четверг, 30 мая 2013 г.

Бросишь взор: видишь... сор

2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды.
А 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды (дата была выбрана в связи с началом работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды, проходившей в 1972 г.).
Сообщу ещё, чтобы добить вас танцем, что в России в тот же день празднуется и День эколога.
Из всего вышеизложенного следует, что 5 июня нам придётся в три раза активнее браться за дело :)
Между прочим, точно так же, как и у Международного дня семей, у этого «зелёного» летнего дня есть своя ежегодная тема. В 2013 году она звучит так: «Думай. Ешь. Сохраняй. Сократи следы от потребления пищи» («Think. Eat. Save»). Т. е. основной идеей названо уменьшение количества выбрасываемой и нерационально расходуемой пищи.
Каждый год выбирается также страна-хозяйка главных мероприятий. Этим летом ею стала Монголия. И не случайно, как выяснилось... (К слову, спросите себя, много ли мы знаем о Монголии и о том, что в ней происходит? А ведь это соседка России и довольно внушительных размеров!).
Оказывается, там государство много делает «для перехода на более экологически чистую экономическую модель в основных отраслях промышленности. Например, правительство страны ввело мораторий на разработку новых месторождений угля, а так же объявило о планах перехода на получение энергии от возобновляемых источников. Помимо этого (…) отмечаются достижения Монголии в экологическом просвещении молодежи» (по материалам РИА Новости от 25.02.2013).

Но оставим Монголию готовиться к 5 июня и «вернёмся» в Россию.
Начинаешь говорить об экологии, и из уст вырывается горький вздох. До чего же мы всё-таки беспечные (мягко говоря!) создания. Можно сколько угодно кивать на других, мол, я-то хороший и природу не обижаю, но вот другие… (далее идут разнообразные неприятные эпитеты)… не хотят  следовать моему замечательному примеру. Ничего я один поделать не смогу, а потому и стараться нет смысла…
А вот и ошибаетесь, друзья!.. 



Тут будет уместно вспомнить слова человека, на первый взгляд маленького и хрупкого, но оставившего в истории огромный след:
Что бы ты ни сделал в жизни это будет незначительно. Но очень важно, чтобы ты это сделал.
Или ещё.
Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг.
Звали человека Махатма Ганди, а его опыту стоит поверить, даже если кажется, что в этих словах есть преувеличение.

Поделюсь своим личным опытом.
Можете смеяться, но в младшешкольном детстве, когда знать не знала ни про какого Махатму Ганди :), я дала себе страшную клятву, что НИКОГДА не буду бросать на землю мусор, даже если это всего лишь автобусный талончик. Что подтолкнуло меня к подобной мысли, спросите вы? Совершенно не помню!
Вероятно, хороший родительский пример или какие-то знания, почерпнутые на уроке, или детский протест против тех, кто захламляет улицы, ничуть тем не смущаясь, или что-то ещё. Одним словом, с тех пор я следую своей клятве. Не буду лукавить и божиться, скорее всего, приходилось мне её нарушить, но совершенно точно – это были бедствия в масштабах того самого талончика (хотя я их всегда после поездки отправляю в сумку, чтобы потом выбросить в положенном месте, иногда они имеют наглость, вырвавшись, вылетать из рук в неизвестном направлении).
Скажете, что моя «экологическая инициатива» наивна? Но, прикинув, сколько один человек может «посеять» разнообразных отходов за годы жизни, думаю, что от немалого количества вольно раскинувшегося под ногами мусора я человечество :) уже избавила и постараюсь избавлять в дальнейшем в отведённое мне свыше время. Чем могу быть вполне довольна, а заодно и всем того желаю.
Теперь некоторые повседневные наблюдения, которые не являются уникальными.
К сожалению, мысль о том, что свинарник – не лучшее место для проживания человека, почему-то не всем нашим соотечественникам приходит в голову. Многие очень хотят уехать в зарубежные страны, чтобы жить цивилизованно и не видеть «наших безобразий» (я сейчас исключительно об экологической, а не политической сфере), но при этом легко уступают своим невинным желаниям бросить что попало, откуда и куда попало.
Как легко выпархивают из машин на дорогу и на обочины смятые коробки из-под сигарет, пустые пластиковые бутылки, разнокалиберная кожура и огрызки! О пешеходах могу сказать то же самое, но им ещё проще: окон не надо открывать.
Сколько раз слышала я тёмным вечером (всё ж таки смутно догадываются, что делают ай-яй-яй как некрасиво!) характерный звук, означающий, что кто-то из соседей запустил в свободный полёт с балкона пакет с мусором.
Буду справедлива, так поступают не все, но «особо одарённые личности» не могут позволить себе довезти и донести всё ненужное до мусорного бака.
Или вот еще то, что вижу почти каждый день. Мой путь с работы лежит через небольшой симпатичный скверик. Утром, днём и ранним вечером там гуляют родители с детьми, а также старички и старушки. Чуть позже их места оккупируют молодые незакомплексованные люди, в том числе вооружённые… семечками. Итог – горы шелухи, остающиеся у лавок с постоянством, напоминающим появление платка Фриды (кто не в курсе: М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Глава 23). Не говоря уж об алюминиевых банках и прочих атрибутах проведенного вечера. Каждое утро дворники убирают мусор с тем, чтобы через сутки увидеть его снова в тех же местах и количествах. Что думают об их уровне культуры несчастные дворники, этим молодым людям, извините за каламбур, глубоко наплевать. Что думают о дворниках и других окружающих молодые люди, мне неизвестно.
Или ещё наша дурная традиция, которую я определяю, как правило ямки. Оно гласит (к сожалению, для многих сограждан): любая ямка автоматически считается урной. И подтверждение этому правилу любой из нас может легко обнаружить, выйдя из дома.
Пишу об этом с болью, и не только потому, что мы захламляем наши улицы, но потому, что таким образом захламляем нашу жизнь и напрочь сбиваем ориентиры детей на то, как должна выглядеть родная страна. Им ведь неоткуда брать другие примеры. И они будут точно так же швырять окурки и пожелтевшие ёлки с балконов, оставлять после себя на пляже и в лесу всё, что нормальные люди несут в мусорные баки, а потом зло говорить о том, что надо валить из этой дикой Страны дураков…
Такое ли будущее мы желаем им и себе?
Снабдив пост фотографиями, лелею мечту, чтобы мы посмотрели со стороны на то, что творим, и в какой-то момент рука не смогла совершить привычный, но такой по сути жестокий (без преувеличения и пафоса!) по отношению к окружающему миру жест.

