среда, 15 мая 2013 г.

15 мая - Международный день семей

15 мая отмечается Международный день семей (англ. International Day of Families) (или иногда ещё его название переводят как Международный день семьи).
Своим появлением праздник обязан инициативе Организации объединённых наций (ООН) и произошло это в 1993 году, то есть ровно 20 лет назад.
Логотип Международного дня семей

По замыслу празднование Дня семей должно привлекать внимание самых широких властных и общественных кругов к проблемам семьи, к её поддержке и даже защите. Не секрет, что в настоящее время семья как институт испытывает большое количество трудностей.
Начнём с того, что в прошлом совместное проживание порядочного мужчины и честной женщины без заключения брака было практически невозможно, в противном случае вызвало бы, мягко говоря, серьёзное общественное порицание. Сейчас же так называемые гражданские браки стали почти нормальным явлением, никого уже не только не смущающим, а чаще всего даже вызывающим абсолютное понимание. Чего зря спешить, ставя штамп в паспорте, рассуждаем мы, сначала нужно вместе пожить, испытать друг друга в бытовых «битвах». А среди тех, кто всё-таки решился вступить в брак, велик процент не сумевших сберечь чувства и, как следствие, мы наблюдаем многочисленные разводы, неполные семьи, безотцовщину. Не может не вызывать тревогу домашнее насилие по отношению как к детям, так и к другим членам семьи. И это далеко не полный перечень проблем!
Мало того, испытанием для традиционной семьи в некоторых странах стало законодательство, разрешающее брачный союз между людьми нетрадиционной сексуальной ориентации…
Как ко всему этому относиться, как не потерять ориентиры в нашем бурлящем мире, как устоять в собственных убеждениях? Особенно трудно приходится детям, едва вступающим в жизнь и только формирующим свои взгляды и модели поведения.
Потому ООН и считает своим долгом напоминать нам о важности семьи, её ценности. Ежегодно Генеральный секретарь ООН публикует послания и называет в них тему очередного Международного дня семей. Например, в 2008 году она звучала как «Отцы и семьи: обязанности и вызовы», в 2009 году – «Матери и семьи: вызовы в меняющемся мире», в 2010 году – «Влияние миграции на семьи во всём мире», в 2011 году – «Решение проблем малоимущих семей и проблем социальной изоляции», в 2012 году – «Обеспечение баланса между трудовой деятельностью и выполнением семейных обязанностей на благо семей и общества в целом»
Таким образом, в этом году главной темой названо усиление сплочения общества, общая ответственность и взаимопонимание между поколениями.
Из неё мы сегодня возьмём на заметку именно взаимопонимание между поколениями. Этот вопрос волнует человечество, не побоюсь ошибиться, уже тысячелетиями.


«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Кто сказал?! Сократ в V в. до нашей эры. А вы думали баба Дуся у соседнего подъезда?

Или вот еще.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
(древнегреческий поэт Гесиод, 720 год до н. э.).
Гесиод

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк
(папирусу с этими словами, принадлежащими египетскому жрецу, около 4000 лет).

Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру
(надпись на вавилонском глиняном горшке 3000-летней давности).

Что это, как не печальное непонимание между поколениями?
В художественной литературе тема семьи, взаимоотношений старших её представителей с младшими также не могла не рассматриваться во всём разнообразии и полноте.
Горбунов К.
Портрет И.С.Тургенева в 20 лет

Первое, что приходит в этой связи в голову – книга Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Мы привыкли называть его романом о нигилисте. Но оставим в стороне эту часть вопроса и обратимся к некоторым точным штрихам, обозначающим психологию родственных отношений не только персонажей, но и реально существующих людей.
Вот в отчий дом после разлуки приезжает повзрослевший сын. Забудьте на минутку, что это написано в XIX веке, представьте, что сегодня утром. Многое ли изменилось?

Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино».

Варвара Петровна Тургенева,
мать писателя
Или Евгений Базаров в разговоре с Аркадием нелестно отзывается о его дяде Павле Петровиче.
– Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!
– Как ты назвал Павла Петровича?
– Я его назвал, как следует, – идиотом.
– Это, однако, нестерпимо! – воскликнул Аркадий.
– Ага! родственное чувство заговорило, – спокойно промолвил Базаров. – Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой – и не гений... возможно ли это?
Сергей Николаевич Тургенев,
отец писателя
(Неизв. художник. 1810-е гг.)

