понедельник, 8 мая 2017 г.

Поклон Учителю в День Победы

Школа и война. Учитель и война… Как же далеки друг от друга эти понятия. Благородная деятельность учителя, дающего новым поколениям знания и воспитывающего их на лучших примерах, вершит успешное будущее, как отдельной личности, так и целого народа, потому что в этом непростом и кропотливом труде заключается гарантия развития, энергия созидания, достижения новых высот. Одним словом, учитель в школе – символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед и вверх.
Война же – символ смерти, беды, разрушения. И тут даже не надо что-то еще расшифровывать и пояснять.
Но случались в истории тяжелые страницы, когда учитель и война оказывались лицом к лицу. Об этом сегодня, накануне праздника Великой Победы мы и вспомним.

Война ворвалась в судьбы словно буря, и не в человеческих силах было в одно мгновение остановить или повернуть ее вспять. Неизбежность трагедии пришлось принять и жить дальше по мере возможностей и по воле судьбы, выпавшей на долю каждому. Страна переживала величайшую трагедию, и от любого ее гражданина требовалось лишь терпеть и делать всё, что от него зависело, выполнять свой долг, как бы трудно и больно не было. Из этого терпения и сосредоточенной упорной работы по крупицам складывалась общая победа. Не стали исключением и учителя.
В художественной литературе можно найти образы, которые многообразно отражают тему «Учитель и война».

К примеру, в одном из эпизодов повести Роальда Назарова «Женька с Петроградской» («Следы на граните») описывается первое сентября 1941 года. Герой произведения, обычный шестиклассник Женька, эвакуированный в тыловой город из Ленинграда, приходит на праздничную линейку в школу.
Будто бы всё, как и должно быть в этот торжественный день: солнце, пахнущие новенькой краской классы и коридоры, застывшие в парадном строю дети и взрослые. Но…

- Дети, – начал директор. – Я поздравляю вас с новым учебным годом. Он нынче трудный, грозный. Идет смертный бой с фашистскими захватчиками, посягнувшими на самое дорогое, что есть у нас, на самое святое – на родину нашу… <…>
- И наш с вами долг, дети, – продолжал директор, – учиться, учиться и еще раз учиться, невзирая ни на какие трудности. А они у нас будут…
Он вынул из жилетного кармашка часы-луковицу, открыл крышку.
- Через минуту прозвучит первый звонок. Давайте, дети, послушаем его в тишине. Просто послушаем. Ибо после звонка нам придется поработать. Это здание передано военному госпиталю, и мы должны помочь подготовить его к приему раненых.

Наряду с учебой детям и взрослым приходилось много работать: собирать урожай, перелопачивать зерно на элеваторе. Но даже в этих условиях учителя находили силы и средства для выполнения своего главного предназначения.

- Вдумайтесь, Софья Ивановна, такая страшная война, разорение, зверства фашистов, а мы с вами учим вот их<…> Учим видеть и воспринимать в жизни прекрасное, справедливое, учим добру и любви…
При слове «любовь» Женька легонько зарделся, но совершенно зря, так как Илья Васильевич стал дальше говорить о любви к родине, к России, о Пушкине и русской истории:
- Это ведь не только сумма знаний, это, если хотите, духовное и душевное оснащение наших с вами учеников, завтрашних граждан…»

Не менее значимой оказалась роль учителя и в повести Альберта Лиханова «Крутые горы». Анна Николаевна своим первоклашкам преподает не только школьные предметы, но и важные жизненные уроки…

«Во вторую военную осень я пошел в школу. <…>
Парты в нашем классе стояли в четыре ряда, оставляя узкие проходы, такие узкие, что учительница ходила по ним боком. К концу каждого урока становилось душно, на переменке дежурные строго-настрого всех выгоняли, открывали настежь все форточки. Школа была старая, маленькая, не приспособленная для такого множества учеников, и поэтому коридор в перемену был так забит стриженными наголо головами, что не только разбежаться было невозможно, но даже продираться сквозь эту толпу приходилось, лишь усиленно работая локтями. <…>
Отгромыхал медный звонок, которым помахивала нянечка в коридоре, вошла в темный класс учительница Анна Николаевна, как всегда кутаясь в мягкий платок и держа в руке керосиновую лампу. <…>
– Вы знаете, почему такие узкие проходы между рядами в нашем классе? – спросила Анна Николаевна настойчиво. – Потому что идет война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали… Вы знаете, почему вы пишете на старых газетах, а не в тетрадях? Потому что идет война и фабрики, где делали тетради, разрушены… Вы знаете, почему вместо ярких лампочек у нас горит керосиновая лампа, а на партах свечки? Потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов!
– Знаем! – крикнул яростно Вовка, и я снова с восхищением, как бы новыми глазами, оглядел его.
– Мало знать! – ответила ему Анна Николаевна, отходя к окну и всматриваясь в медленно расступающуюся темноту. – Надо понимать…
Она долго смотрела за окно и, повернувшись, повторила:
– Надо понимать…

