пятница, 21 февраля 2020 г.

В честь родного языка

Дорогие друзья!


Обращаю ваше внимание, что на странице «Цитаты» появилась новая подборка «20 цитат о родном языке». А всё потому, что 21 февраля отмечается Международный день родного языка

По традиции вы найдете там не только высказывания по теме, но и портреты тех известных людей, кому они принадлежат.

Надеюсь, что материал сможет быть вам интересен и полезен, в том числе в работе.
Кроме того, в качестве подспорья педагогам предлагаю соответствующий список литературы (50 источников). Его вы увидите, если нажмете на строчку "Читать дальше". В списке отражены статьи, посвященные вопросам изучения родного языка, вопросам билингвизма. Источники, отмеченные (*) могут быть доступны в полном тексте тем, кто зарегистрирован в электронной библиотеке eLIBRARY.RU

С уважением,
ваша Агния


Родной язык, его изучение. Билингвизм
Список литературы (2015 – 2019 гг.)

Александрова, О. М. Об особенностях преподавания предмета "Русский родной язык" в общеобразовательной школе / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина // Вестник образования России. – 2019. – № 15. – С. 43-51.
Раскрываются особенности школьного курса "Русский родной язык". В качестве методической поддержки приведен фрагмент тематического планирования для 5 класса.

*Алос-и-Фонт, Э. Факторы, влияющие на выбор языков домашнего общения школьниками-чувашами из южных регионов Чувашии : [опрос учащихся-чувашей 7-11 классов школ Комсомольского и Батыревского районов Чувашской Республики] / Э. Алос-и-Фонт // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2017. – № 3 (95), ч. 1. – С. 18-25. – Библиогр.: с. 24 (10 назв.).

*Атласова, М. М. Краеведческая деятельность как фактор сохранения родного языка / М. М. Атласова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 3. – С. 147-153. – Библиогр. в примеч. – Примеч.: с. 152-153.
Рассматриваются вопросы приобщения детей и подростков к национальным языкам и культуре, создания педагогических условий организации краеведческой деятельности. Тематические проекты, посвященные изучению малой родины, способствуют развитию патриотизма. Прошлое и настоящее родного села или города, толкование названий его улиц, изучение основных памятников и достопримечательностей, биографий знаменитых земляков – всё это обогащает духовный мир человека. Тема рассматривается на примере народов Севера.

*Батюшкина, М. В. К вопросу о формировании представления о русском языке как государственном в досоветский и советский периоды / М. В. Батюшкина // Вестник Томского государственного университета. Филология = Tomsk State University. Journal of Philology. – 2019. – № 57. – С. 27-47. – Библиогр.: с. 40-43.

Башиева, С. К. Формирование языковой компетенции в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики / С. К. Башиева, М. З. Улаков, Ж. М. Хамдохова // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 40-48. – Библиогр.: с. 48 (7 назв.).
Статья посвящена вопросам языковой компетенции детей дошкольного и школьного возраста. На материалах социолингвистических исследований, проведенных в Кабардино-Балкарской Республике, рассматриваются формы и степень владения родным и русским (вторым) языками.

Бозиев, Р. С. Формирование этнокультурной идентичности учащихся в контексте национальной политики РФ / Р. С. Бозиев, С. А. Боргояков // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 3-13. – Библиогр.: с. 13 (24 назв.).
В статье рассматривается проблема национального образования народов России и формирование этнокультурной идентичности учащихся в контексте современной национальной политики.

Боргояков, С. А. Формирование этнокультурной идентичности учащейся молодежи малочисленных народов / С. А. Боргояков // Педагогика. – 2015. – № 9. – С. 45-55. – Библиогр.: с. 54-55 (20 назв.).
Характеризуются особенности формирования этнокультурной идентичности личности в единстве с гражданской идентичностью в системе поликультурного образования.

