Кажется, совсем недавно Змея становилась (или вползала?) на
свою зодиакальную «вахту». И вот, того и гляди, полноправной хозяйкой года станет
Лошадь (с 31 января 2014 г.).
…И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в лёгких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира…
(Н. Заболоцкий. Лицо коня)
Кому не слишком интересны гороскопы, пусть не пугаются, о них речь не пойдёт.
Отношение человечества к лошади всегда было на удивление парадоксально.
С одной стороны, эти животные с древних времён верно служили нам, выполняя самую трудную, опасную и ответственную работу: возили грузы, воевали, трудились на полях и т. д. С другой стороны, люди наделяли их мистическими чертами и умениями. Лошадь у разных народов воспринималась как существо, обитающее на границе жизни и смерти, как служитель и посланец высших сил. Одни прекрасные кони мчали колесницы богов, другие, подобно Пегасу, летели к художникам, взмахивая огромными крыльями. Люди часто использовали коней в различных обрядах, в том числе магических. Существовали и жертвоприношения с участием этих животных.
Человек всегда высоко ценил своего давнего друга, с благодарностью посвящая ему стихотворения и прозу, запечатлевая его на картинах и в скульптуре, создавая музыкальные сочинения. О лошадях существует множество мифов и легенд.
Сегодня мы и поговорим об этом. А в конце поста вас ожидает о-о-очень обширный список литературы о лошадях, в котором они предстанут пред вами с разных точек зрения.
(Напомню, что все представленные в нём издания можно получить в читальных залах отдела общественных и педагогических наук или найти в полнотекстовых базах данных, доступных нашим читателям после простой первоначальной регистрации).
А теперь, друзья, отправимся в небольшое путешествие…
…И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в лёгких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира…
(Н. Заболоцкий. Лицо коня)
Кому не слишком интересны гороскопы, пусть не пугаются, о них речь не пойдёт.
Отношение человечества к лошади всегда было на удивление парадоксально.
С одной стороны, эти животные с древних времён верно служили нам, выполняя самую трудную, опасную и ответственную работу: возили грузы, воевали, трудились на полях и т. д. С другой стороны, люди наделяли их мистическими чертами и умениями. Лошадь у разных народов воспринималась как существо, обитающее на границе жизни и смерти, как служитель и посланец высших сил. Одни прекрасные кони мчали колесницы богов, другие, подобно Пегасу, летели к художникам, взмахивая огромными крыльями. Люди часто использовали коней в различных обрядах, в том числе магических. Существовали и жертвоприношения с участием этих животных.
Человек всегда высоко ценил своего давнего друга, с благодарностью посвящая ему стихотворения и прозу, запечатлевая его на картинах и в скульптуре, создавая музыкальные сочинения. О лошадях существует множество мифов и легенд.
Сегодня мы и поговорим об этом. А в конце поста вас ожидает о-о-очень обширный список литературы о лошадях, в котором они предстанут пред вами с разных точек зрения.
(Напомню, что все представленные в нём издания можно получить в читальных залах отдела общественных и педагогических наук или найти в полнотекстовых базах данных, доступных нашим читателям после простой первоначальной регистрации).
А теперь, друзья, отправимся в небольшое путешествие…
Слово «лошадь» ведёт свою историю
от тюркского алаша – «мерин, конь». В русском языке
заимствованное лоша было дополнено
суффиксом и приняло нынешнее звучание. А вот слово «конь» имеет общеславянское происхождение (от праславянской формы – konjь). Во всех славянских языках звучит
или так же, или очень похоже.
Самые древние произведения искусства, на которых мы видим лошадей, – наскальные рисунки. Уже тогда эти красавцы занимали воображение и вдохновляли первых художников.
Самые древние произведения искусства, на которых мы видим лошадей, – наскальные рисунки. Уже тогда эти красавцы занимали воображение и вдохновляли первых художников.
Наскальное изображение лошади в пещере Ласко (Франция). Поздний палеолит |
Когда люди одомашнили лошадей? Вопрос сложный. Скорее всего, происходило это параллельно в разных местах планеты. Сроки называют разные, но приблизительно около 5 тысяч лет назад, а среди тех, кто первыми начали приручать диких лошадей, называют народы Древнего Востока. Для них лошадь быстро стала роскошным «средством передвижения».
Всем известное слово «рыцарь», на первый взгляд, ничего общего не имеет со словами, обозначающими наших сегодняшних четвероногих героев. Однако на самом деле оно произошло от немецкого «Ritter» – «всадник».
А вот еще один «привет» от лошади в языке. Во времена
князя Дмитрия Донского беглые люди, становившиеся конными воинами, называли себя «кайсаки» (татарское слово), что в
переводе означает «наездники». Потом
это слово постепенно превратилось в привычное для нас «казаки».
Мы уже упоминали о том, что лошади соединяли в себе множество символов. Например, известно, что характерное для русской избы украшение, – конёк на крыше – сооружали не только из любви к прекрасному, но как солнечный символ, привлекающий в дом урожай, а следовательно, и достаток.
