суббота, 9 марта 2013 г.

Прекрасное должно быть величаво


Можно как угодно относиться к Международному женскому дню 8 марта, но не удастся нам обойти тему женщины, её образа, её мира.
Да, конечно приятно, когда мужчины предупредительны и элегантны, приятно слышать добрые слова и искренние комплименты, бесценно ощущение любви и тепла близких. И не один день в году, разумеется!..
Но, дорогие мои сёстры, попробуем радоваться каждой малости, быть милыми, воздушными и очаровательными! И будь что будет :) !
8 марта очень даже располагает к романтике и мечтам. О чём мечтает женщина? Обойдёмся пока шорт-листом :) наших больших и маленьких фантазий (потому как длинный список сильно утомит слабых и слабо удивит сильных).
Какая женщина не хочет, чтобы мир вокруг был наполнен красотой и гармонией (желательно в ароматных цветочках), а сама она столь же красиво и гармонично отражалась в чьём-то влюблённом взгляде!
Для выполнения этой мечты мне, как говорилось в одном хорошем фильме, «помощник нужен – хомо сапиенс». Потому, хорошенько подумав, я и решила привлечь в помощники-поздравляльщики даже не одного, а двух великолепных мужчин. Они о женском празднике и слыхом не слыхивали, но зато подарки нам обеспечили дивные. Что ещё интересно, мы их тоже можем поздравить, но с юбилеями. Одного – в марте, а другого, то ли в марте, то ли в апреле (наука слегка затрудняется сказать вполне определённо).
К сожалению, жили они давно. Очень давно. Но это же дела не меняет. Настоящее живёт вечно, правда?

 12 марта исполняется (барабанная дробь!) 400 лет чудесному французскому ландшафтному архитектору, дизайнеру, паркостроителю Андре Ленотру (1613-1700).
Портрет Андре Ленотра.
Худ. Карло Маратта
Родился он в Париже, в семье главного садовника Тюильри. Да и дед его занимался садоводством. Конечно Андре пошёл по стопам своих предков, поскольку с юных лет имел возможность разузнать все тонкости их ремесла. 
Словно музыка для женского уха звучат слова Версаль, Тюильри, Во-ле-Виконт, Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу… (попробуйте их произнести с французским акцентом, напевно грассируя)))


Версаль 1664 г.
Фонтенбло. Старинная гравюра
А Ленотр там изо всех сил работал, чтобы ещё и глаз усладить! Именно с него началось то, что по сей день называют «французским» парком.
Французский стиль характеризуется следующими чертами:
– масштабность, поскольку сад или парк рассчитан на большое количество людей, одновременно пребывающих в нем;
Парк в усадьбе
Во-ле-Виконт
– строгая геометрия планировки, что придает саду подчеркнутую торжественность; 
– обязательно соблюдение строгой симметрии во всех элементах сада;
– основой является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности отводится роль, подчеркивающая творение рук человеческих. Растительный материал рассматривается как неподвижный и не изменяющийся не только по форме, но и по цвету;
– постоянство формы растений поддерживается их стрижкой или специальным набором растений мало меняющихся по форме и цвету;
Версаль
– в группировке растительного материала используются такие приемы как аллеи, беседки, композиции с использованием фигурной стрижки, живые изгороди, бордюры, цветники;
– если используются малые архитектурные формы, то только величественного и помпезного характера;
 – рукотворность создания сада подчеркивается торжество человека над природой.
Самым основным его «детищем» всё же считается работа над планировкой ансамбля Версаля и Трианонов (1661–1668 гг.).
Версаль
Версаль
Версаль
Версаль
Версаль
Французские короли были в полном восторге, а за ними пришла в эстетическое волнение и вся Европа, перенявшая изысканный стиль и следовавшая ему ни много ни мало до середины XVIII века (целый век практически).

Фонтенбло
Сен-Клу
Сен-Клу

Сен-Клу
Сен-Жермен-ан-Ле
Не стало Андре Ленотра в возрасте 87 лет. Возраст почтеннейший не только для XVII века, в котором он жил, но и для теперешних времён. Наверное жизнь на природе, среди красоты парков сыграла свою благотворную роль, хотя и ответственность у него всегда была огромная. Всё-таки королевская служба мёдом может показаться лишь с большой натяжкой! И времена он переживал разные, не всегда простые…
Если учесть, что в 1635 году, когда ему исполнилось всего 22 года, он назначается главным садовником (надо полагать, уже за какие-то заслуги и умения) герцога Орлеанского (брата короля Людовика XIII, между прочим!), а последние его работы и консультации датируются 1690-ми годами, то общий «садово-парковый» стаж Ленотра составил порядка 60-ти лет. Ветеран труда, по-нашему! Но он был скромен и мудр: «Я думал лишь о чести и славе Франции». Чем не девиз!
Из благодарности к мастеру его именем назван чудесный ароматный сорт роз.


