пятница, 26 октября 2012 г.

"Вот этот может всё!"



  До какой степени непредсказуемо порой складываются человеческие характеры! 
Казалось бы, так просто!
Воспитываешься в семье, где не находят ничего зазорного в проявлении высокомерия к тем людям, чьё происхождение пониже? Значит, и тебе таким быть на роду написано! 
Учишься в кадетском корпусе, где муштра с утра до вечера, а до твоих чувств никому и дела нет? Значит, и ты приговорён огрубеть душой, стать полнейшим солдафоном, чуждым высоких идеалов!
Видишь вокруг себя грубость, зло, насилие? Ну, и тебе незачем о других волноваться! Иди по головам, не жалей никого, как и тебя никто не жалеет!
Кто осудил бы тебя, хлебнувшего так много, если бы ты разочаровался, очерствел, замкнулся? Сами-то побудьте в моей шкуре, господа, тогда и судить будете!
Но тем удивительна жизнь, что не вписывается она не в какие рамки, а развивается по непредсказуемому сценарию, написанному неведомым автором. И встречаются судьбы удивительные и невероятные!
И об одной из таких судеб я хочу рассказать сегодня.



Даже теперь, в XXI веке, не придёт в голову назвать обычной жизнь человека, который бесконечно колесит по миру. То он в Париже или Лондоне, то в Ташкенте или Самарканде, то путешествует по американским или кубинским городам, то посещает исконно русские Ярославль, Кострому, Ростов, а то уже едет по Японии или Индии. Заметьте, я сейчас назвала только часть его перемещений по белому свету!
Как вы думаете, каков род деятельности такого человека?
Варианты могут быть разные, но первое, что приходит в голову, (если его имя не Фёдор Конюхов))), – это крупный бизнесмен или (того вероятнее) олигарх.
А если я добавлю, что этот человек решительно не хочет идти проторённым путём и выбирает свой, а на своём пути он неуклонно вырабатывает решительность, смелость, самостоятельность, твердую волю. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", – он всю жизнь верен этому принципу.
Кроме того он не перестаёт и не устаёт учиться, постоянно и с увлечением оттачивает своё профессиональное мастерство.
Когда успех его становится очевидным, ему дают высокую награду, являющуюся для многих пределом мечтаний, а он вдруг неожиданно и твёрдо отказывается от неё. Свой отказ он мотивирует тем, что вообще считает все звания и награды в своём деле ненужными. Но на самом деле он просто не желает попадать ни в какую зависимость ни от кого.
Неутолимая жажда познания всегда манит его в самую гущу событий, даже порой в самую смертельно опасную. Проще говоря, он участвует в военных действиях, и при этом (не являясь военнослужащим!) проявляет себя так, что получает за личную храбрость государственную награду (единственную в жизни, которую он всё-таки принял).
Наверное, больше не буду мучить вас неизвестностью и назову имя этого уникального человека.
Это Василий Васильевич Верещагин – русский художник, путешественник и воин. 
За ним издавна и довольно прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста, но на самом деле, художник часто обращался к бытовой, исторической, пейзажной, портретной живописи. Кстати, немецкий художник XIX века Адольф Менцель, пораженный в своё время такой разносторонностью творчества и дарования Верещагина, воскликнул: "Вот этот может всё!".