Кони - одни из самых мифологизированных животных. В народном сознании они наделялись многими способностями, в том числе способностью предсказания судьбы.
Одним из древнейших образов в славянской мифологии стал образ всадника. Фольклорные лошади (Сивко-Бурко, или Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, богатырские кони) воплощают силу, выносливость, победу. Эти волшебные существа самым невероятным образом могли скакать без устали «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», помогали герою избежать смерти, умели совершать настоящие превращения (Иван-дурак в сказке залезает в ухо Сивко-Бурке, а вылезает в другое, становясь молодец молодцом). Довольно часто по сюжету герои сказок должны были преодолеть трудности и испытания, прежде чем конь станет их другом и помощником.
Мы уже упоминали о том, что лошади соединяли в себе множество символов. Например, известно, что характерное для русской избы украшение, – конёк на крыше – сооружали не только из любви к прекрасному, но как солнечный символ, привлекающий в дом урожай, а следовательно, и достаток.
Кони - одни из самых мифологизированных животных. В народном сознании они наделялись многими способностями, в том числе способностью предсказания судьбы.
Одним из древнейших образов в славянской мифологии стал образ всадника. Фольклорные лошади (Сивко-Бурко, или Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, богатырские кони) воплощают силу, выносливость, победу. Эти волшебные существа самым невероятным образом могли скакать без устали «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», помогали герою избежать смерти, умели совершать настоящие превращения (Иван-дурак в сказке залезает в ухо Сивко-Бурке, а вылезает в другое, становясь молодец молодцом). Довольно часто по сюжету герои сказок должны были преодолеть трудности и испытания, прежде чем конь станет их другом и помощником.
"Чудо Георгия о змие". Икона, кон. XIV в. |
Синие версты
И зарева горние!
Победоносного
Славьте – Георгия!
Славьте, жемчужные
Грозди полуночи,
Дивного мужа,
Пречистого юношу:
Огненный плащ его,
Посвист копья его,
Кровокипяшего
Славьте – коня его!
М. Цветаева. Георгий (отрывок)
Правда иногда лошадь играет в судьбе человека губительную роль. Вспомним Вещего Олега, принявшего «смерть от коня своего». Выползла из конского черепа коварная змея и… (кстати, опять змея и лошадь «встретились»). Но тут тоже явно прослеживается мистичность образа коня.
Богоматерь Боголюбская. Третья четв. XII в. (1158-1160 гг.) |
А вот еще одна невероятная история. Дело было на Руси в XII веке. Князь Андрей со
своими людьми ехал из Киева в Ростов, но приблизительно в десяти километрах от
города Владимира княжеские лошади, которые везли Владимирскую икону Божьей
Матери, вдруг заупрямились и встали. Никакими способами их нельзя было стронуть
с места. После множества безуспешных попыток впрягли других, но и те точно так
же не двигались вперед. После нескольких таких лошадиных смен стало ясно, что удивительное
явление нельзя объяснить лишь упрямым характером имеющихся животных. Князь
Андрей распорядился поставить в этом месте шатёр. Здесь ему, по легенде,
явилась сама Богородица и высказала свою волю. Наутро князь велел иконописцам
изобразить Боголюбскую Матерь Божью. Через три года на указанном ей месте была
построена каменная церковь. В этих же местах основали монастырь, а рядом с ним
выросло поселение, названное Боголюбовым. Прозвище Боголюбский с тех пор
получил и князь Андрей.
Часовня на месте явления
Андрею Боголюбскому Божией Матери (на территории Боголюбского монастыря) |
Кастильоне Д. Император Цяньлун в церимониальных доспехах. Фрагмент |
Теперь отправляемся в XVIII век. Здесь нас ждёт знакомство с удивительной судьбой
одного художника, прекрасно изображавшего лошадей. Если посмотреть на картины,
не зная имени автора, то первая пришедшая в голову неискушенному зрителю мысль
будет о том, что их писал уроженец Азии. Но на самом деле зовут художника – Джузеппе Кастильоне (1688-1766), что не
оставляет сомнений в его итальянском происхождении. И действительно, родился он
в Милане. Будучи монахом-иезуитом Кастильоне в качестве миссионера отправился в
1715 году в Китай. Там его художественно-архитектурное дарование было оценено
по достоинству: Кастильоне стал придворным художником, построил в Пекине дворец
в западном стиле. Да и в целом его стиль отличала смесь европейской школы и
китайских сюжетов.
Если же говорить о лошадях, то он на своих картинах в основном изображал обитателей царских конюшен императора Цяньлуна. Вот, например, работы из серии «Десять лошадей». Написаны они практически в натуральную величину (представляете размеры полотна?) и в абсолютно реалистической манере. И всё-таки эти портреты нельзя назвать слепым фотографическим копированием оригинала. Следуя канонам китайской живописи, Д. Кастильоне передавал дух отдельной лошади.
Если же говорить о лошадях, то он на своих картинах в основном изображал обитателей царских конюшен императора Цяньлуна. Вот, например, работы из серии «Десять лошадей». Написаны они практически в натуральную величину (представляете размеры полотна?) и в абсолютно реалистической манере. И всё-таки эти портреты нельзя назвать слепым фотографическим копированием оригинала. Следуя канонам китайской живописи, Д. Кастильоне передавал дух отдельной лошади.
