четверг, 1 октября 2020 г.

«Пусть и жизнь моя за песню отдана…»

К Международному дню музыки и юбилею великого поэта


Мы с вами как уже только не отмечали 1 октября – Международный день музыки. (Если что, все ссылки явлены под постом.)

Сегодня будем чествовать человека, о котором, ничуть не преувеличив, можно сказать, что его поэзия – родная сестра музыки. Красноречив даже такой факт: в огромном количестве его стихотворений упоминались музыкальные темы и образы.
Однако еще важнее не только внешний признак, но и признак более глубокий и тонкий – потрясающая мелодичность его лирики. Одна из жён нашего героя, ни слова не понимавшая по-русски, сказала однажды о его стихах: «Я слышу, что это музыка». А уж, поверьте, в том что касалось музыки и ритма, она знала толк.
Трепетные души композиторов и вовсе не смогли пройти мимо творчества, имеющего столь привлекательную для них черту. Так что создано немалое количество песен на стихи...

…великого русского поэта Сергея Александровича ЕСЕНИНА (3.10.1895 – 28.12.1925), 125-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году. А женой его была известнейшая в свое время американская танцовщица Айседора Дункан. Но это так – для справки.



Сергей Есенин на видео

Чтобы не быть голословной, напомню некоторые стихотворения или же отрывки из стихотворений «музыкальной» тематики, принадлежащие перу Сергея Есенина.

В них отражено столько разнообразных эмоций, столько разнообразных «певцов» задействовано!

Поет сама природа, весь окружающий мир: и птицы, и ветер, и деревья, и любые предметы, и даже времена года…

ВОТ УЖ ВЕЧЕР. РОСА…
<…> От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу. <…>
1910


ГЛУПОЕ СЕРДЦЕ, НЕ БЕЙСЯ!..
<…> Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.
1925


НЕ РУГАЙТЕСЬ. ТАКОЕ ДЕЛО!..
<…> Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому. <…>
1922


ВЕЧЕР ЧЕРНЫЕ БРОВИ НАСОПИЛ
<…> Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.<…>
1923


КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ...
<…> Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете. <…>
1925


ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ…
<…> Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь. <…>
1916

ЗАПЕЛИ ТЕСАНЫЕ ДРОГИ…
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.<…>


НЕУЮТНАЯ ЖИДКАЯ ЛУННОСТЬ…
<…> По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес...
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.<…>
1925

В таком певучем мире, казалось бы, и музыкальные инструменты не  нужны, но без них тоже не обошлось.


ЗАИГРАЙ, СЫГРАЙ…
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.
1912


НИКОГДА Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ…
<…> У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край? <…>
1924


БАТУМ
<…> Оттого
При встрече иностранки
Я под скрипы
Шхун и кораблей
Слышу голос
Плачущей шарманки
Иль далекий
Окрик журавлей.<…>
1924


МЕЛКОЛЕСЬЕ. СТЕПЬ И ДАЛИ...
<…> Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.
1925


И люди тоже поют. Поводов у них всегда предостаточно.

Иногда приходят мысли о детстве, о семье…

МАТУШКА В КУПАЛЬНИЦУ ПО ЛЕСУ ХОДИЛА…
<…> Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали. <…>
1912


АХ, КАК МНОГО НА СВЕТЕ КОШЕК…
<…> Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок. <…>
1925


СНЕЖНАЯ ЗАМЯТЬ ДРОБИТСЯ И КОЛЕТСЯ…
<…> Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою. <…>
1925


РАЗБУДИ МЕНЯ ЗАВТРА РАНО…
<…> Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
1917


Иногда причиной тому горечь и печаль, неотделимые от бытия человеческого...


БРАТУ ЧЕЛОВЕКУ
<…> Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет твердую землю сохой,
И послушай ты песни про горе,
Что поет он, идя бороздой. <…>
1912


ИСПОВЕДЬ САМОУБИЙЦЫ
<…> Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою. <…>
1912-1913


МИР ТАИНСТВЕННЫЙ, МИР МОЙ ДРЕВНИЙ…
<…> Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.

