четверг, 1 октября 2020 г.

«Пусть и жизнь моя за песню отдана…»

К Международному дню музыки и юбилею великого поэта


Мы с вами как уже только не отмечали 1 октября – Международный день музыки. (Если что, все ссылки явлены под постом.)

Сегодня будем чествовать человека, о котором, ничуть не преувеличив, можно сказать, что его поэзия – родная сестра музыки. Красноречив даже такой факт: в огромном количестве его стихотворений упоминались музыкальные темы и образы.
Однако еще важнее не только внешний признак, но и признак более глубокий и тонкий – потрясающая мелодичность его лирики. Одна из жён нашего героя, ни слова не понимавшая по-русски, сказала однажды о его стихах: «Я слышу, что это музыка». А уж, поверьте, в том что касалось музыки и ритма, она знала толк.
Трепетные души композиторов и вовсе не смогли пройти мимо творчества, имеющего столь привлекательную для них черту. Так что создано немалое количество песен на стихи...

…великого русского поэта Сергея Александровича ЕСЕНИНА (3.10.1895 – 28.12.1925), 125-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году. А женой его была известнейшая в свое время американская танцовщица Айседора Дункан. Но это так – для справки.

Чтобы не быть голословной, напомню некоторые стихотворения или же отрывки из стихотворений «музыкальной» тематики, принадлежащие перу Сергея Есенина.

В них отражено столько разнообразных эмоций, столько разнообразных «певцов» задействовано!

Поет сама природа, весь окружающий мир: и птицы, и ветер, и деревья, и любые предметы, и даже времена года…

ВОТ УЖ ВЕЧЕР. РОСА…
<…> От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу. <…>
1910


ГЛУПОЕ СЕРДЦЕ, НЕ БЕЙСЯ!..
<…> Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.
1925


НЕ РУГАЙТЕСЬ. ТАКОЕ ДЕЛО!..
<…> Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому. <…>
1922

ВЕЧЕР ЧЕРНЫЕ БРОВИ НАСОПИЛ
<…> Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.<…>
1923


КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ...
<…> Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете. <…>
1925


ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ…
<…> Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь. <…>
1916

ЗАПЕЛИ ТЕСАНЫЕ ДРОГИ…
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.<…>


НЕУЮТНАЯ ЖИДКАЯ ЛУННОСТЬ…
<…> По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес...
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.<…>
1925

В таком певучем мире, казалось бы, и музыкальные инструменты не  нужны, но без них тоже не обошлось.

ЗАИГРАЙ, СЫГРАЙ…
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Пусть послушает красавица прибаски жениха.
1912


НИКОГДА Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ…
<…> У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край? <…>
1924


БАТУМ
<…> Оттого
При встрече иностранки
Я под скрипы
Шхун и кораблей
Слышу голос
Плачущей шарманки
Иль далекий
Окрик журавлей.<…>
1924


МЕЛКОЛЕСЬЕ. СТЕПЬ И ДАЛИ...
<…> Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.
1925

И люди тоже поют. Поводов у них всегда предостаточно.

Иногда приходят мысли о детстве, о семье…

МАТУШКА В КУПАЛЬНИЦУ ПО ЛЕСУ ХОДИЛА…
<…> Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали. <…>
1912


АХ, КАК МНОГО НА СВЕТЕ КОШЕК…
<…> Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок. <…>
1925

СНЕЖНАЯ ЗАМЯТЬ ДРОБИТСЯ И КОЛЕТСЯ…
<…> Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою. <…>
1925


РАЗБУДИ МЕНЯ ЗАВТРА РАНО…
<…> Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
1917

Иногда причиной тому горечь и печаль, неотделимые от бытия человеческого...

БРАТУ ЧЕЛОВЕКУ
<…> Посмотри, как он трудится в поле,
Пашет твердую землю сохой,
И послушай ты песни про горе,
Что поет он, идя бороздой. <…>
1912


ИСПОВЕДЬ САМОУБИЙЦЫ
<…> Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою. <…>
1912-1913


МИР ТАИНСТВЕННЫЙ, МИР МОЙ ДРЕВНИЙ…
<…> Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.