Кастильоне Д. Хищник, побывавший в снегу (картина пятая из цикла "Десять лошадей") |
Приведенная здесь картина из этой серии изображает пятую лошадь, имеющую кличку «Хищник, побывавший в снегу» (о, загадочная восточная душа!). На картине от лица императора приведены такие слова: «Император попросил Лан Шинина [имя Джузеппе Кастильоне в Китае – примеч. А. К.] написать для него этого драконоподобного скакуна (…)».
Заслуга художника Кастильоне заключается в том, что он, используя исконно китайские материалы (тушь, бумагу и шелк), вместе с тем применил европейскую технику живописи, привнеся реализм в изображение. Поскольку лошади очень ценились в Китае, подобное новаторство покорило сердца тамошних императоров и в каком-то смысле повлияло на развитие китайского изобразительного искусства того времени.
Путешествие во времени и пространстве продолжается. Мы в России XIX-го века.
Сверчков Н. Лошадь в беговых санях с седоком. 1878 |
Надо сказать, что анималистическое искусство (искусство, объектом которого являются животные) у нас появилось лишь в XVIII веке под влиянием европейских мастеров. Это, конечно, не значит, что до этого момента животных на Руси вообще не изображали, но жанр ещё не сформировался, не было настоящей школы.
К образу лошади наши художники обращались очень часто. Ведь
именно она была практически незаменима и в сельском хозяйстве, и в армии, и на
охоте, не говоря уж о красоте и совершенстве этого животного, так и зовущих
запечатлеть их на полотнах и в скульптуре.
Н. Е. Сверчков. 1880-е гг. |
Одним из известнейших русских художников-анималистов, специализирующихся
на изображении лошадей, был Николай
Егорович Сверчков (1817-1898). Сверчков смог достичь в своём искусстве высочайшего
уровня. А пришёл он к излюбленной теме совсем неслучайно. С детских лет Николай
Егорович узнал и полюбил лошадей, т. к. его отец был конюхом в ведомстве
придворных конюшен.
Картины Сверчкова, несмотря на разнообразие жанров и техник, практически не обходятся без этих прекрасных животных, будь это даже не только собственно портреты лошадей, но и жанровые сценки из повседневной жизни XIX века или же парадные портреты исторических персонажей (например, в 1880-е гг. художник выполнял несколько портретов членов царской семьи: «Портрет Александра II в санях», «Портрет Александра II с сыном», «Царь Александр III в открытом ландо» и др.). Заметно, что художник искренне любуется своими четвероногими моделями.
Сверчков Н. Орловский жеребец Барич |
Картины Сверчкова, несмотря на разнообразие жанров и техник, практически не обходятся без этих прекрасных животных, будь это даже не только собственно портреты лошадей, но и жанровые сценки из повседневной жизни XIX века или же парадные портреты исторических персонажей (например, в 1880-е гг. художник выполнял несколько портретов членов царской семьи: «Портрет Александра II в санях», «Портрет Александра II с сыном», «Царь Александр III в открытом ландо» и др.). Заметно, что художник искренне любуется своими четвероногими моделями.
Владелец конного завода в Тульской области Я. И. Бутович вспоминал:
«Ни один художник не действовал на мою
душу и психику своими лошадиными образами и типами так полно и так благотворно,
как Сверчков. Я так сроднился и так полюбил его творчество, так проникся с ним,
и это произошло конечно потому, что Сверчков был страстным поклонником
орловского рысака».
И немудрено, ведь эта русская порода лошадей, помимо своей
красоты, обладала ценнейшим для того времени качеством – способностью долго
бежать рысью, не сбавляя темпа. Орловские рысаки благодаря этому ценились и в
работе, и на скачках. Лёгкий, грациозный и, вместе с тем, мощный бег «орловца»
прекрасно умел передавать художник Сверчков.
Замечу, что интересная статья И. В. Портновой «Анималистический жанр в творчестве Н. Е. Сверчкова (концепция «портретного образа» лошади)», приведённая в списке, подробнее рассказывает о творчестве художника.
А вот современное искусство иногда удивляет… Иногда даже приятно удивляет.
Художник из Великобритании Хитэр Джанш создаёт изображения лошадей из… веток деревьев. Не правда ли, необычное увлечение? И очень непростое для дамы. Фигуры животных сделаны в натуральную величину и весят до 700-800 килограмм. Некоторые из них держатся с помощью стального каркаса. Изготовление наиболее сложных скульптур занимает до трёх лет.
К наступающему 2014 году – Году деревянной лошади – самое то.
Говоря о лошадях, невозможно не вспомнить о том, как они уверенно "чувствуют себя" в нашей повседневной речи. Их образы прямо-таки не сходят с уст.
Доказательства? Пожалуйста!
