вторник, 18 декабря 2012 г.

Сказка, превратившаяся в эпопею

Два события, накрепко связанные между собой, «разбежались» по разным «углам» 2012 года. Одно случилось в самом его начале, а другое набирает полный ход лишь сейчас, в его конце.
Всё очень просто: в январе отмечался юбилей всемирно известного писателя, во многом изменившего литературу и мировоззрение огромного числа людей, а в декабре на большой экран выходит фильм, снятый по его произведению.

Итак, речь идёт об английском писателе, филологе, историке языка Джоне Рональде Ройле (или Руэле) Толкине (или Толкиене) (1892-1973), 120-летие которого праздновалось 3 января 2012 года. А нынешний декабрь, как известно, подарит всем желающим возможность увидеть в кинотеатрах долгожданную премьеру «Хоббитов». 
Не подумайте, что кинопрокатчики заплатили мне кругленькую сумму для продвижения в народные массы идеи пойти на этот фильм (эх, как же я раньше не догадалась-то…(((  Просто сейчас выпал самый удобный случай вспомнить о первоисточнике, то бишь о книгах Толкина.
Может быть, для вас это окажется открытием, но саксонская фамилия Толкин происходит от немецкого tollkühn, что значит «безрассудный смельчак». И на самом деле, кто ж ещё мог решиться на подобный шаг по созданию не чего-нибудь, а стройной и сложной мифологии? До тех пор это удавалось лишь целым народам, но никак не отдельным личностям, какими бы умными они не были. (В данном случае это не удалось Англии, но получилось у Толкина).
Писатель всячески поддерживал версию о том, как однажды среди ночи «взяв чистый лист бумаги, <...> написал своим неподражаемым почерком одну-единственную фразу: «В норе под горой жил-был хоббит».
Случилось это в начале 30-х годов XX века. Даже сам автор не в силах был увидеть те «волны», которые вызовет в дальнейшем простенькая на первый взгляд фраза. Но, как он признавался позднее, «имена всегда тянут для меня за собой целые истории».
Так и произошло. Он работал по ночам, потому что днём несколько стеснённый в средствах профессор филологии должен был думать о содержании своей большой семьи (жена, три сына и дочь). 
На чистом листе постепенно начал вырисовываться и оформляться удивительный мир, населённый существами, как известными ранее, так и абсолютно новыми. Благодаря Толкину, одному из первых авторов жанра фэнтези, стали популярны многие герои, без которых немыслимо современное фэнтези. Это гномы, эльфы, гоблины, тролли. Хоббиты и орки придуманы Толкином, но тоже вошли в галерею персонажей фэнтези. Да и сам сюжет «Властелина Колец» послужил прототипом для последующих произведений.
Герои обретали живые черты, населяли сказочные города, пересекали сказочные равнины и горы, дружили и воевали. Обычная детская сказка вырастала до размеров небывалой эпопеи, потому что выдуманная страна постепенно получила свою историю, географию, языки, календарь… 
Первым опубликованным произведением Толкина стала повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Произошло это в 1937 году, а значит, нынешний год стал юбилейным и для этого события. 
Работа над следующей книгой «Властелином колец» шла медленно и растянулась на 17 лет. Завершён роман был лишь в 1954 году.
Успех книг был оглушительным. Получив порцию читательского обожания в Англии, они вышли за её пределы и завоёвывали мировые пространства.
В чём же секрет? Почему много лет произведения Толкина не только не забываются, но обретают всё новых почитателей? Почему они породили множество фанатов и подражателей?
Наверное, часть успеха объясняется неистощимой фантазией автора, открывающего перед нами возможность покинуть свой обыденный мир и совершить увлекательнейшее сказочное путешествие. Но другая его часть заключается в том, что даже вне обычного времени и пространства герои Толкина не дают забывать, что разговор идёт «о подвигах и приключениях, о добре и зле, битвах и опустошениях, о домашнем уюте и простых радостях» (Р. Анвин, издатель).
Толкин со знанием дела раскрывает природу безнравственной власти, построенной на насилии, и показывает, что она может совершить над теми, кто сопричастен ей.
Книги английского писателя рассказывают нам и о том, что даже маленький человечек, далёкий от общепризнанных канонов «рыцаря без страха и упрёка» может преодолеть всё, сохранить при этом человеческое достоинство и стать настоящим героем.
А добро в конце концов всё-таки одержит победу...
Как видите, есть о чём порассуждать, но мне очень интересной показалась тема иллюстраций к его книгам. На них и сосредоточим внимание.
Их было огромнейшее количество! Замечательные художники-иллюстраторы брались за трудное, но увлекательное дело – взять на себя смелость и радость визуально воспроизвести невероятный мир Средиземья, стать соавтором писателя, добавив собственные фантазии, ощущения, представления.
Не смогу рассказать обо всех иллюстраторах (это был бы нереалистичный план), но некоторые работы прекрасной плеяды художников вы сегодня увидите. Наверное чьи-то картины будут более близки вашим представлениям о волшебных краях, населённых необычными жителями, а чьи-то не так коснутся тонких струн души. Но, даже если вы не читали книги Толкина, зрелище будет впечатляющим. 
К сожалению, о части художников информация крайне скудная, и искать её приходилось буквально по крупицам. То, что удалось найти, сегодня и предлагаю.
  Первые издания «Хоббита» и «Властелина Колец»  были в обложках, разработанных автором. 
И первые иллюстрации к книгам Джона Р.Р. Толкина нарисовал он сам.