И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу...
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
1921


РУСЬ БЕСПРИЮТНАЯ
<…> Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.
1924


Иногда – философское настроение при взгляде вокруг, в результате размышлений о жизни…


ПОЭТАМ ГРУЗИИ
<…> И каждый в племени своем,
Своим мотивом и наречьем,
Мы всяк
По-своему поем,
Поддавшись чувствам
Человечьим... <…>
1924


КАЛИКИ
<…> Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси. <…>
1910


ПОЙДУ В СКУФЬЕ СМИРЕННЫМ ИНОКОМ…
<…> Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари. <…>
1914-1922


ИЗДАТЕЛЬ СЛАВНЫЙ! В ЭТОЙ КНИГЕ...
<…> Пускай о многом неумело
Шептал бумаге карандаш,
Душа спросонок хрипло пела,
Не понимая праздник наш. <…>
1924


ПРОЩАЙ, БАКУ! ТЕБЯ Я НЕ УВИЖУ…
<…> Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму...
Чтоб голова его, как роза золотая,
Кивала нежно мне в сиреневом дыму.
1925


МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ…
<…> Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил. <…>
1924


СПИТ КОВЫЛЬ. РАВНИНА ДОРОГАЯ…
<…> По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
1925


ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ…
Проплясал, проплакал дождь весенний,
         Замерла гроза.
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,
         Подымать глаза...

Скучно слушать под небесным древом
         Взмах незримых крыл:
Не разбудишь ты своим напевом
         Дедовских могил!

Привязало, осаднило слово
         Даль твоих времен.
Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых
         Прозвенит твой сон.

Кто-то сядет, кто-то выгнет плечи,
         Вытянет персты.
Близок твой кому-то красный вечер,
         Да не нужен ты.

Всколыхнет он Брюсова и Блока,
         Встормошит других.
Но все так же день войдет с востока,
         Так же вспыхнет миг.

Не изменят лик земли напевы,
         Не стряхнут листа...
Навсегда твои пригвождены ко древу
         Красные уста.

Навсегда простер глухие длани
         Звездный твой Пилат.
Или, Или, лама савахфани,*
         Отпусти в закат.
 ___ 
* "Боже мой. Боже мой, для чего Ты меня оставил?"
(дрeвнеевр.) – в Евангелии (Матф. 27. 46) -
предсмертные слова распятого Христа.
1917


Иногда песню рождает любовь. Ее муки. Ее нежность…


НЕ БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ...
<…> В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста. <…>
1915-1916


В ХОРОССАНЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ДВЕРИ…
<…> Ни к чему в любви моей отвага.
И зачем? Кому мне песни петь? –
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.

Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.

До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.
1925


ЗОЛОТО ХОЛОДНОЕ ЛУНЫ…
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Далеко-далече там Багдад,
Где жила и пела Шахразада.
Но теперь ей ничего не надо.
Отзвенел давно звеневший сад.

Призраки далекие земли
Поросли кладбищенской травою.
Ты же, путник, мертвым не внемли,
Не склоняйся к плитам головою.

Оглянись, как хорошо другом:
Губы к розам так и тянет, тянет.
Помирись лишь в сердце со врагом -
И тебя блаженством ошафранит.

Жить – так жить, любить – так уж влюбляться.
В лунном золоте целуйся и гуляй,
Если ж хочешь мертвым поклоняться,
То живых тем сном не отравляй.

Это пела даже Шахразада, –
Так вторично скажет листьев медь.
Тех, которым ничего не надо,
Только можно в мире пожалеть.
1925


ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ
<…> Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет. <…>
1918


ПУСКАЙ ТЫ ВЫПИТА ДРУГИМ…
<…> Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве. <…>
1923


ЗАМЕТАЛСЯ ПОЖАР ГОЛУБОЙ…
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить. <…>
1923


СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ…
<…> Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
1910


ПЛАЧЕТ МЕТЕЛЬ, КАК ЦЫГАНСКАЯ СКРИПКА...
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка,
Я ль не робею от синего взгляда?
Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи –
Ты молодая, а я все прожил.
Юношам счастье, а мне лишь память
Снежною ночью в лихую замять.