В. В. Маяковский
СОР В ЯЩИК (плакат)

Бросишь взор:
видишь...
        сор,
объедки,
        огрызки,
чтоб крысы рыскали.
Вид противный,
от грязи

             кора,
в сетях паутины
окурков гора.

Рабочие морщатся:
«Где же уборщица?»
Метлою сор не прокопать,
метет уборщица на ять,
с тоскою
         сор таская!
Прибрала,
       смотрит
              и опять
в грязище мастерская.
Рабочие топорщатся,
ругаются едко:
«Это не уборщица,
это
        дармоедка!»
Тише, товарищи!
                О чем спор?
Учите
            курящих и сорящих
будьте культурны:
            собственный сор
бросайте
            в мусорный ящик!
(1928) 





И еще предлагаю вашему вниманию актуальный для нашего сегодняшнего разговора ролик   социальную рекламу, посвящённую экологической проблеме мусора в городе. Что, если природа будет мстить за хамское отношение к ней? (дипломная работа) Её автор  Александр Карпов.





Кстати!
Некоторые любопытные сведения на экологическую тему из раздела: а как у них?

Использованы материалы сайта ECONET : включи сознание http://www.econet.ru/


Как борются с мусором в Швейцарии
Здесь нет плохо пахнущих контейнеров, установленных по обочинам улиц, куда выкидывают мусор. Жители приносят его в центры по утилизации, предварительно, рассортировав. Успех требует экономических стимулов, следовательно, существуют штрафы за несоблюдение.

Сначала необходимо отобрать мусор для переработки. Швейцария лидирует в вопросе о переработке, будь то стекло, алюминий, ПЭТ-бутылка, бумага, овощные или садовые отходы, электрические и электронные товары, все это сортируется и сдается отдельно для вторичной переработки. Система сортировки мусора доведена до крайности и отточена годами.
Можно, конечно, этого не делать. Тогда придется платить налог за мусор. Наклейка, свидетельствующая об уплате налогов, клеится на каждый мусорный пакет. Каждый килограмм мусора стоит 2-4 франка (2,30-4,40 долл. США), добавьте еще стоимость специального дорогого мусорного пакета.
Вот он, самый дорогой мусорный пакет в мире:

А мусорная полиция, которая действительно носит такое название, верите или нет, откроет каждый мусорный пакет без соответствующей наклейки и будет искать там любую улику, чек или документ, который выведет на владельца. Штраф за такой самонадеянный поступок составит 10000 франков (ок. 11006 долл. США). Теперь вы понимаете, почему каждый швейцарец спешит сдать мусор на переработку.
Уровень богатства не меняет ответственности – все равны перед законом. Нередко можно увидеть человека, выходящего из Порше и несущего тару в нужный бак.

