воскресенье, 7 марта 2021 г.

«Ты ждёшь весны, как ждёт тебя весна…»

Поэты издавна примечали, до чего женщина похожа на весну. Вдохновляющую красоту обеих воспевали. На их переменчивый нрав – от лютого холода до обезруживающего тепла – сетовали. Легкой поступью любовались. И, конечно, способность к украшению окружающего мира, порождению и возрождению жизни обойти молчанием не могли.

Да и живописцы всех времен и народов от них не отставали. Они, живописцы, весну на полотнах изображали по преимуществу в образе девическом или юном женском, невыразимо прекрасном и утонченном. За что им от нас спасибо!

Предлагаю, чтобы как следует настроиться на праздник, почитать красивые строки да полюбоваться на всю эту красоту. Очень помогает, если что!

Начнем с представителя Золотого века русской литературы, нежнейшего лирика Афанасия Фета (1820-1892). Хотя стихотворение написано немолодым уже человеком, да еще и в декабре, но сколько же в нём весны и любви к женщине! 

Афанасий ФЕТ
ЖДУ Я, ТРЕВОГОЙ ОБЪЯТ... 
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
13 декабря 1886 г.

 

На смену Золотому веку в литературе пришел век Серебряный и, несмотря на тяжесть выпавших на их долю исторических испытаний, соответствующую традицию его представители продолжили очень достойно.

К примеру, Константин Бальмонт (1867-1942). Он знал, как вскружить голову читательницам.

Константин БАЛЬМОНТ
ТЫ ПРИШЛА

Ты пришла, как приходит весна,
Расцвела, как весенний цветок.
И в душе у меня тишина,
Хоть теперь от тебя я далек.
Тишина и созвучие строк,
И дрожанье, и пенье мечты.
Ты нежна, как воздушный намек,
Ты нежна, как ночные цветы.
Сердце хочет всегда Красоты,
Мысли жаждут цветов и зимой.
Ты была и останешься – ты,
Я в минувшем и будущем твой.
Мне не страшно быть порознь с тобой,
И звучит и не молкнет струна.
Ты под снегом, цветок голубой,
Но уж близко вторая весна.


А поэт Игорь Северянин (1887-1941) и вовсе женщину с весной частенько любил «рифмовать». Обнаружила у него несколько таких стихотворений.


Игорь СЕВЕРЯНИН
ТЫ ЖДЁШЬ ВЕСНЫ, КАК ЖДЁТ ТЕБЯ ВЕСНА...

Ты ждёшь весны, как ждёт тебя весна.
Вы встретитесь, две девы, две юницы,
И будет ширь природы вам тесна,

И будет вам опять иное сниться:
Вам, две весны, пригрезится мороз,
Его меха, алмазы и денницы,

На окнах лепестки морозных роз...


Игорь СЕВЕРЯНИН
ЭТО – ОНА

Если вы встретите женщину тихую,
Точно идущую в шорохах сна,
С сердцем простым и с душою великою,
Знайте, что это – она!

Если вы встретите женщину чудную
Женщину, чуткую точно струна,
Чисто живущую жизнь свою трудную,
Знайте, что это – она!

Если увидите вы под запискою
Имя прекрасней, чем жизнь и весна,
Знайте, что женщина эта – мне близкая,
Знайте, что это – она!


Игорь СЕВЕРЯНИН
ПОЛУСОНЕТ

Твои горячие кораллы
Коснулись бледного чела,
Как сладострастная пчела, –
И вот в душе звучат хоралы.

Моя тоска меня карала,
И я не пел, и петь не мог.
Но ты сняла с души забрало
И с песни рыцарской – замок.

Без жизни жизнь и сон без сна
Теперь окончены. Весна
Моей любви поёт и трелит...

Спеши вдыхать весны цветок,
Спеши! И радости поток
Нас захлестнёт, но не разделит!


Не отставал и другой любимец читающей публики Александр Блок (1880-1921). 
Александр БЛОК
КАК ДЕНЬ, СВЕТЛА, НО НЕПОНЯТНА...

Как день, светла, но непонятна,
Вся – явь, но – как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней – всегда весна.

Вот здесь садится и болтает.
Ей нравится дразнить меня
И намекать, что всякий знает
Про тайный вихрь ее огня.

Но я, не вслушиваясь строго
В ее порывистую речь,
Слежу, как ширится тревога
В сияньи глаз и в дрожи плеч.

Когда ж дойдут до сердца речи,
И опьянят ее духи,
И я влюблюсь в глаза и в плечи,
Как в вешний ветер, как в стихи, –

Сверкнет холодное запястье,
И, речь прервав, она сама
Уже твердит, что сила страсти –
Ничто пред холодом ума!..
20 февраля 1914 г.


