вторник, 20 мая 2014 г.

Русских рек царица

Как подумаешь, сколько на нашей планете уникальных мест, так сразу дух захватывает и хочется немедленно покинуть привычную среднюю полосу России, отправиться в дальнее путешествие, чтобы любоваться на иноземные красоты: горы, водопады, каньоны, пампасы, джунгли... Но при этом как-то забывается, что совсем рядом с тобой живёт и дышит (даже не ставлю эти слова в кавычки!) удивительное создание природы, которое очень многие люди мечтают увидеть своими глазами.
Создание это огромное, прекрасное, вдохновившее десятки художников и десятки поэтов с писателями (а то и сотни!). Оно могуче, свободно, оно неустанно трудится и без него немыслима Россия. Вот только мы не всегда достойно и бережно к нему относимся. Вернее к ней…
Я говорю о реке. 20 мая – её день. День Волги. И все другие дни тоже ей не грех посвятить, чтобы она была с нами. Всегда.


Вниз по Волге
Аполлон Коринфский

Какая ширь, какая даль!..
Не потому ль, не оттого ли
Так жадно просит сердце воли,
И так томит его печаль?!

Так вот и кинулся бы птицей
Туда – за дальний кругозор,
Где в безднах неба тонет взор –
Над Волгой, русских рек царицей.

Нет! Это чувство – не печаль:
С ним повстречался я впервые...
Привет тебе, родная даль!..
Тебе – могучая стихия!..

Если говорить сухими фактами статистики, то Волга – крупнейшая река Европы, а среди российских «сестёр» – пятая по величине.
Левитан И. И. Свежий ветер. Волга (1895)
Она течет по территории 15 субъектов Российской Федерации. «Поучаствовала» в названии Волго-Вятского региона, в котором расположился город-миллионник Нижний Новгород, а также дала имя еще одному региону нашей страны – Поволжью. Почти полторы тысячи километров тянется он вдоль Волги от того места, где в нее впадает левый приток Камы и до самого Каспийского моря. Площадь территории более 500 тыс. км. А живут здесь около 17 млн человек.
Когда-то бывшее исключительно аграрным Поволжье теперь может похвастаться наличием 90 городов, среди них тоже есть миллионеры – Самара, Казань, Волгоград. Им в спину давно дышит, но всё как-то не решается вступить в их узкий круг, мой родной Саратов (около 900 млн человек).

Фото А. Казакова

Волга всегда была больше, чем просто географический объект, и гораздо шире (во всех смыслах) любых терминов. На протяжении всей истории связывала она своим могучим «телом» огромные пространства, давала жизнь и дарила вдохновение. Недаром в народном сознании с ней давно и крепко связаны слова «Матушка», «Кормилица», «Красавица».

Как по Волге-Матушке
Владимир Высоцкий


Как по Волге-Матушке, по реке-кормилице,
Все суда с товарами, струги да ладьи.
И не надорвалася, и не притомилася –
Ноша не тяжелая, корабли свои.

Вниз по Волге плавая, прохожу пороги я
И гляжу на правые берега пологие.
Там камыш шевелится, поперек ломается,
Справа берег стелется, слева – поднимается.

Волга песни слышала хлеще, чем «Дубинушка»,
В ней вода исхлестана пулями врагов.
И плыла по матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.

Долго в воды пресные лились слезы строгие.
Берега отвесные, берега пологие,
Плакали, измызганы острыми подковами,
Но теперь зализаны злые раны волнами.

Что-то с вами сделалось, города старинные –
Там, где стены древние, на холмах кремли,
Словно пробудилися молодцы былинные
И, числом несметные, встали из земли.

Лапами грабастая, корабли стараются,
Тянут баржи с Каспия, тянут-надрываются,
Тянут, не оглянутся, и на версты многие
За крутыми тянутся берега пологие.
1972

Софронов В. Закат на Волге (1997)

Вот мы и отправились в путешествие по Волге. Кстати, в русской литературе даже существует жанр с таким названием. Появился он в XIX веке и представляет собой путевой очерк, в котором рассказчик описывает Волгу, ее природу, населяющие ее народы и попадающиеся по пути населенные пункты.
В качестве примера можно назвать такие произведения: «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» А. Н. Островского; «Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам» Ф. Д. Нефедова; «Куль хлеба и его похождения» С. В. Максимова; «Волга. Сказания, картины, думы» А. А. Коринфского; «Великая река. Картины из жизни и природы на Волге» В. И. Немировича-Данченко; «По Великой русской реке» А. П. Валуевой и мн. другие.
Согласитесь, что эти произведения очень ценны и сегодня, ведь в них отразилось время, потому, прочитав их, можно сравнить увиденное авторами тогда и нынешнее положение вещей.