И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу...
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
1921


РУСЬ БЕСПРИЮТНАЯ
<…> Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.
1924

Иногда – философское настроение при взгляде вокруг, в результате размышлений о жизни…

ПОЭТАМ ГРУЗИИ
<…> И каждый в племени своем,
Своим мотивом и наречьем,
Мы всяк
По-своему поем,
Поддавшись чувствам
Человечьим... <…>
1924


КАЛИКИ
<…> Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси. <…>
1910


ПОЙДУ В СКУФЬЕ СМИРЕННЫМ ИНОКОМ…
<…> Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари. <…>
1914-1922


ИЗДАТЕЛЬ СЛАВНЫЙ! В ЭТОЙ КНИГЕ...
<…> Пускай о многом неумело
Шептал бумаге карандаш,
Душа спросонок хрипло пела,
Не понимая праздник наш. <…>
1924


ПРОЩАЙ, БАКУ! ТЕБЯ Я НЕ УВИЖУ…
<…> Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму...
Чтоб голова его, как роза золотая,
Кивала нежно мне в сиреневом дыму.
1925

МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ…
<…> Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил. <…>
1924


СПИТ КОВЫЛЬ. РАВНИНА ДОРОГАЯ…
<…> По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
1925


ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ…
Проплясал, проплакал дождь весенний,
         Замерла гроза.
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,
         Подымать глаза...

Скучно слушать под небесным древом
         Взмах незримых крыл:
Не разбудишь ты своим напевом
         Дедовских могил!

Привязало, осаднило слово
         Даль твоих времен.
Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых
         Прозвенит твой сон.

Кто-то сядет, кто-то выгнет плечи,
         Вытянет персты.
Близок твой кому-то красный вечер,
         Да не нужен ты.

Всколыхнет он Брюсова и Блока,
         Встормошит других.
Но все так же день войдет с востока,
         Так же вспыхнет миг.

Не изменят лик земли напевы,
         Не стряхнут листа...
Навсегда твои пригвождены ко древу
         Красные уста.

Навсегда простер глухие длани
         Звездный твой Пилат.
Или, Или, лама савахфани,*
         Отпусти в закат.
 ___ 
* "Боже мой. Боже мой, для чего Ты меня оставил?"
(дрeвнеевр.) – в Евангелии (Матф. 27. 46) -
предсмертные слова распятого Христа.
1917

Иногда песню рождает любовь. Ее муки. Ее нежность…

НЕ БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ...
<…> В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста. <…>
1915-1916


В ХОРОССАНЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ДВЕРИ…
<…> Ни к чему в любви моей отвага.
И зачем? Кому мне песни петь? –
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.

Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.

До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.
1925


ЗОЛОТО ХОЛОДНОЕ ЛУНЫ…
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Далеко-далече там Багдад,
Где жила и пела Шахразада.
Но теперь ей ничего не надо.
Отзвенел давно звеневший сад.

Призраки далекие земли
Поросли кладбищенской травою.
Ты же, путник, мертвым не внемли,
Не склоняйся к плитам головою.

Оглянись, как хорошо другом:
Губы к розам так и тянет, тянет.
Помирись лишь в сердце со врагом -
И тебя блаженством ошафранит.

Жить – так жить, любить – так уж влюбляться.
В лунном золоте целуйся и гуляй,
Если ж хочешь мертвым поклоняться,
То живых тем сном не отравляй.