Фразеологизмы
Авгиевы конюшни
Бред сивой кобылы
Вкалывать как лошадь
Конь в пальто
Конь не валялся
Лошадиная улыбка
Лошадиное здоровье
На коне
Не в коня корм
Не пришей кобыле хвост
Поставить не на ту лошадь
Тёмная лошадка
Троянский конь
Ход конём (хотя и шахматным, конечно)
Присказки (по В. И. Далю)
Вправо поедешь – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом.
Конь копытом бьёт, удила грызёт.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Пословицы (по В. И. Далю)
Баба с возу – кобыле легче.
Без коня казак кругом сирота.
В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить.
Весело коням, когда скачут по полям.
Волга добрая лошадка: всё свезёт.
Выше меры конь не скачет.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Добрый конь подо мною, господь надо мною.
Ехал бы прямо, да кобыла упряма.
Здоров, как лошадь.
Казак сам не ест, а лошадь кормит.
Кобыла с медведем тягалась, да один хвост да грива остались.
Конь добр, да не езжен; дорог парень, да неучён.
Конь о четырёх ногах, да спотыкается.
Красовит конь упряжью, да в хомуте.
Лошадка быстра, а от хвоста не уйдёт.
Лошадь человеку крылья. Возит воду, возит и воеводу.
На лошадь не плеть покупают, а овёс.
На худой лошадке поскорей в сторонку.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Не хлещи кобылы, и лягать не станет.
Ни конь без узды, ни богатство без ума.
Ни тпру, ни ну!
Прыгнул бы на коня, да ножки коротки.
Резвого жеребца и волк не берёт.
Ставит телегу впереди лошади.
Старый конь борозды не испортит.
Суженого и на коне не объедешь.
Счастливый на коне, бессчастный пеш.
Счастье не конь: хомута не наденешь.
Счастье не лошадь: не везёт по прямой дорожке.
Сыпь коню мешком, так не будешь ходить пешком.
Сытая лошадь меньше съест. Конь тощой – хозяин скупой.
Топает, как лошадь.
Ты впрягать, а она лягать.
У нас ещё и конь не валялся.
Через силу и конь не ступит.
Загадки (по В. И. Далю)
Бурко бежит, а оглобли стоят (река, берега)
Выше лошади, ниже собаки (седло)
Дорога ровна, лошадь деревянна; везёт не кормя, только поворачивается (лодка)
Лежит – ниже кота; встанет – выше коня (дуга)
Лезу я, лезу по железу, на мясную гору (садится на лошадь)
Не шито, не кроено, а клин вставлен (пегая лошадь)
Сивый жеребец на всё царство ржёт (гром)
Четыре деда назад бородами (конские копыта со щётками)
Считалки
***
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон.
***
Едет Ваня в красной шапке
На серебряной лошадке,
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит,
Плёточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния
Замечу, что интересная статья И. В. Портновой «Анималистический жанр в творчестве Н. Е. Сверчкова (концепция «портретного образа» лошади)», приведённая в списке, подробнее рассказывает о творчестве художника.
А вот современное искусство иногда удивляет… Иногда даже приятно удивляет.
Художник из Великобритании Хитэр Джанш создаёт изображения лошадей из… веток деревьев. Не правда ли, необычное увлечение? И очень непростое для дамы. Фигуры животных сделаны в натуральную величину и весят до 700-800 килограмм. Некоторые из них держатся с помощью стального каркаса. Изготовление наиболее сложных скульптур занимает до трёх лет.
К наступающему 2014 году – Году деревянной лошади – самое то.
Говоря о лошадях, невозможно не вспомнить о том, как они уверенно "чувствуют себя" в нашей повседневной речи. Их образы прямо-таки не сходят с уст.
Доказательства? Пожалуйста!
Фразеологизмы
Авгиевы конюшни
Бред сивой кобылы
Конь в пальто и его автор А. Халафян. г. Сочи |
Конь в пальто
Конь не валялся
Лошадиная улыбка
Лошадиное здоровье
На коне
Не в коня корм
Не пришей кобыле хвост
Поставить не на ту лошадь
Тёмная лошадка
Троянский конь
Ход конём (хотя и шахматным, конечно)
Присказки (по В. И. Далю)
Вправо поедешь – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом.
Конь копытом бьёт, удила грызёт.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Пословицы (по В. И. Далю)
Баба с возу – кобыле легче.
Без коня казак кругом сирота.
В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить.
Весело коням, когда скачут по полям.
Волга добрая лошадка: всё свезёт.
Выше меры конь не скачет.
Васнецов В. Богатырь. Витязь на коне. 1870-е |
Добрый конь подо мною, господь надо мною.
Ехал бы прямо, да кобыла упряма.
Здоров, как лошадь.
Казак сам не ест, а лошадь кормит.
Кобыла с медведем тягалась, да один хвост да грива остались.
Конь добр, да не езжен; дорог парень, да неучён.
Конь о четырёх ногах, да спотыкается.
Красовит конь упряжью, да в хомуте.
Лошадка быстра, а от хвоста не уйдёт.
Лошадь человеку крылья. Возит воду, возит и воеводу.
На лошадь не плеть покупают, а овёс.
На худой лошадке поскорей в сторонку.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Не хлещи кобылы, и лягать не станет.