С 2000 года в Швейцарии введен закон, по которому весь не подлежащий вторичной переработке мусор должен сжигаться на специальных заводах. Таким образом, отпадает необходимость в захоронении отходов. Сдающий мусор покупает специальные пакеты, то есть платит за то количество мусора, которое производит. Этот мусор сжигают на местном мусоросжигательном заводе, где получают энергию и тепло для центрального теплоснабжения. В Швейцарии такие заводы построены в каждом регионе. Заводы сжигают в среднем около 160 тыс. тонн мусора в сутки, обеспечивая теплом до 18 тыс. человек. В целях экологической безопасности эти заводы были модернизированы специальными фильтрами.
В чем причина такого грандиозного успеха? Ведь не только в штрафах. Я думаю, в менталитете. В исторически сложившейся привычке отождествлять себя, жителя города, с государством. Государство это каждый человек, это семь с половиной миллионов человек, которые каждый день решают проблемы поистине государственного значения.


Не удивительно, что Швейцария возглавляет топ 3 самых экологичных стран мира.
Латвия заняла 2-ое место в списке наиболее зеленых стран мира. Нетронутая природа Латвии отражает заботу местных жителей о чистой и здоровой окружающей среде, а число природных ресурсов на густоту населения намного выше среднеевропейских показателей.
Третья страна в списке, Норвегия, является жертвой глобального потепления, и это основная причина, почему ее жители хотят всеми возможными методами защитить Норвегию от губительного действия изменений. Норвежские власти вместе с населением прилагают все усилия для того, чтоб стать углерод-нейтральным государством, снижая выбросы и восстанавливая баланс двуокиси углерода в атмосфере.

И, чтобы хоть немного развеять грусть-тоску, найдём в нашей непростой теме хоть чуточку юмора…

Карикатура Херлуфа Бидструпа.
В Европе тоже не всё гладко? :)








В завершение приведу соответствующий теме список литературы. Первая его часть включает источники по экологическому образованию и воспитанию экологической культуры в детском саду и школе, некоторые материалы раскрывают тему с точки зрения межпредметного подхода.
Вторая часть списка содержит библиографические описания некоторых статей, посвященных проблемам окружающей среды.
Все указанные издания есть в фонде отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ.

И спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния


Список литературы

Методика

Anikeewa, L. A. Der UMMELTSCHUTZ in devtschland : [тексты, посвященные состоянию окружающей среды в Германии] / Л.А. Аникеева // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 76-78.

Абрамова, Н. Ф. Ландшафтный дизайн в детском саду / Н. Ф. Абрамова, В. В. Ендальцева // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 4. – С. 70-76.
Занятия по созданию ландшафтного комплекса и расширению знаний об окружающем мире.

Ашихмина, Т. Я. Экологический мониторинг в школе / Т. Я. Ашихмина // Экология и жизнь. – 2006. – № 4. – С. 32-35.
-- экология в школе -- исследовательская деятельность -- мониторинг окружающей среды --

Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / ред. Л. А. Муравей – 2-е изд., перераб.и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 431 с.
В пособии сформулированы основы экологической безопасности человека, а также гарантия безопасности; понятия опасности, риска и чрезвычайной ситуации.

Волкова, Ю. А. Проблемы экологической культуры в детском творчестве / Ю. А. Волкова, Е. Н. Касьяненко // Искусство и образование. – 2009. – № 1. – С. 100-109. – Библиогр.: с. 108-109 (16 назв.).
Автор рассказывает о традиции проводить конкурсы экологического плаката, где дети используют язык изобразительного искусства в передаче своей тревоги за состояние окружающей среды.

Вольф, М. А. Методическая почта : [защита окружающей среды] / М. А. Вольф // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 2. – С. 61-62.
-- уроки немецкого языка --

Давыдова, Н. Г. Урок по теме "Источники загрязнения окружающей среды родного края". 10 класс, социальная экология / Н. Г. Давыдова // Экологическое образование в Саратовской области : сборник научно-методических работ. – Саратов : Колледж, 2004. – С. 22-26. – Библиогр.: с. 26.

Евстропова, С. И. Музей воздуха / С. И. Евстропова // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 2. – С. 53-55.
О создании мини-музея, где дошкольники разных возрастных групп могут узнать о проблемах охраны окружающей среды.

Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : лабораторный практикум : учебник для студентов высших  учебных заведений / Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. – Москва : Академия, 2005. – 256 с.
В учебнике представлены задания для лабораторно-практических занятий по изучению реакции организма человека на воздействие вредных факторов окружающей среды, по разработке профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья работников.

Золотова, Т. Н. Проект на тему "Защита окружающей среды" для учащихся VIII класса : (английский язык) / Т. Н. Золотова // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 6. – С. 39-42.

Камакин, О. Н. Домашняя экология : (классный час с учащимися V-VIII классов) / О. Н. Камакин // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 35-38.
Цель классного часа – рассказать детям о влиянии прогресса и цивилизации на природную среду и показать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Козлова, Н. А. Изучаем экологию своего микрорайона / Н. А. Козлова // Биология в школе. – 2003. – № 4. – С. 70-72. – Библиогр.: 8 назв.
-- практикум по экологии -- самостоятельная работа -- состояние окружающей среды -- экологический мониторинг

Коробкин, В. И. Экология : учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 17-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 600, [2] с. : ил. – (Высш. образование). – Библиогр.: с. 599-602. Предм. указ.: с. 591-598.
В учебнике рассмотрены основные положения общей экологии, учения о биосфере, экологии человека; антропогенные воздействия на биосферу, проблемы экологической защиты и охраны окружающей среды.

Костенко, В. А. Урок по теме "Die schone Umwelt um uns herum ist in Gefanr! " / В. А. Костенко // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1. – С. 20-24.
В статье предложен конспект урока немецкого языка по теме "Окружающая среда в опасности".

Курганский, С. М. Экологический клуб "Светлый парус" / С. М. Курганский // Биология в школе. – 2005. – № 2. – С. 61-63.
Опыт работы экологического клуба подростков.

Махонин, Е. В. Что спасает город от шума и пыли? / Е. В. Махонин // Экология и жизнь. – 2006. – № 4. – С. 56-57.
Как защититься от негативного воздействия окружающей среды в городе? С помощью каких мер улучшается экологическая обстановка? Виды растений, оптимальных для озеленения городов, которые можно использовать для озеленения школьных территорий.

Пивоваров, Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека : учебное пособие для студентов учреждений высшего медицинского профессионального образования / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2010. – 512 с.
Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие.

Полякова, О. Н. В малом уголке великой Родины / О. Н. Полякова // Экология и жизнь. – 2006. – № 2. – С. 38-39.
Опыт работы детской экологической организации при школе. Организация изучает экологическую среду своего села.

Прохоров, Б. Б. Экология человека : учебник для студентов высших  учебных заведений / Б. Б. Прохоров. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2010. – 320 с.
В учебнике изложены теоретические и практические вопросы влияния окружающей среды на жизнедеятельность людей, дано определение место экологии человека в системе наук и т.д.

Ревич, Б. А. Экологическая эпидемиология : учебник для студентов / Б. А. Ревич, С. Л. Авалиани, Г. И. Тихонова ; под ред. Б. А. Ревича. – Москва : Академия, 2004. – 384 с.
В учебнике рассмотрены понятия и методы экологической эпидемиологии – дисциплины, изучающей количественные причинно-следственные связи между неблагоприятными факторами окружающей среды и показателями состояния здоровья населения.

Рыньков, В. Природа и человек: нерушимый союз / В. Рыньков // Учитель. – 2007. – № 2. – С. 80-81.
О формировании новой модели личности, способной противостоять экологической катастрофе.

Самкова, В. А. Задания для проектов : визуальная среда современного городского жителя / В. А. Самкова // Биология в школе. – 2003. – № 5. – (Учителю экологии. – 2003. – № 3. – С. 11-12). – Библиогр.: 12 назв.
-- экология в школе -- 5-6 классы -- интегрированные уроки -- задания по экологии -- внеклассная работа

Семина, Е. Таинственный воздух / Е. Семина // Дошкольное образование : журн. Изд. дома "Первое сент.". – 2012. – № 6. – С. 38-40.
Статья содержит сценарий занятия, которое предназначено для расширения знаний об окружающей среде.

Степанова, Н. А. "Антропогенные факторы и их воздействие на окружающую среду" : исследовательский проект / Н. А. Степанова // Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 31-35. – Библиогр.: с. 35 (5 назв.).

Талалова, С. Мир удивительных открытий / С. Талалова // Учитель. – 2010. – № 1. – С. 22-27.
Школьные научные исследования по экологии.

Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности : учебное пособие для студентов / Е. И. Тупикин. – 7-е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. – 384 с.
Пособие раскрывает основные закономерности общей биологии, экологии и природоохранной деятельности.