Я понимаю тихий плеск волны.
Строка к строке.
И тяжелеют строки.
И вижу Стеньки Разина челны.
И слышу песню бурлаков далеких.
(из стихотворения Владимира Гришина «Родина»)

Да, с Волгой неразрывно связаны образы трудяг-бурлаков и легенды об отчаянных разбойниках.

Как выглядели бурлаки мы можем представить по знаменитой картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге». А в уже упомянутом путевом очерке Сергея Васильевича Максимова (1831-1901) «Куль хлеба и его похождения» (1894) о них, среди прочего, написано следующее:
Репин И. Е. Бурлаки на Волге (1870-1873)
«Ежегодно со вскрытием рек они выходят из своих деревень и тянутся на низ, в низовые губернии, большими артелями для подъема судов бечевою. С котомками за плечами шагают они по приволжским деревенькам к пристаням, имея на голове в знак отличия вывеску: деревянную ложку, заткнутую за ленточку на шляпе, – за что шутливо и прозвали их "водохлебами". Это обыкновенно самая рваная голь и бедность: ей не только сохи купить не на что, но и сеять негде; большей частью бобыли-бездомники. Притом так, что если кто раз пустился в этот промысел, то уже и тянут эту лямку, пока не выкопают самому ямку.
На пристанях их нанимают либо во время приготовления судов к нагрузке, либо после нагрузки, и тогда бурлаки подороже. В первом случае хозяева знают, что пришли самые крайние бедняки, а потому и прижимают их. Почин обыкновенно невеселый; рабочие помещаются в балаганах, которые сами же и строят из лубков и жердей. Днем на нагрузке, ночью, чтобы согреться, раскладывают они в балаганах большие костры дров или щепы. Но когда после морозов пойдут проливные дожди, бурлаки, без хорошей одежды и на самом скудном продовольствии от хозяев, начинают болеть горячками, цингой, лихорадками и выбывают из списков. На бурлачьи артели с особенной охотой нападают всякого рода болезни. Если ходит по Волге холера, она прежде всех хватается за судорабочих. Свалит одного в балагане, призовут товарищи священника приготовить несчастного к вечности, и если он не умрет и раздышится, то опять встанет на работу».

О лихих разбойничках в этом же очерке Максимова тоже есть кое-что.


Березин А. Сарынь на кичку
(Источник фото)
С тех пор как Петр Великий оживил Волгу движением хлебных судов к Питеру, когда проложил в Неву каналы и соединил ее с Волгой, устроив по мелким рекам шлюзы, – разбои и грабежи на Волге с каждым годом усиливались. С разных сторон России собирались сюда бездомные и голодные бродяги, беглые солдаты, помещичьи и монастырские крестьяне, люди, желавшие поживиться легкой добычей и преступным промыслом грабежа. Ученики и последователи Стеньки Разина (казненного еще до Петра) собирали из этого сброда шайки, и еще в двадцатых годах нынешнего столетия были они опасны судам и вредны торговле. Разбойничьими шайками стали управлять даже женщины, и очень злые, между которыми в особенности прославилась Дунька Казанская, водившая на промысел под Казанью. Выстроены были казенные суда, называемые гаркоутами, наряжены были для преследования разбойников особые военные команды; разбойников стали ловить, притоны их истреблять, и наконец успели очистить Волгу.

Суриков В. И. Степан Разин (ок. 1910)
Что касается Стеньки Разина, то его образ в искусстве отражен многократно. А Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих писем к брату даже назвал атамана «единственным поэтическим лицом русской истории» и, конечно, не обошел его вниманием в своем творчестве.

Из «Песен о Стеньке Разине»
Александр Пушкин

Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвит грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила.
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.

