среда, 21 марта 2018 г.

"И книжки смешные мне ветер листал..."

К Дню поэзии и Неделе детской книги


Всё так переплелось: и День поэзии, и начавшаяся Неделя детской книги, и приближающийся День смеха, и не на шутку затянувшаяся зима, которую хочется героически победить, хотя бы хорошим настроением...
Из всех вышеперечисленных ингредиентов и был замешон, а на благих намерениях  пряжон этот пост.
Надеюсь, что получившийся Колобок результат способен не только порадовать, но, возможно, помочь кому-то в работе с детьми, ведь предлагаемая подборка состоит из веселых и весьма поучительных детских стихотворений.
А в конце вас ждет список литературы на тему «Детская поэзия и ее использование в работе с дошкольниками и младшими школьниками».

Поехали!

Поэзия всегда была в авангарде борьбы со всевозможными отрицательными качествами в человеке. А уж детские поэты так о них рассказывают, что немедленно хочется улыбнуться и… исправиться.

Яков АКИМ
ЖАДИНА
Кто держит
Конфету свою
В кулаке.
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке.

Кто, выйдя во двор.
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве-
        ло-
            си-
               педе,
Кто мелом.
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится –
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!

Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.

Не выйдет из жадины
Друга хорошего.
Даже приятелем
Не назовёшь его.

Поэтому –
Честно, ребята, скажу
С жадными
Я никогда
Не дружу!


Вадим ЛЕВИН
КТО БОИТСЯ ТЕМНОТЫ?
- Кто боится темноты?
- Ну, конечно, не цветы:
По ночам
в леса, в овраги
заползает синий мрак,
но спокойно спят
во мраке
василёк, ромашка, мак.
- Кто боится темноты?
- Ну, конечно, не кроты:
Глубоко под нами где-то
роет крот
подземный грот.
Не боится жить без света
небольшой, но храбрый
крот.
- Кто боится темноты?
- Ну, конечно, не коты:
Даже малые котята,
ростом с варежку, и те
по ночам
одни
куда-то
смело ходят в темноте.
- Кто боится темноты?
- Мама думает, что ты.
Мамы знают всё на свете,
но поверить не хотят,
что их собственные дети
могут быть
смелей
котят.


Ирина ПИВОВАРОВА 
ВОТ БЫ...
Вот бы нашей дочке
Не мешали плакать!
Как бы в уголочке
Стали жабы квакать!
Заросла бы кухня
Камышом, осокой.
Стали бы мы в кухню
Строить мост высокий!

Приходите по мосту,
Гости дорогие!
Приносите нам платки –
Чистые, сухие!


Ирина ПИВОВАРОВА 
ДОЛГО МЫ ИСКАЛИ
Долго мы искали,
Долго мы искали,
Обошли деревни,
Сёла,
Города,
Мальчиков,
Которые
Любят чистить зубы,
И девочек,
Которые
Не плачут никогда.

Долго мы искали,
Долго мы искали
И только отыскали,
Но не без труда,
Девочку,
Которая
Любит чистить зубы,
И мальчика,
Который
Не плачет никогда!


Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ 
ПЕСЕНКА ЛЕНТЯЯ
Я рад бы встать в начале дня,
Да что-то неохота.
К тому же мучает меня
Зево... зево... зевота.

Могу пять суток напролет
Проспать я беспробудно.
А встретить солнышка восход –
Ой, труд... ой, труд... ой, трудно!

Еще поспать бы сто минут,
Потом — конфеты с чаем...
Ах, почему меня зовут
Лентя... лентя... лентяем?


Роман СЕФ 
КРИВЛЯКА
Я – зеркалу нос,
Мне – зеркало нос.
Вот это загадка!
Вот это вопрос!
Вот это задача!
Решите, друзья,
Кто Главный Кривляка:
Оно
Или я?