Ни конь без узды, ни богатство без ума.
Ни тпру, ни ну!
Прыгнул бы на коня, да ножки коротки.
Резвого жеребца и волк не берёт.
Ставит телегу впереди лошади.
Старый конь борозды не испортит.
Суженого и на коне не объедешь.
Счастливый на коне, бессчастный пеш.
Счастье не конь: хомута не наденешь.
Счастье не лошадь: не везёт по прямой дорожке.
Сыпь коню мешком, так не будешь ходить пешком.
Сытая лошадь меньше съест. Конь тощой – хозяин скупой.
Топает, как лошадь.
Ты впрягать, а она лягать.
У нас ещё и конь не валялся.
Через силу и конь не ступит.
Загадки (по В. И. Далю)
Бурко бежит, а оглобли стоят (река, берега)
Выше лошади, ниже собаки (седло)
Дорога ровна, лошадь деревянна; везёт не кормя, только поворачивается (лодка)
Лежит – ниже кота; встанет – выше коня (дуга)
Лезу я, лезу по железу, на мясную гору (садится на лошадь)
Не шито, не кроено, а клин вставлен (пегая лошадь)
Сивый жеребец на всё царство ржёт (гром)
Четыре деда назад бородами (конские копыта со щётками)
Считалки
***
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон.
***
Едет Ваня в красной шапке
На серебряной лошадке,
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит,
Плёточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
И спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением,
ваша Агния
Некоторые литературные произведения,
героями которых являются лошади
Абрамов Ф. А. О чём плачут лошади
Айтматов Ч. Прощай, Гульсары!
Алексеев М. Карюха
Алмазов Б. Прощайте и здравствуйте,
кони! Самый красивый конь
Астафьев В. Запах сена. Конь с
розовой гривой. Старая лошадь
Баруздин С. Необычный почтальон
Белов В. И. О братьях наших меньших
Биссет Д. Лошадь молочника
Бунин И. А. Белая лошадь
Васильев Б. Л. Великолепная шестерка
Верн Ж. Дети капитана Гранта (Таука
– лошадь индейца Талькава)
Глинка Ф. Погоня
Гржимек Б. И снова лошади
Гримм Я. Лис и лошадь
Гумилев Н. С. Баллада
Дедюхин Б. В. Крэк
Джемс В. Дымка
Диллон Э. Лошадиный остров
Драгунский В. Не хуже вас, цирковых
Ершов П. П. Конёк-горбунок
Есенин С. А. Годы молодые с
забубенной славой… Отвори мне, страж заоблачный… Эх вы, сани! А кони, кони!..
Заболоцкий Н. Лицо коня
Зощенко М. Очень умная лошадь
Ильина Е. Четвертая высота (Сивко – конь, на котором Гуля преодолела
свою первую высоту)
Коваль Ю. Белая лошадь
Конан Дойл А. Серебряный
Коринец Ю. И. Самая умная лошадь
Крюс Д. Тим Талер, или Проданный
смех (именно на ипподроме Тим познакомился
с бароном Тречем)
Куприн А. И. Изумруд
Лебедева Г. Приключения Огуречной
Лошадки
Леонов Н. Ипподром
Лиханов А. Деревянные кони
Майков А. Н. Кто он?
Мандельштам О. Как кони медленно
ступают
Маршак С. Я. Гвоздь и подкова
Маршалл А. Я умею прыгать через лужи
Маяковский В. В. Конь-огонь. Хорошее
отношение к лошадям
Мельн Э. Лошадиное лето
Михайлов М. И. Гонец (из Гейне)
Мориц Ю. Большой секрет для
маленькой компании
Набоков В. Кони
Нагибин Ю. Прекрасная лошадь
Некрасов Н. А. Генерал Топтыгин.
Тройка
О’Генри. Дороги, которые мы выбираем
Олдридж Д. Сломанное седло.
Спортивное предложение. Удивительный монгол
Погодин Р. Красные лошади
Паустовский К. Сивый мерин. Теплый
хлеб
Пушкин А. С. Бесы. Будрыс и его
сыновья. Всем красны боярские конюшни… Конь. Наездники. Песнь о вещем Олеге
Распутин В. Г. Игренька
Ржига Б. Дикий конек Рин
Рид М. Всадник без головы. Черный
мустанг
Салтыков-Щедрин М. Е. Коняга
Сат-Ок. Белый мустанг
Семенова М. Полжизни за коня
Сетон-Томпсон Э. Мустанг-иноходец
Стеффенс Д. Мальчик на лошади
Суриков И. Нашла коса на камень
Сьюэлл А. Черный красавчик
Токмакова И. Счастливо, Ивушкин!
Толстой А. К. Илья Муромец
Толстой Л. Н. Конь и кобыла. Упрямая
лошадь. Холстомер
Тэффи Н. Даровой конь
Ушинский К. Д. Слепая лошадь
Фрэнсис Д. Бурный финиш. Движущая
сила. Последний барьер. Фаворит
Хмелевская И. Флоренция – дочь
Дьявола
Чехов А. П. Лошадиная фамилия
Ширяев П. Внук Тальони
Шолохов М. А. Жеребенок
Штриттматтер Э. Пони Педро. Двое
мужчин в одной телеге
Список литературы
Кара-Мурза,
В. Кони
непривередливые / В. Кара-Мурза // Смена. – 2009. – № 7. – С. 52-53.