Боргояков, С. А. Языковое образование и национально-языковая политика России / С. А. Боргояков, Р. С. Бозиев // Педагогика. – 2018. – № 11. – С. 3-16. – Библиогр.: с. 14-15 (13 назв.).
Проведен анализ языковой ситуации, а также состояния и проблем обучения родным языкам автохтонных народов России. Обосновано, что одним из ключевых механизмов эффективного языкового образования является определение общей стратегии развития этнокультурного (этноязыкового) образования в контексте национально-языковой политики РФ.

Ветчинова, М. Н. Отечественная методическая мысль конца XIX – начала XX вв. о проблеме использования родного языка учащихся в процессе изучения иностранного языка / М. Н. Ветчинова // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 12. – С. 9-13. – Библиогр.: с. 12-13 (11 назв.).
В статье освещается вопрос употребления родного языка учащихся в процессе изучения иностранного языка, который был наиболее дискуссионным среди отечественных методистов по мере распространения натурального метода обучения и его использования в отечественной системе обучения иностранным языкам в конце XIX - начале XX вв. Представлены их доводы как в защиту использования родного языка учащихся, так и его полного исключения из процесса обучения.

Витвар, О. И. Социально-педагогический аспект проблемы освоения родного языка коренными народами российской Арктики / О. И. Витвар, Д. В. Дубров // Инновации в образовании. – 2015. – № 7. – С. 5-14. – Библиогр.: с. 12-13 (9 назв.).
Раскрыта проблема освоения родного языка подрастающим поколением коренных малочисленных народов российского Севера, показаны дилеммы и обоснована актуальность их социально-педагогической поддержки в условиях традиционного образа жизни, освещен передовой опыт решения этой проблемы в северных муниципалитетах.

*Вострикова, Т. И. Профессионально-педагогический диалог в системе подготовки учителя русского (родного) языка: принципы обучения / Т. И. Вострикова // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 4 (56). – С. 203-207. – Библиогр.: с. 206-207.

Гаврилина, М. А. Языковая компетенция русскоязычных школьников Латвии / М. А. Гаврилина // Педагогика. – 2018. – № 10. – С. 114-122. – Библиогр.: с. 120-121 (16 назв.).

*Гребенникова, О. В. Особенности личностной и лингвистической идентичности у представителей современной молодежи / О. В. Гребенникова, Н. И. Юрченко // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". – 2019. – № 1. – С. 83-104. – Библиогр.: с. 101-104.
Представлены результаты качественного анализа (методом анкетирования) идентичности студентов московских вузов. Авторы приходят к выводу, что изучение иностранных языков значительно ускоряет процесс этнокультурной социализации и определяет отношение к будущей профессиональной деятельности.

Гуреева, В. Н. Послание к славянам / В. Н. Гуреева // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 11. – С. 36-39 : ил. – Библиогр.: с. 39.
Беседа об истории русской азбуки для учащихся 5-7 классов, приуроченная к Международному дню родного языка.

*Ефременко, Л. В. Изучение билингвизма на современном этапе и особенности детского билингвизма / Л. В. Ефременко // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 3. – С. 178-180. – Библиогр.: с. 180 (5 назв.).
Статья посвящена проблеме билингвизма или двуязычия у детей, механизмам, обуславливающим появление билингвизма, его развитие и совершенствование, изучается естественная ситуация и ситуация учебного билингвизма. В исследовании находит отражение вопрос соотношения родного языка и иностранного как первого и второго языка, а также вопрос взаимосвязи мышления и развития речи у детей.

Жесткова, Е. А. Культурологический подход к преподаванию родного (русского) языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. – 2016. – № 12. – С. 28-32.
Представлен методический материал, направленный на формирование духовно-нравственной, гражданской позиции младших школьников на уроках русского языка. Предлагаются пути и формы оптимальной реализации культурологического аспекта в содержании обучения младших школьников русскому языку.