Людмила УЛАНОВА 
СЛУШАЮСЬ МАМУ
Когда я вертелась во время обеда,
Мне мама сказала сердито:
«Какая неряха ты и непоседа –
Полсупа на платье пролито!
Шесть лет тебе скоро, большая девица...»
«Да, мамочка, да, извини!
Поседой и ряхой пора становиться.
Скажи мне: какие они?»


Юрий ЭНТИН 
ЛЕНИВАЯ ПЕСНЯ
Лениво бредут по долинам стада.
Лениво из крана сочится вода.
Я в позе ленивой лениво стою
И песню о лени лениво пою.

Ленивую песню мою не забудь!
Ленивым, как я, обязательно будь!
Лениво, пожалуйста, рот разевай
И вместе со мною лениво зевай!


Поэтические зарисовки о школьниках и школьной жизни тоже дают не только повод от души посмеяться, но и посмотреть на себя со стороны.

Валентин БЕРЕСТОВ 
ЧТО ВСЕГО МИЛЕЕ
Что всего милее для тебя, мальчишка?
В хлебе – горбушка,
В капусте – кочерыжка,
В варенье – пенка.
А в школе – переменка.


Марина БОРОДИЦКАЯ 
НА КОНТРОЛЬНОЙ
Не решается задачка –
                                хоть убей!
Думай, думай, голова,
                                поскорей!
Думай, думай, голова,
Дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю
Новую беретку.
Думай, думай –
                     в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя!
                                Расчешу!
Мы ж с тобою
Не чужие друг дружке.
Выручай!
А то как дам по макушке!


Марина БОРОДИЦКАЯ 
ПРО ВРЕДНЫХ
Нам сказал Пал Петрович
По природоведению,
Чтоб мы приняли к сведению,
Что некоторые жуки,
А также гусеницы и червяки –
Страшно вредные для огорода
И что насекомых такого рода
Нужно систематически истреблять –
Например, специальным
Химическим порошком отравлять.

Я тогда говорю: «Да за что же?!
Вот ведь Жанка Печёнкина –
Вредная тоже,
Даже ещё вредней! –
Уж такой характер у ней.

Но ведь Жанку-то мы вовсе не истребляем,
Мы её наоборот – исправляем:
Прорабатываем на активе
И перевоспитываем в коллективе».

И все закричали:
«Не будем жуков отравлять,
А только перевоспитывать и исправлять!»


Борис ЗАХОДЕР 
ДВА И ТРИ
Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжей не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:

- Два пирожка
Тут, папа, да?
А хочешь – на пари! –
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, – закончил сын, –
Как раз и будет ТРИ!

- Вот молодец! – сказал отец.
- И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!


Татьяна КОРОБКОВА 
УРОК РИСОВАНИЯ
Мы на стол поставим вазу,
В вазу выложим всё сразу –
Груши, яблоки и сливы.
Нарисуем их красиво!

Наш урок не будет грустным,
Будет радостным и вкусным!


Михаил ЯСНОВ 
ПОДХОДЯЩИЙ УГОЛ
За то,
Что мы спорили с Вовкой о том,
Сумеет ли бык
Совладать со слоном
И может ли рыба
Дышать под водой
С одною-единственной жаброй, –
Нас в угол поставили:
Вовку – в пустой,
Меня – в подходящий,
Со шваброй!
Завидует Вовка,
А мне – благодать!
Со шваброй в углу
Интересно стоять:
То палку
Потрогать рукою,
То в щётку
Потыкать ногою...
А Вовка?
На Вовку мне больно смотреть:
Не знает, бедняга,
Куда себя деть, –
Один на один со стеною...
Пусть больше не спорит
Со мною!


Михаил ЯСНОВ 
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
На прашлагодние ашибки
Сматреть мне трудно бес улыпки.
Пишу я лучче многих в классе,
Мне падарил падарок Вася:
Мы изучяли весь енварь
Арфаграфичиский славарь.