Родился Василий Верещагин 26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 г. в г. Череповце Новгородской области. То есть в эти дни исполняется 170 лет со дня его рождения.
Вдумайтесь, почти 200 лет назад жил человек с такой невероятной внутренней свободой, необычайной мобильностью (говоря современным языком), а ещё бесконечно сострадающий и болеющий за справедливость и правду!
Кстати, об этом разговор ещё впереди. Это ведь тоже важнейшая часть личности.
Если помните, в самом начале своего рассказа я упомянула о некоторых фактах из биографии Верещагина.
Дом-музей в г.Череповце
Именно он родился в помещичьей семье, живущей за счет оброка и барщины крепостных крестьян, но не считающей зазорным унижать и наказывать их. Однако будущий художник уже в детстве мучительно воспринимал такое отношение к людям, а кроме того возненавидел раболепие, притворство и ложь, которые, по-видимому, тоже не раз наблюдал.
В.Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса
Слишком рано (в восемь лет) Василий лишился возможности жить в семье, пользоваться родительской любовью и вниманием, т.к. был отдан в закрытое военное учебное заведение – Александровский малолетний кадетский корпус, а затем в петербургский Морской корпус. Вместе с тем он не зачерствел душой и по-прежнему не выносил несправедливость и унижение по отношению к другому человеку.
Верещагин всегда стремился быть в числе наиболее успевающих учеников и закончил корпус с блестящими результатами несмотря на то, что учёба часто требовала больших усилий с его стороны. Но все эти труды в дальнейшем не были напрасны. Например, свободное владение английским, французским и немецким языками берёт своё начало именно из тех лет, а в его многочисленных поездках такие знания оказались просто необходимы. Или вот еще художник Нестеров свидетельствует: "Его, не скажу, образованность, а осведомленность была огромная. Он говорил свободно обо всем. Говорил умно, дельно".
В.Верещагин во время первой поездки на Кавказ
Не сомневайтесь, и зла с насилием он перевидал в своей жизни столько, что хватит на нескольких людей. Но это не помешало ему стать одним из самых страстных борцов за человека и его право на жизнь.
"Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал И. Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".
Например, как вам такое высказывание самого Василия Васильевича: "Я вырвался из Парижа, точно из темницы, и принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением". Правда, неожиданно? Это о Париже-то!
Дервиши в праздничных нарядах.Ташкент.1869-1870
Зато едет на Кавказ, в Туркестан… Делает там множество зарисовок, превращающихся в завораживающие картины жизни, и становится открывателем многих малоизвестных тогда для европейского зрителя народов во всем их своеобразии и экзотичности.
Нищие в Самарканде.1870
Его вообще глубоко интересует жизнь.
"Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу".
Побывав летом 1866 года в имении своего покойного дяди – селе Любец Череповецкого уезда, он потрясён тем, что видит. Внешне тихая жизнь, но простые люди живут трагически тяжело, низведены до животного уровня. Он задумывает большую картину, изображающую бурлаков (заметьте, делает это за несколько лет до того, как появилась знаменитая картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»!), пишет этюды, создаёт эскизы. Но не сложилось, картина не была написана…
В Туркестан его побудило поехать всегдашнее стремление увидеть новые страны. А ещё в автобиографических записках он замечает: "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе".
В это время развернулись активные военные действия русской армии против бухарского эмирата за присоединение Средней Азии к России. Между прочим, в тот момент у художника ещё не было никаких представлений о войне, и потому никаких антивоенных убеждений.
Бухарский солдат.1873
Тогда он создаёт рисунки, являющиеся не только настоящей энциклопедий жизни и быта народов Средней Азии середины XIX века, но и подготовительным материалом к картинам, написанным позднее, в конце 1860-х - начале 1870-х годов.
 В апреле 1868 года Верещагин узнал, что бухарский эмир, объявил русским войскам "священную войну", и устремился вслед за армией. "Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню".
Верещагин вспоминал, что ехал в Туркестан, страстно желая увидеть войну, представляя ее в духе традиционных батальных картин – как эффектное зрелище "с большой пышностью и незначительною опасностью", где "для обстановки" присутствуют "несколько умирающих". То, что он увидел, потрясло его. "Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью".
Торжествуют. 1872
Это первое потрясение стало и первым шагом на пути художника к основной идее его творчества, сформировавшейся позже.
