после конфликта с дежурным офицером. Офицер подал на него жалобу, требуя извинений, но Чернышевский отказался и был вынужден уйти в отставку.
В настоящее время несколько учебных заведений носят имя Н. Г. Чернышевского, в их числе и Саратовский государственный университет.

Чехов Антон Павлович (1860-1904). – великий русский писатель, драматург.
Во время учебы в гимназии в связи с серьезными финансовыми проблемами, постигшими семью, был вынужден искать средства к самостоятельному заработку. Неким выходом из положения стало репетиторство, которым он занимался в последние годы жизни в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».
Гораздо позже, уже став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове. До наших дней «дожила» только земская школа в селе Новоселки Чеховского района Московской области. Построенное в 1897 году здание принимало учеников до середины 70-х годов XX века. Теперь здесь расположена литературная экспозиция «В мире чеховских героев».
«Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.
Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
- Ну-с... – начинает Зиберов, закуривая папиросу. – Вам задано четвертое склонение. Склоняйте fructus!
Петя начинает склонять…» (Репетитор)

Шевчук Юрий Юлианович (1957) – советский и российский поэт, рок-музыкант, композитор.
Основатель, лидер и единственный бессменный участник рок-группы ДДТ.
Закончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. По распределению три года работал в сельской школе в башкирском поселке Иглино. Вёл уроки рисования, выступал на школьных вечерах, праздниках в домах культуры с группами «Вольный ветер» и «Калейдоскоп».

Шукшин Василий Макарович (1929-1974) – писатель, актёр, режиссер, сценарист.
В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки, поступил в Бийский автомобильный техникум, который так и не закончил. После армии сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Окончил Всероссийский государственный институт кинематографии в Москве.
В 1953-1954 гг. работал учителем истории, литературы и русского языка в Сростинской школе сельской молодёжи. По совместительству был директором этой школы.
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (из статьи «Монолог на лестнице»)

Щербакова Галина Николаевна (1932-2010) – советская и российская писательница, сценарист.
Написала более 20 книг, среди которых повести и романы, но самым известным ее произведением стала повесть «Вам и не снилось» (1979), по которой в 1980 году был снят одноименный художественный фильм.
Поступила в Ростовский государственный университет, затем по семейным обстоятельствам перевелась в Челябинский педагогический институт. После его окончания работала в школе учительницей русского языка и литературы.

Эко Умберто (1932-2016) – итальянский писатель, публицист, учёный, философ, теоретик культуры, литературный критик.
Автор множества научных работ широкому кругу читателей стал известен после выхода в свет философско-детективного романа «Имя розы» (1980), экранизированного в 1986 г.
Окончил Туринский университет, изучая там средневековую философию и литературу. Преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина.

Энтин Юрий Сергеевич (1935) – советский и российский поэт, поэт-песенник, драматург, сценарист.
Песни из кинофильмов и анимационных фильмов стали хитами благодаря стихам Юрия Энтина: «Приключения Буратино», «Достояние республики», «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов», «Катерок», «Летучий корабль», «Голубой щенок», «Ну, погоди!» и мн. др. Все от мала до велика знают крылатые фразы из этих песен: «Никто не водится со мной…», «Такая-сякая сбежала из дворца», «Вжик-вжик, уноси готовенького», «Лучший мой подарочек – это ты…», «Прекрасное далёко» и др.
Закончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. Работал в школе учителем истории и библиотекарем.

Юзефович Леонид Абрамович (1947) – русский писатель, сценарист, историк.
Пишет детективные и исторические романы. Известность к писателю пришла в 2001 году после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине.
В 1970 году окончил филологический факультет Пермского университета. В 1975-2004 годах работал учителем  истории в школах Перми и Москвы.

Яшин Александр Яковлевич (настоящая фамилия Попов) (1913-1968) – русский советский поэт и прозаик.
С 15 лет писал стихи. В 43 обратился к прозе. Участник Великой Отечественной войны.
В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске (Вологодская область), учительствовал в деревне.
«- А куда повела тебя дорожка после окончания техникума? – полюбопытствовал я.
- Работал учителем в Чебсаре, но не лежала душа у меня к этому делу. Тянуло к литературе. Кончил литфак Вологодского пединститута, работал в газетах Вологды и Архангельска. В Архангельске вышла и первая моя книжка «Песни северу». Читал? А рецензию на нее видел? Да, поправили меня тогда вовремя. Был на фронте. Теперь живу в Москве. Окончил институт имени Горького». (из воспоминаний А. Пшеничникова «Неповторимое, незабываемое…»)

Конец второй части, а заодно и всей публикации.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

2 комментария :

  1. Агния, добрый вечер!
    Огромное спасибо за Ваш труд, за воплощенную идею. Нашла много новых, неизвестных мне фактов о современных писателях. Вообще, Ваш материал можно прекрасно использовать при подготовке литературных мероприятий. Ссылочку на Ваш пост утаскиваю к себе в копилочку, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Борисовна!
      Мне в процессе поиска тоже приходилось неоднократно удивляться, узнавая кое-что новое, неожиданное и интересное.
      С удовольствием говорю Вам спасибо! Пользуйтесь на здоровье!))

      Удалить