Между прочим, в октябре 2011 года в Великобритании вышла книга «Искусство хоббита» (The Art of the Hobbit), в которой впервые собраны все иллюстрации к «Хоббиту», созданные Джоном Р.Р. Толкином. Автор истории о хоббите Бильбо, написанной в 1937 году, перед выходом книги нарисовал тушью и акварелью 110 иллюстраций. Большая часть из них уже публиковалась, однако около 25 рисунков, включая наброски обложки и карты, считались утерянными. 
Самая ранняя из уцелевших карта Шира
Вся серия иллюстраций была обнаружена в архиве Толкиена в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, хотя, как рассказывал издатель книги Дэвид Браун, он ожидал найти там только 40-50 рисунков. По словам Брауна, в архиве также хранились несколько листов рукописи «Хоббита». В рисунках Толкиена прослеживается влияние английского иллюстратора Артура Рэкхэма, творчество которого автор «Хоббита» очень любил. 
 Одним из первых иллюстраторов книг Толкина стала также Паулина Бейнс, его старая знакомая и давняя поклонница.

По описаниям Толкина Паулина рисовала карты Средиземья.
Наиболее известными его иллюстраторами считаются братья Тим и Грег Хильдебрандты, Тед Нэсмит, Донато Джанкола, Алан Ли, Джон Хоу, Даррелл Свит и др.
  
Английский художник-иллюстратор Алан Ли родился в Мидлексе 20 августа 1947 г. 
Изучал графический дизайн в начальной художественной школе. Проиллюстрировал большое количество книг. К 100-летию со дня рождения Толкина в 1992 г. создал 50 акварелей-иллюстраций к «Властелину колец». Некоторые из них были изданы в 1993 г. в «Календаре Толкина» и в «Мире Толкина». В 1997 г. к празднованию 60-ой годовщины публикации книги художник иллюстрировал «Хоббита».
«Но курил он молча, и Фродо тоже сидел тихо, сидел и думал. Яркий утренний свет омрачало предчувствие недобрых вестей Гэндальфа».

Властелин Колец. Хранители
«Я хочу посмотреть, – проговорил Фродо и, взобравшись на постамент, заглянул в Зеркало».

 Властелин Колец. Хранители
«Страшный зверь промчался, разметав рощу и разломав каменный водоем. Стрелы свистели вокруг него и отскакивали от его толстенной шкуры. Южане и гондорцы бежали перед ним; кто попадался, тех он хватал хоботом и расшибал о землю».

Властелин Колец. Две твердыни
Бильбо Бэггинс
Эльфы и хоббиты
The Witch King
Алан Ли был приглашён к созданию кинотрилогии «Властелин колец». Совместно с Джоном Хоу создал не только пейзажи, интерьеры, но и образы героев и их грим. Мы видим на экране Средиземье его глазами, так как изначально фантазия именно Алана Ли создала этот волшебный, прекрасный и, ставший реальным, мир.
 За свою работу как художник-постановщик фильма он и получил вполне заслуженный Оскар и другие награды.
Работа Алана Ли над иллюстрациями к «Властелину Колец» – не меньший творческий подвиг, чем сам труд Толкина. Художник блистательно передал то, что выпало из переводов трилогии Толкина на русский язык – ощущение увядания. Средиземье переживает осень. Желтые и серые краски, холод перевалов Карадраса, зябкая подземная роса Мории. Реальность переплетается со сказкой и фантастикой в иллюстрациях Ли. Среди иллюстраций очень много пейзажей и существенно меньше жанровых сцен.