Заварзина, Л. Э. Воспитывающее слово И. С. Тургенева. К 200-летию со дня рождения писателя / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2019. – № 5. – С. 105-111. – Библиогр.: с. 110-111 (20 назв.).
Рассматриваются некоторые аспекты воспитательного воздействия произведений И. С. Тургенева на читателей.

Зимина, А. И. Мои методические находки / А. И. Зимина // Воспитание школьников. – 2015. – № 3. – С. 50-54.
Механизм воспитания и развития личности школьника в процессе изучения родного языка и русской литературы с использованием современных образовательных технологий, а также авторских оригинальных подходов и методик.

*Караева, С. А. Роль принципа учета специфики родного языка в обучении младших школьников русскому языку в условиях билингвизма и полилингвизма Республики Дагестан / С. А. Караева, Д. А. Магарамова, П. Б. Рашидханова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (167). – С. 102-106. – Библиогр.: с. 104 (9 назв.).
Понятия "билингвизм" и "полилингвизм". Основные особенности принципа учета специфики родного языка. Специфика родного языка должна учитывать своеобразие цели и характера изучаемого лингводидактического материала. Роль русского языка как важнейшего средства межнационального общения народов нашей страны.

Карнизова, Н. В. Загадки лингвистики / Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 12. – С. 39-44 : ил. – Библиогр.: с. 44. – Окончание. Начало: № 11.
Сценарий мероприятия по истории русского языка для 9-11 классов, приуроченного к Международному дню родного языка.

*Киселева, Е. А. Влияние лингвистической идентичности на процесс информационной социализации / Е. А. Киселева // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". – 2018. – № 4 (14). – С. 21-28. – Библиогр.: с. 27-28.
Тема статьи – отношение подростков к родному и иностранным языкам как важнейший показатель социализации в мультикультурной среде.

*Комарова, Д. К. Лингводидактический потенциал художественных жанров в коллективно-распределенной образовательной среде / Д. К. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 1. – С. 55-58. – Библиогр.: с. 58 (6 назв.).
В статье концентрируется внимание на описании потенциала применения художественного жанра фотографии в процессе обучения русскому (родному) языку и формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Левчук, Л. К. Языковая модель мира / Л. К. Левчук // Русская речь. – 2017. – № 2. – С. 41-47. – Библиогр.: с. 46-47.
Попытка понять ключевые понятия русского сознания на материале Конституции Российской Федерации.

Лытаева, М. А. Исследование читательской грамотности студентов в условиях билингвального высшего образования / М. А. Лытаева, Н. В. Смирнова, И. В. Нужа // Педагогика. – 2018. – № 11. – С. 74-86. – Библиогр.: с. 84-85 (27 назв.).
Статья посвящена оценке уровня сформированности читательской грамотности на русском и английском языке у студентов на начальном этапе обучения в вузев условиях билингвального образования.

*Медведева, Н. В. Культурная идентичность национально-российского билингва : Обоснование понятия в контексте поликультурного и билингвального образования / Н. В. Медведева // Наука и школа. – 2019. – № 1. – С. 193-202. – Библиогр.: с. 200-202 (16 назв.).
Определяется понятие "культурная идентичность" национально-российского билингва в контексте поликультурного и билингвального образования, акцентируется внимание на специфике обучения билингва с позиций русского языка в условиях национально-русской языковой среды, утверждается, что культурная идентичность является доминантой личности билингва.

Микляева, Н. В. Специфика обучения родному языку дошкольников с нормальным и нарушенным развитием речи / Н. В. Микляева // Логопед. – 2015. – № 6. – С. 14-24 : рис.
Об особенностях системы обучения родному языку дошкольников с нормально протекающим речевым развитием и детей с ОНР (общими нарушениями речи) различного возраста. Приводятся сравнительные характеристики образовательного процесса, рекомендуются различные методики формирования речевых умений.