Александр БЛОК
НЕ МОГУ ТЕБЯ НЕ ЗВАТЬ…

Не могу тебя не звать,
Счастие мое!
Имя нежное твое
Сладко повторять!
Вся ты – бурная весна,
Вся ты – мной одним пьяна,
Не беги же прочь!
Хочешь дня –
Проходит ночь…
Не избегнешь ты меня!
Золотистая коса, расплетись!
В эти жадные глаза заглядись!
Долгожданная гроза, разразись!
30 ноября 1908 г.


Александр БЛОК
ОТВОРЯЮТСЯ ДВЕРИ – ТАМ МЕРЦАНЬЯ...

Отворяются двери – там мерцанья,
И за ярким окошком – виденья.
Не знаю – и не скрою незнанья,
Но усну – и потекут сновиденья.

В тихом воздухе – тающее, знающее…
Там что-то притаилось и смеется.
Что смеется? Мое ли, вздыхающее,
Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами – розовая, сонная?
Или это Ясная мне улыбается?
Или только мое сердце влюбленное?
Или только кажется? Или все узнается?
17 марта 1903 г.

К поэтам Серебряного века в свои ранние годы принадлежал и Илья Сельвинский (1899-1968), но ему было суждено перешагнуть эти рамки, пройти через Великую Отечественную войну и поработать в послевоенное время. 

Илья СЕЛЬВИНСКИЙ
ТЫ НЕ ОТ ЖЕНЩИНЫ РОДИЛАСЬ...

Ты не от женщины родилась:
Бор породил тебя по весне,
Вешнего неба русская вязь,
Озеро, тающее в светизне…
Не оттого ли твою красу
Хочется слушать опять и опять,
Каждому шелесту душу отдать
И заблудиться в твоем лесу?

1957

И, наконец, вспомним стихотворение российско-израильского поэта Михаила Берковича (1929-2008), которого можно назвать представителем современной литературы.

Михаил БЕРКОВИЧ
ЕЙ ИМЯ – ЖЕНЩИНА

Ей имя – Женщина!
Какой бы ни была –
Красавицею юной, маленькою крошкой,
Или когда уж косы седина
Припорошила белою порошей:
Она – весна, и осень, и зима,
Да что там годы и природы время,
И жизнь, которая всего одна!

Не время подводить итоги, дорогая!
Ведь сердце в марте снова оживает
И ждет цветущего и ласкового мая,
И поздравленья с радостью
И дрожью принимает.

Ей имя – Женщина!
Она всегда горда, красива и нежна
И добротою до краев полна –
Любимая подруга, спутница, жена!

 

От чудесных поэтических образов перейдем к образам, созданным фантазией живописцев. Для этого нам придется попутешествовать не только по эпохам, но и по разным странам.


Начнем с картины выдающегося флорентийского художника Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510) под названием «Весна» (итал. Primavera), написанную в 1482 году. Ее считают одной из самых известных и вместе с тем одной из самых загадочных работ. Даже пытаться не будем разгадать тайны, но всё-таки следует знать, что породившим ее источником стал фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей». Так что и здесь без поэта не обошлось. 
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482
Мы видим апельсиновый сад, а в нём, как и сказано у Лукреция, Венеру, Флору, Меркурия (он и есть «Венеры крылатый вестник»), а также Зефира.

Рассматривая полотно справа налево, внимательный зритель заметит, что персонажи располагаются группами в ритме 3-1-3-1.

Итак, первые трое. Бог западного ветра Зефир, преследующий нимфу Хлориду. Хлорида изображена в момент превращения во Флору, богиню цветов. Ну и, собственно Флора, разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Кстати, очень часто именно в образах Флоры и Венеры представала весна на картинах старинных мастеров. 

(Мужчинам на заметку: Согласно греческой мифологии, Зефир, сделав Хлориду своей супругой, превратил ее из обычной нимфы в богиню цветов, расцвета, весны и полевых плодов.) 

Перемещаясь взглядом далее, видим, что центральное место холста занимает Венера, богиня садов и любви. Её особость подчеркивается не только расположением на картине, но также двумя «ореолами», составленными из листьев мирта (атрибута этой богини) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Тем самым она очень напоминает мадонну. Над Венерой порхает Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Именно танцующие Хариты составляют следующее трио фигур.

Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (вероятно, Ефросина) смотрит на стоящего левее Меркурия.

Меркурий – всем нам знакомое божество, обладатель крылатых сандалий и предприимчивого характера. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.

Все персонажи написаны так, будто слегка парят над землей.

Любопытный факт: пышно цветущая поляна в саду, изображенная художником, вовсе «не-просто-так-цветочки». Ботаникам не составило труда идентифицировать каждый из них. Они насчитали на картине свыше 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам.

Исследователи полагают, что картина «Весна» была заказана художнику Боттичелли правителем Флоренции Лоренцо Медичи (Великолепным) в качестве свадебного подарка племяннику. Что ж, если так, то подарок удался. 

