К Международному дню музыки и юбилею великого поэта
Мы
с вами как уже только не отмечали 1 октября – Международный день музыки. (Если
что, все ссылки явлены под постом.)
Сегодня
будем чествовать человека, о котором, ничуть не преувеличив, можно сказать, что
его поэзия – родная сестра музыки. Красноречив даже такой факт: в огромном количестве
его стихотворений упоминались музыкальные темы и образы.
Однако
еще важнее не только внешний признак, но и признак более глубокий и тонкий – потрясающая
мелодичность его лирики. Одна из жён нашего героя, ни слова не понимавшая
по-русски, сказала однажды о его стихах: «Я слышу, что это музыка». А уж,
поверьте, в том что касалось музыки и ритма, она знала толк.
Трепетные
души композиторов и вовсе не смогли пройти мимо творчества, имеющего столь привлекательную
для них черту. Так что создано немалое количество песен на
стихи...
…великого русского поэта Сергея Александровича ЕСЕНИНА (3.10.1895 – 28.12.1925), 125-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году. А женой его была известнейшая в свое время американская танцовщица Айседора
Дункан. Но это так – для справки.
Чтобы
не быть голословной, напомню некоторые стихотворения или же отрывки из стихотворений «музыкальной» тематики, принадлежащие перу Сергея Есенина.
В
них отражено столько разнообразных эмоций, столько разнообразных «певцов»
задействовано!
Поет
сама природа, весь окружающий мир: и птицы, и ветер, и деревья, и любые
предметы, и даже времена года…
ВОТ
УЖ ВЕЧЕР. РОСА…
<…>
От луны свет большой
Прямо
на нашу крышу.
Где-то
песнь соловья
Вдалеке
я слышу. <…>
1910
ГЛУПОЕ
СЕРДЦЕ, НЕ БЕЙСЯ!..
<…>
Может, и нас отметит
Рок,
что течет лавиной,
И
на любовь ответит
Песнею
соловьиной.
Глупое
сердце, не бейся.
1925
НЕ
РУГАЙТЕСЬ. ТАКОЕ ДЕЛО!..
<…>
Позабуду поэмы и книги,
Перекину
за плечи суму,
Оттого
что в полях забулдыге
Ветер
больше поет, чем кому. <…>
1922
ВЕЧЕР
ЧЕРНЫЕ БРОВИ НАСОПИЛ
<…>
Может, завтра совсем по-другому
Я
уйду, исцеленный навек,
Слушать
песни дождей и черемух,
Чем
здоровый живет человек.<…>
1923
КЛЕН
ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ...
<…>
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал
им песни под метель о лете. <…>
1925
ЗА
ГОРАМИ, ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ…
<…>
Не за песни весны над равниною
Дорога
мне зеленая ширь –
Полюбил
я тоской журавлиною
На
высокой горе монастырь. <…>
1916
ЗАПЕЛИ
ТЕСАНЫЕ ДРОГИ…
Запели
тесаные дроги,
Бегут
равнины и кусты.
Опять
часовни на дороге
И
поминальные кресты.<…>
НЕУЮТНАЯ
ЖИДКАЯ ЛУННОСТЬ…
<…>
По дорогам усохшие вербы
И
тележная песня колес...
Ни
за что не хотел я теперь бы,
Чтоб
мне слушать ее привелось.<…>
1925
В
таком певучем мире, казалось бы, и музыкальные инструменты не нужны, но без них тоже не обошлось.
ЗАИГРАЙ,
СЫГРАЙ…
Заиграй,
сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи
встречать к околице, красотка, жениха.
Васильками
сердце светится, горит в нем бирюза.
Я
играю на тальяночке про синие глаза.
То
не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой
платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.
Заиграй,
сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть
послушает красавица прибаски жениха.
1912
НИКОГДА
Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ…
<…>
У меня в душе звенит тальянка,
При
луне собачий слышу лай.