Все о технике верховой езды.
Красноперова, Л. Почему конь спит стоя? / Л. Красноперова, З. Глухова, А. Евлоев //
Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 5. – С. 27-28.
Если бы нужно было выбирать символ
открытого пространства дошкольного образования, педагоги из удмуртского города
Сарапула выбрали бы коня. Потому что конь – это животное вольных степей, не
знающее границ.
Фетисова, М. Звонкий цокот копыт : русская школа верховой езды / М. Фетисова //
Смена. – 2004. – № 1. – С. 130-135.
Фролова, Е. Зачем мы
нужны друг другу / Е. Фролова // Экология и жизнь. – 2006. – №
6. – С. 40-42.
О конном спорте.
Шрейнер, И. И. Учебник верховой езды: первые шаги будущих
наездников / И. Шрейнер. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с.
Книга рассказывает обо всем, что должен знать
и уметь человек, любящий лошадей и собирающийся посвятить им свое свободное
время.
История
Трубицын, К. Как новгородцы коня снаряжали
/ К. Трубицын // Родина. – 2009. – № 9. – С. 87-88.
О предметах снаряжения средневекового
коня.
Изобразительное искусство
Белошапкина,
Я. Скаковые
лошади / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2009.
– №
10.
– С.
14.
Лошади в живописи Э. Дега картина
«Скаковые лошади».
Гуськов, Г. Вороные кони тройкой / Г. Гуськов // Родина. – 2009. – № 3. – С. 98-100.
Изображение русских троек в литературе и искусстве.
Лопатин, В. А. Орнаментированные путовые кости лошади в искусстве неолита-энеолита Степной Евразии / В. А. Лопатин, А. С. Порхунова // Археологические памятники Оренбуржья : сборник научных трудов / отв. ред. Н. Л. Моргунова. – Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2011. – С. 12-29.
Медкова, Е. Мифология зверя : [первобытное искусство] / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 7. – С. 14-15.
Портнова, И. В. Анималистический жанр в творчестве Н. Е. Сверчкова (концепция «портретного образа» лошади)/ И. В. Портнова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 1. – С. 196-201.
Портнова, И. В. Истоки русского «иппического жанра». Творчество крепостных художников середины XIX века / И. В. Портнова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 345-353.
Портнова, И. В. Образ лошади в русской бытовой и батальной картине конца XIX – начала XX века / И. В. Портнова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2009. – № 6-2. – С. 172-176.
Портнова, И. В. Особенности развития русского анималистического искусства XVIII – XX вв. / И. В. Портнова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – С. 25-28.
Портнова, И. В. Традиции «иппического жанра» в историко-батальной картине первой половины XX века / И. В. Портнова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2013. – № 4. – С. 85-90.
Прошкина, О. Эволюция темы всадника в творчестве итальянского скульптора Марино Марини / О. Прошкина // Искусство в школе. – 2010. – № 3. – С. 60-62. – Библиогр.: с. 62 (4 назв.).
На примере наиболее ярких произведений итальянского скульптора М. Марини рассматривается эволюция темы всадника в его творчестве. Дается анализ творческих исканий мастера в контексте искусства XX века.
Сураева, Н. Г. Тема лошадей в творчестве Джузеппе Кастильоне: тайные послания итальянского художника китайским императорам / Н. Г. Сураева // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2010. – № 4. – С. 66-81.
Гуськов, Г. Вороные кони тройкой / Г. Гуськов // Родина. – 2009. – № 3. – С. 98-100.
Изображение русских троек в литературе и искусстве.
Лопатин, В. А. Орнаментированные путовые кости лошади в искусстве неолита-энеолита Степной Евразии / В. А. Лопатин, А. С. Порхунова // Археологические памятники Оренбуржья : сборник научных трудов / отв. ред. Н. Л. Моргунова. – Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2011. – С. 12-29.
Медкова, Е. Мифология зверя : [первобытное искусство] / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 7. – С. 14-15.
Портнова, И. В. Анималистический жанр в творчестве Н. Е. Сверчкова (концепция «портретного образа» лошади)/ И. В. Портнова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 1. – С. 196-201.
Портнова, И. В. Истоки русского «иппического жанра». Творчество крепостных художников середины XIX века / И. В. Портнова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 345-353.
Портнова, И. В. Образ лошади в русской бытовой и батальной картине конца XIX – начала XX века / И. В. Портнова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2009. – № 6-2. – С. 172-176.
Портнова, И. В. Особенности развития русского анималистического искусства XVIII – XX вв. / И. В. Портнова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – С. 25-28.
Портнова, И. В. Традиции «иппического жанра» в историко-батальной картине первой половины XX века / И. В. Портнова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2013. – № 4. – С. 85-90.
