суббота, 15 апреля 2017 г.

Предвестник неведомого дня


Готовя сегодняшний пост, провела мини-опрос. Попросила нескольких человек назвать имя/имена тех, кого они считают гениями. В ответах звучали имена А. С. Пушкина, А. Эйнштейна, В.-А. Моцарта, других писателей, ученых, композиторов, художников. 
Имя того, кто будет героем этого материала, по крайней мере, в моем эксперименте, произнесено не было. (Признаюсь откровенно: не знаю, смогла бы я сама, задай мне кто-нибудь этот вопрос неожиданно, назвать его). А жаль, потому что он – гений бесспорный, стопроцентный, в самом классическом его понимании.


Кстати, о том, кого можно считать гением. В частности, как гениальный человек отличается от талантливого, рассуждали и утверждали самые великие умы. Неоднократно предпринимались попытки выработать определения этих понятий. Единых так и не выработали, их преогромное количество. Но общее понимание все-таки можно обозначить.
Приведу простой пример. Тот, кто придумал колесо, – гений. Дорабатывают и усовершенствуют его – таланты. Таким образом, гений всегда опережает свое время, движет его вперед, ступая в область неведомого. А затем таланты, подхватывая «эстафету», блестяще развивают эти идеи, подходя к их решению нешаблонно, оригинально.
Известны гении в различных науках, разных видах искусства, в литературе. Если же таких областей, подвластных одному человеку, сразу несколько, его причисляют к лику гениев универсальных. Тот, о ком я сегодня расскажу, именно такой.

В письме, отправленном правителю города Милана в 1480 году, как сейчас бы сказали, в качестве резюме при устройстве на работу, он сообщил:
«Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как зодчий в проектировании зданий, общественных и частных, и в проведении воды из одного места в другое. Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины. Сходно и в живописи – все, что только можно, чтобы поравняться со всяким другим, кто б он ни был…»

Это мы еще не процитировали того, что он перечислил в своем послании по поводу собственной пользы во времена войны. Уверяю вас, крайне ценные умения.
Думаете, преувеличил кандидат? Приукрасил собственное значение в погоне за вакансией? Ничуть!
Если попытаться дать его занятиям, в которых он за свою жизнь отличился, краткие характеристики, список получится внушительный: художник и скульптор, архитектор и музыкант, писатель и поэт, а еще инженер и изобретатель, и к тому же естествоиспытатель и анатом, а порой даже потрясающий провидец и пророк…
Ему было отпущено 67 лет жизни. По сегодняшним меркам, не то чтобы слишком долго, но для его времени и не совсем мало. Правда, если исходить из его собственного утверждения, что всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь, он был невероятным долгожителем.
Хватало в его судьбе и волнующих тайн, до сих пор, к слову, не раскрытых. И, хотя родился он сотни лет назад, сегодняшние исследователи не на шутку бьются, ломают копья, пытаясь объяснить, расшифровать, разгадать…

Но довольно умолчаний!

Зовут его Леонардо да Винчи (15.04.1452 – 2.05.1519). Если полностью – Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.
Родился он в деревне Анкиано (Анкьяно), что расположилась в трех километрах от городка Винчи. Человек, которому суждено вечно остаться в памяти человечества, был незаконнорожденным сыном обеспеченного флорентийского нотариуса и красавицы-крестьянки.
Главное, конечно, не в особенности твоего появления на свет, а в том, что будет дальше, какой след оставишь на Земле.
В данном случае, ничего не предвещало слишком большой след. Поскольку по обычаю того времени внебрачному ребенку запрещено было учиться в университете, Леонардо там и не учился. Он отдавал себе отчет в том, что это его минус, и сам себя называл «неграмотным». Но характер и энергия человека могут многое изменить в, казалось бы, предопределенном будущем!
Одним словом, теперь есть о чем порассказать, перечисляя достижения самоучки Леонардо!