Дополнительный список литературы об А. Ленотре:

Андре Ленотр // Новая Российская энциклопедия : в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. – Москва : Энциклопедия : Инфра-М, 2003. – Т. IX (2) : Ла-Гранд-Мот – Лонгфелло.

Всеобщая история ландшафтного искусства : Сады и парки мира. – Москва : Эксмо, 2007. – 736 с.

Климовицкий, Г. Во-ле-Виконт : [дворец, XVII в.] / Г. Климовицкий // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 15. – С. 8-9.

Климовицкий, Г. Французское садово-парковое искусство : [дворец Во-ле-Виконт, XVII в.] / Г. Климовицкий // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 15. – С. 14.

Медкова, Е. Трагедия человека Нового времени : темы и вопросы для обсуждения / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 15. – С. 16-18.

Хронология Во-ле-Виконта : [1656-1661] // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2010. – № 15. – С. 19.

Некоторые использованные фотографии: http://www.gardener.ru/gap/garden_guide/page347.php


Голова музы
Теперь от окружающего мира обратимся непосредственно к образу женщины, воплощал который в своём творчестве наш следующий герой.
Начал он свой путь столь же рано, да век этого гения оказался до обидного краток...

Сонет

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.
(перевод А. Махова)

Эти горячие и горькие строки написаны человеком, который между тем восхищённо смотрел на женщину и наделял её образ нежностью, чистотой, гармонией, грацией, глубиной и сиянием. Именно так можно вкратце описать то впечатление, которое производят картины автора сонета, гениального Рафаэля Санти (1483-1520) – итальянского художника и архитектора, которому весной этого года исполняется 530 лет.
Автопортрет. 1506
Красивый юноша с грустными глазами глядит на нас с автопортрета (написан Рафаэлем в возрасте 23 лет). Художник, воспевший Мадонну, воспевший в ней женщину и мать. Его так частенько и называют – мастером Мадонн. Он, конечно, не был идеальным человеком, но в его искусстве воплотилось неукротимое стремление к красоте и свету, добру и любви. Зримое и завораживающее.
Вообще о жизни Рафаэля Санти за давностью лет сохранилось не так много достоверных данных. В основном опираются на «Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора», оставленное Джорджо Вазари, хотя нельзя сказать, что автор подтвердил каким-то бесспорным образом каждый приведённый факт. Но делать нечего, «обопрёмся» на него :) и мы.
«Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах», – писал Д. Вазари.
Рафаэль, как и описанный выше Ленотр, продолжил династию, но, в его случае, – художников. По одним данным родился 28 марта, по другим – 6 апреля (что, скорее всего, более вероятно) в семье придворного живописца Джованни Санти. Дело было в итальянском городе Урбино. (Кстати, итальянское имя художника, данное при рождении, – Рафаэлло, а Рафаэль – латинизированная форма).
Поэзия. 1509-1510
Джованни, наверное, не назовёшь самым лучшим на свете художником, но именно он привил любовь к искусству Санти-младшему, да и сама среда определила выбор жизненного пути его сына. Как бы то ни было, но с самого нежного возраста художественный талант мальчика проявился со всей очевидностью.