«Орфографический словарь»!
Мы изучали весь январь!
Мне подарил подарок Вася!
Пишу я лучше многих в классе!
Смотреть мне трудно без улыбки!
На прошлогодние ошибки!


Михаил ЯСНОВ 
МЫ И ПТИЦЫ
Мы птиц проходим,
Всё, как есть, –
Строенье, оперенье,
И что, и сколько могут съесть,
Полёт их и паренье.

Мы птиц проходим.
А они –
Они нас пролетают,
Глядят на школьные огни
И знать про нас не знают.

Живут среди ветвей густых,
Своих птенцов выводят,
Покуда школьники про них
Каракули выводят.

Вот если бы наоборот –
Летали мы на воле,
Тогда они бы круглый год
Нас проходили в школе:

О чем болтаем, что зубрим,
Что в переменку съели,
С кем подрались:
А мы бы им
Чирикали и пели!


Михаил ЯСНОВ 
ЖИВОЙ УГОЛОК
Ну что же мне делать с ней,
Честное слово?
Всё время
В пенал ко мне лезет
Петрова!
То ластик возьмёт,
То цветной карандаш –
Ну как же соседке по парте
Не дашь?
Да мне и не жалко –
Когда б возвращала!
Я скоро совсем окажусь
Без пенала.
И вот, в понедельник,
На первый урок,
Принёс я в пенале
Живой уголок:
В нём трёх червяков
Я пристроил толково...

Не любит
Живую природу
Петрова!

И в завершение почитаем несколько стихотворений, в которых царит игра, мечта, несуразица, фантазия. Детская литература без этого немыслима.

Леонид МЕЗИНОВ 
КОТ И КОРОВА
Мой старый кот
Сбежал из дома,
Он у меня с рожденья жил,
Я сам кормил его соломой,
Морковкой свежею кормил.
За ним
Ушла моя корова.
Я сам прогнал ее взашей
За то, что глупая корова
Не шла в амбар ловить мышей.
Теперь я
Хлеб жую с водою
И не слезаю о сундука.
КТО МНЕ ВЕДРО МЫШЕЙ НАДОИТ?
КТО МНЕ НАЛОВИТ МОЛОКА?


Владимир ОРЛОВ 
КОРОЛЕВСКАЯ ИСТОРИЯ
В сверкающей короне,
Со шпагой на весу,
Король сидел на троне
И кушал колбасу.
Он ел ее украдкой,
Молчание храня,
Питаясь всухомятку
Уже четыре дня.
На кухне печь горела,
Там было все в чаду:
На кухне королева
Готовила еду.
Кастрюли громыхали,
Тарелки и горшки,
И жаром полыхали
В духовке пирожки.
И, дверь открыв несмело,
Собрав остатки сил,
Король у королевы
Прощенья попросил.
Сказал он, чуть не плача:
- Прости меня, дружок! –
И робко взял горячий
Румяный пирожок.
Король сказал:
- Какая
Прекрасная еда!
Не будем, дорогая,
Ругаться никогда!


Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ 
ВСЕ МОГУ Я СОСЧИТАТЬ
Раз, два, три, четыре, пять –
Всё могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
Их сестрёнок, и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме.

Раз, два, три, четыре, пять –
Всё могу я сосчитать,
Кроме звёзд и мотыльков,
Кроме трав и облаков,
Кроме скачущих дождинок
И весенних звонких льдинок...

Мне считать их неохота:
Сбиться я могу со счёта!


Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ 
Я НА ОБЛАКЕ ЛЕТАЛ
На облаке белом я в небе летал –
И книжки смешные мне ветер листал.

На облаке белом верхом я летал,
Мороженым ласточек всех угощал.

На облаке белом я долго летал,
Иголкой на облаке дырки латал.

Но только не надо завидовать мне,
Ведь всё это было, ребята, во сне!


Роман СЕФ 
ЧЕМ?
Чем отличаются
Кильки от речки,
Чем отличается
Хлев от овечки,
Чем отличается
Повар от супа –
Спрашивать так интересно,
Но глупо.