Однако наше путешествие в далёкое прошлое стало слишком уж суровым. Давайте «выгребать» на веселую волну.
В 1935 году появился рассказ «Происшествие на Волге» («Голубая книга», раздел «Рассказы о неудачах») великолепного Михаила Зощенко.
Герои рассказа – группа конторщиков – отправляются отдохнуть на Волгу на пароходе «Товарищ Пенкин». «Мы стали интересоваться, кто такой этот Пенкин, – нам говорят: какой-то, кажется, работник водного транспорта.
Нам было, собственно, все равно, и мы, конечно, поехали на этом неизвестном товарище».
И всё было бы хорошо, если бы в Самаре, вернувшиеся на пристань после осмотра города путешественники не обнаружили, что их парохода… нет. Незадачливые отпускники после бурных переживаний этого трагического обстоятельства и принятия решения броситься в погоню за ушедшим судном по берегу вдруг услышали: «Зачем вам догонять? Эвон "Пенкин" стоит. Только это теперь "Гроза". Он бывший "Пенкин". Ему перекрасили название».
Оказывается, капитан получил телеграмму, что тот товарищ Пенкин, в честь которого назван пароход, сильно проштрафился и попал под суд, потому корабль следует срочно переименовать.

Пароход на Волге. 1930-е гг.
Но успокаиваться было рано, т. к. в Саратове с туристами случилась та же история: на пристани новонаречённой «Грозы» они тоже не нашли. «Конечно, испуг у нас был не такой сильный, как в Самаре. Думаем, шансы есть. <…> Подбежали ближе. Спрашиваем публику:
– Где "Гроза"?
– А вот это и есть "Гроза". Бывшая "Пенкин". А теперь, начиная с Саратова, он у них – "Короленко"».
Теперь переименование объяснили тем, что «это было малоактуальное название. Оно отчасти было беспринципное. Это явление природы. Оно ничего не даёт ни уму, ни сердцу». «Глядите, в Астрахани не пугайтесь, если обратно найдете другое название», честно предупредил приятелей боцман.

Как пишет в своей статье О. А. Скубач «Реки истории: к типологии чувства времени в литературе рубежа веков и в советском искусстве 1920–1930-х годов»: «Действие этого рассказа не случайно привязано к Волге. Известно, что болезнь переименований, которую диагностирует Зощенко, в первые десятилетия советской власти носила эпидемический характер. Тем не менее, если говорить о географических названиях, большая часть перемен приходится на долю населенных пунктов, расположенных по берегам «главной речной артерии» страны. Несложный подсчет позволяет установить, что в период с 1918 г. по 1941 г. были переименованы более десяти волжских городов, причем некоторые из них меняли имена неоднократно. Анализ логики этих переименований позволяет понять то значение, которое приписывается Волге в официальной советской картине мира». (…) На берегах реки появляются Ульяновск (Симбирск, 1924), Сталинград (Царицын, 1925), Троцк (Иващенково, 1927), Калинин (Тверь, 1931), Энгельс (Покровск, 1932), Горький (Нижний Новгород, 1932), Куйбышев (Булгар, 1935), другой, более известный, Куйбышев (Самара, 1935), Чкаловск (Василево, 1937). Закрепление имени в волжском топониме, конечно, означало вечную прописку в истории; сама уверенность, что в истории можно кого-то произвольно прописать, знаменовала глобальные сдвиги в чувстве времени».

До названия города Саратова переименования тогда, к счастью, не добрались...

Но продолжим наше путешествие.

На север ли, на юг ли я пойду
иль просто вниз по Волге, по теченью,
пусть я волшебный перстень не найду,
зато найду любовь и вдохновенье.
(из стихотворения Владимира Гришина «Родина»)

Вдохновенье и любовь волжские просторы будили не только в сердцах поэтов, но и в сердцах художников – мастеров пейзажа.
Айвазовский И. К. Волга (1887)
В России пейзажная живопись зародилась в XVIII веке. Началась она с того, что художники стали изображать Петербург, а позже «добрались» и до иных красот родной земли. Классический вид северной столицы, конечно, хорош, но до чего мила тихая лиричная природа средней полосы России! Волга в национальном пейзаже – настоящая жемчужина.
Левитан И. И. На Волге (1887-1888)
А. Саврасов, И. Левитан, Б. Кустодиев, Ф. Васильев, И. Репин… Имена титанов русской живописи не требуют долгих представлений. Каждый из них так или иначе отдал дань великой русской реке, признался ей в любви на своих полотнах, с ее помощью выразил душу народную.