Из Италии перенесемся в Германию.

Немецкий исторический живописец Кристиан Бернхард Роде (Christian Bernhard Rode, 1725-1797) образ на картине «Аллегория Весны» (1785) создал с экономностью, которую вечно приписывают его нации: простая одежда девушки, букет цветов и два венка в руках. Вот и всё. И фон, надо сказать, хм-хм, немного мрачноват.

Кристиан Бернхард Роде. Аллегория Весны. 1785

Зато два его соотечественника Франц Ксавер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter, 1805-1873) и Натанаэль (Нафанаил) Шмитт (Nathanael Schmitt, 1847-1918), несмотря ни на какие стереотипы, проявили себя истинными романтиками и изобразили весну совсем иначе.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Весна


Натанаэль Шмитт. Аллегория Весны

От галантных французов, напротив, иного, кроме как восхищенного, взгляда на женщин не ждешь. И они точно не подведут!

Художник Эдуард Биссон (Edouard Bisson, 1856-1939) весну изображал не единожды. И это неудивительно, когда дело касается такого рыцаря женской красоты, как он. К любому из его полотен напиши название «Весна», никто ни на минуту не усомнится, что это правда.

Эдуард Биссон. Весна

Среди ранних, не так чтобы широко известных, работ еще одного французского художника Поля Сезанна (Paul Cézanne, 1839-1906) есть серия «Четыре сезона». Одна из четырех картин, естественно, «Весна» (1861).

Поль Сезанн. Четыре сезона. Весна. 1861

Их земляк Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir, 1841-1919), как известно, был импрессионистом. Это всё, о чем нужно помнить, рассматривая его работу «Времена года. Весна» (1879).

Пьер-Огюст Ренуар. Времена года. Весна. 1879
Ничуть не уступал своему французскому коллеге Биссону по части изображения представительниц прекрасного пола живописец из Австрии Ханс Зацка (Hans Zatzka, 1859-1945). Скажем больше, этот человек даже умудрился родиться именно 8 марта! Картина «Весенняя нимфа» просто  очаровывает своей легкостью.

Ханс Зацка. Весенняя нимфа

С безупречным мастерством, присущим первому живописцу короля, коим он в свое время и являлся, изобразил весну испанец Мариано Сальвадор Маэлья (Mariano Salvador Maella Pérez, 1739-1819). 

Мариано Сальвадор Маэлья. Весна. 1805-1806

Раз уж речь зашла о национальных стереотипах, то, признаюсь, сумели удивить отличающиеся спокойным уравновешенным характером британцы. Судя по их «вёснам», под этой невозмутимостью джентльменства бьются жаркие сердца!

Убедитесь сами, весна на полотне английского художника Уильяма Сэвиджа Купера (William Savage Cooper) оказалась, пожалуй, самой юной, танцующей, цветущей и звонкой, из всех, что мы видели.

Уильям Сэвидж Купер. Весна

А один из наиболее талантливых художников-прерафаэлитов Энтони Фредерик Огастас Сэндис (Anthony Frederick Augustus Sandys, 1829-1904) назвал свою картину «Нежная весна». 

Энтони Фредерик Огастас Сэндис. Нежная весна

Вернувшись с Британских островов, обратим свои взоры на творцов из славянского мира.

 Рыжеволосую красавицу запечатлел на литографии «Весна» (серия «Времена года») чех Альфонс Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939). Работа создана в 1896 году.

Альфонс Муха. Времена года. Весна. 1896

Отечественные художники тоже приложили руку и сердце к этой теме.

Мастером своего дела русский живописец Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) слыл в качестве создателя исторических полотен, картин на фольклорные темы. Но в 1885 году выполнил эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Перед нами его акварель «Весна-Красна» (1885). В этой небольшой работе Васнецов опирался на собственные обширные знания о традиционных цветах, символах и орнаментах, используемых славянами.

Васнецов В. М. Весна-красна
(эскиз к опере "Снегурочка"). 1885

Менее знаком широкому кругу зрителей художник Николай Николаевич Александров (1863 – после 1910). Он создавал портреты, пейзажи, работы на исторические, бытовые сюжеты, аллегорические композиции. Одна из них называется «Аллегория весны».

Александров Н. Н. Аллегория Весны

Наша галерея была бы неполной без нескольких картин очень интересных современных художников. Каждую можно рассматривать, разгадывая вложенные автором символы и ассоциации. Боттичелли остался бы доволен.

Ирина Котова. Весна


Андрей Ремнёв. Весна. 2010

Сергей Лукьянов. Весна

Милые женщины, пусть в каждой из вас живет поэзия и красота! Пусть неиссякаемой будет творческая энергия! Пусть любовь согревает сердце, а в душе и в глазах живет радость! Крепкого вам здоровья! Успехов во всех делах и осуществлении замыслов! Семейного благополучия и уюта!