*Мильруд, Р. П. Развивающий курс английского языка и культурное самоопределение дошкольников / Р. П. Мильруд // Язык и культура = Langue et Culture. – 2015. – № 4 (32). – С. 113-126 : рис. – Библиогр.: с. 126 (6 назв.).
Исследование проблемы культурного самоопределения детей в дошкольном развивающем курсе английского языка. Результаты опроса педагогов дошкольного образования о содержании обучения культуре других стран в дошкольном возрасте, о роли родного языка на занятиях английским языком. Примеры развивающих заданий, способствующих культурному самоопределению дошкольников.

*Мильруд, Р. П. Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Язык и культура = Langue et Culture. – 2017. – № 37. – С. 185-204 : рис., табл. – Библиогр.: с. 200-201 (35 назв.). – С 2017 г. указана только валовая нумерация журн.
Использование родного языка как способа педагогического сопровождения и развития учащихся на уроках иностранного языка. Учебный билингвизм рассматривается как переключение кодов, а также как межъязыковое обучение. Учебный билингвизм на занятиях английского языка.

*Некрасова, Е. Д. Влияние родного языка (L1) на когнитивную обработку грамматической категории рода существительных русского языка (L2) русско-тюркскими билингвами / Е. Д. Некрасова, З. И. Резанова, В. Е. Палий // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2019. – № 57. – С. 103-123 : табл., рис. – Библиогр.: с. 119-121 (30 назв.).
Результаты психолингвистических экспериментов по выявлению влияния грамматической структуры родного языка с отсутствующей грамматической категорией рода (тюркские языки) на обработку существительных второго языка (русского), противопоставленных по роду, русско-тюркскими билингвами.

Новикова, И. Л.  КВН "Юные филологи" : (для работы с учащимися III-V классов) / И. Л. Новикова // Воспитание школьников. – 2016. – № 8. – С. 75-79.
Методическая разработка мероприятия для школьников 3-5 классов, посвященного повышению интереса к русскому языку и литературе, их изучению.

О реализации прав граждан на получение образования на родном языке : письмо Минобрнауки РФ от 9 октября 2017 г., № ТС-945/08 // Вестник образования России. – 2018. – № 1. – С. 23-32. – Прил.

[Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации] : письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018, № 05-192 // Официальные документы в образовании. – 2018. – № 21. – С. 50-51.

*Одишелашвили, И. Р. Межкультурная коммуникация и билингвизм / И. Р. Одишелашвили, Т. С. Кириллова // Вестник Калмыцкого университета. – 2017. – № 4 (36). – С. 100-106. – Библиогр.: с. 105-106 (15 назв.).
В современном мире билингвизм следует признать нормативным явлением. Именно билингвизм представляет одно из наиболее ярких проявлений межкультурной коммуникации.

Панова, Г. И. Русский язык в сопоставительном аспекте: о языковой избирательности / Г. И. Панова // Русский язык в школе. – 2015. – № 12. – С. 12-17. – Библиогр.: с. 16-17.
Явление языковой избирательности рассматривается на материале русского, украинского, польского и некоторых других языков.

*Первова, Г. М. Русский язык как инструмент формирования позитивного образа России / Г. М. Первова, М. В. Маслова // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, вып. 9 (161). – С. 15-22. – Библиогр.: с. 20 (15 назв.).
Рассмотрена значимость гражданско-патриотического воспитания школьников, осуществляемого в процессе формирования позитивного отношения к родному языку. Утверждена необходимость сочетания риторического и грамматического подходов в обучении русскому языку.

*Пивовар, Е. С. Ключевой концепт как структурирующее начало языковой картины мира у белорусов и русских / Е. С. Пивовар // Русистика. – 2019. – Т. 17, № 2: Белорусская лингвокультурологическая школа. – С. 243-254. – Библиогр.: с. 251-252.
Представлен сравнительно-сопоставительный анализ ключевых концептов языковых картин мира белорусов и русских, таких как "Родина", "язык", "воля". Особый интерес вызывает языковая картина близкородственных народов: выявление универсального и национально-специфического компонентов в структурах ключевых концептов.