Ирина ТОКМАКОВА 
В ЧУДНОЙ СТРАНЕ
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черный язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?


Людмила УЛАНОВА 
МЕЧТА
Наташка просит у родителей собаку,
Аленка клянчит то гадюку, то макаку,
Маринка скоро попугая заведет,
А я о роботе мечтаю целый год!

Он в сто раз лучше, чем собаки, мышки, кошки!
Я б электричеством его кормила с ложки,
Через соломинку поила бы бензином,
Купала на ночь в теплом маслице машинном!

За поведение хорошее в награду
Он не просил бы ни конфет, ни шоколаду,
А только рвался б за меня решать задачки!
Да, точно, робот мне куда нужней собачки...

Пришла пора прислушаться к мудрому совету, данному в следующем стихотворении.

Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ 
МАЛЕНЬКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О МАЛЕНЬКОЙ ТОЧКЕ
Достойна точка уваженья
В конце любого предложенья.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка.
На карте точка – целый город.
(Неважно, стар он или молод.)
За точкой скрыты города:
    Москва,
    Тамбов,
    Караганда…
Пусть точка меньше муравья,
Она – помощница твоя.
Дружок, я это знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка.
И если начал что-нибудь,
Поставить точку не забудь!

Но прежде чем поставить точку, скажу, что 26 марта 2018 года исполняется 75 лет с проведения первого праздника детской книги под названием «Книжкины именины». Случилось это событие в Москве, а несложный подсчет подскажет, что в 1943 году, т. е. в самый разгар Великой Отечественной войны.
На первый взгляд то время не очень подходило для проведения подобных «легкомысленных» праздников. Но лишь на первый взгляд. А уже на второй начинаешь понимать: только так и никак иначе в суровую годину можно и нужно воспитывать стойкость и жизнелюбие, поддерживать культуру, смотреть в будущее с оптимизмом, растить достойное поколение.
Видимо, это понимание и привело к тому, что с 1944 года «Книжкины именины»  получили всесоюзный масштаб.
Особенно приятно отметить, что замысел праздника детской книги и его название пришли в голову детского писателя Льва Абрамовича Кассиля – уроженца саратовской земли.

Теперь всё. Ставлю точку.
Спасибо всем!

С уважением,
ваша Агния

О детских поэтах и детской поэзии в этом блоге можно почитать посты:
Муха большого полета (о Ренате Мухе)
"Живу, как лечу, - высоко-высоко..." (о стихах Р. Рождественского для детей)


Детская поэзия и ее использование
в работе с дошкольниками
и младшими школьниками
Список литературы (2009-2017 гг.)

Гарсия, Л. А. Словесная игра при изучении детской поэзии / Л. А. Гарсия // Русская словесность. 2012. № 3. С. 62-65. Библиогр. в примеч.
О построении словесной игры с поэтическим текстом на уроках литературы.

Герасимова, Н. "Я книгой был, которая вам снится" : Юбилей поэта О. Э. Мандельштама / Н. Герасимова // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 74-79 : ил.
Статья о жизни и литературном наследии поэта, о его творчестве для детей. Предлагаются некоторые из стихов О. Э. Мандельштама для работы с дошкольниками.

Гиндин, С. И. О языке поэзии Маршака. Часть первая. Праздничная звонкость / С. И. Гиндин // Русский язык : [журн. Изд. дома "Первое сент."]. 2012. № 11. С. 6.

Гиндин, С. И. О языке поэзии Маршака. Часть вторая : Глубинная концентрированность / С. И. Гиндин // Русский язык : [журн. Изд. дома "Первое сент."]. 2013. № 1. С. 6-7 : 1 фото.