Разве
ты не хочешь, персиянка,
Увидать
далекий синий край? <…>
1924
БАТУМ
<…>
Оттого
При
встрече иностранки
Я
под скрипы
Шхун
и кораблей
Слышу
голос
Плачущей
шарманки
Иль
далекий
Окрик
журавлей.<…>
1924
МЕЛКОЛЕСЬЕ.
СТЕПЬ И ДАЛИ...
<…>
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать,
с того под этот вой
Не
одна лихая слава
Пропадала
трын-травой.
1925
И люди тоже поют. Поводов у них всегда предостаточно.
Иногда
приходят мысли о детстве, о семье…
МАТУШКА
В КУПАЛЬНИЦУ ПО ЛЕСУ ХОДИЛА…
<…>
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори
меня вешние в радугу свивали. <…>
1912
АХ,
КАК МНОГО НА СВЕТЕ КОШЕК…
<…>
Я еще тогда был ребенок,
Но
под бабкину песню вскок
Он
бросался, как юный тигренок,
На
оброненный ею клубок. <…>
1925
СНЕЖНАЯ
ЗАМЯТЬ ДРОБИТСЯ И КОЛЕТСЯ…
<…>
Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То,
что далось мне, про то и пою.
Вот
я опять за родительским ужином,
Снова
я вижу старушку мою. <…>
1925
РАЗБУДИ
МЕНЯ ЗАВТРА РАНО…
<…>
Воспою я тебя и гостя,
Нашу
печь, петуха и кров...
И
на песни мои прольется
Молоко
твоих рыжих коров.
1917
Иногда
причиной тому горечь и печаль, неотделимые от бытия человеческого...
БРАТУ
ЧЕЛОВЕКУ
<…>
Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет
твердую землю сохой,
И
послушай ты песни про горе,
Что
поет он, идя бороздой. <…>
1912
ИСПОВЕДЬ
САМОУБИЙЦЫ
<…>
Безумный мир, кошмарный сон,
А
жизнь есть песня похорон.
И
вот я кончил жизнь мою,
Последний
гимн себе пою. <…>
1912-1913
МИР
ТАИНСТВЕННЫЙ, МИР МОЙ ДРЕВНИЙ…
<…>
Как и ты, я всегда наготове,
И
хоть слышу победный рожок,
Но
отпробует вражеской крови
Мой
последний, смертельный прыжок.
И
пускай я на рыхлую выбель
Упаду
и зароюсь в снегу...
Всё
же песню отмщенья за гибель
Пропоют
мне на том берегу.
1921
РУСЬ
БЕСПРИЮТНАЯ
<…>
Я только им пою,
Ночующим
в котлах,
Пою
для них,
Кто
спит порой в сортире.
О,
пусть они
Хотя
б прочтут в стихах,
Что
есть за них
Обиженные
в мире.
1924
Иногда – философское настроение при взгляде вокруг, в результате размышлений о жизни…
ПОЭТАМ
ГРУЗИИ
<…>
И каждый в племени своем,
Своим
мотивом и наречьем,
Мы
всяк
По-своему
поем,
Поддавшись
чувствам
Человечьим...
<…>
1924
КАЛИКИ
<…>
Пробиралися странники по полю,
Пели
стих о сладчайшем Исусе.
Мимо
клячи с поклажею топали,
Подпевали
горластые гуси. <…>
1910
ПОЙДУ
В СКУФЬЕ СМИРЕННЫМ ИНОКОМ…
<…>
Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает
яблоки зари.
Сгребая
сено на покосах,
Поют
мне песни косари. <…>
1914-1922
ИЗДАТЕЛЬ
СЛАВНЫЙ! В ЭТОЙ КНИГЕ...
<…>
Пускай о многом неумело
Шептал
бумаге карандаш,
Душа
спросонок хрипло пела,
Не
понимая праздник наш. <…>
1924
ПРОЩАЙ,
БАКУ! ТЕБЯ Я НЕ УВИЖУ…
<…>
Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В
последний раз я друга обниму...