Гений его проявился в…
…технике.
Сотни изобретений, среди которых (вы не поверите!) парашют, дельтаплан, пулемет, автомобиль (самодвижущаяся тележка), танк, робот, подводная лодка, водолазный костюм.
Были бы в его времена соответствующие возможности, история человечества могла бы получить совершенно иное развитие! Практически все оставленные им разработки и чертежи вполне себе рабочие. Бери и собирай конечный «продукт». Некоторые наши современники так и делали. Всё работало! Совсем недавно, к примеру, по его чертежам механического робота-рыцаря собрали.

…естественных науках.
Занимался математикой, физикой, астрономией, анатомией. Отметим, что гению да Винчи было свойственно совмещать в поле своего внимания разные сферы, переходить в поисках от теории к прикладному использованию. Изучая, например, строение человеческого тела, он получал, кроме всего прочего, необходимые знания для занятий живописью и скульптурой. А исследуя устройство и принципы работы человеческого глаза, экспериментируя в этой области и получая результаты, занялся оптикой и пришел к мысли о способах улучшения зрения с помощью очков.

…живописи.
Одна загадочная Мона Лиза (Джоконда) чего стоит. Трудно представить себе человека, который не видел бы эту картину и не задумывался о тайне ее улыбки. А ведь кроме этой работы существует множество других, в которых мудрец Леонардо исследовал человека и мир, его окружающий.

Как вы понимаете, невозможно сейчас перечислить все сокровища его наследия, и то, что здесь названо, лишь капля, молекула в океане, именуемом Леонардо да Винчи, и включающем десятки разнообразных сфер не просто интересов, но впечатляющих результатов, полученных им в процессе их освоения.
Как принято говорить, он появился на свет гораздо раньше, чем ему следовало бы. Некоторые его современники, наблюдая за деятельностью чудака Леонардо, не понимали, зачем он тратит драгоценное время на изобретение той или иной «ерунды». И обвинять их в этом не повернется язык. Ну, как было догадаться обычному человеку конца XV – начала XVI веков, что кто-то там создает, к примеру, вертолет…

Дмитрий Мережковский
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

О, Винчи, ты во всем – единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!

Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.

И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, –
И не безгрешна их печаль.

Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты – предвестник
Еще неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, –

Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек –
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
1895

Я уже упомянула о том, что да Винчи был «замечен» в некоторых пророчествах.
Как вам такое, например?

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать».

Напомню: сказавший это жил во времена, когда в качестве дальней связи между людьми выступали почтовые голуби да гонцы на лошадях.

Или такое.

«Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит».

Или вот еще.

«Видно будет, как благодаря звездам люди приобретут величайшую скорость наравне с каким-либо быстрым животным».

Представляете, как безумно звучало всё это в понимании тех самых обычных людей конца XV – начала XVI веков? Да и в течение еще несколько столетий, кстати, тоже.
Есть среди высказанных да Винчи пророчеств и те, что пока еще непонятны даже сегодня. Само собой, ни один предсказатель не бывал точен на 100%. Ну, или же эти события еще ждут свой черед.

А пока угощу вас десятком цитат «от Леонардо», актуальных и по сию пору.

Где умирает надежда, там возникает пустота.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Любое препятствие преодолевается настойчивостью.

Наука – полководец, а практика – солдаты.

Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.

Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик.

Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи.

Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.

Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.

Среди дарований Леонардо да Винчи было и литературное. Умноженное на мудрость оно выразилось в сочинении нескольких притч и сказок.
Вот одна из притч.

Язык и зубы

Жил-был на свете мальчик, страдавший серьезным недугом, которому иногда бывают подвержены и взрослые, – он беспрестанно разговаривал, не зная меры.
- Что за наказание этот язык, – ворчали зубы. – Когда же он угомонится и помолчит немного?
- Какое вам до меня дело? – нагло отвечал язык. – Жуйте себе на здоровье и помалкивайте. Вот и весь вам сказ! Между нами нет ничего общего. Никому не позволю встревать в мои личные дела, а тем паче соваться с глупыми советами!
И мальчик продолжал без умолку болтать кстати и некстати. Язык был наверху блаженства, произнося все новые мудрёные слова, хотя и не успевал хорошенько вникнуть в их смысл.
Но однажды мальчик так увлекся болтовней, что, сам того не ведая, попал впросак. Чтобы как-то выпутаться из беды, он позволил языку сказать заведомую ложь. Тогда зубы не выдержали – терпенье их лопнуло. Они разом сомкнулись и пребольно укусили врунишку. Язык побагровел от выступившей крови, а мальчик заплакал от стыда и боли.
С той поры язык ведет себя с опаской и осторожностью, да и мальчик, прежде чем вымолвить слово, дважды подумает.