Я не заласкан – буря мне скрипка.
Сердце метелит твоя улыбка.
1925


НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ…
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
1925


НУ, ЦЕЛУЙ МЕНЯ, ЦЕЛУЙ…
<…> И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас –
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!
1925


Иногда  воспоминания об историческом прошлом, о великих предшественниках…

НА КАВКАЗЕ
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.

Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
«Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной». <…>
1924


ПУШКИНУ
<…> Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть. <…>
1924


НА ПЛЕТНЯХ ВИСЯТ БАРАНКИ…
<…> Ой, удал и многосказен
Лад веселый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну. <…>
1915


СВЕТ ВЕЧЕРНИЙ ШАФРАННОГО КРАЯ…
Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям. <…>
1924


Есть у Сергея Есенина и стихотворения с самыми что ни на есть музыкальными названиями.

КАНТАТА
Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц...
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот...
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.
1918


ДАЛЕКАЯ ВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ
Далеко-далеко от меня
Кто-то весело песню поет.
И хотел бы провторить ей я,
Да разбитая грудь не дает.

Тщетно рвется душа до нее,
Ищет звуков подобных в груди,
Потому что вся сила моя
Истощилась еще впереди.

Слишком рано я начал летать
За мечтой идеала земли,
Рано начал на счастье роптать,
Разбираясь в прожитой дали.

Рано пылкой душою своей
Я искал себе мрачного дня
И теперь не могу вторить ей,
Потому что нет сил у меня.
1912

А еще в этом ряду: Подражанье песне (1910), Песнь о собаке (1915), Песнь о хлебе (1921).

Можно было бы еще продолжать и продолжать, но в такой день никак не обойтись только текстами. 
Королева

Исполняет Муслим Магомаев

Берёзка
Исполняет Евгений Мартынов

Мне осталась одна забава...
Исполняет Александр Малинин


Клён
Группа «Чайф»

Над окошком месяц

Исполняет Владимир Ивашов


Поэт Андрей Дементьев посвятил однажды своему литературному предшественнику стихотворение.


Андрей ДЕМЕНТЬЕВ
У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Мне приснился сон о Есенине,
Ведь родился он в ночь осеннюю.
Догорает лес, золотит закат,
Как листки стихов.

У Есенина день рождения.
В звонком золоте даль осенняя,
Словно музыка вдохновения
Над землей шумит листва.

Выходила мать за околицу,
Сердцем верила, он торопится.
Рядом с нею ждал золотистый клен,
Как похож листвой на Сережу он.

Вновь звучат стихи синей полночью,
Все хорошее в ними вспомнится.
По-есенински я хочу любить,
Чтобы с песнею всюду рядом быть.

Осень празднует день рождения
Гроздья красные, даль осенняя
У Есенина день рождения
День рождения любви.
1995

Коли уж зашла речь, предлагаю послушать живые воспоминания Татьяны Федоровны Есениной, матери поэта. Они записаны в 1955 году. И это огромное счастье и удача. Пусть не совсем по теме, зато до мурашек.


С днем рождения, дорогой Сергей Александрович! С юбилеем! Вы прожили до обидного мало, но то, что сделали, измеряется не только количеством лет, через которые прошло ваше стихотворное наследие, но и тем, как оно влияет на души людские. И тем, какую в них рождает музыку. Низкий вам поклон!

И спасибо всем, кто прочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

Сергей Есенин в музыке
Список литературы (2007 – 2019 гг.)

1. Агальцов, С. А. Заметки читателя стихов / С. А. Агальцов. – Текст : непосредственный // Уроки литературы. – 2019. – № 4. – С. 3-6 : ил.
Автор статьи размышляет о мелодичности стихотворений русских поэтов Н. Рубцова и С. Есенина.