Саврасов А. К. Пейзаж. Берег Волги (1874)

Васильев Ф. Волжские лагуны (1870)

Кустодиев Б. На Волге (1922)
Клодт М. К. Волга под Симбирском (1881)

Говоря о современных художниках, обратим внимание на мастеров, которыми славна саратовская земля. Ничем другим, кроме как непосредственной близостью к красавице-Волге, не могу объяснить наличие среди них огромного количества мастеров именно жанра пейзажа.
Лавриненко Р. Л. Волжские дали (1998)
(Источник)
 Волга
Андрей Дементьев

А я без Волги просто не могу.
Как хорошо малиновою ранью
Прийти и посидеть на берегу
И помолчать вблизи её молчанья.

Она меня радушно принимает,
С чем ни приду – с обидой иль бедой.
И всё она, наверно, понимает,
Коль грусть моя уносится с водой.

Как будто бы расслабленная ленью,
Течёт река без шума, без волны.
Но я-то знаю, сколько в ней волненья
И сколько сил в глубинах тишины.

Она своих трудов не замечает.
Суда качает и ломает лёд.
И ничего зазря не обещает,
И ничего легко не отдаёт.

Карякин В. Т.  В низовьях Волги
(Источник)
 Течет Волга
Лев Ошанин

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет.

Сказала мать: «Бывает все, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог,-
Когда придешь домой в конце пути,
Курсеев В. Волга
Свои ладони в Волгу опусти».

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне уж тридцать лет.

Тот первый взгляд и первый плеск весла…
Все было, только речка унесла…
Я не грущу о той весне былой,
Взамен ее твоя любовь со мной.

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Гляжу в тебя, Волга,-
Седьмой десяток лет.

Здесь мой причал, и здесь мои друзья,
Все, без чего на свете жить нельзя.
С далеких плесов в звездной тишине
Другой мальчишка подпевает мне:

«Издалека долго
Апин В. Волга. Утес
             Линогравюра (1990)
(Источник)
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет…
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет».


Над Волгой
Глеб Горбовский

Встает ограда.
А за нею –
займется дух от красоты
и высоты.
И вдруг виднее,
в какое счастье ввергнут
ты...
А Волга пахнет расставаньем
и Русью пахнет... И она
в глаза веснушчатого Вани
до синя моря влюблена.
Стоит он, вымазанный солнцем...
И, рассекая синь небес,
под ним
Земля его несется,
полным-полна
его чудес.
Его ветрами облизало,
его как факел – голова.
...Еще Россия не сказала
свои последние слова!
1964

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния
  


Волга
Список литературы

Бажанов, Е. Волга и Самара / Е. Бажанов // Волга-XXI век. – 2010. – № 9-10. – С. 195-206.
В статье рассматривается происхождение названий рек Волга и Самара.

Белошапкина, Я. Бурлаки на Волге / Я. Белошапкина // Искусство : газ. изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 24. – С. 8.
О картине И. Репина.

Белошапкина, Я. Могила на Волге. Окрестности Ярославля / Я. Белошапкина // Искусство : газ. изд. дома «Первое сент.». – 2008. – № 1. – С. 14.
О картине А. Саврасова.

Боровиков, С. Саратов + Энгельс = Саратов / С. Боровиков // Волга-XXI век. – 2008. – № 1-2. – С. 222-226.

Евграфова, Л. Очарованные Волгой / Л. Евграфова // Волга-XXI век. – 2006. – № 1-2. – С. 17-19.
О саратовском художнике Валентине Григорьевиче Евграфове.

Захарова, С. Г. Урок по теме «Экологические проблемы Волги: оценка и пути решения» : 10 класс, социальная экология / С. Г. Захарова // Педагогический опыт : сборник методических работ. - Саратов, 2004. – Вып. 1 : Экология. – С. 5-10. – Библиогр. в конце ст.

Ибнеева, Г. «Бабушка» вниз по «матушке» : Путешествие Екатерины II по Волге / Г. Ибнеева // Родина : спец. выпуск. – 2005. – № 8. – С. 115-119.

Кирпичников, А. Великий Волжский путь / А. Кирпичников // Родина. – 2002. – № 11-12. – С. 59-64.

Козлова, Т. А. Взгляд на картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина. Подготовка к написанию отзыва / Т. А. Козлова // Литература в школе. – 2012. – № 2. – С. 37-40.

Лескинен М. «Волга – русская река» / М. Лескинен // Родина. – 2013. – № 12. – С. 2-7.