Джон Хоу (Jonh Howe) родился в Ванкувере в 1957 году. С детских лет был поклонником Фрэнка Фразетты, перерисовывал его иллюстрации к фантастическим книгам. В 1976 году он приехал во Францию и поступил в Американский колледж в Страсбурге, на родине Гюстава Дорэ, а вскоре перевелся в Ecole des Arts Decoratifs, где проучился три года. Потом был контракт на работу для студии анимационных фильмов в Швейцарии – и молниеносная карьера иллюстратора в начале 1990-х.
 Хоу делал иллюстрации к книгам Джона Р. Р. Толкина и многих других писателей. Его стиль совмещает фэнтезийную приподнятость и реалистическую отчетливость образов.
Хоббитское жилище
 Иллюстрации Джона Хоу к «Властелину Колец» стали, наравне с работами Алана Ли, основными источниками визуальных и эстетических решений, принятых при экранизации романа.
«Между тем объявился Гэндальф, всегда неожиданный гость».

Властелин Колец. Хранители
«Однажды ночью, уже под осень, быстрейший из Горных Орлов – Ветробой – прилетел в Изенгард и, снизившись над Ортханком, увидел меня на Дозорной площадке».
Властелин Колец. Хранители
«Фродо смутно увидел, как вся река поднялась и вздыбилась конницей бушующих волн – ему почудились среди воды белые всадники, белые кони, пышные гривы. Речная громада обрушилась на троих Черных и мигом сшибла их, бешено пенясь над водяной гробницей. Остальные шестеро прянули назад».

Властелин Колец. Хранители
Галадриэль
Леголас и Гимли

Грег и Тим Хильдебрандт — братья-близнецы, художники-иллюстраторы, работавшие в жанре фэнтези и научной фантастики. Родились 23 января 1939 года.
С детства любили читать фантастические рассказы, комиксы, смотреть мультфильмы и рисовать. Позже они признавались, что оба мечтали тогда работать на студии Уолта Диснея художниками-мультипликаторами.
В 1959 году, в возрасте 20 лет, оба брата решили начать свою профессиональную карьеру художников. Только вначале они рисовали не мультфильмы, а рекламу для компаний Coca-Cola, Nike, Adidas, Reebok и Sprite. Но делали это так хорошо, что, во многом благодаря им, эта продукция пользовалась успехом в США.
Кроме того Тим и Грег работали над иллюстрациями книг.
Далее начались самые удачные времена для братьев: они снимали документальное кино; создавали рекламные плакаты к голливудским фильмам (например к «Звездным войнам)»; в 1979 году написали и проиллюстрировали роман «Уршурак», который разошелся миллионным тиражом. 
Но в 1981 году стали работать отдельно из-за некоторых разногласий. При этом больших успехов добился Тим, который работал со многими издательствами. Но в 1993 году братья снова объединили свои усилия для того, чтобы сделать иллюстрации к книге Джона Толкина «Властелин колец». За что и были удостоены Золотой медали Общества художников-мультипликаторов.







В общей сложности их подарочные календари, обложки и иллюстрации насчитывают более сотни работ по «Властелину Колец» и «Хоббиту».
К сожалению, 11 июня 2006 года Тим Хильдебрандт ушел из жизни.


Тед Несмит (англ. Ted Nasmith) — канадский художник-иллюстратор и архитектор-рендерер. Родился в середине 1950-х в Годерич, провинция Онтарио, Канада.
В 1972 году Несмит отправил несколько рисунков Толкину, и уже спустя несколько недель получил ответ профессора, которому понравились эти работы! Впрочем, Толкин отметил, что образ Бильбо Бэггинса получился немного детским. Несмит, конечно, прислушался к автору и продолжил работу над иллюстрациями.
Ривенделл
Гэндальф


«Хранители приближались к огромным утесам, смутно напоминающим фигуры людей. Высокие, могучие, зловеще грозные, они походили на каменных воинов, охраняющих низовья Реки от врагов. Путникам предстояло проплыть между ними.

