среда, 12 апреля 2017 г.

Учитель, который слышал Вселенную


12 апреля отмечается День космонавтики. Эта дата на календаре 1961 года разделила историю человечества не просто на две части, но на две эры: докосмическую и космическую. Для этого огромному количеству людей пришлось поработать, не жалея сил и таланта, а Юрию Алексеевичу Гагарину – впервые отправиться в удивительное путешествие, доселе невиданное и неслыханное.
Тут же поправлю себя: для подавляющего большинства жителей планеты – невиданное и неслыханное. Но жил когда-то человек, который о нем не просто твердо знал, но сам его уже «совершил». Это был очень скромный человек. Совсем не богатырь, не здоровяк и не харизматичный красавец. Учитель.

Конечно, я чуточку преувеличила. Наш сегодняшний герой не летал в звездные выси и не любовался красотой Земли из иллюминатора стремительной ракеты. Он не мог этого сделать и потому, что здоровье не позволило бы, и потому, что… умер в 1935 году, то есть за 26 лет до первого полета человека в космос. Но именно его гениальные идеи и сумасшедшие (уж для кого-то точно) мечты не только нарисовали ему всё, что случилось через 26 лет после его ухода из жизни, но и сделали само это историческое событие возможным.
И то, что он, Константин Эдуардович Циолковский, не летал в космос, ничего не меняет. Он и в самом деле поразительно ясно видел то, что в действительности увидели затем космонавты.
Не верите? Дадим слово летчику-космонавту Виталию Севастьянову.
«Пролетая над отчей землей, вглядываясь в извивы рек, контуры горных цепей, краски морей и пустынь, я не раз представлял себе одним из членов нашего космического экипажа Константина Эдуардовича Циолковского. Помнится, я подумал: с каким, должно быть, изумлением созерцал бы он и милую Землю в голубом ореоле, и звездчатый занавес небес, и непривычно яркую Луну (с кратером его имени!). Да и сам космический корабль – разве не вызвал бы удивления у человека, почти безвыездно прожившего в провинциальной глуши едва ли не всю свою сознательную жизнь…
Но потом стал я перебирать в памяти всё написанное Циолковским – и уже сам удивился. Да он же не только положил теоретическое начало звездоплаванию (он сам придумал это выражение!), но и в деталях продумал наши нынешние полеты. Качество предугадывания поразительное! Его герои ведут на орбите металлургические работы. Выходят в открытый космос на привязи. Пользуются переходными камерами, солнечными батареями, оранжереями. Для сна в невесомости привязывают себя к кораблю. Учтены тончайшие особенности приема пищи и водных процедур. Даже влияние кровообращения и дыхания на движение в невесомости – и это учтено».

К огромному сожалению, имя Циолковского сегодня не слишком популярно. Мы еще помним тех первопроходцев, что летали в космос, знаем имя Сергея Павловича Королева – его великого последователя. Но основоположник космонавтики остался в тени. Говорила же, скромен был Циолковский. Очень не любил шумихи вокруг своей персоны.

«Я не гонюсь за приоритетом, именем или славой. Я знаю, что работал изо всех сил, и счастлив, если моя работа принесла хоть какую-нибудь пользу человечеству».

Тут уж без сомнений! Польза была. И есть.
Потому несправедливо было бы сегодня не сказать хотя бы несколько слов о Константине Эдуардовиче. Он достоин этого. Тем более, что некоторые факты его сложной судьбы крайне интересны и поучительны.

И первый из них узнаем от самого Циолковского.