Чтоб
голова его, как роза золотая,
Кивала
нежно мне в сиреневом дыму.
1925
МЫ
ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ…
<…>
Много дум я в тишине продумал,
Много
песен про себя сложил,
И
на этой на земле угрюмой
Счастлив
тем, что я дышал и жил. <…>
1924
СПИТ
КОВЫЛЬ. РАВНИНА ДОРОГАЯ…
<…>
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу
я, как сильного врага,
Как
чужая юность брызжет новью
На
мои поляны и луга.
Но
и все же, новью той теснимый,
Я
могу прочувственно пропеть:
Дайте
мне на родине любимой,
Все
любя, спокойно умереть!
1925
ПРОПЛЯСАЛ,
ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ…
Проплясал,
проплакал дождь весенний,
Замерла гроза.
Скучно
мне с тобой, Сергей Есенин,
Подымать глаза...
Скучно
слушать под небесным древом
Взмах незримых крыл:
Не
разбудишь ты своим напевом
Дедовских могил!
Привязало,
осаднило слово
Даль твоих времен.
Не
в ветрах, а, знать, в томах тяжелых
Прозвенит твой сон.
Кто-то
сядет, кто-то выгнет плечи,
Вытянет персты.
Близок
твой кому-то красный вечер,
Да не нужен ты.
Всколыхнет
он Брюсова и Блока,
Встормошит других.
Но
все так же день войдет с востока,
Так же вспыхнет миг.
Не
изменят лик земли напевы,
Не стряхнут листа...
Навсегда
твои пригвождены ко древу
Красные уста.
Навсегда
простер глухие длани
Звездный твой Пилат.
Или,
Или, лама савахфани,*
Отпусти в закат.
* "Боже мой. Боже
мой, для чего Ты меня оставил?"
(дрeвнеевр.)
– в Евангелии (Матф. 27. 46) -
предсмертные
слова распятого Христа.
1917
Иногда
песню рождает любовь. Ее муки. Ее нежность…
НЕ
БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ...
<…>
В тихий час, когда заря на крыше,
Как
котенок, моет лапкой рот,
Говор
кроткий о тебе я слышу
Водяных
поющих с ветром сот.
Пусть
порой мне шепчет синий вечер,
Что
была ты песня и мечта,
Всё
ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К
светлой тайне приложил уста. <…>
1915-1916
В
ХОРОССАНЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ДВЕРИ…
<…>
Ни к чему в любви моей отвага.
И
зачем? Кому мне песни петь? –
Если
стала неревнивой Шага,
Коль
дверей не смог я отпереть,
Ни
к чему в любви моей отвага.
Мне
пора обратно ехать в Русь.
Персия!
Тебя ли покидаю?
Навсегда
ль с тобою расстаюсь
Из
любви к родимому мне краю?
Мне
пора обратно ехать в Русь.
До
свиданья, пери, до свиданья,
Пусть
не смог я двери отпереть,
Ты
дала красивое страданье,
Про
тебя на родине мне петь.
До
свиданья, пери, до свиданья.
1925
ЗОЛОТО
ХОЛОДНОЕ ЛУНЫ…
Золото
холодное луны,
Запах
олеандра и левкоя.
Хорошо
бродить среди покоя
Голубой
и ласковой страны.
Далеко-далече
там Багдад,
Где
жила и пела Шахразада.
Но
теперь ей ничего не надо.
Отзвенел
давно звеневший сад.
Призраки
далекие земли
Поросли
кладбищенской травою.
Ты
же, путник, мертвым не внемли,
Не
склоняйся к плитам головою.
Оглянись,
как хорошо другом:
Губы
к розам так и тянет, тянет.
Помирись
лишь в сердце со врагом -
И
тебя блаженством ошафранит.
Жить
– так жить, любить – так уж влюбляться.