А когда Василий Иванович Базаров спросил у друга своего сына, какого тот мнения о нём, сердце горячо любящего отца после разговора оказалось абсолютно удовлетворено.
– Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
– Итак, вы полагаете... – начал он.
– Я уверен, – подхватил Аркадий, – что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
(…) Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы – и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
– Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил он, не переставая улыбаться, – я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!
Памятник семье
в Ульяновске

Как часто наши родители вынуждены сдерживать порывы нежности, чтобы не смущать повзрослевших детей. Случается, что слишком поздно жалеют дети потом о своей холодности, когда некому уже сказать такие ожидаемые и важные слова.

Эдуард Асадов
НЕРАВЕНСТВО
Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.

Родителям это всегда, признаться,
Обидно и странно. И все же, и все же
Не надо тут, видимо, удивляться
И обижаться не надо тоже.

Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей,
И чувствует в жизни острее тот,
Кто жертвует, действует, отдает,
Короче: дающий, а не берущий.

Любя безгранично детей своих,
Родители любят не только их,
Но плюс еще то, что в них было вложено:
Нежность, заботы, труды свои,
С невзгодами выигранные бои,
Всего и назвать даже невозможно!

А дети, приняв отеческий труд
Памятник семье
в Кирове
И становясь усатыми "детками",
Уже как должное все берут
И покровительственно зовут
Родителей "стариками" и "предками".

Когда же их ласково пожурят,
Напомнив про трудовое содружество,
Дети родителям говорят:
– Не надо, товарищи, грустных тирад!
Жалоб поменьше, побольше мужества!

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.

И все же – не стоит детей корить.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать, пережить
И побывать в "стариках" и "предках"!

Но иногда родительская любовь совершает ошибку. О таком примере рассказывает писательница Галина Щербакова в своей повести «Роман и Юлька» (позже была также напечатана под редакторским названием «Вам и не снилось»).
Кадр из фильма (1980)
Сюжет давным-давно известен. Герои – девятиклассники Рома и Юля – любят друг друга, но родители категорически против. Почему?! Если у В. Шекспира в «Ромео и Джульетте» причиной стал «вражды минувших дней раздор кровавый», то здесь внешне всё обходится без поножовщины, но зато затронуты внутренние болезненные струны. Отца Ромы и маму Юли в юности связывали романтические чувства, но затем жизнь развела их в разные стороны. Он через годы пронёс свою любовь, а она теперь даже не может понять, как вообще могла иметь что-то общее с этим человеком. Ясно, что в завязавшуюся интригу втянуты и все близкие. А юная пара невольно становится «заложницей» минувших и нынешних отношений между родителями. Против их любви, удивительно сильной и зрелой, выстраиваются настоящие баррикады.
Вот как рассуждает Ромкина мама – Вера.
Кадр из фильма (1980)

«Всё, всё оценит сын потом. Вера воспаряла… Она узнает, почувствует из всех девушек ту, единственную, которая… Верьте не верьте, почувствует! И может, даже скажет сыну: «Ромасик! Не прогляди! Это она!» Вера могла представлять и дальше: внуков, например… Возможные семейные неприятности у Романа, и как она, мать, тактично и внимательно во всем разберётся, и поможет, и выручит… И еще дальше: видела правнуков… Видела, как она будет умирать в большой широкой постели против широкого окна. Нет, не умирать  отходить, и все вокруг будут плакать, а в её душе будут звенеть бубенцы. Она даже сейчас слышала эти бубенцы из будущего, серебряный перезвон, и радостно вздыхала. Всё будет хорошо. Ведь ведёт же она его по жизни шестнадцать лет. И слава Богу! А чего только не было. И воспаление лёгких три раза, и этот мальчишка, который учил его пакостям, и перелом ноги, и пожар, который Ромка устроил в детском саду. Всё было. Но она во всех ситуациях была умней обстоятельств, и всё кончалось хорошо. И в этой истории, она убеждена, надо вмешиваться и разрушать. Тут не может быть сомнений ни с какой стороны.

Но к чему привело разрушение? Какой ценой оплачена неспособность услышать, понять, проявить мудрость? 
В 1980 году по повести был снят художественный фильм «Вам и не снилось» (реж. И. Фрэз), который посмотрело более 26 миллионов зрителей, назвав его лучшим фильмом 1981 года по опросу журнала «Советский экран». Он заметно отличается от литературного источника, но это не меняет сути раскрытых в нём проблем. До сих пор картина вызывает интерес и желание её обсудить, может быть, о чём-то поспорить, высказать собственное мнение. Ведь однозначного ответа на поставленные вопросы, пожалуй, нет.