Лисина, Т. Саратов в военной шинели : к 70-летию начала Великой Отечественной войны / Т. Лисина // Волга-XXI век. – 2011. – № 5/6. – С. 195-207.
О жизни Саратова в годы Великой Отечественной войны. Рассказывается об участниках войны, а также о тружениках тыла.

Орелович, А. О музыкальной драматургии кинофильма «Волга-Волга» / Анатолий Орелович // Музыкальная академия. – 2007. – № 4. – С. 131-136.
О музыке советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского к фильму «Волга-Волга» режиссера Григория Васильевича Александрова, вышедшему на экраны в 1938 году.

Роговер, Е. С. Драма А. Н. Островского «Бесприданница» / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2011. – № 4. – С. 9-14. – Библиогр. в примеч.
Архитектоника пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», новый метод изображения человека в ней, связь с более ранней «Грозой». В статье рассматривается и образ Волги.

Семенов, В. Н. На Волге у Саратова / В. Н. Семенов // В старину Саратовскую : очерки и рассказы о прошлом нашего края. – Саратов : Детская книга, 1993. – С. 187-215.

Цыбин, В. Волжские взвозы Саратова / В. Цыбин // Волга. – 1999. – № 12. – С. 73-76. 

Юшакова, И. Красавица народная : внеклассное мероприятие, посвященное реке Волге / И. Юшакова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2004. – № 20. – С. 26-28.


Полнотекстовая база eLIBRARY.RU

Габараев, Б. А. Издалека долго текла когда-то Волга / Б. А. Габараев, С. З. Лутовинов // Обозреватель – Observer. – 2013. – № 12 (287). – С. 64-72.
Волжские водохранилища обеспечивают работу восьми ГЭС, судоходство на Волге, регулирование стока Волги и орошение сельскохозяйственных земель. Как сторонники, так и противники волжских водохранилищ считают первоочередной задачей обеспечение безопасности плотин этих водохранилищ, укрепление и реконструкция которых требует многомиллиардных затрат, но еще большие затраты будут необходимы в случае катастрофических аварий с разрушением на плотинах.

Закатова, Н. А. Об одной универсальной музыкально-синтаксической структуре в певческой культуре северной части Волго-Терешанского междуречья Саратовского Поволжья / Н. А. Закатова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 2-2 (40). – С. 63-65.

Кучкина, В. А. Samar, Самара и поволжские города в XIII-XVI в./ В. А. Кучкин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2012. – № 4 (50). – С. 28-46.

Ливеровская, М. И. Что и как поет Волга / М. И. Ливеровская ; обраб. И. С. Попова, М. С. Тимошенко // Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. – 2012. – № 4 (32). – С. 12-20.
Переиздание обзорной статьи о состоянии фольклорных традиций Поволжья в 1920-е годы, подготовленной М. И. Ливеровской. Автор предлагает читателю красочные зарисовки русского музыкального быта, в которые инкрустированы тексты и напевы любимых народом песен, в особенности, частушек.

Розенберг, Н. В. Волга в культурно-природном ландшафте повседневной культуры Поволжья / Н. В. Розенберг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 12. – С. 352-358.

Савкина, А. А. Волга в творчестве самарских пейзажистов 1950-1970-х гг. / А. А. Савкина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 3-1. – С. 358-363.

Сарбаева, А. К. Волга: эколого-географическая характеристика / А. К. Сарбаева, М. С. Безуглова // Экология России: на пути к инновациям. – 2013. – № 8. – С. 142-144.

Сарбаш, Л. Н. «Путешествие по Волге» в русской литературе XIX века: «Куль хлеба и его похождения» С. В. Максимова / Л. Н. Сарбаш // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 5. – С. 158-160.

Скубач, О. А. Реки истории: к типологии чувства времени в литературе рубежа веков и в советском искусстве 1920–1930-х годов / О. А. Скубач // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 64-75.

Смакотина, Д. В. «Река, текущая из страны славян» : (Путь из варяг в арабы по сведениям арабских географов) / Д. В. Смакотина // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 303. – С. 106-108.

Старикова Е.А. Анализ развития русской пейзажной живописи / Е. А. Старикова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 1. – С. 185-190.


Торгашкова, О. Н. Оценка экологического состояния реки Волги в пределах города Саратова / О. Н. Торгашкова, Н. С. Воловик, А. В. Опарина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. № 6. – С. 983-985.

Комментариев нет :

Отправить комментарий