Гриценко, З. Поэзия детства нынешнего / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. 2016. № 9. С. 53-56.
"Поэзия для детей нашего времени" – так называется новый проект журнала, где будет рассказываться о современной поэзии и поэтах, их творчестве. Педагогам дошкольного образования нужно знать о современном состоянии детской поэзии, для того чтобы правильно формировать круг детского чтения, чтобы читать стихи авторов не только своего детства, но и детства нынешнего.

Гриценко, З. Поэт "с дошкольного возраста" / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. 2014. № 3. С. 44-50 : фото. Библиогр.: с. 48 (4 назв.). Прил.
О творчестве детского поэта И. П. Токмаковой. Представлена подборка стихов с иллюстрациями Л. Токмакова.

Гриценко, З. Поэтический мир А. Орловой / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. 2016. № 10. С. 65-69 : ил.
Анастасия Орлова – поэт, прозаик, детский писатель. О ней как о детском поэте заговорили в конце первого десятилетия нового века. Статья рассказывает о творческом пути А. Орловой, приводятся ее стихи для детей.

Гусакова, О. Я. Фольклорные и литературные традиции в детской поэзии Ю. П. Мориц / О. Я. Гусакова // Начальная школа. 2009. № 8. С. 53-58. Библиогр.: с. 58 (2 назв.).
Об особенностях детской поэзии Юнны Петровны Мориц.

Друг детей с земли Тавриды // Музыкальный руководитель. 2015. № 6. С. 47-48.
Заметка о творчестве детского поэта В. Орлова.

Забалуев, В. Есть и нет / В. Забалуев, А. Зензинов // Октябрь. 2013. № 9. С. 151-156.
О современной детской литературе.

Захаров, К. Вечное возвращение / К. Захаров // Октябрь. 2017. № 11. С. 168-173.
О современной детской поэзии.

Зиман, Л. Для дошкольников – "на вырост" / Л. Зиман // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 28-34 : фото.
В поэтических произведениях Я. Акима дети не только ощущают, воспринимают то, что взрослые не видят и не слышат, но и сами создают чудесный волшебный мир.

Зиман, Л. Предварительный курс русской поэзии : к 130-летию со дня рождения К. И. Чуковского / Л. Зиман // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 90-95 : ил.
Студентам педагогических колледжей и вузов, готовящим себя к работе в детском саду, хорошо известны сказки Чуковского. Но все ли они представляют, в чем же состоит их феномен? Выявляя содержательные и структурно-мелодические особенности произведений Чуковского, студенты учатся выразительно читать их детям.

Зиман, Л. Реальность, увиденная глазами ребенка : Игровые стихотворения Григория Кружкова / Л. Зиман // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 39-44 : ил.
Статья знакомит с творчеством для детей поэта Григория Михайловича Кружкова. Большая часть детских стихотворений – игровые, излюбленный жанр – перевертыши.

Зиман, Л. Сказочное и игровое начала : к 75-летию Леонида Мезинова / Л. Зиман // Дошкольное воспитание. 2012. № 12.  С. 48-55.
Представлено творчество Л. Мезинова и предложен сценарий игры-импровизации по его произведениям.

Зиман, Л. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа / Л. Зиман // Дошкольное воспитание. 2016. № 9. С. 56-62.

Зиман, Л. Что такое счастье? [Текст] : к 70-летию Михаила Яснова / Л. Зиман // Дошкольное воспитание. 2015. № 12. С. 55-63 : ил.

Зурабова, К. И только песня останется... или Сестрица Аленушка / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 42-50 : ил.
Статья знакомит с творчеством детского поэта Елены Александровны Благининой. Приводится конспект игрового занятия со старшими дошкольниками на тему стихов Е. Благининой, а также подборка стихов поэта.

Зурабова, К. Как пекут черный хлеб : Штрихи к портрету Н. П. Кончаловской / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 21-29 : ил.

Зурабова, К. Книга начинается с детства : Штрихи к портрету З. Н. Александровой (1907-1983) / К. Зурабова ; рис. З. Яриной // Дошкольное воспитание. 2010. № 3. С. 45-54 : ил.
Материалы о жизни и творчестве детской поэтессы Зинаиды Николаевны Александровой. Приводится конспект игрового занятия по стихам З. Н. Александровой для работы с детьми среднего дошкольного возраста "Наши друзья".