– Это Каменные Гиганты, – сказал Арагорн, – великие витязи Нуменорского королевства. <...>

 Каменные Гиганты были уже близко. Они пронесли сквозь бури столетий приданный им создателями величественный облик. Немые, но грозные, древние, но могучие, в каменных, растрескавшихся от времени шлемах, смотрели они, чуть сощурившись, на север, предостерегающе подняв левую руку вверх и сжимая в правой боевой топор. Величавые часовые легендарного королевства внушали Фродо благоговейный страх...»

Властелин Колец. Хранители

«Внезапно чудище простерло крылья, источая зловоние. Оно снова взвилось высоко в воздух и с воплем ринулось вниз, на Эовин, выставив зубастый клюв и когти.

 Но ни на шаг не попятилась она – ристанийская дева-воительница из рода конунгов, гибкая, как булатный клинок, блистающая грозной красой. Свистнул острый меч и единым махом разрубил вытянутую шею; отсеченная голова камнем брякнулась оземь. Эовин отпрянула назад, и рухнуло перед нею безглавое чудище, корчась и распластав широкие крылья. Черная мгла рассеялась; златокудрую царевну ярко озарило солнце».

Властелин Колец. Возвращение государя


Балрог
Всадники Рохана
«Протиснув хлюпающее тулово и сложенные, поджатые конечности сквозь верхний выход из логова, она ужасающе быстро побежала вприскочку, поскрипывая суставами. Она была между хозяином и Сэмом: то ли она не заметила его, то ли от него, от нынешнего хранителя светильника, и увернулась, чтоб уж никак не упустить одну жертву – Фродо, у которого теперь не было фиала и который бежал со всех ног, ничего не видя за собой. Но куда быстрее бежала Шелоб».

Властелин Колец. Две твердыни
Четыре его работы были включены в Календарь Толкина 1987 года и затем стали регулярно появляться в следующих выпусках календарей.
В октябре 1996 году Т. Несмит иллюстрировал выпуск «Сильмариллиона» (первое иллюстрированное издание), в то же время сложились тесные рабочие взаимоотношения с Кристофером Толкином, сыном писателя.
В начале 1999 года представители режиссёра Питера Джексона и кинокомпании New Line Cinema предложили Несмиту работу над концепт-артом трилогии фильмов "Властелин Колец" вместе с Джоном Хоу и Аланом Ли, однако тот вежливо отказался, сославшись на творческий кризис и то, что он фрилансер и не готов взять на себя профессиональные обязательства.
Т. Несмит также музыкант, гитарист и певец. Некоторые его музыкальные работы вдохновлены произведениями Толкина.


Даррелл Свит (Darrell K. Sweet) (15.08.1934 – 5.12.2011) — один из самых известных профессиональных американских иллюстраторов научной фантастики и фэнтези. В этом качестве он был номинирован на премию Хьюго в 1983 году, и неоднократно являлся финалистом премии Chesley.
Д. Свит родился в Хайленд-Парке, Нью-Джерси. Он окончил Сиракузский университет в 1956 году со степенью в области изобразительного искусства. Уже имел репутацию живописца и анималиста, писал натюрморты и пасторальные сцены, когда начал иллюстрировать. 
Первые иллюстрации опубликованы в издательстве Ballantine Books в 1975 году. С тех пор он создал иллюстрации для большинства крупных издателей. 
Страстный любитель истории, Даррелл также проводил часть своего времени рисуя картины о первых поселенцах американского Дикого Запада.
За 30 лет работы Даррелл Свит стал автором более 3000 иллюстраций.





Стивен Хикман (9.04.1949 г.) американский художник, иллюстратор, скульптор и писатель. Родился в Вашингтоне, округ Колумбия в семье дипломатического работника. Это дало ему возможность с детских лет повидать мир. Семья жила в Маниле, Карачи, затем вернулась в США. Отец рассказывал ему сказки и истории, которые сам слышал в детстве на Филиппинских островах, и таким образом пробудил интерес сына к литературе. Мать ввела его в мир живописи. Оба родителя поддерживали творческую деятельность Стивена.
Профессиональная карьера началась в 1972 году, а книжной иллюстрацией занялся в 1974 году.
Является известнейшим иллюстратором научной фантастики и фэнтези. Его работы можно увидеть в книгах Р. Хайнлайна, Дж. Р. Р. Толкиена, Э. Маккефри и др. Создал серию почтовых марок на космическую тему. Освоил различные стили, известен своей универсальностью, но живопись маслом получается у него удивительно прозрачной, передающей тонкие нюансы настроений. Особенностью работ Хикмана является интеллектуальность его героев, особенно женщин. Художник стремится создать красивый положительный образ, дающий зрителю надежду. Его стиль верен классической основе.
Был удостоен многих премий и наград за достижения в области научной фантастики и фэнтези.