«Я родился в 1857 году. В 1867-1868 году, когда я был приблизительно 10-11 лет, последовал первый удар судьбы. У меня была скарлатина, результатом чего были некоторое (умственное) отупение и глухота. До этого же я был счастливым и способным ребенком, меня очень любили, вечно целовали, дарили игрушки, сладкое, деньги.
Что же было бы со мной, если бы я не оглох. Предвидеть этого точно, конечно, невозможно, но приблизительно было бы следующее: по моим природным способностям, здоровью, счастливой наружности, талантливости я пошел бы по проторенной дорожке. Кончал бы разные курсы, служил, делал карьеру, женился, имел много детей, приобрел бы состояние и умер в счастье ограниченный, довольный и окруженный многочисленным потомством и преданными людьми. Ум бы мой почти спал, успокоенный счастьем, удовлетворенный природой.<…> Но что же сделала со мной глухота? Она заставляла страдать меня каждую минуту моей жизни, проведенную с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя, заставляло искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презираемым».

Да, Константин Эдуардович до конца жизни остался глухим. Испортилось и зрение. Но, как видите, свою беду ученый расценивает в качестве основной причины собственного успеха. Но это потом. А тогда…
Представьте себе, что живого любознательного мальчишку недуг резко вырывает из привычного круга и стиля жизни. Он вдруг становится «не как все». Обучение в школе прерывается в третьем классе. «Учителей совершенно не слышал или слышал одни только неясные звуки. Но постепенно мой ум находил другой источник идей – в книгах...», писал он позже.

В тот роковой момент, когда потеря слуха перевернула его жизнь, главную поддержку Костя получил от нежно любимой матери.

«Она спасла меня от отчаяния, сумела внушить, что можно жить и без слуха. Очень, помню, помог мне пример оглохшего Бетховена. Вот ведь композитор, а жил и работал без слуха. Мать заставила понять, что все лучшие мысли человечество вложило в книги, а для них слух не нужен. Я набросился на книги, стал читать так много и увлеченно, что вскоре по количеству прочитанного я обогнал братьев и даже отца».

Именно смерть матери – Марии Ивановны – вскоре стала вторым страшным ударом для мальчика (да и всей семьи). Эта красивая и образованная женщина являлась самым главным человеком в жизни Константина Эдуардовича. Она была источником безграничной любви, талантливым и достойным воспитателем своих детей. Именно ей обязан он и любовью к книгам, и тягой к знаниям, и наблюдательностью и другими умениями и навыками, ставшими определяющими в его дальнейшей жизни. Но уже без нее…
Циолковский с удовольствием рассказывал, как умела мать находить верные решения в множестве сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе общения с детьми.
К примеру, как-то рассматривал он, несмышленый малыш, картинки в книге о животных. Попалось изображение моржа. Костя страшно испугался огромного, угрожающего вида зверя. Даже бросил книгу и забился куда-то в укромный уголок.

«Мать тогда с трудом выспросила о причине страха. Она с минуту подумала, потом позвала Осю [брат К. Э. Циолковского. – прим. А. К.] и тут же повела наступление на мою трусливость. Как я впоследствии понял, ее педагогический прием был прост и верен. Страх идет от дикарского, суеверного непонимания явлений, от признания какого-то события сверхъестественным. Первобытный человек боялся тьмы, грома, молнии, горного обвала. Они были для него необъяснимы. Если труса заставить смеяться над причиной страха, он осмелеет. Это – закон. И мать понимала это. Знаете, что она сделала? Она спросила Осю:
- Ты знаешь, как выглядит морж?
- Знаю, – неуверенно ответил тот, не понимая, к чему клонит мать.
- Я буду рассказывать Косте о морже, а ты изображай его, – велела мать.
Брату это понравилось, и он довольно скоро вошел в роль. Мать смеялась от всего сердца. Она умела смеяться звонко и заразительно.
- Ты знаешь, – говорила она, – морж похож на близорукого, усатого толстяка, которому трудно дышать.
Ося надул щеки, лег и начал уморительно разглаживать воображаемее усы.
Я невольно засмеялся.
- А ты знаешь, как кричит морж? – спросила мать. – Не знаешь? Да он мукает, как глупый телок.
Осе только этого и надо было. Склонный к лицедейству, он скроил уморительную рожицу и замычал по-телячьи. Делал он это превосходно, выходило смешно. Мы искренне смеялись.
- А ты знаешь, что моржи трусливы? – спохватывалась мать, вытирая слезы, выступившие от смеха. – Именно трусливы, завидя белого медведя или охотника-чукчу, они на своих коротких ластах ползут к берегу и ныряют в воду.
Ося на локтях пополз по полу и так комически дергал носом, что я неудержимо хохотал, тем более что и мать смеялась от души.
Неожиданно у нее в руках появилась книга с рисунком моржа.
- Посмотри! – предложила она, заливаясь смехом. – Он же урод! Жирный, трусливый урод!
Я вгляделся и, к великому изумлению, не нашел в морже ничего страшного. Толстый, неуклюжий, глупый… Мне стало стыдно за свой страх».