(Видеоклип)


А вот другая мать, но уже вновь на страницах русской литературы XIX века. И совершенно другие отношения с детьми.
Салтыков-Щедрин М. Е.
Господа Головлевы.
Иллюстр. худ. Кукрыниксы
В её глазах дети были одною из тех фаталистических жизненных обстановок, против совокупности которых она не считала себя вправе протестовать, но которые тем не менее не затрогивали ни одной струны её внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнестроительства. Детей было четверо: три сына и дочь. О старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась. (…) Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать её в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокрадётся в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваньям. И тогда этот пристально устремленный на неё взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность.
(М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлёвы).

Образ лицемерного сына, преследующего свои цели, не является уникальным для мировой литературы. 
Рута Сталилюнайте в роли матери (1982)
В центре романа американского писателя Ирвина Шоу «Богач, бедняк» семья Джордахов, которую тоже нельзя назвать образцово-показательной и счастливой. Она включает в себя мать, отца и троих детей: Гретхен, Рудольфа и Тома. У каждого из этих героев есть свой «скелет в шкафу», какая-то тайна, чаще всего не самая приятная, о которой не принято делиться с кем бы то ни было.
Игорь Рогачёв в роли Руди (1982)
Один из сыновей, по общему мнению, наиболее «положительный», явный любимец матери, не так чист, как кажется.
«Нет, умение нравиться никак не назовешь природным даром, размышлял Рудольф, потому что у него не было близких друзей и, по сути дела, он не очень-то любил людей. Даже его обычай целовать мать по утрам и вечерам, совместные с ней прогулки по воскресеньям были частью разработанного им плана. И только ради одного – благодарности от нее, чтобы не поколебать тех представлений, которые у нее сложились о нем, – любящего, вдумчивого, ласкового сына. Он все это прекрасно знал. Эти воскресные прогулки наводили на него скуку, и он с трудом выносил ее объятия, когда утром и вечером целовал ее, но, конечно, он никогда не подавал и вида».

А в романе шотландского писателя Арчибальда Кронина «Юные годы» описаны родственные отношения совсем иного рода.
Арчибальд Кронин
В начале повествования оставшийся без родителей 7-летний Роберт Шеннон приезжает в семью своих бабушки и деда, которых отныне начинает называть мамой и папой, а прабабушку и прадеда – бабушкой и дедом. Так вот его семидесятилетний прадед, который, на первый взгляд, являет собой наглядное пособие по дурным примерам, становится по-настоящему близким мальчику человеком, его надёжной опорой.
 Чего стоит эпизод, когда прабабушка шьёт внуку школьный костюм из своей юбки ярко-оливкового цвета, на рукаве которого ещё и видна легкая полоска из маленьких выпуклых розочек.
Первый же день в школе для столь экзотично выглядящего Роби начался с насмешек. Издевательства продолжались целую неделю, пока отчаявшийся мальчик не рассказал о своей беде дедушке.

Иллюстрация к роману.
Художник В. И. Смирнов
– Выход только один, – сказал он своим самым спокойным тоном (и каким же благом была для меня спокойная логика его суждений после стольких смутных дней!). – Весь вопрос в том, можешь ли ты это сделать.
– Могу! – с жаром выкрикнул я. – И сделаю, сделаю, сделаю.
Он раскурил трубку и несколько раз неторопливо затянулся.
– Кто у вас в классе самый сильный… самый крепкий… самый упорный?
Длительных раздумий для этого не требовалось: ответ мог быть только один. И я без заминки сказал:
– Гэвин Блейр.
– Сын мэра?
Я кивнул.
– В таком случае… – Дедушка вынул трубку изо рта. – Тебе придется драться с Гэвином Блейром.
(…)
– Ты что, боишься? – спросил он.
Я потупился: перед моим мысленным взором возникло крепкое, мускулистое тело Гэвина, его небольшой, но упрямый подбородок, ясные серые глаза. Я вовсе не принадлежал к числу героев-мальчишек, о которых пишут в книжках, и порядком струхнул.
– Я не умею драться.
– А я научу тебя. Научу за неделю. Главное ведь не в росте противника, а в состоянии его духа. – Он повел плечами. – Мы, конечно, можем, если хочешь, написать письмо Далглейшу и попросить его поговорить с мальчиками. Но потом они будут еще больше насмехаться над тобой. Тут дело принципа: надо вздуть самого сильного из них. Так как же, берешься ты это сделать или нет?
Я весь дрожал и все-таки, как ни странно, сумел прийти к определенному решению – должно быть, вот так же самоубийцы приходят к решению выброситься из окна высокого здания. И я буркнул еле слышно:
– Да.
 Иаковидис Г.
Дед с любимым внуком