 С любовью и уважением, ваша Агния

_____________  

Некоторые другие посты, ранее опубликованные в этом блоге и посвященные женщинам:

И жизнь полна бессмертной красоты!

"Как неразгаданная тайна...!

"Ты женщина, ты вечность, ты мгновенье!.." Новая виртуальная выставка

Мечта поэта

Смелая жизнь

Во славу красоты

14 комментариев :

  1. Агния, спасибо за чудесный праздничный пост! В этот замечательный весенний праздник желаю потрясающего настроения и море позитива, безграничного добра и самых светлых, искренних людей рядом. Будьте удачливы, успешны, верьте в себя, мечтайте и осуществляйте все задуманное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Наталия Викторовна, спасибо огромное! Чудесное, трогательное поздравление! От всего сердца поздравляю Вас и желаю всего самого доброго, нежного и радостного!

      Удалить
  2. Милая Агния, да-да, повторю за Н.В. Кузнецовой :спасибо за праздничный пост и поздравление. В предпраздничный день читать стихи, любоваться картинами - радость для души. Современные художники не уступают известным художникам прошлого. Особенно понравилась картина И.Котовой "Весна" - песня молодости и красоте) С весной, мой милый блогодруг!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Ирина Ивановна! Подумала-подумала я, что сама хотела бы увидеть на 8 марта, вот и остановилась на таком варианте. Красота лишней не бывает)
      И меня тоже современные художники очаровали, очень интересное вИдение.
      От всего сердца поздравляю с праздником! Пусть весна одарит Вас счастливыми, волшебными событиями!

      Удалить
  3. Дорогая Агния, большое спасибо за такой красивый, нет, прекрасный пост. И картины, и стихи! Это же просто чудо, какая красота. Спасибо! Здоровья Вам, счасятья, любви и побольше подобных гениальных идей нам на радость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, дорогая, спасибо! Если настроение хоть немножко улучшилось, то я тому очень рада и довольна. Взаимно желаю Вам самого доброго, светлого и чудесного!

      Удалить
  4. Агния, какие чудесные картины! Спасибо! Поздравляю вас с праздником!
    Пускай живет весна в душе,
    Пусть в сердце радость расцветает,
    От зимней спячки ведь уже
    Весна весь мир освобождает!

    Желаю жить, любить, мечтать
    И каждым мигом наслаждаться,
    Как солнце яркое, сиять
    И лучезарно улыбаться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, огромное спасибо за добрые слова и вдохновляющие стихи!

      Удалить
  5. Агния, как в галерее побывала)
    Кстати, многие картины мне знакомы по группе в ФБ "Изоизоляция" Представь, какой ликбез за год!)
    Стихи прелестны. Но мне всегда интересны прототипы - реальные женщины, которым эти стихи посвящали. Вероятно, в жизни всё было более прозаично, и музы готовили борщи или лазанью, как простые смертные)
    С весной всех нас. пусть нам будет счастье)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина)) Да, Изоизоляция в прошлом году внесла свою просветительно-настроеньеподнимательную лепту. Вспоминаю проект с удовольствием и улыбкой.
      Про женщин-прототипов вполне может быть и так. Уж точно не все из них были недосягаемыми "Лаурами". С другой стороны, если ты живешь бок о бок с поэтом, варишь борщи, а он тебе такие стихи пишет, то это достойно восхищения)
      С праздником, дорогая! Тоже желаю тебе огромного счастья!

      Удалить
  6. Долго разглядывала женские образы. В четырёх узнала себя:) Чаще бываю по Ренуару - непонятная, рассеянная, мужу мученье:) Иногда проступает образ Сезанна - при сохранённой женственности четко мыслю и действую - муж спокоен и уверен в себе, глядя на меня. А порой вдруг просыпается во мне бесёнок от КУпера - мужу радостно и весело со мной. А вообще, хочется, конечно, как у Лукьянова: держать на себе и вокруг себя весь мир с тонким изяществом и оставаться при этом Весной:)))
    С праздником, Агния!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, какая ты молодец! Мне очень понравилось всё, что ты написала. Верно, настоящую женщину "одной весной" не опишешь!) И, думаю, в этом самая что ни на есть радость и тайна. Желаю нам быть прекрасными, чарующими и разными!
      С праздником, дорогая!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Агния! Необычайно красивые стихи! А какие женщины! Вот это галерея! Современные картины хороши! Красивый пост! Спасибо!
    Присоединюсь к пожеланиям здоровья, счастья, душевной гармонии и , конечно, любви!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Людмила Федоровна! Спасибо огромное! Я тоже поздравляю Вас! Пусть здоровье будет крепким, душа спокойной, а мечты непременно сбываются!

      Удалить