В
лунном золоте целуйся и гуляй,
Если
ж хочешь мертвым поклоняться,
То
живых тем сном не отравляй.
Это
пела даже Шахразада, –
Так
вторично скажет листьев медь.
Тех,
которым ничего не надо,
Только
можно в мире пожалеть.
1925
ВОТ
ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ
<…>
Где-то за садом несмело,
Там,
где калина цветет
Нежная
девушка в белом
Нежную
песню поет. <…>
1918
ПУСКАЙ
ТЫ ВЫПИТА ДРУГИМ…
<…>
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь
в постоянстве,
Пропеть
о сумерках дорог
И
уходящем хулиганстве. <…>
1923
ЗАМЕТАЛСЯ
ПОЖАР ГОЛУБОЙ…
Заметался
пожар голубой,
Позабылись
родимые дали.
В
первый раз я запел про любовь,
В
первый раз отрекаюсь скандалить. <…>
1923
СЫПЛЕТ
ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ…
<…>
Радугой тайные вести
Светятся
в душу мою.
Думаю
я о невесте,
Только
о ней лишь пою.
Сыпь
ты, черемуха, снегом,
Пойте
вы, птахи, в лесу.
По
полю зыбистым бегом
Пеной
я цвет разнесу.
1910
ПЛАЧЕТ
МЕТЕЛЬ, КАК ЦЫГАНСКАЯ СКРИПКА...
Плачет
метель, как цыганская скрипка.
Милая
девушка, злая улыбка,
Я
ль не робею от синего взгляда?
Много
мне нужно и много не надо.
Так
мы далеки и так не схожи –
Ты
молодая, а я все прожил.
Юношам
счастье, а мне лишь память
Снежною
ночью в лихую замять.
Я
не заласкан – буря мне скрипка.
Сердце
метелит твоя улыбка.
1925
НАД
ОКОШКОМ МЕСЯЦ…
Над
окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший
тополь серебрист и светел.
Дальний
плач тальянки, голос одинокий –
И
такой родимый, и такой далекий.
Плачет
и смеется песня лиховая.
Где
ты, моя липа? Липа вековая?
Я
и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил
к любимой, развернув тальянку.
А
теперь я милой ничего не значу.
Под
чужую песню и смеюсь и плачу.
1925
НУ,
ЦЕЛУЙ МЕНЯ, ЦЕЛУЙ…
<…>
И чтоб свет над полной кружкой
Легкой
пеной не погас –
Пей
и пой, моя подружка:
На
земле живут лишь раз!
1925
Иногда – воспоминания об историческом прошлом, о великих предшественниках…
НА
КАВКАЗЕ
Издревле
русский наш Парнас
Тянуло
к незнакомым странам,
И
больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел
загадочным туманом.
Здесь
Пушкин в чувственном огне
Слагал
душой своей опальной:
«Не
пой, красавица, при мне
Ты
песен Грузии печальной». <…>
1924
ПУШКИНУ
<…>
Но, обреченный на гоненье,
Еще
я долго буду петь...
Чтоб
и мое степное пенье
Сумело
бронзой прозвенеть. <…>
1924
НА
ПЛЕТНЯХ ВИСЯТ БАРАНКИ…
<…>
Ой, удал и многосказен
Лад
веселый на пыжну.
Запевай,
как Стенька Разин
Утопил
свою княжну. <…>
1915
СВЕТ
ВЕЧЕРНИЙ ШАФРАННОГО КРАЯ…
Свет
вечерний шафранного края,
Тихо
розы бегут по полям.
Спой
мне песню, моя дорогая,
Ту,
которую пел Хаям.
Тихо
розы бегут по полям. <…>
1924
Есть
у Сергея Есенина и стихотворения с самыми что ни на есть музыкальными названиями.
КАНТАТА
Спите,
любимые братья,
Снова
родная земля
Неколебимые
рати
Движет
под стены Кремля.