2. Бердянова, Н. Песня как тема и образ в творчестве С. А. Есенина / Н. Бердянова. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 172-175. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383286 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

3. Гайдук, М. В. «Вечером синим...» : Поэтика С. Есенина в музыкальном отражении Г. Свиридова / М. В. Гайдук, С. А. Стасюк. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2019. – № 2 (49). – С. 77-80. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41301465 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье отмечены особенности музыкального прочтения стихотворений «Вечером синим» и «Табун» С. Есенина в цикле Г. Свиридова «Пять хоров на слова русских поэтов».

4. Демченко, А. И. «Звёздное» десятилетие Георгия Свиридова / А. И. Демченко. – Текст : электронный // Проблемы музыкальной науки. – 2015. – № 4 (21). – С. 25-37. – ISSN 1997-0854. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25083716 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

5. Есенин : [сайт]. – URL: http://esenin.ru (дата обращения: 29.09.2020). – Текст : электронный.

6. Есенин в музыке : [раздел электронного научного издания]. – Текст : электронный // Русская литература и фольклор : фундаментальная электронная библиотека. – URL: http://feb-web.ru/feb/esenin/default.asp?/feb/esenin/music/rubmus.html (дата обращения: 29.09.2020).
В предлагаемом разделе электронного научного издания «Есенин», размещенного в фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор», представлены произведения вокально-инструментального, симфонического, оперного и балетного искусства, написанные русскими и зарубежными композиторами XX – XXI вв. на стихи С. А. Есенина или созданные по мотивам его произведений.

7. Касаткин, В. Музыкальный памятник поэту / Владимир Касаткин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 88-90. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23031836 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О поэзии Сергея Александровича Есенина в русской музыке.

8. Князев, А. Н. Раздел «Есенин» в фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор» / А. Н. Князев. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2016. – № 3 (38). – С. 84-85. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28848624 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

9. Козлова, Л. В. Музыкальное иллюстрирование на уроке литературного чтения : (при изучении стихотворения С. А. Есенина «Поет зима – аукает...») / Л. В. Козлова. – Текст : непосредственный // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 3. – С. 63-67. – Библиогр.: с. 67 (4 назв.). – ISSN 2071-9515.
Предлагается новый подход к хоровому выразительному чтению стихотворений.

10. Коленчикова, Н. В. ...Я слышу, что это музыка...» : Мелодизация стиха в поэзии С. Есенина / Н. В. Коленчикова. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2014. – № 31. – С. 10-13. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22962698 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Стихи С. А. Есенина отличаются необычайной песенностью и мелодичностью. Поэт, исполняя свои стихи, изумительно передавал их музыкальность. Он еще не пел, как барды, но подготовил почву для авторской песни своим чтением-пением.

11. Конкина, А. Ю. Рок-потенциал лирики Сергея Есенина и современная рок-культура / А. Ю. Конкина. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2013. – № 24. – С. 77-82. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22993233 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

12. Обыдёнкин, Н. В. С. Есенин в музыке: основные имена / Николай Обыдёнкин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 253-257 : 5 фот. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383301 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О русских композиторах, внесших свой вклад в пропаганду есенинского наследия средствами музыкального искусства.

13. Рудик, И. В. Есенинский миф и его влияние на становление биографического мифа в русской рок-поэзии / Ирина Рудик. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2007. – № 7. – С. 142-151. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23502942 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Влияние личности и творчества Сергея Александровича Есенина на становление и развитие биографического мифа рок-авторов.

14. Рудик, И. В. Традиции С. Есенина в современной рок-поэзии / Ирина Рудик. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2007. – № 6. – С. 181-188. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23502890 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О влиянии поэзии Сергея Александровича Есенина на творчество современных русских поэтов-певцов.