Это пела даже Шахразада, –
Так вторично скажет листьев медь.
Тех, которым ничего не надо,
Только можно в мире пожалеть.
1925


ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ
<…> Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет. <…>
1918


ПУСКАЙ ТЫ ВЫПИТА ДРУГИМ…
<…> Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве. <…>
1923


ЗАМЕТАЛСЯ ПОЖАР ГОЛУБОЙ…
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить. <…>
1923


СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ…
<…> Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
1910


ПЛАЧЕТ МЕТЕЛЬ, КАК ЦЫГАНСКАЯ СКРИПКА...
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка,
Я ль не робею от синего взгляда?
Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи –
Ты молодая, а я все прожил.
Юношам счастье, а мне лишь память
Снежною ночью в лихую замять.

Я не заласкан – буря мне скрипка.
Сердце метелит твоя улыбка.
1925

НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ…
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
1925


НУ, ЦЕЛУЙ МЕНЯ, ЦЕЛУЙ…
<…> И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас –
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!
1925


Иногда  воспоминания об историческом прошлом, о великих предшественниках…

НА КАВКАЗЕ
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.

Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
«Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной». <…>
1924


ПУШКИНУ
<…> Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть. <…>
1924


НА ПЛЕТНЯХ ВИСЯТ БАРАНКИ…
<…> Ой, удал и многосказен
Лад веселый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну. <…>
1915


СВЕТ ВЕЧЕРНИЙ ШАФРАННОГО КРАЯ…
Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям. <…>
1924

Есть у Сергея Есенина и стихотворения с самыми что ни на есть музыкальными названиями.

КАНТАТА
Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц...
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот...
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.
1918


ДАЛЕКАЯ ВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ
Далеко-далеко от меня
Кто-то весело песню поет.
И хотел бы провторить ей я,
Да разбитая грудь не дает.

Тщетно рвется душа до нее,
Ищет звуков подобных в груди,
Потому что вся сила моя
Истощилась еще впереди.

Слишком рано я начал летать
За мечтой идеала земли,
Рано начал на счастье роптать,
Разбираясь в прожитой дали.

Рано пылкой душою своей
Я искал себе мрачного дня
И теперь не могу вторить ей,
Потому что нет сил у меня.
1912

А еще в этом ряду: Подражанье песне (1910), Песнь о собаке (1915), Песнь о хлебе (1921).

Можно было бы еще продолжать и продолжать, но в такой день никак не обойтись только текстами.







Поэт Андрей Дементьев посвятил однажды своему литературному предшественнику стихотворение.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ
У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Мне приснился сон о Есенине,
Ведь родился он в ночь осеннюю.
Догорает лес, золотит закат,
Как листки стихов.

У Есенина день рождения.
В звонком золоте даль осенняя,
Словно музыка вдохновения
Над землей шумит листва.

Выходила мать за околицу,
Сердцем верила, он торопится.
Рядом с нею ждал золотистый клен,
Как похож листвой на Сережу он.

Вновь звучат стихи синей полночью,
Все хорошее в ними вспомнится.
По-есенински я хочу любить,
Чтобы с песнею всюду рядом быть.

Осень празднует день рождения
Гроздья красные, даль осенняя
У Есенина день рождения
День рождения любви.
1995

Коли уж зашла речь, предлагаю послушать живые воспоминания Татьяны Федоровны Есениной, матери поэта. Видео записано в 1955 году. И это огромное счастье и удача. Пусть не совсем по теме, зато до мурашек.

С днем рождения, дорогой Сергей Александрович! С юбилеем! Вы прожили до обидного мало, но то, что сделали, измеряется не только количеством лет, через которые прошло ваше стихотворное наследие, но и тем, как оно влияет на души людские. И тем, какую в них рождает музыку. Низкий вам поклон!

И спасибо всем, кто прочитал до конца!

С уважением,
ваша Агния

Сергей Есенин в музыке
Список литературы (2007 – 2019 гг.)

1. Агальцов, С. А. Заметки читателя стихов / С. А. Агальцов. – Текст : непосредственный // Уроки литературы. – 2019. – № 4. – С. 3-6 : ил.
Автор статьи размышляет о мелодичности стихотворений русских поэтов Н. Рубцова и С. Есенина.