Однажды, также на «зверином» примере, Мария Ивановна дала сыну такую краткую формулу:

«Человек отличается от зверя трудом, мышлением и чувством юмора. Если не хочешь вырасти обезьянкой – трудись, размышляй и шути!»

До конца своих дней сын гордился ей, помнил ее, помнил мудрые материнские уроки…

Но время шло, мальчик рос, жадно впитывал разнообразные знания, занимаясь не только теорией, но и практическим научным и техническим творчеством.
В 16 лет Константин предпринимает попытку поступить в Высшее техническое училище в Москве. Однако это ему не удалось. Но он не падает духом, а использует новые возможности. Поскольку денежных средств, присылаемых отцом, было крайне мало, юноша питается лишь хлебом с водой, а почти всю сумму тратит на книги да приборы для опытов. Регулярно посещает он Чертковскую (Румянцевскую) публичную библиотеку, и выбор его неслучаен: эта библиотека являлась первой и единственной тогда бесплатной столичной библиотекой.

«Носил длинные волосы, просто оттого, что некогда было их стричь. Смешон, должно быть, был страшно! Все же я был счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал. Мне даже в голову не приходило, что я голодал и истощал себя».

За три «московских» года упорный Циолковский самостоятельно освоил и гимназическую программу, и большую часть программы университетской.
Пусть не было у него никаких дипломов, но молодой человек, вернувшись в Вятку, начал зарабатывать, давая частные уроки по физике и математике. Циолковский показал себя при этом педагогом незаурядным. Его наглядные, интересные, а потому эффективные уроки пользовались неизменным успехом и недостатка в учениках не наблюдалось.

«Я всегда придерживаюсь того убеждения, что ни бить, ни кричать на них не следует. К детям надо относиться бережно. И больше следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить».

Правда, для преподавания в Рязани, куда затем переехала семья, сдавать экзамен на право преподавания все же пришлось. Успешно пройдя его, Константин Эдуардович получил официальный статус и много лет преподавал в учебных заведениях физику, арифметику, геометрию, черчение.

Из воспоминаний ученицы К. Э. Циолковского Ю. П. Кузнецовой.
«Уроки почти всегда сопровождались интересными для нас опытами: с магнитом, электрической машиной, безвоздушным колоколом; рассматривали под микроскопом капли воды, листочки растений. Многое Константин Эдуардович мастерил сам. Так, для опыта с магнитом, вырезал карикатурные фигурки из бумаги. Мы смеялись, глядя, как эти фигурки вертелись и бегали по стеклу за магнитом».

Пришла пора оставить нашего героя. Ему пока еще только предстоит написать свои первые фантастические произведения, создать семью, прослыть чудаком, осваивать новые высоты в качестве ученого, первооткрывателя, мыслителя. Многое из того, что совершил этот человек, было наперекор судьбе, не числившей его среди любимчиков, которым всё достается легко и без потерь.