Ускова, Н. Урок-игра по экологии / Н. Ускова // Учитель. – 2009. – № 5. – С. 79-81.
Представлена методика проведения урока по экологии.

Халевина, Н. П. Материалы для научной конференции учащихся "Аллергия как результат загрязнения природной среды" / Н. П. Халевина, А. В. Халевина // Классный руководитель. – 2008. – № 3. – С. 90-95.
Загрязнение окружающей среды как важнейший экологический фактор, определяющий уровень здоровья человека. Распространенность аллергических заболеваний. Классификации аллергенов. География загрязнителей природной среды.

Шевченко, Э. Р. Урок по теме "Umweltschutz fangt zu Hause an" / Э. Р. Шевченко // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 9. – С. 48-50.
В статье представлен урок немецкого языка по теме "Защита окружающей среды начинается с собственного дома" в 11 классе.

Шобонов, С. А. Проблема формирования экологического мышления / С. А. Шобонов // Философия и образование : Интеллектуальные традиции и новации. – Саратов, 2008. – Вып. VII. – С. 170-174.

Языканова, Е. Новая жизнь старых вещей / Е. Языканова // Начальная школа : газ. Изд. дома "Первое сент.". – 2011. – № 5. – С. 40-41.
Статья посвящена методу проектов, а точнее творческому проекту "Вторая жизнь вещей, или Как сделать полезную вещь из старой упаковки. Ночник из картонной коробки".


Окружающая среда

Дементьева, Е. И. АЭС и окружающая среда / Е. И. Дементьева // Экология и жизнь. – 2010. – № 4. – С. 72-75.
В статье рассказывается об основных группах воздействия атомных станций на окружающую среду.

Елдышев, Ю. Н. Какие страны наиболее "вредны" для окружающей среды и почему / Ю. Н. Елдышев // Экология и жизнь. – 2010. – № 8. – С. 56-61.

Западинская, Л. И. Экологическая миграция / Л. И. Западинская // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 46-51.
О том, что деградация окружающей среды вынуждает миллионы людей покидать родину.

Иванова, Ю. С. "Вопиющая" проблема : мусор как информационное загрязнение городской среды / Ю. С. Иванова // Экология и жизнь. – 2010. – № 3. – С. 39-42.

Кревер, О. Н. Редкие и исчезающие виды. Как их сохранить? / О. Н. Кревер // Биология в школе. – 2005. – № 3. – С. 49-52.

Махонин, Е. В. Что спасает город от шума и пыли? / Е. В. Махонин // Экология и жизнь. – 2006. – № 4. – С. 56-57.
Как защититься от негативного воздействия окружающей среды в городе? С помощью каких мер улучшается экологическая обстановка? Виды растений, оптимальных для озеленения городов, которые можно использовать для озеленения школьных территорий.

Ревич, Б. А. "Горячие точки" : химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения России / Б. А. Ревич // Экология и жизнь. – 2009. – № 7-8. – С. 136-141.

Селиверстова, И. В. Меню против мутаций : экология и функциональное питание / И. В. Селиверстова // Экология и жизнь. – 2005. – № 6. – С. 74-76.
Одна из главных проблем современности – загрязнение окружающей среды. От антропогенного воздействия страдает и природа, и человек. Все это приводит к ухудшению здоровья и качества жизни.

2 комментария :

  1. "Мусорная" тема, конечно, животрепещущая сейчас. Много путешествую, в уныние приводят наши загаженные российские трассы, неухоженные города и городки, леса, заваленные мусором.
    В прошлом году побывала в Белгороде, была приятно поражена удивительной чистотой улиц, а более всего поразило, что во время празднования Дня города на центральной площади я не увидела ни одного пакета из-под мороженого, ни одной пивной бутылки! С нашей площади Революции после подобных мероприятий увозят несколько грузовиков мусора. Так и хочется воскликнуть словами социальной рекламы, увиденной мною в древнем Зарайске: "Господа! Не оставляйте после себя мусор, не делайте из родного города помойку! ... Не будьте тварями, ублюдками и свиньями!" Господа, и впрямь, не будем таковыми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий!
      Всегда интересно узнать, как обстоят дела у "соседей" (и не только в Швейцарии). Остаётся только порадоваться за белгородцев. И невольная мысль: значит, всё-таки можно жить цивилизованно и в своей стране, можно научиться уважать себя и других! Хорошо, если это станет правилом для большинства наших сограждан. Ведь за нас-то этого никто не сделает!

      Удалить