*Путинцева, Е. Б. Взаимосвязь в диагностировании предметных и метапредметных результатов: из опыта работы начальной школы / Е. Б. Путинцева // Научно-педагогическое обозрение = Pedagogical Review. – 2015. – № 3 (9). – С. 78-82 : табл. – Библиогр.: с. 81 (7 назв.).
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения (предмет "Родной язык"), их взаимосвязь и взаимовлияние.

Резунова, И. А. Билингвальное языковое образование учащихся школ на уроках филологического цикла / И. А. Резунова // Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 56-61. – Библиогр.: с. 61 (6 назв.).
Рассматриваются особенности билингвального языкового образования учащихся школ Карачаево-Черкесской Республики на уроках филологического цикла. Особое внимание уделяется современным методам преподавания русского языка в условиях двуязычия.

Рожкова, Л. В. Мы – за чистоту русского языка : [стихотворение к Международному дню родного языка] / Л. В. Рожкова // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 80.

Саввинова, А. Д. Метапредметный подход в обучении языку саха: развитие лингвистических компетенций у школьников в условиях билингвального обучения / А. Д. Саввинова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 1. – С. 139-145. – Библиогр.: с. 144-145 (16 назв.).
Известно, что родной язык выполняет особую роль, поскольку именно он является основой для формирования и развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей, а также социализации личности и приобщения ее к культуре. Поэтому в статье рассматривается метапредметный подход в обучении языку саха и развитие лингвистических компетенций у учащихся 5–7 классов в условиях билингвального образования (на примере Республики Саха (Якутия) ).

*Семенова, Г. Н. Язык как средство педагогического воплощения и самовыражения личности обучающегося / Г. Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2017. – № 2 (94). – С. 158-165. – Библиогр.: с. 163-164 (15 назв.).
Взаимодействие образования и национальной культуры. Концептоцентрическая методика преподавания родного языка. Совершенствование национально-русского двуязычия.

Степанова, Л. А. Воспитание речевой культуры / Л. А. Степанова // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 80-89. – Библиогр.: с. 89 (16 назв.).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обобщением научно-педагогического наследия по проблеме речевой культуры с точки зрения сложившихся отечественных традиций. Сделан акцент на продуктивных идеях и подходах прошлого, отражающих значений тесной взаимосвязи языка и культуры как основополагающего механизма воспитания способности к усвоению ценностей и смыслов слова, осознанного и ответственного отношения к нему.

Струминский, В. Я. Родной язык в школе : (к 70-летию со дня смерти К. Д. Ушинского. 1870-1940) / В. Я. Струминский // Русский язык в школе. – 2019. – № 5. – С. 25-31. – Библиогр. в подстроч. примеч.
В ряду многочисленных неоспоримых заслуг Константина Дмитриевича Ушинского перед русской педагогикой классически четкая проведенная им разработка вопросов методологии и методики преподавания родного языка в школе должна быть отмечена как одна из основных. Вопрос о родном языке как учебном предмете начальной и средней школы впервые принципиально глубоко поставлен и разработан в произведениях Ушинского.

*Ушакова, О. С. Обучение родному языку (детский сад-школа-вуз) и актуальные проблемы образования / О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 26-29.
О сотрудничестве МАНПО с различными вузами России и ближнего и дальнего зарубежья в едином международном образовательном пространстве.

*Халиулина, А. И. Сохранение этничности и трансформация этноязыковой идентичности в многонациональном регионе (на примере татар Башкортостана) / А. И. Халиулина, Э. А. Мухтасарова // Политика и общество. – 2018. – № 2. – С. 47-56. – Библиогр.: с. 56 (6 назв.).
Предметом исследования статьи выступают механизмы сохранения этничности и трансформация этноязыковой идентичности татарского населения в многонациональной республике в изменившихся социально-экономических условиях, влияющих на этноязыковое и этнокультурное развитие указанной этнической группы.