В сентябре 2017 г. мы будем отмечать 160 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского. Надеюсь, вам захочется познакомиться с жизнью и многогранной деятельностью гения земли русской поближе. Тем более, что многое из событий его «личной Вселенной» мы оставили сегодня без внимания: встречи и переписка с корифеями науки и культуры, вклад в научную фантастику, влияние на литературу, философские взгляды, взаимоотношения с близкими и дальними, образ в литературе и кино. Не обошлось в его судьбе и без загадок…

И пусть будут для нас путеводными и вдохновляющими слова К. Э. Циолковского:
«Мы мало знаем. Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной».

«Наше знание – капля, а незнание – океан».

«Невозможное сегодня станет возможным завтра».

«Радость делает добрым».

«Техника – это большое дело, но это – только придаток к человеческой жизни, но не ее основа. Основа – это здоровье, долголетие, философия, искусство и наука».

Еще больше о выдающемся ученом можно узнать из источников приведенного ниже списка литературы.

А всем, кто дочитал до конца, говорю спасибо!
С уважением,
ваша Агния
Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935)
Список литературы
Книги

Алтайский, К. Н. Циолковский рассказывает : в 2 кн. / К. Н. Алтайский. Москва : Детская литература, 1971. 255 с.

Арлазоров, М. С. Циолковский / М. С. Арлазоров ; предисл. Ю. Гагарина. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Молодая гвардия, 1967. 256 с.

Демин, В. Н. Циолковский / В. Н. Демин. Москва : Молодая гвардия, 2005. 36 с. : ил., фото. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; вып. 920). Библиогр.: с. 319-322.

Космодемьянский, А. А. Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) : биография отдельного лица / А. А. Космодемьянский ; Акад. наук СССР. 2-е изд., доп. Москва : Наука, 1987. 303 с. : ил. (Научно-биографическая серия).

Чижевский, А. Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / А. Л. Чижевский. Москва : Мысль, 1999. 716, [4] с.

Чижевский, А. Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским : воспоминания / А. Л. Чижевский. Москва : Мысль, 1995. 734, [2] с.

Статьи из периодических изданий

Авдеева, Е. В. Русская философская мысль ХХ в. о возникновении жизни / Е. В. Авдеева, Т. В. Ивченко // Биология в школе. 2007. № 5. С. 17-21. Библиогр.: с. 21.

Апухтина, Н. Г. Принцип согласия в философии русских космистов / Н. Г. Апухтина, М. П. Меняева // Человек. 2014. № 1. С. 181-184.
Обзор космологических учений Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского. Идея гармонизации отношений между человеком, обществом и природой в планетарно-космическом масштабе, получившая развитие в их учениях в начале XX века, сегодня приобретает особую актуальность.

Архипцева, Е. Ученый и учитель милостью божьей / Е. Архипцева // Наука и жизнь. 2007. № 10. С.4-8 : 8 фот., 1 рис.
Педагогическая деятельность Константина Эдуардовича Циоловского.

Белюстов, В. История космонавтики : основные вехи / В. Белюстов // Начальная школа : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 4. С. 4-19. Библиогр. : с. 19 (17 назв.). Прил.: Начальная школа : электронное прил. 2011. № 1-4.

Беляев, А. Р. Письма К. Э. Циолковскому / А. Р. Беляев // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 16-18.
Статья содержит материал для подготовки к урокам для 9, 11 классов по темам : "Научно-техническая революция", "Космическая эра". В статье помещены письма писателя-фантаста А. Р. Беляева к К. Э. Циолковскому.

Беседина, Е. Город физиков и лириков: своя "в доску" Калуга / Е. Беседина // Родина. 2014. № 10. С. 69-70 : 4 фото. Библиогр. в примеч.
О достопримечательных местах города Калуги.

Глубоковских, М. В. Он видел будущее / М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем. 2012. № 6. С. 60-65 : ил., портр.
Сценарий мероприятия для 7-9 классов о жизни и деятельности русского ученого К. Э. Циолковского.