Зурабова, К. Сыграем в стихалочку! : Штрихи к портрету Михаила Яснова / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С.51-63 : ил.
Михаил Давидович Яснов - автор книг стихотворений и прозы для детей. Самые популярные его стихи – это филологические игры, стихи для самых маленьких детей, осваивающих язык. Приводится сценарий познавательной беседы по стихам Михаила Яснова для детей среднего и старшего дошкольного возраста под названием "Стихалочка".

Зурабова, К. "Я вас люблю и обворачиваю в бумагу..." : Штрихи к портрету А. Л. Барто (1907-1981) / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 48-58 : ил.

Зурабова, К. "Я никогда не была взрослым поэтом" : Штрихи к портрету Эммы Мошковской / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С. 64-72 : ил.

Карпов, В. А. Владимир Маяковский как детский поэт / В. А. Карпов // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 5. С. 69-74. Библиогр.: с. 74 (4 назв.).
Автор, анализируя творчество советского поэта Владимира Владимировича Маяковского, считает, что большинство детских стихотворений поэта в силу их открытой тенденциозности, сегодня использовать в работе с детьми просто нельзя (за исключением нескольких, вроде произведения "Конь-огонь" или "Кем быть").

Карпов, В. А. "Нужно почаще превращаться в мальчишек и девчонок" / В. А. Карпов // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 3. С. 60-65. Библиогр.: с. 65 (4 назв.).
О жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака.

Кулакова, Е. Ю. Тестовые задания на материале произведений С. Маршака / Е. Ю. Кулакова // Русский язык : [журн. Изд. дома "Первое сент."]. 2011. № 15. С. 27-30. Материалы к статье на CD-диске.
Работая с небольшими стихотворными текстами известного детского поэта, пятиклассники вспомнят изученные правила орфографии и пунктуации, сведения по русской грамматике. Тестовые задания можно использовать для повторения, контрольной работы и др.

Левин, В. Вадим Левин : "Детской литературы – не бывает" / В. Левин ; беседовала Мадден Е. // Литература : газ. Изд. дома "Первое сент.". 2010. № 19. С. 4-6.

Лунин, В. Разговор с юбиляром : Виктор Лунин и его поэтические фантазии / В. Лунин ; интервью провела З. А. Гриценко ; фот. Н. Белевитневой // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 92-97 : 2 фот.

Маркова, Д. Вкус слова / Д. Маркова // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 176-190.
О литературном творчестве Марины Вишневецкой.

Мерзлякова, С. И. В детском мире : интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста / С. И. Мерзлякова // Музыкальный руководитель. 2016. № 8. С. 4-10.
Конспект занятия для старших дошкольников, знакомящего их с творчеством Агнии Барто. В приложении даны слова и ноты детских песен.

Первова, Г. М. Педагогика поэзии С. Я. Маршака / Г. М. Первова // Начальная школа. 2012. № 10. С. 92-96.
О творчестве детского поэта Самуила Яковлевича Маршака.

Салаватова, Т. "Любили тебя без особых причин..." : литературный вечер : 1-2 классы / Т. Салаватова // Начальная школа : [журн. Изд. дома "Первое сент."]. 2014. № 3. С. 14-18 : 4 рис., 3 фот.
Приведен сценарий литературного вечера для учащихся 1-2 классов "Любили тебя без причин... ", посвященного детскому писателю Валентину Дмитриевичу Берестову.

Серегина, А. Телефон и Чуковский : литературное чтение : 1 класс / А. Серегина // Начальная школа : [журн. Изд. дома "Первое сент."]. 2015. № 9. С. 12-14 : 3 рис.
На уроке литературного чтения в первом классе дети знакомятся с произведением К. И. Чуковского "Телефон". Учащиеся совершенствуют навыки чтения целыми словами, формируют умение читать по ролям, развивают речевые умения, воображение, память и внимание.