15. Руднев, Е. Н. Музыка поэзии С. А. Есенина и поэзия музыки Г. В. Свиридова : интегрированный урок в 11 классе / Е. Н. Руднев, Т. М. Водопьянова. – Текст : непосредственный // Русская словесность. – 2014. – № 2. – С. 12-23 : рис., портр. – Библиогр.: с. 23 . – ISSN 0868-9539.
Совершенствование умения анализировать поэтическое и музыкальное произведения. Конспект интегрированного урока в 11 классе.

16. Сухов, А. В. Музыкальные образы в библейских поэмах С.А. Есенина 1917-1918 годов / А. В. Сухов. – Текст : электронный // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. Т. 3, № 6 (28). – С. 266-270. – ISSN 2221-951X. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24901647 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье в контексте мифа о поэте-пророке анализируются музыкальные образы библейских поэм Сергея Есенина. Отмечается полифонический характер отразившихся в них музыкальных мотивов. Определяется ключевая роль образов музыкальных инструментов: трубы и колокола, звучание которых воспринимается через переосмысленный Есениным мотив Апокалипсиса и символизирует преображение России в эпоху революции.

17. Сухов, А. В. Музыкальные образы как отражение апокалипсических мотивов в поэме С. А. Есенина «Сорокоуст» / А. В. Сухов. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 126-134. – Библиогр.: с. 132-133 (13 назв.). – ISSN 2072-3024.
В статье в контексте апокалипсических мотивов рассматриваются особенности музыкальных образов поэмы Сергея Есенина "Сорокоуст". Актуальность работы определяется тем, что в современном есениноведении наметилась особая тенденция, связанная с изучением творчества поэта с точки зрения синтеза искусств: литературы и музыки. Цель исследования – доказать, что музыкальные образы играют важную роль в формировании идейно-смыслового содержания произведения и выстраиваются по принципу антитезы.

18. Сухов, А. В. Музыкальный образ гитары в творчестве С. А. Есенина / А. В. Сухов. – Текст : электронный // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 71-75. – ISSN 2410-2083. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24215104 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье рассматривается музыкальный образ гитары в поэзии Сергея Есенина. Выявляется специфика данного образа в связи с творческой эволюцией поэта и проводится сравнительно-сопоставительный анализ в контексте определенных литературных традиций. Доказано, что музыкальный образ звучащей гитары способствовал отражению сложного психологического состояния лирического героя Есенина.

19. Сухов, А. В. Образы духовых музыкальных инструментов в контексте эволюции представлений С.А. Есенина о предназначении поэтического искусства / А. В. Сухов. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2013. – № 26. – С. 57-61. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22993264 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

20. Сухов, А. Образы музыкальных инструментов в творчестве Сергея Есенина / Алексей Сухов. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 54-70. – Библиогр.: в сносках. – Прил. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23031829 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Создавая образы музыкальных инструментов, Сергей Александрович Есенин вкладывал в них глубокий смысл. Их эволюция во многом отражает пути творческих исканий поэта.

21. Трушин, А. С. Сергей Есенин и Александр Вертинский / А. С. Трушин // Современное есениноведение. – 2018. – № 3 (46). – С. 106-109. – ISSN 2073-7467. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36425560 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Рассмотрены биографические и творческие параллели между С. А. Есениным и А. Н. Вертинским. Вертинский любил петь песни на стихи рязанского поэта и читать его стихи, делая это в своей манере.

22. Трушин, А. С. Русская гармонь и ее виды в жизни и творчестве С. А. Есенина (историко-культурный экскурс) / А. С. Трушин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2016. – № 3 (38). – С. 69-76. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28848621 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

23. Чернова, Е. В. Мотив соловьиной песни как жанровый маркер бытового романса / Е. В. Чернова. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2014. – № 28. – С. 48-53. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22936471 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

24. Шевченко, Т. Кантата «Светлый гость» Георгия Свиридова на слова Сергея Есенина / Татьяна Шевченко. – Текст : непосредственный // Музыкальная академия. – 2012. – № 2. – С. 153-165. – Библиогр. в примеч. . – ISSN 0869-4516.
Ключевая идея, композиционно-структурные особенности, символика формы и принципы музыкальной ткани кантаты российского композитора Георгия Васильевича Свиридова "Светлый гость" на слова Сергея Александровича Есенина.