Взрослые старались уберечь детей, всеми силами «прятали» от них войну. И Анна Николаевна тоже. Но после этого разговора повела учеников своего класса туда, куда прибывали в их город санитарные поезда. Дети своими глазами увидели изрешеченные осколками вагоны, множество раненых, мертвого солдата, скорбящих женщин, и то самое понимание, о котором сказала Анна Николаевна, впервые пришло к ним.
Не все сначала одобрили поступок учительницы. Но герой повести – совсем еще мальчишка – рассуждает так:
«Я вспомнил, что говорила мне вчера мама. Как ворчала она, думая, что войну можно спрятать. Анна Николаевна тоже не говорила нам про войну. Но она все-таки раньше мамы сказала нам про электричество, про тетрадки, про генералиссимуса Кутузова, а потом повела нас на берег. Она поняла, что от войны никуда не денешься».
Фраза учительницы: «Мало знать! Надо понимать…» теперь наполнилась для ребят смыслом. Они поняли, что война коснулась и их тоже; осознали также, что могут помогать взрослым, вносить свой вклад в общее дело. Дети активнее взялись за учебу, а, кроме того, решили шить для бойцов кисеты и затем вручить их тем, кто после выписки из местного госпиталя, отправляется на фронт...

Многим учителям, особенно мужчинам, в годы войны пришлось покинуть школьные классы, сменив указку на автомат.
В рассказе Людмилы Матвеевой «Так пролегла дорога» мы узнаем о судьбе одного из таких героев.

«Славка встретился мне на перемене и сказал, стараясь смотреть мужественно, он для этого сдвинул белые брови:
- Рафаила убили. В разведке.
Рафаил Яковлевич был нашим учителем физкультуры. <…> Рафаил был очень живой. Живые глаза, живые, пружинистые движения. Небольшого роста, складный, сильный, с мягкой походкой как на пружинах, с мальчишеским вихром на темной голове. Живой Рафаил – это было его главное качество. Теперь он погиб. Есть физкультурный зал, раскачиваются под потолком кольца на толстых крепких веревках, всё те же аккуратные желтые деревяшечки шведских стенок, жесткий матрас на полу всё тот же. Всё так же, как было. Ничего не провалилось сквозь землю, не взлетело на воздух. Мне казалось, что в этом и есть самая большая жестокость ухода человека из жизни. Мне и сейчас так кажется. Человека – человека! – нет, а всё остается по-прежнему».

В этих простых, полных горечи словах, будто вновь отразилась та мысль, с которой мы начали наш разговор: учитель и жизнь – неразрывные понятия. Только война может их разорвать, лишить будущего и уничтожить надежды. Гибель любого человека ужасна, но еще ужаснее, когда представитель одной из самых мирных и человеколюбивых профессий вынужден взять в руки оружие, исчезнуть в пучине войны.

Для всех, интересующихся темой, небольшой перечень книг о войне, в которых есть образы учителей.
Буду благодарна всем, кто поможет мне расширить этот список!

Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки. У классной доски
Лиханов А. Крутые горы
Матвеева Л. Так пролегла дорога
Назаров Р. Женька с Петроградской (Следы на граните)
Осеева В. Васек Трубачев и его товарищи

Поздравляю вас, дорогие мои друзья, с праздником Великой Победы!
Желаю всем мира и счастья! Пусть рождаются и растут наши малыши, строятся детские сады и школы, пусть воспитатели и учителя приходят к детям и учат их добру и любви, и пусть ничто не сможет нарушить и разрушить эту гармонию, этот ход жизни!

С уважением,
ваша Агния

Предлагаю вашему вниманию также списки литературы: «Учитель и война», «Тема Великой Отечественной войны и воспитание детей»

Учитель и война
Список литературы (2006-2016 гг.)

Березнев, А. Полный кавалер орденов Славы / А. Березнев // Народное образование. – 2005. – № 4. – С. 216-217.
Об учителе и кавалере орденов Славы трех степеней, Алехине Иване Васильевиче.

Бессонова, Н. П. Детей спасая от войны... / Н. П. Бессонова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 3-5.
Об учителе начальных классов Надежде Васильевне, которая вывезла сто детей из Москвы в эвакуацию осенью 1941 г.