Хроленко, А. Т. Какой видится экологическая филология? / А. Т. Хроленко // Русская речь. – 2017. – № 5. – С. 49-56. – Библиогр.: с. 56. 
О содержании и структуре новой научной дисциплины – экологической филологии, направленной на сбережение родного языка.

Шаталов, А. А.  К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли и значении книги и родного языка в интеллектуальном и нравственном воспитании личности / А. А. Шаталов // Воспитание школьников. – 2017. – № 5. – С. 61-68. – Библиогр.: с. 68 (8 назв.).

Шонтукова, И. В. Поликультурность как ключевое качество базовых учебников по русскому языку и литературе / И. В. Шонтукова // Педагогика. – 2018. – № 11. – С. 62-65. – Библиогр.: с. 65 (2 назв.).
Цель статьи – осмысление задач и требований к современным учебникам русского языка и литературы. Автор проводит мысль о том, что в настоящее время нет необходимости делить учебники по типу школ (русские и национальные), более насущной видится задача создания учебников, формирующих поликультурное мышление учащихся.

*Шурпаева М. И. Обучение дошкольников русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. – 2017. – Т. 11, № 2. – С. 114-120. – Библиогр.: с. 119-120 (7 назв.).
Обоснована методика обучения русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия. Предлагаемая система работы направлена на комплексное овладение дошкольниками видами речевой деятельности (слушанием, говорением) на русском языке в условиях билингвизма и содействует решению воспитательных задач.

Янченко, В. Д. Работаем над ошибками учащихся-билингвов / В. Д. Янченко, Ю. В. Янченко // Начальная школа. – 2018. – № 11. – С. 41-44.
В статье рассматриваются актуальные проблемы преодоления интерференционных ошибок младших школьников-билингвов, обусловленных влиянием родного языка обучающихся на изучаемый русский язык, и предложены приемы их исправления.

Список подготовила Н. Н. Казакова

12 комментариев :

  1. Какая серьёзная работа, Агния! Большой привет Наталье Николаевне Казаковой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам большое, Людмила Федоровна! Обязательно передам!)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Агния! мне понравилась цитата немецкого писателя "Нападать на язык народа – значит нападать на его сердце". Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо Вам за то, что прочитали наши материалы! Мне тоже очень понравилась эта цитата: очень эмоциональное и красивое высказывание.

      Удалить
  3. Агния, привет!
    Через неделю у нас как раз Неделя русского языка будет. Возможно, материал ваш пригодится)
    А пока мы всё о защитниках разговариваем)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Светлана! Ну так здорово же! Пусть-пусть пригодится, будем рады!)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Агния! Узнала, что такое билингвизм. Очень понравилась эта цитата :

    Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Приятно, что подарили Вам маленькое лексическое открытие) Возможно, мне надо было поподробнее рассказать о билингвизме, там много интересного.
      А цитату Достоевского я тоже для себя отметила, как очень глубокую.

      Удалить
    2. Агния, "о, сколько нам открытий чудных..." приготовил Ваш блог)
      Цитат много, все они интересны. Но как-то Достоевский своей фразой сразу пришёлся по душе. Мне нравится всё, что связано с РОДНЫМ ЯЗЫКОМ)

      Удалить
    3. Ирина Ивановна, спасибо огромное!
      А что касается родного языка, то, конечно, для каждого народа его язык - самый лучший и любимый, но как же нам повезло, что наш родной язык - русский!)

      Удалить
  5. Агния, здорово, что ты собираешь цитаты. Сколько труда кропотливого. Твой блог - кладезь нужных для работы вещей. Я всегда выделяю его и Просто БИБЛИОБЛОГ Людмилы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо за добрые слова! Очень это греет и радует. Когда такое слышишь, хочется еще больше делать.

      Удалить