Сержантова, Е. Викторина по книге Агнии Львовны Барто "За цветами в зимний лес" : внеклассное чтение / Е. Сержантова // Начальная школа : [журн. Изд. дома "Первое сент."]. 2017. № 1/2. С. 42-45 : 7 рис. Библиогр.: с. 45 (2 назв.)

Солдатова, Н. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника / Н. Солдатова, О. Покровская // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 48-52 : ил. Библиогр.: с. 52 (4 назв.).
В статье раскрываются значение поэзии для формирования личности ребенка, а также принципы подбора стихов учителем-логопедом и их использование в практической работе с детьми 5-8 лет.

Сперантов, В. Слон на обоях : О стихах Галины Дядиной / В. Сперантов // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С. 47-51 : ил. Библиогр.: с. 51 (5 назв.).
Галина Дядина – известный детский поэт. В статье предпринимается попытка понять, как устроен поэтический мир Галины Дядиной, и что может привлечь к нему внимание дошкольников.

Федосова, Т. Витамины радости от Юнны Мориц / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. 2012. № 8. С. 66-70 : фото.
О творчестве поэтессы Ю. Мориц.

Федосова, Т. Стихи учат делать добро : юбилей А. Л. Барто / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 64-70 : ил. Библиогр.: с. 70 (4 назв.).
Стихи Агнии Львовны Барто помогают выстраивать эмоционально-этическую воспитательную программу.

Федосова, Т. А. Эпические истории Агнии Барто / Т. А. Федосова // Начальная школа. 2014. № 4. С. 63-68. Библиогр.: с. 68.
Приводится краткий анализ стихов Агнии Львовны Барто, делается вывод, что ее творчество не утратило своей актуальности, стихи современны и интересны нашим детям. Предлагается занятие с использованием стихов А. Л. Барто, которое поможет учителю в забавной форме познакомить детей с основами этики и морали.

Шашкина, А. Даниил Хармс: блеск, ярость, игра / А. Шашкина // Дошкольное воспитание. 2010. № 12. С. 48-53 : ил.
В статье приводится биография писателя и поэта Даниила Хармса (Д. И. Ювачева). Для ознакомления дошкольников с творчеством Д. Хармса предлагаются конспекты игрового занятия с дошкольниками "Шли ступеньки мимо кваса" по стихам поэта, инсценировки стихотворения "Лиса и Заяц", а также игры-эстафеты "Отбери продукты для пирога".

Шашкина, А. Саша Черный – детям / А. Шашкина // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 44-50 : ил.

Шинкаренко, Л. Н. Детская поэзия как средство приобщения дошкольников к чтению / Л. Н. Шинкаренко // Логопед. 2011. № 8. С. 50-53. Библиогр.: с. 53 (7 назв.).
Об использовании поэтических текстов в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками.

Яснов, М. Ноль-плюс / М. Яснов // Дошкольное воспитание. 2016. № 12. С. 58-60 : ил.
Известный детский писатель и поэт М. Яснов делится с читателями своими мыслями о том, какой должна быть поэзия для дошкольников, чтобы "... удержать ребенка в поэтическом поле". Автор также знакомит с творчеством молодой поэтессы К. Стрельниковой (Уфа).

Яснов, М. "Просто такая жизнь..." : заметки детского поэта / Михаил Яснов // Новый мир. 2012. № 2. С. 180-184.
Об отечественной детской поэзии.