Излишне говорить, что обучение началось в тот же вечер, а вскоре в школьном дворе состоялась и феерическая драка…
А чем она закончилась и что было дальше, вы сможете узнать, прочитав замечательный роман А. Кронина.

Сергей Есенин
БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Памятник бабушке с внуком
(Блэкберн. Англия)
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, –
Говори да говори.
<1917>



Андрей Дементьев
ВСЕХ ДОРОЖЕ
Отцы, не покидайте сыновей!
Не унижайте их подарком к дате...
Всё можно изменить в судьбе своей,
Но только сыновей не покидайте.

Пока малы, за них в ответе мать
От первых слёз и до вечерней сказки.
Но как потом им будет не хватать
Мужской поддержки и отцовской ласки.

Им непременно надо подражать
Своим отцам на то они и дети.
Родную руку молча подержать,
Уйти с отцом рыбачить на рассвете.

Обида вас настигнет иль любовь
Не уходите... Вы им всех дороже.
Ведь в жилах сыновей отцова кровь.
И заменить её уже никто не сможет.



Павел Антокольский
КАК ЭТО НИ ПЕЧАЛЬНО
Как это ни печально, я не знаю
Ни прадеда, ни деда своего.
Меж нами связь нарушена сквозная,
Само собой оборвалось родство.

Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту,
И юностью своей по праву равных
Со старшим делятся начистоту.

Внутри меня шумят листвой весенней,
И этот смутный, слитный шум лесной
Сулит мне гибель и сулит спасенье,
И воскресенье каждою весной.
Копия с картины Франческо Убертини.
Адам и Ева

Растут и пьют корнями соль и влагу.
А зимние настанут вечера –
Приду я к ним и псом косматым лягу,
Чтобы дремать и греться у костра.

Потом на расстоянье необъятном,
Какой бы вихорь дальше их ни гнал,
В четвертом измеренье или в пятом
Они заметят с башен мой сигнал,

Услышат позывные моих бедствий,
Найдут моих погасших звезд лучи, –
Как песни, позабывшиеся в детстве,
В коротких снах звучащие в ночи.
<1963>
Памятник семье
в Саранске

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

И пусть в вашей семье всё всегда будет хорошо!

С уважением,
ваша Агния







Далее приведём списки литературы, в которых в разной степени затронута рассмотренная нами сегодня тема.

Статьи из периодических изданий
о семье и взаимоотношениях поколений

Абрамова, А. А. Сущность феномена "культура родительства" и проблемы его анализа / А. А. Абрамова // Социально–гуманитарные знания. – 2010. – № 5. – С. 327–332.
В статье рассматривается такой феномен, как "культура родительства", который является концептуальной основой поддержки семьи институтами гражданского общества.

Бабушка – как объект исследования // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2008. – № 1. – С. 30–31. – Библиогр.: с. 31.
В России, в отличие от многих других стран, бабушка – это целое социальное явление.

Бим-Бад, Б. М. Родители родителей, их дети и дети детей / Б. М. Бим-Бад ; беседовала О. Мариничева // Семья и школа. – 2006. – № 10. – С. 22–23.
Роль старших членов семьи – бабушек и дедушек – в воспитании детей.

Венгер, А. Ценности, которые выбирает семья / А. Венгер // Семья и школа. – 2006. – № 7. – С. 11–13.
Различие в системах ценностей поколений отцов и детей как причина конфликтов.

Дементьева, И. Ф. Отношение молодого поколения к семье как жизненной ценности / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 97–103.
Формирование новой ценностной системы молодого поколения. Критерии, определяющие отношение современной молодежи к семье как жизненной ценности.

Дервиз, Т. Рядом с большой историей : очерки частной жизни середины 20 века / Т. Дервиз // Звезда. – 2009. – № 4. – С. 160–179. – Продолж. Начало: №№ 9–12, 2008; №№ 2–3, 2009.
О жизни советских людей в предвоенные и послевоенные годы, идеологическом воспитании.