В Самарканде, занятом русскими войсками, Верещагин изучает жизнь и быт города, но в момент осады малочисленного гарнизона многотысячными войсками шахрисабзского ханства и восставшего местного населения, он без колебаний встаёт в ряды обороняющихся. И случилось так, что ни рукопашные бои, ни разведывательные вылазки, ни ранения не смогли поколебать мужества художника.
Был случай, когда пулей расщепило его ружье на уровне груди, а другая пуля сбила шляпу с головы. Сильный удар камнем поранил ногу. Среди офицеров и солдат отряда Верещагин завоевал бесспорный авторитет.
Но это жизненное испытание не только проверило на прочность характер Василия Василевича, но и проверило на человечность его душу, заставило задуматься об увиденных ужасах, гибели и страданиях людей. Он потом говорил, что взгляды умирающих остались для него мучительным воспоминанием навсегда.
И одновременно его искусство тогда получило важную цель – показать всем, что несёт война, разоблачить её и осудить в глазах человечества.
Не зря в дальнейшем в одной из статей была подмечена эта особенность творчества Верещагина: "Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни блестящих эскадронов, несущихся на пылающие огнем батареи, не видно торжественных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами голая действительность".
Высматривают. 1873
Туркестанская серия картин и этюдов Верещагина произвели сильное впечатление на известного собирателя П.М. Третьякова, ему захотелось их приобрести. А художник, прежде чем продать свои картины, слишком тяжело ему доставшиеся, решил показать их публике. В 1873 году открылась его первая персональная выставка в Хрустальном дворце в Лондоне.
Весной 1874 года Верещагин устроил выставку туркестанских работ и в Петербурге. Он установил бесплатный вход на выставку в течение нескольких дней в неделю, а ее каталог стоил всего пять копеек. Это привлекло широкие круги зрителей, в том числе и не очень обеспеченных. Выставка, как и в Лондоне, имела успех, вызвала оживленные отклики. Ведь затронутые проблемы были очень актуальны, волновали людей. 
И.Крамской
Художник И.H. Крамской писал о выставке и Верещагине: "Все вещи высокого художественного уровня. Я не знаю, есть ли в настоящее время художник, ему равный не только у нас, но и за границей. Это нечто удивительное".
Но не всё было гладко, потому что высшие слои общества (включая императора и военную верхушку) нашли, что картины Верещагина клевещут на русскую армию. Это было связано с тем, что в некоторых его работах было отражены и не самые удачные страницы военных баталий.
Конфликт со временем лишь нарастал. Осложнял дело и тот факт, что за несколько лет до выставки Василий Васильевич отказался служить на царском флоте, а потом самовольно ушел из Академии художеств.
Конечно, Верещагина не могли не задевать такие обвинения. Ведь он искренне переживал за свою страну, хотел быть ей полезным. Но находиться в подобной удушающей атмосфере не захотел и уехал за границу. 
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Всадник в Джайпуре.Ок.1880
Его путь лежал в Индию, там он прожил два года, изъездив её вдоль и поперёк, впитывая новые впечатления. В дальнейшем он вновь приезжал туда, наблюдая, работая, не жалея себя, порой страшно рискуя (он пережил нападения диких животных, тонул, тяжело болел). Но результаты восхищают! Для этого достаточно посмотреть картины Верещагина, посвященные Индии. Они полны невероятных красок, колорита этой южной страны. Их можно разглядывать часами, находя всё новые детали и смыслы. Хотя это вообще черта всего творческого наследия художника. 
В апреле 1877 года началась русско-турецкая война.
Верещагин, узнав об этом, не остался в стороне и поехал на передний край. Он был причислен к адъютантам главнокомандующего Дунайской армией и имел право свободно передвигаться по войскам. Это дало ему возможность непосредственно участвовать в сражениях, быть в курсе всего происходящего.
После атаки.Перевязочный пункт под Плевной
Зачем он выбирал такую судьбу? Ведь уже мог не рисковать, а писать свои полотна, основываясь на прошлом опыте. Он отвечал, зачем: "Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут "не то".
Это еще один существенный штрих к характеру.
Побежденные. Панихида.1878-1879
8 июня 1877 года участвуя (добровольцем!) в атаке на Дунае крошечной миноноски "Шутка" против огромного турецкого парохода, Верещагин получил ранение, от которого едва не умер. Еще прихрамывая и едва держась на ногах, художник устремляется к Плевне, где русская армия в третий раз штурмует эту турецкую крепость. Битва под Плевной стала сюжетной основой нескольких картин Верещагина.
В дальнейшем его обвиняли в том, что он своих картинах сгущал трагические краски войны, но художник отвечал, что не изобразил и десятой доли того, что лично наблюдал в действительности.
Смертельно раненный. 1873