Васильев-Бурзуй, Е. Герой-партизан по прозвищу Чуваш : воинский подвиг чувашского учителя / Е. Васильев-Бурзуй // Народное образование. – 2006. – № 4. – С. 237-239.
О подвиге учителя-партизана Якова Николаевича Николаева по прозвищу Чуваш.

Володин, О. И в боях, и в труде... / О. Володин // Народное образование. – 2010. – № 4. – С. 78-86.
О подвиге учителей-фронтовиков в годы Великой Отечественной войны.

Еланский, Н. И. Поклон моему учителю / Н. И. Еланский // Литература в школе. – 2012. – № 5. – С. 43.
Военные страницы биографии сельского преподавателя.

Жихорева, Т. Герой у школьной доски : образ учителя в военной прозе / Т. Жихорева // Библиотека. – 2010. – № 10. – С. 65-66 : 4 фот.

Замостьянов, А. Слово благодарности / А. Замостьянов // Народное образование. – 2005. – № 4. – С. 36-46.
О значимости Победы в Великой Отечественной войне, и о подвиге учителей-фронтовиков.

Кичев, Л. Уходил учитель на войну... / Л. Кичев // Народное образование. – 2005. – № 4. – С. 202-207.
Об учителе Леткинской средней школы Иване Ильиче Бирлюкове, воевавшем во время Великой Отечественной войны.

Колесникова, А. Детские сады Московской области в дни войны / А. Колесникова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 14-19 : фото.

Николаев, Л. А. Нас в жизнь ввели мудрые учителя / Л. А. Николаев // Народное образование. – 2010. – № 4. – С. 226-227.
Воспоминания о педагоге-фронтовике.

Проценко, В. Герои среди вас / В. Проценко // Народное образование. – 2010. – № 4. – С. 87-97.
Записи из старых газет о судьбах учителей-фронтовиков.

Пузанова, Н. Как работает наш детский сад / Н. Пузанова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 20-22 : фото.
В статье, впервые опубликованной в 1942 году, автор рассказывает, как работал коллектив детского сада № 5 г. Горького в годы войны.

Работа студентов с детьми в дни войны : из опыта кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина / Флерина Е. [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 11. – С. 18-22.
О работе студентов дошкольной специальности в условиях осажденного города в годы войны.

Раскин, Л. Е. Год работы с дошкольниками в Ленинграде / Л. Е. Раскин // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 13-25 : фото.
В статье, впервые опубликованной в 1943 году, рассказывается о работе с детьми-дошкольниками в Ленинграде в обстановке блокады.

Страницы летописи учительского подвига : хроника школьной жизни в годы войны // Народное образование. – 2010. – № 4. – С. 39-47.
О военном подвиге учителей в годы Великой Отечественной войны. Фронтовые истории школ.

Суворова, Г. Победу приближали и учителя / Г. Суворова // Народное образование. – 2005. – № 4. – С. 208-211.
О ежедневном труде учителей в годы Великой Отечественной войны.

Суворова, Г. Ф. Учителя военной поры... / Г. Ф. Суворова // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 16-19.
Автор делится воспоминаниями об учителях военного времени, рассказывает о подвиге учителей на фронте и в тылу.

Типкова, Г. Д. Записки учительницы: оккупация / Г. Д. Типкова // Литература : [журн. Изд. дома «Первое сент.»]. – 2013. – № 3. – С. 59-61.
Фрагмент из воспоминаний учительницы Г. Д. Типковой посвящен периоду гитлеровской оккупации.

Тюрина, Е. В. Учителя и воспитанники советской школы в организованном подполье на оккупированной территории. 1941-1943 (по материалам Курской области) : из материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Огненные версты войны», посвященной 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (город Орел) / Е. В. Тюрина // Военно-исторический архив. – 2012. – № 8 (152). – С. 187-191 : ил.
Статья об учителях и воспитанниках советской школы, которые внесли свой вклад в разгром фашизма.

Шебурова, Т. Н. Все ушли на фронт / Т. Н. Шебурова // Начальная школа. – 2015. – № 12. – С. 10-11.


Тема Великой Отечественной войны и воспитание детей
Список литературы (2015-2016 гг.)

   Антуфьев, Д. А. Военно-спортивная игра «Зимние войсковые учения» / Д. А. Антуфьев // Физическая культура в школе. – 2016. – № 1. – С. 47-50.
Сценарий тематического праздника для учащихся начальных классов. Цель его – воспитание у детей патриотических чувств, отдание памяти и сопереживание массовому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Данько, А. В. «Памяти бессмертного полка» / А. В. Данько // Физическая культура в школе. – 2016. – № 3. – С. 61-63.
Сценарий открытого спортивного мероприятия "Памяти бессмертного полка" для учащихся 7 классов, посвященного Дню Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Заикина, Е. А. «Этот день мы приближали, как могли» : (классный час с учащимися V-VII классов) / Е. А. Заикина // Воспитание школьников. – 2015. – № 3. – С. 74-80.
Сценарий классного часа, посвященного войне (в частности работе тыла и отечественной медицины в годы Великой Отечественной войны).