Дорохина, Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников / Н. Дорохина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 34–41.
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Поэтому поиск путей и средств формирования ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения социальной активности бабушек и дедушек в вопросах воспитания становится актуальным.

Дорохина, Н. Готовим педагогов ДОУ к работе со старшим поколением семьи / Н. Дорохина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С. 96–112.
Педагоги дошкольного учреждения должны уметь находить эффективные способы работы со старшим поколением, разрушить скрытое или явное противостояние членов семьи в воспитании ребенка, прояснить понимание каждым участником воспитательного процесса своего вклада в развитие и воспитание младшего представителя фамилии.

Жарова, А. А. "Порода" Л. Н. Толстого и "случайное семейство" Ф. М. Достоевского / А. А. Жарова // Русская речь. – 2012. – № 1. – С. 3–6. – Библиогр.: с. 6.
О полемике между Львом Николаевичем Толстым и Федором Михайловичем Достоевским по значению слов "порода" и "семейство" в своих произведениях.

Зиновьев, А. В. Образ дома и "мысль семейная" в поэтике Л. Н. Толстого / А. В. Зиновьев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. – 2012. – Вып. 3. – С. 49–52. – Библиогр. в примеч. – Примеч.: с. 52.
Анализ поэтики Л. Толстого в романах "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" в сочетании "образ дома" и "мысль семейная". При рассмотрении произведений разных периодов творчества Л. Н. Толстого отмечено, что связь этих категорий очевидна и, выполняя разные функции в романах, является важным компонентом в раскрытии характеров героев и понимании позиции автора по отношению к ним.

Ильчевская, Н. А. Актуализация ценностей семейного воспитания в русской семье / Н. А. Ильчевская // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 64–69. – Библиогр.: с. 69 (3 назв.).
Ценностные ориентации русской семьи, нашедшие отражение в произведениях классической отечественной литературы. Методика и формы работы, позволяющие реализовать воспитательный потенциал изучаемых школьниками литературных произведений в плане формирования семейных ценностей и ориентаций.

Козлова, Т. Звено в цепи поколений / Т. Козлова // Воспитание школьников. – 2005. – № 3. – С. 24–27.
О необходимости знания своей родословной.

Лисовский, В. Т. "Отцы" и "дети": за диалог в отношениях / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. – 2002. – № 7. – С. 111–116.
Размышления автора об отношениях между поколениями "отцов" и "детей", о современной российской молодежи. Приведены данные социологических исследований, где молодые люди и их "отцы" отвечали на вопросы об отношении к проблеме "отцов" и "детей", о типе поколений, к которым они относятся, о качествах, присущих этим поколениям.

Маликова, О. В. Проблема духовного кризиса в повести Алексея Варламова "Рождение" / О. В. Маликова // Литература в школе. – 2012. – № 1. – С. 19–21.
Анализ духовного перерождения героев повести А. Варламова.

Медведева, И. Духовный детдом / И. Медведева, Т. Шишова // Москва. – 2005. – № 6. – С. 165–174.
Конфликт отцов и детей может быть преодолен, убеждены авторы статьи. Тем более, что он не присущ человечеству от сотворения мира. Он возникает тогда, когда люди отходят от Бога, становятся блудными сынами.

Меренков, А. В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе / А. В. Меренков // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 101–110. – Библиогр.: с. 110.
Рассматриваются основные тенденции изменения семейного воспитания в условиях возникновения новой социокультурной ситуации, порожденной переходом к рыночной экономике.

Пасечник, Л. Семья и проблемы воспитания : статья 1 : Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 8–19. – Библиогр.: с. 19 (8 назв.).
В статье рассматриваются следующие вопросы: что такое семья и каковые ее функции в развитии детей; какие типы семей приемлемы российскому обществу; какова роль семьи в формировании личной беспомощности ребенка?

Пигасова, Г. Ш. Кривая семья : урок по повести Л. Петрушевской "Время ночь" : Х класс / Г. Ш. Пигасова // Литература в школе. – 2012. – № 1. – С. 29–31.
Изучение повести Л. С. Петрушевской на уроке, перекличка ее с романом М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Прилепин, З. Как решать проблемы поколения маугли. Принципы воспитания ответственности в семье / З. Прилепин // Народное образование. – 2012. – № 10. – С. 260–267.
О правилах воспитания в семье.