Дробышев, Ю. А. Учитель-новатор К. Э. Циолковский / Ю. А. Дробышев, С. Н. Касаткина // Педагогика. 2007. № 6. С. 64-72. Библиогр.: с. 72 (9 назв.).

Казютинский, В. Он мечтал о счастье для всего человечества / В. Казютинский ; беседовала Н. Лескова // Наука и религия. 2002. № 10. С. 2-3.
О Константине Эдуардовиче Циолковском как философе.

Касаткина, С. Н. Идеалы и ценности философско-педагогического наследия К. Э. Циолковского / С. Н. Касаткина // Педагогика. 2011. № 5. С. 105-111. Библиогр.: с. 111 (10 назв.).

Ключников, Ю. КЭЦ: о космическом и земном / Ю. Ключников // Наука и религия. 2007. № 8. С. . 6-9. Окончание следует.
О жизни Константина Эдуардовича Циолковского, его техническом и философском наследии.

Ключников, Ю. КЭЦ: о космическом и земном / Ю. Ключников // Наука и религия. 2007. № 9. С. 15-18. Окончание. Начало в № 8.
О жизни, научных и философских взглядах Константина Эдуардовича Циолковского.

Ковалева, Г. П. Философская модель космизма К. Э. Циолковского / Г. П. Ковалева // Философские науки. 2006. № 2. С. 71-83.

Кострюкова, Е. "День космонавтики" [Электронный ресурс] : классный час / Е. Кострюкова // Начальная школа : электронное прил. 2011. № 1-4.
На диске – электронном приложении – приведен сценарий классного часа для 3-4 классов.

Красин, М. С.  Учебные задачи, составленные по произведениям К. Э. Циолковского / М. С. Красин, Е. Н. Типикина // Физика в школе. 2010. № 3. С. 62-64.
Об использовании на уроках физики и астрономии задач, составленных по материалам рассказов и повестей К. Э. Циолковского.

Кудрявцев, Э. Переписка писателя-фантаста А. Р. Беляева с К. Э. Циолковским / Э. Кудрявцев // Нева. 2005. № 4. С. 260-267.
Опубликованы и прокомментированы все письма Беляева к Циолковскому, написанные в 1934-1935 гг. и хранящиеся в РГАЛИ.

Лебедев, С. Учитель, который слышал Вселенную / С. Лебедев // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 8-11.
Статья содержит материал для подготовки к урокам для 9, 11 классов по темам : "Научно-техническая революция", "Космическая эра".

Петрова, Ю. Основоположник космонавтики / Ю. Петрова // Здоровье детей : журн. Изд. дома "Первое сент.". 2015. № 4. С. 55.
О великом русском ученом, основоположнике космонавтики Константине Эдуардовиче Циолковском, который с детства страдал нарушениями слуха.

Пронякина, С. Страна, открывшая путь в космос / С. Пронякина // Начальная школа : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 4. С. 28-31.
Сценарий урока окружающего мира для 4 класса, цель которого сформировать у учащихся представления о достижениях нашей страны в освоении космоса.

Саватеева, М. Вперед, к звездам! : музеи нового времени / М. Саватеева // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома "Первое сент.". 2016. № 4 (159). С. 46-49.
Информация о российских музеях истории космонавтики.

Тимошенкова, Е. Великий гражданин Вселенной / Е. Тимошенкова // Родина. 2009. № 12. С. 19-23 : ил.: 5 фото.
О биографии великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

Циолковский, К. С. Моя жизнь : черты из автобиографии / К. Э. Циолковский // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 12-15.
Статья содержит материал для подготовки к урокам для 9, 11 классов по темам : "Научно-техническая революция", "Космическая эра".

Чернявская, Н. Кинополет энтузиастов : "Космический рейс" / Н. Чернявская // История : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2011. № 7. С. 28-32. Прил.: История : электронное прил. 2011. № 5-8.
Статья является рецензией на научно-фантастический фильм режиссера В. Журавлева "Космический рейс". Фильм снят в 1935 г. и позволит ученикам 5-9 классов увидеть начало космической эры человечества.