Интересно, что не всегда сильные мира сего хотели, чтобы молодое поколение узнало правду об ужасах войны. Видимо, для чего-то им это нужно… Подтверждением может служить цитата из письма, отправленного Верещагиным жене из США: "Сегодня на предложение мое водить на выставку по дешевой цене детей, я получил ответ, что картины мои способны отвратить молодежь от войны, а это, по словам этих господ, нежелательно".

Старуха-нищенка
девяноста шести лет.Ок.1891

Резной столб в трапезной Петропавловской церкви



















В 1890-1891 годах Верещагин всё же возвращается в Россию. В Москве он построил дом с мастерской. Но всё-таки не изменил себе и много путешествовал по своей стране. Он жадно впитывает всё, что видит, знакомится с историческими памятниками, бытом, народным искусством, любуется красотой природы. Эти поездки щедро отразились в его работах тех лет. В том числе мы можем увидеть образы самых обычных людей. 
Не могу не отметить еще об одном замечательном творческом подвиге Верещагина – серии картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Это невозможно не упомянуть в нынешний юбилейный год 200-летия Бородинского сражения.
Наполеон I на Бородинских высотах.1897
Конец Бородинского боя.1899-1900
Серия, включающая двадцать полотен, отражает разнообразные моменты той войны: от вторжения французской армии и до ее разгрома. Эта великолепная художественная эпопея вызывает настоящую гордость за наших предков. Как отмечают некоторые исследователи, во всем мировом изобразительном искусстве события Отечественной войны 1812 года не получили освещения, столь правдивого по документальной обоснованности, глубокого по содержанию, широкого по охвату и эмоционально страстного, как в картинах Верещагина.
Уже перешагнув черту 60-летия, Верещагин отправляется в новые путешествия. В 1901 году едет на Филиппины, в 1902 г. – в США и на Кубу, а в 1903 г. – в Японию.
Японка.1903
Он не останавливается в своем творческом развитии, берёт новые высоты. В частности, об этом говорят картины, посвященные Японии. Они отражают своеобразие этой страны, очень лиричны и живописны. 
К сожалению, в это время назревает, а затем и начинается русско-японская война. Верещагин вынужден покинуть эту страну, прервав свою творческую работу.
И вновь едет на фронт этот уже немолодой человек. Ему важно самому всё увидеть, а потом  открыть людям глаза на страшную правду войны. 
Но случилось непоправимое…
31 марта 1904 г. на японских минах подорвался и утонул флагманский корабль «Петропавловск». На его борту в числе прочих находились адмирал С.О. Макаров и Василий Васильевич Верещагин.
Очевидец катастрофы капитан Н.М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.
Будто предчувствуя что-то и томясь этим ощущением, Верещагин написал такие строки:
Казалось, мир мне будет мал,
Все изучить, узнать успею.
Теперь – желаний пыл опал,
Я ясно вижу: не успею!
Не хватит силы все понять,
Не хватит силы все увидеть...

Мемориальная доска
в Николаеве
Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о его жизни и творчестве.
В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи художника.


Есть ныне дом-музей художника и в его родном Череповце.
Одна из комнат дома-музея в Череповце
И. Е. Репин замечательно сказал: "Верещагин – величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".
А японский писатель Никадзато Кайдзан отметил просто и проникновенно: "Верещагин кистью старался показать людям, что война – самая ужасная, самая нелепая вещь на свете ... Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения".
Апофеоз войны.
Наверное, самая знаменитая картина В.В.Верщагина.
Подпись гласит:"Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим"

За чертой моего повествования остались очень многие факты богатой событиями жизни Василия Васильевича Верещагина. Очень интересны, например, воспоминания его сына, а также воспоминания других людей, хорошо его знавших.
То, что я прочитала о нём, просто заставляет сейчас сказать: читайте, открывайте для себя эту замечательную личность, достойную восхищения и памяти потомков!

И спасибо всем, кто дочитал до конца.

Ваша Агния


Использованные материалы:


Жизнь и смерть Василия Верещагина. - Режим доступа: http://veresh.ru/vereshagin.php 

Миролюбивый художник // Картина недели. - Режим доступа: 
http://www.centre.smr.ru/win/artists/veresh/biogr_veresh.htm



Комментариев нет :

Отправить комментарий