Новые
в мире зачатья,
Зарево
красных зарниц...
Спите,
любимые братья,
В
свете нетленных гробниц.
Солнце
златою печатью
Стражем
стоит у ворот...
Спите,
любимые братья,
Мимо
вас движется ратью
К
зорям вселенским народ.
1918
ДАЛЕКАЯ
ВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ
Далеко-далеко
от меня
Кто-то
весело песню поет.
И
хотел бы провторить ей я,
Да
разбитая грудь не дает.
Тщетно
рвется душа до нее,
Ищет
звуков подобных в груди,
Потому
что вся сила моя
Истощилась
еще впереди.
Слишком
рано я начал летать
За
мечтой идеала земли,
Рано
начал на счастье роптать,
Разбираясь
в прожитой дали.
Рано
пылкой душою своей
Я
искал себе мрачного дня
И
теперь не могу вторить ей,
Потому
что нет сил у меня.
1912
А
еще в этом ряду: Подражанье песне (1910), Песнь о собаке (1915), Песнь о хлебе (1921).
Поэт
Андрей Дементьев посвятил однажды своему литературному предшественнику
стихотворение.
Андрей
ДЕМЕНТЬЕВ
У
ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Мне
приснился сон о Есенине,
Ведь
родился он в ночь осеннюю.
Догорает
лес, золотит закат,
Как
листки стихов.
У
Есенина день рождения.
В
звонком золоте даль осенняя,
Словно
музыка вдохновения
Над
землей шумит листва.
Выходила
мать за околицу,
Сердцем
верила, он торопится.
Рядом
с нею ждал золотистый клен,
Как
похож листвой на Сережу он.
Вновь
звучат стихи синей полночью,
Все
хорошее в ними вспомнится.
По-есенински
я хочу любить,
Чтобы
с песнею всюду рядом быть.
Осень
празднует день рождения
Гроздья
красные, даль осенняя
У
Есенина день рождения
День
рождения любви.
1995
С
днем рождения, дорогой Сергей Александрович! С юбилеем! Вы прожили до обидного
мало, но то, что сделали, измеряется не только количеством лет, через которые прошло
ваше стихотворное наследие, но и тем, как оно влияет на души людские. И тем, какую в них рождает музыку. Низкий вам поклон!
И
спасибо всем, кто прочитал до конца!
С
уважением,
ваша
Агния
Сергей Есенин в музыке
Список литературы (2007 – 2019 гг.)
1. Агальцов, С. А. Заметки
читателя стихов / С. А. Агальцов. – Текст : непосредственный // Уроки
литературы. – 2019. – № 4. – С. 3-6 : ил.
Автор статьи размышляет о мелодичности
стихотворений русских поэтов Н. Рубцова и С. Есенина.
2. Бердянова, Н. Песня как тема
и образ в творчестве С. А. Есенина / Н. Бердянова. – Текст : электронный
// Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 172-175. – ISSN 2073-7467. –
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383286 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
3. Гайдук, М. В. «Вечером синим...»
: Поэтика С. Есенина в музыкальном отражении Г. Свиридова / М. В. Гайдук, С. А.
Стасюк. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2019. – № 2 (49).
– С. 77-80. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41301465
(дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных
пользователей.
В статье отмечены особенности музыкального
прочтения стихотворений «Вечером синим» и «Табун» С. Есенина в цикле Г.
Свиридова «Пять хоров на слова русских поэтов».
4. Демченко, А. И. «Звёздное» десятилетие
Георгия Свиридова / А. И. Демченко. – Текст : электронный // Проблемы
музыкальной науки. – 2015. – № 4 (21). – С. 25-37. – ISSN
1997-0854. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25083716 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
5. Есенин : [сайт]. – URL: http://esenin.ru (дата обращения: 29.09.2020). –
Текст : электронный.