Казачкова, М. Б. Растим патриотов России / М. Б. Казачкова, А. И. Казачков, Н. И. Иванова // Воспитание школьников. – 2015. – № 2. – С. 38-43. – Библиогр.: с. 43 (6 назв.).
Понятие "любовь к Родине", подтвержденное исторически достоверными примерами героизма и подвигов советских людей в Великой Отечественной войне. Особенности характера русского человека, необходимость воспитания у подрастающего поколения высоких духовных качеств.

Календарь памятных и знаменательных дат Великой Отечественной войны // Классный руководитель. – 2015. – № 1. – С. 4-8 : 1 табл. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.).
В предложенном календаре, в прямой хронологии отражены даты, события и знаменательные даты, связанные с Великой Отечественной войной,  с выдающимися деятелями войны: военачальниками, генералами, разведчиками, партизанами, пионерами-героями, солдатами. Материал поможет в разработке школьных и классных мероприятий.

Климов, С. Н. Великая Отечественная война как аксиологическая основа воспитания российской молодежи / С. Н. Климов // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 4. – С. 92-95.

Корчагина, Н. Н. Легендарная "тридцатьчетверка" : (классный час с учащимися V-VII классов, посвященный Дню защитника Отечества) / Н. Н. Корчагина // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 75-80.

Крогземс, М. С. Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников / М. С. Крогземс // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 13. – С. 3861-3865. URL: https://e-koncept.ru/2015/85773.htm

Панченко, М. Проект МБОУ Гимназии № 11 «Я помню! Я горжусь!» / М. Панченко, А. Липатов // Учитель. – 2015. – № 2. – С. 38-39.
Опыт работы гимназии в патриотическом воспитании учащихся.

Петрий, П. В. Великая Победа и образовательное пространство современной России / П. В. Петрий // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 4. – С. 96-101. – Библиогр. в конце ст. (6 назв.).

Петрова, Г. В. Вечер памяти для ветеранов Великой Отечественной войны и старшеклассников "Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность" / Г. В. Петрова // Классный руководитель. – 2015. – № 1. – С. 69-78 : 1 фот., 4 рис.

Рачеева, С. А. Личностно-ориентированный классный час "Рядовой Александр Матросов" / С. А. Рачеева // Классный руководитель. – 2015. – № 1. – С. 89-97 : 1 фот., 2 табл., 1 схем., 2 рис. – Библиогр.: с. 93 (6 назв.).
Сценарий классного часа. Дана информация о некоторых солдатах, повторивших подвиг Александра Матросова.

Рыжикова, М. С. Патриотическое воспитание младших школьников на примере проекта «Великая Отечественная война» / М. С. Рыжикова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 4-5 (8). – С. 184-186.

Семикина, Л. А. Великая Отечественная война как средство воспитания патриотизма у дошкольников / Л. А. Семикина, О. В. Полетаева // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – № 1. – С. 166-168.

Чанышев, А. Х. Высочайший заряд патриотизма / А. Х. Чанышев // Физическая культура в школе. – 2015. – № 5. – С. 51-53.
О совместной работе Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы, ветеранских и других общественных организаций по патриотическому воспитанию молодежи.

Шабалина, Н. А. Для славы мертвых нет! : (классный час, посвященный героической обороне Ленинграда) / Н. А. Шабалина // Воспитание школьников. – 2016. – № 9/10. – С. 87-92.

2 комментария :

  1. Здравствуйте, Агния! Спасибо Вам за очень интересный и важный материал!
    Поздравляю с Великим праздником, с Днём Победы! Пусть всегда будет мирным наше небо и счастливой жизнь, пусть наши дети никогда не узнают, что такое война, пусть те страшные и патриотические бои останутся только на картинках и в книгах, пусть каждый человек поистине гордится подвигами наших дедов и большой нашей Победой. А учителя бы занимались только обучением и воспитанием детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Людмила Федоровна!
      Огромное Вам спасибо за замечательное поздравление! Много лет пожелание мирного неба над головой мы зачастую воспринимали как некую фигуру речи. Чего его желать, вон оно какое - мирное и есть. Сегодня эти слова наполнились истинными смыслом и эмоциями.
      Хочется сказать: пусть же события истории хоть чему-то учат человечество и заставляют всеми силами бороться за это мирное небо.
      Еще раз с праздником Вас! Всего самого доброго!

      Удалить