2. Бердянова, Н. Песня как тема и образ в творчестве С. А. Есенина / Н. Бердянова. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 172-175. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383286 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

3. Гайдук, М. В. «Вечером синим...» : Поэтика С. Есенина в музыкальном отражении Г. Свиридова / М. В. Гайдук, С. А. Стасюк. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2019. – № 2 (49). – С. 77-80. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41301465 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье отмечены особенности музыкального прочтения стихотворений «Вечером синим» и «Табун» С. Есенина в цикле Г. Свиридова «Пять хоров на слова русских поэтов».

4. Демченко, А. И. «Звёздное» десятилетие Георгия Свиридова / А. И. Демченко. – Текст : электронный // Проблемы музыкальной науки. – 2015. – № 4 (21). – С. 25-37. – ISSN 1997-0854. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25083716 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

5. Есенин : [сайт]. – URL: http://esenin.ru (дата обращения: 29.09.2020). – Текст : электронный.

6. Есенин в музыке : [раздел электронного научного издания]. – Текст : электронный // Русская литература и фольклор : фундаментальная электронная библиотека. – URL: http://feb-web.ru/feb/esenin/default.asp?/feb/esenin/music/rubmus.html (дата обращения: 29.09.2020).
В предлагаемом разделе электронного научного издания «Есенин», размещенного в фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор», представлены произведения вокально-инструментального, симфонического, оперного и балетного искусства, написанные русскими и зарубежными композиторами XX – XXI вв. на стихи С. А. Есенина или созданные по мотивам его произведений.

7. Касаткин, В. Музыкальный памятник поэту / Владимир Касаткин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 88-90. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23031836 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О поэзии Сергея Александровича Есенина в русской музыке.

8. Князев, А. Н. Раздел «Есенин» в фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор» / А. Н. Князев. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2016. – № 3 (38). – С. 84-85. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28848624 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

9. Козлова, Л. В. Музыкальное иллюстрирование на уроке литературного чтения : (при изучении стихотворения С. А. Есенина «Поет зима – аукает...») / Л. В. Козлова. – Текст : непосредственный // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 3. – С. 63-67. – Библиогр.: с. 67 (4 назв.). – ISSN 2071-9515.
Предлагается новый подход к хоровому выразительному чтению стихотворений.

10. Коленчикова, Н. В. ...Я слышу, что это музыка...» : Мелодизация стиха в поэзии С. Есенина / Н. В. Коленчикова. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2014. – № 31. – С. 10-13. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22962698 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Стихи С. А. Есенина отличаются необычайной песенностью и мелодичностью. Поэт, исполняя свои стихи, изумительно передавал их музыкальность. Он еще не пел, как барды, но подготовил почву для авторской песни своим чтением-пением.

11. Конкина, А. Ю. Рок-потенциал лирики Сергея Есенина и современная рок-культура / А. Ю. Конкина. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2013. – № 24. – С. 77-82. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22993233 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

12. Обыдёнкин, Н. В. С. Есенин в музыке: основные имена / Николай Обыдёнкин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2008. – № 8. – С. 253-257 : 5 фот. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383301 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О русских композиторах, внесших свой вклад в пропаганду есенинского наследия средствами музыкального искусства.

13. Рудик, И. В. Есенинский миф и его влияние на становление биографического мифа в русской рок-поэзии / Ирина Рудик. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2007. – № 7. – С. 142-151. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23502942 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Влияние личности и творчества Сергея Александровича Есенина на становление и развитие биографического мифа рок-авторов.

14. Рудик, И. В. Традиции С. Есенина в современной рок-поэзии / Ирина Рудик. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2007. – № 6. – С. 181-188. – Библиогр. в сносках. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23502890 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
О влиянии поэзии Сергея Александровича Есенина на творчество современных русских поэтов-певцов.