Непросто складывалась жизнь семьи. У Рафаэля были старшие брат и сестра, но времена по части детской смертности были крайне неблагополучные, и их не стало в раннем возрасте. Восьми лет от роду мальчик лишился и матери. Вазари пишет, что в мастерской отца Рафаэлло часто и подолгу просиживал перед одной фреской, написанной Джованни. Фреска изображала прекрасную Мадонну с малышом на коленях и книгой в руке. Ребёнок видел в этом изображении образ умершей любимой матери.
Вскоре отец женился во второй раз, и в браке даже родилась дочь. Но, к сожалению, Джованни недолго выпало радоваться новой жизни и успехам своего талантливого ребёнка. Он умер от лихорадки, и Рафаэль, оставшись сиротой в 11 лет, был взят на воспитание дядей фра Бартоломео.
Мы уже упомянули, что ребёнок рано начал рисовать и отец поощрял и развивал его в этих занятиях.
Пьетро Перуджино
В частности, большим шагом в профессиональном развитии стало обучение у Пьетро Перуджино – одного из самых известных итальянских художников. Рафаэль всегда был очень восприимчив и верно умел схватить стиль учителя (так верно, что в вопросе авторства копий некоторых картин позже многие исследователи очень затруднялись), да и не только учителя, но и многих великих художников, известных к тому времени. Вместе с тем, развиваясь, беря лучшее, постепенно обретал и свой узнаваемый почерк. Словом, к 17-ти годам он становится вполне сложившимся художником, что подтверждается строкой из контракта 1500 года, где он назван как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино».
На его талант начинают обращать пристальное внимание и, хотя он ещё находится под сильным влиянием манеры Перуджино, доверяют ему работу над картинами и росписями церквей.
Но сегодня не будем вдаваться в подробности интереснейшей жизни Рафаэля. Остановимся на его женских образах.
Он написал множество образов Богоматери. Его «моделями» становились и случайно встреченные женщины, и женщины любимые им. С течением времени образ его Мадонны менялся, наполняясь всё большим смыслом и глубиной. Скажем больше: именно эта тема стала доминирующей во всём его творчестве, именно в ней он был бесподобен.
Мадонна в зелени. 1506
Мадонна Орлеанская. 1507
Мадонна с вуалью. 1509-1510
Мадонна в кресле. 1514

Мадонна с розой. 1518

Представьте, вот не достигнувший 19-ти лет юноша пишет «Мадонну Конестабиле».
Мадонна Конестабиле. 1504
Что водит рукой житейски неопытного ещё человека? Как смог он воплотить эту нежную грусть и мудрость? А может быть именно молодость автора и стала причиной особенного ощущения чистоты от картины…
Судьба картины любопытна. «Мадонна Конестабиле» была написана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. Затем переходила по наследству, пока в 1871 г. её не приобрели в собрание Зимнего дворца, а в 1881 г. она оказалась в Эрмитаже, где хранится и по сей день.

Известно, что герцог Тосканский приобрёл картину «Мадонна Грандука» (1504) и с тех пор никогда не расставался с ней.
Мадонна Грандука. 1504

Не менее интересна история другого произведения Рафаэля – «Мадонна со щеглом».
Мадонна со щеглом. 1507
Вазари пишет: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази [флорентийский купец – прим. моё], для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джордже обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро.
Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».

 Картина «Мадонна Темпи» названа по имени флорентийской семьи Темпи, для которой была написана. В 1829 г. приобретена у её потомков королём Баварии Людвигом I.
Мадонна Темпи. 1507-1508

Вершина творчества Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея). Её художнику заказали как алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце в 1512 году. Эту картину можно рассматривать бесконечно, замечая всё больше деталей, восхищаясь переданными эмоциями и мастерством творца.
Сикстинская мадонна. 1513-1514
Перед нами юная босая женщина, легко ступающая по облакам. В её руках ребёнок. Слева преклонил колени Святой Сикст, справа – Святая Варвара (считалась небесной покровительницей г. Пьяченцы). За спиной Мадонны угадываются лица ангелов. Внизу тоже два маленьких ангела с мечтательными лицами. Все фигуры образуют круг, в центре которого младенец Христос.
Всё гармонично и на первый взгляд спокойно, но это спокойствие обманчиво. Мы уже знаем, что ребёнку суждено стать Спасителем человечества, претерпев за него муки. Об этом будто догадывается и он сам, и нежная мать, бережно держащая драгоценную ношу. Взгляд ребёнка печален, а Мадонна смотрит не на нас, она погружена в себя, тревожась и угадывая будущее сына…
Но остановлюсь.
Пусть о картине скажут люди, обладающие несомненным авторитетом и умением прекрасно формулировать.
«Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно... Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека... В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается», – так передал свои чувства поэт В. А. Жуковский.

«Одной картины я желал быть вечно зритель...», – сказал о ней А. С. Пушкин.

«Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем...», – восхищался художник Карл Брюллов.

В. Г. Белинский писал В. П. Боткину после посещения Дрезденской галереи: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Ему же принадлежит и такое высказывание: «В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение».

Жена Ф. М. Достоевского Анна Григорьевна записала в дневнике: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». Это подтверждается и тем фактом, что репродукция картины была в его доме, как, кстати, и в доме Льва Николаевича Толстого.

И ещё два чудесных высказывания.

Итальянский художник и архитектор Карло Маратти: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

А поэт Иоганн Вольфганг Гете высказался по-немецки кратко, но метко: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».