Прошкина, О. Эволюция темы всадника в творчестве итальянского скульптора Марино Марини / О. Прошкина // Искусство в школе. – 2010. – № 3. – С. 60-62. – Библиогр.: с. 62 (4 назв.).
На примере наиболее ярких произведений итальянского скульптора М. Марини рассматривается эволюция темы всадника в его творчестве. Дается анализ творческих исканий мастера в контексте искусства XX века.
Сураева, Н. Г. Тема лошадей в творчестве Джузеппе Кастильоне: тайные послания итальянского художника китайским императорам / Н. Г. Сураева // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2010. – № 4. – С. 66-81.
Русский язык и литература
Балабанова, А. В. Жеребенок-сиротинушка середь поля от невзгоды
гинет... : (образ лошади/коня в художественной прозе Е. И. Носова) / А. В.
Балабанова // Русская словесность. – 2009. – № 3. – С. 61-66.
Лексико-тематическая группа лошадь/конь
в языковой картине мира Е. Носова.
Глотова, Л. В. Лошадиные слова в русском языке : проект / Л. В. Глотова // Русский язык : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2013. – № 3. – С. 26-33.
Проект проводился в рамках внеклассной работы по русскому языку. Цель – создание тематических словариков с концептом слова "Лошадь". Работа над проектом позволила ученикам увидеть богатство и выразительность родного языка, способствовала развитию устной и письменной речи, закреплению навыков работы со словарями и различными информационными источниками. Практическая значимость состоит в том, что материалы могут быть использованы как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке и проведении внеклассных мероприятий. На диске прилагается раздаточный материал к уроку в виде экземпляра учителя.
Глотова, Л. В. Преданный друг / Л. В. Глотова // Русский язык : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 7. – С. 27.
На основе отрывка из произведения В. Пескова ученикам предлагается написать изложение и выполнить несколько заданий.
Гуськов, Г. Вороные кони тройкой / Г. Гуськов // Родина. – 2009. – № 3. – С. 98-100.
Изображение русских троек в литературе и искусстве.
Еремцова, Р. Н. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия» : VI класс / Р. Н. Еремцова // Литература в школе. – 2007. – № 3. – С. 40-41.
Жирмунская, Т. Всадник на розовой лошади / Т. Жирмунская // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2003. – № 31. – С. 4.
О писателе Ю. Казакове.
Иванова, Е. А. Языковые средства обозначения лошади в английской литературе XIX века / Е. А. Иванова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 2. – С. 112-115.
Музиянова, Л. А. Лошадь – тоже человек : урок-мастерская по рассказу Б. Васильева «Великолепная шестерка». VII класс / Л. А. Музиянова // Литература в школе. – 2003. – № 3. – С. 42-43.
Павлова, И. Б. «Русская лошадь знает кнут...» : об одном «страдательном» образе у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского / И. Б. Павлова // Русская речь. – 2011. – № 3. – С. 12-15. – Библиогр.: с. 15.
Рассматриваются основные мотивы, связанные с изображением в художественной литературе лошади, страдающей от непосильного труда.
Ранчин, А. Женщины и лошади в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / А. Ранчин // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2003. – № 35. – С. 10-11.
Руденко, И. Сон об убийстве лошади : материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание» / И. Руденко // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 9. – С. 22-23.
Челюканова, О. Н. Симфоничность и импрессионизм как центральные сюжетообразующие доминанты повести Р. Погодина «Красные лошади» / О. Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-1. – С. 42-45.
Шпак, Т. В. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» : [VII класс] / Т. В. Шпак // Литература в школе. – 2005. – № 12. – С. 40-41.
Глотова, Л. В. Лошадиные слова в русском языке : проект / Л. В. Глотова // Русский язык : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2013. – № 3. – С. 26-33.
Проект проводился в рамках внеклассной работы по русскому языку. Цель – создание тематических словариков с концептом слова "Лошадь". Работа над проектом позволила ученикам увидеть богатство и выразительность родного языка, способствовала развитию устной и письменной речи, закреплению навыков работы со словарями и различными информационными источниками. Практическая значимость состоит в том, что материалы могут быть использованы как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке и проведении внеклассных мероприятий. На диске прилагается раздаточный материал к уроку в виде экземпляра учителя.
Глотова, Л. В. Преданный друг / Л. В. Глотова // Русский язык : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 7. – С. 27.
На основе отрывка из произведения В. Пескова ученикам предлагается написать изложение и выполнить несколько заданий.
Гуськов, Г. Вороные кони тройкой / Г. Гуськов // Родина. – 2009. – № 3. – С. 98-100.
Изображение русских троек в литературе и искусстве.
Еремцова, Р. Н. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия» : VI класс / Р. Н. Еремцова // Литература в школе. – 2007. – № 3. – С. 40-41.
Жирмунская, Т. Всадник на розовой лошади / Т. Жирмунская // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2003. – № 31. – С. 4.
О писателе Ю. Казакове.
Иванова, Е. А. Языковые средства обозначения лошади в английской литературе XIX века / Е. А. Иванова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 2. – С. 112-115.