Список подготовила Н. Н. Казакова

19 комментариев :

  1. Здравствуйте, Агния! Пишу, закутавшись в шерстяной платок, читаю и...улыбаюсь! Как похоже на наших деток, да и нас, когда были такими. Вот этот "шедевр" особенно впечатлил :На прашлагодние ашибки
    Сматреть мне трудно бес улыпки.
    Прзадник детской книги...это книга детская, детская советская...кажется , так говорили? Работая в библиотеке, всегда с удовольствием и настроением проводила этот праздник. Библиографический список- "отлично!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! До чего же правильно Вы подготовились к чтению!) Несказанно приятно, что подборка Вас повеселила. И мне тоже очень нравятся эти стихи. Восхищаюсь поэтами, которые сохранили в себе детство.
      Отдельное спасибо за добрые слова о списке!)
      Всего Вам самого радостного и весеннего!
      P.S. Не знаю, как у вас, у нас валит снег, и на весну не похоже даже под гипнозом.))

      Удалить
    2. Агния, у нас снега нет, только сильный ветер, кажется, что на всём белом свете. Дочь живёт ближе к северу Ростовской области, там-снег и мороз. Я подготовилась...махровое ОРВИ или ОРЗ( что одно и то же). Спасибо за пожелание весны!) Где-то идёт, комариными шагами...

      Удалить
    3. Ирина Ивановна, поправляйтесь скорее!

      Удалить
  2. Я в позе ленивой лениво лежу.
    И песню о лени лениво пою.
    И лень шевелиться...
    И лень исправляться...
    Лежала. Лежу. Так и буду валяться!

    ............................:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А зато лентяи много чего полезного изобрели, чтобы лишних движений не делать. Вот!)))

      Удалить
    2. А то!
      Нас, лентяев, холить и лелеять надо!на учёт взять, шоб не перевелись...:))

      Удалить
  3. Замечательные стихи, приятно видеть стихи земляков, уральских поэтов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Урал - край богатейший, в том числе и на литературные таланты.
      Елена Олеговна, спасибо! Очень рада видеть Вас!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Агния! Сколько забавных стихов вы подобрали - весёлых, остроумных, мудрых! Даже становится теплее! У нас вчера опять повалил снег, а сегодня похолодало... Только это спасает от гриппа, что холодно!
    Спасибо Вам за минуты детства!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Пожалуйста!))) Как же приятно было прочитать Ваши слова! Да, сейчас не грех согреться, а поэзия, особенно хорошая, для этого очень даже подходящее средство)
      У нас тоже вчера снег валил. Но не слишком холодно, поэтому грипп по второму кругу "проснулся", и в школах опять карантин. Крайне своеобразная весна нынче. А может быть как истинная женщина она просто долго собирается на свой бал.

      Удалить
  5. Какие замечательные стихи и картинки! Спасибо, Агния! Почитала и настроение поднялось. Какой солнечный у вас блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, Ваши добрые слова как бальзам на душу! Спасибо Вам огромное!

      Удалить
  6. Любимое из детства, что декламировала, ужасая слушателей скоростью прочтения - "Болтунья" Агнии Барто)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да! Благодатное стихотворение и для демонстрации скоростей, и для демонстрации актерского таланта. А уж насчет воспитательного потенциала... тут даже болтать лишнего не буду))

      Удалить
  7. Вспоминаю первую книжку свою "Руки добрые и злые" называлась. Сборник забавных детских стихов. Мне было 3. Не умела еще читать, но стихи все знала наизусть. Спасибо за ностальгию, Агния!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такая книжка мне не знакома была, к сожалению. И подумала я, раз с трехлетнего возраста не забылась, значит отличная. Однозначно!) С этой мыслью нашла ее в интернете и с удовольствием почитала. Спасибо!
      P.S. Ирина, я ужасно рада встрече!!!

      Удалить
  8. Агния, с таким удовольствием окунулась в мир детской поэзии. Мнногие строчки рродные, из детства. Моя дочь в восемь лет перевела несколько стихов Г.Остера на французский. Жаль, я не сохранила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, спасибо! Рада, что поспособствовала ностальгическим эмоциям.
      Да, переводов жаль очень. Крайне любопытно, как ребенку удалось такого озорного поэта перевести)

      Удалить