Обратимся ещё к нескольким картинам, которые запечатлели реальные женские образы.
Картина «Донна Гравида» (1505-1506 гг.) изображает беременную женщину. Её левая рука бережно лежит на животе. Лицо, может быть, и не классически красиво, но в нём спокойствие и сосредоточенность. 
Донна Гравида. 1505-1506

«Портрет молодой женщины с единорогом» написан в те же годы.
Портрет молодой женщины с единорогом. 1505-1506
Судьба этого произведения таинственна. Начнём с того, что единорог на картине несколько необычен. Это мифическое существо, которое мы обычно представляем в виде довольно большого дикого животного, очень похожего на лошадь, а здесь оно маленькое, ручное.
Несколько столетий авторство картины приписывали разным художникам эпохи Возрождения. Наконец в 1927 г. специалисты назвали имя Рафаэля. Картину исследовали с помощью рентгена и обнаружились многочисленные следы её переписывания. Так, например, единорог вначале был собачкой (отсюда и его маленький размер), и сама героиня тоже менялась.

Дама под покрывалом (Донна Велата). 1516
Это красивое лицо угадывается на разных картинах Рафаэля, в том числе и в «Сикстинской Мадонне». Предполагают, что это Маргарита Лути, дочь пекаря из Сиены.
Рафаэлю минуло тридцать лет, когда он увидел очаровательную семнадцатилетнюю девушку. В тот момент шла работа над фреской «Амур и Психея», а Психея всё не получалась, так как не было подходящей натурщицы. И вдруг такая встреча! Художник, конечно, пригласил девушку позировать. Тогда-то и начался их шестилетний роман, а заодно и бессмертие, которое подарил ей гениальный художник.
Известно прозвище Маргариты – Форнарина, или пекарочка (булочница), как он окрестил любимую (от итальянского слова «печь» – forno). Разное говорят об этой музе Рафаэля. Не всегда лицеприятные вещи. Но он любил её, а картины, как ничто другое, передают это чувство.
Рафаэль умер в Риме, в собственный день рождения 6 апреля 1520 г. по одной из версий от лихорадки, подхваченной им в катакомбах, где он участвовал в археологических раскопках. Рим оплакивал безвременно покинувшего мир (в те самые, роковые для гениев, 37 лет!) художника. Он ушёл из жизни в человеческом и творческом расцвете. Ушёл, не совершив всего, что мог, оставив искусство в горе и сиротстве.

Использованные и дополнительные материалы
о Рафаэле Санти:

Антипова, В. Б. Встреча в литературно-художественной гостиной «Живопись итальянского Возрождения» / В. Б. Антипова // Классный руководитель. – 2007. – № 8. С. 131-143. Библиогр.: с. 132 (15 назв.).

Аптекман, В. Рафаэль. 1483-1520 / В. Аптекман // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2003. – № 13. – С. 5-6, 11-12 ; № 14. – С. 5-6, 11-12 ; № 15. – С. 5-6, 11-12.

Белошапкина, Я. Женские портреты / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 12-13. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Белошапкина, Я. Мадонны Рафаэля / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 10-11. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Белошапкина, Я. Обручение Марии / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 4-5. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Белошапкина, Я. Портрет Бальдассаре Кастильоне / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 6-7. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Белошапкина, Я. Портрет папы Льва X с кардиналами / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 8-9. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Белошапкина, Я. Рафаэль Санти / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 2-3. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Белошапкина, Я. Станцы / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 14-15. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Бузукашвили, И. Рафаэль Санти / Илья Бузукашвили // Человек без границ. 2009. № 11. С. 32-37.
Основные моменты биографии и наиболее известные работы итальянского живописца и архитектора эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти.

Величайшие гении мирового искусства : Архитектура. Живопись. Скульптура . – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Полигон, 2006. – 240 с.

Волынский, Л. Взгляд Мадонны / Л. Волынский // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 24.
Отрывок из повести Л. Волынского «Семь дней» (1958).

Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. – Москва : Белый город, 2006. – Т. III : П-Я. – 511 с.

Иванникова, Н. В. Феномен «Сикстинской мадонны» в русской эстетической мысли ХХ в. / Н. В. Иванникова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 3. С. 168-177.

Козмин, Б. Прекрасное должно быть величаво : [о творениях Рафаэля] / Б. Козмин // Слово. – 1990. – № 1. – С. 28-32.

Любимов, Л. Д. Искусство Западной Европы : книга для чтения / Л. Д. Любимов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1982. – 320 с.