15. Руднев, Е. Н. Музыка поэзии С. А. Есенина и поэзия музыки Г. В. Свиридова : интегрированный урок в 11 классе / Е. Н. Руднев, Т. М. Водопьянова. – Текст : непосредственный // Русская словесность. – 2014. – № 2. – С. 12-23 : рис., портр. – Библиогр.: с. 23 . – ISSN 0868-9539.
Совершенствование умения анализировать поэтическое и музыкальное произведения. Конспект интегрированного урока в 11 классе.

16. Сухов, А. В. Музыкальные образы в библейских поэмах С.А. Есенина 1917-1918 годов / А. В. Сухов. – Текст : электронный // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. Т. 3, № 6 (28). – С. 266-270. – ISSN 2221-951X. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24901647 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье в контексте мифа о поэте-пророке анализируются музыкальные образы библейских поэм Сергея Есенина. Отмечается полифонический характер отразившихся в них музыкальных мотивов. Определяется ключевая роль образов музыкальных инструментов: трубы и колокола, звучание которых воспринимается через переосмысленный Есениным мотив Апокалипсиса и символизирует преображение России в эпоху революции.

17. Сухов, А. В. Музыкальные образы как отражение апокалипсических мотивов в поэме С. А. Есенина «Сорокоуст» / А. В. Сухов. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 126-134. – Библиогр.: с. 132-133 (13 назв.). – ISSN 2072-3024.
В статье в контексте апокалипсических мотивов рассматриваются особенности музыкальных образов поэмы Сергея Есенина "Сорокоуст". Актуальность работы определяется тем, что в современном есениноведении наметилась особая тенденция, связанная с изучением творчества поэта с точки зрения синтеза искусств: литературы и музыки. Цель исследования – доказать, что музыкальные образы играют важную роль в формировании идейно-смыслового содержания произведения и выстраиваются по принципу антитезы.

18. Сухов, А. В. Музыкальный образ гитары в творчестве С. А. Есенина / А. В. Сухов. – Текст : электронный // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 71-75. – ISSN 2410-2083. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24215104 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
В статье рассматривается музыкальный образ гитары в поэзии Сергея Есенина. Выявляется специфика данного образа в связи с творческой эволюцией поэта и проводится сравнительно-сопоставительный анализ в контексте определенных литературных традиций. Доказано, что музыкальный образ звучащей гитары способствовал отражению сложного психологического состояния лирического героя Есенина.

19. Сухов, А. В. Образы духовых музыкальных инструментов в контексте эволюции представлений С.А. Есенина о предназначении поэтического искусства / А. В. Сухов. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2013. – № 26. – С. 57-61. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22993264 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

20. Сухов, А. Образы музыкальных инструментов в творчестве Сергея Есенина / Алексей Сухов. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 54-70. – Библиогр.: в сносках. – Прил. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23031829 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Создавая образы музыкальных инструментов, Сергей Александрович Есенин вкладывал в них глубокий смысл. Их эволюция во многом отражает пути творческих исканий поэта.

21. Трушин, А. С. Сергей Есенин и Александр Вертинский / А. С. Трушин // Современное есениноведение. – 2018. – № 3 (46). – С. 106-109. – ISSN 2073-7467. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36425560 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Рассмотрены биографические и творческие параллели между С. А. Есениным и А. Н. Вертинским. Вертинский любил петь песни на стихи рязанского поэта и читать его стихи, делая это в своей манере.

22. Трушин, А. С. Русская гармонь и ее виды в жизни и творчестве С. А. Есенина (историко-культурный экскурс) / А. С. Трушин. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2016. – № 3 (38). – С. 69-76. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28848621 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

23. Чернова, Е. В. Мотив соловьиной песни как жанровый маркер бытового романса / Е. В. Чернова. – Текст : электронный // Современное есениноведение. – 2014. – № 28. – С. 48-53. – ISSN 2073-7467. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22936471 (дата обращения: 29.09.2020). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

24. Шевченко, Т. Кантата «Светлый гость» Георгия Свиридова на слова Сергея Есенина / Татьяна Шевченко. – Текст : непосредственный // Музыкальная академия. – 2012. – № 2. – С. 153-165. – Библиогр. в примеч. . – ISSN 0869-4516.
Ключевая идея, композиционно-структурные особенности, символика формы и принципы музыкальной ткани кантаты российского композитора Георгия Васильевича Свиридова "Светлый гость" на слова Сергея Александровича Есенина.