6. Есенин в музыке : [раздел
электронного научного издания]. – Текст : электронный // Русская литература и
фольклор : фундаментальная электронная библиотека. – URL:
http://feb-web.ru/feb/esenin/default.asp?/feb/esenin/music/rubmus.html (дата
обращения: 29.09.2020).
В предлагаемом разделе электронного
научного издания «Есенин», размещенного в фундаментальной электронной библиотеке
«Русская литература и фольклор», представлены произведения
вокально-инструментального, симфонического, оперного и балетного искусства,
написанные русскими и зарубежными композиторами XX – XXI вв. на стихи С. А.
Есенина или созданные по мотивам его произведений.
7. Касаткин, В. Музыкальный
памятник поэту / Владимир Касаткин. – Текст : электронный // Современное
есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 88-90. – Библиогр. в сносках. – ISSN
2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23031836 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О поэзии Сергея Александровича Есенина в
русской музыке.
8. Князев, А. Н. Раздел «Есенин»
в фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор» / А.
Н. Князев. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2016. – №
3 (38). – С. 84-85. – ISSN 2073-7467. – URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28848624 (дата обращения: 29.09.2020). –
Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
9. Козлова, Л. В. Музыкальное
иллюстрирование на уроке литературного чтения : (при изучении стихотворения С.
А. Есенина «Поет зима – аукает...») / Л. В. Козлова. – Текст : непосредственный
// Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 3. – С. 63-67. – Библиогр.: с.
67 (4 назв.). – ISSN 2071-9515.
Предлагается новый подход к хоровому
выразительному чтению стихотворений.
10. Коленчикова, Н. В. ...Я слышу, что
это музыка...» : Мелодизация стиха в поэзии С. Есенина / Н. В. Коленчикова. – Текст :
электронный // Современное есениноведение. – 2014. – № 31. – С. 10-13. – ISSN
2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22962698 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Стихи С. А. Есенина отличаются
необычайной песенностью и мелодичностью. Поэт, исполняя свои стихи, изумительно
передавал их музыкальность. Он еще не пел, как барды, но подготовил почву для
авторской песни своим чтением-пением.
11. Конкина, А. Ю. Рок-потенциал
лирики Сергея Есенина и современная рок-культура / А. Ю. Конкина. – Текст :
электронный // Современное есениноведение. – 2013. – № 24. – С. 77-82. – ISSN
2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22993233 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
12. Обыдёнкин, Н. В. С. Есенин в
музыке: основные имена / Николай Обыдёнкин. – Текст : электронный // Современное
есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 253-257 : 5 фот. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383301 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О русских композиторах, внесших свой
вклад в пропаганду есенинского наследия средствами музыкального искусства.
13. Рудик, И. В. Есенинский миф
и его влияние на становление биографического мифа в русской рок-поэзии / Ирина
Рудик. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2007. – № 7.
– С. 142-151. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23502942 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Влияние личности и творчества Сергея
Александровича Есенина на становление и развитие биографического мифа
рок-авторов.
14. Рудик, И. В. Традиции С.
Есенина в современной рок-поэзии / Ирина Рудик. – Текст : электронный //
Современное есениноведение. – 2007. – № 6. – С. 181-188. – Библиогр. в сносках.
– ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23502890
(дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных
пользователей.
О влиянии поэзии Сергея Александровича
Есенина на творчество современных русских поэтов-певцов.
15. Руднев, Е. Н. Музыка поэзии
С. А. Есенина и поэзия музыки Г. В. Свиридова : интегрированный урок в 11
классе / Е. Н. Руднев, Т. М. Водопьянова. – Текст : непосредственный // Русская
словесность. – 2014. – № 2. – С. 12-23 : рис., портр. – Библиогр.: с. 23 . –
ISSN 0868-9539.
Совершенствование умения анализировать
поэтическое и музыкальное произведения. Конспект интегрированного урока в 11
классе.