25. Шишкина, Е. А. Певучая душа России. Есенин и музыка : литературно-музыкальный вечер. XI класс / Е. А. Шишкина. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2013. – № 10. – С. 38-42 : ил. – ISSN 0130-3414.


Список подготовила Н. Н. Казакова


Обещанные ссылки на ранее опубликованные посты к Дню музыки:

Волшебный мир звуков (О балалайке и Алексее Архиповском) 


(о великолепном музыкальном стиле под названием кроссовер)

(музыкальное путешествие по литературным страницам, на которых звучали известные музыкальные произведения)

(стихотворения в сопровождении красивой классической музыки, в них  упомянутой)

(о литературных произведениях, вдохновивших композиторов)

13 комментариев :

  1. Неоднозначный для меня Есенин в мои юные годы покорил своими стихами про животных. Вот же и сам он про себя:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.

    С днём музыки, Агния! С днёи рождения поэта!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как человек, да! - неоднозначный. Впрочем, такого масштаба личности и не могут быть просты и линейны. Я пока писала, столько о Есенине воспоминаний перечитала, столько нового узнала. Но тут уж, определенно, многое зависит и от того, кто вспоминает, какие между ними отношения были.
      Светлана, спасибо! И тебя тоже поздравляю!

      Удалить
    2. Тоже, пока выставку готовила, книгу воспоминаний начала читать;) погрузилась;)
      А ещё прелюбопытную книгу на полке в библиотеке обнаружила. Прям в блоге написать, что ли, о ней?..

      Удалить
    3. Света, пиши!!! Я с удовольствием почитаю, поскольку тоже погрузилась.

      Удалить
  2. Такой талантливый поэт и такая страшная судьба!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень-очень жаль, что так недолго прожил, что так трагически закончилась его жизнь.
      Спасибо, Ирина Михайловна!

      Удалить
  3. Спасибо, Агния, за этот музыкально-поэтический пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо, Наталия Викторовна! Если понравилось, если напомнило любимые строки и песни, я очень рада!

      Удалить
  4. Агния, спасибо огромное за вдохновляюще-познавательный пост! Тема Есенин и музыка меня всегда интересовала. Очень интересно! Отдельное спасибо за библиографию. Я пока готовила пост Есенин в живописи - тоже погрузилась в живописный вернисаж. Столько много работ, посвященных поэту! Отдельно есть творчество зеков - вот уж где простор фантазии и какого-о своего мира. Брала, в основном, художников известных, но какие интересные и разные работы... У каждого свой Есенин.
    Спасибо за пост, за бережное и трепетное отношение к поэту. Удачи, успехов, добра и всех благ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Борисовна, да, действительно, живописная есениниана тоже огромна и разнообразна. Вдохновлял, вдохновляет и вдохновлять будет Сергей Александрович своих собратьев по всем творческим цехам.
      Спасибо Вам за добрые слова и пожелания!

      Удалить
  5. Матушка-то какая колоритная, а как рассказывает!
    Да, есенинский язык очень певучий, песни великолепные!
    Агния, спасибо за труд, за список, за профессионализм!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не говори, мне как попалась эта запись, я просто была потрясена: для нас-то уже сам Есенин вооон когда жил, а матушка-то его и вовсе) А тут - на видео. И, заметь, деревенская же бабушка, а как говорит! Потому вцепилась в этот ролик и не могла не разместить.
      Спасибо тебе, Ира!

      Удалить
    2. Вот я тоже подумала, что деревенская, а рассказчица такая) очевидно, было в кого уродится Есенину)

      Удалить