Мне остается прислушаться к совету и остановить свои речи.

В конце поста предлагаю список литературы о великом Леонардо, а также несколько интересных сайтов.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!
С уважением, ваша Агния

Сайты, посвященные жизни и деятельности
Леонардо да Винчи:

Сайт о Леонардо да Винчи: http://leovinci.ru/index.html

Leonardo daVinci (проект Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ): http://vinci.ru/news.html

О Леонардо да Винчи на сайте журнала «Вокруг света»: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Леонардо_да_Винчи


Леонардо да Винчи
Список литературы

Книги

Да Винчи, Леонардо. Избранные естественнонаучные произведения / Леонардо да Винчи. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1955. 1023 с.

Да Винчи, Леонардо. Избранное / Леонардо да Винчи ; ред., сост. А. К. Дживелегов, авт. предисл. Г. А. Недошивин, пер. А. А. Губера. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1952. 258 с. : ил.

Алехин, А. Д. Когда начинается художник : книга для учащихся / А. Д. Алехин. Москва : ВЛАДОС, 1994. 160 с. : ил.
Книга знакомит с детскими и юношескими работами выдающихся художников разных времен и народов.

Алтаев, А. Впереди веков. Повести / А. Алтаев. Москва : Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1959. 495 с.

Алтаев, А. Леонардо да Винчи : повесть / А. Алтаев. Петрозаводск, 1966. 204 с.

Безелянский, Ю. Н. Улыбка Джоконды : книга о художниках / Ю. Н. Безелянский. Москва : Радуга, 1999. 320 с.

Богат, Е. М. Мир Леонардо : философский очерк. В 2 кн. / Е. М. Богат. Москва : Детская литература, 1989. (Люди. Время. Идеи).

Гастев, А. А. Леонардо да Винчи / А. А. Гастев. Москва : Молодая гвардия, 1982. 400 с. : ил. (Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ). Серия биографий ; Вып. 9 (627)).

Гуковский, М. А. Леонардо да Винчи. Творческая биография / М. А. Гуковский. Ленинград ; Москва : Искусство, 1967. 180 с. : ил.

Дживелегов, А. Леонардо да Винчи / А. Дживелегов. Москва : Искусство, 1969. 217 [2] с. : ил. (Жизнь в искусстве).

Дживелегов, А. К. Творцы итальянского Возрождения. В 2 кн. Кн. 2 / А. К. Дживелегов ; ред. Р. Хлодовский. Москва : ТЕРРА-Кн. клуб, 1998. 352 с.

Дитякин, В. Леонардо да Винчи / В. Дитякин. Москва : Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1959. 219 с. : ил.

Лазарев, В. Н. Леонардо да Винчи. (1452-1519) / В. Н. Лазарев. 2-е изд. Москва : Знание, 1969. 24 с. : ил.

Лазарев, В. Н. Леонардо да Винчи : биография отдельного лица / В. Н. Лазарев. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1952. 141 с. : ил.

Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи. Архитектор. 1452-1952 / Б. П. Михайлов. Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. 79 с. : ил.

Педретти, К. Леонардо / К. Педретти. Москва : Детская литература, 1986. 135 с. : ил.

Ромеи, Ф. Леонардо да Винчи : Художник, изобретатель и ученый эпохи Возрождения / Ф. Ромеи ; пер. с англ. Т. В. Сафроновой. Москва : РОСМЭН, 1998. 64 с. : ил. (История искусства для детей).

Статьи из периодических изданий

Белошапкина, Я. Дама с горностаем : [Леонардо да Винчи, художник, Италия, 1452-1519] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 11.