Музиянова, Л. А. Лошадь – тоже человек : урок-мастерская по рассказу Б. Васильева «Великолепная шестерка». VII класс / Л. А. Музиянова // Литература в школе. – 2003. – № 3. – С. 42-43.
Павлова, И. Б. «Русская лошадь знает кнут...» : об одном «страдательном» образе у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского / И. Б. Павлова // Русская речь. – 2011. – № 3. – С. 12-15. – Библиогр.: с. 15.
Рассматриваются основные мотивы, связанные с изображением в художественной литературе лошади, страдающей от непосильного труда.
Ранчин, А. Женщины и лошади в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / А. Ранчин // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2003. – № 35. – С. 10-11.
Руденко, И. Сон об убийстве лошади : материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание» / И. Руденко // Литература : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 9. – С. 22-23.
Челюканова, О. Н. Симфоничность и импрессионизм как центральные сюжетообразующие доминанты повести Р. Погодина «Красные лошади» / О. Н. Челюканова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-1. – С. 42-45.
Шпак, Т. В. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» : [VII класс] / Т. В. Шпак // Литература в школе. – 2005. – № 12. – С. 40-41.
Ручной труд
Удальцова,
А. Лошадка
из травы / А. Удальцова // Дошкольное образование : журн. Изд. дома «Первое
сент.». – 2013. – № 11. – С. 34-35.
Статья содержит мастер-класс по
изготовлению лошадки из травы. Этот мастер-класс идеально подойдет для занятия
с детьми. Получится замечательная эко-игрушка из природных материалов.
Фомичева, А. Лошадка из картона / А. Фомичева // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 12. – С. 21.
Статья содержит инструкцию по изготовлению игрушки – лошадки из картона.
Юдина, Н. Изготовление коника из полоски бумаги : Труд. Изо. Окружающий мир. 3 класс / Н. Юдина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 14. – С. 23-24.
Интегрированные уроки изобразительного искусства и труда.
Фомичева, А. Лошадка из картона / А. Фомичева // Дошкольное образование : газ. Изд. дома «Первое сент.». – 2011. – № 12. – С. 21.
Статья содержит инструкцию по изготовлению игрушки – лошадки из картона.
Юдина, Н. Изготовление коника из полоски бумаги : Труд. Изо. Окружающий мир. 3 класс / Н. Юдина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 14. – С. 23-24.
Интегрированные уроки изобразительного искусства и труда.
Иппотерапия
Буланов, Л. А.
Седлайте коней, господа! / Л. А. Буланов // Наука и религия. – 2007. – № 3. – С. 55-56. – Окончание следует.
О применении
иппотерапии (верховой езды) для профилактики и лечения заболеваний
опорно-двигательной системы.
Буланов, Л. А. Седлайте коней, господа! / Л. А. Буланов // Наука и религия. – 2007. – № 4. – С. 56-57. – Окончание. Начало в № 3.
О применении иппотерапии (верховой езды) для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательной системы.
Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии / В. К. Климова [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 9. – С. 70-72. – Библиогр.: с. 72 (4 назв.).
Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды для детей с нарушениями в состоянии здоровья.
Воскресенский, Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации умственно отсталых детей / Н. Л. Воскресенский // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 5. – С. 73-74.
Комарова, И. Лечебная езда / И. Комарова // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 10. – С. 27-29.
Рязанцев, А. Лучшие целители / А. Рязанцев // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2013. – № 2. – С. 53-55.
О зоотерапии.
Тихомирова, О. Верхом от болезни / О. Тихомирова // Будь здоров!. – 2010. – № 8. – С. 12-16.
Общение с лошадьми как необычный способ лечения детей-инвалидов на примере работы Конно-оздоровительного центра, который находится в селе Грановщина Иркутской области.
Тутаришев, А. К. Использование иппотерапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. К. Тутаришев // Новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 209-212.
Чеснокова, Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Л. С. Чеснокова // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 16-24.
Буланов, Л. А. Седлайте коней, господа! / Л. А. Буланов // Наука и религия. – 2007. – № 4. – С. 56-57. – Окончание. Начало в № 3.
О применении иппотерапии (верховой езды) для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательной системы.
Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии / В. К. Климова [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 9. – С. 70-72. – Библиогр.: с. 72 (4 назв.).
Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды для детей с нарушениями в состоянии здоровья.
Воскресенский, Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации умственно отсталых детей / Н. Л. Воскресенский // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 5. – С. 73-74.
Комарова, И. Лечебная езда / И. Комарова // Здоровье детей : прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 10. – С. 27-29.
Рязанцев, А. Лучшие целители / А. Рязанцев // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». – 2013. – № 2. – С. 53-55.
О зоотерапии.
Тихомирова, О. Верхом от болезни / О. Тихомирова // Будь здоров!. – 2010. – № 8. – С. 12-16.
Общение с лошадьми как необычный способ лечения детей-инвалидов на примере работы Конно-оздоровительного центра, который находится в селе Грановщина Иркутской области.
Тутаришев, А. К. Использование иппотерапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. К. Тутаришев // Новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 209-212.
Чеснокова, Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Л. С. Чеснокова // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 16-24.
Комментариев нет :
Отправить комментарий