Тим Кирк – американский художник. Работал в качестве старшего дизайнера в Токийском Диснейленде, а в середине 1970-х годов разрабатывал поздравительные открытки, пазлы, канцелярские товары в компании Hallmark Cards.
Получил степень бакалавра в области изобразительных искусств со специализацией на коммерческом искусстве, а затем и степень магистра. Его дипломный проект состоял из серии иллюстраций к «Властелину Колец» Дж. Р. Р. Толкина.




Работает в дизайнерской фирме в Лос-Анджелесе.


Донато Джанкола (Donato Giancola, род. 1967) — американский художник-иллюстратор. Сам говорит о себе как о «классическом абстрактном реалисте, работающем в научной фантастике и фэнтези». Его творчество отмечено множеством наград.
Родился и вырос в штате Вермонт (США). Всегда увлекался искусством. Еще юношей рисовал, создавая собственные иллюстрации к играм, раскрашивал фигурки, читал комиксы и конструировал модели транспортных средств и динозавров.
Начало профессиональной подготовки положил художественный класс, куда юноша записался в возрасте 20-ти лет. Совершенствовался в Сиракузском университете, который окончил с отличием. Получив диплом бакалавра изящных искусств в живописи, Донато переехал в Нью-Йорк.
Карьера профессионального художника началась после окончания университета, в 1992 году.
Становление продолжилось в студии выдающегося живописца В. Дезидерио и в многочисленных нью-йоркских музеях. Именно тогда в Донато зародились любовь и уважение к классическому искусству. Даже окончив университет, Джанкола не закончил свое обучение. Он регулярно посещал музеи, где иногда копировал Рембрандта или Рубенса, рисовал с натуры и постоянно ставил перед собой новые задачи. Посещение известных музеев для него — главная причина путешествий.



Леголас в Мирквуде
Фродо

Фарамир
Леголас


Майкл Уильям Калута (25 августа 1947 г.) – американский художник и писатель. Иллюстрировал книги, обложки музыкальных альбомов и компьютерных игр, работал над комиксами.

Арагорн и Арвен

Фарамир и Эовин
Леголас
Эовин


Мэтью Стюарт
Художник признавался, что рисует столько, сколько помнит себя. 
«После прочтения «Хоббита» где-то в шестом классе, я был поражен». С этого момента увлёкся фэнтези и превратил увлечение в карьеру, работая для книгоиздателей и игровых компаний. Живёт в Нью-Джерси.
Горн Боромира
Арвен и Арагорн



Расскажу и о некоторых отечественных иллюстраторах Толкина. Это, по-моему, очень достойные художники, наполняющие новыми красками и идеями чудесное произведение писателя.

Лео Хао (настоящее имя Алексей Михайлович Шамровский; 1 марта 1973, Москва) — российский художник, работающий в стиле фэнтези, фотограф. Известен как создатель обложек для альбомов рок-групп, фантастических романов и компьютерных игр.
Псевдоним «Лео Хао» получился, когда имя художника «Лёха» разбили на две части и добавили к концу каждой букву о. Академического художественного образования не имеет, самоучка.
В 1990-е гг. работал в различных сферах деятельности: «В начале девяностых было трудно зарабатывать на хлеб моим ремеслом, и поэтому приходилось работать в других областях. Я был охранником, маркетологом, реставратором и гробовщиком. Но всё это время параллельно рисовал».
Известным стал после начала активного сотрудничества с издательством Эксмо и группой Ария.
«Властелин Колец» — это как воздух. Я вырос на этом произведении. Единственное, о чем я жалею, — что не хватило в прошлом навыка и опыта оформить его так, как мне хотелось. Сейчас я бы все сделал по-другому».