Белошапкина, Я. Леонардо да Винчи : [художник, Италия, 1452-1519] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 4-5.

Белошапкина, Я. Мадонна в скалах : [Леонардо да Винчи, художник, Италия, 1452-1519] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". - 2009. - № 2. -  С. 11.

Белошапкина, Я. Портрет Моны Лизы (Джоконда) : [Леонардо да Винчи, художник, Италия, 1452-1519] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 14.

Белошапкина, Я. Рисунки Леонардо : [Леонардо да Винчи, художник, Италия, 1452-1519] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 16.

Белошапкина, Я. Соревнование титанов : [Леонардо да Винчи, Микеланджело, художники, Италия, 15-16 вв.] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2007. № 6. С. 22-23.

Белошапкина, Я. Тайная вечеря : [Леонардо да Винчи, художник, Италия, 1452-1519] / Я. Белошапкина // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 14.

Белякова, Л. Тайна "Тайной вечери" Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали : урок мировой художественной культуры в 11-м классе / Л. Белякова // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2008. № 18. С. 6-8.

Довгий, В. И. Тысяча и одна "Джоконда" / В. И. Довгий // Человек. 2011. № 5. С. 63-72 : ил., фот.

Ермолова, В. М. Загадка знаменитого портрета / В. М. Ермолова // Читаем, учимся, играем. 2013. № 11. С. 48-53 : ил., портр.
История написания картины "Джоконда" (Мона Лиза) итальянским художником Леонардо да Винчи.

Зархи, С. Б. Наследие Леонардо / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. 2015. № 12. С. 98-102 : ил., портр. Начало. Продолж. следует.
Жизнь и творчество одного из величайших представителей эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи.

Зархи, С. Б. Наследие Леонардо / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. 2016. № 1. С. 78-82 : ил., портр. Библиогр.: с. 82. Окончание. Начало: № 12, 2015.
Жизнь и творчество одного из величайших представителей эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи.

Карпушина, Н. Проекты будущего в рисунках Леонардо да Винчи / Н. Карпушина // Наука и жизнь. 2014. № 9. С. 81-86 : 2 фот., 7 рис., 1 портр.
В статье на примере рисунков рассматривается научно-техническое творчество итальянского живописца Леонардо да Винчи.

Медкова, Е. В перспективе вечности : темы и вопросы для обсуждения / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 6-7.

Медкова, Е. Руководство мастеру : [Леонардо да Винчи, художник, Италия, 1452-1519] / Е. Медкова // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 8.

Новикова, И. А. Притчи Леонардо да Винчи и басни И. А. Крылова : урок внеклассного чтения : VI-VII классы / И. А. Новикова // Уроки литературы. 2016. № 4. С. 11-14 : ил.

Паршенкова, Л. Вечно юный мир сказки / Л. Паршенкова // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 54-57 : ил. Библиогр.: с. 56 (3 назв.). Прил.
Материалы для ознакомления дошкольников с некоторыми произведениями гения эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Его сказки, притчи и легенды переведены на русский язык, но в России издавались всего несколько раз.

Ткачев, В. Н. Формула Леонардо : (часть 1) / В. Н. Ткачев // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. № 2. С. 106-121. Библиогр.: с. 120-121 (8 назв.).
Леонардо да Винчи установил, что архитектуру и перспективу делает человеческий глаз, акцентируя главное значение визуального компонента в художественном творчестве. Тестирование современной архитектуры с позиций формулы Леонардо вскрывает ряд свойств, вызывающих внимание к качеству перспективных направлений.

Хронология творчества Леонардо да Винчи : [художник, Италия, 1452-1519] // Искусство : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2009. № 2. С. 17.

Эпштейн, М. Богословие в красках: от грехопадения до Вознесения и от Леонардо до Сальвадора Дали / М. Эпштейн // Звезда. 2015. № 3. С. 221-231.
О религиозных сюжетах картин художников Леонардо да Винчи, Стэнли Спенсера и Сальвадора Дали.

Комментариев нет :

Отправить комментарий