Майкапар, А. Ван Эйк, Рафаэль, Чима да Конельяно, Россетти : шедевры старых мастеров: говорящие детали / А. Майкапар // Искусство : журн. Изд. дома "Первое сент.". – 2012. – № 8. С. 52-55. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2012. – сент.

Майкапар, А. Чудо чистоты и гармонии : Рафаэль и музыка / А. Майкапар // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 20-22. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Максимова, И. Рафаэль божественный / И. Максимова // Студенческий меридиан. 2005. № 12. С. 58-63 ; 2006. – № 1. – С. 28-33 ; 2006. – № 2. – С. 76-79.
О творчестве итальянского живописца эпохи Возрождения Рафаэля Санти.

Мартьянова, О. «Афинская школа» Рафаэля / О. Мартьянова // Искусство в школе. 2004. № 6. С. 69-83. : ил.
Сценарий урока МХК, посвященного эпохе Возрождения, построенный на художественно-историческом анализе фрески Рафаэля «Афинская школа».

Медкова, Е. Звено в цепи : Предшественники. Последователи / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 18-19. Библиогр.: 3 назв.

Медкова, Е. Самостоянье человека : темы и вопросы для обсуждения / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 16-17. Библиогр.: 5 назв. Прил.: Искусство : электронное прил. – 2011. – № 1-4.

Назарова, Т. А. Die Perle der Dresdener Gemaldegalerie / Т. А. Назарова // Методическая мозаика : прил. к журн. "Иностранные языки в школе". – 2009. – № 2. С. 17-19. Текст на нем. языке.

Опимах, И. Сикстинская мадонна Рафаэля / Ирина Опимах // Смена. – 2008. – № 5. С. 116-127.
История создания шедевра Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».

Осипова, Л. Пятьсот лет «Сикстинской мадонне» Рафаэля / Л. Осипова // Семья и школа. 2012. № 6. С. 40.
Самая знаменитая картина мира. Высказывания о картине русских писателей и критиков ХIХ века.

Пархоменко, Е. Земное и возвышенное : Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти / Е. Пархоменко // Искусство в школе. 2005. № 3. С. 3-8.
Урок МХК, посвященный трактовке образа Мадонны у художников Высокого Возрождения Леонардо и Рафаэля, раскрывает путь творческих исканий, неразрывно связанный с индивидуальностью каждого из мастеров.

Пашут, Л. Рафаэль : пер с венгерского / Л. Пашут. – Москва : Искусство, 1981. – 568 с. : ил., портр.

Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству / С. М. Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 507 с.

Поликарпов, В. Наследие Рафаэля и русская культура / В. Поликарпов // Иностранная литература. – 1983. – № 8. – С. 227-229.

Рафаэль / авт.-сост. М. И. Боженкова, А. И. Рощин. – Санкт-Петербург : Пальмира, 1994. – 168 с.

Рафаэль : альбом / И. Е. Прусс. – Москва : Изобразительное искусство, 1983. – 26 с.

Рафаэль // Кто есть кто : новейший справочник школьника. – Москва, 2007. – С. 833-834.

Рафаэль тайно женился на своей возлюбленной Форнарине? // Наука и религия. 2005. № 8. С. 6.
О некоторых фактах личной жизни художника Рафаэля.

Рыжов, В. Великие творцы ренессанса : викторина для 8 класса [МХК] / В. Рыжов // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2004. – № 6. – С. 3.

С. М. Христос со знаменем победы / С. М. // Наука и религия. 2005. № 4. С. 26.
О картине Рафаэля «Воскресение Христово».

Стам, С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля : (вопросы идейного содержания) / С. М. Стам. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. – 80 с.

Степанова, С. Она – Мать и Дева : "Сикстинская Мадонна" Рафаэля / Светлана Степанова // Наука и религия. – 2011. – № 2. С. 34-36, 64.
Об истории создания и сюжете картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Хронология творчества Рафаэля Санти / сост. Е. Князева // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 1. – С. 23.

Интернет-ресурс

 Все перечисленные издания имеются в фонде Зональной научной библиотеки СГУ. 

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением
ваша Агния

2 комментария :

  1. Интересная статья, спасибо! Жалко, что практика заканчивается, можно было бы провести классный час в моем 7"Б". Вообще, у вас много в блоге интересного, может даже мне в будущем пригодится то, о чем вы пишите.

    ОтветитьУдалить
  2. Настя, спасибо Вам за отклик и добрые слова! Буду по-настоящему рада, если что-то окажется полезным, подарит какие-то новые интересные идеи для Вашей учительской "копилки".

    ОтветитьУдалить