25. Шишкина, Е. А. Певучая душа России. Есенин и музыка : литературно-музыкальный вечер. XI класс / Е. А. Шишкина. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2013. – № 10. – С. 38-42 : ил. – ISSN 0130-3414.


Список подготовила Н. Н. Казакова


Обещанные ссылки на ранее опубликованные посты к Дню музыки:

Волшебный мир звуков (О балалайке и Алексее Архиповском) 


(о великолепном музыкальном стиле под названием кроссовер)

(музыкальное путешествие по литературным страницам, на которых звучали известные музыкальные произведения)

(стихотворения в сопровождении красивой классической музыки, в них  упомянутой)

(о литературных произведениях, вдохновивших композиторов)

13 комментариев :

  1. Неоднозначный для меня Есенин в мои юные годы покорил своими стихами про животных. Вот же и сам он про себя:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.

    С днём музыки, Агния! С днёи рождения поэта!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как человек, да! - неоднозначный. Впрочем, такого масштаба личности и не могут быть просты и линейны. Я пока писала, столько о Есенине воспоминаний перечитала, столько нового узнала. Но тут уж, определенно, многое зависит и от того, кто вспоминает, какие между ними отношения были.
      Светлана, спасибо! И тебя тоже поздравляю!

      Удалить
    2. Тоже, пока выставку готовила, книгу воспоминаний начала читать;) погрузилась;)
      А ещё прелюбопытную книгу на полке в библиотеке обнаружила. Прям в блоге написать, что ли, о ней?..

      Удалить
    3. Света, пиши!!! Я с удовольствием почитаю, поскольку тоже погрузилась.

      Удалить
  2. Такой талантливый поэт и такая страшная судьба!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень-очень жаль, что так недолго прожил, что так трагически закончилась его жизнь.
      Спасибо, Ирина Михайловна!

      Удалить
  3. Спасибо, Агния, за этот музыкально-поэтический пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо, Наталия Викторовна! Если понравилось, если напомнило любимые строки и песни, я очень рада!

      Удалить
  4. Агния, спасибо огромное за вдохновляюще-познавательный пост! Тема Есенин и музыка меня всегда интересовала. Очень интересно! Отдельное спасибо за библиографию. Я пока готовила пост Есенин в живописи - тоже погрузилась в живописный вернисаж. Столько много работ, посвященных поэту! Отдельно есть творчество зеков - вот уж где простор фантазии и какого-о своего мира. Брала, в основном, художников известных, но какие интересные и разные работы... У каждого свой Есенин.
    Спасибо за пост, за бережное и трепетное отношение к поэту. Удачи, успехов, добра и всех благ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Борисовна, да, действительно, живописная есениниана тоже огромна и разнообразна. Вдохновлял, вдохновляет и вдохновлять будет Сергей Александрович своих собратьев по всем творческим цехам.
      Спасибо Вам за добрые слова и пожелания!

      Удалить
  5. Матушка-то какая колоритная, а как рассказывает!
    Да, есенинский язык очень певучий, песни великолепные!
    Агния, спасибо за труд, за список, за профессионализм!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не говори, мне как попалась эта запись, я просто была потрясена: для нас-то уже сам Есенин вооон когда жил, а матушка-то его и вовсе) А тут - на видео. И, заметь, деревенская же бабушка, а как говорит! Потому вцепилась в этот ролик и не могла не разместить.
      Спасибо тебе, Ира!

      Удалить
    2. Вот я тоже подумала, что деревенская, а рассказчица такая) очевидно, было в кого уродится Есенину)

      Удалить