Что поражало в КЭЦ / А. А. Космодемьянский, С. П. Королев, А. Мень // Наука и религия. 2007. № 8. С. 7.
Высказывания ученых о Константине Эдуардовиче Циолковском.

"Я был битком набит неземными... идеями" : К. Э. Циолковский о себе / публ. С. Касаткиной // Источник. 2003. № 2. С. 27-32. Примеч.: с. 31-32.
Одна из автобиографических заметок Константина Эдуардовича Циолковского, считавшего, что биография – своеобразная исповедь, в которой не должно быть тайн и запретных тем.

В электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Лань» можно прочитать:

Циолковский, К. Э. Воля Вселенной [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Гений среди людей [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Горе и гений [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Грезы о Земле и небе [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Двигатели прогресса [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Есть ли бог [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Идеальный строй жизни [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Космическая философия [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Миражи будущего общественного устройства [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Монизм Вселенной [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Наука и вера [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Научная этика [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Неизвестные разумные силы [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Нирвана [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Ничего нет [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Общественная организация человечества [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Причина космоса [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

Циолковский, К. Э. Ум и страсти [Электронный ресурс] / К. Э. Циолковский. Москва : Лань, 2013.

4 комментария :

  1. Здравствуйте, Агния! Вот именно, что Циолковский! С него начался КОСМОС. Спасибо, что Вы подготовили этот замечательный пост! Особая благодарность за список, но эти книги только в крупных библиотеках. Школьные довольствуются малым... Можете удостовериться в моём блоге. А для детей младшего школьного возраста Вы можете назвать достойную книжку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Осознаю, что список в основном для взрослых, лишь несколько статей посвящены работе с детьми младшего школьного возраста. Если говорить о книгах, то опираемся на наш фонд, а он у нас вузовский, сами понимаете. Помимо него из книг для "первоклашек" с ходу ничего назвать не могу. Но подозреваю, что Константин Эдуардович вообще книгоиздателями нынче не избалован, к сожалению. Спасибо, что в энциклопедиях упоминается. Сама я с удовольствием читала в детстве книгу Алтайского, хотя она обозначена "для среднего и старшего возраста".
      Могу попробовать что-нибудь еще поискать. Если найду, поделюсь находкой.
      От всего сердца спасибо Вам за глубокий и заинтересованный комментарий! Мне самой всегда очень больно и обидно, когда мы "задвигаем" на задворки таких выдающихся людей.
      С уважением, Агния

      Удалить
  2. Агния:)
    Сначала я с увлечением прочла пост про Циолковского. Спасибо!
    Потом меня заинтересовал комментарий Людмилы Федоровны)
    Я вспомнила, что когда работала в другой школе, там в фонде библиотеки была очень старая книга , чуть живая, про Циолковского. Я использовала ее для бесед ко Дню космонавтики. Книга для детей. Очень простым языком написана. И очень интересно. Но не помню ни фамилии автора, ни названия. Поискала в Интеренете. Нашла для детей только: Александр Ткаченко. Путь к звёздам (серия Настя и Никита). Тоже хорошим языком написано. Причем, у меня сложилось впечатление, что книга Ткаченко написана по мотивам той старой книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, приветствую от всего сердца!) Пожалуйста!)
      Забегала я вчера к Людмиле Федоровне в гости и оставила комментарий к ее посту-вопросу о книгах, адресованных младшим школьникам и посвященным космосу и космонавтам. В комментарии назвала несколько изданий этой тематики. Среди них была и книга А. Ткаченко, но другая, не "Путь к звездам". Может быть, стоит рассказать ей и о "Пути...", поскольку эта информация ее интересует, а про Циолковского вообще крупицы только какие-то.

      Удалить