16. Сухов, А. В. Музыкальные
образы в библейских поэмах С.А. Есенина 1917-1918 годов / А. В. Сухов. – Текст :
электронный // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. Т. 3,
№ 6 (28). – С. 266-270. – ISSN 2221-951X. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24901647 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим
доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье в контексте мифа о
поэте-пророке анализируются музыкальные образы библейских поэм Сергея Есенина.
Отмечается полифонический характер отразившихся в них музыкальных мотивов.
Определяется ключевая роль образов музыкальных инструментов: трубы и колокола,
звучание которых воспринимается через переосмысленный Есениным мотив
Апокалипсиса и символизирует преображение России в эпоху революции.
17. Сухов, А. В. Музыкальные
образы как отражение апокалипсических мотивов в поэме С. А. Есенина «Сорокоуст»
/ А. В. Сухов. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений.
Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 126-134. –
Библиогр.: с. 132-133 (13 назв.). – ISSN 2072-3024.
В статье в контексте апокалипсических
мотивов рассматриваются особенности музыкальных образов поэмы Сергея Есенина
"Сорокоуст". Актуальность работы определяется тем, что в современном
есениноведении наметилась особая тенденция, связанная с изучением творчества
поэта с точки зрения синтеза искусств: литературы и музыки. Цель исследования –
доказать, что музыкальные образы играют важную роль в формировании
идейно-смыслового содержания произведения и выстраиваются по принципу антитезы.
18. Сухов, А. В. Музыкальный
образ гитары в творчестве С. А. Есенина / А. В. Сухов. – Текст : электронный
// Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 4 (12). – С.
71-75. – ISSN 2410-2083. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24215104
(дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных
пользователей.
В статье рассматривается музыкальный
образ гитары в поэзии Сергея Есенина. Выявляется специфика данного образа в
связи с творческой эволюцией поэта и проводится сравнительно-сопоставительный
анализ в контексте определенных литературных традиций. Доказано, что
музыкальный образ звучащей гитары способствовал отражению сложного
психологического состояния лирического героя Есенина.
19. Сухов, А. В. Образы духовых
музыкальных инструментов в контексте эволюции представлений С.А. Есенина о
предназначении поэтического искусства / А. В. Сухов. – Текст : электронный
// Современное есениноведение. – 2013. – № 26. – С. 57-61. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22993264 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
20. Сухов, А. Образы
музыкальных инструментов в творчестве Сергея Есенина / Алексей Сухов. – Текст :
электронный // Современное есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 54-70. –
Библиогр.: в сносках. – Прил. – ISSN 2073-7467. – URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23031829 (дата обращения: 29.09.2020). –
Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Создавая образы музыкальных
инструментов, Сергей Александрович Есенин вкладывал в них глубокий смысл. Их
эволюция во многом отражает пути творческих исканий поэта.
21. Трушин, А. С. Сергей Есенин и
Александр Вертинский / А. С. Трушин // Современное есениноведение. – 2018. – №
3 (46). – С. 106-109. – ISSN 2073-7467. – URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=36425560 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим
доступа: для зарегистрированных пользователей.
Рассмотрены биографические и творческие
параллели между С. А. Есениным и А. Н. Вертинским. Вертинский любил петь песни
на стихи рязанского поэта и читать его стихи, делая это в своей манере.
22. Трушин, А. С. Русская гармонь
и ее виды в жизни и творчестве С. А. Есенина (историко-культурный экскурс) / А.
С. Трушин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2016. – №
3 (38). – С. 69-76. – ISSN 2073-7467. – URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28848621 (дата обращения: 29.09.2020). –
Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
23. Чернова, Е. В. Мотив
соловьиной песни как жанровый маркер бытового романса / Е. В. Чернова. – Текст :
электронный // Современное есениноведение. – 2014. – № 28. – С. 48-53. – ISSN
2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22936471 (дата
обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
24. Шевченко, Т. Кантата «Светлый
гость» Георгия Свиридова на слова Сергея Есенина / Татьяна Шевченко. – Текст :
непосредственный // Музыкальная академия. – 2012. – № 2. – С. 153-165. –
Библиогр. в примеч. . – ISSN 0869-4516.