Стебловская, С. Любящие ломают нас : [о вечной проблеме отцов и детей] / С. Стебловская // Смена. – 2004. – № 4. – С. 150–155. 
Рассматривается важная проблема всех времен и народов – конфликт родителей и детей.

Тарасова, Г. И. Бабушкины дети / Г. И. Тарасова // Семья и школа. – 2009. – № 8. – С. 17.
Значение семьи в развитии и становлении личности.

Ушенина, Т. Гармония взаимоотношений между поколениями в семье как условие ее благополучия / Т. Ушенина // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 36.
О значении трехпоколенной семьи и призыв возрождать ее в нашем обществе.

Штефан, О. В. "Семья – счастье для себя и для всех" : по повести Елены Габовой "И отец мой, и мама моя" / О. В. Штефан // Уроки литературы. – 2012. – № 5. – С. 10–12. – Библиогр.: с. 12.
Представлен конспект урока литературы в 7 классе.

Шугаев, И. Избранник один на всю жизнь / И. Шугаев // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 61–66. – Окончание. Начало: №№ 1–10, 2006; №№ 1–4, 2007.
Методические материалы для проведения беседы со старшеклассниками о внутреннем укладе семьи.



Некоторые художественные произведения о семье и её проблемах

Базен Э. Семья Резо
Голсуорси Д. Сага о Форсайтах
Диккенс Ч. Домби и сын
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы
Иванов А. С. Вечный зов
Иванов А. С. Тени исчезают в полдень
Кронин А. Юные годы
Лондон Д. Кража
Маккалоу К. Поющие в терновнике
Манн Т. Будденброки : История гибели одного семейства  
Островский А. Н. Гроза
Пушкин А. С. Дубровский
Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлевы
Санаев П. Похороните меня за плинтусом
Тургенев И. С. Отцы и дети
Шмитт Э.-Э. Оскар и Розовая Дама
Шолохов М. А. Тихий Дон
Шоу И. Богач, бедняк
Щербакова Г. Роман и Юлька (Вам и не снилось)
Экхольм Я. Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.


Аросев, Г. Два рассказа / Г. Аросев // Дружба народов. – 2012. – № 10. – С. 117–136. – Содерж.: Женщина, которая не плакала при резке лука: история четырех побед; Чем занимаются мои родители.

Ерышева, О. Чужая жизнь : [рассказы] / О. Ерышева // Наш современник. – 2012. – № 12. – С. 93–101.

Ефимов, И. М. Мать и дочь : рассказ / Игорь Ефимов // Нева. – 2012. – № 2. – С. 68–76.

Мисима, Ю. Дорого то, что бесплатно : трагикомедия или комедия : семейная пьеса в 3 действиях / Ю. Мисима ; пер. с яп. А. Азариной, Т. Мацусимы; ред. Н. Пальцев // Современная драматургия. – 2012. – № 2. – С. 221–234.

Савченко, О. Дни рождения Зины : [пьеса] / О. Савченко // Современная драматургия. – 2012. – № 2. – С. 43–51. – Биогр. справка.

Слаповский, А. Ребенок : пьеса в 2 действиях / А. Слаповский ; предисл. авт. // Современная драматургия. – 2012. – № 4. – С. 112–132.

Сочалин, О. Платок : рассказ / О. Сочалин // Наш современник. – 2012. – № 10. – С. 93–96. – Биогр. справка в сносках.

Стихи, посвященные семье / И. Суриков [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 118–120. – Содерж.: Детство / И. Суриков ; Мирок / М. Цветаева ; Дома / А. Барто ; Две бабушки / А. Барто ; Мама, почему? / Г. Виеру ; Сыновья / Л. Татьяничева ; Берегите старых людей / Л. Татьяничева ; Кто чей / О. Бедарев ; Моя бабушка не старушка / П. Синявский.
Подборка стихов о семье и детях для подготовки мероприятий к Международному дню семьи.

Султон, И. Рыба : (из серии "Ферганские рассказы") / И. Султон // Дружба народов. – 2012. – № 9. – С. 146–152. Содерж.: Младший сын; Средний сын; Старший сын; Отец; Мать.

2 комментария :

  1. Замечательный пост! Спасибо! Заинтересовал список литературы, многое хотелось бы прочитать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отклик, Ирина!
      Любую статью из периодических изданий вы сможете взять в читальных залах отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ.
      Что касается художественных произведений, все они есть в нашем фонде, кроме книг П. Санаева и Э.-Э. Шмитта.

      Удалить