Юлия Алексеева закончила Нижегородское художественное училище. Сначала работала скульптором, потом дизайнером, затем занялась компьютерной графикой. Иллюстрирует книги в жанре фэнтези.






Антон Ломаев — русский художник-иллюстратор, известный в основном работами по фантастическим произведениям.
Родился 13 марта 1971 городе Витебске, в Белоруссии. В 1982 г. году переехал в Ленинград.
С 1982 по 1989 гг. учился в СХШ им. Б. В. Иогансона при институте им И. Е. Репина. В 1992 г. году поступил в Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1994 г. специализировался в мастерской книжной графики под руководством А. А. Пахомова. С середины 90-х гг. сотрудничает с издательствами как книжный график. Еще во время учёбы начал работу художника-иллюстратора. Одними из первых и наиболее известных работ Ломаева стали обложки к серии книг Марии Семёновой «Волкодав».
С 2000 г. – член Союза художников России. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге. Среди авторов, чьи книги выходили с обложками Антона Ломаева — Тэд Уильямс, Анджей Сапковский, Брайан Джейкс, Михаил Успенский, Андрей Белянин, Мария Семёнова, Джон Толкиен и др.
Динамичные композиции, выразительность лиц и жестов, яркость без пестроты, любовное отношение к деталям – все это выдает незаурядное мастерство художника. В 2001 году за иллюстрации к романам Толкина и Ван Зайчика Антон Ломаев получил премию Всероссийского конгресса фантастов «Странник» в номинации «Художник-иллюстратор».





 Надеюсь, что сегодняшнее путешествие в прекрасный мир Средиземья порадовало вас.

С уважением
ваша Агния

Использованная литература:

Зарубежные писатели : биобиблиогр. словарь для шк-ов и поступающ. в вузы : в 2 ч. / Н. П. Михальская [и др.]. М. : Дрофа, 2007 . – Ч. 2. – 624 с.
Писатели нашего детства : биогр. [и библиогр.] словарь : [в 3 ч.] / гл. ред. альманаха С. Самсонов ; авт.-сост. О. Н. Воронова [и др.]. – М. : Либерея, 1999. – 432 с.
 (С этими книгами можно познакомиться в медиазале отдела общественных и педагогических наук ЗНБ СГУ).

Дополнительные ресурсы:

10 комментариев :

  1. Я не поклонница Толкиена, думаю, что мир реальный иной раз покруче сказочного будет. Но иллюстрации, конечно, впечатляют! Пожалуй, на фильм-то я пойду...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий!
      А мне, похоже, так и придётся идти к кинопрокатчикам за гонораром:)))

      Удалить
  2. Агния, принимайте МЯУ-эстафету.
    http://murmansk-nordika.blogspot.ru/2012/12/blog-post_20.html
    Большой МУР! :)

    ОтветитьУдалить
  3. С ума сойти, сколько иллюстраций! Книг Толкина не читала, посмотрела только фильм "Властелин колец". Ну сказка и сказка... А вот иллюстрации просто поразили! И что еще удивило - русские художники, оказывается, тоже иллюстрировали книги этого американского писателя, да как здорово это у них получилось. Спасибо, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, иллюстрации очень разные и очень интересные. И, действительно, даже если не читал произведения Толкина, созданный художниками мир не может не увлечь, не разбудить фантазию.
      Спасибо Вам за отклик!

      Удалить
  4. "этого американского писателя"
    Ужас! Я понимаю, что вы не принадлежите к толкинистам, но элементарные то вещи нужно знать. Перед тем как писать хотя бы в поисковике посмотрели. Дж.Р.Р.Толкин всегда был гражданином Великобритании. И его мать, и отец англичане.
    Ладно, вы не знали, наверное. Вообще советую прочитать произведения этого замечательного автора. Это не просто сказки. Там глубокая философия!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не будем так строги))) У меня в посте указано, что Дж. Толкин англичанин, но потом в тексте довольно часто в связи с его иллюстраторами упоминаются американцы. Не исключено, что человек перепутал нечаянно, но ведь интерес-то появился, а это уже очень хорошо.
      Всего Вам самого доброго!

      Удалить
  5. Многие иллюстрации очень красивые!) Спасибо!) У Юлии Алексеевой только не понравились - детский сад по сравнению с другими иллюстраторами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Инна, пожалуйста!) Обязательно заходите в гости еще!)

      Удалить