Ключевая идея, композиционно-структурные
особенности, символика формы и принципы музыкальной ткани кантаты российского
композитора Георгия Васильевича Свиридова "Светлый гость" на слова
Сергея Александровича Есенина.
25. Шишкина, Е. А. Певучая душа
России. Есенин и музыка : литературно-музыкальный вечер. XI класс / Е. А. Шишкина.
– Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2013. – № 10. – С. 38-42 :
ил. – ISSN 0130-3414.
Список подготовила
Н. Н. Казакова
Обещанные
ссылки на ранее опубликованные посты к Дню музыки:
(о
великолепном музыкальном стиле под названием кроссовер)
(музыкальное
путешествие по литературным страницам, на которых звучали известные музыкальные
произведения)
(стихотворения
в сопровождении красивой классической музыки, в них упомянутой)
(о
литературных произведениях, вдохновивших композиторов)
Неоднозначный для меня Есенин в мои юные годы покорил своими стихами про животных. Вот же и сам он про себя:
ОтветитьУдалитьСчастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
С днём музыки, Агния! С днёи рождения поэта!:)
Как человек, да! - неоднозначный. Впрочем, такого масштаба личности и не могут быть просты и линейны. Я пока писала, столько о Есенине воспоминаний перечитала, столько нового узнала. Но тут уж, определенно, многое зависит и от того, кто вспоминает, какие между ними отношения были.
УдалитьСветлана, спасибо! И тебя тоже поздравляю!
Тоже, пока выставку готовила, книгу воспоминаний начала читать;) погрузилась;)
УдалитьА ещё прелюбопытную книгу на полке в библиотеке обнаружила. Прям в блоге написать, что ли, о ней?..
Света, пиши!!! Я с удовольствием почитаю, поскольку тоже погрузилась.
УдалитьТакой талантливый поэт и такая страшная судьба!
ОтветитьУдалитьДа, очень-очень жаль, что так недолго прожил, что так трагически закончилась его жизнь.
УдалитьСпасибо, Ирина Михайловна!
Спасибо, Агния, за этот музыкально-поэтический пост!
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо, Наталия Викторовна! Если понравилось, если напомнило любимые строки и песни, я очень рада!
УдалитьАгния, спасибо огромное за вдохновляюще-познавательный пост! Тема Есенин и музыка меня всегда интересовала. Очень интересно! Отдельное спасибо за библиографию. Я пока готовила пост Есенин в живописи - тоже погрузилась в живописный вернисаж. Столько много работ, посвященных поэту! Отдельно есть творчество зеков - вот уж где простор фантазии и какого-о своего мира. Брала, в основном, художников известных, но какие интересные и разные работы... У каждого свой Есенин.
ОтветитьУдалитьСпасибо за пост, за бережное и трепетное отношение к поэту. Удачи, успехов, добра и всех благ!
Людмила Борисовна, да, действительно, живописная есениниана тоже огромна и разнообразна. Вдохновлял, вдохновляет и вдохновлять будет Сергей Александрович своих собратьев по всем творческим цехам.
УдалитьСпасибо Вам за добрые слова и пожелания!
Матушка-то какая колоритная, а как рассказывает!
ОтветитьУдалитьДа, есенинский язык очень певучий, песни великолепные!
Агния, спасибо за труд, за список, за профессионализм!
И не говори, мне как попалась эта запись, я просто была потрясена: для нас-то уже сам Есенин вооон когда жил, а матушка-то его и вовсе) А тут - на видео. И, заметь, деревенская же бабушка, а как говорит! Потому вцепилась в этот ролик и не могла не разместить.
УдалитьСпасибо тебе, Ира!
Вот я тоже подумала, что деревенская, а рассказчица такая) очевидно, было в кого уродится Есенину)
Удалить